for preschool teacher). Moscow: Prosveshchenie, 1973.
7. Mukhina V. S. Children and dolls: mystery of interaction [Deti i kukly: tainstvo vzaimodeystviya], Narodnoe obrazovanie (Popular education), 1997, no. 5, pp. 28—33.
8. Karpova T. E. Fenomen kukly v russkoy kulture: istoriko-kulturologicheskie aspekty (Phenomenon of a doll in the Russian culture: historical and cul-turological aspects). Saint-Petersburg, 1999.
9. Dayn G. L., Dayn M. B. Russkaya tryapichnaya kukla: kultura, traditsii, tekhnologiya (Russian rag doll: culture, traditions, technology). Moscow: Kultura i traditsii, 2008.
10. Tarasova R. Ya. Attempts of reconstructing the traditional doll of the Kaluga Region in the process of creating the collection of the estate museum "Be-reginya" [Opyt rekonstruktsii traditsionnoy kukly Kaluzhskogo regiona v protsesse sozdaniya kollek-tsii muzeya-usadby «Bereginya»]. Traditsionnaya narodnaya kukla: metod. materialy (Traditional folk doll: methodical materials). Kaluga, 2009.
11. Zimina Z. I. Tekstilnye obryadovye kukly (Textile ritual dolls). Moscow: Ladoga 100, 2007.
12. Mishina M. A. Formy bytovaniya traditsionnoy kukly v kulturnom prostranstve postindustrialno-go obshchestva Rossii (Traditional doll's being forms in the cultural space of the Russian postindustrial society). Saint-Petersburg, 2011.
13. Shaydurova N. V. Traditsionnaya tryapichnaya kuk-la: ucheb.-metod. posobie (Traditional rag doll: study guide). Saint-Petersburg: DETSTVO-PRESS, 2011.
14. Aleshina I. N. Influence of a toy on child's mentality [Vliyanie igrushki na psikhiku rebenka: istori-ya voprosa]. Psikholog v detskom sadu (Psychologist at kindergarten), 2009, no. 1, pp. 39—45.
15. Loktionova A. V. Game space of a modern child [Ig-rovaya sreda sovremennogo rebenka]. Moskovskiy psikhoterapevticheskiy zhurnal (Moscow psychotherapeutic journal), 2005, no. 1, p. 40.
16. Smirnova E. O., Filipova I. V., Shnina E. G. etc. Igrushki nashikh detey. Kak vybrat igrushki: ucheb.-metod. posobie (Toys of our children. How to choose toys: study guide). Moscow: Drofa, 2013, p. 193.
УДК 378, УДК 796 ББК 74.484.72
ТЕХНОЛОГИЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРА И БАКАЛАВРА В ОБЛАСТИ АГЕНТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
THE QUALITY EVOLUTION TECHNOLOGY OF THE LEVEL OF COMPETENCE OF MASTERS AND BACHELORS IN THE FIELD OF AGENTS' ACTIVITIES.
А. М. Дубов, Г. А. Кузьменко
В условиях освоения содержания программы дисциплины «Агентская деятельность в спорте» среди магистрантов и бакалавров факультета физической культуры особую значимость приобретает технология оценки качества сформированности профессиональной компетентности, которая опирается на конструктивное использование межпредметных и надпредметных связей. Структура и содержание образовательной деятельности обучающегося основывается на этапности формирования профессиональной компетентности и разносторонности требований к профессиональной подготовке спортивного агента в аспектах теоретико-методической, организационно-управленческой, психолого-педагогической компетентности, компетентности в области медико-биологического сопровождения, консалтинга и экономического со-
A. M. Dubov, G. A. Kuzmenko
In the context of mastering the contents of the program «Agent Activity in Sports» by Master's and Bachelor's degree students of the Faculty of Physical Culture the technology of evaluating the quality of professional competence level gains a special significance. This technology is based on the constructive usage of intersubject and supersubject communications. The structure and contents of students' educational activities are based on the stage-by-stage approach to forming the professional competence and on the versatility of the requirements to the professional training of sports agents in terms of theoretical and methodical, organizational and managerial, psychological and pedagogical competence as well as the competence in the field of medical and biological support, consulting and economical support in the sphere of organization's and process owner's image development, which
провождения, в области развития имиджа организации и субъекта деятельности, позволяющих оказывать социально значимую поддержку процессу становления и развития личности спортсмена.
Ключевые слова: агентская деятельность, профессиональное образование, профессиональная компетентность, освоение образовательной программы, технология оценки качества, технологическая карта формирования профессиональной компетентности.
allow to provide socially significant support to the process of formation and development of sportsman's personality.
Keywords: agent activity, professional education, professional competence, mastering the educational program, technology of quality evaluation, technological chart of forming professional competence.
Формирование комплексной готовности субъекта к успешному ведению профессиональной деятельности в области спортивного агентирования среди магистрантов программы «Спортивный менеджмент», специалистов и бакалавров профиля «Физическая культура» непременно связано не только с разработкой и внедрением экспериментальной методики формирования данных способностей, но и с технологией оценивания качества сформированности результатов образования. При этом существенную значимость приобретает технология оценки качества освоения ключевых видов профессиональной деятельности, определяющих перспективную успешность спортивного агента на рынке труда. Согласно представлениям А. Г. Бермус (2005), внутри компетентностного подхода выделяется два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом первое из них «включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов», а второе соотносится с «владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [1, с. 2].
Разработанная нами технологическая карта оценки качества сформированности профессиональной компетентности в области агентской деятельности в спорте включает в себя:
1) выявление значимых видов профессиональной деятельности спортивного агента в контексте успешного развития спортивной карьеры опекаемого спортсмена [2, с. 98-99];
2) определение видов профессиональной компетентности и частных умений и способностей, отражающих качество решения конкретной профессиональной задачи посредством профессиональных действий в целостной структуре деятельности (табл. 1, пп. 1^111) [2, с.100-102];
3) разработка контролирующе-оценочных средств и компетентностно-ориентированных заданий, обеспечивающих оценку качества освоения видов профессиональной компетентности в области агентской деятельности [3, с. 44-48];
4) построение алгоритма оценивания частных профессиональных умений и способностей, и формирования комплексной (суммарной) оценки профессиональной компетентности в области агентской деятельности, где ведущие компоненты профессиональной готовности имеют равный вес;
5) соотнесение результатов педагогической оценки по качеству освоения профессиональных компетенций в области агентской деятельности с данными отзывов работодателей в контексте проведения общественно-профессиональной экспертизы, а также с данными самооценки, которые позволяют сформировать обобщенную картину оценочных суждений и их объективизацию;
6) определение наиболее сложных видов профессиональной деятельности, характеризующихся комплексностью решения профессиональных задач с последующей коррекцией методики формирования профессиональной компетентности и технологии ее оценивания посредством выделения частных видов деятельности, варьирования объема и степени трудности тестовых заданий.
Важным аспектом формирования профессиональной компетентности в области агентской деятельности в спорте является их этапность, которая предполагает:
• формирование умений осуществлять частные профессиональные действия;
• формирование готовности к осуществлению профессиональных действий и умения встраивать их в структуру деятельности вне зависимости от текущего результата (в связи с тем, что профессиональный опыт у обучающегося еще не накоплен, акценты выставляются на процесс деятельностной активности и отработку способов достижения результата);
• становление способности действовать как в заданных, так и в вариативных условиях с достижением результатов освоения программы дисциплины.
В ходе проведения эксперимента по формированию профессиональной компетентности спортивного агента мы выявили закономерность: чем выше уровень освоения профессиональных умений и навыков в сфере агентской деятельности в спорте, тем сама оценка становится более дифференцированной, включая при этом в себя большее количество составляющих. Выделенные нами виды профессиональной компетентности спортивного агента (теоретико-методической;организационно-управленческой; психолого-педагогической; медико-биологического сопровождения; юридической; научно-исследовательской; в области консалтинга и экономического сопровождения; в области развития имиджа организации и субъекта деятельности) диагностировались шкалой оценочных суждений (табл. 1) при выполнении заданий, представленных в табл. 2.
Выявленная в ходе исследования проблематика односторонности и содержательной неразвернутости про-
Таблица 1
Шкала оценочных суждений
Баллы Оценочные суждения
0 Умение или способность не сформировано (-а), не освоено(-а)
0,5 Умение или способность в части случаев и оцениваемых позиций проявляется, 1 профессиональное действие выполнено верно
1 Умение, способность в половине случаев, профессиональных ситуаций и оцениваемых позиций проявляется и демонстрируется, 2 профессиональных действия выполнены верно
1,5 Умение, способность в большей части случаев, профессиональных ситуаций и оцениваемых позиций проявляется и демонстрируется, 3 профессиональных действия выполнены верно
2 Умение, способность проявляются всегда, 4 и более профессиональных действия выполнены верно
цесса агентского сопровождения юного и квалифицированного спортсмена, и, как следствие, низкого уровня воспитывающего, образовывающего, развивающего и формирующего воздействия и взаимодействия в системе «спортивный агент - спортсмен» [2, с. 97-99; 3, с. 44; 4, с. 471-486], инициировали разработку технологии комплексной оценки освоения и формирования профессиональной компетентности спортивного агента. В структуре каждого из 8 показателей профессиональной компетентности спортивного агента заложено равное количество оцениваемых видов деятельности (5 видов профессиональных действий и деятельности), отражающих специфику профессиональной направленности. Приведение групп оценок к единому знаменателю позволяет сгармо-низировать значимость компонентов профессиональной компетентности в различных областях агентской деятельности в аспектах теоретико-методического, психолого-педагогического, медико-биологического, экономического и других блоков, позволяющих оказывать социально значимую поддержку процессу становления и развития личности спортсмена, а не рассмотрению опекаемого исключительно как средства получения временного или постоянного материального дохода.
Каждый показатель готовности к виду профессиональной деятельности спортивного агента внутри частных способностей (табл. 2, пп.1.1, 1.2 и др.) оценивался не менее чем из четырех действий или видов деятельности, что позволило построить градацию оценочной шкалы в 5 позициях (0; 0,5; 1; 1,5; 2).
Оценка качества деятельности студентов и магистрантов на начальном этапе освоения учебной дисциплины «Агентская деятельность в спорте» и проявления заинтересованности профессией спортивного агента, носила обобщенный характер и отражала либо отсутствие, либо наличие основ знаний и частных умений и характеризовалась диапазоном 0-0,5 балла. По мере освоения обучающимися базовых основ осуществления агентской деятельности в спорте большинство сводных оцениваемых показателей были представлены в границах 1-1,5 балла.
Так, освоение компетенций в области психолого-педагогического, медико-биологического и других видов сопровождения спортсмена осуществлялось с привлечением меж- и метапредметных связей.
Интервьюирование магистрантов, специалистов и бакалавров отразило следующую ситуацию: понимание
группы медико-биологических проблем в развитии спортивной карьеры опекаемого спортсмена, помимо ключевой дисциплины «Агентская деятельность в спорте», пришло в ходе посещения ряда занятий по учебному плану, среди которых: «Организация медицинского сопровождения в физическом воспитании и спорте», «Страхование в спортивной индустрии», а также - свободного доступа к освоению содержания дисциплин в рамках самоорганизации самостоятельной работы по проблематике агентской деятельности в спорте. Среди них: «Современные методы мониторинга состояния здоровья субъектов образовательного процесса», «Индивидуальные особенности физического развития человека», а также - участие в деятельности студенческого научного кружка «Мониторинг функционального состояния спортсменов» под руководством доктора медицинских наук, профессора Б. Д. Юдина, где в условиях практического медико-биологического сопровождения спортивных команд по единоборствам, футболу, гребле и другим видам спорта (с применением аналитической медицинской системы автоматического тестирования) магистранты, специалисты и бакалавры осваивали способы оценки, оптимизации функционального состояния и индивидуализации процесса планирования нагрузки [5, с. 187]. Студентами проведено более 3000 наблюдений и совместно с профессорско-преподавательским составом разработаны частные и обобщенные рекомендации по проведению восстановительных мероприятий для юных и квалифицированных спортсменов.
Освоение компетенций психолого-педагогического плана проходило с опорой на посещение дисциплин «Спортивная конфликтология», «Психология управления в области физической культуры и спорта», «Психолого-педагогические основы деятельности детского тренера в системе дополнительного образования», «Методика преподавания и педагогическое мастерство тренера». По другим блокам проблем спортивного агентирования также был задействован образовательный потенциал основных образовательных программ факультета физической культуры.
Реализация технологии оценки профессиональной компетентности спортивного агента позволяет констатировать ключевое положение: современная образовательная система начинает «работать» на качество индивидуальных достижений как потенциального спортивного
Таблица 2
Критерии оценивания степени сформированности профессиональной компетентности в области агентской деятельности в спорте
Показатель профессиональной готовности к виду деятельности Критерии и способы оценивания
I. Профессиональная теоретико-методическая компетентность в области агентской деятельности
1.1. Владение проблематикой агентской деятельности и способность определять оптимальные пути решения в развитии профессиональных ситуаций Участие в проблемном семинаре. Обучающимся даны пакеты сформулированных проблем разных по масштабу и содержательной наполненности. Демонстрация: - умения из группы представленных проблем в области агентской деятельности выделить общие и частные; - умения соподчинять проблемы между собой с учетом системообразующего фактора «успешное развитие спортивной карьеры опекаемого»; - умение соотносить ресурсы и условия решения проблем с уровнем комплексной готовности опекаемого спортсмена и видами профессиональной готовности спортивного агента; - умение аргументировать пути разрешения соответствующих профессиональных трудностей (трудностей спортивного совершенствования, профессионального, социокультурного роста и развития личности опекаемого)
1.2. Способность осуществлять профессиональную коммуникацию на родном и иностранном языке Участие в деловой игре и дискуссии по заранее представленной проблематике. Демонстрация: - подготовки и выступления по избранной проблеме продвижения спортивной карьеры опекаемого на русском и английском (иностранном) языках; - разработки предполагаемых вопросов, возникающих в ходе профессиональной дискуссии. Участие в деловой игре и дискуссии по проблематике, представленной «здесь и сейчас», демонстрация процесса и результата: - подготовки выступления по избранной проблеме продвижения спортивной карьеры опекаемого на русском и английском (иностранном) языках; - разработки предполагаемых вопросов, возникающих в ходе профессиональной дискуссии
1.3. Способность принимать профессиональные решения с опорой на теорию и методику спорта В условиях деловой игры при доступности учебно-методических материалов демонстрировать: - теоретическую и практическую компетентность в области становления и развития спортивной формы опекаемого; - способность к проигрыванию профессионального диалога по оптимизации условий спортивного совершенствования опекаемого с условным тренером, спортивным врачом и др.; - умение применять теоретическое обоснование всех предлагаемых изменений в содержании недостаточно развитых аспектов спортивной подготовленности опекаемого; - умение проектировать развитие профессиональных взаимодействий на основе теории спорта, принципов, средств и методов спортивной подготовки; - умение принимать профессиональный обоснованный выбор
1.4. Способность эффективно применять теоретические положения спортивного менеджмента в субъект-субъектном взаимодействии Участие в деловой игре и дискуссии по заранее представленной проблематике с демонстрацией способности: - разрабатывать перспективные направления деятельности спортивного агентства; - проектировать развитие профессиональных взаимодействий на основе теории спортивного менеджмента; - проигрывать профессиональный диалог по оптимизации условий спортивного совершенствования опекаемого спортсмена с условным руководителем физкультурно-спортивной организации; - проигрывать профессиональный диалог по оптимизации условий спортивного совершенствования опекаемого спортсмена с другими агентами
1.5. Способность управлять развитием спортивной карьеры Демонстрация: - умения выделять показатели и критерии готовности опекаемого, этапы развития его спортивной карьеры, соотносить их с этапами агентского сопровождения; - знаний, обеспечивающих эффективное планирование спортивных достижений на этапах многолетней подготовки; - умения встраивать в профессиональное взаимодействие механизмы контроля и самоконтроля динамики индивидуальных достижений; - способности дополнять, конкретизировать, развивать и конструктивно преобразовывать профессиональную позицию тренера опекаемого спортсмена (с учетом субъективных трудностей, переживаемых юным / квалифицированным спортсменом)
Продолжение таблицы 2
Показатель профессиональной готовности к виду деятельности Критерии и способы оценивания
II. Организационно-управленческая компетентность спортивного агента
2.1. Владение профессиональным целеполага-нием (адекватное формирование цели, задач профессиональной деятельности), владение средствами, методами и организационными формами планирования работы организации Демонстрация: - способности осуществлять профессиональное целеполагание; - умения избирать средства и методы достижения результата в контексте избранной цели; - умения определять иерархию профессиональных задач; - способности планировать содержание личной профессиональной деятельности; - способности разрабатывать план и организационные моменты деятельности опекаемого в контексте определенной цели и подцелей спортивного совершенствования; - умения делегировать решение профессиональных задач при коллективном сопровождении опекаемого с учетом индивидуальных предпочтений и доминирующих профессиональных качеств спортивных агентов, работающих в группе
2.2. Способность осуществлять подготовку решений и принимать адекватные профессиональные решения Демонстрация умения: - оценивать текущую профессиональную ситуацию, предопределяющую характер развития спортивной карьеры опекаемого (цели тренера, состав и взаимоотношения в спортивной команде, рейтинг спортсмена, качество приобретения соревновательного опыта, заинтересованность команды в данном спортсмене); - формирования синергичных решений с учетом направленности деятельности тренера, спортивной команды, преобразующих условия спортивного совершенствования опекаемого спортсмена; - формирования альтернативных решений, расходящихся с интересами клуба, тренера, спортивной команды; - анализировать перспективы и пути развития профессиональной ситуации, своевременно применять корректировочные действия
2.3. Способность осуществлять оперативное планирование профессионального дня (личного рабочего дня) В ходе соучастия в деловой игре демонстрация умения: - трансформировать цель и задачи профессиональной деятельности в задания, которые должны быть выполнены в ходе рабочего дня; - составить план рабочего дня спортивного агента; - определить значимые факторы, влияющие на изменение плана и темпов работы; - отслеживать процесс достижения результатов; - принимать оперативные решения по изменению содержания деятельности с учетом текущей ситуации
2.4. Способность эффективно организовывать и проводить переговоры На семинаре-конференции демонстрация умений: - излагать тематику предстоящих переговоров, их цели и основных принципов; - оценивать степень развития коммуникативной культуры, владения знаниями в области теории спорта, «сильные» и «слабые» стороны личности и профессионала среди участников переговоров; - ясно, доступно, терминологически грамотно излагать свои идеи, перспективы их реализации и основные преимущества для всех субъектов взаимодействия; - уважительно относиться к участникам переговоров, принимать их индивидуальные особенности, применять наиболее подходящие средства ведения дискуссии; - управлять ходом дискуссии, демонстрируя навыки слушания, конструктивного завершения дискуссии и при деструктивном развитии ситуации применять отсроченные решения
2.5. Способность осуществлять профессиональный отбор клиентов и подбор сотрудников Демонстрация умения: - определять потенциал юного / квалифицированного спортсмена (его родителей или законных представителей), возможности для эффективного сотрудничества, спектр существующих объективных и субъективных трудностей; - выявлять значимые профессиональные и личностные качества потенциальных сотрудников; - составлять вопросы для собеседования и другие задания, отражающие степень владения профессиональными навыками; - диагностировать показатели профессиональной компетентности потенциальных клиентов и сотрудников; - осуществлять текущую оценку качества плановой деятельности среди потенциальных и действующих клиентов и сотрудников
III. Психолого-педагогическая компетентность
3.1. Умение управлять своим поведением в любой ситуации В ролевой игре определены профессиональные роли и условия их реализации (психологические индивидуальные и типологические особенности поведения, уровень коммуникативной и общей культуры, профессиональной компетентности участников взаимодействия и др.). Демонстрация умения: - оценивать степень профессиональной и личностной готовности к взаимодействию
165
Продолжение таблицы 2
Показатель профессиональной готовности к виду деятельности Критерии и способы оценивания
и интерпретации информации рациональными категориями; - сохранять оптимальное психоэмоциональное состояние, своевременно его корректировать, противодействовать влиянию помех и сбивающих факторов;
- понимать альтернативные, противоположные точки зрения, управляя ритмом, темпом, смысловым контекстом речи; - управлять жестикой, мимикой, визуальным контактом, пантомимикой, определять зоны наиболее эффективного общения; - управлять поведением в условиях сотрудничества, соперничества, конкуренции, конфронтации, оптимизируя деловой и межличностный психоэмоциональный климат
3.2. Владение навыками развития мотивационной сферы спортсмена, формирование мотивации достижения Демонстрация умения: - диагностировать содержание мотивов поведения и деятельности опекаемого спортсмена, определять мотивационные конфликты; - выявлять характер мотивации достижения успеха и/или избегания неудачи у опекаемого; - анализировать соответствие мотивов поведения и деятельности ведущей цели; - обучать опекаемого основам самоанализа содержания мотивов, личностных смыслов и смысловых установок на деятельность; - обучать опекаемого составлению плана индивидуальных достижений; - обучать опекаемого элементам самоконтроля над исполнением плана индивидуальных достижений
3.3. Владение средствами и методами психолого-педагогической поддержки процесса развития профессиональной карьеры в спорте Демонстрация умения: - собирать объективную информацию о текущем уровне спортивной подготовленности опекаемого, его спортивных достижениях, положении, спортивном рейтинге; - помогать опекаемому спортсмену в планировании деятельности как по достижению цели, так и в работе над ошибками, сопровождать ее реализацию; - выявлять сильные стороны опекаемого спортсмена как личности и профессионала; - находить пути спортивного совершенствования (функционального, физического, двигательно-координационного, технико-тактического, психологического, интеллектуального) опекаемого спортсмена; - демонстрировать педагогический оптимизм на основе реальных планов деятельности; - в процессе общения демонстрировать личностные качества лидерской группы (уверенность; настойчивость, ответственность и др.); - адекватно ситуации применять методы заражения, убеждения, внушения, подражания, обсуждения, психологической помощи (индивидуальной беседы, психологического просвещения, психокоррекции), дискуссии, мониторинга развития личностных качеств
3.4. Владение психолого-педагогическими основами организации конструктивных отношений и взаимодействий с подопечными, способность осуществлять личную опеку на протяжении этапов спортивного совершенствования Демонстрация умения: - определять уровень коммуникативной культуры и конфликтности личности опекаемого; - определять круг психолого-педагогических проблем личности опекаемого и подбирать средства их вероятностного разрешения; - выступать в роли помощника, советчика, партнёра, наставника, тьютора при решении психолого-педагогических проблем опекаемого и формировании его личной психологической культуры; - формировать настрой опекаемого на волевой самоконтроль и саморегуляцию отрицательных психоэмоциональных состояний; - конструктивно взаимодействовать с педагогами, тренером, другими значимыми людьми, применяющим отрицательные ролевые позиции; - планировать направленность и содержание взаимодействия, прорабатывать актуальные темы и вопросы с учетом динамики и перспектив развития спортивной карьеры опекаемого, с учетом вероятных трудностей
3.5. Способность осуществлять психолого-педагогическое консультирование и привлекать специалистов, обеспечивающих сопровождение в решении психолого-педагогических проблем личности опекаемого спортсмен Демонстрация умения: - определять сущность и содержание психологических проблем личности, ее поведения и деятельности, ограничивающих развитие спортивных достижений; - выявлять внешние и внутренние помеховлияющие факторы, оказывающие влияние на стагнацию спортивных результатов; - налаживать контакты с группой значимых людей — группой психологической поддержки опекаемого спортсмена; - применять психолого-педагогическую поддержку в развитии спортивной формы и преодолении плато спортивных результатов; - отбирать специалистов, владеющих средствами и методами медико-биологического, психолого-педагогического, юридического сопровождения юного спортсмена, компетентных в развитии спортивной карьеры опекаемого
Продолжение таблицы 2
Показатель профессиональной готовности к виду деятельности Критерии и способы оценивания
IV. Профессиональная компетентность в области медико-биологического сопровождения агентской деятельности
4.1. Умение оказывать первую медицинскую помощь и эффективно действовать в пределах своих полномочий, ориентируясь на сохранение здоровья субъектов взаимодействия Демонстрация: - знаний о понятиях и причинах спортивного травматизма, ранах и их разновидностях, причинах ухудшения здоровья юных спортсменов; - знаний об организации профилактики спортивного травматизма; - знаний об основах оказания первой доврачебной помощи; - владения методикой оптимизации тренировочных и соревновательных нагрузок с учетом внешних и внутренних причин; - умения определять состояние функциональных систем организма
4.2. Способности к поиску адекватной медико-биологической интерпретации фактов Демонстрация знаний: - об основах профилактики заболеваний и лечения спортсменов; - о допуске к тренировкам и соревнованиям здоровых детей, подростков и юношей; - о динамике состояния основных систем организма спортсменов, определения основных компенсаторных факторов и потенциальных возможностей их развития средствами тренировочных нагрузок; - о тестах, характеризующих уровень развития физических качеств, физического развития, подготовленности, состояния здоровья; - об условиях организации врачебного контроля за состоянием спортсменов с применением углубленного медицинского обследования (2 раза в год); о медицинском обследовании перед соревнованиями; о врачебно-педагогических наблюдениях в процессе тренировочных занятий; - о санитарно-гигиеническом контроле за соблюдением оптимального режима дня, местами тренировок и соревнований, одеждой и обувью; - о контроле за выполнением спортсменами рекомендаций врача по оптимизации показателей здоровья, режима тренировок и отдыха
4.3. Способность находить компетентных специалистов медико-биологической области в решении текущей проблемы Демонстрация умения: - определять отрицательную динамику субъективных показателей: самочувствия, сна, работоспособности, настроения; - определять состояние «спортивной формы» опекаемого, вероятных причин утомления и переутомления; - организовывать деятельность опекаемого спортсмена по ведению дневника самоконтроля и самоанализу его данных; Демонстрация знаний: - об основных направлениях медицинского контроля; - о медицинских организациях и специалистах в медико-биологической области, способных решить проблемы восстановления показателей здоровья опекаемого спортсмена
4.4. Владение методикой восстановления спортсмена, способность организовать реализацию восстановительных мероприятий в режиме спортивного дня Демонстрация знаний: - о методике проведения спортивного массажа; - о методике проведения предстартового массажа; - о методике проведения восстановительного массажа; - о медико-биологических средствах восстановления (специальное питание и витаминизация (белково-витаминные смеси и напитки); - о фармакологических средствах восстановления (витамины, стимуляторы энергетических процессов, препараты для усиления белкового синтеза в организме); - о физиотерапевтических средствах восстановления (углекислые (скипидарные, йо-добромные) ванны; синусоидальные модулированные токи; электромагнитное поле СВЧ; электросон; (массаж: спортивный, тренировочный, предварительный, восстановительный и др.), о физических факторах восстановления; - о бальнеологических средствах (гидро- и бальнеопроцедуры: души (веерный, Шарко, шотландский, нисходящий, круговой, каскадный, подводный др.); купания; ванны (хвойная, скипидарная и др.); бани и сауны и т.д.
4.5. Способность обеспечивать медико-биологическую поддержку в проблемных ситуациях Демонстрация умения: - выявлять в беседе с опекаемым сущность проблемной ситуации медико-биологического плана; - отслеживать или организовывать взаимодействие врача спортивной команды и компетентных специалистов в области медицины; - организовывать систему целенаправленных действий спортсмена и представителей спортивного клуба по решению медицинской проблемы опекаемого; - участвовать в организации медицинских консультаций по вопросам восстановления здоровья опекаемого спортсмена
Продолжение таблицы 2
Показатель профессиональной готовности к виду деятельности Критерии и способы оценивания
V. Юридическая компетентность спортивного агента
5.1. Заключение договоров, как с клиентом, так и от имени клиента Участие в деловой игре и дискуссии по заранее представленной проблематике: - подготовка выступления о требованиях к оформлению контракта спортсмена, в т.ч. несовершеннолетнего; - из различных частей контракта спортсмена, предложенных студенту на выбор, выявить необходимые фрагменты договора и составить их в смысловой последовательности. - представление различий в типовых контрактах в различных видах спорта; - представить эволюцию типовых контрактов спортсмена на протяжении карьеры в выбранном виде спорта; - на основе заданных характеристик, предложить систему поощрений спортсмена, прописанных в дополнительном соглашении к трудовому договору
5.2. Владение основами спортивного права, способность адекватно интерпретировать и применять правовые акты, эффективно осуществлять профессиональную деятельность в правовом поле Демонстрация умения: - определить основные векторы развития спортивного права в России; - определить состав спортивного права: источники, субъекты, принципы, институты; - определять круг проблем, пробелов в законодательстве в выбранной сфере физической культуры и спорта; - налаживать контакты с группой значимых людей — группой составляющих, визирующих и подписывающих различного типа договоры
5.3. Умение находить необходимые правовые акты и применять их в вариативных условиях профессиональной деятельности Демонстрация умения и знания: - определять правовые акты, регламентирующие заданный вид деятельности или разбираемую ситуацию; - определять дисциплинарные и судебные инстанции, разрешающие споры в заданной ситуации, а так же ранжировать данные инстанции; - знать истории Спортивного арбитражного суда в Лозанне, его цели, структуре, рассматриваемых спорах; - проводить краткий разбор выбранного спора
5.4. Представительство от имени клиента в дисциплинарных и иных государственных и общественных инстанциях Демонстрация умения: - грамотно излагать свои мысли; - собирать объективную информацию обо всех нюансах разбирательства; - управлять жестикой, мимикой, визуальным контактом, пантомимикой, определять зоны наиболее эффективного общения; - оппонировать противостоящей стороне
5.5. Подготовка непосредственных обращений от имени клиента в различные организации (государственные, общественные, учебные и др.) по необходимым вопросам Деловая игра и дискуссия: - определить организации, в которые может обратиться спортсмен; - определить ситуации, когда клиенту потребуется обращения в какую-либо организацию, выявить виды этих организаций; - выявить причины отказа принятия обращения в организацию; - составить непосредственно обращение по заданным вводным
VI. Научно-исследовательская компетентность спортивного агента
6.1. Умение применять адекватные проблеме (исследования) научные подходы Демонстрация умения: - применять системный подход при анализе текущей ситуации в аспектах целостности рассмотрения проблемы, структурности как связи отношений и элементов, взаимосвязи системы со средой, иерархичности, множественности описания; - применять социальный подход как основу взаимодействия с опекаемым (направленность на опекаемого как на объект и субъект образования; как помогающий личности осваивать настоящие и будущие социальные роли; как поощряющие конкурентную способность юных спортсменов в соревновательных условиях обучения; как предоставляющих возможность равноправия в свободе самовыражения); - применять культурологический подход как основу формирования толерантности в восприятии культуры иных народов и национальностей; как основу патриотического и нравственного воспитания, обращенного к идеальным установкам народа; как основу становления культурных традиций спортивной команды; как основу формирования способности к конструктивной совместной деятельности; - применять аксиологический подход, рассматривая личность подростка-спортсмена как субъект ценностных отношений через общие аксиологические категории: значение, смысл, благо, оценка, потребность, мотивация, ценностные ориентации и отношения; - применять деятельностный подход, в котором учитываются движущие силы и направленность развития, определяется совместная деятельность спортсмена со спортивным агентом. Основным условием психического и личностного развития является согласующаяся с логикой внешнего объекта, организованная другим человеком (спортивным агентом) и совместно с ним выполняемая деятельность, актуализируется со
168
Продолжение таблицы 2
Показатель профессиональной готовности к виду деятельности Критерии и способы оценивания
циальная роль агента как педагога, его функции как тренера-преподавателя и спортивного психолога
6.2. Владение средствами и методами сбора и анализа значимой информации, способность адекватно оценить и интерпретировать фактологический материал Демонстрация умения: - применять различные средства и методы сбора значимой информации: анализ и обобщение специальных литературных и иных информационных источников, педагогическое наблюдение, анализ протоколов соревнований, опросные методы (анкетирование, интервьюирование, беседы); - проводить статистический анализ фактологического материала и значимой информации в области агентского сопровождения; - адекватно оценивать и интерпретировать фактологический материал в области развития спортивной карьеры опекаемого; - обрабатывать, анализировать и описывать результаты исследования показателей развития спортивной карьеры спортсмена
6.3. Умение проводить сравнительно-сопоставительный анализ процесса и результатов деятельности. Демонстрация умения: - выбирать методы сравнительно-сопоставительного анализа и обработки полученных результатов в области агентской деятельности, адекватные поставленным задачам; - определять «+» и «—» спортивных достижений опекаемого спортсмена и определять направления развивающей и коррекционной работы; - представлять процессуальные параметры, характеризующие динамику спортивных, профессиональных, личностных достижений опекаемого; - характеризовать, применять результативные параметры деятельности опекаемого и использовать их для педагогического анализа и построения дальнейшей стратегии спортивного совершенствования опекаемого
6.4. Способность осуществлять планомерное изучение компонентов профессиональной деятельности и учитывать результативные параметры деятельности конкурентов Демонстрировать способности: - к овладению информацией об интеграционных процессах «наука — спорт», «наука — образование», междисциплинарных связях в образовательном процессе, профессиональном и личностном развитии обучающегося спортсмена; - к поиску информации о деятельности спортивных агентов, работающих со спортсменами на различных этапах спортивного совершенствования в избранном виде спорта; - к оценке параметров профессионального успеха и неуспеха спортивного агента и выявлению причинно-следственных связей, обусловивших полученные результаты; - к оценке деятельности конкурентов по компонентам профессиограммы «Спортивный агент»
6.5. Стремление к внедрению инноваций, способность адекватно ситуации применять новшества Демонстрация умения: - выявлять новшества в спортивном совершенствовании юных и квалифицированных спортсменов; - анализировать, выявлять и обосновывать эффективные стратегии профессиональной деятельности квалифицированных спортивных агентов; - применять новые педагогические, методические и иные подходы, направленные на повышение эффективности профессионального взаимодействия в системе «спортивный агент — спортсмен» и ориентированные на развитие профессиональных (в области спорта) и личностных качеств опекаемого; - адекватно оценивать личный уровень развития профессиональных компетенций, адекватно ситуации определять, аргументировать и применять новшества в профессиональном саморазвитии себя как спортивного агента и в развитии опекаемого спортсмена
VII. Консалтинг и экономическое сопровождение
7.1. Понимание экономических реалий для реализации консалтинга спортсмена по вложению средств Демонстрация знаний, умений и навыков: - базовых знаний в области инвестирования средств; - умения составить бизнес- план; - умения определить наиболее перспективный объект инвестиций; - проведение дискуссии по ранее составленному бизнес-плану
7.2. Способность осуществить подготовку к жизни после завершения карьеры спортсмена Деловая игра и дискуссия: - определить причины завершения спортивной карьеры опекаемого; - выявить основные проблемы адаптации спортсмена к жизни после окончания карьеры; - выявить потенциальные варианты трудоустройства спортсмена после окончания карьеры; - определить необходимость получения основного или дополнительного образования
7.3. Владение технологией страхования спортсмена Демонстрация умений: - классифицировать страховые риски; - классифицировать стоимостные понятия в страховании (страховая оценка, страховая сумма, ущерб, страховое возмещение, обеспечение); - определить основные виды имущественного страхования, страхования ответственности, страхования жизни и здоровья; - выявить основные страховые компании, предоставляющие свои услуги в сфере спорта
Окончание таблицы 2
Показатель профессиональной готовности к виду деятельности Критерии и способы оценивания
7.4. Способность к созданию профессиональной среды и подбору партнеров, обеспечивающих снабжение спортсмена экипировкой, организацию отдыха его и семьи, решение различных бытовых вопросов и т. д. Демонстрация умения: - отбирать специалистов, обеспечивающих снабжение спортсмена экипировкой, организацию отдыха его и семьи, решение различных бытовых вопросов и т.д.; - выявлять значимые профессиональные и личностные качества потенциальных партнеров; - диагностировать показатели профессиональной компетентности потенциальных партнеров; - осуществлять текущую оценку качества плановой деятельности среди потенциальных и действующих партнеров
7.5. Готовность к управлению капиталом спортсмена, владение процессом Демонстрация: - умения классифицировать капитал; - понимать сущность и задачи управления капиталом; - понимать процессы управления структурой капитала; - умения отбирать партнеров по инвестированию капитала спортсмена
VIII. Профессиональная компетентность в области развития имиджа организации и субъекта деятельности
8.1. Способность применять средства, методы и методологические положения спортивного маркетинга в профессиональном сопровождении спортсмена Демонстрация: - знаний основных видов популяризации спортсмена; - знаний основных этапов РК-сопровождения спортсмена; - знание понятия «личный бренд» и особенностей, на которые опирается его продвижение; - способности применять средства, методы и методологические положения спортивного маркетинга в профессиональном сопровождении спортсмена
8.2. Создание конкурентоспособного образа (имиджа) спортсмена Деловая игра и дискуссия: - выявить положительные моменты в имидже или карьере спортсмена; - выявите индивидуальные особенности имиджа спортсмена; - разработать 3-4 этапа РК-сопровождения спортсмена. - определить принадлежность имиджевых прав на спортсмена
8.3. Знание средств и методов профессиональной коммуникации, способность разрабатывать и размещать в средствах массовой информации привлекательные показатели успешности и перспективности опекаемого спортсмена Демонстрация знаний: - основных средств массовой информации (СМИ), освещающих информацию в сфере спорта; - правил написания статьи, демонстрирующих показатели успешности опекаемого спортсмена; - правил написания эссе с демонстрацией привлекательных показателей успешности и перспективности опекаемого спортсмена. Демонстрация умения подготовки эссе для СМИ с учетом всех индивидуальных особенностей развития имиджа выбранного спортсмена
8.4. Привлечение внимания потенциального работодателя (руководителей, менеджеров спортивной команды и др.) к своему клиенту Демонстрация: - знания основ формирования индивидуального имиджа; - понимания взаимосвязи имиджа спортсмена и имиджа клуба; - умения наладить контакт с потенциальным работодателем; - умения четко и аргументировано заострить внимание работодателя на положительных сторонах имиджа спортсмена
8.5. Способность находить компетентных специалистов в области спортивного маркетинга для эффективного сотрудничества по развитию имиджа спортсмена Демонстрация: - знания основных маркетинговых агентств в сфере спорта; - умения отбирать специалистов, владеющих средствами и методами РК-сопровождения в развитии спортивной карьеры опекаемого; - умения диагностировать показатели профессиональной компетентности потенциальных партнеров; - умения осуществлять текущую оценку качества плановой деятельности среди потенциальных и действующих партнеров
агента, так и условного опекаемого спортсмена при условии, когда мы первоначально перед студентом и магистрантом раскрываем круг профессиональных проблем метапредметного плана, а затем уже представляем учебные дисциплины как способы постижения, раскрытия и решения выявленных проблем. При этом подходе доминирует логика учения и формирования компетентности спортивного агента «от профессиональной проблемы - к освоению механизмов и условий ее решения» в пространстве профессиональных и социокультурных приоритетов личности и общества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сент. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal /2005/0910-12.htm (дата обращения 14.07.2014).
2. Дубов А. М. Профессиограмма «Спортивный агент» — предпосылка к реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов // Преподаватель XXI век. 2011. № 11. С. 97-103.
3. Кузьменко Г. А., Дубов А. М. Психология физического воспитания и спорта: рабочая программа учебной дисциплины. М.: Прометей, 2013. 56 с.
4. Дубов А. М., Кузьменко Г. А. Направленность профессиональной деятельности спортивного агента: ориентация на развитие личности опекаемого спортсмена // Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности: учеб. пособие / под ред. Г. А. Кузьменко; рек. УМО. М.: Прометей, 2013. 560 с. С. 471486. ISBN 978-5-7042-2507-2.
5. Анализ факторов, лимитирующих проявление интеллектуальных способностей спортсменов-подростков в образовательном процессе / Г. А. Кузь-менко, Б. Д. Юдин, Ш. Я. Сабитов, Л. Я. Федорова // Преподаватель XXI век. 2010. № 2. С. 178-188.
REFERENCES
1. Bermus A. G. Problemy i perspektivy realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii (Problems and perspectives of realization of competency building approach in education). Available at: http://www.eidos.ru/journal/2005/09/0-2.htm
2. Dubov A. M. «The sports agent» job description as a precondition for implementation of competency building approach in training of specialists [Pro-fessiogramma «Sportivnyy agent» — predposylka k realizatsii kompetentnostnogo podkhoda v podgo-tovke spetsialistov]. Prepodavatel XXI vek (Teacher XXI century), 2011, no. 11, pp. 97-103.
3. Kuzmenko G. A., Dubov A. M. Psychology of physical education and sports [Psikhologiya fizichesko-go vospitaniya i sporta]. Rabochaya programma uchebnoy distsipliny (The current working program of educational subject). Moscow: Prometey, 2013. 56 p.
4. Dubov A. M., Kuzmenko G. A. Direction of the sports agent^s professional activity: orientation at the guided sportsman's personal development [Napravlennost professionalnoy deyatelnosti sport-ivnogo agenta: orientatsiya na razvitie lichnosti opekaemogo sportsmena]. Razvitie lichnostnykh kachestv obuchayushchikhsya v uchebnoy i sport-ivnoy deyatelnosti (Development of students' personal qualities in educational and sport activities: tutorial). Ed. Kuzmenko G. A. Moscow: Prometey, 2013, pp. 471-486.
5. Kuzmenko G. A., Yudin B. D., Sabitov S. Ya., Fyo-dorova L . V. The analysis of the factors limiting the display of intellectual abilities of young sportsmen in the educational process [Analiz faktorov, limitiruyushchikh proyavlenie intellektualnykh sposobnostey sportsmenov-podrostkov v obrazo-vatelnom protsesse]. Prepodavatel XXI vek (Teacher XXI century), 2010, no. 2, pp. 178-188.