5. Kosmin, I. V. (2013), Justification of a selective orientation of training loads of weight-lifters rated sportsmen on the basis of application of local power exercises on exercise machines, dissertation, St. Petersburg.
6. Makarov, Yu. M. (2013), Methodology of formation of game activity at young athletes in game sports, dissertation, St. Petersburg.
7. Ramzaytseva, A. A. (2012), Training in situational equipment of throws of a ball of handballers of 9-11 years, dissertation, St. Petersburg.
8. Safronova, M. A. (2013), Formation of tendencies of development of the theory of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
9. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020 approved by the order of the Government of the Russian Federation of August 7, 2009 No. 1101-r, available at: http://www.infosport.ru >strategiya/
10. Suprun, A. A. (2013), Tekhnologichesky approach to process of main preparation in rhythmic gymnastics on the basis of the accounting of individual features, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.08.2014.
УДК 796:005(072.8)
ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПОРТИВНОГО АГЕНТА У ВЫПУСКНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Артем Михайлович Дубов, ассистент,
Галина Анатольевна Кузьменко, кандидат педагогических наук, доцент, декан, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), г. Москва
Аннотация
Предметом исследования нашей статьи выступает динамика формирования профессиональной компетентности спортивного агента с учетом всех профессионально значимых видов сопровождения спортсмена. Выбор цели исследования предопределен темой и отражается в выявлении условий формирования компонентов профессиональной компетентности спортивного агента у студентов педагогического вузов группах магистерской программы «Спортивный менеджмент» и спе-циалитета «Физическая культура». В работе представлена динамика формирования теоретикометодической, организационно-управленческой, психолого-педагогической, юридической, научноисследовательской компетентности спортивного агента, профессиональной компетентности спортивного агента в области медико-биологического сопровождения, консалтинга, экономического сопровождения, развития имиджа организации и субъекта деятельности. Эффективность технологии формирования профессиональной компетентности спортивного агента подтверждена статистически достоверными приростами полученных показателей с применением методов непараметрической статистики: коэффициента конкордации Кендалла, Т-критерия Вилкоксона. Методологическими предпосылками к организации исследования выступили основные научные положения
A.Н. Леонтьева, Н.А. Аминова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимней, Н.Д. Никандрова, В.А. Сластенина,
B.Д. Шадрикова об условиях формирования профессиональной компетентности. Достигнутый прирост показателей профессиональной компетентности спортивного агента позволяет констатировать эффективность избранной технологии ее формирования с акцентированным развитием наиболее трудных для студентов педагогического профиля видов сопровождения: организационноуправленческого, юридического, осуществления консалтинга и разработки программы экономического сопровождения. Успешность формирования профессиональных компетенций спортивного агента в структуре экспериментальной программы «Агентская деятельность в спорте» подтверждается приростами полученных результатов и динамикой комплексного показателя профессиональной компетентности спортивного агента: 87,8% - у студентов магистратуры и 88,3% - у студентов специалитета.
Ключевые слова: профессиональный выбор студента, агентская деятельность в спорте, профессиональная компетентность, компоненты, формирующий материал, условия формирования, методика тестирования, динамика сформированности.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p62-74 DYNAMICS OF FORMING OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE SPORTS AGENT AMONG THE PEDAGOGICAL UNIVERSITY GRADUATES
Artyom Mihailovich Dubov, the assistant,
Galina Anatolievna Kuzmenko, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Dean, Moscow Pedagogical State University, Moscow
Annotation
The subject of research in our article is the dynamics of forming of the professional competence of the sports agent, taking into consideration all professionally relevant types of the athlete supporting. The choice of the aim of research was determined by the topic and is reflected in finding out the conditions for forming of the components of the professional competence of the sports agent among the students of the pedagogical university, Master program “Sports management” and Specialist program “Physical Education”. The work represents the dynamics of forming of the theoretical and methodical, managerial, psychological and pedagogical, legal, scientific competences of the sports agent, professional competence of the sports agent in the sphere of the medical and biological support, consulting, economic support, the development of the image of organization and the subject of the activities. The effectiveness of the technology of forming of the professional competence of the sports agent was proved statistically with the statistically significant increments of the indices gained, using the methods of nonparametric: Kendall's coefficient of concordance, Wilcoxon signed-rank test. Methodological prerequisites for the research organizing were the basic scientific foundations laid out by A.N. Leontyev, N.A. Aminov, E.F. Zeer, I.A. Zimnyaya, N.D. Nikandrov, V.A. Slastenin, V.D. Shadrikov about the conditions of the professional competence formation. The achieved increment of the indices of the professional competence of the sports agent allows us to state the effectiveness of the chosen technology of its formation, with the accentuated development of the types of support, which are the most difficult for students of the pedagogical programs - managerial, legal, consulting and devising the program of the economic support. Successful formation of the professional competences of the sports agent within the structure of the experimental program “Agency in sports” is proved by the increment of the results and the dynamics of the complex factor of the professional competence of the sports agent: 87.8% among Master students and 88.3% among Specialist students.
Keywords: student’s professional choice, agency in sports, professional competence, components, forming material, conditions of forming, method of testing, dynamics of formation.
ВВЕДЕНИЕ
В ряду многих факторов успешность программ профессиональной подготовки и профессиональной специализации в области агентской деятельности в спорте определяется полнотой и развернутой представленностью профессиональных функций и видов деятельности, как в самой образовательной программе, так и в тестологическом материале, позволяющем оценивать уровень развития профессиональной компетентности.
Сложность агентской деятельности в спорте состоит в том, что агент взаимодействует в системе «человек - человек» на фоне острой спортивной конкурентной борьбы за первенство в рейтинге показателей соревновательной успешности. Очевидно, что спортивный агент должен выступать со стороны, отражающей и защищающей интересы опекаемого спортсмена, и, вместе с тем, инициировать развитие спортивно-значимых качеств у подопечного, предъявляя к нему ряд требований, выполнение которых обеспечивает профессиональное (в области избранного вида спорта) и личностное развитие -«защищая развивать», «оберегая - совершенствовать». Отправной точкой в определении характера и направленности профессиональной деятельности спортивного агента является личность опекаемого спортсмена, имеющая острую потребность в профессионале-единомышленнике, способном разрешить проблемы личностного и профессионального развития в спорте. Спортивный агент выступает в качестве лидера группы профессиональной поддержки, и весь алгоритм взаимодействия выстраивается в контексте «от личности опекаемого - к качеству деятельности опекаемого».
Очевидным фактом профессиональной деятельности спортивного агента является необходимость организации различных видов сопровождения, в котором проявляются:
1) профессиональная теоретико-методическая компетентность;
2) организационно-управленческая компетентность;
3) психолого-педагогическая компетентность;
4) профессиональная компетентность в области медико-биологического сопровождения;
5) юридическая компетентность; 6)научно-исследовательская компетентность;
7) владение консалтингом и экономическим сопровождением;
8) профессиональная компетентность в области развития имиджа организации и субъекта деятельности.
МЕТОДИКА
Цель проведенного нами экспериментального исследования состояла в формировании компонентов профессиональной компетентности спортивного агента.
Среди задач, обеспечивающих решение данной цели, были:
1) определение перечня профессиональных функций спортивного агента [1];
2) разработка содержания учебных заданий, формирующих готовность к реализации профессиональных функций спортивного агента [2, C. 162-163];
3) подготовка компетентностно-ориентированных заданий, обеспечивающих оценку степени сформированности профессиональных функций спортивного агента и его комплексной готовности к профессиональной деятельности [2, С. 164-170];
4) разработка педагогических условий, обеспечивающих приближенную к объективной оценку качества сформированности профессиональной компетентности в области агентской деятельности в спорте [2].
Экспериментальное исследование проводилось с 2010 по 2014 гг., на контингенте экспериментального набора магистрантов магистерской программы «Спортивный менеджмент» и студентов специалитета «Физическая культура» на базе ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», избравших в качестве образовательных курсов по выбору дисциплину «Психология деятельности тренера в детско-юношеском спорте». Привлеченные к эксперименту студенты специалитета проявили интерес к профессиональному сопровождению процесса спортивного совершенствования юного и квалифицированного спортсмена. Общая численность обучающихся основам агентской деятельности в спорте составила 33 студента, среди них 11 магистрантов и 22 студента специалитета «Физическая культура». Достоверность различий между показателями первичного и итогового тестирования определялась посредством статистической обработки полученного материала в программе Statistica 6.0, непараметрическая статистика (Т-критерий Вилкоксона). Прирост результатов оценивался по формуле Brody (W=100*(V2-V1)/0,5 (V1+V2)). Эксперимент проходил в два этапа: в 2011-2012 учебном году 11 студентов и в 2012-2013 учебном году - 22 студента. Степень согласованности мнений экспертов определялась при помощи расчета коэффициента конкордации Кендалла. В ходе исследования были проведены 40 экспертиз в рамках первичного тестирования по блокам профессиональных функций, результаты которых позволили заключить статистически достоверную согласованность деятельности экспертных бригад, задействованных в эксперименте.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Процесс формирования профессиональной компетентности (ПК) спортивного агента осуществлялся по 8 представленным выше направлениям, в каждом из которых было разработано по 20 заданий, выступающих одновременно основой формирования ПК и условием тестирования степени их освоения. В основу заданий, формирующих
профессиональную компетентность спортивного агента, заложены задания, ориентированные на:
1) овладение проблематикой агентской деятельности и развитие способности определять оптимальные пути решения в преобразовании профессиональных ситуаций; развитие способностей осуществлять профессиональную коммуникацию на родном и иностранном языке, принимать профессиональные решения с опорой на теорию и методику спорта, эффективно применять теоретические положения спортивного менеджмента в субъект-субъектном взаимодействии, управлять развитием спортивной карьеры опекаемого;
2) овладение профессиональным целеполаганием (адекватное формирование цели, задач профессиональной деятельности), средствами, методами и организационными формами планирования работы организации; развитие способности осуществлять подготовку решений, принимать адекватные профессиональные решения, осуществлять оперативное планирование профессионального дня (личного рабочего дня), эффективно организовывать и проводить переговоры, осуществлять профессиональный отбор клиентов и подбор сотрудников;
3) формирование умения управлять своим поведением в любой ситуации; овладение навыками развития мотивационной сферы спортсмена, формирования у него мотивации достижения; овладение средствами и методами психолого-педагогической поддержки процесса развития профессиональной карьеры в спорте, развитие психологопедагогических оснований к организации конструктивных отношений и взаимодействий с подопечными; развитие способности осуществлять личную опеку на протяжении этапов спортивного совершенствования, реализовывать психолого-педагогическое консультирование и привлекать специалистов, обеспечивающих сопровождение в решении пси-холого-педагогических проблем личности опекаемого спортсмена;
4) развитие умения оказывать первую медицинскую помощь и эффективно действовать в пределах своих полномочий, ориентируясь на сохранение здоровья субъектов взаимодействия; формирование способности к поиску адекватной медико-биологической интерпретации фактов; становление способности находить компетентных специалистов медико-биологической области для решения текущей проблемы; овладение методикой восстановления спортсмена, развитие способности организовать реализацию восстановительных мероприятий в режиме спортивного дня; развитие способности организовывать медико-биологическую поддержку в проблемных ситуациях;
5) формирование умения заключать договор, как с клиентом, так и от имени клиента; овладение основами спортивного права, развитие способности адекватно интерпретировать и применять правовые акты, эффективно осуществлять профессиональную деятельность в правовом поле; развитие умения находить актуальные правовые акты и применять их в вариативных условиях профессиональной деятельности, осуществлять представительство от имени клиента в дисциплинарных и иных государственных и общественных инстанциях, осуществлять подготовку непосредственных обращений от имени клиента в различные организации (государственные, общественные, учебные и др.) по необходимым вопросам;
6) формирование умения применять адекватные проблеме (исследования) научные подходы; овладение средствами и методами сбора и анализа значимой информации, развитие способности адекватно оценивать и интерпретировать фактологический материал, проводить сравнительно-сопоставительный анализ процесса и результатов деятельности, осуществлять планомерное изучение компонентов профессиональной деятельности и учитывать результативные параметры деятельности конкурентов; становление и развитие стремления к внедрению инноваций, способность адекватно ситуации применять новшества;
7) понимание экономических реалий для реализации консалтинга спортсмена по вложению средств; способность осуществлять подготовку к жизни после завершения карьеры спортсмена; овладение технологией страхования спортсмена; создание профессиональной среды и подбор партнеров, обеспечивающих снабжение спортсмена экипировкой; организацию отдыха спортсмена и его семьи, решение различных бытовых вопросов; готовность к управлению капиталом спортсмена, овладение процессом управления и инвестирования капитала спортсмена;
8) способность применять средства, методы и методологические положения спортивного маркетинга в профессиональном сопровождении спортсмена, создавать конкурентоспособный образ (имидж) спортсмена; формирование знания о средствах и методах профессиональной коммуникации, способность разрабатывать и размещать в средствах массовой информации привлекательные показатели успешности и перспективности опекаемого спортсмена; умение привлекать внимание потенциального работодателя (руководителей, менеджеров спортивной команды и др.) к своему клиенту; способность находить компетентных специалистов в области спортивного маркетинга для эффективного сотрудничества по развитию имиджа спортсмена.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Оценка степени сформированности профессиональной компетентности осуществлялась методом экспертных оценок, в качестве экспертов были привлечены компетентные лица, имеющие специальный опыт в конкретной области и участвующие в исследовании в качестве источника непосредственной информации. Эксперты:
N1 - преподаватель учебной дисциплины «Агентская деятельность в спорте»;
N2 - преподаватель блока дисциплин теоретико-методической / организационноуправленческой / психолого-педагогической /медико-биологической / правовой / экономической направленности (с учетом контента тестового задания);
N3 - спортивный агент со стажем работы 10 лет;
N4 - спортивный агент со стажем работы 15 лет;
N5 - тренер по виду спорта / спортивный психолог / врач спортивной команды / менеджер спортивной команды / спортивный журналист.
В таблице 1 представлены исходные данные экспертов о профессиональной готовности студентов к ведению агентской деятельности в спорте, дана оценка степени согласованности мнений привлеченных экспертов (п=5).
Процесс формирования профессиональной компетентности в области агентской деятельности в спорте у студентов магистратуры и специалитета основывался на принципе преемственного развития степени трудности содержания образовательной программы «Агентская деятельность в спорте» и применения компетентностно-ориентированных заданий, отражающих качество ее освоения. Среди двадцати заданий, представленных в контролирующе-оценочном материале по каждой из 8 видов профессиональных компетенций, были подготовлены заведомо легкие задания, опирающиеся на освоенные ранее профессиональные знания, и - ориентированные на формирование у студентов положительной самооценки о готовности к деятельности и создания представления о наличии индивидуальных возможностей освоения ее видов. Также в ряду заданий были представлены более сложные и комплексные виды, основанные на демонстрации профессионального мышления, на способности принимать решения, адекватно интерпретировать позицию опекаемого спортсмена и иных субъектов агентской деятельности, юридически грамотно сопровождать развитие его спортивной карьеры, что отражено в результатах входного тестирования (рис. 1).
По аналогии распределялись и другие оценки, отражающие качество владения профессиональными компетенциями.
Таблица 1
Данные первичного тестирования о степени готовности студентов магистерской программы «Спортивный менеджмент» и студентов специалитета «Физическая культура» к реализации профессиональных функций спортивного агента _______________________________(п=33; Р< 0,05)________________________________
Респонденты Средняя оценка по видам профессиональных заданий ты профессиональной компетентности спої , оценивающих компонен-)тивного агента
1) профессиональная теоретико-методическая компетентность 2) организационноуправленческая компетентность 3)психологопедагогическая компетентность
1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 3.1 3.2 3.3 3.4 3.5
Студенты магистратуры (п=11) 0,49 0,54 0,65 0,76 0,47 0,63 0,41 0,45 0,43 0,6 0,69 0,6 0,39 0,5 0,35
Студенты специалитета (п=22) 0,38 0,49 0,45 0,5 0,33 0,45 0,27 0,36 0,34 0,51 0,48 0,37 0,29 0,38 0,34
Средняя оценка(п=33) 0,44 0,52 0,55 0,63 0,4 0,54 0,34 0,41 0,39 0,56 0,59 0,49 0,34 0,44 0,35
Коэффициент конкор-дации (степень согласованности мнений 5 экспертов) 0,79 0,72 0,84 0,71 0,77 0,79 0,75 0,85 0,72 0,75 0,72 0,84 0,87 0,72 0,78
Респонденты 4) профессиональная компетентность в области медико-биологического сопровождения опекаемого спортсмена 5) юридическая компетентность 6) научноисследовательская компетентность
4.1 4.2 4.3 4.4 4.5 5.1 5.2 5.3 5.4 5.5 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5
Студенты магистратуры 0,7 0,7 0,5 0,79 0,57 0,31 0,24 0,44 0,49 0,44 0,58 0,65 0,69 0,73 0,4
Студенты специалитета 0,49 0,51 0,41 0,52 0,43 0,17 0,19 0,24 0,32 0,35 0,31 0,45 0,36 0,57 0,29
Средняя оценка 0,6 0,1 0,46 0,66 0,5 0,24 0,22 0,34 0,41 0,40 0,45 0,55 0,53 0,65 0,35
Коэффициент конкор-дации (степень согласованности мнений 5 экспертов) 0,75 0,77 0,86 0,77 0,66 0,35 0,51 0,62 0,66 0,69 0,69 0,72 0,72 0,78 0,69
Респонденты 7) консалтинг и экономическое сопровождение 8) профессиональная компетентность в области развития имиджа организации и субъекта деятельности
7.1 7.2 7.3 7.4 7.5 8.1 8.2 8.3 8.4 8.5
Студенты магистратуры 0,28 0,7 0,29 0,76 0,35 0,7 0,69 0,53 0,65 0,44
Студенты специалитета 0,16 0,55 0,15 0,56 0,25 0,54 0,52 0,43 0,42 0,3
Средняя оценка 0,22 0,63 0,22 0,66 0,3 0,62 0,61 0,48 0,54 0,37
Коэффициент конкор-дации (степень согласованности мнений 5 экспертов) 0,47 0,72 0,52 0,79 0,65 0,76 0,76 0,71 0,71 0,78
Формирование компонентов профессиональной компетентности спортивного агента основывалось на анализе исходной готовности студентов магистратуры и специа-литета к выполнению различных видов профессиональных заданий. Обучающимися студентами с той или иной степенью успешности было выполнено по 5 блоков заданий из представленных выше 8 профессиональных компетенций, среди которых в процессе педагогического эксперимента мы обратили пристальное внимание на становление и формирование готовности к наиболее трудным видам деятельности. Текущий анализ показателей первичного тестирования позволил нам выявить наиболее сложные виды профессиональной деятельности, среди них: организационно-управленческая деятельность (рис. 2; сводная оценка по заданиям 5-10), юридическое сопровождение (рис. 2; сводная оценка по заданиям 20-25), консалтинг и экономическое сопровождение опекаемого спортсмена (рис. 2; сводная оценка по заданиям 30-35).
II
«и 5
0,8 0,7 0,6 0,5 0 А 0,3 0,2 0,1
1 2 3 4 5
■ Ряд! 0,49 0,54 0,55 0,76 0,47
■ Ряд2 0,38 0,45 0,45 0,5 0,33
Задания различной степени трудности, выполненные студентами магистратуры (1 ряд) и специалитета (2 ряд)
Рис. 1. Гистограмма распределения средней оценки, полученной студентами магистерской программы «Спортивный менеджмент» и студентами специалитета «Физическая культура» по результатам входного тестирования по группе заданий теоретикометодического блока в области реализации агентской деятельности
35 34 33 32 31 30
9
10
11
12
13
14
Ш - средняя оценка качества выполнения заданий студентами магистерской программы «Спортивный менеджмент»;
Н - средняя оценка качества выполнения заданий студентами специалитета «Физическая
культура»;
1 - 40 - виды заданий, отражающие уровень профессиональной
компетентности спортивного агента по группам профессиональных компетенций(8).
Рис.2. Исходные показатели готовности обучающихся к реализации видов профессиональной деятельности спортивного агента (по данным первичного тестирования)
Наибольшая трудность заданий, связанных с реализацией: организационноуправленческой (2-я группа), юридической (5-я) компетентности спортивного агента и осуществления консалтинга и экономического сопровождения опекаемого спортсмена (7я) связаны, прежде всего, с педагогической направленностью получаемого студентами специалитета и первого, полученного студентами магистратуры образования, соответственно - и наиболее полно сформированных профессиональных умений. Вместе с тем, важно отметить невысокий уровень владения психолого-педагогической компетентностью (табл. 1) несмотря на педагогическую направленность предшествующей и текущей (у студентов специалитета) образовательной программы. Результаты опроса студентов позволили нам констатировать недостаточный объем учебных занятий, ориентированных на отработку практического опыта субъект-субъектного взаимодействия в непосредственной профессиональной среде, когда студент должен самостоятельно принимать наиболее адекватные решения.
Детальный анализ качества исходной готовности к выполнению профессиональных функций спортивного агента позволил нам более эффективно подойти к освоению
1
21
обучающимися студентами компетенций в области организационно-управленческой, юридической деятельности, консалтинга и экономического сопровождения опекаемого спортсмена, разложив комплексные виды деятельности на группы более доступных профессиональных действий при педагогической, научно-методической поддержке образовательного процесса.
Рассматривая трудности формирования организационно-управленческой компетентности спортивного агента, выделим основные направления формирующей деятельности: осуществление профессионального целеполагания; выбор средств и методов достижения результата в контексте избранной цели; определение иерархии профессиональных задач; планирование содержания личной профессиональной деятельности; разработка плана и организационных моментов деятельности опекаемого в контексте определенной цели и подцелей спортивного совершенствования; делегирование решения профессиональных задач при коллективном сопровождении опекаемого с учетом индивидуальных предпочтений и доминирующих профессиональных качеств спортивных агентов, работающих в группе. Среди представленных видов заданий, характеризующих организационно-управленческую компетентность обучающимися выполнялись задания комплексного плана [2; С. 165], в которых организационно-управленческие решения опирались на психолого-педагогические навыки эффективного взаимодействия, отражая культурный потенциал личности, соответственно, и прирост показателей данной компетентности связан с профессиональным взрослением личности спортивного агента и его совершенствование пролонгированы во времени и выходят за пределы экспериментального исследования.
Выполнение группы заданий в области юридического сопровождения осуществлялось при использовании 1) Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"; 2) регламентов деятельности федераций по видам спорта и спортивных лиг; 3) типового контракта спортсмена; 4) решений дисциплинарных и судебных инстанций по вопросам, входящим в компетентность спортивного агента.
Осуществление консалтинга и разработка программы экономического сопровождения основывались на: 1) анализе алгоритма профессиональной деятельности, реализуемого ведущими спортивными агентами; 2) составлении бизнес-планов деятельности спортивной организации; 3) исследовании основ управления структурой капитала. При этом мы стремились к организации видов заданий в логике «от частного - к общему». В результате реализации экспериментальной программы была достигнута достоверная динамика показателей профессиональной компетентности спортивного агента (табл. 2).
Таблица 2
Динамика формирования профессиональных компетенций
Виды профессиональных компетенций
Зада- ния | | Степень сформированности ПК Р
Исходные данные, Хср. Данные итогового тестирования, Хср.
М С Св.1 М Wм С Wс Св.1
1.1 0,7±0,06 0,54±0,05 0,59 1,51±0,09 35,3 0,96±0,04 56 1,15 <0,01
1.2 0,69±0,06 0,52±0,05 0,6 1,45±0,09 71,0 1,01±0,03 64,1 1,2
1.3 0,53±0,05 0,43±0,05 0,46 1,59±0,11 100 0,96±0,04 76,3 1,17
1.4 0,65±0,08 0,42±0,04 0,52 1,27±0,07 64,6 1,0±0,03 81,7 1,12
1.5 0,44±0,07 0,3±0,05 0,34 1,29±0,07 98,3 0,91±0,04 101 1,04
Св. 2 0,60 0,44 0,50 1,42 81,2 0,97 75,2 1,14
2.1 0,66±0,06 0,45±0,05 0,52 1,55±0,09 80,5 1,05±0,05 80 1,21 <0,01
2.2 0,44±0,07 0,27±0,05 0,35 1,36±0,11 102 0,81±0,05 100 1,03
2.3 0,45±0,09 0,36±0,04 0,39 1,33±0,09 98,9 0,91±0,04 86,6 1,05
2.4 0,43±0,09 0,34±0,05 0,39 1,03±0,14 82,2 0,82±0,05 82,8 0,92
2.5 0,63±0,06 0,51±0,04 0,55 1,21±0,08 63 1,0±0,04 64,9 1,01
Св. 2 0,52 0,39 0,44 1,3 85,7 0,92 80,9 1,04
Профессиональная теоретико-методическая компетентность
Организационно-управленческая компетентность
Виды профессиональных компетенций
Зада- ния | | Степень сформированности ПК P
Исходные данные, Хср. Данные итогового тестирования, Хср.
М С Св.1 М Wм С We Св.1
3.1 0,69±0,06 0,48±0,06 0,55 1,47±0,08 72,2 1,04±0,05 73,7 1,16 <0,01
3.2 0,6±0,076 0,38±0,05 0,47 1,34±0,05 76,3 1,04±0,06 93 1,18
3.3 0,39±0,06 0,29±0,03 0,33 1,25±0,08 105 0,95±0,04 106 1,05
3.4 0,52±0,08 0,38±0,05 0,44 1,24±0,1 81,8 0,91±0,05 82,2 1,05
3.5 0,35±0,07 0,34±0,5 0,35 1,09±0,11 103 0,84±0,05 84,7 0,92
Св. 2 0,51 0,37 0,43 1,28± 86 0,96± 88,7 1,07
4.1 0,71±0,05 0,49±0,05 0,56 1,71±0,08 82,6 1,17±0,04 81,9 1,35 <0,01
4.2 0,7±0,07 0,51±0,04 0,59 1,4±0,08 66,7 1,06±0,02 70,1 1,22
4.3 0,5±0,06 0,41±0,04 0,44 1,54±0,04 102 1,18±0,04 96,9 1,3
4.4 0,79±0,06 0,52±0,03 0,63 1,53±0,08 63,8 1,09±0,04 70,8 1,28
4.5 0,57±0,02 0,43±0,05 0,48 1,35±0,1 81,3 0,95±0,05 75,4 1,08
Св. 2 0,65 0,47 0,54 1,5 79,1 1,09 79,5 1,25
5.1 0,31±0,05 0,17±0,03 0,22 1,28±0,08 122 1,13±0,04 148 1,18 <0,01
5.2 0,24±0,075 0,19±0,04 0,22 1,26±0,09 136 0,75±0,05 119 0,95
5.3 0,44±0,07 0,24±0,05 0,3 1,35±0,08 102 0,85±0,05 112 1,02
5.4 0,49±0,07 0,32±0,05 0,39 1,51±0,07 102 0,84±0,06 89,7 1,1
5.5 0,44±0,067 0,35±0,06 0,38 1,45±0,06 107 1,29±0,06 115 1,34
Св. 2 0,38 0,25 0,3 1,37 113 0,97 118 1,12
6.1 0,58±0,07 0,31±0,04 0,4 1,45±0,09 85,7 0,88±0,04 95,8 1,07 <0,01
6.2 0,65±0,07 0,45±0,05 0,53 1,42±0,08 74,4 1,05±,04 80 1,22
6.3 0,69±0,06 0,36±0,04 0,47 1,55±0,09 76,8 1,21±0,05 108 1,32
6.4 0,73±0,06 0,57±0,04 0,64 1,46±0,06 66,7 1,01±0,03 55,7 1,2
6.5 0,4±0,06 0,29±0,05 0,33 1,35±0,08 109 0,86±0,05 99,1 1,02
Св. 2 0,61 0,4 0,48 1,45 81,6 1,0 85,7 1,17
7.1 0,28±0,06 0,16±0,04 0,2 1,29±0,08 129 0,84±0,05 136 0,99 <0,01
7.2 0,7±0,06 0,55±0,05 0,62 1,65±0,05 80,9 1,2±0,04 74,3 1,4
7.3 0,29±0,06 0,15±0,04 0,2 1,35±0,06 129 0,8±0,05 137 0,98
7.4 0,76±0,06 0,56±0,05 0,65 1,6±0,09 71,2 1,18±0,04 71,3 1,36
7.5 0,35±0,07 0,25±0,045 0,28 1,33±0,08 117 0,78±0,05 103 0,96
Св. 2 0,48 0,33 0,39 1,44 100 0,96 97,7 1,14
8.1 0,7±0,06 0,54±0,047 0,59 1,62±0,09 79,3 1,18±0,05 74,4 1,33 <0,01
8.2 0,69±0,07 0,52±0,05 0,6 1,6±0,05 79,5 1,2±0,04 79,1 1,38
8.3 0,53±0,05 0,43±0,05 0,46 1,81±0,06 109 1,23±0,04 96,4 1,42
8.4 0,65±0,087 0,42±0,04 0,52 1,34±0,04 69,3 1,0±0,04 81,7 1,16
8.5 0,44±0,067 0,3±0,05 0,34 1,72±0,06 119 0,91±0,05 101 1,18
Св. 2 0,60 0,44 0,5 1,62 91,9 1,1 85,7 1,29
0,55 0,39 0,45 1,42 88,3 1,0 87,8 1,15 <0,01
Психологопедагогическая компетентность
Профессиональная компетентность в области медикобиологического сопровождения опекаемого спортсмена
Юридическая компетентность
Научноисследовательская компетентность
Консалтинг и экономическое сопровождение
Профессиональная компетентность в области развития имиджа организации и субъекта деятельности
КП ПК
Примечание: М - данные магистрантов (п=11); С - данные студентов специалитета (п=22); Св.1 - сводные данные магистрантов и студентов специалитета (п=33); Св.2 - сводный показатель вида профессиональной компетентности^м - прирост показателей профессиональной компетентности у магистрантов^с - прирост показателей профессиональной компетентности у студентов специалитета; КП ПК - комплексный показатель профессиональной компетентности спортивного агента.____________________________________________________
Таблица 3
Данные статистической обработки результатов первичного и итогового тестирования качества освоения профессиональных компетенций студентами МПГУ по результатам выполнения 40 тестовых заданий
(Statistica 6.0, Т-к ритерий Вилкоксона)
SignTest Pair of variables No. of Percent Z p-level
Var5 & Var3 40 100,0000 6,166441 0,000000
Wilcoxon Matched Pairs Test Pair of variables Valid T Z p-level
Var5 & Var3 40 0,00 5,5109 0, 000000
Примечание: Т-табл. Вилкоксона (в табл. 3 - 7) для п=11 равно 7 при р< 0,01 и 13 прир< 0,05; для п=22 равно 55 при р< 0,01 и 75 прир< 0,05.
Ниже представлена динамика (рис. 3) степени сформированности профессиональной теоретико-методической компетентности спортивного агента по пяти видам заданий,
выполненных студентами магистратуры. В ходе исследования подтверждена достоверность различий между первичными и итоговыми показателями у студентов магистратуры и специалитета.
Box & Whisker Plot
Var6 Var4 Var6 Var8 VarlO
Примечание: Var 5, 6, 3, 4, 5 - данные первичного тестирования; Var 6, 7, 8, 9, 10 - данные итогового тестирования по видам заданий, отражающих: владение проблематикой агентской деятельности и способность определять оптимальные пути решения в развитии профессиональных ситуаций; способность осуществлять профессиональную коммуникацию на родном и иностранном языке; способность принимать профессиональные решения с опорой на теорию и методику спорта; способность эффективно применять теоретические положения спортивного менеджмента в субъект-субъектном взаимодействии; способность управлять развитием спортивной карьеры.
Рис. 3. Динамика сформированности теоретико-методической компетентности спортивного агента у студентов магистерской программы «Спортивный менеджмент»
Успешность формирования профессиональных компетенций спортивного агента в структуре экспериментальной программы «Агентская деятельность в спорте» подтверждается полученными результатами (рис. 4, 5).
Ы 1>
1 5 1
ч> о 9
н о й
° Е £
я й [1
ЁЗ 03 d
* Й й
3> О Ц
2 t±i 5
ill
£ л
и
1 3 5 7 9 11 13 15 17 19 21 23 25 27 29 31 33 35 37 39
Профессиональные компетенции спортивного агента
» Ряді И Ряд2 А РядЗ )( Ряд4
Примечание: Ряд 1 - данные первичного тестирования студентов магистерской программы «Спортивный менеджмент»; Ряд 2 - данные первичного тестирования студентов специалитета «Физическая культура»; Ряд 3 -данные итогового тестирования студентов магистерской программы «Спортивный менеджмент»; Ряд 4 - данные итогового тестирования студентов специалитета «Физическая культура».
Рис. 4. Динамика формирования профессиональных компетенций спортивного агента у студентов педагогического вуза (абсолютные показатели).
Box & Whisker Plot
Динамика показателей ПК магистрантов
Динамика показателей ПК студентов специалитета
Рис. 5. Сопоставление прироста результатов образовательной деятельности студентов магистерской программы «Спортивный менеджмент» и студентов специалитета «Физическая культура»
Для проведения сравнительного анализа эффективности в освоении профессиональных функций спортивного агента, мы сопоставили относительные показатели прироста результатов, полученных магистрантами и студентами специалитета (рис. 6).
н
у
ф
х
ы
н
ь
л
а
н
о
я
н
т
О
° Виды тестовых заданий, отражающих профессиональную
компетентность спортивного агента
Рис. 6. Сопоставление темпов прироста в развитии профессиональной компетентности спортивного агента у студентов магистерской программы «Спортивный менеджмент студентов специалитета «Физическая культура»
Важным фактом в достижении положительного результата формирования профессиональной компетентности спортивного агента у студентов магистерской программы «Спортивный менеджмент» и у студентов специалитета «Физическая культура» выступил факт достижения сопоставимых темпов прироста (W,%) как у магистрантов - 88,3, так и у студентов специалитета - 87,8.
Таблица 4
Темпы прироста компонентов профессиональной компетентности спортивного ___________________агента у студентов педагогического вуза____________________
Компоненты профессиональной компетентности спортивного агента Темпы прироста показателей ПК ^, %)
Студенты магистерской программы «Спортивный менеджмент» Студенты специалитета «Физическая культура»
Профессиональная теоретико-методическая компетентность 81,2 75,2
организационно-управленческая компетентность 85,7 80,9
психолого-педагогическая компетентность 86 88,7
профессиональная компетентность в области медикобиологического сопровождения опекаемого спортсмена 79,1 79,5
юридическая компетентность 113 118
научно-исследовательская компетентность 81,6 85,7
консалтинг и экономическое сопровождение 100 97,7
Профессиональная компетентность в области развития имиджа организации и субъекта деятельности 91,9 85,7
комплексный показатель профессиональной компетентности спортивного агента 88,3 87,8
ВЫВОДЫ
1. Достигнутый прирост показателей профессиональной компетентности спортивного агента позволяет констатировать эффективность избранной технологии формирования профессиональной теоретико-методической, организационно-управленческой, психолого-педагогической компетентности, профессиональной компетентности в области медико-биологического сопровождения, юридической, научно-исследовательской компетентности, компетентности в области консалтинга и экономического сопровождения, профессиональной компетентности в области развития имиджа организации и субъекта деятельности.
2. Важным результатом эффективности реализации экспериментальной программы учебного курса «Агентская деятельность в спорте» для обучающихся студентов стал тот факт, что по окончании вуза интерес к тренерской деятельности и к непосредственной реализации функций спортивного агента в условиях ее осуществления проявили: 45,5 % выпускников магистерской программы «Спортивный менеджмент» и 54,5 % выпускников специалитета «Физическая культура».
3. Результатами нашего исследования является сформулированное методологическое положение, основанное на системно-деятельностном и акмеологическом подходах к процессу становления и формирования профессиональной компетентности спортивного агента. Профессиональная компетентность спортивного агента: отражается в ведущих видах профессиональной деятельности; опирается на общекультурный уровень личности, обеспечивающий эффективность в системе субъект-субъектных взаимодействий; формируется в части знаниевого компонента в процессе обучения в большей мере на основе знаний, отражающих текущую профессиональную ситуацию, конкретное состояние правовой, организационно-управленческой и др. базы; в ходе реализации образовательной программы переживает этап становления практико-ориентированных умений и навыков работы в стандартизированных и нестандартных профессиональных ситуациях; имеет пролонгированную акмеологическую направленность теоретического и практического совершенствования в избранной профессиональной сфере в контексте обновления теоретико-методического, организационно-управленческого, психолого-педагогического, медико-биологического, юридического, научно-исследовательского, экономического сопровождения и консалтинга, а также - развития имиджа организации и субъекта деятельности; имеет тенденцию непрерывного совершенствования профессиональных способностей и личностных качеств, обеспечивающих их реализацию, и не имеет предела совершенства, дополняясь, обновляясь, преобразуясь на протяжении всей профессиональной
карьеры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дубов, А.М. Профессиограмма «Спортивный агент» - предпосылка к реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов / А. М. Дубов // Преподаватель XXI век. -2011. - № 11. - С. 97-103.
2. Дубов, А.М. Технология оценки качества сформированности профессиональной компетентности магистра и бакалавра в области агентской деятельности / А. М. Дубов, Г. А. Кузьменко // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 161-172.
REFERENCES
1. Dubov, A.M. (2011), “"The sports agent" professiogram is a precondition for implementation of competence approach in training of specialists”, TeacherXXI century, No. 11, pp. 97-103.
2. Dubov, A.M. and Kuzmenko, G.A. (2014), “The quality evolution technology of the level of competence of Masters and Bachelors in the field of agents' activities”, Science and school, No. 2, pp. 161-172.
Контактная информация: [email protected], [email protected]
Статья поступила в редакцию 25.08.2014.
УДК 159.9.07
МИШЕНИ ПСИХОКОРРЕКЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ОСТРЫМИ ФОРМАМИ ИШЕМИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ СЕРДЦА
Ольга Анатольевна Зубарева, аспирант,
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена,
Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования клинико-психологических характеристик пациентов с разными типами острых форм ишемической болезни сердца (острым инфарктом миокарда и нестабильной стенокардией) на мужской выборке в возрасте от 35 до 55 лет. На основании анализа полученных данных выделены следующие мишени психокоррекционной работы для пациентов с острыми формами ишемической болезни сердца: высокий уровень интернальности; неадаптивные типы отношения к болезни; неадаптивные способы совладания со стрессом.
Ключевые слова: ишемическая болезнь сердца; инфаркт миокарда; нестабильная стенокардия; локус контроля; отношение к болезни; копинг-механизмы; мишени психокоррекции.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.08.114.p74-79
PSYCHOCORRECTIONAL GOAL FOR PATIENTS WITH ACUTE CORONARY
HEART DISEASE
Olga Anatolyevna Zubareva, the post-graduate student,
The Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg
Annotation
The article presents the results of the study of psychological characteristics of the patients with different types of acute coronary heart disease (acute myocardial infarction and unstable stenocardia) on the male sample aged 35 to 55 years. Based on the analysis of the data the author identified the following psy-chocorrectional goal for the patients with acute coronary heart disease: a high level of internality; de-adaptive types of attitude to the disease; de-adaptive ways of coping with the stress.
Keywords: coronary heart disease, myocardial infarction, unstable stenocardia, locus of control, attitude to the disease, coping, psychocorrectional goal.
Рост распространенности острых форм ишемической болезни сердца (ИБС): инфаркта миокарда и нестабильной стенокардии, среди мужчин трудоспособного возраста