the dynamics of the level of competence formation in sports mediation for students of advanced training courses are given, the statistical significance of differences in the distribution of students by competence levels at the beginning and end of the experiment is assessed. The research presents the ways to achieve effectiveness of the developed program.
Key words: additional professional education, advanced training, conflictology, mediation in sports, competence in sports mediation.
Г.С. Бережная, д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Е-mail: [email protected]
Н.В. Самсонова, д-р пед. наук, проф., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Е-mail: [email protected]
Д.А. Коеачее, аспирант, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград, Е-mail: [email protected]
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СПОРТИВНОЙ МЕДИАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ СПОРТИВНЫХ ФЕДЕРАЦИЙ
Статья посвящена проблеме подготовки руководителей спортивных федераций в области конфликтологии и медиации. Актуальность данной проблемы обусловлена наличием значительного числа конфликтов в спортивной сфере, их влиянием на качество спортивной деятельности, потребностью в проведении медиационных процедур с одной стороны, и низким уровнем компетентности в спортивной медиации руководителей и специалистов данной сферы с другой. В статье представлена программа формирования компетентности в спортивной медиации руководителей спортивных федераций в условиях дополнительного профессионального образования. Дано методологическое обоснование программы через систему общих требований к технологии (системность, научность, структурированность, процессуальность), подходов (компетентностный, личностно-ориентированный, аксиологический, кон-фликтно-средовой, задачный) и принципов (учета логики развития конфликтов и управления ими, моделирования профессиональной деятельности, активности обучающихся). Характеристика программы представлена описанием взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, процессуального и диагностического. Показан ход экспериментальной проверки разработанной программы, приведена динамика уровня сформированности компетентности в спортивной медиации слушателей курсов повышения квалификации, дана оценка статистической значимости различий в распределении обучающихся по уровням компетентности в начале и конце эксперимента. Получены выводы об эффективности разработанной программы.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, конфликтология, медиация в спорте, компетентность в спортивной медиации.
Спорт является сферой общественной жизни, обладающей повышенной конфликтогенностью. Причинами такого положения становятся: сама соревновательная сущность спорта, высокий уровень психо-физического напряжения спортсменов, а также общие причины конфликтов между людьми, такие как столкновение интересов, стремление к власти, споры ресурсного характера. В настоящий момент наблюдается тенденция к усложнению конфликтов и увеличению их негативных последствий, отрицательно сказывающихся на системе межличностных взаимоотношений, социально-психологическом климате в команде. В конечном итоге это ведёт к снижению качества спортивной деятельности, снижению индивидуальных и командных результатов. Поэтому необходима система методов и подходов, способная создать реальные условия для эффективного разрешения споров и разногласий.
Обеспечить такие условия поможет активное внедрение института медиации в деятельность физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, а значит, актуальна и проблема формирования компетентности в спортивной медиации руководителей спортивных федераций.
Как показал анализ научной литературы, спортивная медиация изучается в юриспруденции [1], менеджменте, конфликтологии, психологии и педагогике [2; 3; 4]. Хотя некоторые психолого-педагогические аспекты медиации в физической культуре и спорте становились предметом изучения, но формирование компетентности в спортивной медиации руководителей спортивных федераций специально не исследовалось.
Проведенный нами опрос представителей спортивных федераций г. Калининграда подтвердил существование зон повышенной конфликтогенности в деятельности спортивных федераций и потребности в медиации. Таким образом, были выявлены противоречия: между необходимостью снижения числа деструктивных спортивных конфликтов и низкой компетентностью руководителей и специалистов данной сферы в разрешении конфликтов; между потребностью руководителей спортивных федераций в практических навыках медиации и характером дополнительного профессионального образования, не обеспечивающим формирование необходимых умений; между потребностью в формировании компетентности в спортивной медиации руководителей спортивных федераций и отсутствием в педагогике научно-методического обеспечения этого процесса.
Обозначенные противоречия определили цель нашего исследования: разработать и экспериментально проверить программу дополнительного профессионального образования для руководителей спортивных федераций по формированию компетентности в спортивной медиации.
Для достижения поставленной цели нами использовались следующие методы научно-педагогического исследования: анализ научной и методической литературы по проблеме формирования компетентности в спортивной медиации, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование образовательного процесса, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, шкалирование, методы статистической обработки данных.
Программа разрабатывалась с опорой на следующие методологические основы: общие методологические требования к технологиям [5]; система подходов к организации образовательного процесса и реализующих их принципов. Представим их подробнее.
Общие методологические требования к технологиям предполагают их системность, научность, структурированность, процессуальность. Системность подразумевает подход к конструированию программы как системы, т. е. комплек-
са взаимозависимых компонентов, обладающего новыми интегральными качествами и свойствами, которых нет у отдельных элементов. Научность определяется наличием ведущих идей, определяющих характер педагогического процесса и объясняющих его эффективность с научной точки зрения. Структурированность программы предполагает «наличие определенной внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алгоритм), обеспечивающих устойчивость и надежность системы» [5, о 44]. Процессуальность подразумевает, что конструируемая программа описывает процесс взаимодействия обучающих и обучающихся, протяженный во времени и нацеленный на получение запланированного результата.
Таким образом, разработка программы формирования компетентности в спортивной медиации руководителей спортивных федераций включает определение её концептуальной основы, целей, выбор соответствующих целям образовательных средств формирования заданных свойств и качеств, разработку комплекта диагностических методик, определение условий для эффективной реализации программы.
При формировании концепции разрабатываемой программы были определены оптимальные методологические подходы к организации образовательного процесса по развитию компетентности в спортивной медиации: компетентност-ный, личностно-ориентированный, аксиологический, конфликтно-средовой, ситуационный и задачный. Компетентностный подход (Зеер Э.Ф., Маркова А.К., Хуторской А.В., Равен Дж.) обеспечивает практико-ориентированность образовательного процесса [6], ориентирует на формирование компетенций, необходимых в процессе проведения медиации в спортивной сфере. Личностно-ориентирован-ный подход (Якиманская И.С., Бондаревская Е.В., Берулава М.Н., Сериков В.В.) определяет учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся, стимулирование их активной позиции [7]. Аксиологический подход (Бим-Бад Б.М., Бездухов В.П., Бондаревская Е.В., Сластенин В.А., Щедровицкий П.П) предполагает установление субъект-субектных отношений в образовательном процессе, формирование отношения к другому человеку как ценности [8]. Применительно к процессу формирования компетентности в спортивной медиации, данный подход ориентирует на восприятие конструктивного конфликта как средства разрешения противоречий, выбор человеко-ориентированных, адекватных средств управления конфликтами. Конфликтно-средовой подход (ПС. Бережная) определяет организацию проектируемого образовательного процесса с учетом специфических черт конфликтных процессов, опору на внутриличностный конфликт как интрапсихическую основу обучения. Ситуационный подход (В.В. Сериков, Н.М. Солодухо, И.С. Якиманская) ориентирует на создание в образовательном процессе ситуаций, способствующих формированию компетентности в спортивной медиации обучающихся, тем более, что и сама практика медиации построена на ситуационном подходе [9]. Задачный подход (ПА. Балл, Л.М. Фридман, Е.И. Машбиц) ориентирует на описание медиационной деятельности руководителя спортивной федерации через комплекс задач, что обеспечивает прикладную направленность дополнительного профессионального образования [10].
Практическая реализация перечисленных подходов происходит через систему следующих принципов: учета логики развития конфликтов и управления ими; моделирования профессиональной деятельности; активности обучающихся. Принцип учёта логики развития конфликтов и управления ими отражен при отборе и структурировании содержания курса, построении системы учебных задач.
В соответствии с принципом моделирования профессиональной деятельности в программу включены задачи, кейсы, деловые игры, имитирующие реальные условия профессиональной конфликтогенной среды и требующие от слушателей действий, соответствующих их трудовым функциям. Активное включение обучающихся в процесс обучения достигается через организацию деловых игр, обсуждений и т. п., где каждый попеременно выступает в роли медиатора и кон-фликтанта, участвует в рефлексии по занятию.
Исходя из представленных методологических основ, была сформирована программа формирования компетентности в спортивной медиации руководителей спортивных федераций.
Цель программы: усвоение слушателями системы знаний и формирование профессиональных компетенций по теоретическим и практическим аспектам спортивной медиации.
В результате освоения программы у обучающихся формируется компетентность в спортивной медиации, понимаемая как способность к медиационной деятельности в сфере физической культуры и спорта. В качестве промежуточных целей рассматривается формирование компонентов компетентности в спортивной медиации: конфликтологической, психолого-педагогической, правовой, медиативной компетенций. Промежуточные цели конкретизируются в номенклатуре формируемых знаний умений и навыков. Обучающийся должен знать: что такое конфликт и его основные характеристики; особенности конфликтов в различных областях физической культуры и спорта; сущностные и процессуальные характеристики медиации, её виды и правовые основы; требования к медиатору; особенности медиации в области физической культуры и спорта. Слушатель должен уметь диагностировать и прогнозировать конфликты, разрешать их с помощью медиации, владеть технологиями и техниками медиации в физической культуре и спорте.
Трудоемкость программы составляет 72 часа.
Содержательный блок программы включает следующие темы: 1. Конфликты в сфере физической культуры и спорта: понятие конфликта; основные характеристики конфликта; особенности конфликтов в различных сферах физической культуры и спорта (20 часов). 2. Медиация как способ урегулирования конфликтов в сфере физической культуры и спорта: сущность медиации; виды медиации; правовые основы спортивной медиации; процесс медиации (28 часов). 3. Особенности медиации в различных областях физической культуры и спорта: спортивные школы и секции, физкультурно-оздоровительные услуги населению, профессиональный спорт (24 часа).
В программе отражена следующая последовательность этапов образовательного процесса: диагностика начального уровня сформированности компетентности в спортивной медиации; модифицирование конкретных целей в соответствии с результатами диагностики; планирование и реализация учебного процесса по формированию компетентности в спортивной медиации, текущий контроль и корректировка; итоговая диагностика сформированности компетентности. Анализ и оценка полученных результатов.
Программой предусмотрено сочетание в образовательном процессе различных форм и методов учебной работы: лекции, семинары, подготовка и защита рефератов и презентаций, индивидуальные и групповые творческие задания, решение ситуационных конфликтологических задач, деловые игры и тренинги.
Лекции и семинары ориентированы, прежде всего, на формирование информационного базиса компетентности в спортивной медиации. Детальной проработке отдельных вопросов, развитию исследовательских умений способствует подготовка рефератов и презентаций. Деловые игры, тренинги, конфликтологические задачи и творческие задания играют важную роль в развитии регулятивного и деятельностного компонентов компетентности.
Диагностический блок программы включает методики для диагностики начального и итогового уровня сформированности компетентности в спортивной медиации, и текущего контроля. Блок начальной диагностики включает комплексный тест для диагностики когнитивной и частично деятельностной составляющей компетентности, методику шкалирования для оценки регулятивного компонента, индивидуальную диагностическую беседу.
Текущий контроль обеспечивает применение следующих средств: ответы на семинарах, тестирование, творческие задания, конфликтологические задачи.
Блок итоговой диагностики включает тесты для оценки знаний слушателей, комплексные конфликтологические задачи (предполагают анализ заданной кон-
Библиографический список
фликтной ситуации, обоснование целесообразности и моделирование медиаци-онной процедуры) и методику шкалирования. Сочетание этих методов позволяет провести комплексную диагностику уровня сформированности компетентности в спортивной медиации.
Разработанная программа была экспериментально проверена в условиях курсов повышения квалификации для руководителей спортивных федераций г. Калининграда. В состав экспериментальной группы вошло 25 руководителей спортивных федераций г Калининграда. В условиях дополнительного образования практически невозможно подобрать группы, однородные по уровню сфор-мированности компетентности в спортивной медиации, поэтому экспериментальная проверка программы проводилась без контрольной группы, с опорой на сравнение начального и итогового уровня сформированности исследуемого качества, что допустимо в педагогических исследованиях [11].
По результатам диагностики исходного уровня сформированности компетентности в спортивной медиации высокий уровень имели 12% слушателей, средний - 40% и низкий - 48%. Таким образом, подавляющее большинство слушателей имели низкий и средний уровень компетентности в спортивной медиации в начале занятий.
Разработанная программа была реализована полностью в объеме 72 часов. В соответствии с вышеизложенными положениями, при изучении всех тем использовался комплекс различных форм и методов проведения занятий. Основные теоретические вопросы освещались на первом лекционном занятии по теме. Расширение, углубление и закрепление теории происходило в ходе обсуждения на семинарах. На формирование практических умений и навыков были направлены практические занятия, в ходе которых решались конфликтологические задачи, проводились тренинги и деловые игры, выполнялись творческие задания. Коллективная работа на занятиях дополнялась самостоятельной работой слушателей, включающей подготовку к практическим занятиям и семинарам, реферирование научно-педагогической литературы по выбранной тематике, создание презентаций.
По окончании обучения была проведена заключительная диагностика уровня компетентности в спортивной медиации слушателей с использованием итоговых тестов оценки знаний, комплексных конфликтологических задач, методики шкалирования. Были получены следующие результаты. Слушатели с высоким уровнем компетентности составили 60%, средним - 32%, низким - 8%. Таким образом, значительно выросло количество слушателей с высоким уровнем сфор-мированности компетентности в спортивной медиации, сократилось число слушателей с низким уровнем. Статистическая значимость полученных результатов была подтверждена методами математической статистики. Для оценки значимости различий в уровне компетентности слушателей в начале и конце эксперимента использовался и-критерий Манна-Уитни [12, с. 9]. Полученное эмпирическое значение критерия, равное 124,5, меньше табличного критического значения -227 [12, с. 12], что говорит о статистической значимости распределения слушателей по уровням сформированности компетентности в спортивной медиации в начале и конце занятий. Таким образом, экспериментальная проверка подтвердила эффективность разработанной программы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы. Конфликты в сфере физической культуры и спорта - объективное наблюдаемое явление. Существует потребность в проведении медиационных процедур и, соответственно, наличии необходимых компетенций у руководящих работников. Сформировать требуемые компетенции возможно в системе дополнительного профессионального образования на курсах повышения квалификации. Эффективная программа формирования компетентности в спортивной медиации основана на общих методологических требованиях к технологии (системность, научность, структурированность, процессуальность), системе подходов (компе-тентностный, личностно-ориентированный, аксиологический, конфликтно-средо-вой, задачный) и принципов (учета логики развития конфликтов и управления ими, моделирования профессиональной деятельности, активности обучающихся). Программа включает четыре взаимосвязанных блока: целевой, содержательный, процессуальный и диагностический, совокупность которых дает полное представление об организации процесса формирования компетентности в спортивной медиации. Реализация программы обеспечивает эффективное формирование компетентности руководителей спортивных федераций в спортивной медиации, что подтверждено экспериментальным исследованием.
1. Погосян Е.В. Формы разрешения спортивных спорое (сравнительно-правовой аспект). Автореферат диссертации ... кандидата юридических наук. Екатеринбург 2009.
2. Благодарова Е.А. Медиация как способ разрешения спортивных спорое. Available at: http://bmsi.ru/doc/2cf1a088-16ad-46eb-ade8-5498e8293fa4
3. Марков С.М. Медиация - альтернативный инструмент разрешения спортивных конфликтов (споров): преимущества и перспективы для Дальнего Востока и Сибири. Седьмые Байкальские международные социально-гуманитарные чтения, материалы, в 3 т. Иркутск, 2013; Т. 2: 161 - 166.
4. Попов Д.В. Медиация как социально-правовая технология разрешения споров в сфере физической культуры и спорта. Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2013.
5. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. Москва: Народное образование, 2005.
6. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении. Научно-методическое пособие. Москва: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013.
7. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. Москва: «Логос», 2012.
8. Бим-Бад Б.М. Аксиомы педагогики. Педагогика. 2010; № 3: 15 - 20.
9. Гришина Н.В. Ситуационный подход: исследовательские задачи и практические возможности. Вестник СПбГУ. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016; 1: 58 - 68.
10. Балл Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект. Москва: Педагогика, 1990.
11. Данилов М.А. Педагогический эксперимент, его теоретические основы и условия применения в исследовании. Москва: Педагогика, 1971.
12. Середенко П.В., Должикова А.В. Методы математической статистики в психолого-педагогических исследованиях: учебное пособие. 2-е изд., испр. И доп. Южно-Сахалинск: СахГУ, 2009.
References
1. Pogosyan E.V. Formy razresheniya sportivnyh sporov (sravnitel'no-pravovojaspekt). Avtoreferat dissertacii ... kandidata yuridicheskih nauk. Ekaterinburg, 2009.
2. Blagodarova E.A. Mediaciya kak sposob razresheniya sportivnyh sporov. Available at: http://bmsi.ru/doc/2cf1a088-16ad-46eb-ade8-5498e8293fa4
3. Markov S.M. Mediaciya - al'ternativnyj instrument razresheniya sportivnyh konfliktov (sporov): preimuschestva i perspektivy dlya Dal'nego Vostoka i Sibiri. Sed'mye Bajkal'skie mezhdunarodnye social'no-gumanitarnye chteniya, materialy, v 3 t. Irkutsk, 2013; T. 2: 161 - 166.
4. Popov D.V. Mediaciya kak social'no-pravovaya tehnologiya razresheniya sporov v sfere fizicheskoj kul'tury i sporta. Perm. gos. nac. issled. un-t. Perm', 2013.
5. Selevko G.K. 'Enciklopediya obrazovatel'nyh tehnologij. V 2-h t. T. 1. Moskva: Narodnoe obrazovanie, 2005.
6. Hutorskoj A.V. Kompetentnostnyjpodhod v obuchenii. Nauchno-metodicheskoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «'Ejdos»; Izdatel'stvo Instituta obrazovaniya cheloveka, 2013.
7. Serikov V.V. Razvitie lichnosti v obrazovatel'nom processe. Moskva: «Logos», 2012.
8. Bim-Bad B.M. Aksiomypedagogiki. Pedagogika. 2010; № 3: 15 - 20.
9. Grishina N.V. Situacionnyj podhod: issledovatel'skie zadachi i prakticheskie vozmozhnosti. Vestnik SPbGU. Seriya 16: Psihologiya. Pedagogika. 2016; 1: 58 - 68.
10. Ball G.A. Teoriya uchebnyh zadach: Psihologo-pedagogicheskijaspekt. Moskva: Pedagogika, 1990.
11. Danilov M.A. Pedagogicheskij 'eksperiment, ego teoreticheskie osnovy i usloviya primeneniya v issledovanii. Moskva: Pedagogika, 1971.
12. Seredenko P.V., Dolzhikova A.V. Metody matematicheskoj statistiki v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah: uchebnoe posobie. 2-e izd., ispr. I dop. Yuzhno-Sahalinsk: SahGU, 2009.
Статья поступила в редакцию 26.12.18
УДК 378
Likhacheva O.N., Cand. Of Sciences (Philology), senior lecturer, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
Shilovich O.B., senior teacher, Kuban State Technological University (Krasnodar, Russia), E-mail: [email protected]
ON A QUESTION ABOUT THE IMPROVEMENT OF THE LEVEL OF PERCEPTION OF ACADEMIC MATERAL AMONG STUDENTS WITH REFERENCE TO A HUMANITARIAN COMPONENT. The quality of the academic process directly depends upon the degree of student perception of the academic material. The level of a future specialist is defined by its presentation by the teacher, the atmosphere that facilitates its more effective understanding and practical application. The humanitarian component implies not simply dry account of the material, theoretical aspects not connected with practical application, but on the contrary, high thoughts, figurative and expressive means, bright comparisons, fancy play, discussions, disputes, various approaches and IT-technologies. The variety of answers, multiple discussions and a pleasant atmosphere are possible.
Key words: perception of material, humanitarian component, figurative and expressive means of language, positive atmosphere, teacher' personality, example, motivation, scientific work.
О.Н. Лихачева, канд. филол. наук, доц. Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail:[email protected]
О.Б. Шилович, ст. преп., Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар, E-mail:[email protected]
К ВОПРОСУ ОБ УЛУЧШЕНИИ КАЧЕСТВА ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТАМИ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА НА ПРИМЕРЕ ГУМАНИТАРНОГО СЕГМЕНТА
Качество учебного процесса непосредственно определяется степенью восприятия студентами учебного материала. От того, как он презентуется преподавателем, какая атмосфера способствует его более эффективному пониманию и последующему прикладному использованию зависит и уровень будущего специалиста. Гуманитарный сегмент, по нашему мнению, предусматривает не просто сухое изложение материала, теоретизированность, зачастую не связанную с практическим применением, а напротив, полет мысли, широкое использование изобразительно-выразительных средств, яркие сопоставления, полет фантазии, дискуссии и диспуты, разнообразные подходы и интернет-технологии. Допускается вариативность ответов на вопросы, разноплановые обсуждения и, конечно же, располагающая к общению атмосфера.
Ключевые слова: восприятие материала, гуманитарный сегмент, изобразительно-выразительные средства языка, положительная атмосфера, личность преподавателя, пример, мотивация, научная работа.
Рассмотрим подробнее, как в современных образовательных условиях при небольшом количестве часов, не совсем качественной школьной подготовке и низкой мотивационной активности расположить студентов к эффективному восприятию и пониманию необходимого академического материала.
Во-первых, важна положительная атмосфера на занятии. Отметим, что искусственность и наигранность исключаются - это показные, внешние аспекты, которые моментально ощущаются студентами как тонкими психологами. Соответственно, эффекта от такого климата не предусматривается. Преподавателю следует изначально самому настроиться на позитив, а далее смоделировать удобный и действенный положительный микроклимат на занятии, что и будет способствовать эффективному восприятию материала. Хорошее настроение преподавателя - залог успешного учебного процесса, а студенты, подхватив данный лейтмотив, будут расположены к преподавателю и, соответственно, ко всему, что он вещает и поясняет [1]. Отметим также юмористический компонент, который снимает психологическое напряжение - хорошая шутка по теме занятия, веселый жизненный случай, казусы иноязычной культуры и восприятия в случае с изучением, например, иностранного языка - все указанное облегчает процесс изучения гуманитарного предмета, способствует его более быстрому и качественному усвоению.
Во-вторых, личность самого преподавателя. Для студентов он должен стать примером, неким образцом успешности и самодостаточности. Он должен быть профессионалом своего дела, настоящим педагогом, хорошо владеющим качественным общением, искусством убеждения, объяснения. Преподавателю следует знать и владеть подходами к каждому студенту, чувствовать интенции обучаемого, понимать особенности формирования и развития студенческой
мотивации, посредством которой умело заинтересовать студента в учебном процессе, убедить в необходимости качественного овладения тем или иным предметом в совокупности с другими учебными аспектами. Отметим также немаловажный факт, что преподаватель сам должен совершенствоваться, развивать себя по своей специальности, а также повышать общий культурный уровень, писать научные работы, издавать статьи и монографии, стремиться к продвижению, характеризоваться здравыми амбициями. Он может стать руководителем студента в дальнейшей работе, дипломном проекте, магистерской и даже кандидатской диссертации. Совместные научные исследования и изыскания будут развивать компетенции студента, направлять его энергию в нужное русло, определять будущие перспективы и приоритеты.
В-третьих, при правильном подходе к формированию мотивационных составляющих студента обучаемый начинает интересоваться предметом изучения не просто по учебным материалам, но и в дополнительном научном сегменте. Он умело вовлекается в самостоятельную деятельность, ищет дополнительный материал, занимается внеаудиторными аспектами. Именно правильно организованная самостоятельная работа позволяет студентам активно развиваться, осваивать новые компетенции и компетентности. Самостоятельная работа, организованная грамотно и в соответствии с уровнем студентов, позволяет расширить диапазон студенческого восприятия, повысить его уровень, подготовит к восприятию более сложных научных постулатов и выкладок.
В рамках внеаудиторной дополнительной деятельности возможно использование проектной методики, которая эффективно функционирует в гуманитарном сегменте и позволяет обучаемым раскрыть свои латентные способности и возможности [2]. Студент или группа из нескольких человек получают некоторую