Научная статья на тему 'Практика легализации результатов оперативно-розыскной деятельности таможенных органов при расследовании преступлений во внешнеэкономической сфере'

Практика легализации результатов оперативно-розыскной деятельности таможенных органов при расследовании преступлений во внешнеэкономической сфере Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
939
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисимов Олег Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика легализации результатов оперативно-розыскной деятельности таможенных органов при расследовании преступлений во внешнеэкономической сфере»

О.Е. АНИСИМОВ

ПРАКТИКА ЛЕГАЛИЗАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ

Эффективное использование результатов ОРД в расследовании преступлений во внешнеэкономической сфере имеет большое значение в деятельности правоохранительных органов по обеспечению безопасности Российской Федерации. Криминологический анализ таможенной преступности показывает, что в конце 1990-х - начале 2000-х годов наблюдается усиление организованности, конспиративности и криминального профессионализма лиц, их совершающих. Как показывает следственная и судебная практика, более чем в 50% случаев таможенные преступления совершаются в совокупности с хищениями, незаконными сделками с валютными ценностями, подделкой документов и другими преступлениями, что способствует общему росту преступности [10].

Исходя из возложенных Правительством Российской Федерации на ФТС России функций таможенные органы осуществляют дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации [9].

Основной задачей оперативно-розыскных подразделений таможенных органов является повышение эффективности мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов контрабанды и других преступлений, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов, в целях обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Анализ статистики ФТС России показывает динамику роста таможенных преступлений. Так, в 2003 г. было возбуждено 2 852 уголовных дела, отнесенных к компетенции таможенных органов, в 2004 г. - 2653, в 2005 г. - 3264. Из указанного количества уголовных дел в прокуратуру по подследственности направлено: в 2003 г. - 2660 уголовных дел, в 2004 г. - 2219, в 2005 г. - 2978, из которых передано в суд соответственно: 109, 211, 187 уголовных дел, что составляет 3,8%, 8%, 5,7% от общего количества возбужденных уголовных дел (рис. 1). Вместе с тем рассмотрено судом за указанный период - 48, 141, 136 уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов, что составляет 1,7%, 5,3%, 4,2% от общего количества возбужденных уголовных дел. Кроме того, необходимо также отметить, что из общего количества возбужденных уголовных дел на стадии дознания в 2003 г. было прекращено 73 дела, в 2004 г. - 84, в 2005 г. - 81 (соответственно 2,6%, 3,2%, 2,5% от общего количества возбужденных уголовных дел).

Такое соотношение показателей между количеством возбужденных уголовных дел и количеством дел, рассмотренных судом, объясняется наличием объективных и субъективных причин, среди которых можно выделить наиболее существенные:

- недостатки в деятельности правоохранительных органов по организации расследования таможенных преступлений;

- несовершенство уголовно-правового законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за таможенные преступления;

- несовершенство норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующего процесс предварительного расследования вообще и таможенных преступлений в частности;

- не отвечающее потребностям практики технико-криминалистическое обеспечение таможенных органов России;

- недостаточность разработок по методикам расследования таможенных преступлений;

- недостатки организации взаимодействия правоохранительных и следственных органов России в борьбе с таможенными преступлениями - слабое знание специфики таможенного дела и особенностей расследования таможенных преступлений следователями МВД РФ, ФСБ РФ и прокуратуры и отсутствие у них специализации по расследованию таможенных преступлений [5].

□ Всего возбуждено уголовных дел

□ Направлено прокурору по подследственности ЕЗ Передано в суд прокурором

Ш Рассмотрено судом И Прекращено на стадии дознания

Рис.1. Соотношение возбужденных таможенными органами уголовных дел в 2003-2005 гг. и принятых по ним процессуальных решений

В этих условиях возрастает ответственность правоохранительной деятельности таможенных органов России, в том числе оперативно-розыскной, в ходе которой выявляется, фиксируется и закрепляется оперативными средствами информация о таможенных преступлениях. Результаты оперативнорозыскной деятельности таможенных органов могут быть использованы при возбуждении уголовного дела, в процессе расследования для сбора и фиксации доказательств и в качестве ориентирующей информации при проведении следственных действий.

Оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов накоплен немалый опыт по использованию результатов ОРД в расследовании таможенных преступлений. Так, например, только в 2005 г. в результате оперативно-розыскной деятельности таможенных органов было возбуждено 2,1 тыс. уголовных дел. Доля таких уголовных дел от общего объема составила 65%, что превышает показатель 2004 г. на 31,3%.

Однако в настоящее время не решен ряд проблем, касающихся аспектов правового регулирования легализации результатов ОРД в расследовании преступлений, в том числе и таможенных, что отрицательно сказывается на использовании оперативных материалов при возбуждении и проведении следственных действий по уголовным делам.

Правовой основой использования результатов ОРД при расследовании уголовных дел являются положения УПК РФ, регламентирующие поводы и основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, понятие доказательств и их виды, порядок собирания и проверки доказательств, ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (Утверждена приказом ФСБ России, МВД России, ФСО России, ФПС России, ГТК России, СВР России от 13 мая 1998 г. № 226/336/201/286/410/56 - далее Инструкция).

Инструкция определяет, что при подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Процесс оформления и официального использования сведений, полученных оперативно-розыскным путем, с обязательной зашифровкой ее источников, в практике получил название - «легализация».

В нормах закона отсутствует термин «легализация», а в исследованиях ученых процесс применения оперативных данных в расследовании преступлений обозначен терминами «документирование», «трансформация» или «интерпретация» [1,2,3,6,7,8]. Е.С. Дубоносов отмечает, что процессы, происходящие при использовании результатов ОРД, по своей сущности состоят в переносе и преобразовании фактических данных в определенную уголовно-процессуальным законом форму, и любая оперативно-розыскная информация должна подвергаться легализации (преобразованию в общедоступные сведения) посредством применения оперативно-розыскных или уголовно-процессуальных форм [4].

Анкетирование оперативных сотрудников таможен Уральского и Приволжского региона показало, что легализация результатов ОРД осуществляется в целях их использования в качестве повода и основания для возбуждения уголовного дела в 65,9% случаев, для подготовки и осуществления следственных и судебных действий в 16,4% случаев, а в доказывании по уголовным делам в 17,7% случаев (рис. 2). При этом постановление о предоставлении результатов ОРД выносилось в отношении всего передаваемого материала в 18,2% случаев, в отношении результатов отдельного ОРМ - в 63,6%, и, соответственно, в 18,2% случаев не выносилось. Что касается рассекречивания отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государственную тайну, то 45,5% подлинников документов передается после вынесения постановления об их рассекречивании, 27,3% документов не рассекречиваются, но с ними знакомится следователь (дознаватель), имеющий форму допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и 27,3% таких документов не предоставляются для использования в расследовании уголовного дела.

После передачи материалов ОРД в порядке ст. 144, 145 УПК РФ органу дознания и следственным органам приняты решения о возбуждении уголовного дела в 69,2% случаев; отказано в возбуждении уголовного дела в 23,1% случаев, а 7,7% материалов были возвращены для дополнительной проверки.

Результаты ОРД, предоставляемые для использования в доказывании по уголовным делам, должны содержать данные, позволяющие проверить их в условиях судопроизводства, либо проверить доказательства, сформированные на их основе.

Для подготовки и осуществления

Рис. 2. Соотношение использования легализованных результатов ОРД таможенных органов в расследовании таможенных преступлений

Вместе с тем нельзя игнорировать и требования неразглашения информации, составляющей государственную тайну. При использовании результатов ОРД в расследовании правила о конспирации и секретности многих сведений могут вступать в противоречие с интересами полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, обнаружения истины. Таким образом, отсутствие нормативного регулирования порядка «легализации» оперативной информации в целях уголовного процесса в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, влечет за собой невозможность использования дознавателем (следователем) части информации, необходимой ему для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

В качестве путей решения проблем легализации результатов ОРД в целях использования их при расследовании уголовных дел предлагается следующее.

Во-первых, необходима разработка концепции легализации результатов ОРД, которая на теоретическом уровне объясняла бы, какими правовыми нормами регулируется указанный процесс, с наступлением каких юридических фактов связывается необходимость легализации результатов ОРД, с использованием каких актов выражается применение и реализация прав и обязанностей субъектов правоотношений при легализации результатов ОРД.

Во-вторых, необходимо на законодательном уровне определить понятие легализации результатов ОРД, в целях однозначного его понимания.

В-третьих, в целях качественного и полного решения задач уголовного судопроизводства необходимо нормативно урегулировать взаимоотношения следователя (дознавателя) с оперативно-розыскными подразделениями по вопросу ознакомления первых с оперативной информацией, имеющей значение для расследуемого уголовного дела.

1. Бедняков Д.И. Непроцессуальная информация и расследование преступлений. М., 1991. 208 с.

2. Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: Учебное пособие / Громов Н.А., Гущин А.Н., Пономаренков В.А. и др. М., 2001. 208 с.

3. Доля Е.А. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в процессе доказывания. М., 1996. 111 с.

4. Дубоносов Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. М., 2002. 184 с.

при возбуждении уголовного дела 65,9%

Литература

5. Жбанков В.А. Таможенные преступления и проблемы борьбы с ними // Актуальные проблемы теории и практики уголовного судопроизводства и криминалистики. Ч. 2: Вопросы современной криминалистики. М., 2004. 226 с.

6. Корниевский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000. 144 с.

7. Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: Учебно-практическое пособие. М., 1999. 80 с.

8. Поляков М.П. Уголовно-процессуальная интерпретация результатов оперативно-розыскной деятельности: Монография / Под науч. ред. В.Т. Томина. Н. Новгород, 2001.

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. № 459 «Об утверждении положения о Федеральной таможенной службе Российской Федерации».

10. Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2005. 422 с.

АНИСИМОВ ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ родился 1969 г. Окончил Московское высшее пограничное училище, Институт права и государственной службы Ульяновского государственного университета. Старший оперуполномоченный по особо важным делам Ульяновской таможни, преподаватель кафедры уголовного права и процесса юридического факультета Ульяновского государственного педагогического университета. Область научных интересов - угловный процесс, криминалистика, оперативно-розыскная деятельность. Автор 10 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.