УДК 159.923+614.8
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ СКРИНИНГА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Чухрова Марина Геннадьевна.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», профессор кафедры общей психологии и истории психологии, Новосибирск, Россия, mba3@sibmail.ru.
Пронин Сергей Владимирович.
ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», доцент, Новосибирск, Россия, svpronin@rambler.ru.
Елинская Янина Алексеевна.
Директор ЧУДПО «Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы», директор, sispp_nsk@mail.ru.
Аннотация. Статья раскрывает содержание проекта «Новые подходы к проведению скрининга по выявлению девиантного поведения среди подростков» (далее - Проект), который ориентирован на федеральный государственный стандарт высшего образования по специальности 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», с возможностью встраивания полученных результатов в образовательный процесс (приказ Минобрнауки N 1611 от 19/12/16г). Реализация проекта позволяет проводить объективную психолого-педагогическую диагностику личности несовершеннолетних с девиантным поведением, позволяет упростить сбор первичных данных, их анализ и интерпретацию, решить диагностическую и экспертно-коррекционную задачи в профилактике девиантного повденения у подростков, относящихся к группе риска.
Проект направлен на внедрение разработанной технологии скрининга состояний, связанных с риском формирования различных видов девиантного поведения, в том числе, влечения к психоактивным веществам (ПАВ) среди подростков.
Ключевые слова: девиантное поведение, психолого-педагогическая диагностика, подростки, федеральный государственный стандарт высшего образования.
NEW APPROACHES ON DETECTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF
ADOLESCENTS
Chuhrova Marina.
Novosibirsk State Pedagogical University, Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of General Psychology and History of Psychology, mba3@sibmail.ru.
Pronin Sergey.
Novosibirsk State Pedagogical University, assistant professor, svpronin@rambler.ru.
Elinskaya Yanina.
Novosibirsk, Siberian Institute of Practical Psychology, Pedagogy and Social Work, principal, sispp_nsk@mail.ru.
Abstract. The article presents the project of new approaches of identification of deviant behavior of adolescents, which is oriented towards the federal state standard of higher education in specialty 44.05.01 "Pedagogy and Psychology of Deviant Behavior". The project implementation allows carrying out objective psychological and pedagogical diagnostics of the youth with deviant behavior, simplifying the collection of primary data, its analysis and interpretation, and solving diagnostic tasks in the prevention of deviant behavior of adolescents belonging to the risk group.
Key words: deviant behavior, psychological and pedagogical diagnostics, adolescents, federal state standard of higher education.
Проблема формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков в настоящее время рассматривается как фактор национальной безопасности и стратегической цели здравоохранения в связи с прогрессирующим снижением доли здоровых детей [Ю.Е. Вельтищев, И.М. Воронцов Л.А. Щеплягина, В.А. Таболин, А.А. Баранов и др.]. Особую тревогу вызывает состояние здоровья школьников, среди которых отмечается высокая распространенность никотинизма, стремление к получению опыта измененного состояния сознания с помощью различных доступных лекарств (глицин), средств бытовой химии ингаляционным путем (гелия, который используется для надувания воздушных шаров, вдыхание паров различных клеев), использование новых синтетических наркотиков (спайсов), которые являются дешевыми и относительно доступными, и т.п. Потребление пива и других алкогольных напитков среди школьников также не уменьшается в связи с доступностью данного рода продукции. Суициды среди подростков также вызывают тревогу общества. Привлечение внимание исследователей к ранним подростковым девиантным дебютам связано с необходимостью оценки влияний пубертантной предиспозиции на последующие развитие стойкой склонности к девиациям, в том числе, к аддиктивным заболеваниям. В последнее время общепризнано, что рисковое поведение является проблемой молодых лиц и связана с формированием ревард-системы (системы подкрепления) головного мозга в этот возрастной период. Вместе с тем, известно, что, например, при наркотической зависимости характерна латентность протекания болезни, где от начала заболевания («холодная» фаза) до момента начала лечения проходит в среднем 5,5 лет, и пациенты в этот период находятся вне поля зрения врачей-специалистов. На наш взгляд, онтогенетический анализ позволяет зафиксировать в пубертате первые проявления психических, поведенческих и соматовегетативных отклонений, сопровождающих рисковое поведение, которые в дальнейшем становятся
системообразующими компонентами наркотической зависимости или серьезных поведенческих девиаций.
В настоящее время проблема ранней диагностики различных проявлений девиантного и аддиктивного поведения в социокультурном и образовательном пространстве не разработана. Существует настоятельная потребность разработки неинвазивных систем контроля поведения и потребления психоактивных веществ (ПАВ). Основным направлением предлагаемого проекта является разработка модели раннего выявления групп рискового поведения детей и подростков. По полученным нами в ходе различных исследований данным, при обращении к инструментальным психофизическим оценкам точность предсказания возрастает в 2-3 раза. Изложенный нами подход дает возможность прогнозировать структуру потребления ПАВ на основе данных, получаемых с помощью пульсометрического интерфейса. При проведении исследований школьников с применением данной технологии чувствительность метода составила 81 %, специфичность 92 %, что обеспечивает получение достоверной картины при выявлении возможных девиантов и скрытых потребителей психоактивных веществ.
Модель позволяет проводить «скрытый» скрининг для выявления групп наркотического риска не только среди подростков, школьников и студентов, но и среди взрослых лиц, работников промышленных предприятий, а также в различных социальных группах.
Цель проекта - внедрение технологии психофизиологического скрининга для выявления групп девиантного поведения (потребление психоактивных веществ, агрессивность, делинквентность, аутоагрессивность -суицидальность) среди школьников и последующего динамического контроля за состоянием их здоровья.
Задачи:
Организация постоянного дистанционного мониторинга психического и физического здоровья школьников на новых принципах.
Проведение обучающего семинара по возможности использования системы мониторинга психофизического состояния и для группового прогноза эффективности первичных профилактических мероприятий.
Создание единого информационного поля, позволяющего оценить существующую ситуацию по девиациям и эффективность проводимых профилактических мероприятий на индивидуальном и групповом уровне.
Проведение конференции по теме "Мониторинг психофизического состояния среди школьников и прогноз эффективности коррекционных программ среди групп риска».
Издание методического руководства по системе психофизического мониторинга.
Трансляция знаний для педагогов и школьных психологов. Обмен накопленным опытом и обучение школьных психологов и врачей. Транслирование опыта на все школы.
Обоснование актуальности проекта. Имеется довольно большой пласт современных исследований, посвященных проблеме девиантного поведения
подростков и влияния социально-психологических факторов на его формирование (Т.А. Хагуров, Я. Гилинский, А.М. Яковлев, О.Б. Компаниец, Т. А. Митина, М.З. Шогенов, А.С. Краснощеков и др.), психологических, медицинских и педагогических аспектов девиаций (Менделевич В.Д., Зотов М.В., Шипицина Л.М., Кулаков С.А., Ваисов С.Б., Березин С.Н., Лисецкий К.С., Щеглов Ф.Г., Кольцова О.В., Регуш Л.А., Семке В.Я., Чухрова М.Г., Пронин С.В.). Большая обобщающая работа по психолого-педагогическим проблемам девиантного поведения проведена Ю.А. Клейбергом. В Новосибирском Государственном педагогическом университете в рамках магистерской программы «Девиантология» под руководством М.Г. Чухровой защищены несколько магистерских диссертаций по психолого-педагогическим проблемам девиантологии (Савицкая Н.И., Шпехт М.В., Лагошина В.В., Став А., Барабанова А.В., Тепляков Г.В., Аврукин В.М., Елагина О.В. и др.). Признавая значение вышеизложенных работ, стоит отметить, что несмотря на множество подходов к изучению девиантного поведения, проблема подростковых девиаций в современных условиях требует дальнейшего изучения. Существует необходимость ранней, скрытой диагностики, позволяющей диагностировать и прогнозировать возможные проблемы, когда манифестация патологии еще не наступила. Это возможно при использовании объективных психофизиологических методов диагностики.
Проект позволяет проводить мониторинг личностного развития и социального поведения детей и подростков групп риска с целью профилактики девиантного поведения. Позволяет установить причины девиантного поведения, диагностировать семейную диуспарию. Дает возможность выбора и оценить психофизиологическую адекватность методов и коррекционных программ педагогического сопровождения и психологической помощи лицам , склонным к девиантному поведению, в т.ч. к лицам отбывающим наказание, их степень адаптации к пеницитарному или социально-воспитательному учреждению. Открывает новые возможности в коррекции нервно-психической дезадаптации. В рамках экспертно- консультативной деятельности (по рекомендации Минобрнауки) разработанный подход позволяет проводить оценку эффективности профилактических и коррекционных мероприятий, дает организовать семейное консультирование с учетом психофизиологического профиля ребенка и родителей. Это новый взгляд на возможности консультирования по проблемам детей с отклонениями или задержкой развития и профилактики у них девиантного поведения. Также немаловажным моментом для внедрения данной технологии является и возможность поднять уровень разработки рекомендаций и исследований при решении задач профилактики девиантного поведения, сопровождения и реабилитации лиц с таковыми отклонениями.
Методологические принципы предлагаемого проекта:
Принцип объективности, предполагающий всесторонний учет факторов и условий, сопутствующих рисковому девиантному и аддиктивному поведению, и их психофизиологических коррелятов.
Принцип системности, подразумевающий рассмотрение личности и организма подростка как системы: построение модели коггерентной психофизиологическойпредиспозиции, установление классификации
диагностических паттернов и упорядочение связей между структурными компонентами ревард-системы, выделение из них системообразующих, обеспечивающих соединение разных элементов в систему, характеризующую склонность к той или иной девиации.
Принцип детерминизма, включающий понимание причинности любого психологического явления как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его. В данном ракурсе предполагается, что формирование психофизиологической предиспозиции девиаций может быть обусловлено личностными и психофизиологическими особенностями, наследственностью, воспитанием, средствами массовой информации и др. а включение дополнительного принципа обратной связи, предполагает влияние инкогеррентнойпсихофизиологической предиспозициина формирование девиантного поведения детей и подростков.
Принцип комплексности, включающий скрининг состояний, связанных с девиантнымповедением, девиациями, суицидальным поведением, риском формирования влечения к ПАВ среди школьников, включает в себя оценку соматической коморбидности (последствия ЧМТ), общесоматический опросник, выявление синдрома дефицита внимания (СДВ) - специализированный опросник; психофизическую оценку на основе регистрации параметров вариабельности сердечного ритма (ВСР).
Предлагаемый подход позволяет проводить эти мероприятия школьному врачу без привлечения психолога или нарколога, т.к. он направлен на оценку общесоматического состояния школьников с применением общепринятой методики кардиоскрининга и напрямую не связан с оценкой приема ПАВ или девиациями. В последующем проводится обработка полученных данных по специальному алгоритму, позволяющего выявить лиц, относящихся к группам риска возможных девиаций.
Проведение проекта обусловлено следующими необходимостями:
Как плановое мероприятие по оценке здоровья школьников.
При веских обстоятельствах.
Спонтанная проверка в группе риска.
Организация проведения скрининга здоровья подростков. Включает в себя -письменное соглашение с родителями и информирование тестируемого.
Обучение персонала, проводящего тестирование - проведение тестирования.
Повторное тестирование после проведения программы реабилитации.
Скрининг и оценка при включении в группу риска, последующие этапы диагностики(оценка наличия пристрастия, оценка степени злоупотребления ПАВ и токсико-химическое подтверждение, уточнения семейного и психиатрического, школьного статуса).
Содержание проекта основано на:
Детальном рассмотрении традиционных и новейших подходов к изучению феномена девиации.
Анализе проблемы девиантного поведения детей и подростков в современной социокультурной ситуации развития общества;обобщении и классификации видовдевиантного поведения детей и подростков; основных факторахдевиантного поведения детей и подростков.
Изучении методов диагностики девиантного поведения детей и подростков, а также факторов риска.
Сравнительном анализе и обобщении опыта ранней профилактики девиантного поведения детей и подростков в социокультурном воспитании и образовании РФ на основе экспертных оценок.
Разработке и обосновании теоретических подходов к моделированию и классификации выявленных факторов и организационно-психологических условий ранней профилактики девиантного поведения детей и подростков в различных учреждениях и организациях.
На основе данного анализабыло сделано следующее:
Разработаны и обоснованы теоретические подходы к моделированию когеррентнойпсихофизиологической предиспозициикак фактора ранней профилактики рискового девиантного поведения детей и подростков.
Сконструирован и апробирован пакет исследовательских методик, позволяющих проводить системный анализ, экспертизу и классификацию психофизиологическойпредиспозициидевиантного поведения.
Выделены и определены критерии и показатели эффективности использования когерентной психофизиологической предиспозиции девиантного поведения как фактора ранней профилактики девиантного поведения детей и подростков.
Разработаны, на основе полученных в аналитической и эмпирической деятельности данных, рекомендации по психологической работе с подростками из группы риска.
Ожидаемые результаты применения разработанной системы скрининга здоровья у подростков школьников общеобразовательной сети:
Возможность динамического объективного психофизического контроля за состоянием здоровья подростков.
Создание единого технологического подхода к проведению скрининга здоровья у подростков школьников.
Снижение риска суицидального поведения среди подростков.
Улучшение профилактической работы.
Уменьшение числа осложнений при имеющейся зависимости и исключения эффекта втягивания одноклассников к приему ПАВ.
Улучшение качества оказания медицинской помощи подросткам, имеющих проблемы со здоровьем.
Создание единого понимания качества скрининга и оказания медицинской помощи в системе народного образования, педиатрической и наркологической службы.
Возможность объективной оценки медико-психологических, педагогических коррекционных программ сред групп риска.
Впервые существует возможность объединения в единую технологию контроля состояния здоровья школьников таких компонентов, как имеющийся психофизиологический интерфейс регистрации, алгоритм скрининга психосоматического состояния школьников, психодинамическую педагогическую оценку.
Практическая значимость результатов:
Возможность on-line обработки результатов тестирования
Унификация диагностических шкал системы к условиям скрининга ПАВ среди школьников.
Оценка эффективности специальных медико-педагогических коррекционных мероприятий на групповом уровне первичной профилактики
Внедрение для целевых групп психосоциального прогнозирования и обоснованных коррекционных программ с целью повышения устойчивости к девиантному и рисковому поведению.
Критерии и показатели эффективности реализации проекта:
Психолого-педагогическая модель ранней профилактики девиантного поведения детей и подростков на основе ранней неинвазивной диагностики позволит точечно и целенаправленно проводить превентивные мероприятия.
Концепция коггерентной психофизиологической предиспозиции как ресурса в профилактике девиантного поведения, позволит обосновать не только методы объективной диагностики, но и модели психотерапевтического, профилактического и социокультурного сопровождения детей с инкогеррентнойпсихофизиологической предиспозицией.
Апробация диагностических методик и модели раннего выявления и ранней профилактики девиантного поведения на экспериментальной образовательной площадке позволит повысить эффективность профилактической работы.
Проведение международных семинаров "Ранняя диагностика и профилактика девиантного поведения у подростков" позволит повысить престиж сибирской науки.
Организация и проведение тренингов "Ранняя диагностика и профилактика девиантного поведения у подростков" с обучением неинвазивным скрытым методам диагностики и разработки на их основе коррекционных и превентивных программ - повысит качество психолого-педагогической работы в регионе.
Образовательные программы повышения квалификации по диагностике и психокоррекционной работе с подростками с выявленными признаками склонности к рисковому поведению и потреблению ПАВ.
Разработка и распространение методических рекомендаций для образовательных учреждений по ранней диагностике и профилактике рискового поведения подростков.
Ресурсы и материально-техническое обеспечение:
Программное обеспечение «PsychometricExpert - 8» на 10 рабочих мест -психодиагностическая, тестологическая база данных, результаты которой могут
быть использованы для проведения исследований, создания, апробации и проведения психометрической проверки новой методики.
Универсальный пакет программ STATISTICA 10. Advanced +QC производится обработка и статистический анализ данных проведенного научного исследования.
Профессиональный компьютерный полиграф «Диана-04М +», для изучения и определения психофизиологических коррелятов девиантных проявлений.
Оргтехника:
Компьютерные классы, лекционные аудитории, оборудованные мультимедийным оборудованием, ресурсный центр оборудованный: ноутбуками, интерактивной панелью, оборудованием для проведения видеоконференции, видеокамерами, фотоаппаратами, цифровыми диктофонами, документ камерой, системой для голосования, наушниками.
Выводы:
Предлагаемый подход к проведению скрининга по выявлению различных девиаций у школьников основан на следующих положениях:
Склонность к различного рода девиациям (агрессивность, гиперактивность, делинквентность), прием любых психоактивных веществ приводит к стойким психофизиологическим изменениям, которые можно выявить с помощью регистрации вариабельности сердечного ритма (ВСР);
авторский алгоритм интерпретации основан на обследовании более 2000 различных контингентов и групп риска в сочетании с клиническими и анкетными методами исследования;
проведение скрининга на основе новой методологии обработки ВСР представляется доступной, малозатратной процедурой, и дает возможность скрытно выявлять группы риска;
универсальность диагностического комплекса позволяет встраивать данную технологию в обычные диспансерные мероприятия по оценке состояния здоровья школьников. Реализация предлагаемого проекта позволит составить объективную картину скрытого и явного девиантного поведения среди школьников, что в свою очередь даст возможность прицельного проведения коррекционных и профилактических мероприятий.
Библиографический список:
1. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клецкин З.С. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука, 1984. 225 с.
2. Бохан Н.А., Пронин С.В. Функциональное биоуправление при опийной наркомании (возможности интеллектуального альфа-, тета-тренинга). Томск: Изд-во ТГУ, 2008. 204 с.
3. Дресвянников В.Л., Пронин С.В., Чухрова М.Г. Выявление склонности к рисковому поведению с помощью анализа вариабельности сердечного ритма // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 6 (55). С. 273-276.
4. Козлова Л.И., Чухрова М.Г. Личностные характеристики пользователей сети интернет, склонных к зависимости от многопользовательских ролевых
онлайн игр // ж. Мир науки, культуры, образования. - № 3 (34), июнь 2012. - с. 193-195
5. Медведев А.С., Чухрова М.Г. Патофизиология алкоголизма и патогенетические подходы к его лечению. - Минск: Ковчег. - 2011. 172 с.
6. Медведев А.С., Чухрова М.Г. Психолого-педагогические принципы профилактики и коррекции наркозависимого поведения. - Минск: Ковчег, 2012. -182 с.
7. Семке В.Я., Чухрова М.Г., Бохан Н.А., Куприянова И.Е., Рахмазова Л.Д. Психическое здоровье коренного населения Восточного региона России. - Томск; Новосибирск: ООО «Альфа Виста», Изд-во «Наука», 2010. - 360 с.
8. Чухрова М.Г. Аддиция: зависимое поведение: монография / М.Г. Чухрова, В.П. Леутин. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. - 251 с.
9. Чухрова М.Г., Сиволапов А.Ф., Сафин Д.И. Агрессивность и враждебность как проявление защитных механизмов психики // ж. Мир науки, культуры, образования. - № 6 (31), дек. 2011. - с. 295-297
10. Чухрова М.Г., Чухров А.С., Пивоваров А.В., Сафин Д.И., Орлова Т.Г. Девиантное поведение в некоторых молодежных субкультурах // ж. Мир науки, культуры, образования. - № 6 (31), дек. 2011. с. 292-295.
11. Чухрова М.Г., Савицкая Н.И. Мотивации потребления алкоголя молодежью в гендерном аспекте // ж. Мир науки, культуры, образования. - № 4 (35), август 2012. - с. 226-231.
12. Шнейдер Л.Б., Психология подростковой девиантности и аддиктивности. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2016. 300 с.