ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
удк 37.3.54+б1б.89 А. В. ЗАТОМСКАЯ
О. И. КУРДУМАНОВА
Омский государственный педагогический университет
ДИДАКТИЧЕСКИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ХИМИИ
ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ И РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ
УЧАЩИХСЯ С НЕВРОЛОГИЧЕСКИМИ
ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
Статья посвящена проблеме развития и коррекции слуховой и зрительной памяти учащихся в образовательном процессе по химии. Описаны основные способы развития памяти учащихся на уроках химии, организация обучения детей в больнице и результаты педагогического эксперимента.
Ключевые слова: память, развитие на уроках химии, познавательные способности, способы развития.
Основная задача школы — научить учиться, а 10 лет распространенность хронических болезней
чтобы овладеть основными операциями, действи- среди учащихся среднего звена и старших классов
ями, методами учения, необходимо задействовать увеличилась на 40 %. В структуре хронических бо-
все познавательные способности учащихся. По- лезней ведущее место занимают заболевания кост-
знавательные (когнитивные способности) — это но-мышечной системы (24 %), органов пищеваре-
естественные средства познания, являющиеся ин- ния (23 %), нервной системы и психической сферы
дивидуальными качествами человека [1]. К позна- (20 %) [2]. То есть в современной школе практически
вательным способностям относят речь, внимание, нет абсолютно здоровых детей. Болезни нервной
память, мышление, праксис, регуляцию поведения. системы оказывают значительное воздействие на Результаты научных исследований показывают, познавательные способности учащихся и сопрово-что состояние здоровья детей по России больше все- ждаются значительными нарушениями памяти. По-
го ухудшается в возрасте от 7 до 17 лет. За последние этому перед учителем стоят задачи не только прак-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
тического освоения знаний, но и необходимости развития, корректирования нарушений познавательной сферы школьников.
В процессе обучения от учащихся постоянно требуется запоминание материала, заучивание терминов и специфического языка учебного предмета, что определяет необходимость высокого уровня развития данной познавательной способности.
Память — это свойство нервной системы, способность человека записывать, хранить и воспроизводить пережитый опыт в своем сознании и поведении [3].
В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память [4]. Память делится на несколько процессов: запоминание, сохранение и воспроизведение. Во время воспроизведения, в свою очередь, совершаются процессы узнавания, воспоминания, припоминания [5]. В зависимости от преобладающего в процессе функционирования памяти анализатора выделяют двигательную, зрительную, слуховую (осязательную, обонятельную, вкусовую), эмоциональную и другие виды памяти [6]. Самыми «задействованными» видами являются слуховая и зрительная память.
Дисфункции когнитивных возможностей (особенно нарушение памяти) влияют на учебные возможности учащихся, что приводит к «выпадению» учащихся из учебного процесса. Когнитивные нарушения памяти в общем случае представляют собой ухудшение показателей основных познавательных способностей.
Появление различных методик улучшения памяти связано с разными подходами к этому вопросу и неоднозначностью понимания данного процесса. Не существует универсального способа оптимизации работы мозга для сохранения и воспроизведения информации. Но все методы развития имеют право на существование, поскольку являются инструментом для достижения цели — улучшения памяти. Успех возможен только при условии регулярных занятий, свой мозг необходимо держать в определенном тонусе, так же как и мышцы тела.
Химия является обязательным учебным предметом, входящим в недельную нагрузку каждого учащегося 8—11 классов, находящихся на лечении в больнице. Согласно учебному плану неврологического отделения, занятия по химии проводятся один раз в неделю в течение получаса. В связи с этим мы разработали тематическое планирование курса химии 8 класса на основе программы О. С. Габриеляна с учетом недельной нагрузки учащихся по химии.
Согласно типовому положению «Об организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении в больнице» обучение детей в больнице учителя осуществляют по программам общеобразовательной школы в соответствии с учебными планами установленного образца, представленными в типовом положении. В больнице с учащимися устанавливается групповая или индивидуальная форма организации учебной работы. Педагогический коллектив строит учебно-воспитательную работу по расписанию с учетом данных о состоянии здоровья детей (по согласованию с главным врачом больницы). Ежедневная учебная нагрузка на одного учащегося не должна превышать 3 — 3, 5 учебных часов.
Химия является достаточно специфическим предметом в школе и обладает высокими дидактическими возможностями для развития и тренировки
памяти. При разработке и отборе методик развития и тренировки памяти необходимо учитывать, что они должны иметь кратковременный по продолжительности характер (не более 5 — 7 минут), простоту в подготовке к проведению, простые в формулировке задания для учащихся, занимательный характер.
Учитывая ограничения у детей с заболеваниями, условия организации учебного процесса и дидактические возможности химии, мы провели отбор и разработку собственных существующих методик развития памяти учащихся на уроках химии, виды и особенности которых представлены в табл. 1.
Так, например, карточки с символами химических элементов используются большим количеством учителей. Это связано с тем, что такой прием позволяет тренировать как зрительную, так и слуховую память. На уроке «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов» в больнице мы использовали следующий прием: учитель показывал учащимся карточку с символом химического элемента, четко и громко проговаривал произношение и название. Так, в течение 3 — 5 минут учитель называл 18 — 20 химических элементов. Задача учащихся — воспроизвести как можно больше знаков химических элементов, их произношение и название. Эта методика позволяет эффективно организовать процесс запоминания знаков химических элементов учащимися.
Такая дидактическая игра, как «Химическое лото», регулярно используется учителями на уроках химии, целью ее является тренировка зрительной памяти, кроме того, происходит и тренировка внимания. Суть ее сводится к тому, что у учащихся есть игровые поля, которые необходимо закрыть соответствующими карточками. Эффективно позволяет запоминать знаки химических элементов, номенклатуру названий неорганических соединений. Мы использовали данную игру на уроках «Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы», «Аморфные и кристаллические вещества», «Химические реакции. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения».
На уроках «Изотопы как разновидности атомов химического элемента», «Типы химической связи», «Простые вещества — металлы», «Электролитическая диссоциация», «Оксиды: классификация, свойства» использовались различные способы работы со схемами, направленные на развитие зрительной памяти: исправление ошибок в схеме, составление схемы по тексту, заполнение пробелов.
На уроках «Генетическая связь между классами неорганических веществ», «Кислоты в свете ТЭД, их классификация, свойства» была использована методика «крестики-нолики» для развития зрительной памяти. Суть этой методики заключается в том, что необходимо найти выигрышный путь, который отвечает определенной закономерности или одному признаку. Так, например, на уроке «Генетическая связь между классами неорганических веществ» нужно найти выигрышный путь, зачеркнув прямой линией уравнения реакции, характеризующие цепочку превращения металла.
На уроке « Основания» использовалась методика «лабиринт» для тренировки зрительной памяти. Суть ее заключается в том, что ученики должны провести линию по формулам оснований, двигаясь по ломаной линии, не «перескакивая» ячейки, без прерывания линии. При этом им необходимо запомнить формулы встречающихся оснований. На выполнение задания дается 2 минуты. Затем учитель проверяет
Способы развития памяти на уроках химии
Вид Особенности Темы уроков Вид тренируемой памяти
Дидактическая игра
Химическое лото Игровые поля необходимо закрыть соответствующими карточками Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы Зрительная память
Химическое домино Необходимо складывать карточки таким образом, чтобы каждая последующая карточка сочеталась с предыдущей по определенной закономерности Типы химических реакций. Обобщение и систематизация знаний за курс 8 класса Слуховая и зрительная
Модифицированная методика запоминания слов А. Р. Лурии. Учитель несколько раз произносит 8 — 10 слов по теме, разделу химии, которые заучиваются учащимися и воспроизводятся по памяти в течение 1 мин Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии. Основные сведения о строении атомов Слуховая память
Лабиринт Нужно провести линию по формулам веществ, двигаясь по ломаной линии, не «перескакивая» ячейки, без прерывания линии Основания Зрительная память
Крестики- нолики Необходимо найти выигрышный путь, который отвечает определенной закономерности или одному признаку Генетическая связь между классами неорганических веществ. Зрительная память
Ребусы Нужно отгадать зашифрованный в рисунок термин или явление. Простые вещества — неметаллы Зрительная память
Кроссворд Необходимо заполнить клетки словами Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов Зрительная память
Средства наглядности
Работа со схемами Учащимся необходимо исправить ошибки в схеме, составить схемы по тексту, заполнить пробелы Изотопы как разновидности атомов химического элемента. Типы химической связи. Зрительная память
Алгоритмы Учащимся необходимо составить памятки, инструкции, шпаргалки самостоятельно или на основе шаблонов Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразных веществ. Основные положения ТЭД Зрительная и слуховая память
Рисунки Учащимся необходимо описать рисунок (схему процесса), указав существенные признаки, воспроизвести по памяти рисунок Электролитическая диссоциация Зрительная память
Обучающие информационные карточки Карточки содержат информацию, которые учащимся необходимо перевести на химический язык Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Знаки химических элементов. Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов. Кислоты. Соли Зрительная и слуховая память
выполнение задания. Далее забирает карточки с заданием и учащиеся по памяти записывают в тетрадь формулы оснований (обратить внимание на то, что есть повторяющиеся формулы), которые встретили в лабиринте и дают им названия. Учитель проверяет количество формул и правильную их запись.
На уроках «Растворение как физико-химический процесс. Растворимость», «Основные положения ТЭД» использовалась методика «шпаргалка» для тренировки слуховой и зрительной памяти. Учитель при изучении нового материала акцентирует внимание на вводимых терминах, поэтому предлагает учащимся записывать во время рассказа ключевые слова, затем дает осмыслить новый материал и предлагает написать «шпаргалку» по памяти по основным понятиям, вводимых на данном занятии. Далее учитель проверяет содержание шпаргалки и правильность определений понятий. Корректирует ошибки, еще раз проговаривает все определения. В конце занятия учитель проверяет, смогли ли ученики запомнить хотя бы часть определений понятий.
Также эффективным способом тренировки зрительной и слуховой памяти является использование
алгоритмов, памяток для решения расчетных задач, составления уравнений химических реакций. Алгоритмы мы использовали на уроках «Количество вещества. Моль. Молярная масса», «Молярный объём газообразных веществ», «Составление уравнений химических реакций», «Расчеты по химическим уравнениям». Так, например, на уроке «Молярный объём газообразных веществ» учитель при объяснении учебного материала проговаривает основные шаги решения задач на нахождение объема газообразных веществ при нормальных условиях по известному количеству вещества, затем предлагает учащимся составить памятку (алгоритм) решения задач в тетради письменно. А на уроке «Составление уравнений химических реакций» учитель объясняет учащимся основные правила составления уравнений химических реакций. Учащиеся повторяют за учителем ключевые моменты. Далее учитель проговаривает памятку составления уравнения химической реакции на конкретном примере. Далее учащиеся получают задание составить уравнение химической реакции на своем примере, проговаривая вслух памятку.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 4 (121) 2013
На уроках «Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткие сведения по истории химии», «Основные сведения о строении атомов» использовалась модифицированная методика запоминания слов А. Р. Лу-рии. Данная методика позволяет развивать слуховую память у учащихся. Учитель зачитывает пары слов или термины, изучаемые на данном уроке (в данной теме), учащиеся по памяти должны воспроизвести в тетради задание. Далее учитель с учащимися проверяют правильные ответы. Также можно использовать усложненные задания, как, например, на уроке «Чистые вещества и смеси. Разделение смесей. Очистка веществ». Учитель проговаривает учащимся в течение 2 — 3 минут способы разделения однородных и неоднородных смесей, которые учащиеся должны запомнить. Далее учитель устно спрашивает учащихся, какие способы относят к способам разделения однородных смесей, а какие к способам для разделения неоднородных смесей.
На уроке «Обобщение и систематизация знаний» использовали дидактическую игру «химическое домино». Суть методики заключается в том, что нужно составить максимальное количество возможных ионных уравнений, используя фишки домино с изображенными на них ионами.
Для обеспечения коррекции нарушений памяти мы проводили занятия с учащимися с обязательным включением тренировочных заданий на каждом занятии. Эксперимент мы проводили на базе одной из детских больниц города Омска в неврологическом отделении. Педагогический эксперимент состоял из двух этапов: формирующего и констатирующего. Эксперимент проводился вертикальный, не требующий контрольной группы. Педагогическое исследование проводилось на выборке учащихся 8 класса в количестве 44 человек. Эксперимент продолжался в течение учебного года. В начале формирующего этапа при помощи психологических методик мы определили уровень памяти учащихся в выборке [2, 7]. Мы сравнили полученные результаты состояния слуховой и зрительной памяти с нормами, установленными в методиках тестов, и пришли к выводу, что у учащихся слуховая и зрительная память имеют отклонения от нормы. Показатель слуховой памяти учащихся составлял в среднем 9,90 балла при норме 3 балла. Состояние зрительной памяти — 5,45 балла при норме 10 баллов. Затем с учащимися были проведены регулярные занятия по химии с включением разработанных методик, после которых снова провели исследование состояния зрительной и слуховой памяти учащихся. На конечном этапе эксперимента показатель слуховой памяти составил в среднем 7,7 балла, зрительной памяти — 8,5 балла. Чтобы оценить сдвиг показателей слуховой и зрительной памяти, мы использовали критерий Вилкок-сона (критерий Т), который позволяет установить
направленность и выраженность измерений [8]. С его помощью мы определили, являлся ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Результаты расчетов показали, что сдвиги показателей неслучайны и существует статистически значимое различие полученных результатов. В среднем показатель слуховой памяти улучшился на 2,2 %, зрительной — на 3,5 %.
Проведенный педагогический эксперимент показал, что разработанное методическое обеспечение положительно влияет на состояние памяти учащихся. Отметим, что методические разработки могут применяться учителями и в условиях медицинского учреждения, и в школе. Таким образом, химия как учебный предмет обладает высокими дидактическими возможностями для тренировки и развития памяти школьников с заболеваниями нервной системы.
Библиографический список
1. Познавательные способности [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ponjatija.ru/node/712 (дата обращения: 15.02.2013).
2. Горбачева, А. Кризисные дети. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2009-03-17/8_besprizomiki.html (дата обращения: 15.02.2013).
3. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. — М. : Изд-во МГУ, 1973. - С. 25-43.
4. Виды памяти и их особенности. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azps.ru/articles/proc/proc35. Ыт1 (дата обращения: 20.05.2010).
5. Что такое память» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://chtotakoe.info/articles/pamjat_259.html (дата обращения: 20.05.2010).
6. Немов, Р. С. Психология. В 2 кн. Кн. 1 / Р. С. Немов. — М. : ВЛАДОС, 2001. — С. 15 — 96.
7. Методика «Запомни рисунок». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://azps.ru/tests/pozn/rememp.
Ыт1 (дата обращения: 10.03.2010).
8. Шелонцев, В. А. Непараметрические методы статистики в педагогическом исследовании : учеб. пособие /
B. А. Шелонцев, Л. Н. Шелонцева. — Омск : Изд-во РИАЦ, 2009. —
C. 18 — 20.
ЗАТОМСКАЯ Анна Витальевна, аспирантка кафедры химии и методики преподавания химии, учитель химии БОУ «СОШ № 80».
КУРДУМАНОВА Ольга Ивановна, доктор педагогических наук, доцент (Россия), профессор и заведующая кафедрой химии и методики преподавания химии.
Адрес для переписки: zatomskayaav@gmail.com
Статья поступила в редакцию 06.06.2013 г.
© А. В. Затомская, О. И. Курдуманова