Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
архим. Авраамий
Деревня Дун-дин-ань: Мукденские миссионерские воспоминания
Опубликовано:
Христианское чтение. 1904. № 11. С.742-749.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
WWW
Деревня Дунѵдинѵань.
Мукденскія миссіонерскія воспоминанія *).
III.
Т^АПАСПІИСЬ всімъ необходимымъ, какъ-то одеждой, су-101 харями, деньгами, я не оставилъ на этотъ разъ и заботы 'gj о топливѣ: взялъ сь собою древеснаго и каменнаго угля. £ Можно было подумать, что мы собрались ѣхать по край-ф ней мѣрѣ за тысячу верстъ. Меня сопровождали трое Г нѣвчихч», изч. которыхъ съ однимъ я могь уже немного объясняться на п о л у р у с с к омъ и нолукитайскомъ языкѣ. Кажется все было предусмотрѣно, чтобы не терпѣть нужды въ самомъ необходимомъ, но и на этотъ разъ оказалось, что безч. „горя“ и „тѣсноты“ миссіонеру невозможно обойтись. Пріѣздъ мой въ Дунъ-диігь-ань сопровождался точно такой же встрѣчей, какъ и прежде, обстановка была та же самая. Надо было найти человѣка, который бы готовилч» пищу, надо было знать изъ чеі’о готовить. „Поваръ“ нашелся скоро,—раньше онъ уже служилъ у кого-то изъ оо. миссіонеров'ь, но относительно приварка не такъ-то легко было устроиться. Впро-чем ь, деревня могла предложить морковь, горохъ, фасоль, кукурузу, бобы разныхъ видовъ; пшеничную муку и картофель также молено было достать, хотя и съ трудомъ, только капусты не было. Служба въ церкви, предшествуемая обычной уборкой, началась обычными» порядкомъ, но уже на второй и третій день прихожане почти прекратили посѣщеніе церкви. Я объяснилъ имъ черезч» катехизатора, что для меня молиться наединѣ можно было бы и дома, въ Пекинѣ, и что если я пріѣхалъ нъ деревню, такъ это исключительно за тѣмъ, чтобы дать возможность имъ (прихожанами») поговѣть и пріобщиться св. таинч». Тогда церковь опять стали посѣ-
ідать человѣк'ь десять. Такъ дни говѣнья продолжались, свободнаго времени, между службами, почти не оставалось, чѣмъ болѣе, тіто и посѣтители отнимали много времени; онять некогда было ознакомиться съ деревней. Много разъ приходили ко мнѣ дѣти, школьники. Однажды ихъ собралось человѣкъ двадцать. Вели себя они развязно, заговаривали со мной, шалили; я корми.ть ихъ привезенными съ собою сухарями и все имъ роздалъ, такъ что снова посыпалъ въ Пекинъ за провизіей.
Когда пришло время исповѣди, я велѣлгь катехизатору собрать говѣлыциковъ и напомнить имъ смыслъ и значеніе исповѣди. „О, да,—мы знаемъ грѣхи наши, говорили христіа-ие-кнтайцьт, мы знаемъ, что мы—грѣшники и просимъ помолиться за насъ Богу, чтобы Онъ не наказалъ насъ неурожаемъ и другими бѣдствіями“. Лишь одна старушка съ наивностью дитяти увѣряла, что грѣшники могутъ быть развѣ лишь въ Пекинѣ, гдѣ народъ живетъ въ довольствѣ: „мы, говорила она, люди бѣдные, рабочіе, какіе ужъ за нами грѣхи“? На исповѣди, читанной мной по тетрадкѣ, затрудненіе встрѣтилось при припоминаніи и произношеніи „исповѣдниками“ своихъ именъ; нѣкоторымъ нелегко удавалось выговаривать свои христіанскія имена, а другіе и совсѣмъ не могли припомнить, такъ что надо было спрашивать у сосѣдѣй; по свойству китайскаго языка съ особеннымъ трудомъ запоминались имена Елизавета, Никифоръ, Митрофанъ, Евлампія. „Исповѣдниковъ“ оказалось человѣкъ двѣнадцать. Крестное знаменіе полагалось не всѣми одинаково твердо. Въ этомъ я винилъ самого себя, почему такъ рѣдко посѣщалъ деревню и недостаточно ревностно работалъ тамъ по наставленію вѣрующихъ.
Обратной дорогой въ Пекинъ, проѣзжая мимо одного городка, я обратилъ вниманіе на зданія одной изъ американскихъ миссій. Восьмигранная башня смѣло выступала на уголъ квартала, придавая всему городку особый видъ и красоту. „Вотъ; подумалъ я, люди работаютъ, откуда у нихъ что берется: сыны вѣка сего мудрѣе сыновч» свѣта въ родѣ своемъ суть. Надо и мнѣ, обдумавъ пріемы и дѣйствія, собравшись съ силами, спѣшить опять въ Дунъ-динъ-ань, чтобы настойчиво, систематически вести дѣло проповѣди и поддержаніе1 благочестія среди крестившихся НО-ть лѣтъ тому назадъ и забываюіцих’ь вѣру“. Но нескоро удалось исполнить это намѣреніе. По пріѣздѣ моемъ въ Пекина. сначала шли приготовленія къ Пасхѣ, потомъ начались работы по ремонту, потомъ—переборка библіотеки, ежедневныя занятія въ школѣ... Такъ прошло лѣто, а осенью, въ престольный праздникъ св. Иннокентія, в'ь деревню былъ командированъ другой іеромонахъ, такъ что мнѣ пришлось посѣтить Дунъ-динъ-ань лишь ровно черезъ годъ, опять въ великомъ посту. Этотъ годъ былъ 1900-ый.
49*
IV.
Въ этотъ пріѣздъ я уже не нуждался въ переводчикѣ, я моп» самъ понимать разговорную рѣчь, хотя и съ трудомъ, и кое-какъ объясниться съ китайцами. Воспользовавшись случаемъ, что катехизаторъ былъ другой, болѣе ревностный къ проповѣданію слова Божія, я съ перваго же дня моего пріѣзда приложилъ стараніе къ тому, чтобы устроить бесѣды и собрать слушателей. Такъ какч» пора была рабочая, то трудно было требовать отъ мужчинъ аккуратнаго посѣщенія церкви днемъ. Женщины же изъ скромности не хотѣли собираться въ церкви въ часы не положенные для богослуженія, такъ что пришлось собираться въ частныхъ домахъ для бесѣдъ.
Приготовивши заранѣе программу и провѣривъ всѣ ссылки на мѣста Св. Писанія, я съ двумя катехизаторами, старымъ и новымъ, отправился въ избранный на этотъ разъ домъ. Приняли насъ, повидимому, радушно. Изложеніе предмета 'было избрано понятіе о Богѣ, какъ Творцѣ міра) замедлялось тѣмъ, что приводилось по три раза повторять одно и тоже: л говорилъ по-русски (во избѣжаніе ошибокъ) новому катехизатору, пекинцу, тотъ пересказывалъ мои слова по— китайски, на пекинскомъ нарѣчіи, прежнему катехизатору, дундинаньцу, который говорилъ уже слушателямъ на ихъ мѣстномъ нарѣчіи. Потомъ слѣдовали вопросы, приходилось но нѣсколько разъ повторять сказанное, переспрашивать опять и т. д. Вт» результатѣ получилось, что затративъ вдвое болѣе предположеннаго времени, мы не прошли и половины того, что предполагалось по программѣ. Да и слушателями нашими были лишь: одинъ старикъ, навѣрное глухой, двѣ старухи и нѣсколько дѣтей. Поджавъ подъ себя ноги, они сидѣли на „кану“—это особый родъ лежанки. Посрединѣ тѣсной комнатки стоялъ столъ, съ предложенными на немъ лакомствами. Замѣтивъ утомленіе своихъ слушателей, мы прекратили бесѣду. На другой день оказалось, что наши слушатели многое забыли изъ слышаннаго вчера, въ памяти ихъ остались лишь кое-какіе примѣры, поэтому пришлось повторять „пройденное“. А на слѣдующій—день хозяева уже отказали намъ въ помѣщеніи. Тогда мы обратились въ миссійскую нашу школу, недавно открытую новымъ катехизаторомъ. Въ нее ходили семь мальчиковъ, нѣкоторые изъ нихъ не были еще крещены. Они проходили краткій молитвословъ, краткую св. исторію, начатки ученія православной вѣры, но безъ объясненіи пока лишь заучивали, по китайскому обыкновенію, текста» книги наизусть. Приступая къ толкованію заученнаго, надо было провѣрить знанія. Экзаменъ показалъ, что за карот-кое время, не больше какъ въ два мѣсяца, дѣти усвоили не мгло: читали наизусть текстъ книги, отвѣчали па вопросы изъ исторіи и вполнѣ) сознательно, даже знали хронологію.
Я весьма утѣшился такими успѣхами, хвалилъ катехизатора, обѣщая ему обратить на его дѣятельность вниманіе начальника миссіи. Послѣдній тогда уже выразилъ намѣреніе лично пріѣхать въ Дунъ-динь-ань. Въ видахъ этой встрѣчи, мы приступили къ небольшому ремонту помѣщенія, рѣшили перебрать потолки, сдѣлать перегородку въ комнатѣ, выкрасить окна и двери. Но тутъ опять пришлось испытать непріятности. Нѣкоторыя покупки на базарѣ, какъ-то: краски, масло и пр., я поручилъ сдѣлать молодому катехизатору. Онъ взялся, хотя самъ не ходилъ на базаръ, такъ какъ здѣсь это считается унизительнымъ для высокаго званія учителя. Когда покупки уже были сдѣланы, надо было принять счета отъ лавокъ, перевести ихъ на русскій языкъ и подписать. Одинъ изч> этихъ счетовъ былъ писанъ катехизаторомъ, но я забылъ обч, этомъ, а отличить почеркъ руки китайца очень трудно. Случайно этотъ счетъ я предложилъ провѣрить, безъ всякой тѣни сомнѣнія въ немгь. Молодой педагогъ такъ обидѣлся, что бросилъ счета и со слезами выбѣжалъ изъ комнаты. Отч. этого несчастнаго случая я страдалъ ничуть не менѣе самого обидѣвшагося, отношенія наши испортились, а это не хорошо отразилось на нашемъ общемъ дѣлѣ. Мы продолжали заниматься въ школѣ катехизаціей, но нашими слушателями были только ученики,—изрѣдка лишь заходилъ кое-кто изч> взрослыхъ христіанъ. Точно также не пошло дѣло и съ поученіями за литургіей, требовавшими предварительных’ь долгихъ разучиваній, по плохому еще пониманію мною тогда китайской рѣчи и по невозможности предоставить это дѣло одному катехизатору. Вч> послѣднемъ я убѣдился съ перваго же раза, когда катехизаторъ взя.ть проповѣдь совсѣмъ не идущую къ дѣлу. Авторъ проповѣди, повидимому американецъ, громилъ обычаи китайцевъ, совѣтовалъ подражать всему европейскому, въ противномъ же случаѣ угрожалъ паденіемъ китайскаго государства, ссылался на бывшую японо-китайскую войну, словомъ...неистовствовалч. на политической почвѣ. Катехи-
заторъ полагалъ, что въ присутствіи европейца все китайское нужно бранить и что это мнѣ будетъ нравиться.
Вообще и въ эту поѣздку я такъ истомился нравственно, что радчэ былъ сидѣть и въ тряской телѣгѣ, когда возвращался обратно въ Пекинъ. Мыслимой, однакоже, не оставляли деревни, я проходилъ воображеніемъ дни, проведенные мною въ Дунъ-дшгъ-ани, переживалъ опять всѣ свои неудачи, видѣлч, недостатки своей дѣятельности, и жалѣлъ, что рѣдко посѣщаю свою паству, мало назидаю, мало пріобрѣтаю опытности и навыка вч> обращеніи сч, ними.
У.
Вернувшись въ Пекинъ, я просилчз начальника миссіи оказать вниманіе Дунъ-динъ-аньской школѣ посѣіценіемчэ ея.
Рѣшено было поѣхать въ Дунъ-динъ-ань, устроить тамъ торжественное богослуженіе и для этого избранъ второй день св. Пасхи.
Приготовленія къ отъѣзду, задолго начатыя, къ сроку были окончены, настало и время отъѣзда. Поѣздъ изъ десятка китайскихъ телѣгъ представлялъ для насъ веселую праздничную картину, по нашему внутреннему настроенію: Пасха и вт, Китаѣ остается Пасхою для насъ. Кромѣ начальника миссіи и меня ѣхали: діаконъ, паномарь и пѣвчіе. По дорогѣ всюду мы привлекали вниманіе китайцевъ, которые съ любопытствомъ распрашивали, куда мы ѣдемъ съ такимъ „тор жесткомъ1*? Останавливались въ дорогѣ только на полчаса и прибыли въ Дунъ-динъ-ань еще до заката солнца. Нечего и говорить, что пріемъ намъ быль оказанъ самый радушный: китайцы-христіане встрѣчать и провожать насъ выходили за околицу деревни. Церковь нами была „разукрашена“,— устлана коврами, богослуженіе совершалось необычайно торжественно, пѣвчіе пѣли съ услажденіемъ, зная, что дундинаньцы давно не слышали пасхальнаго пѣнія; радостное чувство наполняло сердца всѣхъ, можетъ быть и язычниковъ, сошедшихся съ окрестныхъ деревень и занявшихъ буквально всю площадь и улицы, прилегавшія ко двору. На другой день послѣ литургіи былъ совершенъ крестный ходъ вокругъ всего двора, представившій для поселянъ чудное, невиданное зрѣлище. Лица, участвовавшія въ крестномъ ходѣ, выступали стройно парами, костюмы ихъ, всѣхъ цвѣтовъ радуги, блистали на солнцѣ своими шелковыми складками; представительная, высокая фигура начальника миссіи, окруженнаго штатомъ причта, привлекала взоры всѣхъ. Язычники, съ полнымъ уваженіемъ къ святости церемоніала, спѣшили предупредить всякія неудобства при такомъ огромномъ стеченіи народа, охотно еще сч, вечера расчистили дорогу для крестнаго хода, разобравъ мѣстами изгородь изъ камыша и сравнявъ земляныя насыпи, прилегавшія къ оградѣ. Впечатлѣніе на толпу произведено громадное. Великая вещь заставить язычниковт. не гнушаться христіанами изъ китайцевъ и въ сихъ послѣднихъ вселить увѣренность, что онп, ища вѣры, не утратили своего достоинства въ глазахъ соотечественниковъ. Весь этотъ день прошелъ въ молитвѣ, и посѣщеніи домовъ христіанъ, какъ это бываетъ обычно вч> Россіи и даже много сходнаго было во внѣшней обстановкѣ молебствія. Хозяева встрѣчали насъ на порогѣ своихъ домовъ, послѣ молебствія предлагали чай и закуски. Въ одномъ домѣ, по окончаніи молебна нашъ о. діаконъ полюбопытствовалъ снять со стѣны ситечко, висѣвшее вблизи православной иконы,
и... къ изумленію своему увидѣлъ подъ нимъ, наклеенное на стѣнѣ, буддійское изображеніе богини плодородія. Чтобы какъ-нибудь сгладить смущеніе хозяевъ, запѣли „Да воскреснетъ Воръ“ іі поспѣшили уйти изъ дома. Вечеромъ, по об-
ходѣ всѣхъ домовъ и по вечернемъ богослуженіи, пріятно было и отдохнуть отъ дневныхъ трудовъ въ своемъ кругу. Помню, рѣчь шла о желательномъ расширеніи миссіонерскаго дѣла въ деревнѣ, указывались мѣры и способы дѣйствій. Всѣ соглашались съ тѣмъ, что, пріѣзжая разъ или два въ годъ, трудно подвинуть дѣло благовѣстія впередъ, что для успѣха проповѣди и поддержанія православія нужно здѣсь имѣть уютный миссіонерскій „уголокъ“, гдѣ можно было бы и школу обставить поудобнѣе. Для этого находили нужнымъ расширить участокъ земли пріобрѣтеніемъ сосѣднихъ съ дворомъ земель и завести на нихъ какое-нибудь хозяйство. Но когда справились объ этихъ сосѣдяхъ, то оказалось, что не продаютъ или цѣною дорожатся...
При отъѣздѣ нашемъ произошло маленькое замѣшательство, вслѣдствіе заявленія китайцевъ-христіанъ, что они обижены раздачей пособія — только по одному доллару, тогда какъ пекинскіе христіане, какъ имъ извѣстно, въ этомъ году получили по два доллара. Было велѣно расходчику удовлетворить претензію.
VI.
Наступилъ май ПЮО года. Боксерское возстаніе широкой волной разлилось по сѣверному Китаю, захватило и Чжилій-скую провинцію. Дунъ-динъ-ань сдѣлалась однимъ изъ становъ для вербовки боксерскихъ полчищъ. Богъ вѣсть откуда прибывшіе люди предлагали дундинаньцамъ вступать въ общество „большаго кулака", заучивать безсмысленныя изрѣ-ченія заклинанія „ихотуанцевъ“ *), поступать въ ряды своеобразной арміи ихъ, противорѣчащимъ угрожали смертью. На пустыряхъ деревни, въ нѣсколькихъ мѣстахъ боксерами были воздвигнуты „жертвенники“, если можно такъ назвать кубики въ полтора аршина высотою, сложенные изъ кусковъ дерна и мелкаго битаго кирпича. Днемъ вокругъ этихъ жертвенниковъ можно было видѣть лишь сильно притоптанную пыль, да небольшіе клочки красныхъ тряпокъ, по къ вечеру собиралась толпа желающихъ „учиться“. Являлись и учителя гимнастическихъ, кабалистическихъ и другихъ упражненій. Съ непремѣнной таинственностью и бормотаньемъ свонхч» заклинаній эти импровизованные учителя насаждали свою науку, достаточно подготовленныхъ принимали въ свою артель и выдавали имъ внѣшнее отличіе,—красныя повязки на рукахъ и ногахъ, а болѣе воодушевленныхъ и снособных-ь къ гипнозу назначали учителями и предводителями группъ. Группы эти ходили по деревнѣ, ища людей несогласныхъ съ ихъ мнѣніемъ, заставляли ихъ силою дѣлать поклоненіе Небу, и себѣ, какъ выразителямъ воли Неба, героическому духу 1
1) Китайское названіе боксеровъ. /Ѵз.
Гуань-ди и другимъ божествамъ. Часто предводителями такихъ группъ являлись жрецы разныхъ китайскихъ религіозныхъ культовъ, тѣ носили съ собой ѳиміамъ и принуждали воскурять его всѣхъ, встрѣчавшихся на улицѣ прохожихъ. Лицъ, принимаемыхъ въ общество, заставляли также дѣлать поклоненія передъ жертвенниками, на которыхъ ставились изображенія духовъ и геніевъ, или, просто, горѣли курительныя свѣчи. Фехтованіе на длинныхъ ножахъ составляло главную часть боксерской науки, а учителями признавались тѣ, которые вслѣдствіе особаго ,,избранія“ Неба, а также и старанія въ усвоеніи заклинаній и гимнастическихъ пріемовъ, получали способность неуязвимости оружіемъ. Таковые прорицали, знали гдѣ можно доставать пищу для артели и имѣли у себя неразмѣнныя деньги. На простой народъ вся эта небывальщина дѣйствовала обаятельно, таинственность завлекала многихъ, а кто и не вѣрилъ, то боялся: съ перваго же раза боксеры показали примѣры разграбленія имущества нѣсколькихъ богатых'ь людей, не поддававшихся ихъ вліянію, а власти бездѣйствовали. Многіе изъ поселянъ, не понимая, что отъ нихъ требуютъ пришлецы, оставляли свои семьи и искали спасенія въ бѣгствѣ. Такч» какъ боксеры не скрывали своего возбужденія противъ европейцевъ, то дунъ-динъ-ань-скій катехизаторъ, сознавая приближающуюся бѣду, запросилъ меня, не нахожу ли я нужнымъ ходатайствовать о вызовѣ изъ уѣзднаго города роты китайскихгь солдатъ для охраны церкви? Меня нѣсколько удивило такое довѣріе китайца къ своимъ солдатамъ. Какъ онъ могъ не знать, что въ то время солдаты были „ничуть не лучше“ боксеровч.. Это письмо меня сильно встревожило, но я не хотѣлъ тревожить начальника миссіи посылкой ему телеграммы (онъ былъ въ отлучкѣ), написалъ письмо, по которому начальникъ скорѣе пріѣхалъ въ Пекинъ, а на другой же день вы-ѣхалч> въ Дунъ-Динт.-ань въ сопровожденіи двухъ пѣвчихъ. Вт, то время волненія уже начали проявляться подъ Пекиномъ и мы очень боялись за жизнь путешественниковъ. Они однако же благополучно возвратились назадъ. Многихч, христіанъ они не нашли въ ихъ домахъ, оставшіеся же неохотно обнаруживали себя толпѣ и замѣтно опасались обращенія съ европейцами. На предложеніе начальника миссіи слѣдовать за нимъ въ Пекинъ, дунгь-динъ-анъскіе христіане отказывались, да Пекинъ въ то время казался еще менѣе обезпечивающимъ безопасность своихъ гражданъ. Движеніе такъ охватило все, что нечего было и думать укрыться куда-либо нашимч, христіанамъ. Черезъ недѣлю храмч, и дворъ нашъ въ Дунъ-динъ-ami былч, сожженъ, катѳхрзаторъ бѣжалъ въ Пекинъ, нѣкоторые изъ школьниковч, оказались въ рядахъ боксеровъ. На другой или третій день послѣ этого и духовная наша миссія вынуждена была оставить свою церковь па сѣверѣ Пекина и переселиться въ южную часть го-
рода, къ посольствамъ, гдѣ пробыла въ осадѣ два мѣсяца до прихода соединеннаго европейскаго отряда, освободившаго насъ... Прошли европейскія войска по Чжилійской провинціи, разогнали шайки мятежниковъ. Поселяне обратились къ своимъ мирнымъ занятіямъ, стали запасаться нужнымъ къ зимѣ. Прошла и зима, а дворъ и церковь наша въ Дунъ-динъ-ани не возобновлялась. Прихожане могли подумать, что насъ пли въ живыхъ нѣтъ, или мы забыли о деревнѣ. Но дѣло объясняется проще: вскорѣ послѣ подавленія возстанія миссія наша переведена была въ Тянь-цзинъ, затѣмъ начальникъ миссіи выѣзжалъ въ Петербургъ по дѣламъ и я оставался одинъ на большой районъ служить духовнымъ интересамъ русскихъ и крещеныхъ китайцевъ, собравшихся къ намъ послѣ погрома. Нечего было и думать о поѣздкѣ въ Дунъ-динъ-ань. Дундинаньскіе же христіане между тѣмъ возвратились къ своим ъ домамъ и, обсудивъ свое положеніе, привели въ ясность убытки отъ погрома ихъ жилищъ и предъявили куда слѣдуетъ искъ вгь возмѣщеніе убытковъ. Назначено было слѣдствіе; въ деревню явилась коммиссія изъ китайскихъ и русскихгь чиновниковъ, съ казаками, и выяснила, что изъ христіанъ тамъ убито 8 человѣкъ, нѣсколько домовъ разрушено, отысканы и виновники грабежей, тутъ же въ деревнѣ присуждено было взыскать съ нихъ около пяти тысячъ ланч. серебра, изъ котораго половина опредѣлена на сооруженіе православной церкви.
Дундинаньцы хорошо получили за свои убытки, но какъ теперь будутъ смотрѣть на насъ ихъ односельчане, уплатившіе пеню за погромъ? Раззорено было нѣсколько домовъ и язычниковъ, вмѣстѣ съ христіанскими, но удовлетвореніе за убытки получнли только христіане...
Крылатая мысль, облетѣвшая за часъ ѣзды по Мукдену различныя мѣста и событія нѣсколькихъ лѣтъ, нашла бы себѣ переходъ въ другія области,—проектовъ и предположеній, если бы вниманіе мое не было привлечено раздавшимся шу-момъ, который вывелъ меня изъ забытья и заставилъ очнуться. Впереди стоялъ тяжело нагруженный досками козъ, заграждая намъ путь, рядомъ съ нимъ маленькаго роста солдатикъ въ бѣломъ кителѣ и фуражкѣ усиленно работалъ хлыстомъ по спинѣ оторопѣвшаго китайца—извощика, который жался КЧ) возу и инстинктивно силился заградить себя отъ побоевъ костлявыми руками. Осмотрѣвшись, я понялъ, что пріѣхалъ къ мѣсту своего назначенія—къ подворью русской лѣсопромышленной компаніи. Пользуясь гостепріимствомъ о. Тимоѳея, строителя мукденскаго русскаго госпиталя, я провелъ здѣсь два спокойныхя. дня въ свѣтломъ, просторномъ и уютномъ помѣщеніи и записалъ эти строки.
’Архимандритъ Авраамій.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки