-^
114
Коррекционная психология
А.Я. Абкович
Некоторые особенности познавательного развития детей с церебральным параличом
В статье представлены результаты экспериментального изучения пространственных представлений дошкольников с детским церебральным параличом, анализируются особенности формирования представлений о пространстве в зависимости от локализации мозгового поражения. Автором отмечается необходимость систематической коррекционной работы, направленной на формирование пространственных представлений у детей с церебральным параличом.
Ключевые слова: дети с церебральным параличом, особенности познавательного развития детей с церебральным параличом, пространственные представления детей с церебральным параличом, локализация мозгового поражения при детском церебральном параличе.
В последние годы ситуация в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья претерпевает значительные изменения: сформирована нормативно-правовая база специального образования, планомерно расширяются новые формы обучения и воспитания детей с нарушениями развития, такие как инклюзивное и дистанционное образование. На фоне развития инклюзивного образования, вступления в силу положений Закона об образовании и утверждения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ особо важной проблемой, требующей незамедлительного решения, является создание в образовательных организациях специальных образовательных условий для детей с нарушениями развития различных категорий.
Наиболее остро данная проблема стоит перед образовательными орга- к низациями, принимающими на обучение детей с тяжелыми нарушения- | о ми развития, в том числе с нарушениями опорно-двигательного аппара- | § та. Среди патологий опорно-двигательного аппарата значительное место с ^ занимают заболевания, непосредственно связанные с органическим поражением центральной нервной системы на ранних сроках онтогеназа. По данным И.Ю. Левченко и О.Г. Приходько, до 89% всех детей с с нарушениями опорно-двигательного аппарата составляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) [1].
Детский церебральный паралич - сложное полиэтиологическое неврологическое заболевание, причиной которого является раннее органическое поражение центральной нервной системы. Поражение это носит мозаичный характер, что определяет сложную структуру нарушений: сочетание двигательных проблем с недостаточностью корковых функций.
При включении ребенка с ДЦП в образовательный процесс обязательным условием успешности является создание специальных условий и систематического, адекватного, непрерывного комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения. К необходимым специальным условиям относятся: наличие безбарьерной архитектурной среды; соответствующие кадровое обеспечение; специальное программно-методическое обеспечение, учитывающее операционально-деятельностные возможности ребенка; возможность соблюдения ортопедического режима; наличие специальных приспособлений и техники; возможность комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения ребенка; организация целенаправленной работы с родителями детей с ДЦП.
Следует понимать, что дети с ДЦП представляют собой крайне неоднородную группу и что не существует жесткой корреляции между тяжестью двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений. Для каждого конкретного ребенка с ДЦП приведенные выше категории специальных образовательных условий должны реализовываться в различном качестве и объеме в зависимости от его психофизических особенностей.
В рамках психолого-педагогического сопровождения школьников с ДЦП в процессе обучения необходима коррекционная работа учите-ля-дефектолога, учителя-логопеда, педагога-психолога, специалиста по лечебной физической культуре, социального педагога.
Одной из наиболее важных задач учителя-дефектолога в работе с обучающимися с ДЦП является диагностика и коррекция нарушений познавательной деятельности. Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения таких детей (К.А. Семенова, Е.М. Мастюко-ва, М.В. Ипполитова, Р.Д. Бабенкова, Н.В. Симонова, Э.С. Калижнюк,
к к И.И. Мамайчук, И.Ю. Левченко, Г.В. Кузнецова, О.В. Титова), отмеча-I <з ют в структуре нарушений познавательной деятельности у детей с ДЦП § недостаточную сформированность пространственных представлений.
Развитие пространственных представлений играет большую роль в ^ процессе социальной адаптации ребенка и лежит в основе успешного овладения учебной деятельностью (счетом, чтением, письмом, в том числе с использованием компьютерных технологий). Сформированность пространственных представлений у детей во многом определяет дальнейшие возможности и перспективы их развития и обучения. Поэтому в процессе организации комплексного психолого-педагогического сопровождения образования детей с ДЦП дошкольного и младшего школьного возраста важной задачей является диагностика, формирование и коррекция пространственных представлений (И.Ю. Левченко, О.В. Титова) [1; 3; 4].
Эмпирическое исследование пространственных представлений дошкольников с ДЦП с разной сторонностью мозгового поражения проводилось с помощью специального комплекса диагностических заданий, составленного на основе методических разработок И.Ю. Левченко, О.В. Титовой, И.А. Филатовой и др. Все задания рассчитаны на детей 4-6 лет, а также могут использоваться при обследовании детей школьного возраста с выраженными отклонения в интеллектуальном развитии. Он включает основные категории знаний о пространстве и учитывает онтогенетическую этапность их формирования. При разработке диагностического комплекса были поставлены следующие задачи.
1. Изучить состояние элементарных пространственных представлений дошкольников с ДЦП, понимание ими некоторых пространственных отношений между предметами и их умение ориентироваться на ограниченной плоскости.
2. Выявить особенности пространственных представлений дошкольников с церебральным параличом.
3. Определить влияние локализации мозгового поражения на формирование пространственных представлений у детей изучаемой категории.
Диагностическая программа предполагает проведение изучения пространственных представлений дошкольников с ДЦП в несколько этапов. Каждый этап состоит из нескольких серий заданий, предметом изучения которых являются:
• ориентировка в схеме собственного лица и тела;
• ориентировка в направлениях пространства;
• понимание удаленности предмета и его местоположения;
• понимание пространственных отношений между предметами;
• умение ориентироваться на плоскости. к
Обработка полученных данных проводится с использованием метода | о количественно-качественного анализа на основе 5-балльной оценочной | § шкалы. Оценка выставляется за каждое задания, потом высчитывается с ^ средний балл за этап и итоговый средний балл.
В исследовании в рамках апробации предлагаемой диагностической программы приняли участие дети в возрасте от 4 до 6 лет с различными формами церебрального паралича в разной степени тяжести. У части детей отмечались более выраженные нарушения мышечного тонуса и контрактуры в суставах правых конечностей, что свидетельствует о локализации органического поражения в левом полушарии головного мозга. Эти дети в качестве ведущей использовали левую руку.
По результатам исследования разного рода недостаточность пространственной ориентировки отмечена у 100% участников эксперимента.
Исходя из поставленной в рамках исследования задачи по выявлению влияния сторонности поражения на формирование пространственных представлений у детей изучаемой категории, все участники эксперимента были разделены на две группы: в первую группу вошли дети, использующие в качестве ведущей левую руку, во вторую - использующие правую
руку.
При выполнении заданий I этапа значимых различий между детьми обеих групп не наблюдалось. Анализ показал, что уровень ориентации в правой и левой стороне своего тела у детей обеих групп почти одинаковый. Также нет существенных отличий при ориентации в направлениях правое и левое у напротив сидящего. Но сравнение общей суммы баллов по группам показывает, что у дошкольников с ведущей правой рукой ориентировка в схеме лица и тела и направлениях пространства сформирована несколько лучше, чем у детей с ведущей левой рукой (рис. 1).
Результаты выполнения заданий II этапа показали, что дети из обеих групп хорошо справились с заданиями, но тем не менее у дошкольников с ДЦП с ведущей правой рукой восприятие удаленности предмета и его местоположения формируется легче/быстрее, чем у детей с ведущей левой рукой (рис. 2).
Сравнительный анализ результатов выполнения заданий III этапа выявил разницу в уровне сформированности ориентировки в пространственных отношениях между предметами у детей с разной сторонностью поражения (рис. 3). Дети второй группы были явно более успешны при выполнении заданий этого этапа.
■ Знание частей тела, ориентировка в сторонах своего тела
□ Ориентировка в сторонах тела в зеркальном отображении
□ Ориентировка в направлениях пространства
Группа 1 (левши)
Группа 2 (правши)
Рис. 1. Результаты исследования ориентировки в схеме лица и тела и направлениях пространства
Результаты, полученные на IV этапе обследования, показывают, что дети с ДЦП, имеющие разную сторонность поражения, справились с заданиями почти одинаково, дети с ведущей левой рукой даже несколько лучше (рис. 4).
Полученные в результате анализа данные позволяют предполагать, что сторонность поражения оказывает влияние на процесс формирования представлений о пространстве у дошкольников с ДЦП. Участники эксперимента, имеющие левую ведущую руку, показали более низкий уровень развития пространственных представлений по сравнению с участниками эксперимента, имеющими ведущую правую руку (рис. 5).
Итак, проведеный эксперимент позволил выявить уровень сформи-рованности пространственных представлений у дошкольников с ДЦП и сравнить результаты, полученные по итогам выполнения заданий детьми, имеющими разную сторонность поражения.
Известно, что развитие детей с ДЦП в целом подчиняется тем же законам, что и у нормально развивающихся детей. Данное положение относится также и к процессу формирования пространственных представлений, который у наших детей осуществляется медленнее, в более поздние сроки и с отклонениями, что связано с особенностями их психофизического развития.
Группа 1 (левши) Группа 2 (правши)
Рис. 2. Результаты исследования восприятия удаленности предмета и его местоположения в пространстве
Среди особенностей можно выделить следующие.
На уровень сформированное™ пространственных представлений у детей с ДЦП влияет структура и тяжесть двигательных нарушений.
Для дошкольников с ДЦП характерен низкий уровень развития знаний о пространственных направлениях право, лево на себе, у напротив сидящего, а также на изображенных предметах.
У дошкольников с ДЦП имеются пространственные представления о местоположении предметов, заключенных в понятиях дальше-ближе, верх-низ, впереди-сзади. Пространственные представления об удаленности предмета, выражающиеся в понятиях дальше-ближе, являются наиболее сформированными из всех изучаемых нами пространственных направлений и отношений у дошкольников с ДЦП.
Рис. 3. Результаты исследования восприятия пространственных отношений между предметами
Группа 1 (левши) Группа. 2 (правши)
Рис. 4. Результаты исследования ориентировки на плоскости листа
Рис. 5. Сравнение результатов исследования пространственных
представлений дошкольников с ДЦП, имеющих разную сторонность поражения
Умение определять и словесно обозначать пространственные отношения между предметами является трудной задачей. Однако при выполнении действий по словесной инструкции отмечается более высокий уровень, нежели при словесном обозначении пространственных отношений между предметами. Наиболее трудными для определения являются пространственные отношения между предметами, выражающиеся словами над, перед, справа, слева, за, между. При этом пространственные отношения справа, слева в практическом определении вызывают меньше трудностей, чем при их словесном обозначении.
Отмечается низкий уровень ориентации на плоскости листа.
При умении словесно обозначать выделяемые пространственные признаки дошкольники с ДЦП не могут еще абстрагироваться от собственного положения и определять пространственные направления относительно любых других лиц или предметов, в чем и обнаруживается ограниченность обобщенного знания детей о пространстве, конкретность их представлений.
Для дошкольников, страдающих церебральным параличом, с поражением правого полушария головного мозга характерен более низкий уровень развития пространственных представлений по сравнению с дошкольниками с ДЦП с левополушарным поражением.
122 В -
к к В связи с этим развитие пространственных представлений, являясь <з составной частью в работе по формированию знаний и навыков в раз-| § личных видах деятельности, должно выделяться как одна из важнейших
Ц с задач коррекционной работы, проводимой с данными детьми.
£
Библиографический список
1. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.
2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практ. пособие. М., 2007.
3. Титова О.В. Формирование пространственных представлений у умственно отсталых младших школьников с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
4. Титова О.В. Справа - слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. М., 2004.