УДК 159.9:316.6
Кольцова Евгения Александровна
Институт психологии Российской академии наук, г. Москва
УРОВЕНЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ У МАТЕРЕЙ, ИМЕЮЩИХ РЕБЕНКА С ДИАГНОЗОМ ЭПИЛЕПСИЯ
В статье описываются результаты исследования, направленного на изучение психологического состояния матерей, имеющих ребенка с диагнозом эпилепсия. В исследовании приняли участие 70 женщин из разных регионов России в возрасте от 28 до 50 лет, имеющих детей с диагнозом эпилепсия в возрасте от 10 до 18 лет. Применялись тестовые методики: «Шкала Экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер в адаптации С. Кривцовой и опросник исследования уровня посттравматического стресса «Миссисипская шкала» (Н.М. Кеан, Дж.М. Кэддел., К.Л. Тэйлор), гражданский вариант в адаптации Н.В. Тарабриной. В ходе исследования выявлена связь между уровнем психологического благополучия и степенью влияния перенесенной травмы у женщин, чьи дети имеют диагноз эпилепсия. Подтверждено предположение о том, что выраженный стресс влияет на субъективное ощущение собственной жизни. Сделан вывод о наличии интегрального отражения качества жизни у респондентов в зависимости от выраженности воздействия травматического эпизода.
Ключевые слова: посттравматический стресс, эпилепсия, психологическая адаптация, экзистенциальная ис-полненность, психологическое благополучие.
В статье представлены результаты теоретико-эмпирического исследования психологического благополучия матерей, чьи дети имеют диагноз эпилепсия. Актуальность данной темы обусловлена тем, что психологическое состояние родителей, в частности матерей, влияет на эмоциональное состояние ребенка и определяет дальнейшие взаимоотношения в семье между пациентом и его родственниками, а также может способствовать улучшению или ухудшению процесса реабилитации [7].
Исследования психической травмы, в частности, посттравматического стресса необходимы для понимания и прогнозирования психологических последствий влияния на человека стрессоров высокой интенсивности [9]. Особенность протекания посттравматического стресса состоит в том, что его признаки проявляются далеко не сразу. Симптомы могут возникать через месяцы, годы и десятилетия после воздействия травматического события [12, с. 42-56]. Посттравматический стресс возникает как затяжная или отсроченная реакция на ситуации, сопряженные с серьезной угрозой жизни или здоровью [9]. В рамках данного исследования травматическим опытом является серьезная угроза жизни и здоровья детей респондентов. Данный стрессор характеризует такая особенность как длительность влияния на человека, поэтому в отличие от краткосрочных стрессоров (биогенные, техногенные катастрофы и другие), эпилепсия у ребенка может относиться к группе хронических, повторяющихся или продолжительно влияющих стрессоров [11].
Ранее проведенное комплексное исследование на выборке больных с диагнозом рак молочной железы показало, что такой хронический, продолжительно влияющий стрессор оказывает выраженное психотравмирующее влияние на человека, затрагивая мотивационно-потребностную, эмоциональную и ценностно-смысловую сферы личности [10, с. 40-63].
Общий уровень адаптации матери к болезни своего ребенка может влиять на качество его дальнейшей жизни в целом [7]. Так, если женщины вследствие психологических травм находятся в состоянии депрессии, тревожности, то это состояние блокирует возможность проявлять чуткость и внимание в нужной степени по отношению к потребностям своего ребенка [1, с. 89-92].
Ранее проведенные исследования подчеркивают актуальность этой проблемы и потребности в формировании программ, направленных на психологическую адаптацию не только детей с диагнозом эпилепсия, но и их матерей. Исследование, в котором приняли участие 120 матерей, чьи дети болеют эпилепсией [8], свидетельствуют о том, что больше половины женщин имеют трудности в психологической адаптации. Было выделено 3 группы:
- Группа стабильной психической адаптации (29% матерей), которые не предъявляют жалобы на психическое и соматическое здоровье.
- Группа высокого риска развития психической дезадаптации (43% матерей), где признаки тревожной личности имели место, но не достигали уровня расстройства личности по МКБ-10.
- Группа психической дезадаптации (28% матерей), у которой выявлено невротическое расстройство и пролонгированная депрессивная реакция.
Тяжесть протекания эпилепсии, трудности социальной адаптации, проблемы с получением результативного лечения, - все эти непростые жизненные задачи отягощаются сильными психологическими проблемами, как правило, у самого больного и у его близких [2].
Можно допустить, что у многих женщин, имеющих ребенка с данным заболеванием, уровень психологического благополучия ниже средних значений и наблюдаются симптомы посттравматического стресса. В связи с этим могут формироваться определенные защитные паттерны поведения у матерей - копинговые реакции. Эти
Вестник КГУ Л 2016
© Кольцова Е.А., 2016
реакции не улучшают качество жизни, но позволяют приспособиться к текущей жизни. Согласно экзистенциально-аналитической теории А. Лэнгле копинговые реакции - промежуточный этап между нормой и патологией [5, с. 26-38]. Для формирования представления о психологическом уровне жизни человека в экзистенциально-аналитической психологии используется понятие, предложенное В. Франклом - экзистенциальная исполнен-ность [3], которое можно рассматривать как понятие, близкое по значению к психологическому благополучию, используемому в данной статье.
Настоящее исследование проводилось на базе Центра Неврологии и Эпилептологии А.А. Казаряна. В нем приняли участие 70 женщин из разных регионов России в возрасте от 28 до 50 лет, имеющие детей с диагнозом эпилепсия в возрасте от 10 до 18 лет.
Цель настоящего исследования состояла в том, чтобы определить уровень психологического благополучия у матерей, чьи дети имеют диагноз эпилепсия.
В рамках данной работы было выдвинуто предположение о наличии обратной связи между уровнем психологического благополучия и степенью влияния перенесенной травмы у женщин.
Задачей исследования стало определение степени воздействия такого травматического опыта как диагностирование и лечение эпилепсии у ребенка и определение уровня психологического благополучия матерей, а также получение представлений о психологическом состоянии матери, которая занимается воспитанием ребенка с тяжелым заболеванием, для формирования последующей программы психологической реабилитации.
Для решения поставленных задач применялись следующие тестовые методики: «Шкала Экзистенции» А. Лэнгле и К. Орглер в адаптации С. Кривцовой и опросник исследования уровня посттравматического стресса «Миссисипская шкала» (Н.М. Кеан, Дж.М. Кэддел., К.Л. Тэйлор), гражданский вариант в адаптации Н.В. Тарабриной. Методика «Миссисипская шкала» гражданский вариант является одним из широко используемых инструментов для измерения признаков ПТСР и позволяет выявить степень воздействия перенесенного индивидом травматического опыта. «Миссисипская шкала» обладает необходимыми психометрическими свойствами; высокий итоговый бал по шкале хорошо коррелирует с диагнозом «посттравматическое стрессовое расстройство» [9, с. 151-154].
«Шкала Экзистенции» показывает, насколько осмысленной человек считает свою жизнь, и живет ли он с ощущением внутреннего согласия. Речь идет о субъективной оценке человеком своей жизни. Этот тест разработан для научных целей и для сопровождения терапевтического процесса. С его помощью можно установить исходное состояние пациента, области нарушений и ход терапии [3].
Тест состоит из четырех субшкал: «Самодистанцирование», «Самотрансценденция», «Ответственность», «Свобода». Сумма показателей по четырем шкалам является показателем того, насколько наполнена смыслом жизнь данного индивида [6]. Полученные результаты по данной методике могут свидетельствовать о том, насколько человек справляется со своей жизнью самостоятельно, принимает ли он жизненные условия или же ему требуется помощь со стороны психолога или психотерапевта. Как правило, низкие показатели по «Шкале Экзистенции» свидетельствуют о наличии психотравмирующих ситуаций как в детстве, так и во взрослом возрасте [3].
По результатам использования опросника «Миссисипская шкала» выборка была поделена на группы. Распределение нашей выборки является относительно равномерным по ранее выделенным интервалам: у половины испытуемых отсутствует посттравматический стресс - 52,85%, у 47,15% матерей выражено влияние перенесенной травмы.
Результаты по тестовой методике «Миссисип-ская шкала» были поделены на квартили. В результате данного деления мы выявили четыре группы:
1 группа (75 баллов и ниже), 19 человек - отсутствие влияния перенесенной травмы на человека по «Миссисипской шкале».
2 группа (76-85 баллов), 18 человек - тенденции к возникновению влияния перенесенной травмы на человека по «Миссисипской шкале».
3 группа (86-99 баллов), 17 человек - наличие влияния перенесенной травмы на человека по «Миссисипской шкале».
4 группа (100 баллов и выше), 16 человек - выраженное влияние перенесенной травмы на человека по «Миссисипской шкале», показатели этой группы могут указывать на наличие ПТСР [9, с. 151-154].
Общее психологическое состояние, субъективное ощущение собственной жизни оценивалось с позиции экзистенциального анализа А. Лэнгле при помощи методики «Шкала Экзистенции». Данная методика отражает уровень психологического благополучия (экзистенциальной исполненности).
У респондентов преобладают средние (77%) и низкие (22%) значения по «Шкале Экзистенции». Низкие показатели указывают на закрытость человека. Он занят собой вследствие продолжительных душевных нагрузок, проблем или личностного расстройства [3]. Низкие значения могут быть также обусловлены переживанием травматической ситуации, вызванной болезнью ребенка, что подтверждается ранее полученными результатами по Миссисипской шкале (47,15%).
Наше предположение было проверено при помощи расчета критерия ХИ-квадрат (х2) для переменных, полученных по «Миссисипской Шкале» и «Шкале Экзистенции». Полученное значение
Х2= 8,833, больше критического 5,99, соответственно наше предположение о независимости переменных отвергается, и позволяет констатировать наличие взаимосвязи между значениями по «Мис-сисипской Шкале» и «Шкале Экзистенции» у матерей, имеющих ребенка больного эпилепсией.
Следующим логическим этапом в работе является описание выявленной взаимосвязи. Для этого был произведен расчет коэффициента корреляции Спирмена (г) между данными, полученными с помощью «Миссисипской шкалы» и «Шкалой Экзистенции». Полученное значение (г=-0,566; р<,05) говорит о наличии обратно пропорциональной взаимосвязи между рассматриваемыми признаками. Данный результат в нашей работе мы интерпретировали следующим образом: чем больше признаков наличия у пациента посттравматического стресса, тем хуже субъективно он оценивает качество своей жизни. Чем выше влияние перенесенного травматического опыта, тем более выражена у человека акцентуация на себе и своих внутренних дефицитах, наблюдается дистанцированность от своих чувств, нерешительность, отсутствие включенности в жизнь, а также есть склонность к возникновению психических расстройств [13].
Для более детального изучения связи между переменными уровень посттравматического стресса и уровень экзистенциальной исполненности был проведен расчет коэффициента корреляции Спирмена между значениями, полученными у респондентов по «Миссисипской Шкале» и каждой из субшкал «Шкалы Экзистенции» - Самодистанцирование, Самотрансценденция, Свобода, Ответственность.
В результате проведенного анализа не было выявлено взаимосвязи между степенью перенесенного индивидом травматического опыта и отдельными субшкалами экзистенции: «Самодистанцирование» (г=-0,475), «Самотрансценденция» (г=-0,359), «Свобода» (г=-0,466) и «Ответственность» (-0,506). Полученное значение: (г=-0,506) по одной из рассматриваемых шкал не имеет надежного уровня значимости.
Проведенный корреляционный анализ позволил выявить некоторое несоответствие между общим и частными показателями. С одной стороны,
была выявлена связь между общим показателем «Шкалы Экзистенции» (сумма четырех субшкал) и степенью воздействия перенесенного человеком травматического опыта. С другой, отсутствие связи по каждой из субшкал опросника «Шкала Экзистенции» и уровнем влияния перенесенной травмы. Полученный результат позволил предположить наличие интегрального отражения качества жизни у пациентов в зависимости от выраженности воздействия травматического эпизода.
Данное положение было проверено при помощи расчета факторного анализа по группам респондентов с различной степенью влияния перенесенной травмы, основной целью которого является рассмотрение нагрузок выделяемых латентных факторов на субшкалы «Шкалы Экзистенции».
Как видно из приведенной таблицы 1 у матерей 1 группы (с отсутствием воздействия перенесенной травмы по «Миссисипской шкале») был выделен всего 1 фактор, обуславливающий поведение переменных по субшкалам опросника «Шкала Экзистенции». В данной работе он нами и был проинтерпретирован как отсутствие влияния травмы.
Следует также отметить, что у респондентов 2 группы (тенденция к возникновению влияния перенесенной травмы) прослеживается слабая взаимосвязь со шкалой «Самодистанцирование» (табл. 1).
Как видно из таблицы 2, матери 3 группы (наличие влияния перенесенной травмы по «Мисси-сипской шкале»), при описании психологического благополучия (экзистенциональной исполненно-сти) характеризуются двумя латентными факторами. Первую значимую группу составляют «Свобода» и «Ответственность» (48,78%). Второй фактор, описывающий 27,88% дисперсии, коррелирует со значениями по субшкалам «Самодистанцирование» и «Самотрансценденция».
Первый латентный фактор, который описывает поведение значений по субшкалам «Свобода» и «Ответственность» в работе был проинтерпретирован как ценностные ориентации, которые отражают целостность внутреннего психического мира человека и устойчивость к внешнему воздействию. Второй фактор - также как и в предыдущих двух рассмотренных группах определяет воздействие
Таблица 1
Факторный анализ для респондентов 1 и 2 группы по «Миссисипской шкале»
Матрица компонентов для 1 группы Матрица компонентов для 2 группы
Компонент Компонент
1 1
Самодистанцирование 0,748 Самодистанцирование 0,496
Самотрансценденция 0,692 Самотрансценденция 0,868
Свобода 0,895 Свобода 0,856
Ответственность 0,94 Ответственность 0,924
Метод выделения факторов: метод главных компонент. Метод выделения факторов: метод главных компонент.
а. Извлечено компонентов - 1. а. Извлечено компонентов - 1.
Вестник КГУ ^ 2016
120
Таблица 2
Факторный анализ для респондентов 3 и 4 группы по «Миссисипской шкале»
Матрица компонентов для 3 группы Матрица компонентов для 4 группы
Компонент Компонент
1 2 1
Самодистанцирование 0,466 0,68 Самодистанцирование 0,747
Самотрансценденция -0,092 0,91 Самотрансценденция 0,794
Свобода 0,866 0,163 Свобода 0,909
Ответственность 0,881 -0,019 Ответственность 0,869
Метод выделения факторов: метод главных компонент. Метод выделения факторов: метод главных компонент.
Метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера. а. Извлечено компонентов - 1.
травмы на внутреннее состояние человека, в конкретно рассматриваемом случае - это констатация наличия влияния перенесенной травмы.
Последняя из рассматриваемых групп, 4 группа (матери с выраженным влиянием перенесенной травмы по «Миссисипской шкале»), так же как и первые две рассмотренные группы имеют один фактор, описывающий поведение субшкал «Шкалы Экзистенции», который в нашей работе был проинтерпретирован как выраженное влияние перенесенной травмы.
Полученные результаты позволили подтвердить наше предположение о том, что присутствует интегральное отражение качества жизни у респондентов в зависимости от выраженности воздействия травматического эпизода. Также выявлено наличие особенностей в соотношении признаков влияния перенесенной травмы и ощущения психологического благополучия у матерей с пограничными значениями по «Миссисипской шкале» -2 группа (тенденция к возникновению влияния перенесенной травмы по «Миссисипской шкале») и 3 группа (наличие влияния перенесенной травмы на человека по «Миссисипской шкале»).
Далее был проведен дескриптивный анализ, в результате которого не выявлено выраженных изменений по субшкалам «Шкалы Экзистенции» в 1 и 4 группе, в то время как наблюдаются более выраженные изменения в значениях по субшкалам «Самодистанцирование» и «Самотрансценденция» во 2 и 3 группе представленной выборки.
Рассмотрим их подробней.
Женщины 2 группы (тенденция к возникновению влияния перенесенной травмы по «Миссисип-ской шкале») в 20% имеют высокие показатели по субшкале «Самодистанцирование». Это свидетельствует о том, что человек может дистанцироваться от своих переживаний, жизненных ситуаций. Это также означает, что он может не замечать свои потребности и чувства. За этим, как правило, стоит мотив преодоления трудной ситуации (Ьа^1е, 0^1ег. КипШ, 2000). То есть мы можем допустить, что респонденты данной группы у которых уже наблюдаются тенденции к возникновению влияния перенесенной травмы, адаптируются к ней при помощи такого защитного механизма, как игнорирование собственных чувств и эмоций [6, с. 26-38]. У рес-
пондентов 3 группы (наличие влияния перенесенной травмы на человека по «Миссисипской шкале»), наблюдается в 5,9% низкие и в 94,1% средние значения по субшкале «Самодистанцирование». Отсутствие высоких показателей по этой субшкале свидетельствует о том, что человеку сложнее дистанцироваться от собственных эмоций, чувств и от своей жизненной ситуации, возможны фиксации на переживаниях. А наличие низких показателей по данной субшкале свидетельствует о том, что человек преимущественно занимается самим собой: навязчивыми желаниями или мыслями, автоматическим мышлением, фиксированными чувствами и упреками в свой адрес и т. д. [3]. С позиции экзистенциального анализа можно предположить, что респондентам этой группы (с наличием влиянием травматического опыта) сложнее использовать защитный механизм, который можно наблюдать во 2 группе респондентов, адаптироваться к жизни путем дистанцирования от собственных чувств и эмоций. Влияние травматического опыта не дает возможность использовать защитные механизмы для адаптации к жизни респондентам данной группы, поэтому человек имеет обратную ситуацию, чрезмерно фиксируется на своей проблеме, на чувствах и переживаниях, связанных с ней.
У респондентов 3 группы (наличие влияния перенесенной травмы на человека по «Миссисип-ской шкале») мы наблюдаем также почти в каждом четвертом случае (23,5%) низкие показатели по субшкале «Самотрансценденция». Это свидетельствует о скудности в отношениях с миром и людьми. Жизнь преимущественно деловита и функциональна. Недостаток эмоциональности делает человека беспомощным и неуверенным в восприятии чувств и ценностей: человек сам не знает, что ему нравится и что он хочет (Лэнгле, 2003). В то время как матери 2 группы (тенденция к возникновению влияния перенесенной травмы по «Мис-сисипской шкале») только в 10% имеют низкие показатели по субшкале «Самотрансценденция».
Такие различия свидетельствуют о том, что респонденты с наличием влияния перенесенной травмы (3 группа) чаще живут функционально, деловито. Возможно, что неразвитая эмоциональная сфера у респондентов данной группы является способом адаптации к травматической ситуации,
так как посттравматический стресс затрагивает ценностно-смысловую и эмоциональную сферы жизни человека [10, с. 40-63].
В результате дескриптивного анализа не выявлено выраженных изменений по субшкалам «Шкалы Экзистенции» в 1 и 4 группе. Однако в этих группах наблюдаются разные интегральные показатели. Стоит обратить внимание на то, что в 4 группе, в отличие от первых трех групп, вклад делает фактор «Свобода». Для интерпретации этих различий планируется в дальнейшем провести детальный факторный анализ.
Благодаря данному исследованию удалось выявить связь между уровнем психологического благополучия (Шкала Экзистенции) и степенью влияния перенесенной травмы у женщин (Миссисипская шкала), чьи дети имеют диагноз эпилепсия. Обратная корреляция подтверждает предположение о том, что выраженный стресс влияет на субъективное ощущение собственной жизни. Респонденты, у которых наблюдается влияние перенесенной травмы, подвержены фиксации копинговых реакций. Чем выше влияние перенесенного травматического опыта, тем больше человек акцентируется на себе и своих внутренних дефицитах, дистанцируется от собственных чувств, нерешителен, у такого человека отсутствует включенность в жизнь.
Полученные результаты свидетельствуют о наличии интегрального отражения качества жизни у респондентов в зависимости от выраженности воздействия травматического эпизода.
Библиографический список
1. Бриш К.Х. «Терапия нарушений привязанности» от теории к практике. - М.: Когито-Центр, 2012. - 318 с.
2. Кольцова Е.А. Психологические проблемы семьи и детей с диагнозом эпилепсия и психогенные неэпилептические приступы // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинети-ка. - 2015. - Т. 21. - № 1. - С. 64-67.
3. Кривцова С.В., Лэнгле А., Орглер К. Шкала Экзистенции // Экзистенциальный анализ: Бюллетень. - 2009. - № 1. - С. 141-170.
4. Лэнгле А. Экзистенциальный анализ - найти согласие с жизнью // Московский психотерапевти-
ческий журнал. - 2001. - № 1. - С. 5-23.
5. Лэнгле А. Экзистенциально-аналитическое понимание эмоциональности: теория и практика. // Национальный психологический журнал. - 2015. -№ 1 (17). - С. 26-38.
6. Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. -М.: Генезис, 2003. - 128 с.
7. Попов Ю.В., Яковлева Ю.А., Семенова С.В. Комплексная оценка социальной адаптации детей и подростков больных эпилепсией с психическими расстройствами и их реабилитация. Методические рекомендации / Санкт-Петербургский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. - СПб., 2012. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://bekhterev.ru/content/42/G2012_05.pdf (дата обращения: 07.08.2016).
8. Семакина Н.В., Михайлов В.А., Багаев В.И. Коцюбинский А.П. Влияние клинико-психопатоло-гических проявлений эпилепсии на психическую адаптацию матерей больных детей // Вестник эпилептологии / Общероссийский благотворительный общественный фонд «Содружество». - 2014. -С. 21-26.
9. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса. Теория и методы. Ч. 1. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2007. - 208 с.
10. Тарабрина Н.В. Посттравматический стресс у больных угрожающими жизни (онкологическими) заболеваниями // Журнал консультативной психологии и психотерапии. - 2014. - № 1. - С. 40-63.
11. Тарабрина Н.В., Харламенкова Н.Е., Никитина Д.А. Уровень посттравматического стресса и психопатологическая симптоматика у пациентов, оперированных по поводу менингиомы // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. -№ 3. - С. 32-49.
12. Харламенкова Н.Е. Интенсивность посттравматического стресса как отсроченной реакции на травматические события в разные периоды взрослости // Человек. Сообщество. Управление. -2016 - Т. 1. - № 1. - С. 42-56.
13. Langle A., Orgler C., Kundi M. Existenzskala ESK. Gottingen: Hogrefe-Beltz. Short english version: The Existence Scale. A new approach to assess the ability to find personal meaning in life and to reach existential fulfilment // European Psychotherapy. -2000. - № 4. - С. 135-151.
Вестник КГУ i 2016
122