Научная статья на тему 'Этнохудожественная культура в становлении и развитии духовной культуры общества'

Этнохудожественная культура в становлении и развитии духовной культуры общества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
472
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / ФОЛЬКЛОР / КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пономарева М. Н.

В статье рассматривается актуальные вопросы современного искусства и значение национальной культуры. Анализируются исторические возможности и закономерности развития народного искусства, на примере его влияния на современную культуру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этнохудожественная культура в становлении и развитии духовной культуры общества»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

5. Смирнова М.А., Вилкова А.А., Котышов А.В. Художник и среда.// Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2009. № 4. с. 159-167.

© Ульянова Н.Б., Юматова Т.П., Лютер Ю.А., 2016

УДК 7.07

М.Н.Пономарева

Преподаватель Современной школы Дизайна Член Союза Художников МСХ Член Союза дизайнеров России г.Москва Российская Федерация

ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА В СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕСТВА

Аннотация

В статье рассматривается актуальные вопросы современного искусства и значение национальной культуры. Анализируются исторические возможности и закономерности развития народного искусства, на примере его влияния на современную культуру.

Ключевые слова

Формирование культуры, фольклор, культурное наследие, исторические ценности.

Современное искусство противоречиво и разнообразно. Принципы и критерии оценки, базируются, зачастую, на предвзятых позициях или отсутствии академических норм и правил. Потоки коммерческих предложений, затмевают подлинность и порядок создания художественных произведений. Современный зритель в растерянности мечется между шедеврами мирового искусства и работами выполненными в стиле «китч», не в состоянии определить подлинную ценность и значение предметов искусства. Так, где любителю прекрасного искать истинное творчество? Возможно ли создание истинной красоты без основ и эстетических норм. Становление художественного вкуса может быть реализовано только при особом внимании к национальной культуре и истории искусства, которую необходимо изучать с раннего детства. Проблематика обусловлена потребностью общества в культурном и духовном развитии, но знакомство с предметами искусства часто хаотично и бессистемно. Без решения проблемы формирования художественного восприятия, а с ним вкуса и воспитания уважения к национальной истории и традициям, развитие современного общества - невозможно. История земли русской богата наблюдениями современников, наполнена былинами и сказаниями. Исследования национальной культуры представлены в самых разнообразных формах, воплощены в архитектуре, живописи и декоративно прикладном искусстве. Но, пожалуй, самый плодотворный и неисчерпаемый путь познания, это изучение исторического и культурного богатства славянского народа. Народное искусство развивалось в разных областях и станицах нашей огромной страны, особенностью является сходство сюжетов, мотивов орнаментов, композиционных решений. Творчество славянского народа содержит множество граней. Оглядываясь в историческое прошлое, особое внимание нужно обратить на домовую роспись, которая издавна бытовала в деревнях и селах, являясь основной декоративного убранства дома, как одно из важных слагаемых эстетического уклада.

По свидетельству исследователя национальной культуры XVIII века Павла Алеппского, не только церкви, но, и жилища мирян и чернецов имели настенные росписи. Народная живопись на Славянских землях, зародилась достаточно давно. Основа развития искусства, русского, украинского и белорусского берёт начало задолго до создания Киевской Руси. И лишь в XVII веке произошло чёткое размежевание на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

творчество народное и профессиональную деятельность. Сколько традиции, символики, иносказаний таит в себе народная картинка. Это и народный фольклорный театр, народная историческая дума и песня. Стилизация и метафоричность образного мышления, свойственны этому творчеству. Расцвет славянской народной картинки приходится на XVIII-XIX века. Этот апогей был подготовлен за много веков уже сложившийся школой русской иконописи, и монументальной живописи и мозаики. Национальное искусство - это творение не по правилам, а по законам сердца и души. Мир фантастических животных, сказочных чудовищ, обитателей сказок не является хаотическим изображением. Это изначально сформировавшийся на истории и культуре народа живописный мир. Народное искусство характеризуется по-разному: народная роспись, живописный лубок, народная графика, но если основа этих произведений: образный яркий цвет -это народная живопись.

Национальное искусство развивалось в двух экономических формах - домашнего ремесла (производство изделий) и различных художественных промыслов, возникающих вблизи природных источников сырья. По словам Н.Б.Ульяновой: «... Народные художественные промыслы - это воспитание любви к своей Родине», [ 4,с.32-33]. А также утверждает о необходимости сохранении истории и традиции. Позже, в работе «Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера», автор делает акцент на основополагающих принципах гражданина и художника, средствами этнохудожественной культуры: «На наш взгляд, без решения проблемы формирования практических основ изобразительной грамоты, опирающихся на опыт исторического развития народного искусства и народных промыслов, подготовка специалиста в области дизайна не является полной и эффективной». [ 5,с.142-144] Высокий уровень творчества всегда служил стимулом для создания и роста ремесленных центров, они остановились почвой для возникновения мануфактур и многих отраслей художественной промышленности.

Архитектоника национального искусства была невозможна без синтеза искусств. В системе стилистических законов участвовали все виды народного творчества, где главенствующая роль отводилась архитектуре. Именно она создавала неповторимый образ русских городов, канву симметрии и архаики. Опираясь на фольклор т историческое прошлое, нельзя забывать о Золотом кольце России. Оно, словно ожерелье из жемчуга, обнимает земли российские. Много славных городов входит в состав жемчужин. Одной из таких представляется дивной город Переславль-Залесский. Эти земли, богатый материал для художника, исследователя, так как они несут просвещение. Каждый найдет в них свое место и объект для изучения. Это место с особенным ландшафтом, где архитектура в подлинном смысле слилась с природой: струящиеся дороги, выразительные холмы, бисером рассыпаны церкви, с золотыми куполами, служащими завершением каждой возвышенности. Славный город сохранил валы со Спаса - Преображенским собором, его простые украшения не скрывают массивности стен напротив, усиливают строгость. Запечатав на бумаге или холсте, или в путевом альбоме достопримечательности, обращаешь внимание на церковь Петра Митрополита, неповторимое творение шатрового - храмового искусства.

Переславль - Залесский входит в число любимых городов историков, искусствоведов и художников. А несколько в стороне, над кронами вековых деревьев открывается великолепное место для творчества, для создания этюдов и зарисовок. Этот архитектурный «остров» лежит в той части Переславль-Залеского, куда жители и гости не ходят просто так, без дела. Имя этого «острова» - Свято - Троицкий Данилов монастырь.

Общность архитектурного замысла выстраивается в единую линию, разнообразные по высоте архитектурные сооружения вместе с тем имеют свое внутреннее равновесие, соединяющее все в единый и лаконичный ансамбль. Здесь царит подлинное согласие природы со старинной архитектурой, создающее особый внутренний настрой, заставляющий сосредоточиться на пейзажах, отвлечься от будничных забот. Бегущие, струящиеся дорожки выводят к озеру и Троицкому собору.

Нужно отметить, что в последние годы художники, реставраторы, архитекторы, строители, неустанно трудятся над восстановлением древних святынь. Сантиметр за сантиметром воссоздается неповторимый облик архитектурных памятников, имеющих образное продолжение в живописных и графических произведениях, памяти путешественников.

Источником вдохновения народного искусства всегда была природа, она представила простейшие материалы: дерево, глину, известняк, металлы, лён. В свою очередь народное искусство воздействовало, на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №3/2016 ISSN 2410-6070_

так называемое «высокое» искусство. Профессиональное творчество всегда руководствовалось национальными традициями. Имея древние корни, народное искусство, сложившееся в истории и культуре, консервативно в своей стилистике, но данная характеристика несет в себе накопленные знания и умения многих поколений. Древние произведения искусства преподносят пример воспитания и образования, не только в области изобразительного искусства, но, и в педагогике и психологии. О сложном восприятии искусства пишут Т.П.Юматова [1,c.87-93], Р.Х.Юсупова [3,c154-156], С.А. Смирнова [ 2 ,c. 128-131], обращая внимание на важность знаний академической школы и сохранения традиций. Современное искусство наполнено новейшими технологиями, инновационными достижениями, способными облегчить процесс создания художественного объекта. Но это лишь видимость легкости, которая не может подтвердить возможность создания произведения без сохранения старинных технологий в сочетании с современными материалами. И в данном случае технологии используемый инструмент, прилагающийся к знаниям и опыту предшествующих поколений.

Создание хаоса, отсутствие системы, приводит к непониманию истинных задач искусства, которые строятся на принципах красоты, гармонии и порядка. Стремление изучить чужеродную культуру, должно следовать после познания истории своего народа. Список использованной литературы:

1. Юматова.Т.П Сущность цвета и его значение в изобразительном искусстве. // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2015. т.4. №4. с. 87-93

2. Смирнова. С.А Создание художественного произведения и формирование творческого замысла средствами подготовительного этапа.// Сб. Перспективы развития науки и образования, сборник научных трудов Тамбов. 2014. с. 128-131.

3. Юсупова.Р.Х. Специфика обучения рисунку, как основы профессионального образования специалистов художественного профиля. // Сб. Перспективы развития науки и образования. /Тамбов. 2014. с. 154-156

4. Ульянова Н.Б Народные художественные промыслы России, керамика гжели // География в школе. 2008. №6. с. 32-33

5. Ульянова. Н.Б. Этнохудожественная компетентность будущего дизайнера. //Высшее образование в России. 2009. №9. с.142-144

© Пономарева М. Н., 2016

УДК 78.082.2.

А.М. Понькина

канд. искусствоведения, доцент БГИИК, г.Белгород, РФ

ЖАНР СОНАТЫ ДЛЯ САКСОФОНА В ТВОРЧЕСТВЕ УКРАИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ СТОЛЕТИЯ

Аннотация

В статье рассматриваются сонатное творчество украинских композиторов в рамках эволюции жанра сонаты для саксофона второй половины ХХ века. Автор анализирует данную группу сочинений и на основе анализа делает выводы о соотношении в них традиционного и обновленного. Основной акцент в работе делается на одном из первых произведений - Сонате для саксофона альта и фортепиано Ю. Ищенко.

Ключевые слова

Саксофон, соната, жанр, украинские композиторы, соната для саксофона, соната для саксофона украинских композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.