Научная статья на тему 'Диагностика временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом'

Диагностика временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
891
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ / ВРЕМЯ / ВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ ОЦЕНКИ ЧУВСТВА ВРЕМЕНИ / ПОНИМАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ВРЕМЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ / CEREBRAL PALSY / TIME / TIME-REPRESENTATION / STUDY OF ASSESSMENT OF SENSE OF TIME / UNDERSTANDING OF RELATIONSHIP OF TIME SEQUENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Логинова Кристина Сергеевна

В статье рассматриваются результаты изучения временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом. У данной категории детей страдает формирование временных представлений, а именно, понимание длительности и последовательности явлений окружающей действительности, ориентировка во времени, словесное обозначение временных компонентов. Для эффективной коррекционной работы создана методика, которая направлена на изучение временных преставлений у дошкольников с детским церебральным параличом. Методика включает 2 блока: 1) оценка чувства времени; 2) понимание отношений временной последовательности. С помощью данной методики исследуются представления детей о временах года, представления о понятии год, представления о месяцах года, представления о неделе, представления о днях недели, представления о частях суток, а также, о понимании временной последовательности в течение дня, об установлении временной последовательности событий, об установлении временных представлений, об установлении возрастной половой идентификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Логинова Кристина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnosis of temporary representations in preschool children with cerebral palsy

The article considers the method of examination and analysis of the results of the study of temporary representations in preschool children with cerebral palsy. This category of children suffers from the formation of temporary representations, namely, understanding of the duration and sequence of phenomena of the surrounding reality, orientation in time, verbal designation of time components. To build an effective correctional work, specialists need to identify the problems of each preschooler. To do this, we created a technique that aims to study the temporary repositions in preschool children with cerebral palsy. This technique includes 2 blocks: 1) evaluation of the sense of time; 2) understanding the relationship of time sequence. With the help of this technique, children are investigated the idea of the seasons, the concept of the year, the idea of the months of the year, the idea of the week, the idea of the days of the day, as well as the understanding of the time sequence during the day, the establishment of the time sequence of events, the establishment of temporary representations, the establishment of age sexual identification.

Текст научной работы на тему «Диагностика временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом»

УДК 376.1

Логинова Кристина Сергеевна

Московский педагогический государственный университет

[email protected]

ДИАГНОСТИКА ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

В статье рассматриваются результаты изучения временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом. У данной категории детей страдает формирование временных представлений, а именно, понимание длительности и последовательности явлений окружающей действительности, ориентировка во времени, словесное обозначение временных компонентов. Для эффективной коррекционной работы создана методика, которая направлена на изучение временных преставлений у дошкольников с детским церебральным параличом. Методика включает 2 блока: 1) оценка чувства времени; 2) понимание отношений временной последовательности. С помощью данной методики исследуются представления детей о временах года, представления о понятии год, представления о месяцах года, представления о неделе, представления о днях недели, представления о частях суток, а также, о понимании временной последовательности в течение дня, об установлении временной последовательности событий, об установлении временных представлений, об установлении возрастной половой идентификации.

Ключевые слова: детский церебральный паралич, время, временные представления, исследование оценки чувства времени, понимание отношений временной последовательности.

ТТет

Дщ

стемы, ра

"етский церебральный паралич (ДЦП) -тяжелое хроническое инвалидизирую-.щее заболевание центральной нервной системы, распространенность которого, начиная с середины прошлого века, постепенно возрастает во всем мире [3, с. 60; 4, с. 91]. В структуре нарушений у дошкольников с ДЦП, наблюдается не-сформированность временных представлений, что влияет на не полноценное формирование картины мира и осознание самого себя в нем.

Время - это форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Это необратимое течение, в котором происходят все существующие процессы, являющиеся фактами.

Анализ научной литературы свидетельствует о том, что у дошкольников с детским церебральным параличом имеются стойкие нарушения временных представлений, проявляющиеся в разной степени. Специальных исследований временных представлений, в основе которых лежат представления и понятия о времени у детей с церебральным параличом нет.

В 1980-е годы Н.В. Симонова в своих работах указывала на влияние нарушений всей двигательной системы и овладение временными представлениями [9, с. 36; 10, с. 82; 11, с. 54]. Автор утверждал, что у детей с двигательными нарушениями, происходят нарушения различных звеньев, которые входят в единый процесс временного восприятия, а именно, чувственное восприятие, ориентировка во времени, словесное обозначение временных компонентов, что может с различной степенью выраженности проявляться в разнообразных видах деятельности, особенно по мере их усложнения и видоизменения. С развитием речи и общих представлений об окружающем возможна частичная компенсация недостаточности активной временной ориентировки [6, с. 45; 5, с. 14; 7, с. 14; 8, с. 23; 12]. У данной категории детей были вы-

явлены значительные трудности в формировании временных представлений [1, с. 40].

В последующие годы ряд авторов указывал на труды И.Ю. Левченко, Т. А. Мусейибовой, Т.Д. Рих-терман, Н.В. Симоновой, однако, это были результаты наблюдения, а не специального экспериментального исследования. Нами были проведены исследования, которые дали возможность оценить особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП, не имеющих интеллектуальных нарушений.

Анализ состояния временных представлений проводился на основании экспериментального изучения 90 дошкольников, с различными клиническими формами ДЦП. В своем исследовании, мы проследили развитие времени у воспитанников от шести до семи лет.

Мы проанализировали Основную образовательную программу дошкольного образования (ООП ДО) подготовительной группы и выяснили нормативы временных представлений.

Ребенок должен к 6 годам:

- иметь представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнавать и называть реальные явления и их изображения: времена года и части суток, дни недели, месяца;

К 7-8 годам он:

- определяет времена года, части суток, дни недели, месяца.

При анализе результатов детей с ДЦП мы ориентировались на эти нормативы.

При проведении исследования нами была проанализирована медицинская документация дошкольников с ДЦП, проведена беседа с педагогами, работающими с этими дошкольниками, во время ко -торой мы выяснили, что ведущие нарушения у этих детей являются нарушениями двигательного развития разной степени выраженности вследствие раннего органического поражения ЦНС [1, с. 62, 59].

© Логинова К.С., 2018

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

197

Таблица 1

Степени тяжести поражения двигательных функций у детей дошкольного возраста с ДЦП

Удержание вертикального положения

Группы детей Количество участников Процентное соотношение

Не удерживает вертикальное положение 3 3,3

Удерживает кратковременно с поддержкой 26 28,9

Сидя 27 30

Стоя 34 37,8

Таблица 2

Способы передвижения детей дошкольного возраста с ДЦП

Способы передвижения Количество участников Процентное соотношение

Самостоятельно на значительные расстояния или самостоятельно в пределах помещения 24 26,7

С опорой на трость 0 0

С костылями 36 40

В коляске 30 33,3

Результаты проведенного анализа медицинской, педагогической и психологической документации представлены в таблице 1 и 2.

Итак, в экспериментальной группе были дети с разной тяжестью двигательных нарушений: с тяжелыми двигательными нарушениями - они самостоятельно не передвигались, а некоторые даже не удерживали вертикальное положение; с нарушениями средней тяжести - передвигались с опорой; с легкими нарушениями - ходили самостоятельно.

При отборе участников исследования мы включили в эксперимент только детей, не имеющих интеллектуальных нарушений, ориентировались на заключения психолого-медико-педагогической комиссии и клинические диагнозы.

Известно, что у лиц с ДЦП не существует прямой зависимости тяжести двигательного нарушения и уровня интеллектуального развития (И.Ю. Левченко). Также, отметим, что все участники исследования владели экспрессивной речью, однако, у большинства детей имели место дизартрические нарушения, что затрудняло разборчивость речи.

Изучение временных представлений у дошкольников с ДЦП осуществлялась по специально разработанной методике, в основе которой лежат материалы Т.Д. Рихтерман [13, с. 11], а также, методика изучения половозрастной идентификации Н.Л. Белопольской, предназначенной для исследования уровня сформированности тех аспектов самосознания, которые связаны с идентификацией пола и возраста ребенка. Разработанную методику мы использовали с целью оценки временных представлений у дошкольников.

Задания для детей сгруппированы в 2 блока. С помощью методики у детей исследуются представления о временах года, представления о понятии год, представления о месяцах года, представления о неделе, представления о днях недели, представления о частях суток, а также, о понимании временной последовательности в течение дня, об

установлении временной последовательности событий, об установлении временных представлений, об установлении половозрастной идентификации [14, с. 48; 15, с. 36]. Методика обследования включает использование: картинок, изображающих действия людей в разное время суток; картинок, изображающих один и тот же пейзаж в разное время суток; картинок с изображением времен года и др.

Дошкольнику предлагается выполнить задания и ответить на вопросы. Например: Назови, какие ты знаешь времена года... Назови, какой год будет... Назови месяцы времени года зима. Скажи, сколько недель в месяце. Назови дни недели по порядку... Назови, какие части суток ты знаешь...

Результаты исследования

1. Оценка чувства времени. При изучении оценки чувства времени необходимо было определить знания дошкольников о временах года, о понятии год, о месяцах года, о неделе, о днях недели, о частях суток.

Итак, сначала мы изучали умения дошкольника дать словесные ответы на вопросы, касающиеся времен года. Задача состояла в том, чтобы воспитанники назвали времена года, их признаки и какое время года на данный момент, было и будет. С этой задачей справились все дети, которым доступна речь. Ответили на поставленные перед ними вопросы неправильно 45% дошкольников, справились 45%, оставшаяся группа детей не поняла вопросы, другая часть этой группы не ответила, т.к. уровень коммуникации этих детей не позволяет выражать свои мысли.

Следующим этапом было изучение представлений о понятии год. Педагогу необходимо было задать вопросы, и выяснить, какой год сейчас, какой будет и какой был. Число дошкольников, которые справились с этим заданием составило 25%. 75%, как правило, не знают, что такое год, и как следствие, какой сейчас, какой был и какой будет. Некоторая часть детей пользовалась подсказками.

198

Вестник КГУ 2018

Далее мы исследовали представления о месяцах года, где детям предлагалось ответить на вопросы о том, какие бывают месяцы, какие месяцы знают дошкольники в соответствии со временем года, какие месяцы первые и последние в году, и сколько их всего. Как правило, дети знают месяцы, но при назывании их по порядку сбивались и называли неправильно. 25% дошкольников справились с заданиями, используя подсказку педагога. Сложнее было назвать месяцы в соответствии с временем года. И задания, которые недоступны основной массе детей: назвать первый и последний месяцы в году.

В своем исследовании мы изучали у воспитанников представления о неделе и днях недели. Задача этого этапа выяснить, сколько недель в месяце, сколько дней в неделе, а также детям необходимо было назвать дни недели, соблюдая последовательность. Как показал результат, дети знают дни недели, понимают, что неделя - это совокупность нескольких дней. Часто воспитанники сбивались и при перечислении по порядку называли неправильно дни недели.

При изучении представлений о частях суток детям необходимо было назвать время суток, с опорой на карточки назвать, когда бывает то, что изображено на них, а также расположить карточки по порядку наступления частей суток. Следующая часть задания представляла собой ответы детей на вопросы, что было перед тем, как наступило то или иное время суток, а также что будет после этой части суток. Дошкольники, которым доступна коммуникация и есть базовые представления об описанных ранее вопросах, частично справились с заданиями. Таких детей оказалось 37%, они знают части суток, могут правильно расположить картинный материал, иногда допускают ошибки в последовательном назывании времени суток. 44% используют помощь педагога, при этом совершают ошибки. 19% воспитанников подобные задания недоступны.

При проведении исследования были получены данные, представленные в диаграмме (см. рис. 1).

Проведенные исследования оценки чувства времени свидетельствуют о том, что 21 дошкольник (23,2%) выполнил предложенные им задания самостоятельно, 18 воспитанников (20%) воспользовались помощью педагога. Не справилась с за-

даниями основная масса воспитанников, 61 человек - 67,8%.

2. Понимание отношений временной последовательности. В данном блоке мы изучали понимание отношений временной последовательности. Для этого в первом задании детям необходимо было рассказать о том, как проходит их день с опорой на иллюстрации. Дошкольники рассказывали с удовольствием о своем дне, не всегда опираясь на картинный материал, как правило, рассказ состоял из четырех простых предложений. Воспитанники, имеющие общим недоразвитие речи первого и второго уровней, практически не справились с предложенным заданием.

Во втором задании дошкольникам необходимо было расположить картинки по порядку, а затем рассказать с чего все началось и чем закончилось. С первой частью данного задания справилось 75% детей, 15% расположили, но предложенное расположение было неправильным, 10% детей не справились с заданием. Вторая часть задания была сложна детям, у которых коммуникация на низком уровне. Воспитанники, которым доступна речь составляли рассказ, при этом, как правило, он был беден, состоял из простых предложений. Основная часть дошкольников пользовалась помощью педагога.

В третьем задании этого блока необходимо было разложить картинки, а затем рассказать, что произошло, и было бы дальше. Расположение картинок не составило труда у 75% детей, 15% допустили ошибки, для 10% задание было недоступно. Результаты составления рассказа были схожи с предыдущим заданием.

Завершающее задание в этом блоке было направлено на установление половозрастной идентификации. Детям необходимо было разложить картинки с изображением людей по возрасту. 50% дошкольников справились с данным заданием, 30% часто сбивались, и не всегда выкладывали верно, каждый раз используя помощь педагога, для 20% детей данное задание недоступно.

При проведении исследования были получены данные, представленные в диаграмме (см. рис. 2).

Результаты показали (см. рис. 2): выполнили предложенные задания самостоятельно - 15,5%, воспользовались помощью педагога - 20%, не справились с заданиями - 64,5%.

■ Выполнили самостоятельно задания

□ Выполнили с помощью педагога

□ Не выполнили задания

Рис. 1. Результаты исследования оценки чувства времени

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3

199

Рис. 2. Результаты исследования понимания отношений временной последовательности

Сравнивая результаты, полученные у детей с ДЦП мы выявили, что все дети имеют уровень сформированности временных представлений ниже, чем требовала ООП ДО к детям нормативного развития 6 лет.

У дошкольников с ДЦП недостаточно сформированы временные представления. Как правило, дети знают времена года, но не могут их расположить в нужной последовательности, и назвать основные признаки.

Основная масса воспитанников не знает, что такое год, следовательно, не доступна им возможность объяснить какой год сейчас, какой был и какой будет.

Представления о месяцах года не соответствует возрасту. Дошкольники, как правило, знают некоторые месяцы, но при назывании их не соблюдают последовательность, пропускают, называя лишь только те, которые в памяти ярки на события. Затрудняются отнести месяца к временам года, а также, какой месяц первый в году, а какой последний.

Представления о недели, частично сформировано. На вопрос: «Сколько дней в неделе?», некоторые воспитанники отвечают не задумываясь. При этом на вопрос: «Сколько недель в месяце?» дети не отвечают. Исходя из этого, педагог приходит к выводу, что последний вопрос дети даже не понимают.

Дни недели дошкольники знают, но не все могут воспроизвести правильную последовательность. Представления о частях суток сформировано, но не у большинства, данные представления не доведены до автоматизма. Дети не знают слова «сутки», при этом знают понятия «утро», «день», «вечер» «ночь». Не все справляются с заданием на расположение картинок в правильном порядке.

Задания, направленные на понимание временной последовательности в течение дня, дошкольникам с ДЦП даются с трудом, что связано с мыслительной деятельностью, направленной на расположение ряда картинного материала и дальнейшей вербализацией этого дидактического материала. Некоторые воспитанники допускают ошибки в расположении картинного материала по порядку с соблюдением всех событий.

Дети испытывают трудности при установлении временных представлений. Они могут расположить картинки, но вербально озвучить не

могут, дошкольники пользуются помощью педагога. Не всегда понимают, что происходило, и что произойдет в будущем.

Изучая умения устанавливать половозрастную идентификацию детьми с ДЦП, мы выяснили, что дошкольники выполняли данное задание, испытывая трудности. 15,5% детей самостоятельно располагают картинный материал, при этом допускают ошибки (не знают куда положить карточку с изображением старушки и школьницы; мальчика и школьника). Также, как и в предыдущем задании, вербально сформировать свое высказывание удалось только 10%.

Анализ результатов изучения временных представлений у дошкольников с ДЦП показал следующее.

Дети, находящиеся в подготовительной группе, не всегда имеют представления о текучести, необратимости и периодичности времени. Иногда называют последовательность всех дней недели, месяцев, но, как правило, пользуясь помощью специалиста. Дошкольники знают названия времен года, и какое время года на данный момент. Однако, не всегда правильно употребляют в речи слова: «сначала», «потом», «до», «после», «раньше», «позже», «в одно и тоже время». Не все выше перечисленные слова, можно встретить в активном словаре дошкольников с ДЦП в возрасте шести-семи лет.

Приведенный выше обзор сформированно-сти временных представлений у дошкольников шести - семи лет с ДЦП позволяет подтвердить особое значение описываемых умений для формирования познавательной деятельности и психического развития ребенка в целом. Это определяет необходимость разработки технологии комплексной диагностики и коррекции, и соответствующего системного анализа временных представлений у детей дошкольного возраста с ДЦП.

Библиографический список

1. Кузнецова Г.В. Особенности изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. - М.: Изд-во «Логомаг», 2016. - 134 с.

2. Кузнецова Г.В. Система изучения графических навыков у детей с церебральным параличом дошкольного возраста // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2004. - № 1. - С. 59.

200

Вестник КГУ ^ 2018

3. Ладович К.С. Инновационный подход к изучению пространственных и временных представлений у дошкольников с детским церебральным параличом // Специальное образование. - 2015. -№ 4 (40). - С. 60-69.

4. Логинова К. С. К вопросу развития временных представлений у детей с детским церебральным параличом дошкольного возраста // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сб. статей междунар. науч.-практ. конф. (Новосибирск, 20.03.2018). - Уфа: АЭТЕРНА, 2018. -Т. 3. - С. 91-94.

5. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Вариативность особых образовательных потребностей детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата как основа проектирования специальных условий обучения // Дефектология. - 2017. - № 2. - С. 14-21.

6. Левченко И.Ю., Гусейнова А.А. К проблеме стандартизации специальных условий образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2016. - № 4. - Т. 4. - С. 45-49.

7. Левченко И.Ю., Абкович А.Я. Сравнительный анализ готовности образовательных организаций разного типа к обучению школьников с церебральным параличом // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2015. - № 4. - Т. 3. - С. 14-27.

8. Мусейибова Т.А. Развитие ориентировки во времени у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. - 1972. - № 2. - С. 23-28.

9. Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральными параличами // Дефектология. - 1980. - № 6. - С. 35-41.

10. Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральными параличами // Дефектология. - 1981. -№ 4. - С. 82-87.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Симонова Т.Н., Левченко И.Ю. Вариативные особенности развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями // Детская и подростковая реабилитация. - 2015. - № 2 (25). - С. 54-58.

12. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / под ред. А.А. Столяра. - М.: Просвещение, 1988. - 303 с.

13. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1991. - 47 с.

14. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование временных представлений // Дошкольное воспитание. - 1988. - № 3. - С. 48-54.

15. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 7. - С. 36-42.

Referencies

1. К^шсоуа в.У. ОБоЬеппоБЙ 17оЪга711е1'по] deyate1'nosti detej doshko1'nogo уо7га$1а 8 detskim

cerebral'nym paralichom. - M.: Izd-vo «Logomag», 2016. - 134 s.

2. Kuznecova G.V Sistema izucheniya graficheskih navykov u detej s cerebral'nym paralichom doshkol'nogo vozrasta // Korrekcionnaya pedagogika: teoriya i praktika. - 2004. - № 1. - S. 59.

3. Ladovich K.S. Innovacionnyj podhod k izucheniyu prostranstvennyh i vremennyh predstavlenij u doshkol'nikov s detskim cerebral'nym paralichom // Special'noe obrazovanie. - 2015. - № 4 (40). - S. 60-69.

4. Loginova K.S. K voprosu razvitiya vremennyh predstavlenij u detej s detskim cerebral'nym paralichom doshkol'nogo vozrasta // Integracionnye processy v nauke v sovremennyh usloviyah: sb. statej mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (Novosibirsk, 20.03.2018). - Ufa: AEHTERNA, 2018. - T. 3. - S. 91-94.

5. Levchenko I.YU., Abkovich A.YA. Variativnost' osobyh obrazovatel'nyh potrebnostej detej s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata kak osnova proektirovaniya special'nyh uslovij obucheniya // Defektologiya. - 2017. - № 2. - S. 14-21.

6. Levchenko I.YU., Gusejnova A.A. K probleme standartizacii special'nyh uslovij obrazovaniya obuchayushchihsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Standarty i monitoring v obrazovanii. - 2016. - № 4. - T. 4. - S. 45-49.

7. Levchenko I.YU., Abkovich A.YA. Sravnitel'nyj analiz gotovnosti obrazovatel'nyh organizacij raznogo tipa k obucheniyu shkol'nikov s cerebral'nym paralichom // Standarty i monitoring v obrazovanii. -2015. - № 4. - T. 3. - S. 14-27.

8. Musejibova T.A. Razvitie orientirovki vo vremeni u detej doshkol'nogo vozrasta // Doshkol'noe vospitanie. - 1972. - № 2. - S. 23-28.

9. Simonova N.V Sostoyanie prostranstvenno-vremennyh otnoshenij u detej s cerebral'nymi paralichami // Defektologiya. - 1980. - № 6. - S. 35-41.

10. Simonova N.V. Formirovanie prostranstvenno-vremennyh predstavlenij u detej s cerebral'nymi paralichami // Defektologiya. - 1981. - № 4. - S. 82-87.

11. Simonova T.N., Levchenko I.YU. Variativnye osobennosti razvitiya doshkol'nikov s tyazhelymi dvigatel'nymi narusheniyami // Detskaya i podrostkovaya reabilitaciya. - 2015. - № 2 (25). -S. 54-58.

12. Formirovanie ehlementarnyh matematicheskih predstavlenij u doshkol'nikov / pod red. A.A. Stolyara. -M.: Prosveshchenie, 1988. - 303 s.

13. Rihterman T.D. Formirovanie predstavlenij o vremeni u detej doshkol'nogo vozrasta. - M.: Prosveshchenie, 1991. - 47 s.

14. SHCHerbakova E., Funtikova O. Formirovanie vremennyh predstavlenij // Doshkol'noe vospitanie. -1988. - № 3. - S. 48-54.

15. SHCHerbakova E., Funtikova O. Formirovanie predstavlenij i ponyatij o vremeni s pomoshch'yu ob"emnoj modeli // Doshkol'noe vospitanie. - 1986. -№ 7. - S. 36-42.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №3

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.