УДК 37.025;37.026;378;159.929;574
ДИДАКТИКА И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕРАКТИВНОГО КУРСА «ЭВОЛЮЦИОННАЯ И МЕЖВИДОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ»
Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Предлагаемая статья завершает серию работ, опубликованных в рамках исследовательского проекта РГНФ1 и связанных с дидактической разработкой и апробацией на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности альтернативной версии учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология»2. В основе построения содержания курса лежит экологический подход, отражённый в попытке осмысления роли межвидового взаимодействия животных и человека в эволюционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом аспектах. В качестве смысловой составляющей содержания курса определена идея о взаимовыгодных межвидовых взаимодействиях, а её разработка ведётся в рамках совместного моделирования на занятиях элементов профессиональной деятельности психолога. В этой связи раскрыты дидактические и практические аспекты реализации дисциплины (целесодержательные, компе-тентностные, учебно-содержательные, организационно-техологические, образовательно-технологические, образовательно-рефлексивные, информационно-методические). Ключевые слова: зоопсихология, сравнительная психология, эволюционная психология, межвидовая психология, будущий психолог, тренинг, профессиональная подготовка, исследовательская и практическая деятельность психолога, профессионально-экологические задачи, профессионально-экологические компетенции.
1
Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды» (№ 13-06-00687).
2
См.: Гагарин А.В. Формирование личностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии // Акмеология. 2013. № 1. — С. 85-93; Гагарин А.В., Новиков С. О. Профессионально-экологическая составляющая практической деятельности зоопсихолога // Акмеология. 2014. № 1-2 (специальный выпуск). (Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», Москва, 1-15 июня 2014 г.). С. 62-64; Гагарин А.В. Рефлексивные аспекты преподавания сравнительной психологии и зоопсихологии // Эволюционная и сравнительная психология в России: традиции и перспективы / Под ред. А.Н. Харитонова. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. (Труды Института психологии РАН). — С. 74-80; Новиков С.О., Гагарин А.В. Профессиональная компетентность зоопсихолога в сфере межвидового взаимодействия человека и животных // Акме-ология. 2014№ 1-2 (специальный выпуск). (Материалы IX Международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека», Москва, 1-15 июня 2014 г.). С. 262; Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология. Курс лекций, дидактические и учебно-методические материалы, рабочая тетрадь: учеб. пособие. М.: Издательство МААН, 2013.
В предшествующих работах3, выполненных в рамках исследовательского проекта РГНФ «Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды» (№ 13-06-00687), в контексте экологического подхода раскрыты особенности формирования личностно-профессиональных компетенций будущего психолога в курсе зоопсихологии и сравнительной психологии; профессионально-экологическая составляющая практической деятельности зоопсихолога; рефлексивные аспекты преподавания сравнительной психологии и зоопсихологии; составляющие профессиональной компетентности зоопсихолога в сфере межвидового взаимодействия человека и животных. Интегрируя перечисленные позиции и в определённой мере расширяя их в данной работе, мы предлагаем результаты дидактической разработки этих направлений в интерактивном учебном курсе «Эволюционная и межвидовая психология». Он адресован будущим психологам, но, несомненно, будет полезен и студентам-экологам, и студентам-педагогам. Курс априори предполагает интегративный характер, а ключевая миссия его в том, чтобы подготовить практика, обладающего как фундаментальной теоретической (в плане осмысления), так и практической (в плане организации прикладных исследований) базой профессиональной деятельности. Его содержательная часть соответствует действующему стандарту высшего профессионального образования (компетенциям «антропологического минимума»), определяющему соответствующие требования к содержанию подготовки бакалавров.
В 2013/2014 и 2014/2015 учебных годах в рамках реализации указанного выше проекта РГНФ мы разработали и апробировали альтернативную дидактическую версию учебной дисциплины «Зоопсихология и сравнительная психология», предназначенную студентам очной формы, обозначив её центральную идейную предметную линию в сфере психологических аспектов межвидового взаимодействия человека и животных в эволю-ционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом аспектах. Как показал предыдущий опыт реализации указанной учебной дисциплины для будущих психологов в Московском городском педагогическом университете (МГПУ, 2000-2007), в Международном независимом эколого-политологическом университете (МНЭПУ, 2000-2005), в Академии при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС, 2005-2012) реализация этой версии курса позволяет студентам эффективно осваивать установленный для данной учебной дисциплины минимум компетенций (см. ниже).
Отметим, что это не столько авторская интерпретация или видение курса «Зоопсихология и сравнительная психология», сколько авторская дидактическая адаптация его содержания, имеющего фундаментальное и прикладное значение, в подготовке компетентного психолога к современным реалиям развития глобального образовательного и информационного пространства, а также к социально-экономическим, социально-экологическим, психолого-педагогическим аспектам профессиональной подготовки.
Предлагаемая адаптация выполнена на стыке естественно-научных (эволюционная биология, экология, энвайронментология) и гуманитарных (социология, психология, педагогика) направлений. В основе же концептуального построения содержания курса лежит экологический подход с его отражением прежде всего в таком междисциплинарном направлении, как межвидовая психология (психология межвидового взаимодействия) [6, 8, 11, 15]. В основе последовательного изложения содержания курса — попытка осмыслить роль межвидового взаимодействия животных и человека в эволюционно-историческом, эколого-психологическом, психолого-педагогическом аспектах.
Оригинальность замысла, его идейная, содержательная, технологическая и методическая новизна обусловлены тем, что дисциплина в соответствии с учебным планом читается на том этапе обучения в высшем учебном заведении (первый курс), когда большинство студентов не имеет осмысленного представления: а) о системной специфике научного знания, в основе которого лежит антропологический принцип его (знания) накопления и теоретического и практического осмысления; б) о принципиальной миссии
3 Там же.
такой рефлексии в личностно-профессиональномразвитии специалиста и прежде всего: в систематизации раннего профессионального опыта, имеющейся теоретико-прикладной подготовки и опыта, полученного в условиях учебных практик; осмыслении/переосмыслении дальнейшего собственного личностно-профессионального пути.
Поэтому предлагаемая адаптация в своём дидактическом отражении направлена на актуализацию и ориентировку учебной деятельности студентов как по освоению теоретически и методически сложного учебного курса, так и на создание комплекса дидактических условий для эффективного самоанализа собственных учебных достижений и перспектив личностно-профессионального развития посредством использования максимально возможного разнообразия интерактивных форм, но прежде всего — рефлексии (устной и письменной, индивидуальной и групповой образовательно-профессиональной) как метода обучения. При соответствующем дидактическом сопровождении (поддержке) учебной деятельности рефлексивные методы обучения способствуют в конечном итоге осмыслению каждым студентом собственной образовательной истории и выстраивания стратегии образования собственной личности посредством создания образа своего профессионального будущего.
Отсюда особенность курса в том, что в процессе освоения каждого модуля при специальной дидактической поддержке преподавателя студенты включаются в соответствующую непрерывную самостоятельную учебно-познавательную активность, в реальное планирование, конструирование и моделирование (на занятиях и вне аудитории) отдельных элементов профессиональной деятельности психолога-исследователя и психолога-практика. Это приводит студентов к субъективному проектированию индивидуальной личностно-профессиональной сферы. Смысловой (мотивирующей учебную деятельность) и системообразующей дидактической составляющей активизации процесса самостоятельной учебно-познавательной активности выступает идея решения психологом профессионально-экологических задач в исследовательской и практической деятельности. В рамках курса актуализируются теоретическая и прикладная значимость таких задач, при этом постепенно «обрастает» самостоятельно полученными студентами фактами и развивается тезис о том, что межвидовая психология, как формирующаяся на стыке наук дисциплина, весьма тесно связана с различными сферами практической психологии [1-5, 7, 9, 10, 12-14].
Так, наряду с эволюционной психологией, зоопсихологией, сравнительной психологией многие десятилетия развиваются и такие направления как энвайронментальная (за рубежом) и экологическая (в России) психология, исследования в области которых направлены на изучение психологических особенностей взаимодействия человека с окружающей средой, и в частности с конкретными природными объектами. Работая с такой проблематикой, специалист может эффективно применить её в таких актуальных сферах психологической практики, как прикладная зоопсихология, педагогическая психология, клиническая психология, психология служебной деятельности.
К примеру, на занятиях обсуждается и развивается вопрос о том, что зоопсихолог в рамках профессиональной компетентности должен обладать многими специальными и отличными (в силу принципиальности их наличия) от других сфер практической психологии компетенциями (и знаниевыми, и практическими): эколого-биологическими, это-логическими, физиологическими, а также на высоком уровне сформированности обладать компетенциями личностного порядка, такими как наблюдательность, проницательность, общительность, толерантность, рефлексивность, доброжелательность, уравновешенность, терпение. А за компетентной консультацией можно и нужно обращаться только к опытному и грамотному специалисту, квалификация которого как психолога, эколога, этолога, так и практика, сведущего во взаимодействии и с человеком, и с животным, способного понять, что не так в «сотрудничестве» того и другого, не вызывает сомнений.
В связи с этим рассматриваются обязанности зоопсихолога как специалиста в психологии животных и человека, но прежде всего — в особенностях их взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности системы «человек — животное», где важна рефлексия
(осмысление и понимание), в том числе в процессе коррекции поведения компонентов данной системы как полноценных субъектов коммуникации. При этом зоопсихолог изучает и социальное поведение животных. Эти знания дополняют этологию — науку о поведении животных. Зоопсихолог должен развивать в себе проницательность, чувствительность, деликатность и внимание к деталям в той же степени, в какой этими качествами должен обладать психолог человека.
Важнейшее качество, необходимое для эффективной практической работы зоопсихолога, — объективность в оценке поведенческих проявлений животного в межвидовых взаимодействиях с человеком. Мир животных на самом деле очень интересен и до сих пор мало изучен. Даже древнейшие межвидовые отношения собаки и человека восхищают и интригуют, создавая почву для фантазий и вымыслов. Будучи движимы чувством любви и привязанности к животным, восхищаясь их удивительным и загадочным для нас внутренним миром, мы часто наделяем их качествами, в действительности им не свойственными. Таким образом, вольно или не вольно, мы устилаем «благими намерениями дорогу в ад», всё дальше и дальше уходя от истинного понимания животных, познания и принятия их природы. Например, очеловечивая собак, мы фактически отбираем у них право быть самими собой. И в то же самое время нелепо и кощунственно сводить все грани многотысячелетнего опыта общения человека с собакой к выработке примитивных условных рефлексов. Тогда задача зоопсихолога — изучать внутренний мир животных объективно и шаг за шагом избавляться от иллюзий, художественного вымысла и упрощающих представлений о нём.
Сегодня зоопсихолог не только может, но и обязан помочь семье или отдельному человеку: подобрать наиболее подходящее животное, наладить с ним контакт или даже найти «прямой язык» с животными, понять их желания; подсказать, как именно следует заниматься с конкретным животным, как воспитать его и себя во взаимодействии с ним; понять, что случилось с животным, если оно вдруг перестало есть; взаимодействовать с брошенными или пережившими трагедию животными, а также с теми представителями друзей наших меньших, у которых нарушена психика.
Что касается педагога-психолога, то рассматривается приложение его деятельности не только в психологическом обеспечении образовательного процесса, но и в психологическом консультировании и реабилитации детей и взрослых. Профессионально-экологические компетенции при этом дадут возможность использовать, например, в гармонизации отношений личности в различных системах социума, средства «природотерапии», имеющие психологически атрибутивный характер, и прежде всего — анималотерапии во взаимодействии с домашними питомцами.
Далее речь может идти уже о практике клинической психологии, в которой анима-лотерапия (дельфинотерапия, канистерапия, ипотерапия и др.) практически во всех цивилизованных странах мира занимает прочное место в цепи реабилитационно-восста-новительных мероприятий, например у детей с отклонениями в психоневрологическом развитии и с детским церебральным параличом. Реабилитация детей требует согласованной работы специалистов разных направлений: врачей, коррекционных педагогов, психологов, логопедов, кинезитерапевтов и — на втором этапе лечебно-реабилитационной работы — анималотерапевтов.
Наконец, важен вопрос об использовании животных в практике психологии служебной деятельности (например, кинологические службы ФСБ, таможни, МЧС, полиции; а также на границе, в аэропортах, в условиях катастроф и т.д.; центры по подготовке морских животных в военных и гражданских целях и т.д.).
Тем самым предлагаемый курс (и принципиально, содержательно) обладает большим потенциалом для освоения студентами личностно-профессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных) компетенций.
В связи со сказанным нами определена цель курса, заключающаяся в создании совокупности условий: для обеспечения теоретико-прикладной подготовки бакалавров психологии, обладающих ключевыми компетенциями в сфере зоопсихологии, эволюци-
онной, сравнительной и межвидовой психологии, а также в смежных областях биологии и экологии человека; для формирования у студентов современных научных представлений о происхождении и эволюции психического отражения, субъективной представленности мира в субъективных переживаниях, истоках специфически человеческих форм психического отражения и структуры деятельности, о роли межвидовой коммуникации в их филогенетическом и онтогенетическом развитии; для овладения студентами методами научно-исследовательской работы; развития способности и формирования готовности к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
Освоение общекультурных компетенций личности (ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12) предполагает развитие способности и формирование готовности бакалавра психологии к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук; владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; применению теоретического и экспериментального исследования; владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния; восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей; проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.
Анализ перечня и содержания профессиональных компетенций, отражённых в действующем ФГОС ВПО (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23) также привёл к необходимости их конкретизации в ключе отмеченных особенностей эволюционной и межвидовой психологии как учебного направления.
Так, когнитивные профессиональные компетенции предполагают продуктивное использование будущим психологом в профессиональной деятельности теорий и понятий, а также «скрытых знаний», приобретённых в опыте, в частности:
— исторические предпосылки развития эволюционно-психологических и межвидовых (сравнительных) психологических исследований;
— представление об объекте, предмете и методе изучаемых научно-психологических направлений;
— представление о месте эволюционной и межвидовой психологии в системе наук и их основных отраслей, их ключевые категории и понятия;
— традиционные и современные методы изучения психики животных разных таксономических групп;
— различные взгляды на проблему происхождения психики в эволюции и на критерии её проявления в поведении животных организмов;
— особенности психической деятельности животных разных групп и эволюционное (врождённое) и онтогенетическое (приобретённое) развитие форм её регуляции;
— биологические и психологические аспекты индивидуальных взаимоотношений субъекта с окружающей его средой, в том числе межвидовые;
— психологические аспекты межвидового взаимодействия в системе «человек — животное», роль таких взаимодействий в эволюционном и онтогенетическом аспектах развития психики животных организмов;
— современные теории и основные этапы и направления эволюции психики, сравнительное изучение психики человека и животных различных таксономических групп и видов.
Функциональные профессиональные компетенции предполагают освоение студентами следующих умений, навыков, «ноу-хау»:
— использование знаний о происхождении, эволюции и функционировании психологической реальности у разных форм существования жизни на Земле, включая человека, для повышения, оптимизации и самоактуализации уровня своей общепрофессиональной психологической подготовки в методологическом и прикладном аспектах;
— владение инструментарием, методами организации и проведения конкретных научных и прикладных исследований в сфере эволюционной психологии, зоопсихологии, межвидовой и сравнительной психологии;
— использование результатов конкретных исследований в этих сферах для решения практических и профессиональных задач;
— владение современными методами психологии, ориентированными на оптимизацию межвидового взаимодействия человека с животными;
— использование соответствующих современных практических отечественных и зарубежных технологий в решении задач смежных профессиональных областей —медицины, биологии, экологии, этологии.
Социально-личностные профессиональные компетенции (социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, социально-поведенческие навыки в различных сферах жизнедеятельности, и в том числе профессиональной). Речь идёт о социально-воспитательном компоненте учебного процесса. И здесь необходимо говорить: о формировании профессионально-экологической и профессионально-психологической культуре будущих психологов, и в частности, об их профессиональной компетентности в целом как органичных частях в структуре их будущей профессиональной деятельности; о формировании целостного представления о личностных особенностях человека, профессиональной позиции психолога, навыков самообразования и профессионального общения с коллегами, способностей самостоятельной организации и проведения исследовательской работы; о формировании у студентов способности оценивать события и явления социальной жизни в соответствии с видением образованности современного человека, способности соотносить свои действия, методы и средства согласно принципам гуманизма и нравственности; убеждений в индивидуально-личностной, деятельностной природе каждого человека, в необходимости творческого развития индивида и личности, нравственности и патриотизма.
Исходя из вышесказанного, мы определили соответствующее содержание курса, включающего девять образовательных блоков, которые обозначили как образовательные модули (ОМ), вводный и заключительный, а также семь основных, соответствующих актуальным направлениям развития эволюционной и межвидовой психологии.
ОМ «Актуализация», или «Введение в эволюционную и межвидовую психологию». Объект, предмет, основные и базовые понятия и категории, цель, задачи, направления, проблемы, прикладные направления, перспективы развития эволюционной и межвидовой психологии.
ОМ1. «Методы изучения психики животных: классика и современность», или «Думают ли животные?». Понятие о методах изучения психики животных, их виды, общее и особенное в изучении психики животных различных таксономических групп. Постановка задач перед животными (классификация и характеристика методов). Адаптация классических методов изучения психики животных в современных межвидовых исследованиях. Проявление гуманизма и сохранение здоровья животных в экспериментальных исследованиях. Современные методы изучения психической деятельности животных.
ОМ2. «Эволюционно- и зоопсихологические теории: история и современность», или «От истоков развития знаний о психике животных до экспериментальных межвидовых исследований». Истоки и источники знаний о психике животных в философии, физиологии, этологии, экологии, собственно психологии. Перспективы развития эволюционной психологии, психологии животных и межвидовой психологии (о бихевиоризме, функционализме и когнитивизме). Эволюционно-сравнительные, социально-биологические, эко-лого-этологические, когнитивные теории в развитии современных направлений изучения
проблемы происхождения, эволюции и индивидуального развития психики животных различных таксономических групп.
ОМ3. «Проблема происхождения психики и критерии психического», или «Отраздражимости к чувствительности» Взгляды на происхождение психики на разных уровнях развития материи (антипсихизм, панпсихизм, биопсихизм, фитопсихизм, анималопсихизм, нейропсихизм, антропопсихизм). Необходимость возникновения психики для обеспечения опосредованного взаимодействия субъекта с объектом; ощущение как субъективное переживание его (объекта) биологически нейтральных свойств. Критерии психического (способности организма: ощущать воздействия, не имеющие для существа биологического значения; внешне выражать эмоции; целенаправленно действовать в ситуации с учётом конкретных обстоятельств; получать и использовать опыт).
ОМ4. «Развитие психической деятельности животных в онтогенезе и формы её регуляции», или «От инстинкта до рассудочной деятельности». Врождённое и приобретённое у животных: инстинкт, научение, интеллект, сознание как формы регуляции поведения. Особенности индивидуальных взаимоотношений субъекта с окружающей его средой. Проблема онтогенеза поведения и деятельности как отражения развития психики животного.
ОМ5. «Классические и современные концепции эволюции психики», или «От примитивной реакции до психической деятельности». Стадиальные и уровневые концепции развития психики. Эволюция психических функций в животном мире и особенности образа жизни животных.
ОМ6. «Сравнительная межвидовая психология», или «От сравнительного изучения раннего онтогенеза поведения человека и понгид до культурно-исторической концепции развития психики».
ОМ7. «Психология межвидового взаимодействия», или «Эволюция жизни: от сим-биотической жизни до сотрудничества видов». Психология межвидового взаимодействия (система «человек — животное»): аспекты эволюционно-исторические, эколого-средовые (энвайронментальные), эколого-психологические и природо- (анимало-) терапевтические, психолого-педагогические.
ОМ «Итоговая рефлексия», или «Жизнь с животными». О конкретных случаях взаимовыгодного сотрудничества в системе «человек — животное»: эволюционная значимость и межвидовая польза.
Каждый указанный образовательный модуль в технологическом плане реализуется посредством следующих технологических форм учебных занятий в высшем учебном заведении, оптимально интегрирующих традиционные, интерактивные, включая собственно рефлексивные, а также информационно-коммуникационные педагогические технологии:
1) вводная (актуализирующая) и/или заключительная (обобщающая) лекция с интерактивными элементами педагогического взаимодействия;
2) технологические формы практических занятий с применением рефлексивных методов обучения;
3) самостоятельная внеаудиторная учебно-познавательная и исследовательская деятельность;
4) текущая аттестация по теме образовательного модуля в рамках самооценки научного и прикладного содержания дисциплины («образовательная рефлексия»);
5) текущая аттестация в рамках совместного освоения одного из элементов профессиональной деятельности будущего психолога («профессиональная рефлексия»).
Как известно, стержнем интерактивных подходов в обучении являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися, и которые направлены не только и не столько на закрепление уже изученного материала, сколько на изучение нового. Однако, если речь идёт о профессиональной подготовке будущего специалиста в высшем учебном заведении, то следует учитывать, что именно профессиональная составляющая обучения здесь ключевая. Поэтому, в известной мере уточняя и расширяя данную выше позицию, считаем что формы обучения будущего специалиста должны
быть направлены на рефлексивную систематизациию и его раннего профессионального опыта, и имеющейся уже теоретико-прикладной подготовки, и опыта учебно-практической деятельности, а также на предоставление реальной возможности (посредством использования максимально возможного разнообразия интерактивных форм, прежде всего устной и письменной, индивидуальной и групповой образовательно-профессиональной рефлексии) для осмысления/переосмысления дальнейшего собственного профессионального и личностного пути.
Признавая ведущую роль в нашем курсе рефлексивных методов обучения и в частности преподавания антропологии, отметим, что сегодня отечественная педагогика и психология высшей школы интегрирует богатый собственный и международный опыт и предлагает широкий спектр интерактивных форм и методов организации интерактивного обучения. Среди них мы обращаем внимание на использование в интерактивных учебных курсах в вузе на следующие:
— творческие задания индивидуальные и в малых группах (3-5 чел.);
— работа в парах, обучающие организационно-деятельностные игры (ролевые, имитационные, деловые);
— потенциал социально-природной среды (от творческих встреч с известными людьми до экскурсий и научных экспедиций);
— внеаудиторные методы (от социальных проектов и выступлений в средствах массовой информации до организации тематических выставок и «психологических театров»);
— аудиторные интеллектуальные разминки;
— использование интерактивных элементов обучения на лекционных, практических занятиях при обсуждении сложных и дискуссионных проблем, а также на зачётах и в рамках промежуточной аттестации («Студент в роли преподавателя», «Лекция вдвоём», перекрёстные диалоги «Вопрос-ответ» или «Заведомо неверное утверждение — Поиск ошибки» и т.д.);
— учебные дебаты, симпозиумы, конференции, кейсы, презентации и мультимедиа-сопровождение учебного процесса.
В организационном плане курс важно построить, «разбив» его на девять последовательных «триад», соответствующих указанным образовательным модулям. В плане определения оптимальной последовательности и соотношения перечисленных выше интерактивных форм и методов учебной деятельности дидактически корректна именно шестичасовая «триада» — три двухчасовых занятия, объединённых единой тематикой образовательного модуля (вводная часть — 2 часа, основная часть — 2 часа, заключительная часть — 2 часа).
Триада-актуализация в учебной дисциплине в форме просмотра, анализа и обсуждения видеороликов, отражающих различные аспекты поведения и жизнедеятельности животных; лекция «Введение в эволюционную и межвидовую психологию»; аудитор-но-практическое занятие «Актуальные проблемы психологии животных» (написание и экспресс-обсуждение рецензии на рекомендуемую научно-популярную статью по эво-люционно- и зоопсихологической проблематике). Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада 1. Лекция «Методы изучения поведения и психики животных: классика и современность»; организационно-деятельностная игра «Понятийно-терминологический аппарат эволюционной и межвидовой психологии»; семинар в форме учебной конференции «Традиционные и современные методы изучения поведения и психики животных». Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада 2. Лекция «Эволюционно- и зоопсихологические теории: классика и современность»; организационно-деятельностная игра «Понятийно-терминологический аппарат эволюционной и межвидовой психологии» (продолжение и окончание с обсуждением
результатов). Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада 3. Семинарское занятие в форме аудиторных дебатов с элементами устной рефлексии вопросов: «Какова природа психики? Психика материальна? Если да, каковы аргументы? Если нет, каковы аргументы?»; самостоятельная (аудиторная) работа с письменной рефлексией по образовательным модулям 1-3 и практическая (домашняя) работа по наблюдению за поведением животного (промежуточная аттестация); лекция «Проблема происхождения психики и критерии психического» (начало). Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада 4. Лекция «Проблема происхождения психики и критерии психического» (окончание); самостоятельное изучение тем: «Развитие психической деятельности животных в онтогенезе и формы её регуляции (врождённое и приобретённое у животных)» с обсуждением на одноименном семинаре в форме круглого стола с использованием полученных результатов домашней практической работы по наблюдению за поведением животного. Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада 5. Лекция «Эволюция психики» (стадиальные и уровневые концепции развития; эволюция психических функций в животном мире и особенности образа жизни животных, стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики) с выполнением письменного анализа стадий развития психики в эволюции; аудиторно-практическое занятие «Проблема происхождения «живого» и «психического» на Земле» (написание рецензии-эссе по результатам просмотра фильма или работы с другими источниками ин-формации); самостоятельная аудиторная работа с текстами лекций А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия по проблемам эволюции психики. Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада 6. Лекция «Эволюция психики» (эволюция психических функций в животном мире и особенности образа жизни животных, интеллектуальная стадия развития психики, сравнительное межвидовое изучение психики высших приматов и человека, сознательная стадия развития психики); самостоятельное изучение ключевых вопросов сравнительно-психологической проблематики и обсуждение их на семинарском занятии в форме коллоквиума. Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада 7. Лекция «Психология межвидового взаимодействия (система «человек — животное»); организационно-деятельностная игра «Взаимовыгодное межвидовое взаимодействие человека и животных: эволюционно-исторические предпосылки и психологические причины» с выполнением домашней работы по наблюдению за особенностями взаимовыгодного взаимодействия человека и домашнего животного; обсуждение ее результатов; аудиторно-практическое занятие «Феномен развития субъектности в психологическом взаимодействии человека и животного. Образовательная и профессиональная рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Триада-рефлексия содержания курса. Семинар в форме круглого стола «Сотрудничество в межвидовом взаимодействии в системе «человек — животное» с подготовкой и защитой индивидуальной письменной работы по проблеме межвидового взаимодействия (в форме устной презентации по одному из предложенных случаев: животное как «Социальный коммуникатор», «Учитель» и «Воспитатель», «Стабилизатор» психологического климата в семье», «Катализатор» комфортных взаимоотношений и средство профилактики конфликтов в семье», «Анималотерапевт», «Государственный служащий», «Военнослужащий»); самостоятельное заполнение рабочей тетради в рамках подготовки к тестированию и зачёту; итоговая письменная и устная аттестация. Образовательная и профессиональная
рефлексия научного и прикладного содержания триады посредством анализа информации к размышлению (форум-дискуссия).
Может возникнуть вопрос: почему важна «триада»? Три спаренных занятия в один день, соответствующих конкретному образовательному модулю? Очевидно, что «триада» необходима и в организационном, и в результативном плане для интерактивного, по своей сути тренинг-курса. Именно такая организационная единица позволяет студенту осваивать курс на повышенном уровне погружения в проблему и его рефлексии, а преподавателю эффективно выстраивать формально-дидактическую и качественно-содержательную логику реализации дисциплины.
В информационно-методическом отношении курс обеспечен специально созданным для этого электронным дидактическим ресурсом «Эволюционная и межвидовая психология». — [Электронный ресурс]. — URL: http://eco-anthropology.ru/zoopsihologiya-i-sravnitelnaya-psihologiya/ (дата обращения 16.04.15)», где представлена полная его версия в электронном формате, что даёт возможность для самостоятельной дистанционной работы студентов в процессе освоения дисциплины.
Понятно, что осмысление студентом той или иной актуальной проблематики, тех или иных вопросов эволюционной и межвидовой психологии как междисциплинарного направления, в том числе в процессе совместного планирования собственного профессионального будущего как психолога, может быть затруднено в связи с недостаточным уровнем базовой подготовки, и в частности по базовым и прикладным психологическим дисциплинам. Поэтому важно, что реализация рекомендуемой нами выше дидактической поддержки при соответствующем дидактическом сопровождении постепенно (от первого к заключительному занятию) ведёт студентов от хаотичного и интуитивного к системному и рефлексивному планированию и организации (=самоорганизации) собственного личностно-профессионального развития; к развитию культуры письменной речи и устного выступления, умения слушать и слышать других, оценивать собственные возможности; в идеале — к определению себя как субъекта профессиональной подготовки «здесь и сейчас», к актуальной и осмысленной потребности в ней как важнейшей детерминанте личностного становления.
ССЫЛКИ
[1]. Боевые дельфины. — [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Бое-вые_дельфины. — [Электронный ресурс]. — URL: (дата обращения 09.03.2015).
[2]. Владимир Леонидович Дуров: Новая русская школа гуманной дрессировки животных. — [Электронный ресурс]. — URL: http://gwar.elar.ru/o-voyne/vladimir-leonidovich-durov/ (дата обращения 09.03.2015).
[3]. Как наша армия может использовать боевых дельфинов из Крыма. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.online812.ru/2014/04/03/019/ (дата обращения 09.03.2015).
[4]. Межвидовая коммуникация в системе «человек — китооборазные». — [Электронный ресурс]. — URL: http://svetlana-doroganich.ru/mezhvidovaya-kommunikaciya-v-sisteme-chelovek-kitooboraznye/ (дата обращения 09.03.2015).
[5]. На что способны боевые дельфины США в Чёрном море, специальный репортаж от 26 апреля 2014, 05:30. — [Электронный ресурс]. — URL: http://youtu.be/rWfs9ss9gCk (дата обращения 09.03.2015).
[6]. Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология. Монография / А.В. Никольская. — М.: Эксмо, 2010.
[7]. Никольская А.В. Феномен доверия в системе отношений человека с домашними животными / А.В.Никольская // Вестник ГУУ 2010. № 7. С. 83-88.
[8]. Никольская А.В. Экопсихологическая модель межвидового взаимодействия человека с домашними животными. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (дата обращения 09.03.2015).
[9]. Никольская А.В., Ениколопов С.Н. Взаимосвязь агрессивного поведения собак и их владельцев // Вестник ГУУ 2009. № 34. С. 77-82.
[10]. Основной язык собаки — сигналы примирения (calming signals). — [Электронный ресурс]. — URL: http://forum.vozmi-sobaky.ru/viewtopic.php?p=8406 (09.03.2015).
[11]. Панов В.И. Экопсихологические взаимодействия: виды и типология // Социальная психология и общество. 2013. № 3. — С. 13-28.
[12]. Совет по морским млекопитающим. — [Электронный ресурс]. — URL: http://www.2mn. org/index.html (дата обращения 09.03.2015).
[13]. Типы коммуникативных сигналов у животных. — [Электронный ресурс]. — URL: http:// vertebrata.bio.msu.ru/html/commun_rus.html (дата обращения 09.03.2015).
[14]. Учёные объяснили дружбу собаки и человека. — [Электронный ресурс]. — URL: http://rn.lenta.ru/news/2015/04/17/dogsoxytocm/ (дата обращения 17.04.2015).
[15]. Ясвин В.А. «Межвидовая коммуникация ^mo Sapiens как предпосылка формирования субъективных отношений к различным животным». — [Электронный ресурс]. — URL: http:// ethology.m/Ubrary/?id=95 (дата обращения 17.04.2015).
DIDACTICS AND THE EXPERIENCE OF TRANING-COURSE «EVOLUTIONARY AND INTERSPECIFIC PSYCHOLOGY»
Alexander V. Gagarin — Doctor of Education. Professor of the Acmeology and Professional Psychology Department, Faculty of Psychology, Institute of Social Science, Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration (RANEPA); Vernadskiy 84, Moscow 119606 Russia; [email protected]
ABSTRACT
This proposed article completed series of works, which were published within research project of Russian State Scientific Fund and connected with didactic development and approbation at the Acmeology and Psychology Professional Activity Department and alternative version of subject «Zoo psychology and comparative psychology». In the basis of this course content is ecological approach that reflects the attempt to understand the role of interspecific interaction between animals and individuals within evolutional and historical, ecological and psychological, psychological and pedagogical aspects. As the «semantic» component of the courses' content there is the determined idea about mutual beneficial interspecific interactions, and its development is taken over within joint modeling at the lessons of the professional psychologist's activity. In this connection, didactic and practical aspects of discipline (target and substantial, competence, learning and substantial, organizational and technological, educational and reflexive, informational and methodical) are discovered.
Key words: psychology of animals, comparative psychology, evolutionary psychology, interspecific psychology, future psychologist, training, research and practice of a psychologist, environmental challenges, environmental responsibility.
REFERENCES
[1]. Boevye del'finy. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Boevye_ del'finy. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: (data obrashhenija 09.03.2015).
[2]. Vladimir Leonidovich Durov: Novaja russkaja shkola gumannoj dressirovki zhivotnyh. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://gwar.elar.ru/o-voyne/vladimir-leonidovich-durov/ (data obrashhenija 09.03.2015).
[3]. Kak nasha armija mozhet ispol'zovat' boevyh del'finov iz Kryma. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://www.online812.ru/2014/04/03/019/ (data obrashhenija 09.03.2015).
[4]. Mezhvidovaja kommunikacija v sisteme «chelovek — kitooboraznye». — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://svetlana-doroganich.ru/mezhvidovaya-kommunikaciya-v-sisteme-chelovek-ki-tooboraznye/ (data obrashhenija 09.03.2015).
[5]. Na chto sposobnye boevye del'finy SShA v Chernom more, special'nyj reportazh ot 26 aprelja 2014, 05:30. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://youtu.be/rWfs9ss9gCk (data obrashhenija 09.03.2015).
[6]. Nikol'skajaA.V. Zoopsihologija i mezhvidovaja psihologija. Monografija / A.V. Nikol'skaja. — M.: Jeksmo, 2010.
[7]. Nikol'skajaA.V. Fenomen doverija v sisteme otnoshenij cheloveka s domashnimi zhivotnymi / A.V.Nikol'skaja // Vestnik GUU. 2010. № 7. S. 83-88.
[8]. Nikolskaja A.V. Jekopsihologicheskaja model' mezhvidovogo vzaimodejstvija cheloveka s domashnimi zhivotnymi. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://www.twirpx.com/file/685570/ (data obrashhenija 09.03.2015).
[9]. Nikol'skajaA.V., EnikolopovS.N. Vzaimosvjaz' agressivnogo povedenija sobak i ih vladel'cev // Vestnik GUU. 2009. № 34. S. 77-82.
[10]. Osnovnoj jazyk sobaki — signaly primirenija (calming signals). — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://forum.vozmi-sobaky.ru/viewtopic.php?p=8406 (09.03.2015).
[11]. Panov V.I. Jekopsihologicheskie vzaimodejstvija: vidy i tipologija // Social'naja psihologija i obshhestvo. 2013. № 3. S. 13-28.
[12]. Sovet po morskim mlekopitajushhim. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://www.2mn.org/ index.html (data obrashhenija 09.03.2015).
[13]. Tipy kommunikativnyh signalov u zhivotnyh. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://verte-brata.bio.msu.ru/html/commun_rus.html (data obrashhenija 09.03.2015).
[14]. Uchenye ob#jasnili druzhbu sobaki i cheloveka. — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://m. lenta.ru/news/2015/04/17/dogsoxytocin/ (data obrashhenija 17.04.2015).
[15]. Jasvin V.A. «Mezhvidovaja kommunikacija Homo Sapiens kak predposylka formirovanija sub#ektivnyh otnoshenij k razlichnym zhivotnym». — [Jelektronnyj resurs]. — URL: http://ethology.ru/ library/?id=95 (data obrashhenija 17.04.2015).