Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
Т.Г. Николаева*
Деятельность органов дознания в таможенных органах РФ
Ст. 40 УПК РФ прямо не называет таможенные органы органами дознания. То, что таможенные органы таковыми являются, свидетельствует анализ взаимосвязанных положений ст. 40, 151, 157 УПК РФ, федерального закона РФ «Об оперативно-розыскной деятельности», Таможенного кодекса и ведомственных нормативных актов.
Дознаватели таможенных органов (в соответствии со ст.151 УПК РФ) вправе осуществлять предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ «Контрабанда», ст. 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица», а также производство неотложных следственных действий по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 2-4 ст.188, 189, 190, 193 УК РФ.
Помимо УПК РФ, непосредственными правовыми актами, регламентирующими деятельность органов дознания в таможенных органах, является Таможенный кодекс РФ, а также ведомственные нормативные акты, издаваемые Федеральной таможенной службой РФ.
Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, включающую, в соответствии со ст. 402 Таможенного Кодекса РФ (далее - ТК РФ), федеральную службу, уполномоченную в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.
Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями осуществлять оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также обеспечения собственной безопасности; осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации (п. 5, 6 ст. 408 ТК РФ).
Для осуществления уголовно-процессуальной деятельности в таможенных органах созданы специальные подразделения (управления, отделы, отделения) дознания. Так, в ФТС РФ создано Управление таможенных расследований и дознания, в функции которого (помимо иных) входит:
- организация, методическое руководство, координация и контроль деятельности таможенных органов Российской Федерации по рассмотрению сообщений и материалов, содержащих информацию о признаках преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, и вынесению при наличии законных оснований постановлений о возбуждении уголовных дел; по производству неотложных следственных действий и осуществлению предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов в соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством.
- рассмотрение сообщений и материалов, содержащих информацию о признаках преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, и вынесение при наличии законных оснований постановлений о возбуждении уголовных дел; осуществление после получения согласия прокурора предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам, отнесенным к компетенции таможенных органов, а также производство неотложных следственных действий;
- выполнение в соответствии с порядком, установленным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, указаний прокурора, поручений органов предварительного следствия.
- участие на основании постановления прокурора в работе следственно-оперативных групп, создаваемых для расследования преступлений в таможенной сфере.
ФТС РФ приказом № 7 от 12 января 2005 г. было утверждено общее положение о региональном таможенном управлении (РТУ) и общее положение о таможне1, в соответствии с которыми РТУ и таможня уполномочены на производство дознания и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а начальник РТУ и начальник таможни осуществляют полномочия начальника органа дознания. Таможенные посты не наделены полномочиями по осуществлению уголовно-процессуальной деятельности и не являются органами дознания. При обнаружении признаков таможенных преступлений непосредственно таможенными постами производство дознания осуществляется силами отделов дознания таможен
* Доцент кафедры прокурорского надзора и уголовного процесса Санкт-Петербургского юридического института Генеральной Прокуратуры РФ.
Российской Федерации, которым подчинены данные посты. При обнаружении признаков таможенных преступлений акцизными таможенными постами, находящимися в непосредственном подчинении региональных таможенных управлений, дознание осуществляется силами отделов дознания таможен, определенных соответствующим региональным таможенным управлением. При удаленности таможенных постов от таможен и невозможности немедленного выезда инспекторов-дознавателей таможни на пост при обнаружении там признаков таможенного преступления, на таких постах инспектора-дознаватели, состоящие в штате отделов дознания таможен, находятся постоянно (в таком случае в трудовом договоре место дислокации поста определяется как рабочее место дознавателя).
Полномочия Управления таможенных расследований и дознания ФТС России (УТРД) и оперативных таможен по контролю за осуществлением производства дознания и неотложных следственных действий по уголовным делам определяет Инструкция о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности2.
Изучив процессуальную деятельность органов дознания ФТС России с момента введения в действие УПК РФ, можно сделать вывод о том, что отдельные нормы УПК РФ не позволяют таможенным органам выполнять в полном объеме возложенные на них обязанности по расследованию преступлений.
Положение ст. 223 УПК РФ, установившей максимальный месячный срок дознания без возможности его дальнейшего продления, практически полностью исключает возможность окончания расследования по делам о преступлениях в таможенной области. Фактически подразделения дознания ФТС России в настоящее время могут окончить расследование не более чем по 5% уголовных дел, находящихся в их производстве. В основном это уголовные дела в отношении лиц, задержанных за совершение контрабанды товаров и валютных ценностей на воздушных таможнях страны, не требующие проведения сложных криминалистических исследований и экспертиз.
Проведенное исследование показало, что в первом квартале 2004 г. таможенными органами Российской Федерации было возбуждено 592 уголовных дела, что на 39% меньше показателей аналогичного периода 2003 г. Причем 91% всех дел по таможенным преступлениям составляла контрабанда, 8% - уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц, 1% - невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте.
За девять месяцев 2004 г. таможенными органами возбуждено 1848 уголовных дел по преступлениям, отнесенным законом к их компетенции, что на 21,7% меньше показателя аналогичного периода 2003 г.
Расследование преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 188 УК РФ, в срок до 30 дней в большинстве случаев достаточно затруднительно, т.к. проведение только экспертиз по таким делам занимает не менее 20 дней. В подавляющем большинстве случаев после передачи дела прокурору для определения подследственности предварительное следствие по этим делам приостанавливается ввиду неустановления лиц, подлежащих привлечению к уголовной ответственности. Как правило, розыск лиц, совершивших преступление, осуществляется ненадлежащим образом, приостановленные дела не возобновляются, в суд не направляются, причиненный ущерб не возмещается.
Расследование преступлений, предусмотренных ст. 194 УК РФ (уклонение от уплаты таможенных платежей) также представляет сложность. Дело в том, что расследование этого преступления предусмотрено только в форме дознания, а подследственность этого преступления тому или иному органу предварительного следствия в случае невозможности расследования в форме дознания законом не определена.
Вместе с тем указанный состав преступления является сложным, и, как правило, подобные преступления совершаются неустановленными лицами. При расследовании уголовных дел данной категории требуется производство следственных действий на территории иностранных государств, но, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, ФТС России как орган дознания, не имеет права вносить международные запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам с целью истребования в иностранном государстве необходимых сведений либо производства на его территории отдельных уголовно-процессуальных действий.
Как правило, расследование уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, требует проведения ревизий, многочисленных экономических, товароведческих и криминалистических экспертиз, истребования таможенных и банковских документов из-за рубежа, направления международных следственных поручений, а также получения надлежаще оформленных доказательств в иностранных государствах. Без получения таких доказательств невозможно принять объективное процессуальное решение по уголовному делу и составить обвинительный акт в установленные УПК РФ сроки. В связи с этим своевременно окончить дознание по таким уголовным делам не представляется возможным, что и вынуждает органы дознания передавать их прокурору для определения подследственности.
Помимо преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов, возникает ряд сложностей при обнаружении таможенными органами так называемых «сопутствующих» преступлений, расследование которых не отнесено к компетенции таможенных органов.
Уголовно-процессуальный закон не предоставил таможенным органам как органам дознания производство по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 327 УПК РФ (подделка,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006
Уголовное и уголовно-исполнительное право, уголовный процесс
изготовление документов, штампов, печатей, бланков и их использование). Но, как показывает практика, преступлениям, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов, практически всегда сопутствует состав преступления, предусмотренный ст. 327 УК РФ. Однако в силу требований ст. 151 УПК РФ таможенные органы должны передавать через прокурора такие уголовные дела для расследования органам внутренних дел. Таким образом, следователи других правоохранительных органов из-за одного сопутствующего состава преступления, менее опасного, чем, то, по которому возбуждено уголовное дело, вынуждены производить дознание по уголовным делам о преступлениях, отнесенных к исключительной компетенции таможенных органов.
Похожая ситуация складывается и при обнаружении таможенными органами признаков преступления, предусмотренного ст. 180 УК РФ (незаконное использование товарного знака). Поскольку закон определил расследование этого преступления - ч. 1 и 2 - в форме дознания, а ч. 3 в форме предварительного следствия органами внутренних дел, то на практике возникло непонимание того, какой орган дознания должен возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия по этому составу. ГТК РФ письмом от 29 мая 2003 г. № 01-06/22096 вынужден был направить «Методические рекомендации по выявлению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным использованием товарных знаков», в котором обратил внимание таможенных органов на то, что они, «принимая непосредственное участие в защите прав на объекты интеллектуальной собственности, должны учитывать, что нарушение прав в отношении зарегистрированного товарного знака может содержать не только признаки административного правонарушения, но и признаки преступления. Уголовная ответственность за незаконное использование товарного знака установлена ст. 180 Уголовного кодекса Российской Федерации.
При обнаружении признаков преступления таможенный орган как орган дознания в соответствии с пунктом 3 статьи 145 и статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации направляет сообщение и все материалы с признаками преступления, предусмотренного статьей 180 Уголовного кодекса Российской Федерации, надзирающему прокурору, который определяет подследственность. При этом сообщение о преступлении регистрируется в книге учета сообщений о преступлении (КУП)»3.
И это далеко не все сложности, с которыми сталкиваются органы дознания в таможенных органах РФ.
Немало таможен и таможенных постов территориально находятся за пределами места нахождения прокурора, а случаи, когда необходимо немедленно возбудить уголовное дело после обнаружения достаточных данных, указывающих на признаки преступления, произвести неотложные следственные действия и применить одну из мер процессуального принуждения, весьма распространены.
В этих случаях реальная возможность решить проблему некоторым авторам4 видится только в использовании технических средств связи и соответствующих договоренностей с прокурором. Не споря с таким решением проблемы, считаем, она должна быть разрешена законодательно путем внесения соответствующих дополнений и изменений в УПК РФ. В соответствии со ст. 146 УПК РФ, дача согласия прокурором на возбуждение уголовного дела возможна только на самом постановлении, вынесенном органами расследования, и получение согласия прокурора на возбуждение уголовного дела каким-то иным путем не предусмотрено. В противном случае это должно влечь за собой нарушение уголовно-процессуальной процедуры возбуждения уголовного дела и признание постановления о возбуждении уголовного дела и проведенных после этого следственных действий незаконными.
Но если проблемы, возникающие с организацией получения согласия прокурора на возбуждение уголовного дела, можно решить таким образом, то проблема с получением судебного разрешения на те или иные следственные действия или избрание меры пресечения остается. Конечно же, изменение порядка избрания меры пресечения в виде заключения под стражу сказалось и на результатах работы органов дознания ФТС РФ в этом направлении.
Как следует из статистических данных ФТС РФ, по итогам проверок законности и обоснованности задержаний таможенными органами лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в порядке ст. 91 УПК РФ, а также случаев применения к подозреваемым меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке ст. 100, 108 УПК РФ, в период с 2001 по 2003 гг. было произведено задержание лиц, подозреваемых в совершении преступлений, дознание по которым отнесено к компетенции таможенных органов: в 2001 г. - 523 человека, в 2002 г. - 403 человека, в 2003 г. - 347 человек. При этом основное количество составляют задержания, произведенные в рамках расследования по ч. 2 ст. 188 УК РФ. Из общего числа задержанных мера пресечения в виде заключения под стражу была избрана таможенными органами в отношении 188 человек в 2001 г., 89 человек - в 2002 г., 47 человек - в 2003 г. Постепенное снижение показателей в 2003 г. по сравнению с 2001 г. обусловлено прежде всего введением судебного контроля за предварительным расследованием.
Некоторые проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при расследовании преступлений, аналогичны проблемам, с которыми сталкиваются и все остальные органы дознания.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что несовершенство некоторых положений УПК РФ, установленные законом короткие сроки производства дознания по уголовным
делам о преступлениях, отнесенных к компетенции таможенных органов, несовпадение административно-территориальных органов прокуратуры и судов, а также значительные расстояния по их местонахождению от таможенных органов, конечно же, негативно отражаются на эффективности борьбы с преступностью в таможенной сфере.
На первый взгляд, выход видится в расширении компетенции органов дознания в таможенных органах РФ, наделении их правом производства дознания «сопутствующих» преступлений, увеличение срока дознания и т.д.
С другой стороны, недостаточная квалификация дознавателей сводит на нет важность вопроса оставления за таможенными органами функции расследования преступлений. Как показало исследование, в качестве наиболее типичных нарушений, выявленных органами прокуратуры по уголовным делам, находившимся в производстве таможенных органов, являлись: нарушение порядка производства осмотра места происшествия, неполнота и несоблюдение сроков дознания, нарушение норм уголовно-процессуального законодательства при производстве экспертиз, нарушение порядка допроса свидетелей и составления соответствующего протокола, нарушения, допущенные при обращении с вещественными доказательствами. Надо отметить, что указанные нарушения характерны и для других органов дознания, что совсем не облегчает разрешение проблемы.
Выход нам видится в сбалансированном подходе к решению данного вопроса: постепенном расширении компетенции таможенных органов при производстве дознания при постоянном повышении квалификации дознавателей и инспекторов таможенных органов РФ и строгом, не менее квалифицированном прокурорском надзоре.
1 См.: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 14. 4 апреля.
2 См.: Приказ ФТС РФ от 9 сентября 2005 г. № 847 «Об утверждении Инструкции о порядке осуществления контроля за уголовными делами и делами об административных правонарушениях особой важности».
3 Таможенные ведомости. 2003. № 12.
4 См., напр.: Дехтяр С.И. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания федеральной таможенной службы РФ: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 101.
М.А. Петухова*, И.Н. Кондрат**, В.А. Горленко***, В.И. Тарайко****,
Н.Н. Михайлов*****, А.Г. Гурбанов*****
К вопросу о последовательности и преемственности в законотворчестве
Совокупность норм, правил поведения, санкционированных государством и предназначенных для регламентации производства по уголовным делам, образует уголовно-процессуальное право. Наиболее близко данная отрасль права примыкает к уголовному праву, поскольку она определяет порядок реализации мер воздействия, устанавливаемых за совершение преступлений. Уголовнопроцессуальные нормы по своему содержанию и назначению имеют связь с нормами и других отраслей права - уголовно-исполнительного, гражданского процессуального, административного, гражданского, международного и прочих. Прослеживается также тесная их связь с неписаными нормами морали, соответствующими общечеловеческим ценностям, представления о которых формировались на протяжении всей истории человечества1 . Вся деятельность и все отношения, связанные с производством по уголовным делам, детально регламентируются предписаниями уголовнопроцессуального права. Они должны определять целесообразный и апробированный порядок производства конкретных действий или их последовательность, права и обязанности участников правоотношений. Такая регламентация призвана, с одной стороны, обеспечивать строгое соответствие закону, обоснованность и эффективность деятельности по выявлению и раскрытию преступлений, изобличение виновных, справедливое применение к ним предусмотренных законом мер уголовного
* Доцент кафедры уголовного процесса Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук.
** Кандидат юридических наук.
*** Преподаватель Нижневартовского филиала Северо-Западной академии государственной службы, кандидат юридических наук.
**** Заместитель директора Института права и предпринимательства Архангельского государственного технического университета, кандидат юридических наук.
***** Начальник Курского филиала Орловского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент, полковник милиции.
****** Старший следователь по особо важным делам прокуратуры Московской области, кандидат юридических наук, старший советник юстиции.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (30) 2006