Научная статья на тему 'Метод альтернативной деятельности как эффективный способ противодействия наркотизации и иных девиаций подростков и молодежи'

Метод альтернативной деятельности как эффективный способ противодействия наркотизации и иных девиаций подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1509
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРКОМАНИЯ / НАРКОСИТУАЦИЯ / НАРКОТИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМА РАСПРОСТРАНЕНИЯ НАРКОМАНИИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КОРРЕКЦИЯ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПЕРВЫХ ПРОБ НАРКОТИКОВ / АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕВЕНТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DRUG ADDICTION / DRUG SITUATION / PROBLEM OF DRUG ADDICTION / DEVIANT BEHAVIOR / ADDICTIVE BEHAVIOR / DEPENDENT BEHAVIOR / CORRECTION / PREVENTION OF FIRST USE OF DRUGS / ALTERNATIVE ACTIVITIES / ADDITIONAL EDUCATION / PREVENTIVE EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сагайдачная Галина Николаевна

Рассматривается проблема воспитания на современном этапе реформирования российского общества в контексте исторической концепции гуманизма. Особое внимание уделено подрастающему поколению, которое подвержено экзистенциальному кризису. Выделены основные факторы, обусловливающие аддиктивное поведение несовершеннолетних, представленные в результате анализа исследований психологов, социологов, педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the issue of education at the present stage of reforming of the Russian society in the context of the historical concept of humanism. Special attention is paid to the younger generation, who are influenced by the existential crisis. The main factors contributing to the addictive behavior of underage people, presented as the result of the analysis of researches of psychologists, sociologists, teachers, are outlined in the article.

Текст научной работы на тему «Метод альтернативной деятельности как эффективный способ противодействия наркотизации и иных девиаций подростков и молодежи»

педагогические науки

г.н. САГАЙДАЧНАЯ (Ростов-на-Дону)

метод альтернативной деятельности как эффективный способ противодействия наркотизации и иных девиаций подростков и молодежи

Рассматривается проблема воспитания на современном этапе реформирования российского общества в контексте исторической концепции гуманизма. Особое внимание уделено подрастающему поколению, которое подвержено экзистенциальному кризису. Выделены основные факторы, обусловливающие ад-диктивное поведение несовершеннолетних, представленные в результате анализа исследований психологов, социологов, педагогов.

Ключевые слова: наркомания, наркоситуация, наркотизация, предотвращение первых проб наркотиков, проблема распространения наркомании, девиантное поведение, аддиктив-ное поведение, зависимое поведение, коррекция, альтернативная деятельность, дополнительное образование, превентивная педагогическая деятельность.

Несмотря на усилия различных заинтересованных ведомств, общественных организаций, научного сообщества, семьи и школы, проблема наркотизации подростков и молодежи в России не теряет своей актуальности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г., одним из основных источников угроз национальной безопасности определена деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ [12].

Ежегодно в России 50-60 тыс. молодых людей умирает в результате употребления наркотиков. По данным мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, количество лиц, регулярно и эпизодически потребляющих наркотики, оценивается в 8 млн чел. (5,6% населения), в том числе около 3 млн -активные наркопотребители (2% населения) [13]. Масштабность данного явления в России такова, что ряд исследователей определяют ее как угрозу нации (А.В. Гоголева, М.Д. Гриф-фитс, А.Ю. Егоров, Ц.П. Короленко, В.А. Ло-

О Сагайдачная Г.Н., 2017

скутова, И. Маркс, В.Д. Менделевич, Т. Такер, К.С. Янг). Вместе с тем основной пик отечественных научных исследований в сфере педагогической профилактики наркотизации детей и молодежи приходится на 2002-2008 гг.

Целью нашего исследования является актуализация данной проблемы и рассмотрение эффективных подходов противодействия наркотизации в современных условиях с использованием метода альтернативной деятельности.

С психолого-педагогической точки зрения эффективные социальные стратегии противодействия наркотизации должны учитывать объективные факторы среды (социально-психологические) и субъективные факторы личности (психологические). Соответственно, выделяют два основных направления в сфере профилактики наркомании: работу с формирующей средой (выявление, учет и нейтрализация факторов риска) и работу с личностью (формирование устойчивости к неблагоприятным факторам и воздействиям) [6].

Известно, что занятость детей и молодежи рассматривается как определенный катализатор профилактики девиантного поведения. Так, в деятельности ГУ МВД России по Ростовской области одним из основных направлений профилактической деятельности подразделений по делам несовершеннолетних является вовлечение несовершеннолетних, состоящих на учете, в деятельность различных досуговых организаций, секций и кружков, проведение для данной категории воспитательных мероприятий. В 2016 г. из 2243 подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, 1323 периодически стали посещать досуговые учреждения.

В этой связи отметим исследование процесса формирования смысловой регуляции поведения подростков группы риска наркотизации, проведенное О.Н. Андрияненко [3]. Нам близка концепция автора, рассматривающего ценностно-потребностную регуляцию поведения подростков. Мы полагаем, что на смысловые структуры личности, которые О.Н. Андрияненко трактует как «превращенные формы жизненных отношений», решающее влияние оказывает формирующая среда.

Учитывая, что «ценности становятся личностными через идентификацию с теми или иными референтными социальными группами и общностями», можно предположить, что сфера организованной досуговой деятельности способна составить достойную альтерна-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

тиву асоциальным формированиям, негативно воздействующим на подростков.

Именно в пубертатном периоде личность занимает активную творческую позицию по построению своей индивидуальной траектории развития. Вместе с тем характерная для подростков тяга к острым ощущениям может вызвать интерес к деятельности, выходящей за рамки социально приемлемого поведения, спровоцировать употребление алкоголя, наркотических веществ. Следует учитывать, что у подростков недостаточно сформированы защитные механизмы по отношению к влиянию и манипуляциям, а также высок уровень конформизма в контексте пассивного принятия существующего социального порядка в референтной группе.

Здесь следует остановиться на понятиях «аддиктивное поведение» и «зависимое поведение», которые в работах психологов часто используются как синонимы (Н.Н. Мех-тиханова и др). И аддиктивное, и зависимое поведение являются производными формами сложной категории «девиантное (отклоняющееся от нормы) поведение».

Традиционно проявлениями аддиктивного поведения считают алкоголизм, наркоманию, токсикоманию, табакокурение, т.е. химические аддикции. К нехимической аддикции относят компьютерную зависимость, азартные игры, аддикции к еде, работоголизм. многочисленные исследования свидетельствуют о том, что различные формы аддиктивного поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования.

Аддиктивное поведение характеризуется проявлениями девиантности в стремлении к уходу в ирреальный мир и представляет собой форму деструктивного поведения, выражающуюся в изменении человеком своего психофизического состояния с помощью определенного средства. Таким образом, ад-диктивность может создавать иллюзию преодоления различных проблем, отрывая личность от социальной действительности и оказывая негативное влияние на ее психоэмоциональное и физическое состояние. Анализ психологических исследований (Е.В. Змановская, Ц.П. Короленко, Г. Марлатт, Н.Н. Мехтихано-ва, н. Смелзер) также приводит нас к пониманию аддиктивного поведения как аутодеструк-тивного проявления, приводящего к саморазрушению личности.

Проблема профилактики употребления несовершеннолетними психоактивных веществ в психологическом смысле отличается от про-

блемы профилактики алкоголизма и наркомании взрослых. Это объясняется тем, что психика подростка отличается от психики взрослого человека. Жизнедеятельность подростка развивается по своим специфическим закономерностям. У несовершеннолетних, в отличие от взрослых, сначала проявляется социальная дезадаптация, а потом уже присоединяется употребление алкоголя или других психоактивных веществ.

Таким образом, правонарушения, алкоголизм, наркомания и токсикомания, аффективные и невротические расстройства, суицидальное поведение - звенья одной цепи, которые являются следствием таких факторов, как возрастные особенности подростков, неблагоприятная микросоциальная ситуация развития, дисгармонизация детско-родительских отношений, отклонения в функционировании высшей нервной деятельности.

Е.В. Змановская предлагает собственную классификацию поведенческих отклонений, отмечая три основные группы девиант-ного поведения: антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности) [7].

Первые эпизоды наркотизации и алкоголизации у подростков 11-13 лет связаны, как правило, с трудной семейной или школьной ситуацией, безнадзорностью, некритичным отношением к поведению окружающих. Поскольку в этом возрасте наиболее доступны лекарственные и бытовые средства (бензин, клей, зубные пасты, таблетки и др.) и в то же время имеется заблуждение, что они менее вредны и опасны, именно с них чаще всего и начинается употребление психоактивных веществ, аддиктивное поведение.

Наиболее опасным возрастом для начала экспериментирования с психоактивными веществами является период с 14 до 16 лет - так называемый возраст независимости. Опыт знакомства с наркотиками может произойти на дискотеке, молодежной вечеринке, в компании друзей, т.е. в изолированных от влияния ответственных взрослых пространствах. У большинства подростков именно на этом возрастном этапе возникает или личный опыт употребления психоактивного вещества, или опосредованный - через близких знакомых и друзей.

Исследователи выделяют несколько групп различных отношений подростков к наркотикам:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

- употребляющие и втягивающие других;

- употребляющие, но понимающие опасность;

- активные противники;

- равнодушные противники, их кредо «Я наркотики не употребляю, а судьба других меня не касается»;

- не определившие свое отношение к наркотикам.

Анализ исследований психологов, социологов, педагогов позволяет выделить следующие основные факторы, обусловливающие аддиктивное поведение несовершеннолетних:

- биологические (выражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию (генетические, которые передаются по наследству, нарушения умственного развития, дефекты слуха, зрения, повреждения нервной системы);

- физиологические (дефекты речи, внешности, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих);

- психологические (например, акцентуации характера, вызывающие неадекватные реакции подростка);

- социально-педагогические (выражаются в дефектах школьного, семейного, общественного воспитания);

- социально-экономические (социальное неравенство: расслоение общества на богатых и бедных, которое ведет к социальной напряженности);

- личностные факторы (проявляются в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям окружения, а также выражаются в личной способности к регулированию своего поведения).

Личностно ориентированный подход в рассмотрении причин возникновения аддик-тивного поведения позволяет акцентировать проблему недостаточного развития у молодых людей социальных навыков и личностных ресурсов, не позволяющих оперативно выстраивать эффективную стратегию в случае возникновения кризисных (и даже спорных) ситуаций. Некоторые авторы описывают характеристики эффективного копинг-поведения (Л.И. Анцыферова, Т.Л. Крюкова, Л. Мерфи, С.К. Нартова-Бочавер, И.М. Никольская и др.). Понятие «копинг» восходит к английскому cope, что означает «преодолевать, совладать». В научной литературе термин копинг в широком смысле включает в себя все виды взаимо-

действия субъекта с задачами внешнего и внутреннего характера, а в более узком - определяется как стратегия действия для приспособления к условиям ситуации [17, с. 113]. Суть совладания заключается в том, чтобы человек либо полностью смог преодолеть негативные жизненные трудности, либо уменьшил их отрицательное воздействие. Поэтому копинг-поведение - это целенаправленное социальное поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией (или стрессом) способами, адекватными личностным особенностям и ситуации, т.е. через осознанные стратегии действия.

опасность употребления наркотиков в подростковом возрасте заключается в том, что у несовершеннолетних формируется установка на дальнейшую наркотизацию, негативно трансформируется личностное и физическое развитие. важно поэтому, чтобы профилактическая деятельность была направлена на недопущение первичного употребления психоактивных веществ и усиление индивидуальных защитных факторов личности подростка. основой такой профилактики, по мнению ряда авторов, является формирование у подростков навыков осознанно управляемого поведения.

в этой связи интерес представляет исследование А.К. Акбаева «Личностные ресурсы подростков как фактор противостояния деструктивному влиянию наркотических групп» [2]. Автор обоснованно определяет в качестве главенствующего фактора психологической устойчивости личности к различным деструк-там развитие внутренних ресурсов и на их основе - формирование поведенческих стратегий сопротивления групповому влиянию, манипуляциям и навыков поведения, устойчивого к внешнему воздействию.

одним из ресурсов формирования искомых форм устойчивого к зависимостям и иным девиациям поведения может стать специально организованная и предложенная подростку внеучебная деятельность, в ходе которой не только формируется ситуативный или пролонгированный интерес, но и выявляются скрытые способности. Следует учитывать, что деятельность становится интересной и значимой для подростков, если она приносит эмоциональное удовлетворение, чувство достижения намеченной цели. важным поэтому в отношении к организованной деятельности как коррекционному методу воздействия на подростков является формирование позиции активного участника происходящих событий [5].

Активное позиционирование может стать возможным на основе изучения сферы инте-

ресов, потребностей, способностей, склонностей, ожиданий подростка. В целях профилактики отторжения предлагаемого занятия необходимо вовремя помочь, например, разнообразить досуговую деятельность организованной двигательной активностью, поставить реально достижимую значимую цель. Такое оперативное профессиональное реагирование позволяет существенно снизить риск быстрого отказа от альтернативной деятельности, возможности искать подросткам другие сферы самореализации (табак, алкоголь, противоправная деятельность).

Кроме того, для усиления коррекционно-го и превентивного потенциала досуговой деятельности требуется решение следующих задач:

- формирование у подростка ответственного отношения к своему здоровью и, соответственно, неприятия вредных привычек;

- развитие нравственно-этического компонента личности подростка, формирование культуры межличностных отношений, обучение адекватным действиям в сложных жизненных ситуациях, обучение навыку анализа и оценки своих поступков;

- развитие творческих способностей, навыков самообразования, формирование трудовых навыков и умений.

Проведенный анализ существующих моделей профилактических программ позволяет сделать вывод о том, что наибольшее распространение в мире получили две модели обучающих программ первичной профилактики для подростков: программы достижения социально-психологической компетентности и программы обучения жизненным навыкам. Приоритетная цель первых - выработать у подростков навыки эффективного общения, вторых - обучить навыкам ответственного принятия решений.

коррекционный метод, направленный в основном на организацию досуга молодежи, получил название технологии функциональных эквивалентов, которая заключается в разработке альтернатив для потенциально опасного аддиктивного поведения. Превентивные мероприятия в развитии несовершеннолетних становятся функциональным эквивалентом потребления наркотиков. Пассивному потреблению наркотиков противопоставляется активное проведение свободного времени [9].

коррекционная направленность внеурочной воспитательной работы состоит в том, что педагогически запущенным девиантным подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оце-

нить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе.

Воспитательно-коррекционные функции внеурочной деятельности зависят от ее характера и направленности. Так, художественно-эстетическая деятельность направлена на выработку системы художественных представлений, воспитывает стремление к элементам прекрасного, формирует неприятие уродливых, безобразных проявлений. объединения, клубы социально-правовой деятельности создают систему знаний о нормах и правилах, правах и обязанностях, основы культуры поведения ребенка.

Важно отметить, что формальная организация досуга может не решить проблемы, связанные с отклоняющимся и аддиктивным поведением подростков. Для раскрытия кор-рекционно-развивающего и реабилитацион-но-воспитательного потенциала дополнительная образовательная деятельность должна быть соответствующим образом организована и подкреплена необходимым психолого-педагогическим инструментарием.

Среди ожидаемых результатов эффективно организованной альтернативной деятельности отметим:

- формирование у подростков чувства ответственности за свое здоровье, установки на здоровый образ жизни;

- повышение физической активности и развитие интереса к социально значимым, а также перспективным для своего личностного развития видам деятельности;

- усвоение и принятие морально-этических норм и правил поведения, принятых в обществе;

- использование навыков социального общения в реальных жизненных ситуациях.

В заключение отметим, что в настоящее время дополнительное образование - один из элементов комплексной модернизации отечественной системы образования. основная цель объединений и учреждений системы дополнительного образования - создание для детей с раннего возраста условий для активного развития в соответствии с их интересами, желаниями и имеющимся потенциалом.

Подходы, заложенные в современных отечественных нормативно-правовых и концептуальных документах, позволяют адекватно ответить на глобальные вызовы в системе образования и социализации человека. В них отражен ряд принципиальных позиций:

- охват дополнительными общеобразовательными программами к 2020 г. - не менее 75 % детей в возрасте от 5 до 18 лет;

- создание сетевых моделей, включающих различные организации культуры, спорта, а также предприятия реального сектора экономики;

- увеличение охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет программами технической и естественно-научной направленности к 2020 г. до 20 %;

- создание механизмов стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров.

С учетом изложенного обозначим некоторые выводы.

высокий формирующий и коррекционный потенциал дополнительного образования, безусловно, может эффективно использоваться в качестве деятельности, альтернативной аддик-тивному поведению. в общем комплексе мер коррекции девиантного поведения подростков досуговая деятельность эффективно и положительно влияет на социально-психологические особенности и физическое состояние девиантных подростков. особенно эффективен метод альтернативной деятельности в подростковом возрасте, когда другие педагогические приемы не могут оказать ожидаемого действия.

однако, если в качестве первичной профилактики достаточно просто организовать до-суговую деятельность большинства детей (в практике применяются термины занятость и охват), то для полномасштабного использования коррекционного потенциала дополнительной образовательной деятельности необходим качественный подход, основанный на комплексной диагностике личностных особенностей каждого ребенка, с учетом формирующих и реабилитационных свойств того или иного вида спорта, творческого занятия, социальных практик.

Профилактика и коррекция девиантно-го поведения подростков в процессе дополнительного образования должна носить комплексный характер и содержать специальные технологии: коррекционно-развивающие, социально-психологические, превентивные, ре-креационно-оздоровительные и др. Профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками группы риска по аддиктив-ному поведению, нуждаются в специализированной подготовке, позволяющей овладеть методологией и практическими технологиями для применения в сфере дополнительного образования.

кие науки -

список литературы

1. Аддиктивное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресоциализация в условиях образовательной среды: материалы Всерос. конф. М.: Изд-во НИИ РЛ МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013.

2. Акбаев А.Х. Личностные ресурсы подростков как фактор противостояния деструктивному влиянию наркотических групп: дис. ... канд. пед. наук. Сочи, 2010.

3. Андрияненко О.Н. Формирование смысловой регуляции поведения подростков группы риска наркотизации: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2002.

4. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог. 2005. № 1. С. 1-15.

5. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 1999.

6. Зайцева Н.В., Занина Л.В. Анализ современных концепций борьбы с наркотизацией детей и подростков // Социально-педагогические проблемы детей и молодежи: сб. науч. тр. (с междунар. участием). Ростов н/Д., 2014. С. 322-327.

7. Змановская Е.В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2004. 2-е изд., испр.

8. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ: проведен 30 ноября - 1 декабря 2013 г. [Электронный ресурс] // ВЦИОМ: сайт. URL: https:// wciom.ru/index.php?id=236&uid=114626 (дата обращения: 30.05.2016).

9. Калиниченко О.Ю. Формирование аддик-тивного поведения в подростковом и юношеском возрасте: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

10. Майсак Н.В. Матрица социальных девиаций: классификация типов и видов девиантного поведения [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2010. № 4. URL: www.science-education.ru/92-4505 (дата обращения: 30.05.2016).

11. Мысина Г.А. Патриотическое воспитание как основа профилактики аддиктивных форм поведения обучающихся // Аддиктивное поведение обучающихся: профилактика, реабилитация и ресоциа-лизация в условиях образовательной среды: сб. материалов Всерос. конф. / под ред. Г.И. Семикина. М.: Изд-во НИИ Радиоэлектроники и лазерной техники МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2013.

12. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 // Рос. газ. 2009. 19 мая. № 88.

13. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков»: постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 299 // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. I). Ст. 2148.

14. Педагогика здоровья / нод ред. М.С. Мар-тыновой. М., 2003.

15. Сердюк A.A. Профилактика наркотизма в системе народного образования: методические и организационные аспекты чтения спецкурсов // Профилактика наркомании: организационные и методические аспекты: итоговые материалы между-нар. проекта / сост. И.П. Рущенко. Харьков: Фи-нарт, 2002. С. 102-123.

16. Сорокина E.H. Технология коррекции де-виантного поведения подростков 11-14 лет в нро-цессе туристско-краеведческой деятельности в учреждениях дополнительного образования: дис. ... канд. нед. наук. М., 2005.

17. Церковский A^. Современные взгляды на

копинг-проблему // Вестн. ВГМУ. 2006. Т. 5. № 3. * * *

1. Addiktivnoe povedenie obuchajushhihsja: profilaktika, reabilitacija i resocializacija v uslovijah obrazovatel'noj sredy: materialy Vseros. konf. M.: Izd-vo NII RL MGTU im. N.Je. Baumana, 2013.

2. Akbaev A.H. Lichnostnye resursy podrostkov kak faktor protivostojanija destruktivnomu vlijaniju narkoticheskih grupp: dis. ... kand. ped. nauk. Sochi, 2010.

3. Andrijanenko O.N. Formirovanie smyslovoj reguljacii povedenija podrostkov gruppy riska nar-kotizacii: dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2002.

4. Berezhkovskaja E. Chem i kak uvlekajutsja podrostki // Shkol'nyj psiholog. 2005. № 1. S. 1-15.

5. Goneev A.D., Lifinceva N.I., Jalpaeva N.V. Osnovy korrekcionnoj pedagogiki: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij / pod red. V.A. Slastenina. M.: Izd. centr «Akademija», 1999.

6. Zajceva N.V., Zanina L.V. Analiz sovremen-nyh koncepcij bor'by s narkotizaciej detej i podrost-kov // Social'no-pedagogicheskie problemy detej i molodezhi: sb. nauch. tr. (s mezhdunar. uchastiem). Rostov n/D., 2014. S. 322-327.

7. Zmanovskaja E.V. Deviantologija: psihologija otklonjajushhegosja povedenija: ucheb. posobie dlja studentov vuzov. M.: Akademija, 2004. 2-e izd., ispr.

8. Iniciativnyj vserossijskij opros VCIOM: proveden 30 nojabrja - 1 dekabrja 2013 g. [Jelek-tronnyj resurs] // VCIOM: sajt. URL: https://wciom. ru/index.php?id=236&uid=114626 (data obrashhenija: 30.05.2016).

9. Kalinichenko O.Ju. Formirovanie addiktiv-nogo povedenija v podrostkovom i junosheskom voz-raste: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2007.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Majsak N.V. Matrica social'nyh deviacij: klassifikacija tipov i vidov deviantnogo povedenija [Jelektronnyj resurs] // Sovremennye problemy na-uki i obrazovanija. 2010. №4. URL: www.science-education.ru/92-4505 (data obrashhenija: 30.05.2016).

11. Mysina G.A. Patrioticheskoe vospitanie kak osnova profilaktiki addiktivnyh form provedenija obuchajushhihsja // Addiktivnoe povedenie obuchajushhihsja: profilaktika, reabilitacija i resocializa-cija v uslovijah obrazovatel'noj sredy: sb. materialov Vseros. konf. / pod red. G.I. Semikina. M.: Izd-vo NII Radiojelektroniki i lazernoj tehniki MGTU im. N.Je. Baumana, 2013.

12. O Strategii nacional'noj bezopasnosti Ros-sijskoj Federacii do 2020 goda: ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. № 537 // Ros. gaz. 2009. 19 maja. № 88.

13. Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Protivodejstvie nezakonnomu oborotu narkotikov»: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 299 // SZ RF. 2014. № 18 (ch. I). St. 2148.

14. Pedagogika zdorov'ja / pod red. M.S. Mar-tynovoj. M., 2003.

15. Serdjuk A.A. Profilaktika narkotizma v sisteme narodnogo obrazovanija: metodicheskie i orga-nizacionnye aspekty chtenija speckursov // Profi-laktika narkomanii: organizacionnye i metodicheskie aspekty: itogovye materialy mezhdunar. proekta / sost. I.P. Rushhenko. Har'kov: Finart, 2002. S. 102-123.

16. Sorokina E.N. Tehnologija korrekcii deviantnogo povedenija podrostkov 11-14 let v processe turistsko-kraevedcheskoj dejatel'nosti v uchrezh-denijah dopolnitel'nogo obrazovanija: dis. ... kand. ped. nauk. M., 2005.

17. Cerkovskij A.L. Sovremennye vzgljady na koping-problemu // Vestn. VGMU. 2006. T. 5. №3.

Alternative activity method as an effective way to counteract drug addiction and other deviations of adolescents and youth

The article deals with the issue of education at the present stage of reforming of the Russian society in the context of the historical concept of humanism. Special attention is paid to the younger generation, who are influenced by the existential crisis. The main factors contributing to the addictive behavior of underage people, presented as the result of the analysis of researches ofpsychologists, sociologists, teachers, are outlined in the article.

Key words: drug addiction, drug situation, problem of drug addiction, deviant behavior, addictive behavior, dependent behavior, correction, prevention of first use of drugs, alternative activities, additional education, preventive educational activities.

(Статья поступила в редакцию 01.07.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.