УДК 378+796
ФОРМИРОВАНИЕ ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
© 2012 А.М.Имашев
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма.
Набережные Челны
Статья поступила в редакцию 15.06.2011
В статье показан положительный эффект применения концептуальной модели в формировании гностических функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры. Статья является частью результатов диссертационного исследования по обозначенной теме и может быть интересна специалистам высшей физкультурно-спортивной профессионально-педагогической школы, изучающим данную проблему. Ключевые слова: функциональная компетентность, основные педагогические функции, гностическая педагогическая функция, функциональные элементы, будущий учитель физической культуры.
Проблема формирования функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры актуальна в аспекте решения задач повышения качества высшего профессионального образования. Гностическая функциональная компетентность будущих учителей физической культуры рассматривается нами как операциональная часть их профессиональной компетентности, характеризующаяся уровнем сфор-мированности комплекса функциональных элементов профессионально-педагогической деятельности (знаний-умений-навыков основных педагогических функций) по приобщению субъекта и объекта педагогической системы к исследовательской деятельности.
В работе представлены результаты формирующего экспериментального исследования по применению концепции вузовского формирования функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры с решением соответствующими методами поставленных задач, повышающих качество образовательного процесса. Исследование проводилось в течении 10 лет (1999 - 2009 г.г.). Выборка испытуемых составила 40 студентов (по 20 в контрольной и экспериментальной) академических групп специализации «Теория и методика физического воспитания» специальности 033200 - «Физическая культура и спорт», обучавшиеся на 1 - 5 курсах факультета дневной формы обучения КамГИФК (соответственно в 1999 - 2004 г.г. и 2004 - 2009 г.г.). Диагностический инструмент и методика исследования авторская: «Портативная Карта диагностики функциональной компетентности учителя физической культуры», включающая (фрагментарно) 10 элемен-
Имашев Азат Масгутович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физического воспитания. E-mail: [email protected]; azatimashev@mail. ru
тарных компонентов гностической педагогической функции1.
Констатирующие эксперименты проводились в учебных аудиториях, во внеучебное время, в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, предлагаемыми в специальной литературе, с соблюдением принципов научной этики. В контрольной группе образовательный процесс осуществлялся традиционно. В экспериментальной группе проведен лонгитюдный формирующий эксперимент по технологиям, включающим концептуальный функционально-компетентностный материал. Эмпирическая работа дала возможность получить 2000 «человеко-замеров», характеризующих гностические функциональные компетентности будущих учителей физической культуры (Таб.1).
В контрольной группе динамика изменения функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры по гностической педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,4-1,4-1,5-1,8-2,0) значимы по ^кр. Стьюден-та на уровне а = 0,001, что означает наличие динамики изменения от относительно невысокого уровня «знание» на 1 - 3 курсе к относительно высокому уровню «знание» на 4 курсе до относительно невысокого уровня «умение» на 5 курсе обучения в данном виде деятельности. Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 0,9 балла у функционального элемента № 6 и 2,2 балла у функционального элемента № 8. Более сформированным среди других чаще оказался функциональный элемент № 8 - «Использовать личный опыт работы» с функциональной компетентно-
1 Имашев А.М. Структура и динамика функциональной компетентности будущего учителя физической культуры // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - Том 11. - № 4 (30). - С. 29 - 33.
стью (1,7-1,3-1,6-2,2-2,2) много выше уровня «знание» и выше уровня «умение». «Западающим» чаще проявил себя функциональный элемент № 10 «Прогнозировать методы и средства работы» с функциональной компетентностью (1,3-1,1-1,1-1,7-1,9) не значительно-значительно выше уровня «знание» и не значительно ниже уровня «умение». Более прогрессирующим про-
явил себя функциональный элемент № 6 «Использовать психолого-педагогические исследования» с функциональной компетентностью в пределах 0,9-1,9 балла. Наименее прогрессирующим явно не проявил себя ни один функциональный элемент гностической педагогической функции (Таб. 2, Рис. 1).
Таб. 1. Индивидуальные показатели уровней сформированности гностических функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры в контрольной и экспериментальной (верхняя и нижняя таблицы соответственно) группах
№ курс
п/ п I II III IV V
1. 3333332333 0223122221 2222222222 2222312333 3323222222
2. 1233112231 2132211123 1212233222 2222322332 2323232333
3. 1122002101 2211211102 2222121212 2123322332 3333132212
4. 1121101211 1122111221 2222212222 2322222332 3222211322
5. 0111212101 1111102111 1222322332 2223322222 1112133223
6. 2211311232 0121111211 1133223132 2132333332 3232113323
7. 1222321112 1223222222 2213223331 3322222223 2332333232
8. 2111111111 1101111211 2333232222 2222332332 2321223221
9. 1111000122 2222212232 1211221222 2233322233 2313323322
10. 1111121222 3311212221 3123321222 2222222322 22321332221
11. 2110012211 2323211222 3223332332 3223322232 211223322
12. 2221112211 1232221211 2222222233 2223332332 2133232322
13. 1223331011 3001101120 2233322223 3212222223 2312222332
14. 1221123211 1101100231 1222112221 2231222132 1232322232
15. 2321232312 1231211210 2222322333 3223232322 2213222321
16. 2221123210 2121101211 1122323232 2221322111 3333223212
17. 3323232322 2222222322 2222223332 2223321233 3223222231
18. 0033321332 3222212222 2112121222 2223313222 2323332333
19. 2212213123 1222223121 1221222212 2221223133 1233222122
20. 1212012121 2232213221 2122121222 2223233222 3312333322
1. 1210111122 1111111221 2221111111 11222122212 2221123222
2. 2132111121 2222222222 2222323323 223212222 2232222122
3. 1210101021 1111111121 2211100120 1112111211 2322333322
4. 2212111122 3322321010 1101221221 1112211111 3332323332
5. 1221211011 2112111320 1101101111 1111111111 1121211221
6. 1023101123 1122011110 3200322221 3331111333 2222121221
7. 2121211221 1121101111 1131321200 1111111211 2221222222
8. 0001201121 1101201221 1222022320 2223222322 3333333333
9. 2211221110 12110110101 1111121211 2232223322 2221212222
10. 1212212321 211211011 2221112221 2332223322 3213211311
11. 2211101331 1111101121 2222303133 1111111112 2220233322
12. 2222211322 3310133233 2311110221 3332233323 1122212222
13. 1120112200 2211222232 1110122011 2222211221 1111211222
14. 1112111221 1222122222 2222321211 3333333332 3222323223
15. 2221101221 1100110001 3322233022 2222222332 2211122222
16. 3212121331 2222321222 2222121121 2222221222 2223322321
17. 2211212212 3113233332 2222221121 1111112221 2232333233
18. 2222122212 2222122121 1100111221 3232211323 1211111111
19. 2123322112 2221211021 11001112102 1111111111 2211211221
20. 2211212332 2212111220 233222333 2232312232 1112122122
Предлагаемая концепция, как исследовательский и практический инструмент, состоит из системы теоретических положений, в упрощённой праксиологической проекции называемой моделью2. Наиболее адекватной и позво-
2 Имашев А.М. Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей бу-
ляющей конкретизировать и реализовать концепцию исследуемого процесса является её структурно-логическая модель, характеризующаяся взаимосвязями блочно-модульных компонентов (Рис.3). Повышать качество процесса
дущего учителя физической культуры // Электронный журнал КамГИФК. - 2010. - № 3 (16).
формирования функциональной компетентности будущего учителя физической культуры в рамках предлагаемой концептуальной модели предполагается в направлении активизации выявленных системообразующих структурных компонентов гностической педагогической функции (Имашев А.М. Структура и динамика функциональной компетентности .....).
Для отработки в условиях Деловой игры выявлено системообразующее ядро коррекци-онного процесса, рассматриваемое как отправная точка в организации и проведении работы с акцентом на дидактические технологии повышения качества высшего профессионального образования будущих учителей физической культуры. На основе анализа результатов начального констатирующего эксперимента мы разработали и внедрили в процесс вариант Деловой игры «Открытый урок», которая явилась Учебно-методическим сопровождением технологии реализации концепции.
В экспериментальной группе динамика изменения функциональных компетентностей будущего учителя физической культуры по гностической педагогической функции прогрессивная - различия между средними значениями по курсам (1,4-1,5-2,1-2,3-2,3) значимы по t-кр. Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает
Сравнительно-сопоставительный анализ данных, полученных в результате формирующего эксперимента показал, что динамика функциональных компетентностей в экспериментальной группе более прогрессивна, чем в контрольной: значения выше на всех курсах (рис.2). Вертикально-горизонтальные различия в показателях статистически значимы по ^кр.
наличие динамики изменения от относительно невысокого уровня «знание» на 1 - 2 курсе к относительно высокому уровню «знание» на 3 курсе до относительно невысокого уровня «умение» на 4 - 5 курсе обучения в данном виде деятельности. Экстремальные значения уровней функциональной компетентности: 1,1 балла у функциональных элементов № 6,10; и 2,7 балла у функционального элемента № 9. Более сформированным среди других оказался функциональный элемент № 8 - «Использовать личный опыт работы» с функциональной компетентностью (1,8-1,7-2,3-2,2-2,5) много выше уровня «знание» и выше уровня «умение». «Западающим» проявил себя функциональный элемент № 10 «Прогнозировать методы и средства работы» с функциональной компетентностью (1,4-1,1-2,0-2,3-2,1) не значительно выше уровня «знание» и не значительно выше уровня «умение». Более прогрессирующим проявил себя функциональный элемент № 6 «Использовать психолого-педагогические исследования» с функциональной компетентностью в 1,5-2,4 балла. Наименее прогрессирующим явно не проявил себя ни один функциональный элемент гностической педагогической функции (Таб. 2, Рис. 1).
Стьюдента на уровне а = 0,001, что означает достаточно стабильное изменение от относительно невысокого уровня «знание» до относительно невысокого уровня «умение» от курса к курсу в каждой из групп без наличия тенденции приближения к уровню «навык».
Таб. 2. Средние значения уровней сформированности гностических функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры
груп- курс №№ гностических функциональных компетентностей
па 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Ср
1. 1,6 1,5 1,4 1,4 1,5 0,9 1,3 1,7 1,8 1,3 1,4
2. 1,6 1,6 1,3 1,4 1,4 1,3 1,3 1,3 1,8 1,1 1,4
КГ 3. 1,7 1,7 1,4 1,2 1,6 1,5 1,4 1,6 1,7 1,1 1,5
4. 1,8 1,8 2,0 1,8 1,7 1,4 1,7 2,2 1,9 1,7 1,8
5. 2,0 2,0 1,9 1,7 2,1 1,9 2,1 2,2 2,1 1,9 2,0
1. 1,5 1,7 1,7 1,7 1,4 1,5 1,6 1,8 1,5 1,4 1,4
2. 1,6 1,6 1,8 1,6 1,6 1,1 1,6 1,7 1,7 1,1 1,5
ЭГ 3. 1,9 1,9 2,0 2,2 2,1 2,0 2,0 2,3 2,3 2,0 2,1
4. 2,2 2,0 2,0 2,4 2,3 2,3 2,2 2,2 2,7 2,3 2,3
5. 2,2 2,5 2,4 2,5 2,1 2,4 2,4 2,5 2,3 2,1 2,3
навык
3
2,5-
умение ^
1,5-
знание
0,5
0
123456789 10 11 гностические функциональные компетентности в контрольной (слева) и экспериментальной (справа) группах
Рис. 1. Средние покомпонентные гностические функциональные компетентности будущих учителей физической культуры на курсах
£ 2,5
го
X
X
ф
1,5
0,5
2,1 2,3 2,3
1,4 1,5 1,8 2,0
1,4 1,4 1,5
1 2 К 3 У Р С 4 5
— КГ -"-ЭГ
Рис. 2. Динамика изменения средних значений уровней сформированности гностических функциональных компетентностей будущих учителей физической культуры
Таким образом, эффективность предлагаемой системы достигает среднего уровня порядка 10% (до 0,6 балла), т.е. кривую роста динамики функциональных компетентностей можно изменить в сторону большего прогресса. Это означает, что будущие учителя физической культуры достигают традиционного уровня гностической функциональной компетентности раньше и к окончанию вуза могут иметь её на качественно
более высоком уровне, что может доказывать высокую эффективность примененной в образовательном процессе концептуальной модели. В связи с полученными результатами мы предлагаем формировать функциональные компетентности будущего учителя физической культуры в гностической педагогической функции в направлении концептуализации процесса.
2
1
0
Системные блоки методологического модуля
Фон (соц. заказ): повышение качества ВПО
Субъект: профессорско-преподавательский состав (коллектив) вуза Объект: будущий учитель физической культуры
Цель: формирование функциональных компетентностей
Замысел: доминирующая парадигма
Подход: функционально-компетентностный с закономерностной опорой на Принцип: функционально-компетентностная направленность
Идея: приобщение к профессионально-педагогической деятельности
Системные блоки содержательного модуля
Функциональные компетенции: элементарные компоненты основных педагогических функций Диагностика: «Портативная карта диагностики функциональных компетентностей учителя физической культуры» Уровни: знание, умение, навык (владение)
Системные блоки процессуально-технологического модуля
Игровая деятельность: средства: действия - операции - приемы; методы: информационно-репродуктивные, проблемно-творческие (мозговой штурм, развернутые конспекты, сбивающие факторы, анонимное взаимооценивание); формы: академические, инновационно-практические (микропреподавание в поточно-круговой эстафете). Этапы: 1. адаптивный -установление направленности; 2. формирующий -формирование функциональных компетентностей; 3. диагностический - само-, взаимо- и эксперт-оценка; 4. коррекционный -структуризация и активизация.
Рис. 3. Концептуальная модель вузовского формирования функциональных компетентностей
будущих учителей физической культуры
GNOSTICAL FUNCTIONAL COMPETENCES DEVELOPMENT OF FUTURE PHYSICAL
EDUCATION TEACHERS
© 2012 A.M.Imashev
Povolzhskaya State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism.
Naberezhnye Chelny
The article reveals the positive effect of applying the conceptual model in the process of gnosical functional competences development of future physical education teachers. It also contains some results from the thesis on the mentioned above subject. The investigation can be interesting for the specialists of High School, doing the research of the same problem.
Key words: conception, functional, competence, gnostical pedagogical function, future physical education teachers.
Azat Masgutovich Imashev, Cand. Sc. in Pedagogics, Senior Lecturer of the Theory and Teaching Methods of Physical Training department. E-mail: azatimashev@yandex. ru; azatimashev@mail. ru