► ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНОГО ИНТЕРЕСА К ХИМИИ У УЧАЩИХСЯ ПОСРЕДСТВОМ ХИМИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА ПРИ ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ БОЛЬНИЧНОГО СТАЦИОНАРА
THE DEVELOPMENT OF PUPiLS' PERSONAL iNTEREST iN CHEMiSTRY THROUGH A LEARNiNG CHEMiCAL EXPERiMENT iN HOSPiTAL
Жадаев Артем Юрьевич
Старший преподаватель кафедры естественнонаучных дисциплин Институт пищевых технологий и дизайна - филиал ГБОУ ВО Нижегородский государственный инженерно-экономический университет (г. Нижний Новгород)
E-mail: jadaew2010@yandex.ru
Zhadaev Artyom Yu.
Senior lecturer of the Natural Sciences Department, institute for Food Technology and Design - branch of the State budget educational institution of higher education "Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University" E-mail: jadaew2010@yandex.ru
Аннотация. В статье показаны возможности применения адаптированных к условиям больницы химических экспериментов при обучении учащихся 8-9-го классов, проходящих длительное лечение. Доказано, что систематическое проведение химического эксперимента на уроках в специфических условиях больницы способствует развитию предметной мотивации и расширению личностного интереса учащихся к изучению химии.
Abstract. The article examines the possibilities of performing chemical experiments adapted to the conditions of the hospital in teaching chemistry to 8-9 class pupils undergoing a long-term treatment. it proves that regular in-class chemical experiments in specific hospital conditions encourage the development of the subject learning motivation and expand pupils' personal interest in chemistry.
Ключевые слова: обучение химии, адаптированный химический эксперимент, оборудование, личностный интерес, больничный стационар.
Keywords: teaching chemistry, adapted chemical experiment, equipment, personal interest, hospital.
Химический эксперимент является эффективным фактором в формировании личностного интереса учащихся к учебной дисциплине. Практика работы учителей химии с учащимися в больничных условиях показывает, что проводимые занятия носят в основном теоретический характер, что не способствует развитию в должной мере личностного интереса к предмету.
Как известно, в настоящее время при обучении подростков в больничных стационарах широко используются электронные образовательные ресурсы для дистанционного обучения учащихся [1, с. 2]. Что касается дистанционных уроков химии, предусматривающих химические эксперименты, то любая электронная версия спроектированного химического эксперимента не вызывает у учащихся того чувственного восприятия, какое возникает при реальном его проведении. Безусловно, химические опыты, которые по объективным причинам невозможно реально показать учащимся в больнице, можно показать виртуально, например: получение и распознавание газов, опыты с фенолом, хлором, щелочными металлами и другие.
Автором данной статьи предложены адаптированные к больничным условиям демонстрационные и лабораторные химические эксперименты для учащихся 8-9-го классов с использованием веществ, не наносящих вред здоровью, и безопасного оборудования: запаянные ампулы от шариковых ручек, фильтровальная бумага, пропитанная растворами различных веществ, медицинские шприцы без игл, полимерные упаковки по принципу «матрешки».
Разработанные нами химические эксперименты, адаптированные к больничным условиям, можно классифицировать как: 1) опыты, подтверждающие законы и теории; 2) опыты, характеризующие свойства веществ; 3) экспериментальные задачи.
Для целенаправленного и осмысленного выполнения учениками химических опытов использовали разработанные нами карточки задания, в которых пошагово описывается деятельность ученика по выполнению им практической работы. По завершении всех заданий предлагается сделать выводы, также дается информация об их содержании, что способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся [2, с. 15].
Опытное обучение проведено на базе Нижегородского научно-исследовательского института травматологии и ортопедии в период 2010-2014 гг. В педагогическом исследовании участвовало 149 респондентов 8-9-го классов, временно не посещающих школу и находящихся в названном учреждении на лечении. Занятия чаще всего проводили индивидуально либо в малых группах.
Проведено педагогическое исследование, целью которого было установить влияние систематического применения адаптированного химического эксперимента на уроках химии в условиях больничного стационара на развитие личностного интереса у учащихся к учебной дисциплине «Химия».
Для уточнения изменения отношения к химии учащихся за время обучения в больничных условиях, в течение которого систематически применялись на уроках химические эксперименты, было проведено анкетирование каждого отдельного ученика в начале и в конце пребывания его в больнице, что отражено в табл. 1. Ответы учеников давались в форме «да», «нет».
Количественную оценку полученных результатов осуществляли после накопления данных за весь период педагогического исследования.
Таблица 1
Показатели отношения учащихся к химии при обучении в больничном стационаре
Предлагаемые учащимся утверждения Количество учащихся, давших положительный ответ (в %) а прирост (в %)
начало обучения завершение обучения
1. Могу без особых затруднений изучить самостоятельно материал по учебнику 30 36 6
2. Без особых затруднений вспоминаю материал прошедшего урока 19 49 30
3. Химия является одним из любимых учебных предметов 38 43 5
4. Мне нравится, когда демонстрируют химические опыты 41 72 31
5. Мне нравится самостоятельно проводить химические опыты 47 71 24
6. Использую знания по химии в различных жизненных ситуациях 22 34 12
7. В качестве проверки знаний предпочитаю устный опрос преподавателя 16 46 30
8. При выборе профессии в дальнейшей жизни хотелось бы связать с химией 30 36 6
9. В качестве проверки знаний предпочитаю тестирование 36 29 -7
Всего опрошено 149 человек
При сравнении результатов анкетирования учащихся в начале и в конце обучения, представленных в табл. 1, было установлено, что в целом уровень положительного отношения и личностного интереса к химии у подростков, обучающихся в условиях больничного стационара, возрос в среднем на 15%. Значительное число учащихся (46%) предпочитает устный опрос учителя.
Различия в предпочитаемых формах контроля - беседа с учителем и тест в начале обучения - указывают на то, что учебная деятельность большинства учащихся в начале обучения была ориентирована на результат, а в конце стала ориентированной на процесс.
В конце обучения учащиеся комфортнее чувствуют себя на уроках, они успешнее преодолевают трудности социальной и физической адаптации в условиях больничного стационара. Об этом свидетельствуют табличные данные, согласно которым большинство учащихся отдают
предпочтение как демонстрационным химическим экспериментам (72%), так и самостоятельному их проведению (71%). Это обусловлено тем, что непосредственное вовлечение обучающихся в процесс проведения химических экспериментов в больничных условиях явилось основополагающим фактором повышения положительного отношения к процессу обучения химии и, как следствие, развития и расширения личностного интереса учащихся к предмету.
При самостоятельном выполнении практических работ учащиеся могли прогнозировать, анализировать и доказывать наблюдаемые химические явления, что способствует развитию экспериментальных, коммуникативных, интеллектуальных компетенций по химии [3, с. 35].
За период обучения учащихся химии в больничном стационаре произошло положительное изменение отношения к предмету по всем параметрам, за исключением отношения к тестированию. Это свидетельствует о том, что повышению положительного отношения к химии и развитию личностного интереса послужило, на наш взгляд, применение адаптированного химического эксперимента при обучении подростков в условиях больничного стационара.
Кроме того, в ходе педагогического исследования в начале и в конце обучения учащимся предлагалось ответить на вопросы анкеты для определения отношения учеников к предмету, используя методику Г. Н. Казанцевой [4, с. 1]. Результаты вводного и итогового опросов представлены в табл. 2.
Анализ результатов анкетирования показал, что по окончании педагогического исследования с использованием предложенной методики применения адаптированного химического эксперимента при обучении подростков в условиях больничного стационара вырос в среднем показатель «люблю» химию на 6,1%, а показатель «не люблю» химию снизился с 35,5% до 32,2%, что свидетельствует о расширении личностного интереса учащихся к предмету «Химия».
Применение химического эксперимента на уроках в больничных условиях оказывает положительное действие не только на уровень усвоения знаний, но и на общее эмоциональное состояние учащихся.
В связи с тем, что в условиях больничного стационара с учащимися проводится ограниченное количество уроков, зависящее от сроков их пребывания в больнице, использование школьного химического эксперимента в данных условиях делает каждый проведенный урок эффективным, запоминающимся, интересным, что несомненно повышает личностный интерес к химии, а вместе с этим и уровень знаний учащихся.
Таблица2
Результаты анкетирования учащихся по методике Г. Н. Казанцевой при обучении в условиях больничного стационара
Ответы учащихся Количество учащихся (в %)
начало обучения конец обучения
1. «Люблю химию» 38,9 45
2. «Не люблю химию» 35,5 32,2
3. Нет однозначного ответа 25,6 22,8
Всего опрошено 149 человек
Таким образом, некоторое совершенствование химического образовательного процесса в условиях больничного стационара с применением предложенных нами адаптированных химических экспериментов расширяет возможности образовательного процесса и может рассматриваться в качестве доминирующего фактора в поддержании и активизации личностного интереса учащихся.
Список литературы
1. Журин, А. А. Принципы отбора информации СМИ для использования на уроках химии [Электронный ресурс] / А. А. Журин // Лаборатория медиаобразо-вания Института содержания и методов обучения РАО. - Режим доступа: http:// www.mediaeducation.ru/publ/jurin11.htm (дата обращения: 02.05.2008).
2. Жадаев, А. Ю. Методика применения адаптированного химического эксперимента при обучении детей, проходящих длительное лечение в больничном стационаре [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / А. Ю. Жадаев. - Н. Новгород, 2015. - 26 с.
3. Новик, И. Р. Подготовка компетентного специалиста в системе высшего химико-педагогического образования для работы с одаренными учащимися [Текст]: моногр. / И. Р. Новик. - Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2013. - 158 с.
4. Казанцева, Г. Н. Методика изучения отношения к учебным предметам [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0 &p=99&0a1=1212&0o1=0&0s1=0 (дата обращения: 04.04.2013).
References
1. Zhurin A. A. Printsipy otbora informatsii SMI dlya ispolzovaniya na urokakh khimii. Labo-ratoriya mediaobrazovaniya Instituta soderzhaniya i metodov obucheniya RAO. Available at: http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin11.htm (accessed: 02.05.2008).
2. Zhadaev A. Yu. Metodika primeneniya adaptirovannogo khimicheskogo eksperimenta pri obuchenii detey, prokhodyashchikh dlitelnoe lechenie v bolnichnom statsionare. Extended abstract of PhD dissertation (Education). N. Novgorod, 2015. 26 p.
3. Novik I. R. Podgotovka kompetentnogo spetsialista v sisteme vysshego khimiko-peda-gogicheskogo obrazovaniya dlya raboty s odarennymi uchashchimisya: monogr. N. Novgorod: NGPU a.n. K. Minin, 2013. 158 p.
4. Kazantseva G. N. Metodika izucheniya otnosheniya k uchebnym predmetam. Available at: http://www.psychological.ru/default. aspx?s=0&p=99&0a1=1212&0o1=0&0s1=0 (accessed: 04.04.2013).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2016, № 1