Научная статья на тему 'Развитие профессионально-экологических компетенций у будущих специалистов (психолого-дидактический аспект)'

Развитие профессионально-экологических компетенций у будущих специалистов (психолого-дидактический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУДУЩИЙ ПСИХОЛОГ / FUTURE / ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПСИХОЛОГА / PRACTICAL WORK OF PSYCHOLOGIST / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ / PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL OBJECTIVES / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL ENVIRONMENTAL COMPETENCE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ECOLOGICAL ANTHROPOLOGY / ПСИХОДИДАКТИКА / PSYCHODIDACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеев Сергей Дмитриевич, Гагарин Александр Валерьевич

В статье актуализируется проблема решения профессионально-экологических задач будущим специалистом в профессиональной деятельности на примере психолого-дидактической и научно-методической разработки оригинального курса «Экоантропология» для будущих психологов. Сделан акцент на важность изучения особенностей развития профессионально-экологических компетенций психолога. Раскрыты роль и содержание таких компетенций в эффективной практической деятельности психолога. Приведены примеры решения профессионально-практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеев Сергей Дмитриевич, Гагарин Александр Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL COMPETENCIES FOR FUTURE SPECIALISTS (PSYCHO-DIDACTIC ASPECT)

Disclosed aspects of scientific and methodological development of the original course "Ecological anthropology". In this regard, the article disclosed the problem to solve environmental problems in the work of the psychologist. Emphasis on the importance of exploring occupational environmental competencies psychologist. Disclosed their role in the work of the psychologist. Examples of these tasks.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-экологических компетенций у будущих специалистов (психолого-дидактический аспект)»

-ПСИХОЛОГИЯ. PHILOLOGY

УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)8

Алексеев С.Д., Гагарин А.В.

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL COMPETENCIES FOR FUTURE SPECIALISTS (PSYCHO-DIDACTIC ASPECT)

AlexeevS.D., Gagarin A.V.

Presidential Academy of National Economy and the Public Administration, Moskov

В статье актуализируется проблема решения профессионально-экологических задач будущим специалистом в профессиональной деятельности на примере психолого-дидактической и научно-методической разработки оригинального курса «Экоантропология» для будущих психологов. Сделан акцент на важность изучения особенностей развития профессионально-экологических компетенций психолога. Раскрыты роль и содержание таких компетенций в эффективной практической деятельности психолога. Приведены примеры решения профессионально-практических задач.

Ключевые слова: будущий психолог, практическая деятельность психолога, профессионально-экологические задачи, профессионально-экологические компетенции, экологическая антропология, психодидактика.

Disclosed aspects of scientific and methodological development of the original course "Ecological anthropology". In this regard, the article disclosed the problem to solve environmental problems in the work of the psychologist. Emphasis on the importance of exploring occupational environmental competencies psychologist. Disclosed their role in the work of the psychologist. Examples of these tasks.

Key words: future, practical work of psychologist, professional environmental objectives, professional environmental competence, ecological anthropology, psycho-didactics.

В современных условиях любая учебная дисциплина в высшем учебном заведении принципиально, содержательно, технологически и методически должна быть направлена на освоение студентами личностно-профессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных компетенций).

Предлагаемый нами оригинальный курс «Экоантропология» для будущих психологов направлен на развитие у студентов, прежде всего, компетенций профессионально-экологических, освоение которых способствует, в свою очередь, эффективному решению профессионально-экологических задач будущим специалистом в профессиональной деятельности. Данный курс соответствует действующему стандарту высшего профессионального образования, определяющему требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки будущих психологов (бакалавров психологии).

Цель реализации специального курса «Экоантропология: на стыке наук» заключается в создании совокупности условий: для обеспечения теоретико-прикладной подготовки бакалавров

8 Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (№ 13-06-00479).

психологии, обладающих ключевыми знаниями в области антропологии, а также в смежных областях биологии и экологии, психологии и педагогики; для формирования у студентов современных научных представлений о происхождении человека и роли экологических и межвидовых его взаимодействий с природными объектами (животными, растениями, объектами неживой природы) в его эволюционно-историческом и культурном становлении как особой системной в строении и развитии «эко-био-социо-психо-этно-кулътуро-космической» и противоречивой в поведенческих проявлениях формы жизни -разумного существа; для овладения студентами методами научно-исследовательской работы; развития способности и формирования готовности к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Задачи курса, прежде всего, в том, чтобы способствовать:

а) осмыслению студентами взаимосвязи между классическими и современными представлениями об эволюции человека, между социальными и биологическими детерминантами эволюционного и индивидуального развития и поведенческого проявления психики человека, между современными направлениями психологической теории и актуальными прикладными исследованиями;

б) включению студентов в непосредственную практическую деятельность с использованием конкретных практических методов, направленных на объективное изучение ключевых аспектов взаимодействия в системе «Человек - Среда - Культура» на основе анализа реальных случаев такого взаимодействия и приобретение соответствующего личностного опыта;

в) формированию умений и развитию навыков самостоятельной работы с различными источниками информации (литературными, электронными и др.), позволяющими свободно ориентироваться в современных направлениях развития комплекса наук о человеке с позиций антропоцентрического принципа познания и личностно-профессионального развития;

г) формированию умений и развитию навыков самостоятельной организации и осуществления практической и исследовательской работы в области экоантропологии с использованием специальных методов, методик и процедур.

В связи со сказанным, практическая реализация дисциплины принципиально, содержательно, технологически и методически направлена на освоение студентами личностно-профессиональных (общекультурных, собственно профессиональных и социально-личностных компетенций). Под компетенцией в данном случае понимается «способность и готовность человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные элементы знаний и умений» (определение OECD в рамках общеевропейского процесса формирования «Европейской системы квалификаций»). Уточняя данную позицию отметим, что по сути наличие той или иной компетенции предполагает актуализацию, своевременный и адекватный перевод «знаний-умений-навыков» (ЗУНов) в область практической деятельности, другими словами - формирование психологической готовности к предстоящей деятельности. И в данном случае компетентностный подход дополняет знаниевоцентрическую парадигму образования. Профессиональное обучение будущих психологов при этом понимается как процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем в процессе социализации и профессионального становления. Результат этого процесса ни что иное как подготовленность к продуктивному самостоятельному и ответственному действию.

Такое сущностное содержание понятия «компетенция» в определённой мере отражено и в указанном стандарте высшего профессионального образования, исходя из чего освоение общекультурных компетенций личности (ОК-1, ОК-2, ОК-4, ОК-7, ОК-8, ОК-9, ОК-12) предполагает развитие способности и формирование готовности бакалавра психологии к пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук; владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений; использованию системы

категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики; применению теоретического и экспериментального исследования; владению навыками анализа своей деятельности и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для оптимизации) собственной деятельности и психического состояния; восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей; проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр.

Анализ перечня и содержания отражённых в «ФГОС ВПО 3» (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14, ПК-15, ПК-16, ПК-17, ПК-18, ПК-19, ПК-20, ПК-21, ПК-22, ПК-23) также привёл к необходимости их конкретизации в ключе отмеченных особенностей экоантропологии как междисциплинарного научного направления, а также поставленных её целей и задач как учебной дисциплины.

В данном случае, на наш взгляд, следует говорить ни о чем ином как о личностно-профессиональных компетенциях когнитивного и функционального характера.

Когнитивные профессиональные компетенции личности предполагают продуктивное использование будущим психологом в профессиональной деятельности теорий и понятий, а также «скрытых знаний», приобретённых в опыте. В процессе освоения дисциплины «Экоантропология: на стыке наук» студенты приобретают, прежде всего, знания по следующим вопросам:

- объект, предмет, основные и базовые понятия и категории, цель, задачи, ключевые аспекты (проблемы) экоантропологии, ее прикладные направления, перспективы развития на стыке наук;

- специфика взаимовыгодного межвидового взаимодействия в эволюционном развитии видов на Земле;

- происхождение человека, особенности его эволюция во взаимодействии с окружающей средой на разных стадиях исторического развития;

- экологические проблемы современности и будущего, понятие об устойчивом развитии и коэволюции;

- особенности влияния различных видов сред на психику человека;

- понятие о психологическом взаимодействии в системе «Человек - Природный объект»;

- психологическое содержание понятия «окружающая человека природная среда»;

- природный объект как психологически атрибутивная составляющая социальной среды;

- сотрудничество субъектов в межвидовом взаимодействии;

- сущность экологической культура как фактор противодействия антиэкологичному развитию человека и ноосферного развития цивилизации;

- традиционные и современные рефлексивные технологии формирования экологической культуры;

- энвайронментальная составляющая в образовании и воспитании личности;

- деятельностные взаимодействия личности в среде образования и воспитания.

Функциональные профессиональные компетенции личности - умения, навыки, «ноу-хау», а

также то, что человек должен уметь делать в профессиональной сфере. В процессе изучения дисциплины «Экоантропология: на стыке наук» студенты приобретают, прежде всего, следующие умения и навыки:

- использование знаний о происхождении, эволюции и функционировании психологической реальности у человека во взаимодействии с окружающей его средой для повышения, оптимизации и самоактуализации уровня своей общепрофессиональной психологической подготовки в методологическом и прикладном аспектах;

- владение инструментарием, методами организации и проведения конкретных научных и прикладных исследований;

- активное использование результатов конкретных исследований в изучаемой сфере решения профессионально-экологических задач в профессиональной деятельности вообще, и в психологической практике, в частности;

- владение современными методами экоантропологии, ориентированными на оптимизацию взаимодействия человека с окружающим миром;

- использование современных практических отечественных и зарубежных психологических и педагогических технологий в решении задач смежных профессиональных областей - эволюционной, энвайронментальной и социальной психологии.

Важное значение в действующем стандарте отводится формированию социально-личностных компетенций выпускников, как-то компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. При этом речь идёт о создании с этой целью социокультурной среды вуза как совокупности условий для разностороннего развития личности, для развития социально-воспитательного компонента учебного процесса, студенческого самоуправления, участия обучающихся в работе общественных организаций, научных студенческих обществ.

В определённой мере уточняя и расширяя содержание процесса формирования социально-личностных компетенций, мы предполагаем, что они также включают в себя социально-поведенческие навыки человека в различных сферах жизнедеятельности, и в том числе профессиональной.

Тогда необходимо говорить:

- о профессионально-экологической и профессионально-психологической культуре будущих психологов, и в частности, об их профессиональной компетентности в целом как органичных частях в структуре их будущей профессиональной деятельности;

- о сформированности целостного представления о личностных особенностях человека, профессиональной позиции психолога, навыков самообразования и профессионального общения с коллегами, способностей самостоятельной организации и проведения исследовательской работы;

- о сформированности у студентов способности оценивать события и явления социальной жизни в соответствии с видением образованности современного человека, способности соотносить свои действия, методы и средства согласно принципам гуманизма и нравственности; убеждений в индивидуальной-личностной, деятельностной природе каждого человека, в необходимости творческого развития индивида и личности, нравственности и патриотизма.

Кроме того, в контексте формирования социально-личностной компетенции будущего психолога необходимо говорить:

- о применении фундаментальных и прикладных междисциплинарных экоантропологических знаний в своей практической профессиональной деятельности для обеспечения, поддержки, повышения качества взаимоотношений с окружающим социоприродным миром, с самим собой, помощи в этом другим людям, индивидуальным и групповым субъектам социального действия;

- об овладении методами, методиками, психологическими приёмами экоантропологии для расширения и оптимизации спектра наличного арсенала средств философского, культурологического, социологического, психологического, педагогического уровней изучения и экспериментального исследования феноменологии бытия и профессиональной деятельности человека в культуре, социуме, межличностных и межвидовых отношениях.

Библиографический список

1. Бехтер, А.А Рефлексия как механизм формирования социально-профессиональной идентичности психолога // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. 2012. Т. 6. № 2.

2. Деркач, А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (окончание) // Акмеология. №2(42). 2012. С. 12-23.

3. Деркач, А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 3(39). 2011.

С. 8-19.

4. Князев, А.М., Одинцова, И.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. - М.: Изд-во РАГС, 2008.

5. Мельничук, А.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. №2(42). 2012. С. 23-31.

6. Москаленко, О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии // Акмеология. №4(44). 2012. С. 26-29.

7. Селезнева, Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология. №3. 2013. С.

28-34.

8. Степнова, Л.А., Микитюк, Н.В. Акмеологическая система личностно-профессионального развития резерва управленческих кадров // Акмеология. 3(39). 2011. С. 19-27.

Bibliograficheskij spisok

1. Bekhter, A.A. Refleksia kak mekhanizm formirovania sozialno-proffessionalnoi identichnosti psygologa // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seria: Psygologia. 2012. T.6. № 2.

2. Derkach, A.A. Modernizazia obrazovania kak uslovie operezhayshego sozialno-economicheskogo razvitia strany (okonchanie) // Akmeologia. №2(42). 2012. S. 12-23

3. Derkach, A.A. Rol organizazionnoi sredy v stanovleni lichnosti professional // Akmeologia 3(39). 2011. S. 8-19.

4. Kniazev, A.M., Odinzova, I.V. Rezhissura I menedzhment teghnologi aktivno-igrovogo obuchenia. - M.: Izd-vo RAGS, 2008

5. Melnichuk, A.S. Mnogomernyi podkhod k analizu subjektivnukh strategi razvitia professionalnykh kompetenzi // Akmeologia. №2(42). 2012. S. 23-31.

6. Moskalenko O.V. Problema planirovania karery studentov v predmetnom pole akmeologi // Akmeologia. №4(44). 2012. S.

26-29.

7. Seleznjova, E.V. Samorealizazia I osobennosti motivazi studencheskoi molodjozhi //Akmeologia. №3. 2013. S. 28-34.

8. Stepnova, L.A., Mikityk, N.V. Armeologicheskaia sistema lichnostno-professionalnogo razvitia rezerva upravlencheskikh kadrov // Akmeologia. 3(39). 2011. S. 19-27.

Алексеев Сергей Дмитриевич - аспирант кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, E-mail: [email protected]

Гагарин Александр Валерьевич - доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, E-mail: [email protected]

Alexeev Sergey - graduate student, Department of Acmeology and Professional Psychology of the Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration, E-mail: [email protected]

Gagarin Alexander - D.Ed., Professor, Department of Acmeology and Professional Psychology of the Institute of Social Sciences of the Russian Presidential Academy of National Economy and the Public Administration, E-mail: [email protected]

УДК 159.942.5

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ДЕПРЕССИИ И КОПИНГ - СТРАТЕГИЙ У ОНКОЛОГИЧЕСКИХ БОЛЬНЫХ

Гунзунова Б.А. Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ

STUDY OF THE INTERCONNECTION OF DEPRESSION AND COPING STRATEGIES OF ONCOLOGIC PATIENTS

Gunzunova B.A. Buryat State University, Ulan-Ude

В статье рассматриваются основные подходы к пониманию депрессивных расстройств у онкологических больных. Статья посвящена результатам эмпирического исследования депрессии онкологических больных в их взаимоотношениях с копинг-стратегиями.

Ключевые слова: депрессия, онкологические больные, копинг-стратегии, отношение к болезни, стресс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.