Санкт-Петербургская православная духовная академия
Архив журнала «Христианское чтение»
Еп. Сергий (Тихомиров)
Месяц по Японии:
Путевые заметки и впечатления
Опубликовано:
Христианское чтение. 1909. № 2. С. 238-251.
@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.
СПбПДА
Санкт-Петербург
2009
Мѣсяцъ по Японіи").
Путевыя замѣтки и впечатлѣнія.
10-(‘ авп/спш. Воскресенье. Я совершалъ литургію, впер-ные рѣшившись произносить не одинъ, а большую часть возгласовъ по-янонски. Доселѣ остерегался, опасаясь неправильнымъ произношеніемъ нарушить благоговѣніе молящихся.— Но первый мой опытъ былъ настолько удаченъ, что вселилъ въ меня бодрость и въ Кёото буду совершать литургіи такимъ же порядкомъ.
По окончаніи службы я обратился кь народу съ проповѣдью. Евангельское чтеніе объ исцѣленномъ у подножія Ѳавора бѣсноватомъ (Mo. XVI \, 14—23) дало мнѣ предметъ проповѣди. И я говорилъ о твердой, несомнѣнной вѣрѣ, какъ необходимомъ условіи полученія просимаго (—«по невѣрію вашему»), о молитвенномъ единеніи съ Богомъ и о чистотѣ сердечной («молитвою и постомъ»), при которыхъ твердая вѣра можетъ и горы переставлять. Указавъ на то, что вся наша жизнь—постоянная нужда въ Бояіьей помощи, я къ молитвѣ съ твердою вѣрою призывалъ свою паству; а напомнивъ, что вся наша жизнь—есть чудо милости Божіей, я предостерегалъ паству отъ сомнѣній въ полученіи просимаго.—И я доволенъ, что слушателями былъ вполнѣ понятъ!... А въ числѣ ихъ были и язычники.
Одинъ изъ нихъ, солдатъ, по окончаніи службы, подалъ мнѣ записку слѣдующаго содержанія: «Милостивый Государь! Позвольте мнѣ спросить. Я хочу посѣщать Басъ. Въ кото-
ромъ часу сегодня молено посѣщать Васъ? Пока—прощайте. Кадетъ S-ro пѣх. пол. М.». Я его тутъ л;е пригласилъ къ чаю. Онъ оказался кадетомъ, въ Тоокёо посѣщавшимъ нашъ храмъ: ему очень нравилось наше четырехголосное пѣніе. Теперь лсе онъ служитъ въ полку (такъ здѣсь асѣ кадеты do военнаго училища, кажется служатъ Ѵг года) и посѣщаетъ оосакскую церковь... Мы о многомъ говорили: и договорились до вопроса: о чемъ же собственно, пли о комъ молится православная церковь... Отвѣчать фразами на этотъ вопросъ было бы п не такъ убѣдительно, и довольно неопредѣленно. II я предпочелъ прочитать ему молитву, читаемую іереемъ па литургіи св. Василія Великаго во время «О тебѣ радуется».—Кадетъ-солдатъ слушалъ ее съ большимъ вниманіемъ и безъ преувеличенія былъ пораженъ ея всеобъемлемостыо!...—Послѣ долгой еще бесѣды, часа черезъ полтора, онъ ушелъ отъ меня, попросивъ разрѣшенія бывать у меня въ Тоокёо. куда онъ скоро возвратится. Такъ-то,—не знаешь самъ, гдѣ, какъ п когда сѣется Слово Божіе!
Весь день до вечера приходили ко мнѣ за благословеніемъ христіане: это—прибывавшіе на копгейкан мои знакомые уже христіане изъ Кобе, и еще незнакомые—христіане изъ Вакаяма. Разстояніе верстъ въ 50—60 не удержало ихъ, желавшихъ видѣть и слышать своего «сикёо»...— При началѣ служенія видѣть такую поразительную любовь къ церкви далеко не безразлично. II я сердцемъ, полнымъ любви къ вѣрующимъ и благодарности къ Богу, привѣтствовалъ ихъ всѣхъ. А самоваръ, кажется, и со стола не сходилъ!
Большая комната между входомъ въ мнссійскій домъ и церковью прекрасно украшена. Подъ потолкомъ висятъ перевитыя нѣсколько лепты разныхъ цвѣтовъ, перекрещиваясь между собой и давая пеструю, но красивую картину: всюду подъ потолкомъ фонарики п разнообразныя издѣлія -изъ цвѣтного стекла. Красные фонари съ бѣлыми крестами па нихъ во множествѣ предъ входомъ въ домъ, и вдоль дома. Впереди—пиша задрапирована матеріей, украшена зеленью и цвѣтами: это— мѣсто для ораторовъ. Въ виду многолюдности собранія, отгорожена ширмами часть церковнаго помѣщенія: здѣсь поставленъ столъ для меня и для другихъ почетныхъ гостей. Комната къ 7 ч. в. была наполнена' народомъ; впереди сидѣли небольшія дѣти—мальчики и дѣвочки, ученики и ученицы воскресной школы.
Началось собраніе, конечно, пѣніемъ «Царю Небесный» (по-яп.) и моимъ благословеніемъ. А затѣмъ, по моему желанію, былъ пропѣтъ малышами воскресной школы японскій гимнъ: и какъ стройно и твердо пропѣтъ!.. Отрадно было видѣть этихъ малышей, отъ дѣтства воспитывающихъ въ себѣ чувство гражданственности; и скорбно было переноситься мыслью туда, гдѣ въ этотъ возрастъ навѣрное звучно споютъ разныя «отречемся», но не съумѣютъ спѣть своего національнаго гимна!.. Такъ то подготовляются побѣды! Такъ то люди стремятся сознательно къ пораженіямъ и позору! — Гимнъ прослушали стоя, покрыли его аплодисментами; а далѣе — «кангейкай» шелъ по опредѣленной программѣ.
Открылъ его самъ о. Сергій Судзуки. какъ распорядитель, рѣчью, въ которой рекомендовалъ меня собравшимся и высказалъ причины, почему они радуются и должны радоваться при встрѣчѣ меня. Его смѣнилъ одипъ изъ старостъ оосакскихъ
г. Ноликъ Курота. привѣтствовавшій меня отъ лица всей оосакской церкви. Другой староста—фотографъ г. Як. Хирота— обратился ко мнѣ лично отъ себя съ пространнѣйшею рѣчью, которая, какъ отъ него и нужно было ожидать, вся проникнута словомъ Божіимъ. — Затѣмъ начались рѣчи дѣвочекъ и мальчиковъ, обучающихся въ воскресной школѣ. Всѣ «ораторы» въ возрастѣ отъ 9 до 12 лѣтъ; входили на каѳедру свободно, говорили безъ малѣйшаго смущенія, вполнѣ по-дѣтски, и конечно вполнѣ заслуженно встрѣчались и провожались аплодисментами... Что они говорили? Да конечно одно: «пріѣхалъ епископъ и мы радуемся», но ту мысль воплощали въ разныя формы, начиная отъ суворовски-краткихъ до болѣе растянутыхъ... Нѣкоторыя (изъ 9) для образца дѣтскаго краснорѣчія я позволяю привести здѣсь: «Сегодня Сергій сикёо-сама пріѣхалъ, сдѣланный японскимъ епископомъ. Истинно сегодня мы имѣемъ радостный день. Поэтому вмѣстѣ съ вами поздравляю его. Аминь». Это говорила дѣвочка Александра Мори. Другая дѣвочка, Любовь Окамура. ораторствуетъ уже подробнѣе: «Господа! Какой веселый день мы имѣемъ! И не безъ причины такой веселый день. Мы ежедневно съ радостью ожидали «сикёо-сама», который пріѣхалъ теперь въ Оосака. И сегодня вмѣстѣ съ вами, господа, я могу видѣть его почтенное и нѣжное лицо. Какая же это для насъ радость! Я всегда желаю надолго этому епископу остаться въ оосакской церкви п любить насъ. Аминь». Рѣчь дѣтская, женская, новъ заклю-
чнтельной фразѣ не безъ тенденціи, навѣянной вѣроятно со внѣ! Уже серьезнѣе о томъ же почти говоритъ Надежда Ооцука: «я ежедневно ожидала, чтобы «сикео-сама» пріѣхалъ; сегодня онъ пріѣхалъ въ эту церковь. Для насъ это истинная радость. И я прошу, чтобы «сикео-сама» въ оосакской церкви оставался и за насъ, оосакскихъ христіанъ, молился Богу. А мы молимъ Бога, чтобы намъ исполнить архіерейскія наставленія и увеличить оосакскую православную церковь. Аминь. Меиджи 41, восьмого мѣсяца 23 дня. Оосака». Отъ дѣвочекъ не отставали мальчики. Малютка Павелъ Мацукова, мои посошникъ и постоянный алтарный прислужникъ, говорилъ: «Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа. Аминь. Я елге-дневио-ѳжедневно ждалъ, чтобы «сикео-сама» пріѣхалъ сюда. Сегодня онъ пришелъ въ нашу церковь. Истинно я полагаю, что для меня нѣтъ радости, больше этой! Поэтому будемъ исполнять наставленія «сикео», которыя онъ преподалъ и этимъ мы обрадуемъ Бога. Сегодня, случившись на «конгейкаѣ», я радостно и предлагаю вамъ такое слово».—Но лучше всѣхъ сказалъ мальчикъ, еще но принявшій христіанство, Кикутароо Акифуса: «я еще не сталъ сыномъ Божіимъ, но всегда ходилъ въ воскресную школу и слушалъ разсказы о Богѣ. Въ сегодняшній день, когда я встрѣтилъ давно ожидаемаго епископа Сергія, я получилъ радость, больше которой для меня нѣтъ. Когда меня сдѣлаютъ чадомъ Божіимъ, «сикео-сама» пріѣдетъ въ Оасаку епископомъ, — объ этомъ я теперь молюсь Господу Богу. И я вмѣстѣ съ вами, господа, радуюсь и радостно съ вами встрѣчаю новаго епископа. Меиджи 41, восьмого мѣсяца 23 дня».
Меня всѣ эти дѣтскіе ленеты очень тронули; н нѣ-вольно думалъ я: что это, какъ не ангельское благовѣстіе мира и любви при началѣ моего служенія церкви японской!.. И я вслѣдъ за дѣтскими рѣчами нарушилъ программу и въ краткихъ словахъ поблагодарилъ ихъ за то, что пережилъ въ эти минуты...
Далѣе говорили Юлія Сиракова, какъ представительница женскаго православнаго общества и Мароа Судзуки. Отъ пѣвчихъ съ короткимъ привѣтомъ выступилъ Мори (онъ же и староста), пожелавшій мнѣ «поскорѣе сдѣлаться японцемъ».—Рѣчи смѣнились пѣніемъ. По-славянски (да!) спѣли пѣвчіе «Благослови, душе моя Господа», и спѣли очень хорошо. За рѣчами катихизаторовъ Игн. Ивама и Як. Ивата слѣдовала
моя отвѣтная рѣчь, пли какъ значилось въ программѣ—мои «наставленія>. Я поблагодарилъ Бога, давшаго мнѣ видѣть паству, любящую пастырей, и увѣщевалъ слушающихъ сплотиться въ тѣсное братство для взаимной поддержки среди житейскихъ бурь. Пѣніемъ по-славянски «Хвалите имя Господне», а затѣмъ молитвою и моимъ благословеніемъ закончился оффиціальный «кангейкай». Помѣщеніе нѣсколько сократили, закрывъ церковь, и начали часть неоффиціальную, которая была не длинной, но интересной н даже веселой. Развлекались не одни только дѣти!
Прежде всего началось угощеніе. Изъ-за занавѣси начали обносить насъ, сидѣвшихъ за столомъ, китайскимъ чаемъ, разными печеньями, фруктами, гостинцами. Послѣдними я дѣлился съ дѣтьми воскресной школы, особенно съ ораторами... Всѣмъ же христіанамъ были разнесены хибаци съ чайниками: появились чашечки и—японскій чай; въ особыхъ бумажкахъ всѣмъ были разнесены сласти. Все ото устраивается на средства. собранныя всѣми христіанами; и мысль невольно переносится къ временамъ, когда были еще живы «вечери любви». Пока мы угощались, въ сосѣдней комнатѣ группа дѣтей готовилась къ представленію; но программѣ громко значилась «Идеальная красавица»... Однако, представленіе оказалось и не столь сложнымъ, и не столь страшнымъ; но очень веселымъ: дѣти, человѣкъ 10, стали но росту, начиная съ высокаго; имъ на лицо шнуромъ подвязали нѣчто въ родѣ маски: картонные овалы, размѣра головы болѣе широкимъ концомъ— вверхъ; но —совершенно чистые, не зарисованные; старшая дѣвочка имѣла на лицѣ такой же картонъ, но очень красиво нарисованные на немъ глаза, брови, носъ, ротъ...—Всѣ, держась другъ за друга, стали лицомъ (т. е. картономъ) къ публикѣ. Сначала — недоумѣніе: что же дальше? Почему столь громкое названіе?—Но когда старшая роздана дѣтямъ кисточки съ тушью, и когда дѣти «наизусть» начали разрисовывать свои овалы-картоны, уставляя «приблизительно» па мѣсто глаза, носъ, ротъ,—смѣхъ увеличивался, кажется, съ каждымъ мазкомъ, доведя нѣкоторыхъ чуть не до истерики: ужь очень интересныя лица получались подъ кистью этихъ, невольно слѣпыхъ, живописцевъ-малышей. Кому отдать пальму первенства «по красотѣ»,—сказать было невозможно: «всѣ были одинаково хороши»! Невинная вещь, но столько здороваго смѣха и веселья внесла она въ собраніе!..
Когда развеселившееся собраніе нѣсколько успокоилось, выступилъ со своимъ номеромъ 9-тпій Миша Сэнума, сынъ ректора семинаріи. Маленькій, въ европейскомъ костюмчикѣ цвѣта хаки, загорѣвшій на берегу моря, что арабъ, онъ довольно смѣло запѣлъ одну изъ дѣтскихъ пѣсенъ про японскихъ героевъ. Задача нелегкая: и пѣть нужно правильно, и слова помнить твердо! Миша однако блестяще справился и съ тѣмъ, и съ другимъ. Въ одномъ мѣстѣ, правда, призадумался было, и ему уже «для конца» бурно анплодировали; но Миша не удовлетворился аплодисментами, а продолжалъ пѣть и довелъ свой номеръ до благополучнаго конца... Конечно,—не говорю уже о восторгѣ публики и аплодисментахъ въ награду за благородную настойчивость!...
Пѣніемъ мнѣ «Многая лѣта» (но слав.) закончился «кан-гейкай». Я уходилъ въ свою комнату подъ впечатлѣніемъ полной любви и благожелательства, что слышалось во всѣхъ рѣчахъ. А эти рѣчи дѣтей! А эти невинныя игры! Это дѣтское пѣніе! Да, умѣютъ здѣсь и веселиться! Умѣютъ съ дѣтства воспитывать чувство самостоятельности, иниціативы, сознаніе гражданственности...
Удивптельно-ли, если съ дѣтства выступающій съ рѣчью, въ возрастѣ зрѣломъ своимъ словомъ будетъ зажигать толпу; а другой, распѣвая теперь пѣсенки про своихъ героевъ, современемъ со всей душой самъ ринется въ бой.
Уроки хорошіе для тѣхъ, кто не стыдится брать уроки... А ихъ нужно брать намъ, если мы желаемъ блага своей великой родинѣ!
11-е августа. Сегодня я посѣщалъ христіанъ въ ихъ домахъ. Староста восточной части города Хирота ѣздилъ нѣсколько впереди, предупреждая христіанъ о моемъ пріѣздѣ: предосторожность далеко не лишняя, въ виду полной свободы въ костюмѣ, какую позволяютъ себѣ японцы въ домахъ въ жаркую лѣтнюю пору. Меня сопровождалъ о. Сергій Судзуки. Съ 8 ч. до 11 ч. у. мы успѣли посѣтить десять семействъ. Мужья по большей части на работѣ, или на службѣ. Исключеніе—старички, сидящіе дома. Встрѣчали насъ хозяйки, дочери и маленькія дѣти. Снявъ при входѣ въ квартиру сапоги, мы входили въ комнату. На приличномъ мѣстѣ—иконки и икона Спасителя и Божіей Матери. Помолившись — привѣтствовали хозяевъ уже сидя по-японски... Впрочемъ, въ двухъ домахъ были настолько предупредительны, что приготовили даже
стулъ для меня... Сидя минутъ 15, говорили мы о семейномъ положеніи и пр., я попутно дѣлалъ наставленія и благожеланія... Той порой, не смотря на мое предупрежденіе вчера, появлялся японскій чай (а дѣдушка Титъ даже китайскимъ раздобылся и насъ угощалъ!), кофе, фрукты, печенья... Видимо готовились, отъ сердца предлагаютъ и не хватало силъ отказать хозяевамъ и хотя что-нибудь мы пробовали... Да, любви къ себѣ я видѣлъ очень много. И чувствуется, что посѣщенные христіане — преданные св. церкви Божіей ея чада!..
Въ обстановкѣ домовъ и квартиръ нѣтъ—нѣтъ и проглянетъ прежнее прошлое... То на видномъ мѣстѣ изображеніе «Хотэй», одного изъ «еици-фукудзинъ»,—семи боговъ счастья; то въ другомъ мѣстѣ на длинномъ полотнѣ — изображеніе «инори»—лисицы (которую считаютъ японцы покровительницей риса, н боготворятъ) и надъ ней—изображеніе Богоматери. Но это—въ семьѣ, гдѣ мужъ (зюнса— городовой) еще язычникъ. Вообще же такое пріятное впечатлѣніе производятъ на тебя эти иконки Спасителя и Божіей Матери! Что-то родное—родпое на чу л; ой землѣ! А въ нѣкоторыхъ домахъ даже курили нашъ ладанъ (двѣ сестры — вдовушки, обѣ Анны), и зажигали восковыя свѣчи (дѣдушка Титъ).—
Проѣзжая по одной улицѣ, мы обогнали похоронную языческую процессію. Хотя очень многіе здѣсь трупы сожигаютъ, тѣмъ не менѣе большинство ихъ еще погребаетъ. Умершаго усаживаютъ въ небольшую бочку, причемъ не очень-то церемонятся, если трупъ не входитъ въ нее, позволяя переламывать ноги, хребетъ, шею... — Впереди процессіи на дзинрикися ѣхалъ бонза, сзади него—мужчина съ громаднымъ зонтикомъ, сегодня не раскрытымъ по случаю сѣраго дня. Двое мужчинъ съ большими вазами, въ коихъ помѣщены вѣтви какого-то дерева, и сзади нихъ молоденькій прислужникъ храма. Затѣмъ— умершій, скрытый въ особый ящикъ—носилки, формы усѣченной пирамиды: около него курится ладанъ. Несутъ носилки четверо. Сзади гроба на дзиринкися и пѣшкомъ — родные и знакомые. Сколько опять того, что напоминаетъ и наши погребальные отряды! — Къ сожалѣнію, я не могъ быть свидѣтелемъ самого погребенія: нужно было посѣщать христіанъ.
Послѣ обѣда, съ 2 часовъ, я опять отправился къ христіанамъ: нужно было докончить восточную часть, и по возможности посѣтить христіанъ южной части. Ьздили теперь до
ТѴг часовъ, посѣтили 15 семействъ. Въ двухъ домахъ не застали никого дома. Въ одномъ домѣ насъ встрѣчали малютки 5—7 лѣтъ,—родители на работѣ. Опять вездѣ—большое радушіе, большая радость при нашемъ появленіи... Желаніе хотя чѣмъ-нибудь оказать намъ свое особое вниманіе... Не выдѣлились изъ общаго настроенія и тѣ три семьи, которыя навѣяли было на меня большую грусть... Такъ — одна старушка съ дѣтьми уже давно-давно не бывала въ церкви... Встрѣтила съ радостью. Но я ей много говорилъ о томъ, что называться только христіанкой—мало; нужно жить жизнью церкви Христовой, а для этого не забывать того мѣста, гдѣ эта жизнь бьетъ особымъ ключемъ: не забывать церковныхъ собраній; да н въ дѣтяхъ воспитать эту святую привычку. Въ другой семьѣ мужъ, дотолѣ дѣятельный членъ церкви, сталъ общаться съ англичанами... Жена, больная женщина, очень объ этомъ скорбитъ... Но больнымъ оказался и этотъ докторъ... Мы поднялись къ нему, привѣтствовали его; и я пожелалъ ему скорѣйшаго выздоровленія, выразилъ свою скорбь, что онъ предпочелъ англиканство въ то время, когда оно само, въ лицѣ своихъ многихъ представителей, ищетъ единенія съ церковью православною.— Вотъ мы въ семьѣ, члены которой уже давно забыли пасъ, не забывая англиканъ... Но въ воскресенье, вчера, были за нашей службой, молились, къ св. кресту прикладывались, антидоръ брали. — Я здѣсь высказалъ твердую надежду, что семья эта приходила не ради только торжества, но изъ любви къ родившей ихъ церкви и пожелалъ ей постояннаго живого общенія съ нами. — Такіе факты изъ жизни церкви скорбью отзываются на душѣ... Но къ своему утѣшенію я и въ этихъ домахъ встрѣтилъ наши иконы; и конечно—то же радушіе, п ту же любовь! Будемъ Бога молить, да не разъединятся съ нами окончательно поколебавшіяся наши чада. А гдѣ не бываетъ колеблющихся!?.
По возвращеніи домой узналъ къ великому прискорбію, что Владыка архіепископъ, благополучно съѣздившій на о—въ Оки, и возвращающійся въ Тоокёо, три часа былъ въ миссіи; но насъ не могъ дождаться и уѣхалъ. Какъ жаль! А такъ мнѣ хотѣлось бы подѣлиться съ нимъ радостями, много безъ него пережитыми; подѣлиться съ нимъ своими думами; разспросить его о его путешествіи; да и посмотрѣть его: вѣдь ѣздилъ онъ не съ экспрессомъ, а всякими способами, черезъ горы... Придется ждать Тоокёо, и тамъ, за обычной часовой прогулкой,
«докладывать ему главу», но теперь уже не только изъ питерской жизни, но и изъ своего путешествія.
Вечеромъ у меня собрались о. Сергій, о. діаконъ, три ка-тихизатора и мы долго бесѣдовали: очень ихъ интересуетъ церковная жизнь и разные церковные обычаи въ Россіи!.. Однако,—почти дневное сидѣніе по-японски сильно сказалось на моихъ ногахъ: какъ будто я совершилъ долгій-долгій путь! И въ 11 ч. в. я простился со своими собесѣдниками.
12-е августа. Раннимъ утромъ мы съ о. Сергіемъ снова отправились посѣщать христіанъ. На сегодня намъ остались сѣверная и западная части. Съ нами ѣздилъ по сѣверной части староста Мацукова, а по западной—онъ же и староста Ку-рота. Мы посѣтили 20 семействъ, и этимъ окончили посѣщеніе оосакскихъ христіанъ, отложивъ до слѣдующаго раза тѣхъ, которые находились въ пригородахъ.
Почти всѣ семьи полиостію христіанскія. Здѣсь съ полною любовью всѣ встрѣчали насъ и мнѣ оставалось лишь просить и впередъ не ослабѣвать въ той ревности, въ томъ усердіи къ церкви Божіей, о которой удостовѣряетъ батюшка. Лишь одному, уже почти глухому мужу я внушалъ, что грѣшно изъ за ложнаго стыда не бывать въ церкви... Согрѣшилъ, но оду-1 мался, покаялся... Богъ проститъ! — А теперъ — къ Нему, и опять въ братское общеніе со всѣми (бросилъ жену — христіанку, онъ жилъ нѣкоторое время съ язычницей; но теперь покаялся и семейный союзъ возстановленъ). И трогательно было видѣть, какъ искренно каялся въ своемъ поступкѣ этотъ заблудшій сынъ, и какъ радовался, слыша мое понужденіе ходить въ нашу церковь.
Лишь въ двухъ семьяхъ мы встрѣтили п язычниковъ,—въ одной невѣстка, въ другой—отецъ семейства. Но и они уже слушаютъ слово Христово», съ любовью встрѣчали насъ. И вѣрится, что недалеко то время, когда и эти семьи едиными устами и единимъ сердцемъ прославятъ Отца и Сына и Святаго Духа.
Усердію христіанъ не было и предѣловъ! Кто угощалъ чаемъ всякихъ родовъ, кто — кофе, кто предлагалъ печенье, конфекты, груши, виноградъ. Волей-неволей хотя немного приходилось чего-нибудь попробовать! Даже въ карманы намъ навязывали гостинцы. И мы, взявъ въ одномъ домѣ, въ ближайшемъ отдавали ихъ какимъ-нибудь дѣтямъ. Одинъ христіанинъ, по окончаніи нами сѣверной части, предложилъ даже
намъ обѣдъ: было 12 часовъ, время японскаго обѣда. Домъ г. N очень большой, прекрасно отдѣланный. Хозяинъ несомнѣнно богатый, и богатство нажилъ своимъ трудомъ. Характерно для него изреченіе, висящее на одной изъ стѣнъ ого дома: «одинъ часъ стоитъ тысячи рублей»... Моимъ спутникамъ былъ предложенъ обѣдъ японскій, по мнѣ почему то европейскій: въ трехъ приготовленіяхъ рыба. Подали поясъ и вилку. Подали даже стулъ!.. Но столъ японскій, разсчитанный на сидящихъ на полу, и моя пища оказывалась гдѣ-то низко, ниже моихъ колѣнъ... Хотя п не очень-то пріятно было разставаться со своимъ стуломъ: по дѣлать было нечего: пришлось опять сѣсть по японски... А за эти два дня я сидѣлъ уже такъ много, что у меня къ сожалѣню заболѣла одна нога. Такимъ-то образомъ я обѣдалъ на половину по-европейски, на половину по-японски получился «русско-японскій обѣдъ».—Хозяева на этотъ разъ лишь угощали насъ: обѣдали одни гости.—Очень было пріятно узнать, что г. N не останавливается и передъ денежными жертвами на храмъ Бои;Ій, н даже—значительными: такъ, на новый храмъ онъ далъ 100 епъ...
Но дѣтки христіанъ! это часто—что ангелочки! Простота, доброта, безыіскусствешіость! Вотч> въ одной семьѣ мы говоримъ, а ко мнѣ подбѣгаетъ малютка, показываетъ свой вол-чекъ, спускаетъ его самъ; и меня учитъ спускать его... II какъ онъ былъ радъ, когда и я съѵмѣлъ спустить волчекъ!.. Въ другомъ домѣ во время самыхъ олсивленныхъ разговоровъ мальчикъ и дѣвочка (л. 8—5) принесли ко мнѣ цѣльный ящикъ игрушекъ. Тутъ и малютка-японецъ, тутъ и разодѣтая госпожа, и прислуга, и молодой самурай, скачущій на конѣ. II я долженъ былъ дѣлиться: разговаривая съ родителями,— пересмотрѣть и эти дѣтскія забавы (дѣйствительно хорошія). Одинъ мальчикъ лѣтъ 5-тп быстро садится по-японски при моемъ входѣ въ домъ и кланяясь до полу, отчетливо здоровается со мной: «конницн-ва...» Невольно захотѣлось приласкать этого милаго мальчугана. А когда я уходилъ, я ул:е самъ «подвелъ» его: отвѣсивъ ему поклонъ, говорю «сайео-пара...» Но онъ быстро пришелъ въ себя, и съ прежней церемоніей отвѣтилъ прощальнымъ: «сайео-нара». Но особенно мнѣ запомнилась дѣвочка 4-хъ лѣтъ. Я сижу и обѣдаю. По здѣшнему обычаю гостя почетнаго обмахиваютъ вѣеромъ, пока онъ сидитъ. Ото дѣлаетъ или прислуга, или небольшія дочери... II вотъ этого-то малютку, котораго отъ земли едва
видно, усадили около меня! Усерднѣйшимъ образомъ онъ махалъ вѣеромъ во все время обѣда. Лицо такое, какъ будто онъ совершаетъ какое-то священнодѣйствіе! Иногда я въ шутку бралъ отъ дѣвочки вѣеръ и се обмахивалъ: на лицѣ ея — полнѣйшее недоумѣніе; она съ удивленіемъ осматривала всѣхъ; и едва получала вѣеръ въ свои руки, — немедленно же принималась опять за свое занятіе. Пришлось этому милому ребенку. а вмѣстѣ и нѣсколько большей ея сестрѣ, покупать по игрушкѣ, кажется по волчку. Вообще, дѣти здѣсь очень привыкли къ внѣшнему виду священника; не пугаютъ ихъ ни волоса, ни одежда: исключеніе очень рѣдкое!.. Дай-то, Господи, чтобы выросли они и дали св. церкви преданныхъ ея членовъ!..
Встрѣтили мы и больныхъ старушекъ, въ трехъ семьяхъ. Всѣ онѣ лежали на постеляхъ. Одну застали за чтеніемъ св. Евангелія. Болѣе отраднаго явленія вообще, а въ странѣ языческой—въ особенности, и представить себѣ трудно! Одна старушка выразила желаніе пріобщиться Св. Христовыхъ Тайнъ; ей назначили день, когда придутъ... Вообще, по словамъ батюшки, долгъ исповѣди и Св. Причастія христіане исполняютъ и охотно, и аккуратно. Нѣкоторые же пріобщаются даже по нѣскольку разъ въ годъ. Но несомнѣнно, и эта сторона церковной жизни много зависитъ отъ усердія и преданности своему дѣлу священника. И тамъ, гдѣ іерей тепло-хладенъ, тамъ не столь исправны вѣрующіе! Но чья здѣсь вина горше? Вѣрующихъ ли?
Съ отраднымъ чувствомъ снова отмѣчаю: не встрѣтилъ я ни одного дома, гдѣ не было бы св. иконъ! Даже болѣе: предъ многими иконами устроены небольшіе аналои, и на нихъ лежатъ книжки, ладонъ, иногда—свѣчи... Это ли не показатель открытаго исповѣданія вѣры?
Итакъ, вчера и сегодня я имѣлъ возможность видѣть христіанъ японскихъ лицомъ къ лицу; не тѣхъ христіанъ, которые идутъ постоянно въ церковь, берутъ у тебя благословеніе, заходятъ къ тебѣ съ визитами; а почти всѣхъ христіанъ Оосака съ ихъ разнообразнымъ общественнымъ и имущественнымъ положеніемъ, со всѣми видоизмѣненіями ихъ сердечныхъ настроеній. И какое общее мое мнѣніе о нихъ?
Нѣтъ никакого сомнѣнія, что они искренно увѣровали во Христа и твердо преданы Ему. Горячность ихъ вѣры сказывается не только въ ихъ рѣчахъ, бесѣдахъ; но и въ ревност-
номъ исполненіи всего, что требуется отъ человѣка вѣрующаго: н въ церковь они ходятъ съ охотою, и на клиросѣ поютъ усердно, и на исповѣдь приходятъ аккуратно; церкви своей помогаютъ и своими жертвами, и своимъ трудомъ. Не отметаютъ они и обрядовъ церковныхъ, истово совершая крестное знаменіе, усердно молясь на колѣняхъ, возжигая свѣчи и даже ладанъ... Л братскаго общенія, а взаимной любви между ними сколько! II какъ поэтому рѣдко бываетъ, что христіанинъ или охладѣваетъ къ Церкви Божіей, или даже временно порываетъ общеніе съ пей... И эти печальные случаи нисколько не говорятъ противъ «общаго» настроенія христіанъ, часто лишь какъ бы призывая ихъ къ особой бдительности къ себѣ, какъ бы предостерегая ихъ. Расти же, благодатью Божіею одушевляемая, оосакская церковь н возрасти въ «мужа совершенна, въ мѣру возрасти исполненія Христова!..»
Отъ того, что есть, мысль невольно песетъ меня къ тому, что могло бы быть!.. Что такое Оосака? — Фабричный и торговый городъ прежде всего... А несомнѣнно простой, трудящійся народъ даетъ прежде всего лучшихъ по искренности христіанъ. Далѣе,—Оосака городъ съ 1.200.000 жителей! Вѣдь это—2/» Тоокео! Вѣдь это—почти Петербургъ! Вотъ, что за ниву представляетъ Оосака! А дѣятели на этой нивѣ? Священникъ, діаконъ, катихизаторъ и... больше никого! Но кати-хизаторъ еще состоитъ и учителемъ пѣнія, и регентомъ; да онъ же съ вечера воскресенья до утра среды переѣзжаетъ въ сосѣдній портъ Кобе, гдѣ въ 1907 г. было 285.000 жителей... Итакъ, полтора милліона народу и три дѣятеля!.. Жатва поистинѣ многа, но дѣятелей такъ мало! Помоги, Господи, н этимѣ тремъ (слава Богу! всѣ изъ семинаріи!) ревностно продолжать свой нелегкій трудъ. Но ясно, что силы наши здѣсь пулаю по крайней мѣрѣ утроить, а если принимать во вниманіе лишь катихизаторовъ, то и удесятерить!.. И сдѣлано было бы это сейчасъ, но людей нѣтъ; а людей нѣтъ, ибо— нѣтъ средствъ на ихъ подготовку, на ихъ образованіе. А если же и есть еще кой-гдѣ люди,—печѣмъ хотя бы скромно вознаградить ихъ!.. А вѣдь и вознагражденіе-то невелико! 14— 12—10 енъ въ мѣсяцъ жалованья... Господи! неужели же дѣло Твое будетъ стоять, тормозиться подъ гнетомъ грубой, но большой силы денегъ?! Добрые люди! Помогите внести свѣтъ въ темную полуторамилліонную массу!.. Вотъ—въ Тоо-кёо: тамъ есть работники,—не мала и церковь: до 3.000 хри-
17
стіанъ... А здѣсь?.. Всего лишь около 300 человѣкъ! Скоро начнемъ строить церковь для Оосака.. Въ ней будутъ молиться оосакскіс христіане. Въ пей будутъ поминаться погребенные въ Японіи русскіе воины... Хотѣлось бы видѣть церковь, вполнѣ приличную по городу. Хотѣлось бы имѣть при церкви все, что можетъ влечь къ пей народъ; и прежде всего— школу. Сама молодая Царица прислала намъ жертву нескудную. Есть жертвы изъ Россіи, собранныя черезъ преосвящ. Андроника... Но какъ нужны для дѣла средства еще, еще и еще!.. Если кто-либо прочтетъ оти строчки, и сердце его «расширится», — пусть не колеблется таковой! Святое дѣло будетъ дѣлаться въ Оосака; рано ли, или поздно — по это дѣло широко разовьется! И пусть таковой хотя бы крохами отъ жизненной трапезы своей помогъ Христу, воцаряющемуся въ Японіи, пока рядомъ, но въ будущемъ — взамѣнъ Будды...
Опять какъ будто не дневникъ, а воззваніе! Но люди добрые!! Поймите меня, когда предо мною въ окно видны дымящіяся трубы милліоннаго города; когда предо мною—муравейникъ трудящаго люда... А въ душѣ—сознаніе немощи, безсилія... Не просить, а кричать хочется: помогите Христовой церкви въ Оосака достигнуть большихъ предѣловъ!..
Окончивъ посѣщеніе христіанъ, я зашелъ въ католическій соборъ. Снаружи красное кирпичное зданіе въ формѣ креста. Но внутри соборъ этотъ меня поразилъ своимъ великолѣпіемъ. Три престола, богато украшенные алтари, ковры; всѣ колонны, арки и потолки красиво обдѣланы деревомъ подъ-дубъ. Даже размѣръ собора: при его высотѣ легко можетъ помѣститься въ немъ до 1.000 христіанъ. Вотъ, думалось мнѣ, намъ соорудить бы хотя подобное что-нибудь! Но это — конечно — мечты: слишкомъ чувствуется разница въ матеріальныхъ средствахъ! Такъ, при этомъ соборѣ, въ большомъ домѣ, живутъ епископъ, три священника и проповѣдникъ. Кромѣ того, у католиковъ въ Оосака есть священники при госпиталѣ, гдѣ тоже есть церковь. Да и третья церковь есть, только помѣщается въ японскомъ домѣ! Вотъ какъ щедро предлагаютъ и свои средства, и себя—католики, лишь бы пріобрѣсти Христу язычниковъ!.. Но нѣтъ такихъ средствъ въ распоряженіи нашемъ. И здѣсь—скорбь паша!..
При осмотрѣ католическаго собора меня поразила икона Божіей Матери, самаго строгаго византійскаго письма. Даже
надписи греческія. Виситъ на видномъ мѣстѣ между главнымъ и правымъ алтаремъ. Къ сожалѣнію, проводникъ не могъ сказать, какимъ образомъ она сюда попала...
Вечеромъ собрались у меня о. діаконъ, катихизаторы. Распрашиваютъ все о Россіи, о русской церкви. И насколько пріятно бесѣдовать съ ними о предметахъ серьезныхъ, напр. о мощахъ; настолько тяжело отвѣчать на басни, вычитанныя ими откуда-то; напр. они спросили, вѣрно ли, что въ Россіи воръ, прежде чѣмъ обокрасть домъ, завѣшиваетъ чѣмъ-нибудь иконы; вѣрно ли, что разбойники, ограбивъ на дорогѣ, даютъ на проѣздъ до дому, и т. п. Чего только, видимо, не плетется на Россію! Бѣдная Россія!
Епископъ Сергій.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ
Санкт-Петербургская православная духовная ака-демия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, целью которого является подготовка священнослужителей, преподавателей духовных учеб-ных заведений и специалистов в области богословских и церковных наук. Подразделениями академии являются: собственно академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет ино-странных студентов.
Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»
Проект осуществляется в рамках процесса компьютеризации Санкт-Петербургской православной духовной академии. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий. Куратор проекта - проректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Матери-алы журнала подготавливаются в формате pdf, распространяются на компакт-диске и размещаются на сайте академии.
На сайте академии
www.spbda.ru
> события в жизни академии
> сведения о структуре и подразделениях академии
> информация об учебном процессе и научной работе
> библиотека электронных книг для свободной загрузки