УДК 377.5:378.172
И. Л. АХМАДУЛЛИНА 3. М. КУЗНЕЦОВА
Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма;
г. Набережные Челны
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СЛАБОВИДЯЩИХ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ_
В данной статье рассматривается программа коррекции физического развития учащихся средних специальных учебных заведений.
Ключевые слова: слабовидящие учащиеся, программа коррекции физического развития, спецмедгруппа.
Актуальность. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, обусловили целый ряд проблем, одной из которых является тенденция к увеличению количества учащихся с нарушениями зрения, что актуализирует работу по профилактике и коррекции не только зрительных нарушений, но и коррекции физического развития [1, 2, 3]. По мнению многих авторов, у слабовидящих учащихся наблюдается отставание в физическом и двигательном развитии по сравнению со здоровыми учащимися. В настоящее время изучены особенности обучения и воспитания слабовидящих детей, преимущественно школьного возраста, и недостаточно проведено исследований на учащихся с нарушениями зрения в условиях среднего специального учебного заведения [4, 5, 6].
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать программу физического воспитания, направленную на коррекцию физического развития слабовидящих учащихся в условиях средне-специального учебного заведения.
Организация исследования. Исследования проводились на базе Камского гуманитарно-технического колледжа (2005/08 уч/гг.). В эксперименте принимали участие учащиеся специальной медицинской группы с ослабленным зрением. В эксперименте принимали участие слабовидящие учащиеся 18 — 22 лет в количестве 42 человек. Все испытуемые были разделены на контрольную и экспериментальную группы. В каждой группе было по 21 учащемуся (по 11 девушек и 10 юношей). В эксперименте принимали участие учащиеся со следующими диагнозами: миопия (близорукость) слабой и средней степени, гипермет-ропия (дальнозоркость), астигматизм.
Работа посвящена обоснованию экспериментальной методики, основанной на использовании в занятиях по физическому воспитанию системы оздоровительного фитнеса, включающего элементы аэробики, стретчинга, гимнастики с применением дыхательных упражнений, методики У. Бейтса, изотон.
Программа физического воспитания слабовидящих учащихся
С учетом выявленных особенностей здоровья, имеющихся нарушений зрения, физического разви-
тия слабовидящих учащихся и предстоящей профессиональной деятельности разработана экспериментальная программа физического воспитания.
Программа представляет собой поликомпонентную структуру, состоящую из следующих структурных элементов: цель, принципы, задачи, блоки программы и их краткое содержание, критерии оценки, результаты.
Цель: Повышение уровня здоровья и коррекция физического развития слабовидящих учащихся.
Экспериментальная программа физического воспитания решает следующие группы задач:
1) образовательные (формирование и совершенствование двигательных умений и навыков; обучение прикладным двигательным умениям и навыкам, необходимым в профессиональной деятельности; формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья; работоспособность и развитие двигательных способностей; развитие физических качеств, необходимых в профессиональной деятельности; выработка представлений об основных видах спорта; соблюдение правил техники безопасности во время занятий; формирование знаний о закономерностях двигательной активности и спортивной тренировки, значении занятий физической культурой для будущей трудовой (профессиональной) деятельности);
2)оздоровительные (укрепление здоровья, профилактика плоскостопия и нарушений осанки, выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды и профессиональной деятельности);
3) воспитательные (приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями; формирование адекватной самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения, коллективизма; воспитание способности противостоять наркомании, пьянству, табакокурению, асоциальному поведению);
4) коррекционные:
— коррекция и профилактика соматических нарушении — осанки, сколиоза, плоскостопия, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, травматизма и микротравм.
— коррекция развития координационных способностей (согласованности движений отдельных звеньев тела при выполнении физических упражнений, ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся условия, равновесия, ритмичности, точности движений, мышечно-суставного чувства, зрительно-моторной координации и т.п.);
— коррекция развития физических качеств (мышечной силы, элементарных форм скоростных, ско-ростно-силовых качеств, выносливости, подвижности в суставах);
— коррекция развития сенсорных систем (диффе-ренцировка зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям; дифференцировка тактильных ощущений, кожно-кинестетических ощущений и восприятий и т.п.).
В качестве основополагающих принципов экспериментальной программы приняты следующие:
— принцип индивидуально-дифференцированного подхода к процессу физического воспитания слабовидящих учащихся, предполагающий учет индивидуальных особенностей и обеспечивающий дифференциацию содержания, форм, методов и используемых средств;
— принцип согласованности, обусловливающий построение процесса физического воспитания на основе педагогической и медицинской документации с учётом возможностей слабовидящих учащихся;
— принцип тесной обратной связи и сопутствующей коррекции, предусматривающий гибкость, вероятность коррекции содержания программы на основе замечаний специалистов, осуществляющих наблюдение за слабовидящими учащимися, что возможно при систематическом получении информации об эффективности используемых форм, методов и средств.
Экспериментальная программа физического воспитания состоит из двух блоков: базового и вариативного.
Базовый блок имеет общеподготовительную направленность. Содержание базового блока основано на Комплексной программе по предмету «Физическая культура» учащихся средне-специальных учебных заведений (2003).
Вариативный блок имеет коррекционно-оздоро-вительную направленность.
Реализация содержания экспериментальной программы осуществляется через следующие формы физического воспитания:
1. Уроки физической культуры.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах в группе продленного дня).
3. Физическая культура и спорт во внеурочное время (занятия в группе общей физической подготовки, факультативные занятия).
4. Массовые спортивные и туристские мероприятия (дни здоровья и спорта, соревнования, физкультурные праздники).
Содержание базового блока.
Теоретический раздел. Материал изучался на уроках, в ходе бесед и рекомендаций на каждом занятии, во время выполнения домашних заданий. Следует отметить, что данный раздел программы был допол-
нен материалом, затрагивающий проблемы физической культуры и спорта лиц с ограниченными возможностями и инвалидов, особенностей организации и проведения занятий и соревнований по разным видам спорта для данного контингента, возможности применения средств физического воспитания в коррекции основного дефекта и вторичных отклонений.
Раздел «Легкая атлетика». Данный раздел программы предусматривал использование таких средств, как бег на средние и длинные дистанции (девушки — 500 м, юноши — 1000 м), пробегание отрезков 200, 300, 400, 500 м, 6-минутный бег, прыжок в длину с места, метание гранаты на дальность, ходьба обычная в среднем и быстром темпе используя повторный и переменный методы на отрезках от 60 до 400 м, подвижные игры и эстафеты с элементами легкоатлетических упражнений.
Раздел «Волейбол». Данный раздел программы предусматривал использование таких средств, как стойки и перемещения, передачи мяча, подачи мяча, подвижные игры и эстафеты с элементами волейбола.
Раздел «Баскетбол». Данный раздел программы предусматривал использование таких средств, как стойки и различные виды перемещений, ведение мяча на месте и в движении, с изменением направления, бросок мяча в корзину одной рукой, двумя руками с места, в движении после ведения.
Раздел «Гимнастика». Данный раздел программы предусматривал использование таких средств, как строевые упражнения, построение и перестроение на месте и в движении, общеразвивающие упражнения без предметов, с гантелями (0,5 — 2 кг), набивными мячами (1 — 2 кг), скакалками, обручами и др., группировка, перекаты, эстафеты, подвижные игры, элементы атлетической гимнастики.
Раздел «Профессионально-прикладная физическая подготовка». Данный раздел программы предусматривал использование средств, способствующих развитию статической и динамической выносливости мышц (спины, брюшного пресса и развитие разгибателей бедра); развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп; совершенствование равновесия в вертикальном положении; развитие выносливости; совершенствование координации движений рук; закаливание.
Следует отметить, что многие виды упражнений, предусмотренных стандартной программой для здоровых учащихся, нами были исключены из-за опасности прогрессирования и усугубления имеющихся нарушений зрения.
Содержание вариативного блока.
Данный блок предусматривал:
— проведение в конце каждого урока в заключительной части комплекса упражнений для коррекции зрения;
— проведение на каждом занятии дыхательных упражнений. Дыхательные упражнения проводились 2 раза в день: утром (во время утренней гигиенической гимнастики) и во время занятий по лечебной физкультуре. Всего было разработано 3 комплекса дыхательных упражнений.
— проведение на каждом занятии релаксационных упражнений и элементов самомассажа;
— проведение на каждом занятии корригирующих упражнения для профилактики и коррекции дефектов осанки, плоскостопия;
— включение в содержания занятий элементов аэробики. На первых занятиях проводилась аэробика с низким уровнем нагрузки (ЧСС 120— 135 уд/мин). Беговые упражнения сочетались с шагами. Также на
занятиях использовались танцевальные элементы. На данном этапе увеличивалось время разминки и силовой (партерной) части занятия, при этом уменьшалась аэробная часть («аэробный пик»). Нагрузка на занятиях повышалась за счет увеличения количества повторений упражнений. По мере повышения уровня физической и функциональной подготовленности при выполнении упражнений ЧСС достигала пределов 140—150 уд/мин.
Уроки физической культуры проводились 2 раза в неделю по 90 мин. Уроки физической культуры со слабовидящими учащимися носят комплексный характер, т.е. на уроках помимо решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач также решались коррекционно-оздоровительные задачи.
Следует также обратить внимание на то, что в эксперименте принимали участие слабовидящие учащиеся, обучающиеся по специальности юрист и педагог начальных классов. Эти виды специальностей относятся к профессиям группы «человек-человек», т.е. предметом труда (на что направлено основное внимание) является человек. Деятельность учителя и юриста сопровождается: высокой нервно-психической нагрузкой, умственным и эмоциональным напряжением, большой нагрузкой на мыслительные и обслуживающие их психические процессы, высокой концентрацией внимания, ограниченной подвижностью, однообразием рабочей позы (чаще сидячей). Профессиональная деятельность юриста и учителя обязывает специалистов обладать способностью быстро и правильно принимать решения, умением действовать спокойно и сдержанно. Поэтому в целях содействия профессиональной подготовленности учащихся программа содержит материал, способствующий развитию физических качеств, двигательных навыков, психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности. Средства профессионально-прикладной физической подготовки также были включены в содержание уроков физической культуры. Удельный вес средств данного вида подготовки различен в зависимости от периода обучения. Ее объем с учетом указанных выше форм занятий составлял на 1-м и 2-м году обучения 40 %, на 3-м — 60 % от общего количества времени.
Важно также отметить, что на каждом уроке физической культуры обязательно включались упражнения на коррекцию зрительной функции. Кроме этого на каждом уроке учащимся давались домашние задания (повторять дыхательные упражнения, комплексы утренней гигиенической гимнастики, корригирующих упражнений, заполнение дневника самоконтроля).
Структура урока физической культуры включала в себя три взаимосвязанные части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть предполагает организационный компонент (построение, сообщение задач, проверка самочувствия учащихся), выполнение бега, различных видов ходьбы, прыжков, общеразвива-ющих упражнений; включение подвижных игр малой и средней интенсивности.
Основная часть предполагала обучение двигательных действиям, развитие физических качеств, применение круговой тренировки, подвижных игр средней и большой интенсивности; круговой тренировки; корригирующих упражнений.
Заключительная часть предусматривала проведение дыхательных упражнений, релаксационных упражнений, упражнений на коррекцию зрения,
контроль ЧСС, подведение итогов занятия и объяснение домашнего задания.
На занятиях исключались следующие виды упражнений: акробатические упражнения (кувырки, стойки на руках, висы вниз головой); резкие наклоны; прыжки; упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания; лазание по канату (шесту), а также упражнения, требующие резкого изменения статики; упражнения на снарядах: брусьях, коне, перекладине, прохождение полосы препятствий; соскоки со снарядов; упражнения с сотрясением тела и наклонным положением головы, длительные мышечные напряжения и статические упражнения.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: вводная гимнастика до учебных занятий; физкультминутки во время учебных занятий; физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах; физкультурная пауза. Так же применялись физическая культура и спорт во вне-учебное время. В содержание этого раздела были включены занятия в секции общей физической подготовки, которые проводились 2 раза в неделю по 90 мин и предусматривали применение упражнений на формирование и совершенствование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, дыхательных упражнений, корригирующих упражнений.
Физкультурно-массовые и спортивные мероприятия, предусматривающие пропаганду физической культуры и спорта, приобщение учащихся к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом, подведение итогов физкультурно-спор-тивной работы, активный отдых.
Для повышения эффективности применяемой программы необходимо было привлечение и сотрудничество всех субъектов педагогического процесса (врачей, педагогов и родителей). Для этого был разработан план мероприятий по работе с педагогами и родителями, который предполагал проведение родительских собраний, анкетирование, открытых педагогических советов, обсуждение и оценки результатов работы по экспериментальной программе с целью корректировки и отслеживания ее эффективности, консультаций, дней открытых дверей.
Для оценки эффективности разработанной программы физического воспитания выбраны следующие критерии.
Первый критерий: оценка уровня морфофункци-онального состояния слабовидящих учащихся, положительная динамика показателей.
Второй критерий: оценка уровня физической подготовленности слабовидящих учащихся, положительная динамика показателей.
Учитывая цель и задачи экспериментальной программы и направленность коррекционного процесса в целом, педагогическими условиями, обеспечивающими эффективную реализацию программы, являются:
— создание психолого-педагогических и медико-биологических предпосылок, обеспечивающих оптимальный эффект коррекционного воздействия;
— обеспечение дифференциации требований и индивидуализации процесса реализации программного материала с ориентацией на особенности здоровья и физического развития слабовидящих учащихся, их информированности, мотивов и интересов в области физической культуры;
— формирование активно-положительной мотивации слабовидящих учащихся к занятиям физическими упражнениями и укреплению здоровья;
— тесное сотрудничество всех специалистов средне-специального учебного заведения в вопросах оздоровления и коррекции физического развития и зрительных нарушений слабовидящих учащихся.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод, что доступными средствами коррекционно-оздоровительной направленности в системе физического воспитания слабовидящих учащихся являются элементы аэробики, дыхательные упражнения, релаксационные упражнения, корригирующие упражнения. Такое сочетание способствует коррекции и оптимизации физического развития слабовидящих учащихся.
Библиографический список
1. Болгов, В. Н. К вопросу о развитии физических качеств у студентов / В. Н. Болгов [электронный ресурс] // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2007. — № 4 — Режим доступа : http:// kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
2. Савосина М. Н. Активизация физкультурной деятельности студентов на основе формирования ответственности за личное
здоровье : автореф. дис. канд. пед. наук / М. Н. Савосина // Камский гос. политехн. ин-т. — Чебоксары, 2005. —22 с.
3. Сулейманов, И. И. Производственная физическая культура : учебное пособие / И. И. Сулейманов. — Омск : ОГИФК, 1989. — 31 с.
4. Азарян, Р. Н. Физическое воспитание слепых и слабовидящих школьников в режиме дня / Р. Н. Азарян. — М. : Физкультура и спорт, 1987. — 115 с.
5. Кручинин, В. А. Проблемы физического воспитания аномальных детей / В. А. Кручинин. — М., 1987. — 117 с.
6. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры: методические рекомендации / Л. В. Шапкова / под ред. проф. С. П. Евсеева. — М. : Советский спорт, 2001.
АХМАДУЛЛИНА Ирина Ахсановна, аспирантка кафедры теории и методики борьбы и восточных единоборств.
КУЗНЕЦОВА Зинаида Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и внешним связям.
Адрес для переписки: 423807, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, ул. им. Е. Н. Батенчука, 21.
Статья поступила в редакцию 17.02.2010 г. © И. А. Ахмадуллина, З. М. Кузнецова
УДК 378.016 : 364-78 Л. Д. ПРЯДКО
Омский государственный технический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ
В данной статье рассматривается формирование готовности будущего специалиста социальной работы к использованию средств физической культуры в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: готовность, формирование, студенты, будущие социальные работники, физическая культура, пожилые люди.
Основной целью любой социальной программы является охрана и сохранение здоровья обслуживаемых лиц, значительную часть которых составляют пожилые люди. Они особенно нуждаются в различных формах социального обслуживания и социальной поддержке. Эти формы сегодня выражаются в пенсионном обеспечении, содействии в протезировании, восстановлении нарушенных связей клиентов социальных служб с семьей или обществом, других форм, прямо или косвенно направленных на сохранение и улучшение физического состояния этой категории граждан. М. Ф. Сауткин характеризует физическое состояние как степень готовности человека выполнять бытовые и трудовые нагрузки различного характера в данный конкретный отрезок времени,
зависящии от уровня его двигательных качеств, функциональных возможностей отдельных систем организма, наличием или отсутствием заболеваний или травм. Другими словами, физическое состояние человека зависит от уровня развития его физических качеств [1].
Каждый социальный работник, осуществляющий работу с пожилыми людьми, должен знать о позитивных сторонах физической культуры, которая имеет огромное значение в жизнедеятельности человека любого возраста, и особенно пожилого. По мнению большинства специалистов, главную роль в повышении качества жизни лиц пожилого возраста и в сохранении их здоровья должна сыграть оздоровительная физическая культура [2], и чем старше человек, тем