АКМЕОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
Acmeology as an innovative educational direction: educational technology and teaching methods
УДК 159.9; 378
ДИДАКТИКА И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Определена ключевая миссия учебной дисциплины «Методологические основы психологии» в профессиональной подготовке бакалавра психологии. В центре содержания дисциплины — основы построения психологического знания вообще и психологического исследования в частности. Учитывая методическую сложность преподавания этой дисциплины студентам бакалавриата 2-го года обучения, предлагается её «дидактическая адаптация», направленная к тому, чтобы систематизировать имеющуюся теоретическую подготовку студентов, предоставить им реальную возможность осмыслить собственный личностно профессиональный путь.
Ключевые слова: методологические основы психологии, психолог, профессиональная подготовка, дидактика, опыт реализации.
Учебная дисциплина «Методологические основы психологии» — важнейшая и неотъемлемая составляющая теоретико-методологической, мировоззренческой и профессиональной подготовки бакалавра психологии, которая входит в базовую часть профессионального цикла учебного плана. В её интегративном содержании лежат фундаментальные теоретические исследования в области психологического знания, как отечественные, так и зарубежные. На основе содержания этой дисциплины студентами осваиваются такие темы, как: «Методология и методы социально-психологического исследования», «Планирование теоретического и эмпирического исследования».
Методическая сложность курса обусловлена тем, что дисциплина в соответствии с учебным планом читается на том этапе обучения в высшем учебном заведении (третий семестр, второй год обучения), когда студент имеет минимальные представления как о системе и структуре научно-психологического знания, так и о методах и способах его получения и построения. Понятно, что в большинстве своём обучающиеся не имеют на данном этапе чёткого представления как о специфике научного исследования, так и о системном его планировании и реализации с целью получения нового знания.
Между тем для эффективного освоения дисциплины необходимы те или иные знания законов исторического и общественного развития; социокультурных закономерностей психического развития человека; факторов, способствующих его личностному становлению; возрастных и индивидуальных особенностей; социальных факторов раз-
С
Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации;
e-mail: gagarin-av@ranepa.ru
АННОТАЦИЯ
вития. При этом студенты должны уметь взаимодействовать с людьми (детьми, родителями, психологами, педагогами) по вопросам развития личности, иметь определённую информацию о методах научно-психологического исследования, а в идеале — опыт их использования. Очевидно, что для обеспечения эффективного освоения методологических основ психологии в данном случае мы можем использовать (максимально) лишь те знания, которые получены студентами в рамках изучения таких курсов, как: «Философия», «Общая психология», «История психологии», а также опыт ознакомительных учебных практик.
В связи с этим в 2014/2015 учебном году мы разработали и апробировали оригинальную версию («дидактическую адаптацию») «Методологических основ психологии», адресованную студентам очной формы обучения по программе бакалавриата по направлению подготовки 030300.62 «Психология», по профилю «Психология управления» в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации. В данном варианте её общая трудоёмкость составляет 108 часов (3 кредитных единицы), из них 16 часов отведено на лекционные занятия, 32 — на практические, 60 часов — на самостоятельную работу.
Системообразующая идея указанной версии связана с тем, чтобы дать возможность обучающимся осмыслить роль (миссию) научно-исследовательской деятельности вообще и научно-психологической в частности, в личностно профессиональном развитии психолога. Определить, рассмотреть и принять её как ведущее условие систематизации уже имеющейся теоретико-прикладной подготовки и расширения полученного в условиях учебных дисциплин и ознакомительной учебной практики собственного опыта (пока ещё минимального), как важнейшее средство для осмысления и построения стратегии собственного личностного и профессионального роста [13].
Методическая новизна дисциплины связана с применением интерактивных методов обучения при соответствующей, максимально возможной дидактической поддержке. В комплексе это позволяет повысить заинтересованность студентов в изучении дисциплины и самостоятельно смоделировать в процессе её изучения те или иные психологические явления, определяющие предметную область психологии (теоретический аспект), а также осмыслить и спланировать ход предполагаемого научно-психологического исследования с целью изучения этих психологических явлений (прикладной аспект).
При этом осмысление формальной логики построения и осуществления теоретического и эмпирического научно-психологического исследования, его планирование происходит посредством совместного взаимодействия в системе «Преподаватель — студенты». На наш взгляд, указанная составляющая дисциплины может и должна быть нацелена в конечном итоге на дальнейшее реальное планирование каждым студентом собственного психологического исследования (выпускного квалификационного) и включать выявление проблемы в изучении того или иного психологического явления, формулировку соответствующей темы, определение методологических характеристик исследования с их письменной фиксацией.
Опыт преподавания «Методологических основ психологии» на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности свидетельствует, что такая составляющая действительно повышает заинтересованность студентов в изучении дисциплины и способствует образовательной рефлексии собственных целей, задач и результатов, ожидаемых по окончании вузовской подготовки. А дидактическая поддержка есть своего рода опора для разработки каждым студентом эффективной стратегии индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. В свою очередь это способствует развитию логического и аналитического мышления и формированию начальных навыков системной психолого-практической деятельности.
Мы определили основную цель дисциплины как развитие профессионально-психологического мышления будущих психологов посредством формирования у студентов обобщённого системного представления об истории становления методологии психологии, об основных фундаментальных и прикладных проблемах современной психологической науки, а также конкретных знаний, умений и навыков, позволяющих ме-
тодологически корректно планировать и проводить валидное научное-психологическое исследование, работать с научными текстами, формулировать исследовательские гипотезы и задачи, выбирать и использовать в практике соответствующие исследовательские методы.
Содержание программы дисциплины «Методологические основы психологии» носит интегрированный характер, основанный на общефилософских, общекультурных, общенаучных, психолого-педагогических знаниях. Учитывая тот факт, что данная учебная дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин программы подготовки бакалавра психологии, формируемая в процессе её освоения профессионально-психологическая культура и компетентность будущего психолога должны войти органичной и неотъемлемой составной частью в структуру его профессиональной деятельности.
В этой связи практическая реализация дисциплины принципиально, содержательно, технологически и методически направлена на освоение студентами личностно профессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных компетенций). При этом под компетенцией понимается «способность и готовность человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные элементы знаний и умений» (определение OECD в рамках общеевропейского процесса формирования «Европейской системы квалификаций»).
Согласно действующему стандарту высшего профессионального образования и учебному плану подготовки бакалавров психологии, освоение студентом общекультурных компетенций в рамках данной дисциплины (ОК-3 и ОК-4) предполагает, прежде всего, овладение культурой научного мышления, развитие способностей к обобщению, анализу и синтезу фактов и теоретических положений; использование системы общенаучных категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики.
В свою очередь, освоение профессиональных компетенций предполагает развитие способности к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5); способности к прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7); готовности к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9); готовности к преподаванию психологии как общеобразовательной дисциплины (ПК-15).
Анализ содержания и специфики курса «Методологические основы психологии», его целей и задач как учебной дисциплины привёл нас к необходимости конкретизировать перечисленные выше компетенции. И в данном случае следует говорить о личностно профессиональных компетенциях когнитивного и функционального характера.
Освоение профессиональных компетенций когнитивного характера предполагает продуктивное использование психологом в профессиональной деятельности фундаментальных психологических теорий, категорий и понятий, а также «скрытых знаний», приобретённых в опыте. В процессе освоения дисциплины студенты расширяют знания, ориентирующие их в психологической теории, приобретают знания в области методологии психологического исследования, специфики его основных этапов и процедуры в целом; основных параметров оценки и способов достижения его объективности, достоверности и валидности.
Освоение профессиональных компетенций функционального характера предполагает умения, навыки, «ноу-хау», а также то, что человек должен уметь делать в профессиональной сфере.
Бакалавр психологии должен уметь анализировать логику рассуждений и высказываний; обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт; осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования; планировать и организовывать его, владеть навыками обработки данных, их анализа и интерпретации, разработки программы научного исследования.
В плане расширения перечня компетенций, определённых действующим стандартом, и которые должен приобрести каждый студент в рамках освоения рассматриваемой дисциплины, следует сказать о важности и необходимости расширения отмеченных нами ранее компетенций социально-личностных: социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера.
Исходя из вышесказанного, мы определили соответствующее содержание курса, на наш взгляд, вполне доступное для освоения студентами 2-го курса бакалавриата и практически значимое для дальнейшего их личностно профессионального становления. В структурно-организационном плане содержание может быть представлено в формате четырёх образовательных блоков, которые обозначены нами как лекционно-практические модули (ЛПМ).
ЛПМ-1. «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИИ (ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ)»
Лекционный блок
Психология: общее понятие о методологических, теоретических и методических аспектах. Психология как научная дисциплина. Категория, понятие, дефиниция в психологической науке. Методология, метод, способ и средство научного познания.
Отметим, что лекционная активность студентов, помимо диалогового взаимодействия с лектором, включает также работу на каждом лекционном занятии с контрольным листом, в котором предлагаются различные формы письменной рефлексии получаемой информации: несложные задания, вопросы, элементы тестов и т.п. (см. приложение 1), которые необходимо выполнить письменно в процессе занятия. Такой лист студенты получают перед началом лекции и сдают его по окончании. Важно, что этот лист удостоверяет также факт присутствия студента на занятии. После проверки контрольный листок возвращается студентам.
Практический блок
Организационно-деятельностная игра по теме «Категории и понятия психологии». Студентам предлагается в процессе игры изучить и обсудить дидактические термино-карты; письменно ответить на вопросы с кратким обоснованием своей позиции (можно также использовать специально подготовленный для этого бланк): «Почему психология считается научной дисциплиной?», «Чем отличается объект исследования от предмета исследования? Как они соотносятся?», «Как взаимосвязаны понятия психика, поведение, психическая деятельность?», «Чем отличаются понятия теория и методология? Как они соотносятся?», «Чем отличаются понятия парадигма и теория? Как они соотносятся?» «Чем отличаются понятия метод и методика? Как они соотносятся?»; графически представить соотношение понятий объект психологии, предмет психологии, психика, поведение, психическая деятельность, теории психологии, методология психологии, методы психологии, методики психологические, диалектико-материалистическая парадигма, деятельностная психология, гуманитарная парадигма, гуманистическая психология (о результатах доложить устно). В рамках данной игры могут быть и другие творческие задания. Мы использовали, например, известный метод составления терминотекстов с использованием предложенных понятий.
Задание по теме: «Методология и методы психологического исследования» Студентам предлагается в процессе выполнения задания ознакомиться с текстом [9. С. 13-60] и заполнить специально подготовленный бланк (см. приложение 2).
ЛПМ-2. «МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»
Лекционный блок
Уровни методологического знания (подходы различных авторов). Методологические, теоретические и методические проблемы современной психологии (общее и особенное в отечественных и зарубежных психологических школах). Место и роль методологии в системе научного знания, её функции в осуществлении научно-психологического познания. Методологические принципы психологии. Взаимосвязь методологического, теоретического и методического уровней в фундаментальной и прикладной психологии. [1-4, 7, 12]
Практический блок
Задание по теме: «Уровни методологического знания». Студентам предлагается в процессе выполнения задания ознакомиться с текстом [11, с. 58-90] и заполнить специально подготовленный бланк (см. приложение 3).
Задание по теме: «Система методологических принципов психологии». Студентам предлагается в процессе выполнения задания ознакомиться с текстом с предложенным текстом [1, с. 46-87] и заполнить специально подготовленный бланк (см. приложение 4).
ЛПМ-3. «ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК КАТЕГОРИИ ПСИХОЛОГИИ»
Лекционный блок
Личностная сфера: специфика её проявления в поведении человека и функциональные особенности. Личность как системное качество. Социогенез личности. Проблема личности как «новое психологическое измерение». Деятельность как системообразующее основание личности. Движущие силы развития личности. Структура личности и динамические смысловые системы личности. Личность и индивид. Личность и субъект деятельности.
Практический блок
Задание по теме: «Личность в различных научно-психологических и психолого-педагогических подходах». Студентам предлагается построить контент-аналитическую матрицу [14] по основному понятию «Личность» и каждому из его базовых элементов (см. приложение 5), выделенных с позиций различных отечественных подходов: дея-тельностного (А.Н. Леонтьев), структурно-генетического (К.К. Платонов), системно-функционального (А.И. Крупнов), акмеологического (А.А. Деркач и др.); зарубежных подходов: психоаналитического (З. Фрейд, Э. Фромм, Г. Салливан, К. Юнг), социально-бихевиористского (Ж. Годфруа, Л. Хьелл, Д. Зиглер, Б. Скиннер и др.), когнитивного (Дж. Келли, У. Мишель и др.), диспозиционального (У. Шелдон, Э. Кречмер, К. Левин, Г. Мюр-рей, Р. Кэттел и др.), гуманистического (К. Роджерс, А. Маслоу), а также с позиций воспитания, формирования и развития человека, отражённых в современных отечественных психолого-педагогических исследованиях (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
ЛПМ-4. «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Лекционный блок
Методологическая (системная) структура теоретического и эмпирического научно-психологического исследования, универсальная формально-логическая схема научно-психологического исследования. Особенности планирования комплексного (теоретико-эмпирического) научно-психологического исследования, его этапы и программа. Идеальная методологическая схема научно-психологического исследования. Особенности и требования к организации научного исследования. Формулировка его темы (критерии выбора, требования, типичные ошибки). Методологические характеристики и процедурный аспект психологического исследования. Теоретическое исследование, его этапы и планирование. Особенности сбора первичной научной информации. Эмпирическое ис-
следование, его планирование и методы. Отражение программы эмпирического исследования в его формальной структуре. Этапы (программа) эмпирического исследования и особенности планирования его содержания [2, 8, 9].
Практический блок
Задание по теме: «Определение методологических характеристик научно-психологического исследования». Студентам предлагается в процессе выполнения задания разработать методологическую схему по результатам анализа конкретного психологического исследования (предлагается преподавателем, например, из числа защищённых работ по психологии). В схеме необходимо письменно отразить такие неотъемлемые элементы научно-психологического исследования, как: его тема, объект и предметная область с выходом на устное обсуждение его гипотезы, целей, задач, базы и методов. Для работы также используется специально подготовленный бланк (см. приложение 6).
Отметим, что каждый указанный лекционно-практический модуль в структурно-организационном плане включает, как правило, несколько спаренных занятий, объединённых единой проблематикой. Так, в оригинальной версии каждый модуль включает в себя три четырёхчасовых занятия.
Внутрисеместровая и промежуточная аттестации (зачёт) по учебной дисциплине «Методологические основы психологии» проводятся в формате устной (обсуждение результатов процедурно-методологического анализа конкретного психологического исследования) и письменной (комплексный тест, см. приложение 7) рефлексии [5, 6, 19].
В информационно-методическом отношении дисциплина обеспечена специально созданным для этого электронным дидактическим ресурсом «Методологические основы психологии». — [Электронный ресурс]. — URL: http://eco-anthropology.ru/metodologiya-psihologii/ (дата обращения 01.03.15)», где представлена полная её версия в электронном формате, что даёт возможность и для самостоятельного дистанционного её освоения.
Поскольку реализация компетентностного подхода в высшем образовании (в том понимании, в котором он активно развивается сегодня в отечественной практике) направлена на широкое использование активных/интерактивных форм, то в образовательно-технологическом плане все занятия построены на основе интерактивного педагогического взаимодействия и включают совместное выполнение конкретных практических заданий по актуальным методологическим проблемам и вопросам психологии [10, 15-18].
Учитывая это обстоятельство, мы не считаем дидактически обоснованным выделять лекцию, практическое занятие, семинар, круглый стол как самостоятельные организационные формы. Наоборот, в данном случае продуктивным (в плане конечного результата) становится формат проведения занятия как лекционно-практического. Будучи интегратив-ным, он включает такие элементы активных/интерактивных форм, как: обсуждение, дискуссия, беседа, индивидуальное практическое задание, в основе которых лежит механизм устной и письменной рефлексии учебного содержания. При этом устная рефлексия содержания дисциплины побуждается как в специально организованном, так и в стихийном обсуждении проблемы. Однако, учитывая приоритет первой позиции (целенаправленная педагогическая организация таких форм обучения), дидактической опорой для определения «верного» (в тематическом, теоретическом, прикладном плане) направления устной и письменной рефлексии могут служить заранее подготовленные специальные дидактические материалы, в частности бланки, опорные схемы (приложения 1-7).
В заключение отметим, что осмысление студентом той или иной актуальной методологической проблематики, тех или иных методологических вопросов современной психологии может быть затруднено в связи с недостаточным уровнем базовой подготовки, в частности по философии, общей психологии, истории психологии. Поэтому важно, что реализация рекомендуемой нами дидактической поддержки при соответствующем педагогическом сопровождении постепенно выводит студентов на иной (системный и рефлексивный, а не хаотичный и интуитивный) уровень освоения теоретически и методически сложного курса методологических основ психологии, приводит к развитию культуры устного выступления, умения слушать и слышать других, оценивать собственные возможно-
сти, а в идеале — к определению себя как субъекта профессиональной подготовки «здесь и сейчас», к актуальной и осмысленной потребности в ней как важнейшей детерминанте личностного и профессионального движения.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Акмеология: Учебник. Изд. 2-е, перераб. / Под общ.ред. А.А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2006. С. 46-87.
[2]. Анцупов А.Я., Харитонов А.Н., Жмурин И.Е., Тимченко Г.Н. Анализ проблематики 1313 докторских диссертаций по психологии и акмеологии // Акмеология. 2014. № 1. С. 165-181.
[3]. Асеев В.Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. 2014.№ 1. С. 16-24.
[4]. Асеев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. 2012. № 1(41). С. 17-20.
[5]. Бехтер А.А. Развитие рефлексивности личности посредством акмеологического тренинга // Акмеология. 2012. № 3.
[6]. Бехтер А.А Рефлексия как механизм формирования социально-профессиональной идентичности психолога // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. № 2.
[7]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. О задачах и направлениях современных акмеоло-гических исследований // Акмеология. 2013. № 3. С. 85-90.
[8]. Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. 2013. № 4. С. 11-24.
[9]. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Методы акмеологических исследований. — М., 2010.
[10]. Князев А.М., Одинцова И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
[11]. Лубовский В.Д.. Методологические основы психологии: Учебное пособие. М. — Воронеж, 2007. — С. 58-90.
[12]. МельничукА.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. 2012. № 2(42). С. 23-31.
[13]. Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии // Акмеология. 2012. № 4(44). С. 26-29.
[14]. Научное исследование (теория и методика). Учебное пособие / Под ред. В.В. Лебединского. М.: Изд-во МНЭПУ, 1995. С. 54-55.
[15]. Новосёлова Л.А. Активизация профессионального становления студентов: автореф. дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кемеров. гос. ун-т. — Кемерово, 2005.
[16]. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие / Под общ. ред. А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2005.
[17]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология. 2013. № 3. С. 28-34.
[18]. Степнова Л.А. Аутопсихологическая компетентность психолога в сфере образования // Акмеология. 2003. № 3. С. 53-56.
[19]. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития: автореф. дисс.. докт. пед. наук: 13.00.01 / Рост. гос. ун-т. — Ростов-на-Дону, 2006.
DIDACTICS AND EXPERIENCE OF TEACHING THE COURSE «THE METHODOLOGICAL FUNDAMENTALS OF PSYCHOLOGY»
Alexander V. Gagarin, D.Ed., Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology of the Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration; gagarin-av@ranepa.ru.
ABSTRACT
The key mission of discipline «The methodological fundamentals of psychology» in training of Bachelor of Psychology. Takes into account the methodological complexity of its teaching. Shows its significance: the fundamental, theoretical, applied. The original didactic model didactic model aims to systemize the theoretical preparation of students, to provide them with real opportunities to reflect on their own personal and professional path. In the model — fundamentals of psychological knowledge in general and psychological research, -in particular.
Key words: the methodological fundamentals of psychology, psychologist, training, didactics, experience, practice.
REFERENCES
[1]. Akmeologija: Uchebnik. Izd. 2-e, pererab. / Pod obshh.red. A.A. Derkacha. — M.: Izd-vo RAGS, 2006. S. 46-87.
[2]. Ancupov A.Ja., Haritonov A.N., Zhmurin I.E., Timchenko G.N. Analiz problematiki 1313 doktorskih dissertacij po psihologii i akmeologii // Akmeologija. 2014. № 1. S. 165-181.
[3]. Aseev V.G. O sootnoshenii sub#ektivnogo i ob#ektivnogo // Akmeologija. 2014.№ 1. S. 16-24.
[4]. Aseev V.G. Strukturnye osobennosti znachimogo prostranstva lichnosti // Akmeologija. 2012. № 1 (41). S. 17-20.
[5]. Behter A.A. Razvitie refleksivnosti lichnosti posredstvom akmeologicheskogo treninga // Akmeologija. 2012. № 3.
[6]. Behter A.A Refleksija kak mehanizm formirovanija social'no-professional'noj identichnosti psihologa // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Psihologija. 2012. T. 6. № 2.
[7]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A. O zadachah i napravlenijah sovremennyh akmeologicheskih issledovanij // Akmeologija. 2013. № 3. S. 85-90.
[8]. Derkach A.A. V pomoshh' issledovatelju-akmeologu: o logike akmeologicheskogo issledovanija // Akmeologija. 2013. № 4. S. 11-24.
[9]. Derkach A.A., Zazykin V.G. Metody akmeologicheskih issledovanij. — M., 2010.
[10]. Knjazev A.M., Odincova I.V. Rezhissura i menedzhment tehnologij aktivno-igrovogo obuchenija. — M.: Izd-vo RAGS, 2008.
[11]. Lubovskij V.D.. Metodologicheskie osnovy psihologii: Uchebnoe posobie. M. — Voronezh, 2007. — S. 58-90.
[12]. Mel'nichuk A.S. Mnogomernyj podhod k analizu sub#ektivnyh strategij razvitija professional'nyh kompetencij // Akmeologija. 2012.№ 2 (42). S. 23-31.
[13]. Moskalenko O.V. Problema planirovanija kar'ery studentov v predmetnom pole akmeologii // Akmeologija. 2012. № 4 (44). S. 26-29.
[14]. Nauchnoe issledovanie (teorija i metodika). Uchebnoe posobie / Pod red. V.V. Lebedinskogo. M.: Izd-vo MNJePU, 1995. S. 54-55.
[15]. Novosjolova L.A. Aktivizacija professional'nogo stanovlenija studentov: avtoref. diss.... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kemerov. gos. un-t. — Kemerovo, 2005.
[16]. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: Uchebnoe posobie / Pod obshh. red. A.A. Derkacha. M.: Izd-vo RAGS, 2005.
[17]. Selezneva E.V. Samorealizacija i osobennosti motivacii studencheskoj molodezhi // Akmeologija. 2013. № 3. S. 28-34.
[18]. Stepnova L.A. Autopsihologicheskaja kompetentnost' psihologa v sfere obrazovanija // Akmeologija. 2003. № 3. S. 53-56.
[19]. Stecenko I.A. Pedagogicheskaja refleksija: teorija i tehnologija razvitija: avtoref. diss.. dokt. ped. nauk: 13.00.01 / Rost. gos. un-t. — Rostov-na-Donu, 2006.
Приложения
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Приложение 1. Примерный вариант контрольного листа
Лекционно-практическое занятие по теме:
«Психология как наука: методологические, теоретические и методические аспекты»
План
1. Психология как научная дисциплина.
2. Категория, понятие, дефиниция в психологической науке.
3. Методология, метод, способ и средство научного познания.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЛИСТ
Задание 1. Графически представьте соотношение рассмотренных понятий: «объект психологии», «предмет психологии», «психика», «поведение», «психическая деятельность», «теории психологии», «методология психологии», «методы психологии», «методики психологические», «диалектико-материалистическая парадигма», «деятельност-ная психология», «гуманитарная парадигма», «гуманистическая психология».
Задание 2. В процессе лекционно-практического занятия заполните таблицу.
Методы Вид исследований
теоретические эмпирические прикладные
Общенаучные
Общие
Частные
«_»_20_г. Ф.И.О._Группа_Отметка о зачёте
Приложение 2. Бланк к практическому заданию «Методология и методы психологического исследования»
Методы Сущность (до 15 слов) Виды (если есть) Какие задачи решают
Анализ
И ^ Й к м док Синтез
Обобщение
Ъ £ < айк с к Типологизация
Индукция
Дедукция
Мысленное моделирование
МЕТОДЫ. Сущность (до 10 слов) Виды Какие задачи решают
ОБЩИЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ПРИКЛАДНЫЕ) Эксперимент
Математические методы
Методы Наименование группы методов Какие общие задачи решает данная группа
ЧАСТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) Инструментальные 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
ЧАСТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ) Неинструментальные 1.
2.
3.
4.
5.
МЕТОДЫ. Виды (перечислить)
ЧАСТНЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ)
ЧАСТНЫЕ (ЭМПИРИЧЕСКИЕ)
Приложение 3. Бланк к практическому заданию «Уровни методологического знания»
№ Наименование уровня «Ключевые слова» (до 5 позиций) Сущностные особенности уровня (до 40 слов)
1.
2.
3.
4.
Приложение 4. Бланк к практическому заданию «Система методологических принципов психологии»
№ Принцип «Ключевые слова» (от 2 до 5 позиций) Сущность принципа (до 30 слов)
1. КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА
2. СИСТЕМНОГО ПОДХОДА
3. субъектного подхода
4. психосоциального подхода
5. детерменизма
6. развития
7. гуманизма
8. субъекта деятельности
9. жизнедеятельности
10. потенциального и актуального
11. моделирования
12. оптимальности
13. операционально-технологический
14. обратной связи
Приложение 5. Бланк для построения контент-матрицы по основному понятию
«Личность»
ОСНОВНОЕ ПОНЯТИЕ «ЛИЧНОСТЬ»
Базовые элементы основного понятия
№ Подход Направленность Мотивы
1 деятельностный + +
2 структурно-генетический + -
3 системно-функциональный
4 акмеологический
5
Приложение 6. Бланк к практическому заданию по теме: «Определение методологических характеристик научно-психологического исследования»
¡Г
процесс получения новых научных знаний об объекте: _I_
_» (тема)
ЧЕЛОВЕК ...
ПРОЦЕССЫ:_
МЕХАНИЗМЫ
УСЛОВИЯ
ФАКТОРЫ
КАКОГО/ИХ У-ЯВЛЕНИЯ/ИИ?
предмет
«
Приложение 7. Примерные тестовые задания для аттестации
1. Дополните пропуски:
1.1. Объект науки — некая область........................., на изучение которой направлена данная наука.
1.2. Предмет науки — та сторона или стороны...............науки, которыми он в ней
представлен.
1.3. По своему содержанию психика —..........отражения объективной реальности.
1.4. Методология — совокупность................, применяемых в определённой области знания (какой-либо науке); система................и ................ организации и построения теоретической и практической деятельности.
1.5. Поведением называется вся совокупность проявлений внешней, преимущественно ...................................животного организма, направленная на установление жизненно необходимых связей организма со средой.
2. Выберите один вариант ответа на вопрос из четырёх предложенных:
Вопрос Вариант ответа
2.1. Весь комплекс проявлений поведения и психики называется: а) жизнедеятельностью; б) психической деятельностью; в) практической деятельностью; г) учебной деятельностью.
2.2. Наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания называются: а) категориями; б) терминами; в) дефинициями; г) определениями.
2.3. Форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений называется: а) категорией; б) определением; в) дефинициями; г) понятием.
2.4. Система принципов и способов организации и построения теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в целом называется: а) методологией; б) теорией; в) практикой; г) методикой.
2.5. Совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности, называется: а) методологией; б) теорией; в) практикой;
2.6. Способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности называется: а) методикой; б) принципом; в) методом; г) средством.
2.7. Строго научная теория, воплощённая в системе понятий, выражающих существенные черты действительности, называется: а) концепцией; б) парадигмой; в) ведущей идеей; г) подходом.
2.8. Вопрос: «Что выступает предметом исследования в психологии?» является одним из центральных для: а) методологии психологии; б) теории психологии; в) практики психологии; г) методики психологии.
2.9. Вопрос: «Какие закономерные, причинно-следственные связи лежат в основе формирования и развития психических явлений?» является одним из центральных для: а) методологии психологии; б) теории психологии; в) практики психологии; г) методики психологии.
2.10. Вопрос: «Какие существуют конкретные способы (методы) планирования психологического исследования и получения в результате новых научных данных?» является одним из центральных для: а) методологии психологии; б) теории психологии; в) практики психологии; г) методики психологии.
2.11. Одной из функций методологии психологии в научном познании является: а) эмоциональная; б) системообразующая; в) рефлексивная; г) развивающая.
2.12. Один из специфически психологических принципов познания: а) всеобщей связи, б) личностного подхода; в) конкретно-исторического подхода; г) объективности.
3. В правом столбце выберите элемент, соответствующий элементу в левом столбце, установив соответствие по принципу 1:1.
3.1. Теоретические методы психологии: 1. Проектирование
2. Наблюдение
3. Эксперимент
4. Моделирование
5. Беседа
3.2. Эмпирические методы психологии: 6. Тест
7. Интерпретация научных источников
8. Опрос
9. Анализ результатов деятельности
10. Контент-анализ научного текста
4. Восстановите порядок следования уровней методологического знания (по возрастанию):
№ ... № ... № ... № ...
уровень общенаучной методологии уровень философской методологии уровень конкретных методик и техник исследования уровень конкретно-научной методологии
5. Заполните пропуски, восстановив графическую взаимосвязь
6. Заполните пропуски, используя предложенные варианты
6.1. Объект психологии: 1)......; 2).....................; 3)...............; 4)............
(человек, животное существо, население животных, группа людей, природные факторы, коллектив, окружающая среда)
6.2. Предмет психологии: 1)...................; 2......................; 3).....................
(жизнедеятельность человека; свойства среды; психические процессы, психические состояния,
поведение человека, бессознательное человека, психические свойства).
6.3. Основные категории психологии: 1)...............; 2).................; 3)................;
4).................; 5)..................; 6)...................
(принцип, мотив, подход, образ, деятельность, поведение, личность, общение, среда, переживание, общность)