Дознание и органы, управомоченные
на его производство
А.Я.Марков
Статья посвящена дознанию как форме предварительного расследования, анализируется его место и роль в уголовном процессе, соотношение с предварительным следствием, рассматривается компетенция органов и должностных лиц, управо-моченных на производство дознания, а также производство органом дознания неотложных следственных действий по преступлениям, по которым обязательно производство предварительного следствия.
Ключевые слова: дознание как форма предварительного расследования преступлений, соотношение дознания и предварительного следствия, дознаватель, начальник подразделения дознания, компетенция органов на производство дознания; неотложные следственные действия, проводимые органом дознания
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2016. № 1 (22). С. 70-82.
Дознание является одной из форм предварительного расследования преступлений. Оно представляет собой уголовно-процессуальную деятельность, осуществляемую уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами по установлению лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела. Как вид процессуальной деятельности и форма предварительного расследования дознание осуществляется только по возбужденному уголовному делу и по правилам, установленным уголовно-процессуальным законом. Закон не устанавливает особых правил производства следственных действий и принятия процессуальных решений в процессе дознания, распространяя на них правила производства предварительного следствия за некоторыми исключениями. Возможно, с учетом этого в литературе некоторые авторы характеризуют дознание как упрощенное производство. Существенные упрощения для дознания были предусмотрены, когда оно было введено Уголовно-процессуальным кодексом (УПК) РСФСР 1960 г. Они, в частности, состояли в том, что при расследовании в форме дознания в уголовное дело не был допущен защитник; потерпевший, гражданский
Марков Алевтин Яковлевич — кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: alevtinm@mail.ru.
истец и гражданский ответчик не были наделены правом на ознакомление с материалами уголовного дела.
По ныне действующему законодательству дознание по целому ряду признаков совпадает с предварительным следствием. Прежде всего, дознание, как и предварительное следствие основывается на одних и тех же принципах уголовного судопроизводства (гл. 2 УПК РФ). Как и предварительное следствие, дознание направлено на осуществление уголовного преследования. Результаты дознания, проведенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, как и результаты предварительного следствия, являются достаточным основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Одинаковы поводы, основания и порядок возбуждения уголовного дела. Предварительное расследование (как дознание, так и предварительное следствие) начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем руководитель следственного органа, следователь, дознаватель, орган дознания выносят соответствующее постановление, копия которого независимо от субъекта, принимающего решение, незамедлительно направляется прокурору. В этом постановлении следователь, дознаватель также указывают о принятии им уголовного дела к своему производству. Если следователю или дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то каждый из них выносит постановление о принятии возбужденного уголовного дела к своему производству; копия этого постановления направляется прокурору в течение 24 ч с момента вынесения (ч. 1 и 2 ст. 156 УПК РФ).
Перечень обстоятельств, подлежащих доказыванию, установленный ст. 73 УПК РФ, единый как для предварительного следствия, так и для дознания. Это же касается доказательств, их источников, порядка собирания, проверки и оценки. Круг следственных действий, проводимых в процессе как предварительного следствия, так и дознания, совпадает полностью, одинаков и порядок их проведения. Производство дознания по уголовному делу в случае его сложности или большого объема может быть поручено группе дознавателей (ч. 1 ст. 223.1 УПК РФ), как и производство предварительного следствия — следственной группе.
Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения и защиты обладают одинаковыми правами, закон предусматривает одинаковый порядок допуска их к участию в уголовном деле: наличие соответствующего процессуального решения о допуске их к участию и обязанность суда, прокурора, следователя, дознавателя разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроиз-
водства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав (ч. 1 ст. 11 УПК РФ). При расследовании в форме дознания, как при предварительном следствии, участвует защитник; порядок его допуска к участию в уголовном деле является единым, не зависящим от формы расследования.
Дознаватель при производстве дознания, как и следователь при производстве предварительного следствия, вправе применить меры пресечения и иные меры процессуального принуждения; их перечень и предусмотренные законом основания применения полностью совпадают. Совпадают также основания и порядок приостановления производства по уголовному делу, прекращения уголовного дела и уголовного преследования.
Вместе с тем дознание не является точной копией предварительного следствия. Основные разграничения указанных форм расследования со стоят в следующем:
1) характер преступлений; в ч. 3 ст. 150 УПК РФ перечислены преступления, расследование которых осуществляется в форме дознания, в основном это преступления небольшой и средней тяжести; по тяжким и особо тяжким преступлениям, а также по некоторым квалифицированным составам преступлений средней тяжести расследование осуществляется в форме предварительного следствия;
2) различные органы, осуществляющие производство; производство предварительного следствия отнесено к компетенции следователей Следственного комитета РФ, следователей Федеральной службы безопасности, следователей органов внутренних дел Российской Федерации и следователей органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151 УПК РФ, в которой одновременно определена и предметная подследственность указанных органов); дознание производится органами, перечисленными в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, компетенция каждого из них предусмотрена ч. 3 ст. 151 УПК РФ;
3) различные процессуальные сроки производства и различный порядок их продления: срок предварительного следствия — 2 месяца, продляется он руководителем следственного органа (ст. 162 УПК РФ), срок дознания — 1 месяц, продляется он прокурором, а по уголовным делам, по которым дознание проводится следователями Следственного комитета РФ, — руководителем следственного органа (ч. 3, 3.1,4,5 и 6 ст. 223 УПК РФ);
4) различный порядок истребования судебного решения для производства отдельных процессуальных действий: для получения су-
дебного решения в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ, следователь выносит соответствующее постановление и получает согласие руководителя следственного органа и представляет его в суд; дознаватель в этом случае выносит такое же постановление, но до представления его в суд получает согласие прокурора;
5) в случае, если уголовное дело возбуждено по факту совершения преступления и в ходе дознания получены достаточные данные, дающие основание подозревать лицо в совершении преступления, дознаватель составляет письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, копию которого вручает подозреваемому (ч. 1 ст. 223.1 УПК РФ); гражданин с этого момента приобретает статус подозреваемого, и ему должны быть разъяснены права, предусмотренные ст. 46 УПК РФ; следователь такими полномочиями не наделен;
6) различные итоговые процессуальные документы: после окончания предварительного следствия следователь составляет обвинительное заключение, в котором указываются существо и формулировка предъявленного обвинения, дается анализ доказательств, в том числе доказательств, на которые ссылается сторона защиты; приводятся смягчающие и отягчающие наказание обстоятельства, данные о потерпевшем, гражданском истце и гражданском ответчике; в процессе предварительного следствия следователь, кроме того, выносит постановление о привлечении гражданина в качестве обвиняемого, в котором сформулировано предъявляемое гражданину обвинение. Дознаватель, как правило, последнего из названных документов не выносит, а в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 158 и ст. 225 УПК РФ составляет один документ — обвинительный акт, который является итоговым процессуальным документом по уголовному делу и одновременно документом, в котором формулируется обвинение (или обвинительное постановление при производстве дознания в сокращенной форме); эти документы утверждаются начальником органа дознания и направляются вместе с уголовным делом прокурору; после утверждения прокурором этих документов и принятия решения о направлении дела в суд копии названных документов с приложениями (как и копия составленного следователем обвинительного заключения) вручаются обвиняемому, его защитнику и потерпевшему в порядке, установленном ст. 222 УПК РФ;
7) право следователя на приостановление исполнения указания прокурора: в случае несогласия с указаниями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в
ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора (ч. 3 ст. 38 и ч. 5 ст. 221 УПК РФ); для дознавателя закон такого права не предусматривает — он вправе обжаловать указание начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора — вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 4 ст. 41 УПК РФ).
В соответствии с законом дознание в полном объеме производят:
♦ дознаватели пограничных органов Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 253 (нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации), ст. 256 (в части, касающейся незаконной добычи водных животных и растений, обнаруженной пограничными органами Федеральной службы безопасности), ч. 1 и 2 ст. 322 (незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации) и ч. 1 ст. 323 (противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации) Уголовного кодекса РФ;
♦ дознаватели органов Федеральной службы судебных приставов — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 157 (злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), ст. 177 (злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности), ч. 1 ст. 294 (воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного следствия), ст. 297 (неуважение к суду), ч. 1 ст. 311 (разглашение сведений о мерах безопасности, принятых в отношении судьи и участников уголовного процесса), ст. 312 (незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации) и ст. 315 (неисполнение приговора суда или иного судебного акта) Уголовного кодекса РФ;
♦ дознаватели органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 168 (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), ч. 1 ст. 219 (нарушение требований пожарной безопасности), ч. 1 и 2 ст. 261 (уничтожение или повреждение лесных насаждений) Уголовного кодекса РФ;
♦ дознаватели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 228 (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества), ст. 228.2 (нарушение правил оборота наркотических средств и психотропных веществ), ст. 228.3 (незаконные приобретение, хранение или перевозка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение или перевозка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ), ч. 1 ст. 230 (склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ч. 1 ст. 231 (незаконное культивирование растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры), ч. 1 ст. 232 (организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст. 233 (незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ), ч. 1 и 4 ст. 234 (незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта), ч. 1 и 3 ст. 327 (подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков) Уголовного кодекса РФ;
♦ дознаватели таможенных органови — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 и 2 ст. 194 (уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица), ч. 1 ст. 200.1 (контрабанда денежных средств и (или) денежных инструментов) Уголовного кодекса РФ;
♦ дознаватели органов внутренних дел Российской Федерации — по уголовным делам о всех остальных преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ; причем значительное количество преступлений, перечисленных в указанной норме, и самые распространенные из них (например, преступления против собст-
венности) относятся к компетенции именно этого органа дознания. Поэтому для обеспечения качественного расследования преступлений, по которым предварительное следствие является необязательным, в структуре органов внутренних дел функционирует специализированное дознание — структура, возглавляемая Управлением по организации дознания Министерства внутренних дел РФ; подобные структуры имеются и на уровне субъектов Федерации.
Кроме того, по письменному указанию прокурора дознание может проводиться и по иным преступлениям небольшой и средней тяжести, не указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ.
На производство дознания управомочены также следователи Следственного комитета РФ — по уголовным делам о преступлениях, по которым не обязательно производство предварительного следствия, но совершенных должностными лицами, обладающими особым правовым статусом (перечень их предусмотрен ч. 1 ст. 447 УПК РФ), а также в случаях, предусмотренных пп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ.
Начальник органа дознания или его заместитель предусмотренные законом для органа дознания полномочия по производству дознания по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно, возлагают на дознавателя.
Дознаватель уполномочен:
♦ самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;
♦ давать органу дознания по расследуемому уголовному делу в случаях и порядке, установленном УПК РФ, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу и о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;
♦ осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.
Законом предусмотрено, что проведение дознания, т.е. процессуальная деятельность не может быть возложена на лицо, которое проводило или проводит оперативно-розыскные мероприятия по данному уголовному делу.
Применительно к дознанию законом также предусмотрен такой субъект уголовно-процессуальной деятельности, как начальник под-
разделения дознания — должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель (п. 17.1 ст. 5 УПК РФ).
По отношению к находящимся в его подчинении дознавателям начальник подразделения дознания уполномочен:
♦ поручать дознавателю проверку сообщения о преступлении, принятие по нему решения о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении уголовного дела, выполнение неотложных следственных действий либо производство дознания;
♦ изымать уголовное дело у одного дознавателя и передавать его другому дознавателю с указанием оснований такой передачи;
♦ отменять необоснованные постановления дознавателя о приостановлении производства дознания;
♦ вносить прокурору ходатайство об отмене незаконных или необоснованных постановлений дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела.
Начальник подразделения дознания наделен также правом возбуждения уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, принятия уголовного дела к своему производству и проведения дознания в полном объеме с наделением в этом случае полномочиями дознавателя; при создании для расследования уголовного дела группы дознавателей на него возлагаются полномочия руководителя группы. Он также вправе проверять материалы уголовного дела; давать дознавателю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения. По уголовному делу он может давать письменные и обязательные для исполнения дознавателем указания; последний может их обжаловать начальнику органа дознания или прокурору. Обжалование дознавателем указаний начальника подразделения дознания не приостанавливает их исполнения; при этом дознаватель вправе представить начальнику органа дознания и прокурору вместе с материалами уголовного дела свои письменные возражения на указания начальника подразделения дознания.
На органы дознания возлагается также обязанность производства неотложных следственных действий по преступлениям, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 157 УПК РФ). Прежде всего в каждом случае поступления заявления или сообщения о любом совершенном или подготавливаемом преступлении орган дознания должен предпринять следующие действия:
♦ прибыть на место происшествия сразу после получения сообщения и обеспечить его охрану;
♦ в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшему и установить его личность;
♦ обеспечить сохранение в неприкосновенности обстановки на месте происшествия, если для проведения осмотра должен прибыть следователь или дознаватель;
♦ путем опроса получить необходимую первичную информацию об имевшем место событии и о лицах — возможных свидетелях совершенного деяния;
♦ по возможности собрать сведения о лице, совершившем преступление, направлении, куда он мог скрыться, и принять меры к его розыску;
♦ если информация о совершенном или готовящемся преступлении получена из иных источников, чем указанные в ст. 141 и 142 УПК РФ, должностное лицо, получившее сообщение об этом или выявившее признаки противоправного деяния, должно составить рапорт об обнаружении признаков преступления.
Если в деянии, о котором поступило сообщение, установлены признаки преступления, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а следователь по каким-либо причинам в данный момент не может включиться в процессуальную деятельность, орган дознания обязан принять решение о возбуждении уголовного дела и произвести неотложные следственные действия. В соответствии с законом неотложные следственные действия — это действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по ко -торому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, их изъятия и исследования (п. 19 ст. 5 УПК РФ). Очевидно, в данном случае речь идет о следственных действиях, промедление с производством которых может привести к отрицательным последствиям: порче или утрате следов преступления, затруднениям в их обнаружении и закреплении, потере иных возможных доказательств, что может существенно затруднить раскрытие преступления и позволит лицу, совершившему общественно опасное деяние, уклониться от следствия и суда или продолжать совершение преступлений. Перечень этих действий законом не установлен, поэтому орган дознания для достижения указанных в законе целей вправе проводить любые следственные действия в зависимости от характера преступления и следственной ситуации.
Компетенция органов дознания на производство неотложных следственных действий также четко определена законом. В частности, в соответствии с ч. 2 ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производят:
♦ органы Федеральной службы безопасности — по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям органов Федеральной службы безопасности (п. 2 ч. 2 ст. 151 и п. 2 ч. 2 ст. 157 УПК РФ);
♦ таможенные органы — по уголовным делам о преступлениях в сфере экономической деятельности и контрабанде (п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ); они подследственны следователям органов Федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
♦ начальники органов военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона (п. 4 ч. 2 ст. 157 УПК РФ);
♦ начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы — по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами (п. 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ);
♦ органы внутренних дел — по уголовным делам о всех остальных преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 157 УПК РФ). В этом плане в литературе справедливо отмечается, что органы внутренних дел несут на своих плечах основную тяжесть не только следственной работы, но и работы по дознанию, причем как по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, так и по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно [1].
Выполнение неотложных следственных действий одновременно с возбуждением уголовного дела законом возложено также на:
♦ капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
♦ руководителей геологоразведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения этих партий, зимовок, станций, сезонных полевых баз;
♦ глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений.
Характер преступления — обязательно по нему производство предварительного следствия или не обязательно — в этом случае значения не имеет. При возбуждении уголовного дела указанные лица незамедлительно уведомляют прокурора о начатом расследовании. Постановление о возбуждении уголовного дела передается ими прокурору незамедлительно при появлении реальной возможности для этого. Очевидно, одновременно должны быть переданы и результаты производства неотложных следственных действий для определения формы расследования (ч. 4 ст. 150 УПК РФ) и подследственности.
Для производства неотложных следственных действий законом установлен срок 10 суток со дня возбуждения уголовного дела (ч. 3 ст. 157); этот срок продлению не подлежит. Поэтому орган дознания после производства неотложных следственных действий, но не позднее 10 суток, направляет уголовное дело руководителю следственного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. Если по такому уголовному делу не представилось установить лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать меры оперативно-розыскного характера для раскрытия преступления и обнаружения лица, причастного к его совершению, информируя следователя о результатах принятых мер. Если по направляемому в следственный орган уголовному делу лицо, совершившее преступление, известно, орган дознания может производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия только по поручению следователя.
Меры по сохранению следов преступления орган дознания и дознаватель обязаны принять и в случае передачи сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со ст. 151 УПК РФ.
В дополнение к традиционному дознанию законодательством в уголовном процессе предусмотрена новая форма процессуальной деятель-
ности органов дознания при расследовании преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно — дознание в сокращенной форме [2]. Основанием для его применения является ходатайство подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Уголовное дело в этом случае должно быть возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, по которым предварительное следствие не обязательно (п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ). Второе условие, которое должно быть соблюдено при этом: подозреваемый признает свою вину, характер и размер вреда, причиненного преступлением, и не оспаривает правовую оценку деяния, которая изложена в постановлении о возбуждении уголовного дела. Заканчивается дознание составлением итогового процессуального документа — обвинительного постановления.
Изложенное позволяет отметить, что дознание, хотя и имеет определенную специфику, связанную с некоторым упрощением производства, обусловленную характером преступлений (небольшой и средней тяжести), по которым оно проводится, является законодательно регламентированной самостоятельной формой предварительного расследования. Названные упрощения в определенной мере оправданны, т.к. позволяют с учетом характера преступлений дифференцировать процессуальную форму и приблизить, в частности, по преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, момент назначения наказания к моменту совершения преступления. Но с другой стороны, это никак не влияет на осуществление прав субъектов уголовно-процессуальной деятельности, возможность реализации которых в процессе дознания закреплена уголовно-процессуальными нормами, имеющими такое же значение и для другой формы расследования — предварительного следствия. Основной объем работы как по дознанию в полном объеме, так и по производству неотложных следственных действий, выполняют органы внутренних дел. Остальные органы дознания (ст. 40 УПК РФ) процессуальную деятельность осуществляют в соответствии с установленной для них предметной подследственностью (ч. 3 ст. 151 и ч. 2 ст. 157 УПК РФ).
Литература
1. Безлепкин Б. Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). М., 2016. С. 232.
2. Марков А.Я. Дознание в сокращенной форме: законодательство, вопросы теории // ХХ! век: Россия в условиях кардинально меняю-
щегося общества: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 15-17 апреля 2013 г.). М. 2013.
Inquiry and the bodies authorized for its production
Markov Alevtin — Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law Disciplines of the International Institute of Economics and Law
Address for correspondence: alevtinm@mail.ru
The article is devoted to inquiry as a form of preliminary investigation. Author analyzes its place and role in the criminal process in relation to the preliminary investigation, examines the competence of bodies and officials authorized to manufacture the inquiry, and the production by a body of inquiry of urgent investigative actions on the crimes for which preliminary investigation is mandatory.
Key words: inquiry as a form of preliminary investigation of crimes, ratio of inquiry and preliminary investigation, the interrogating officer, chief of division of inquiry, competence of the bodies of inquest; urgent investigative actions conducted by the body of inquiry
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2016. N 1 (22). P. 70-82.