УДК 379.8.092.2:616.831-009.11
РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
© Светлана Евгеньевна КИСЕЛЕВА
Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, Российская Федерация, аспирант, кафедра специальной педагогики и специальной психологии, e-mail: [email protected]
Раскрываются практические вопросы развития навыков социального взаимодействия дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями в процессе досуговой деятельности. Впервые представлен опыт экспериментальной работы по изучению социально-интегративного потенциала дошкольников с церебральным параличом, позволяющий объективно оценивать динамические изменения уровня их социальной адаптивности под влиянием коррекционного воздействия. Предложенная система диагностики позволяет выявлять детей с различным уровнем социально-интегративного потенциала и учитывать их особенности при составлении программ психолого-педагогического сопровождения. Материалы также отражают результаты комплексного изучения коррекционно-реабилита-ционного потенциала досуговой деятельности и ее места в системе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями, которое последовательно осуществлялось автором на базе коррекционно-реабилитационных учреждений г. Астрахани в 2012-2014 гг. Проведенное исследование основано на изучении актуального уровня психического и социального развития дошкольников с ДЦП, разработке и реализации программы их социализации на основе применения средств искусства в досуговой деятельности. Проведенная оценка эффективности экспериментальной программы и ее влияния на процесс социальной адаптации участников исследования объективно доказывает возможность реализации коррекционного потенциала досуговой деятельности в системе психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП.
Ключевые слова: система комплексного психолого-педагогического сопровождения; дошкольники с тяжелыми двигательными нарушениями; коррекционный потенциал досуговой деятельности.
Современная образовательная политика в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья опирается на принципы обеспечения для всех детей равных возможностей участия в жизни общества, необходимых для успешной социализации и достижения ими высокого качества жизни.
Согласно положениям, принятым Резолюцией № 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г., принцип равенства означает, что потребности лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) различного возраста должны учитываться социумом при оказании им социальной поддержки и обеспечении доступа к социальным, образовательным, досуговым и иным услугам.
В условиях постоянного увеличения числа детей с двигательными нарушениями, которое, по сведениям Министерства здравоохранения РФ, ежегодно составляет от 1,8 до 2,4 %, вопросы повышения эффективности их медико-психолого-педагогической реаби-
литации приобретают все большее значение. Современный уровень развития науки предоставляет новые, более широкие, возможности для изучения различных аспектов и поиска эффективных ресурсов совершенствования психолого-педагогической помощи детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.
Результаты проведенных в последнее десятилетие клинических исследований (Л.В. Антонова, Н.А. Ермоленко, Р.Р. Исламов, И.Б. Козловская, В.И. Козявкин, В.Д. Левченкова, К.А. Семенова и др.) привели к изменению научных представлений о сущности этиопатогенетических механизмов детского церебрального паралича (ДЦП). Существовавший ранее подход к определению ДЦП как совокупности синдромов рези-дуального характера не только мешает пониманию клинической сущности заболевания, но и препятствует созданию эффективных методов лечения и коррекционного воздействия [1-3].
Выявление и систематизация новых фактов в области психолого-педагогического сопровождения детей с ДЦП (А.А. Гусейнова, И.Ю. Левченко, Е.Т. Лильин, И.И. Ма-майчук, В.И. Николаенко, Т.Н. Симонова и др.), связанных с началом практической реализации прав на образование детей с тяжелыми двигательными нарушениями (ТДН), повлияли на изменение и психолого-педагогических подходов к изучаемой проблеме. В современных психолого-педагогических исследованиях отмечается устойчивая тенденция к рассмотрению ДЦП в качестве смешанного варианта дизонтогенеза, при котором сочетаются симптомы дефицитарного развития с проявлениями недоразвития или задержанного развития. Такой подход позволяет отнести ДЦП к группе сложных (комплексных) нарушений развития, при которых сочетаются два и более первичных нарушения [4].
Формирующаяся в настоящее время инновационная концепция ДЦП определяет необходимость оптимизации существующей системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с двигательными нарушениями (Е.Ф. Архипова, М.В. Иппо-литова, Э.С. Калижнюк, Г.В. Кузнецова, И.Ю. Левченко, И.И. Мамайчук, ЕМ. Мас-тюкова, И.А. Скворцов, К.А. Семенова, Т.Н. Осипенко, И.И. Панченко, О.Г. При-ходько и др.) на основе разнообразия методов, форм и оптимизации использования ресурсов психолого-педагогического коррек-ционного воздействия [3-5].
Анализ показателей эффективности использования коррекционно-образовательных ресурсов социально-культурной инфраструктуры для решения задач социализации лиц с ОВЗ показал, что в настоящее время в системе образования детей с нарушениями развития недостаточно активно используются различные формы культурно-досуговой деятельности, в которых заложены значительные социализирующие и коррекционные возможности (Л.В. Усова, М.Б. Грибанова, 2004, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников, 1995, А.Д. Жарков, 2002, В.М. Чижикова, 1981, Ю.С. Моздокова, 1996, А.В. Антонова,
A.В. Даринский, М.Б. Зацепина, Т.С. Комарова, Е.А. Медведева, 2009, Т. Губарева,
B. Столяров, 2004, В. Шувалова, 2005 и др.). Культурно-досуговая деятельность, раскры-
вая творческие способности ребенка в наиболее предпочитаемой и эмоционально значимой для него деятельности, позволяет проявиться потенциальным возможностям ребенка, создает равные условия и возможности для его социального взаимодействия со сверстниками, дополняет процесс его социализации возможностями для самореализации личности (Ю.С. Моздокова, Т.В. Гудина и др.). Использование разнообразных технологий культурно-досуговой деятельности позволяет специалистам оптимизировать процесс социальной адаптации детей с двигательными нарушениями, у которых через коллективные формы социально-культурного взаимодействия формируются необходимые для интеграции в социальное окружение предпосылки, осуществляется компенсация проявлений личностной деформации, появляется возможность наиболее полного развития своих способностей [6-13].
Таким образом, досуговая деятельность может рассматриваться как дополнительный ресурс формирования социально-адаптивного потенциала ребенка, обеспечивающего готовность дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениям к инклюзивному образованию и социализации в целом, что и определяет актуальность нашего исследования [9-15].
В рамках комплексного изучения кор-рекционно-реабилитационного потенциала досуговой деятельности в системе психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями нами последовательно осуществлялось изучение актуального уровня психического и социального развития дошкольников с ДЦП, разработка и реализация программы их социализации на основе применения средств искусства в до-суговой деятельности, оценка эффективности экспериментальной программы и ее влияния на процесс социальной адаптации участников исследования.
Констатирующий эксперимент осуществлялся в течение 2012-2014 гг. на базе Областного государственного учреждения «Астраханский областной социально-реабилитационный центр «Русь». В эксперименте принимало участие 118 детей в возрасте от 4 до 7 лет с установленным диагнозом ДЦП, имеющих тяжелую степень выраженности
двигательных нарушений и получающих регулярное курсовое лечение (2-3 раза в год) в условиях реабилитационного центра. Проведенный анализ клинических форм ДЦП показал, что большую часть участников исследования (88 человек, что составляет 78,57 % от общего числа респондентов) составили дети со спастической диплегией, 8,04 % участников эксперимента составили дети с ге-мипаретической формой ДЦП (9 человек), 7,14 % респондентов (8 человек) - с гиперкинетической и 6,25 % дошкольников (7 человек) с атонически-астатической формами ДЦП по классификации К.А. Семеновой (1979).
Для выявления актуального уровня психического развития участников исследования и их социально-интегративного потенциала нами использовался диагностический комплекс, основанный на методических разработках таких авторов, как И.Ю. Левченко, 2008-2014, К.А. Семенова, Э.И. Танюхина, В.П. Шестаков, С.А. Стеценко, Е.М. Старо-бина, Т.А. Нилова, А.А. Дыскин, Э.Н. Демина, 1998, О.Г. Приходько, 2009-2013, Т.Н. Симонова, 2002, И.А. Скворцов и др., 2002, И.И. Мамайчук и др., 2001 и др.
Для объективизации оценки актуальных показателей психического развития и соци-ально-интегративного потенциала дошкольников с ДЦП, принимавших участие в исследовании, мы применяли комплекс методик, в т. ч.:
модифицированную методику комплексного определения степени выраженности функциональных ограничений двигательной, психической, эмоционально-волевой и коммуникативно-речевой сфер детей психоневрологического профиля (С.В. Осмоловский, В.М. Колдаев, М.М. Цветкова, Т.И. Бурмистрова, В.Н. Лучанинова, Д.С. Осмоловский, 2010);
профиль развития психоневрологических функций (И.А. Скворцов, О.А. Апекси-мова, В.С. Петракова, Л.Е. Егорова, Ю.В. Само дуровская, 2002);
метод экспертной оценки степени выраженности нарушений социальной адаптации (дезадаптации);
анкетирование и опрос родителей (субшкалы оценки моторных, социальных, коммуникативных и повседневных навыков, а также проявлений дезадаптации Вайнленд-
ской шкалы адаптивного поведения Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS), S. Sparrow, D. Balla, & D. Cicchetti, American Guidance Service, Inc., 1984, перевод и модификация Л.Р. Сайфутдиновой, 2003-2007).
По окончании первичной диагностики полученные результаты подвергались статистической обработке с целью выявления зависимостей между различными сторонами психического и социального развития дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями. По каждому участнику исследования осуществлялся сопоставительный анализ полученных результатов, отражающих индивидуальное состояние высших психических функций, с нормативными показателями, что позволило достоверно определить степень отставания в развитии отдельных функциональных показателей (выраженную, среднюю или легкую), а также установить системный характер дизонтогенеза (генера-лизованность или парциальностть, равномерность или диссоциированность имеющихся нарушений).
В результате изучения функциональных ограничений дошкольников с ДЦП нами было выявлено, что все 100 % респондентов (112 человек) имеют выраженные ограничения двигательной функции. У 51,79 % детей (58 человек) была в той или иной степени диагностирована задержка психического развития, еще у 20,54 % (23 человека) - умственная отсталость. Различные виды речевых нарушений отмечались у 77,68 % дошкольников (87 человек). Эмоционально-личностные нарушения (инфантилизм, тревожность, страхи и пр.) отмечались у 93,75 % детей с ДЦП (105 человек). Выраженная ограниченность навыков самообслуживания отмечалась в 82,14 % случаях (у 92 человек). Из общего числа участников исследования 31,25 % (35 человек) имели незначительные нарушения сенсорных функций, в т. ч. 9,82 % (11 человек) - недостаточность слухового восприятия, а 21,43 % (24 человека) - ограниченность зрительного восприятия.
В соответствии с суммарными показателями полученных данных о степени выраженности функциональных ограничений двигательной, психической, эмоционально-волевой и коммуникативно-речевой сфер все участники исследования были распределены на группы по степени функциональной зави-
симости от окружающих (I степень - более 75 баллов - незначительная функциональная зависимость; II степень - 50-74 балла - умеренная функциональная зависимость; III степень - менее 49 баллов - выраженная функциональная зависимость). Среди участников исследования ни один не набрал более 75 баллов, в связи с чем мы делаем вывод о том, что тяжелые двигательные нарушения обусловливают появление в большинстве случаев выраженной (81 человек - 72,32 %) и реже -умеренной (31 человек - 27,68 %) функциональной зависимости от окружающих.
Необходимо отметить, что суммарный показатель функциональной зависимости отражает по своей сути, а также качественно и количественно характеризует определенный ресурс социализации, раскрытый нами в рамках понятия «социально-интегративный потенциал», которым обладает дошкольник с
ДЦП. Именно показатель зависимости от окружающих является ключевым для объективной оценки возможностей индивида к полноценной социальной активности, определяет его качество жизни. Очевидно, что чем сильнее выражена зависимость индивида от окружающих, тем в большей степени ограничены и его социальные возможности. В ходе дальнейшего исследования для проверки данного тезиса мы провели изучение показателей социальной дезадаптации с помощью метода экспертной оценки и Вайнленд-ской шкалы адаптивного поведения Vineland Adaptive Behavior Scales (VABS, перевод и модификация Л.Р. Сайфутдиновой, 20032007). Сведения, полученные с помощью этих методик, подтвердили наличие прямых зависимостей между уровнем социальной дезадаптации дошкольника с ДЦП и его со-циально-интегративным потенциалом.
Таблица 1
Степень функциональной зависимости от окружающих дошкольников с ДЦП
Сте- 4 года 5 лет 6 лет 7 лет
пень СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА
I
II 3 - - - 4 1 1 - 6 2 2 - 8 3 1 - 31
III 21 2 1 1 17 - 1 1 18 1 1 2 11 - 1 3 81
24 2 1 1 21 1 2 1 24 3 3 2 19 3 2 3
28 25 32 27 112
Примечание. СД - спастическая диплегия; ГК - гиперкинетическая форма ДЦП; ГП - гемипаретическая форма ДЦП; АА - атонически-астатическая форма ДЦП.
25
20
15
10
□ 3 степень
□ 2 степень
□ 1 степень
4 года
25
5 лет 6 лет 7 лет
19 22 15
6 10 12
0 0 0
□ 3 степень
□ 2 степень
□ 1 степень
Рис. 1. Показатели функциональной зависимости дошкольников с ДЦП от окружающих
5
0
3
0
Дополняют и объективизируют данные, полученные с помощью модифицированной методики определения степени функциональных ограничений психического развития детей с ДЦП (С.В. Осмоловский и др., 2010), результаты комплексного изучения их показателей психического развития с помощью методики, предложенной И.А. Скворцовым (И.А. Скворцов, О.А. Апексимова, В.С. Петракова, Л.Е. Егорова, Ю.В. Самодуровская, 2002). Если первая методика позволяет объединить детей в группы и дифференцировать выбор стратегии коррекционного воздействия, то методика И.А. Скворцова раскрывает индивидуальный профиль развития каждого участника исследования, что позволяет не только индивидуализировать (детализировать) его включение в деятельность со сверстниками, но и осуществлять мониторинг качественных изменений, происходящих с ребенком под влиянием коррекционного воздействия. Сочетание этих методик предоставляет обширный материал для анализа закономерностей влияния досуговой деятельности на процесс психического развития и социализации дошкольников с ДЦП.
Для сравнения приведем результаты изучения двух дошкольников с ДЦП, обладающих разным социально-интегративным потенциалом.
1. Оля С., 5 лет 3 мес. - испытуемая с низким уровнем социально-интегративного потенциала (III степень: выраженная функциональная зависимость от окружающих).
Основной диагноз: ДЦП вследствие перинатального поражения пирамидных путей головного мозга, гипоксически-ишемического генеза в виде спастического тетрапареза с преимущественным поражением ног (спастическая диплегия) тяжелой степени выраженности, с формированием пронаторной установки рук, тугоподвижности в тазобедренных, голеностопных суставах, сколиоза грудного отдела позвоночника, эквиноварус-ной установки стоп, смешанного расстройства специфического развития. F 70.08. Сопутствующий диагноз: Хронический периодонтит. Косоглазие сходящиеся альтернирующиеся, миопический астигматизм. Аденоиды 2 степени.
Анамнестические данные: Ребенок от 1 беременности, от 1 родов. Течение беременности: токсикоз 1 половины; анемия во 2
половине. Заболевания у матери во время беременности: пиелонефрит. Роды преждевременные, 31-32 недели. Вес при рождении: 1500 г. Роды: асфиксия. Закричала не сразу. По шкале Апгар 5/6. Приложена к груди на 6 сутки. Выписана из роддома на 23 сутки Переведена на 2 этап выхаживания с диагнозом: ППЦНС, недоношенность. Профилактические прививки по индивидуальной схеме. Судороги в анамнезе единичные фебрильные в 7 мес. Формула развития: держит голову с 8 мес., начала переворачиваться 1 г. 7 мес., сидеть в 2 г. 6 мес., ползать с 5 лет, речь появилась с 4 лет. Самостоятельно передвигаться не может, использует вспомогательные средства: коляска, навыки самообслуживания не сформированы.
Исходная оценка ограничения жизнедеятельности ребенка определялась на основании учета и суммирования следующих параметров:
по показателю ограниченность двигательной функции - двигательные нарушения (ДВн) оценка осуществлялась по 4 параметрам из 6 (мышечная сила - 0,25; мышечный тонус - 0,25; объем активных движений -0,25; поза и положение сегментов конечностей - 0,25), гиперкинезов и нарушений координации движений не выявлено;
- по показателю ограниченность психических функций (Пн) оценивались следующие параметры (развитие интеллекта -0,25; эмоционально-волевая сфера - 0,5; сенсорные процессы, восприятие - 0,25; внимание - 0,25; память - 0,5);
по показателю ограниченность коммуникативно-речевой сферы (КРн) оценивались следующие параметры (понимание речи - 0,75; собственная речевая активность -0,5; возможность понимания речи окружающими - 0,75; эффективность использования вербальных средств общения для коммуникации - 0,5; эффективность использования невербальных средств общения для коммуникации - 0,75; ведущая форма общения -0,25; успешность коммуникативного взаимодействия с окружающими - 0,5);
по показателю ограниченность видов деятельности (Дн) оценивались следующие параметры (самообслуживание - 0,25; ведущий вид деятельности: игра - 0,5; конструктивная деятельность - 0,25; изобразительная деятельность - 0,5).
Всего оценивается 20 параметров, т = 20. Обработка результатов в соответствии с выбранной методикой показала, что на момент первичного изучения коэффициент ограничения жизнедеятельности (социально-интег-ративный потенциал) ребенка можно представить следующим образом:
К = (ДВн (2) + Пн (1,75) + КРн (4) + + Дн (1,5)) : 20 х 100 = 46,3 балла.
Таким образом, полученная на этапе первичного обследования величина суммарного показателя функциональных ограничений указывает на наличие выраженной (III степень) зависимости данного испытуемого от окружающих.
На основе использования методики И.А. Скворцова нами был получен следующий индивидуальный профиль психического развития ребенка, отражающий наличие генерализованной задержки развития психических функций (рис. 2).
Изучение проявлений социальной дезадаптации у данного испытуемого с помощью
метода экспертной оценки и Вайнлендской шкалы адаптивного поведения (VABS) также показал значительную выраженность социальной дезадаптации по сравнению с возрастными показателями.
2. Эмиль А., 5 лет 1 мес. - испытуемый со средним уровнем социально-интегратив-ного потенциала (II степень: умеренная функциональная зависимость от окружающих).
Основной диагноз: ДЦП вследствие перинатального поражения ЦНС, гипоксиче-ски-ишемического генеза, с поражением пирамидных путей, формированием спастического тетрапареза (спастическая диплегия) тяжелой степени выраженности, грубее в ногах, тугоподвижность в тазобедренных, коленных, голеностопных суставах. Эквинова-русная деформация левой стопы. Плоско-вальгусная деформация правой стопы.
Сопутствующий диагноз: Миопия высокой степени, развитая околодисковая с асти-гаматизмом. Косоглазие расходящееся непостоянное.
Рис. 2. Индивидуальный профиль психического развития ребенка: наличие генерализованной задержки развития психических функций
Анамнестические данные: Ребенок от 4 беременности, от 2 родов. Течение беременности на фоне анемии, хроническая внутриутробная гипоксия плода. Заболевания у матери во время беременности: анемия, миома матки. Роды преждевременные в 37 недель, стремительные, на фоне поперечного положения плода. Закричал: не сразу. Недоношенность 1 степени. Вес при рождении 2700 г, рост 48 см, оценка по шкале Ап-гар 7-8 баллов. Общее состояние после родов тяжелое, находился в ОПЦ. Диагноз при рождении - тяжелая краниовертебральная травма, осложненная внутрижелудочковым кровоизлиянием, гидроцефальным синдромом, реактивным менингитом, внутриутробная пневмония, конъюгационная желтуха. Приложен к груди на 7 сутки. Переведен на 2 этап выхаживания с диагнозом: 1111 ЦНС. Ишемия мозга. Желудочковое кровоизлияние. Коонъюгационная желтуха. Недоношенность. Профилактические прививки по возрасту. Формула развития: стал держать голову в 3 г., переворачиваться с 1 г., ползать с 5 лет, сидеть с 4 лет. Говорить с 1 г. Самостоятельно передвигаться не может, использует вспомогательные средства: коляска, навыки самообслуживания частично сформированы.
Исходная оценка ограничения жизнедеятельности ребенка определялась на основании учета и суммирования следующих параметров:
по показателю ограниченность двигательной функции - двигательные нарушения (ДВн) оценка осуществлялась по 4 параметрам (мышечная сила - 0,25; мышечный тонус - 0,25; объем активных движений - 0,25; поза и положение сегментов конечностей -0,25), гиперкинезов и нарушений координации не выявлено;
по показателю ограниченность психических функций (Пн) оценивались следующие параметры (развитие интеллекта -0,75; эмоционально-волевая сфера - 0,5; сенсорные процессы, восприятие - 0,5; внимание - 0,5; память - 0,5);
- по показателю ограниченность коммуникативно-речевой сферы (КРн) оценива-
лись следующие параметры (понимание речи - 1; собственная речевая активность -0,75; возможность понимания речи окружающими - 0,75; эффективность использования вербальных средств общения для коммуникации - 0,5; эффективность использования невербальных средств общения для коммуникации - 0,75; ведущая форма общения -0,5; успешность коммуникативного взаимодействия с окружающими - 0,75);
по показателю ограниченность видов деятельности (Дн) оценивались следующие параметры (самообслуживание - 0,25; ведущий вид деятельности: игра - 0,75; конструктивная деятельность - 0,5; изобразительная деятельность - 0,5).
Всего оценивается 20 параметров, т = 20. Обработка результатов в соответствии с выбранной методикой показала, что на момент первичного изучения коэффициент ограничения жизнедеятельности (социально-интег-ративный потенциал) ребенка можно представить следующим образом:
К = (ДВн (2) + Пн (2,75) + КРн (5) + + Дн (2)) : 20 х 100 = 58,8 балла.
Таким образом, полученная на этапе первичного обследования величина суммарного показателя функциональных ограничений указывает на наличие умеренной (II степень) зависимости данного испытуемого от окружающих.
Изучение показателей психического развития с помощью методики И.А. Скворцова позволило выявить наличие парциальной задержки развития отдельных психических функций (двигательные функции, зрительное восприятие) и связанных с ними видов деятельности, которая наглядно представлена в индивидуальном профиле ребенка (рис. 3).
Изучение проявлений социальной дезадаптации у данного испытуемого с помощью метода экспертной оценки и Вайнлендской шкалы адаптивного поведения (VABS) также показало незначительную выраженность социальной дезадаптации по сравнению с возрастными показателями.
Рис. 3. Индивидуальный профиль психического развития ребенка: наличие парциальной задержки развития отдельных психических функций
На следующем этапе нашего исследования на основе анализа досуговых предпочтений и уровня сформированности навыков социального взаимодействия дошкольников с ДЦП, принимавших участие в исследовании, была составлена экспериментальная программа, направленная на расширение и усложнение их опыта социального взаимодействия, развитие навыков эффективной социальной коммуникации в процессе досу-говой деятельности.
Каждый этап реализации экспериментальной программы досуговой деятельности осуществлялся в рамках работы над арт-проектами, тематическая направленность которых была связана с празднованием определенных социально значимых событий и явлений культурно-исторической жизни общества. На этом этапе благодаря привлечению волонтерского движения и тесному взаимодействию с образовательными учреждениями г. Астрахани было создано инклю-зивно-досуговое пространство, обеспечившее равные возможности социального взаимодействия для дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями и нормально развивающихся детей разного возраста.
Среди наиболее эффективных, эмоционально-значимых технологий создания досу-говых событий, реализованных в рамках арт-проектов, необходимо отметить театральный фестиваль, выставку комбинированных фотопроекционных композиций, работу анимационной студии и др. По мере реализации каждого арт-проекта на первый план выступали задачи, связанные с расширением навыков досугового общения, партнерского взаимодействия, совместного обмена достижениями, культуры ведения диалога в ситуациях различной интенсивности и содержательной направленности социального взаимодействия [10; 11; 13; 15].
Большое значение придавалось развитию у дошкольников с ДЦП и их партнеров по досуговому общению умений осуществлять социальное прогнозирование, совершенствованию социально-адаптационных механизмов, связанных с умением понять позицию и точку зрения социального партнера, выработать в процессе общения взаимное уважение, терпимое отношение к особенностям коммуникативного партнера, выбрать оптимальный стиль социального взаимодействия, комфортный для всех участников взаимодейст-
вия и позволяющий эффективно достигать его цели.
Психокоррекционные упражнения, позволяющие лучше понять и принять партнера по социальному взаимодействию, активно проявить и выразить свое отношение и происходящему, моделировать позицию других участников взаимодействия, которые по своей сути представляют социально-коммуникативный тренинг, предлагались участникам арт-проектов в виде игровых пауз, групповых разминок и релаксационных перерывов в процессе совместной работы над единым художественным продуктом, имеющим большое социальное значение.
Таким образом, нами не только была воссоздана социальная микромодель естественной инклюзивной коммуникации, но и последовательно осуществлялся тренинг социальных навыков, что оказывало положительное влияние на процесс социализации дошкольников с ДЦП, с одной стороны, и обеспечивало возможности формирования социальной толерантности, умения взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ, готовности к инклюзивным процессам в образовании у дошкольников и детей школьного возраста, не имеющих каких-либо нарушений развития, с другой стороны.
Помимо задач, направленных на совершенствование и стимуляцию процесса социализации дошкольников с тяжелыми двигательными нарушениями, в процессе работы над различными арт-проектами предоставлялись чрезвычайно обширные возможности для осуществления коррекции нарушенных двигательных, психических и коммуникативно-речевых функций.
Так, например, процесс изобразительной деятельности и ручного изготовления декораций к театрализованной постановке или отдельных фрагментов художественной инсталляции, подготовка кадров анимационного фильма обеспечивали совершенствование ручной моторики, графомоторных и письменных навыков, совершенствовали умения ориентироваться в пространстве, зрительно-пространственную координацию дошкольников с ДЦП. А участие детей с тяжелыми двигательными нарушениями в театрализованных постановках способствовало активизации и совершенствованию их памяти, вни-
мания, коммуникативно-речевых и двигательных навыков.
Практически каждый вид деятельности предоставлял возможность полноценного включения дошкольника с ДЦП в социально значимую и эмоционально-насыщенную совместную деятельность, в процессе которой осуществлялась планомерная работа по коррекции имеющихся у них функциональных ограничений.
После окончания процесса реализации экспериментальной программы в течение 2014 г. нами был проведен контрольный эксперимент, направленный на оценку эффективности проведенной работы и изучение изменений социально-интегративного потенциала участников эксперимента.
Для оценки коррекционного потенциала досуговой деятельности мы применили формулу интегративного показателя коррекции, разработанную в 2010 г. группой авторов (С.В. Осмоловский, В.М. Колдаев, М.М. Цвет-кова, Т.И. Бурмистрова, В.Н. Лучанинова, Д.С. Осмоловский).
Данный способ оценки эффективности проведенных реабилитационных мероприятий ориентируется на сравнение показателей по различным линиям развития группы испытуемых до начала и после окончания проведения коррекционно-реабилитационных мероприятий.
При этом используется следующая формула:
К
И (Р)
]= '1=п \
I ь,
]= V г= )
Ы-п
•100
где КИ - представляет собой коэффициент исходного состояния; КР - коэффициент оценки показателей развития детей после реализации экспериментальной программы; N - количество детей, принимавших участие в исследовании, п - количество параметров наблюдения; В^ - наличие параметра наблюдения (да - 1; нет - 0); / - номер параметра наблюдения; Ь - оценочный балл; ] - номер оценочного балла (/' = 1, Ь = 0; j = 2, Ь2 = 0,25; / = 3, Ьз = 0,5; / = 4, Ь4 = 0,75; / = 5, Ь5 = 1).
Разность показателей значений КР - КИ в процентном отношении образует коэффи-
циент эффективности КЭ, который является объективным обобщенным показателем, отражающим динамику, произошедшую в результате реализации экспериментальной программы социализации дошкольников с ДЦП в процессе досуговой деятельности. С целью выявления возрастных закономерностей, определяющих эффективность коррекции различных сфер психофизического развития дошкольников с ДЦП, полученные сведения были систематизированы с учетом возраста испытуемых. Вариативность индивидуальных значений в каждой группе также учтена и отражена в табл. 2.
Таким образом, полученные данные указывают на высокую эффективность предложенной нами модели досуговой деятельности
в развитии коммуникативно-речевых и социальных функций (36,98 и 49,23 % соответственно). Проведенный анализ результатов контрольного эксперимента доказывает выдвинутую нами гипотезу о наличии высокого коррекционного потенциала досуговой деятельности. Так, интегративный показатель коррекции нарушений двигательных функций составил 11,03 %, психических нарушений - 11,73 %, продуктивной и ведущей деятельности - 15,2 %.
За два года экспериментальной работы существенно снизились и показатели функциональной зависимости дошкольников с ДЦП от окружающих, что представлено в табл. 3.
Таблица 2
Интегративные показатели эффективности реализации экспериментальной программы социализации дошкольников с ДЦП в условиях досуговой деятельности
4 года 5 лет 6 лет 7 лет Средний
Показатели N = 28 Р N = 25 Р N = 32 Р N = 27 Р показатель Кэ
Двигательные функции 10,8 ± 2,5 * 9,5 ± 2,2 * 11,2 ± 2,8 * 12,6 ± 2,6 * 11,03
Психические функции 14,3 ± 3,5 ** 12,8 ± 1,8 * 9,5 ± 4,5 * 10,3 ± 2,1 * 11,73
Коммуникативно-речевые функции 30,6 ± 8,2 * 52,3 ± 2,5 ** 36,3 ± 3,0 ** 28,7 ± 3,6 * 36,98
Характеристики деятельности
18,3 ± 1,7 * 12,4 ± 3,2 * 13,6 ± 2,0 * 16,5 ± 1,9 * 15,20
Социализация, социальная адаптация 41,6 ± 5,5 ** 38,9 ± 2,1 ** 54,1 ± 6,3 ** 62,3 ± 4,8 ** 49,23
23,12 25,18 24,94 26,08 24,83
Примечание: КЭ - коэффициент эффективности реализации экспериментальной программы, Р - достоверность различий между показателями первичной и повторной диагностики (* - Р < 0,05; ** - Р < 0,01).
Таблица 3
Степень функциональной зависимости от окружающих дошкольников с ДЦП после реализации экспериментальной программы
Степень 4-6 лет 5-7 лет 6-8 лет 7-9 лет Всего
СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА СД ГП ГК АА
I
II 10 2 1 - 11 1 2 1 13 3 2 1 12 3 2 2 66
III 14 - - 1 10 - - - 11 - 1 1 7 - - 1 46
24 2 1 1 21 1 2 1 24 3 3 2 19 3 2 3 112
28 25 32 27
Примечание. СД - спастическая диплегия; ГК - гиперкинетическая форма ДЦП; ГП - гемипаретическая форма ДЦП; АА - атонически-астатическая форма ДЦП.
Таким образом, описанный опыт применения досуговой деятельности для социальной адаптации дошкольников с ДЦП в среде их нормально развивающихся сверстников экспериментально доказал необходимость широкого внедрения досуговых технологий в комплексную систему реабилитации детей с тяжелыми двигательными нарушениями.
1. Семенова К.А., Левченкова В.Д. Актуальные вопросы проблемы детского церебрального паралича // Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: материалы научно-практического семинара с международным участием. М., 2013.
2. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом: Великая Россия. Наследие. М., 2007.
3. Дунайкин М.Л. Нейропсихологические основания нарушенного развития при детских церебральных параличах // Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей: материалы научно-практической конференции с международным участием. М., 2011.
4. Левченко И.Ю. Детский церебральный паралич как смешанный вариант дизонтогенеза // Актуальные проблемы междисциплинарного подхода к этапной комплексной реабилитации детей с церебральным параличом: материалы научно-практического семинара с международным участием. М., 2013.
5. Приходько О.Г. Концептуальные основы системы ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: материалы международного теоретико-методологического семинара. М., 2009.
6. Юрьева Р.Г. Научное обоснование организации восстановительного лечения детей с ограниченными возможностями: автореф. дис. ... канд. мед. наук. СПб., 2007.
7. Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г., Чешихина В.В., Кавокин С.Н., Соколова В.С., Дедов Н.П., Ба-зоев В.З. Комплексная реабилитация инвалидов. М., 2005.
8. Казакова Е.И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. СПб., 1998.
9. Усова Л.В. Социокультурные технологии адаптации детей-инвалидов // Современные исследования социальных проблем. 2011. Т. 7. Вып. 3.
10. Моздокова Ю.С. Социально-культурная реабилитация инвалидов и их семей в процессе досуговой деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996.
11. Губарева Т., Столяров В. Проблема организации досуга и реабилитации детей-инвалидов с учетом российских программ интеграции спорта и искусства // Российская государственная академия физической культуры. М., 2004.
12. Вяхякуопус Е., Кантор В.З. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями сенсорной, двигательной и интеллектуальной сферы. М., 2009.
13. Грибанова М.Б. Творческая реабилитация как путь адаптации детей-инвалидов в обществе. М., 2004.
14. Жарков А.Д.Технология культурно-досу-говой деятельности. М., 2002.
15. Куприянов Б.В. Теория и методика социального воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования детей: монография. Кострома, 2009.
1. Semenova K.A., Levchenkova V.D. Aktual'nye voprosy problemy detskogo cerebral'nogo paralicha // Aktual'nye problemy mezhdisciplinarnogo podhoda k jetapnoj kompleksnoj reabilitacii detej s cerebral'nym paralichom: materialy nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiem. M., 2013.
2. Semenova K.A. Vosstanovitel'noe lechenie detej s perinatal'nym porazheniem nervnoj sistemy i detskim cerebral'nym paralichom: Velikaja Rossija. Nasledie. M., 2007.
3. Dunajkin M.L. Nejropsihologicheskie osnovanija narushennogo razvitija pri detskih cerebral'nyh paralichah // Detskij cerebral'nyj paralich i drugie narushenija dvizhenija u detej: materialy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. M., 2011.
4. Levchenko I.Ju. Detskij cerebral'nyj paralich kak smeshannyj variant dizontogeneza // Aktual'nye problemy mezhdisciplinarnogo podhoda k jetapnoj kompleksnoj reabilitacii detej s cerebral'nym paralichom: materialy nauchno-prakticheskogo seminara s mezhdunarodnym uchastiem. M., 2013.
5. Prihod'ko O.G. Konceptual'nye osnovy sistemy rannej kompleksnoj differencirovannoj korrekcionno-razvivajushhej pomoshhi detjam s cerebral'nym paralichom // Special'naja
pedagogika i special'naja psihologija: sovremennye problemy teorii, istorii, metodologii: materialy mezhdunarodnogo teoretiko-metodologicheskogo seminara. M., 2009.
6. Jur'eva R.G. Nauchnoe obosnovanie organizacii vosstanovitel'nogo lechenija detej s ogranichennymi vozmozhnostjami: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. SPb., 2007.
7. Zozulja T.V., Svistunova E.G., Cheshihina V.V., Kavokin S.N., Sokolova V.S., Dedov N.P., Bazoev V.Z. Kompleksnaja reabilitacija invalidov. M., 2005.
8. Kazakova E.I. Sistema kompleksnogo soprovozhdenija rebenka: ot koncepcii k praktike // Psihologo-pedagogicheskoe mediko-social'noe soprovozhdenie razvitija rebenka. SPb., 1998.
9. Usova L.V. Sociokul'turnye tehnologii adaptacii detej-invalidov // Sovremennye issledovanija social'nyh problem. 2011. T. 7. Vyp. 3.
10. Mozdokova Ju.S. Social'no-kul'turnaja reabilitacija invalidov i ih semej v processe
dosugovoj dejatel'nosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 1996.
11. Gubareva T., Stoljarov V. Problema organizacii dosuga i reabilitacii detej-invalidov s uchetom rossijskih programm integracii sporta i iskusstva // Rossijskaja gosudarstvennaja akademija fizicheskoj kul'tury. M., 2004.
12. Vjahjakuopus E., Kantor V.Z. Social'naja reabilitacija invalidov s narushenijami sensornoj, dvigatel'noj i intellektual'noj sfery. M., 2009.
13. Gribanova M.B. Tvorcheskaja reabilitacija kak put' adaptacii detej-invalidov v obshhestve. M., 2004.
14. Zharkov A.D. Tehnologija kul'turno-dosugovoj dejatel'nosti. M., 2002.
15. Kuprijanov B.V. Teorija i metodika social'nogo vospitanija uchashhihsja v uchrezhdenijah dopolnitel'nogo obrazovanija detej: monografija. Kostroma, 2009.
Поступила в редакцию 28.02.2015 г.
UDC 379.8.092.2:616.831-009.11
REALIZING THE CORRECTIVE POTENTIAL OF LEISURE ACTIVITIES IN THE SYSTEM OF PSYCHOLOGICAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF CHILDREN WITH SEVERE MOTOR IMPAIRMENT
Svetlana Evgenevna KISELEVA, Sholokhov Moscow State University for the Humanities, Moscow, Russian Federation, Post-graduate Student, Special Pedagogics and Special Psychology Department, e-mail: [email protected]
The practical issues of development of social skills of preschoolers with severe motor impairment during leisure activities are described. It presents the novel experience of experimental work of investigating the socio-integrative potential of preschool children with cerebral palsy in order to objectively assess the dynamic changes in the level of their social adaptability under the influence of the intervention. Proposed diagnostic system can identify children with different levels of socio-integrative potential and consider their features in schemes of psycho-pedagogical support. The results of a comprehensive study of the correctional and rehabilitation potential of leisure activities and its place in the system of psychological-pedagogical support to children of preschool age with severe motor impairment are also reflected. This study has consistently carried out on the basis of institutions of special needs of education in Astrakhan in 2012-2014. The research is based on the study of current level of mental and social development of preschool children with cerebral palsy, development and implementation of socialization program based on the using art works in leisure activities. Effectiveness evaluation of the pilot program and its impact on the process of social adaptation objectively proves the possibility of implementing corrective potential leisure activities.
Key words: integrated system of psycho-pedagogical support; preschoolers with severe motor impairment; corrective potential of leisure activities.