_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК74
Н.Б.Ульянова, Профессор кафедры «Дизайн» Т.П. Юматова, доцент кафедры «Дизайн» А.В. Гудкова, аспирант кафедры «Дизайн» ФГОУ ВРО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (ПКУ)», г. Москва
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, КАК СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ПРОШЛОГО И БУДУЩЕГО
Аннотация
В статье рассматривается исторические процессы и тенденций в изобразительном искусстве. Особое внимание акцентируется на декоративно-прикладном искусстве и особенностях его развития. Характеризуется роль народного искусства в системе воспитания и образования.
Ключевые слова
Искусство, народная культура, декоративно-прикладное творчество, традиции.
Народное искусство является отражением памяти веков и мудрости поколений в настоящем времени. Оно раскрывает неизменные ценности и знания, бережно передаваемые из века в век. Каждое последующее поколение сохраняет и дополняет мир духовного опыта народа. Творчество народного мастера является выражением общего мировоззрения, пропущенного через призму собственного понимания реальности. Общечеловеческие ценности и самые важные идеи мироздания в заботливых талантливых руках обретают форму и продолжают гармонично существовать с окружающим пространством. Являются самостоятельным носителем опыта, материальным свидетельством духовных ценностей.Одним из ярких примеров носителя глубоких традиций,является народная художественная орнаментальная вышивка, которая сохранила в себе глубокие корни, так называемые «этно-константы», что проявляется в произведениях народного искусства и по сей день, не утратив своей формы.Этот вид декоративно-прикладного искусства пронёс образность и глубокое смысловое значение через века благодаря преемственности мастериц Воронежского края. Орнамент - это древнейший из всех видов декоративно-прикладного искусства, но, вместе с тем, всегда актуальный и популярный, так как входит в жизнь и быт человека. Его можно увидеть в разнообразных проявлениях. Он является неотъемлемым украшением произведений разных областей народного искусства: богато украшенный текстиль, декоративная живопись, предметы интерьера, одежды, бытовой утвари, воронежской игрушки. Он объединяет многие виды в декоративно-прикладном искусстве области. Искусство ритма орнамента Воронежского края живёт и развивается на южнорусских просторах в необычайном многообразии и вариативности. Ему присуще поэтичность, многообразие форм и синтез образов.В нём прослеживаются те же закономерности, что в музыкальных и художественных произведениях края.
Поэзия, музыка, танцы и художественные произведения декоративно-прикладного искусства народных мастеров, оформляющих и составляющих быт, наполнены своеобразием, свойственным художественному творчеству местности, в которой они рождаются. Именно по этой причине важно систематизировать и изучать произведения народного искусства каждого края и страны в целом. Ульянова Н.Б. в своей статье «Народные художественные промыслы России. Керамика Гжели» пишет: «Мудрое и вечное народное творчество учит видеть красоту в простом и малом» [1, с. 33], «Искусство народных художественных промыслов - это, помимо прочего, источник познания и воспитания любви к своей родине, без которой невозможно формирование зрелой личности» [1, с. 33]
Преемственность - одно из важнейших условий для сохранения, укрепления и развития народного искусства.В настоящее время необходимо осознание значимости культурных ценностей в мировоззрении современного человека. Важно находить пути сохранения и передачи традиций от поколения к поколению. Эта тема прослеживается в трудах многих теоретиков и практиков. Ульянова Н.Б. пишет: «На наш взгляд, без решения проблемы формирования практических основ изобразительной грамоты, опирающихся на опыт исторического развития народного искусства и народных промыслов, подготовка специалистов в области
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070
дизайна не является полной и эффективной». [3, с. 142-144]. Понимать, что эта связь была затруднительна по объективным причинам. Эта ситуация обусловлена историческими процессами непростого 20 века. Видеть становление и развитие современных носителей народной художественной культуры. Поддерживать работу специалистов различных научных областей, изучающих исторические и культурные особенности Воронежской области. Создавать условия для проведения научных экспедиций и сбораданных по районам Воронежского края для этнологического исследования. Участвовать в деятельности сельских и областных музеев, обобщая и систематизируябогатый материал мастеров народного искусства. Позже Ульянова Н.Б. отмечает: «На современном этапе развития российского общества происходит постепенное возрождение интереса к национальной культуре, а традиции этнохудожественной культуры, в свою очередь предполагают актуализацию в образовательном процессе национальных ценностей и установкой».[5, с.63]
Важным фактором духовно-нравственной основы в современной народной художественной культуре Воронежской области являются традиционные воззрения народа. Транслирование подрастающему поколению культурных ценностей и историческое наследие Воронежского края важная задача на современном этапе развития культуры в целом. Так как именно традиционное народное наследие несёт в себе память, неповторимые этнические черты, культуру и самобытность этноса, населяющего определённую территорию нашей страны.Сохранение и развитие традиций отечественной художественной культуры лежат в основе воспитания и образования современного художника традиционного прикладного искусства. Проводить семинары, конференции и другие мероприятия.посвящённые проблеме сохранения и передачи народной культуры Воронежской области. Здесь важно привести цитату из статьи Ульяновой Н.Б. : «Знакомство с народными художественными промыслами любой страны позволяют лучше узнать её народ-его характер, эстетические предпочтения...» [1, с. 32 ]
Следовательно, народное искусство каждого региона является уникальным памятником культуры страны в целом. Современное Российское общество нуждается в сохранении и транслировании народных традиций. Это является принципиально актуальным потому, что этот аспект влияет на гармоничное становление личности и развитие самосознания общества жителей Воронежской области и России Список использованной литературы:
1. Ульянова Н.Б. Народные художественные промыслы России. Керамика Гжели // География в школе. 2008. № 6. с. 32-33
2. Некрасова М.А. Народное искусство России //Советская Россия.1983.
3. Ульянова Н.Б. Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера. // Высшее образование в России. 2009. № 9. с. 142-144.
4. Смирнова М.А., Вилкова А.А., Котышов А.В. Художник и среда.
// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2009. № 4. с. 159-167.
5. Ульянова Н,Б, Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе. // Педагогический журнал Башкортостана. 2012. № 1. (38).с. 63-64.
6. Юматова Т.П. Сущность света и его значение в изобразительном искусстве // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. т.4. № 4. с. 87-93.
7. Ульянова Н. Б., Гудкова А.В. Эстетика социокультурного пространства// 2015. т.4. № 4. с. 83-86.
© Ульянова Н.Б., Юматова Т.П., Гудкова А.В., 2016
УДК 745.04
Э.Т. Чамзы
Студентка РГСУ, г. Москва, РФ
ТУВИНСКИЕ ШАХМАТЫ В КАМНЕРЕЗНОМ ИСКУССТВЕ МАЛЫХ ФОРМ
Аннотация
В статье рассматриваются шахматы в камнерезном искусстве малых форм Тувы, хранящиеся в фондах