УДК 745/749.067
Н. Д. Каминская, Е. В. Эртман
Социально-культурные технологии как фактор сохранения традиционного искусства в центрах народных промыслов
Статья посвящена определению роли социально-культурных технологий в системе сохранения и развития традиций декоративно-прикладного творчества центров народных промыслов. В работе характеризуются направления актуализации традиционных промыслов в социокультурной среде, описываются ведущие формы реализации созидающего потенциала народного художественного искусства, обеспечивающие преемственность духовных ценностей и оказывающие влияние на формирование историко-культурной идентичности.
Ключевые слова: историко-культурное наследие, народное художественное искусство, декоративно-прикладное творчество, центры народных промыслов, социально-культурные технологии, формы социально-культурной деятельности, актуализация традиций
Nadezhda D. Kaminskaya, Elena V. Ertman
Social-cultural technologies as a factor of keeping of traditional art in folk crafts' centers
This article is dedicated to the definition of sociocultural technologies' role in the system of keeping and development of traditions in the decorative-applied creation of arts and folk crafts' centers. The tendencies of actualization of traditional folks crafts in the sociocultural environment are characterized. The leading forms of realization of the creative potential of folk arts promoting the continuity of spiritual values and influencing on the forming of historical and cultural identity are described.
Keywords: historical and cultural heritage, folk art, decorative and applied arts, crafts centers, social and cultural technologies, forms of social and cultural activity, updating traditions
В современной социально-культурной ситуации сложились объективные предпосылки для активного развития интереса к изучению различных аспектов историко-культурного наследия российского общества. Народные художественные промыслы - неотъемлемая часть отечественной культуры, в которой воплощен многовековой опыт художественно-эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, раскрывающей самобытные черты искусства многонациональной России. «Народную культуру необходимо рассматривать как постоянно присутствующее и фундаментальное - исходное и основное - условие воспроизводства обществом самого себя», а значит как основу для существования социума и государства1. Если народная культура не будет иметь современных, доступных и понятных форм существования, трансляции в обществе, то она не сможет выступать в качестве основ его духовной и материальной жизни.
Сохранение культурных ценностей имеет приоритетное значение в политике государства, так как свободный доступ к историко-культурному наследию и ознакомление с культурным достоянием страны являются важнейшим из инструментов формирования общественного сознания и целостной системы нравственно-
этических ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни2.
Историко-культурные бренды народных ремесел важны как для привлечения в регион так называемых «внешних пользователей», так и для постоянных жителей этих территорий, формируя у них историческое самосознание, патриотизм, чувство национальной гордости, а также этнокультурную и региональную идентичность. Традиционные промыслы следует рассматривать в качестве одного из важных ресурсов и социально-культурного, и политического, и социально-экономического развития регионов3.
В условиях, когда российское общество все более осознает значимость сохранения культурного наследия, необходимо использовать потенциал социально-культурных технологий, нацеленных на бережную передачу исторического опыта потомкам и адекватную трансформацию его в новой среде, актуальных для данного региона, ориентированных на аудитории с разными возрастными и статусными характеристиками. Особыми ресурсами для достижения данной цели располагают центры народных художественных промыслов: г. Вологда, п. Палех, п. Мстера, г. Городец, г. Гжель, г. Скопин, г. Ростов и т. п., поскольку сохраняемые традиции создания произведений декоративно-прикладного
искусства - одно из самых ярких явлений народного творчества, впитавшее в себя драгоценное наследие художественной культуры и вековой трудовой и творческий опыт множества талантливых мастеров народных ремесел. Однако в современных условиях можно быстрее и проще ознакомиться с сувенирными изделиями, контрафактной продукцией, которые отсылают к творчеству в центрах народных промыслов, но искажают не только представление о нем, но и деформируют эстетико-художественно-нрав-ственные основы, принципы, ценности, которые сохраняют и берегут истинные мастера п. Холуя, п. Федоскино, г. Ельца, т. д.
В связи с этим особо следует говорить о поддержке национальных традиций, в первую очередь, сохраняемых в центрах народных промыслов, как базиса утверждения идеи единого государства, на основе которых оно полноценно функционирует. В апреле 2014 г. в Москве на XXIX конференции Ассоциации «Народные художественные промыслы России» было обращено внимание на состояние и пути развития центров народных промыслов4. Именно поддержка такого историко-культурного достояния, как декоративно-прикладное искусство центров Гжель, Полхов-Майдан, Великий Устюг, Екатеринбург и др., обеспечение его процветания посредством использования технологий социально-культурной деятельности, способно повлиять на понимание и осознание значительным количеством людей общности мироощущения, их идентификации через региональные, национальные культуры, креативное использование картины мира традиционными средствами культуры, путем актуализации в многообразных формах досуга5.
Искусство художественной обработки ткани, кожи, кости, стекла, искусство вышивки, ткачество и др. обладают особой целостностью передачи последующим поколениям конвергентной, ритуально-обрядовой, художественно-педагогической сущности спрессованной веками информации творческого характера, полифоничностью художественного материала, оказывающего сильнейшее воздействие на классическое искусство, оставаясь притягательным для самодеятельных авторов6.
В настоящее время центры народных художественных промыслов - особое направление создания высокохудожественных произведений, ориентированных не только на их продажу, но и на сохранение ремесленных технологий, методов и средств производства на российском и региональном уровне, а также на подготовку специалистов в этой отрасли. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства, продукция
которых пользуется широкой известностью не только в России, но и за ее пределами. Лучшие работы с неизменным успехом демонстрируются на отечественных и зарубежных выставках, являются убедительным свидетельством расцвета многонациональной культуры. Изображения, цвет, композиция, пластика, запечатленные в произведениях мастеров центров народных промыслов, позволяют говорить не только о знакомстве, осмыслении, но и об осознании современными «культурными потребителями» культурных норм, образцов мышления, стиля жизни, ценностного отношения далекого прошлого через сопоставление с картиной повседневности нынешних поколений7.
Общение художника, мастера «через» свое произведение с аудиторией на основе социально-культурных технологий позитивно влияет на формирование у последней базовой культуры личностного роста, совершенствование внутреннего мира в процессе переработки норм, правил современного сообщества из транслируемых в этих работах культурных ценностей8.
Общепризнанное культурно-историческое значение художественных ремесел прежде всего определяется ценностью освоенных творческими коллективами ремесленных традиций. В практике ряда современных промыслов сохраняются и совершенствуются традиционные формы и приемы, относящиеся к глубинным пластам народной художественной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью. Благодаря существованию промыслов традиционные виды народного декоративного искусства продолжают жить и сегодня, становятся достоянием значительного числа людей, органически включаются в обстановку современного жилища, украшают современный быт.
Вместе с тем промыслы могут рассматриваться и как новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить мастеров-исполнителей к активной творческой деятельности, полнее использовать их таланты и способности, сочетать производственное тиражирование изделий с варьированием и последовательной отработкой исходного образца или орнаментального мотива, сохранить в серийном повторе проявления индивидуального исполнительного мастерства9.
Использование социально-культурных технологий в сохранении и развитии традиционных промыслов направлено на обеспечение прочной взаимосвязи основных элементов процесса создания творческого ремесленного продукта: назначение предмета - материал - форма - технология производства - эстетика. По мнению мастеров, начинать изучение ремесленной
традиции следует с определения назначения (функции) предмета, а сохранение необходимо увязывать с защитой навыка от влияния технических средств, предполагающих ускорение и облегчение процесса производства декоративно-прикладного продукта.
Различные виды социально-культурной деятельности, используемые в центрах народных промыслов, создавая воспитательное пространство, стимулируют активное вовлечение субъектов в творческий процесс в роли исполнителей, коллекционеров, обучающихся и др.10 Именно таким образом происходит продуктивная выработка нравственных идеалов, ценностных ориентаций через включение «культурных потребителей» в самоценный процесс художественного восприятия и креативного созидания. Традиционная культурная среда предполагает поиск и реализацию инновационных форм и технологий социально-культурной деятельности, опирающихся на разнообразие используемых средств народной художественной культуры: кружевоплетение, лаковая миниатюра, роспись по дереву, металлу, художественная обработка глины, стекла, камня, финифть, скань и др. Достижения в сфере народного искусства могут реализовываться как средства социально-педагогической деятельности через арт-терапии, изо-терапии, сказкотерапии, игротерапии, кукла-терапии и др. для развития личности ребенка, для формирования корпоративной культуры, в системе управления персоналом, в процессе стимулирования межличностного общения. Важно отметить особую роль включения традиционного материала искусства народных промыслов в мероприятия, целью которых является формирование экологической и этической культуры личности методами, погружающими в культуротворческую ситуацию11.
Особое значение для достижения указанных целей приобретает комплексный подход к реализации социально-культурного потенциала народных ремесел, который включает следующие направления:
- сохранение промыслов, предполагающее поиск мастеров, предметов декоративно-прикладного творчества, инструментов и технологий производства, сбор и структуризацию информации о них;
- возрождение традиционных народных ремесел, включающее освоение технологий изготовления и процесса реконструкции предметов декоративно-прикладного творчества на профессиональном и любительском уровнях;
- развитие народных промыслов, ориентированное на качественное и количественное использование социально-культурных техноло-
гий освоения различных видов ремесел на определенной территории и вовлечения в данный процесс различных групп населения.
Реализация комплексного подхода опирается на актуализацию социально-культурных форм освоения традиционных промыслов и трансляцию информации о них, что позволяет изменить представления о роли и значении народных ремесел у различных социальных субъектов и сформировать у них ценностное отношение к данным образцам историко-культурного наследия.
Стратегическими направлением социально-культурной актуализации традиционных промыслов становится активное взаимодействие субъектов социально-культурной среды, направленное на сохранение и трансляцию представлений о продукте народных ремесел: художественные мастерские - специализированные профессиональные образовательные учреждения; художественные мастерские - краеведческие и тематические музеи; художественные мастерские - учреждения общего образования (школы, лицеи, гимназии, дошкольные образовательные учреждения); художественные мастерские - культурно-досуговые и клубные учреждения, а также учреждения дополнительного образования, туристские предприятия и др. Существенным аспектом эффективного использования социально-культурных технологий является развитие тесных творческих и организационных контактов не только между непосредственно носителями мастерства декоративно-прикладного искусства и знаний о промыслах, но и между трансляторами этих ценностей (детскими творческими студиями, досуговыми учреждениями, выставочными центрами, краеведческими музеями и музеями современного творчества), что в значительной мере расширяет аудиторию, включенную в освоение народных творческих ремесел.
Значимым направлением актуализации народных художественных ремесел следует обозначить распространение и освоение традиций народных промыслов на различных уровнях:
- формирование первичных представлений о видах, специфике, условиях декоративно-прикладной творческой деятельности;
- участие в масштабных социально-культурных событиях, посвященных традиционному народному искусству (выставках, фестивалях), а также посещение мастер-классов;
- развитие интереса к определенным видам народных художественных промыслов, предполагающего поиск и систематизацию специализированной информации об изучаемом предмете, посещение тематических студий и мастерских;
- получение профессионального образования в сфере прикладного народного творчества;
- развитие системы распространения традиций прикладных промыслов на профессиональном уровне (создание творческих студий, участие в выставках, проведение мастер-классов для специалистов; организация выставочных пространств).
Таким образом, актуализация традиционных народных промыслов в современной социально-культурной ситуации предполагает изучение и фиксацию накопленных знаний о технологиях промыслов, а также определение их социокультурного значения в прошлом и настоящем времени; насыщение деятельности по их сохранению и распространению современными информационными технологиями; организацию процесса по освоению ремесленных навыков; включение в культуру повседневности современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.
Представленные направления актуализации народных художественных промыслов обеспечиваются совокупностью социально-культурных форм, технологически обоснованных и структурированных, что позволяет осуществлять диалогизацию историко-культурных традиций декоративно-прикладного искусства и современных видов социально-культурной деятельности.
Достаточно интересной социально-культурной технологией, позволяющей актуализировать ценности народной художественной культуры, является создание «этнодеревень», «этнопарков», «ремесленных изб», представляющих историко-культурные материальные реконструкции культуры и быта предыдущих эпох, а также комплексы ремесленно-художественных мастерских. Такие проекты появляются на основе уникального содружества талантливых и увлеченных людей, объединенных задачей сохранения, возрождения и развития традиционных народных промыслов и ремесел.
Подобный комплекс в настоящее время создается в крупном туристском центре - Великом Новгороде. Это творческое объединение сформировано на основе сотрудничества мастеров-художников различных специализаций, производящих продукты народных промыслов в атмосфере старинных крестьянских домов, сохранивших свое убранство. В ремесленных избах представлены как основные направления русского традиционного ремесла, так и новые, появившиеся уже в ХХ в. Комплекс также включает помещения, оснащенные необходимым оборудованием для проведения масштабных выставок. Традиционное ремесло здесь широ-
ко представлено во всем многообразии видов, материалов и техник, характерных для данного региона: это ручное классическое ткачество, шитье, в том числе и «золотное», вышивка, вязание, коклюшечное кружево, резьба и роспись по дереву, лаковая миниатюра, гончарные и керамические изделия, глиняная игрушка, изделия из бересты и кожи; есть мастерские кукол, бисероплетения и росписи по ткани (батик). В каждой мастерской посетитель, попадая в интерактивную среду, может освоить некоторые техники художественного ремесла, например, расписать деревянные изделия, поработать на старинном ткацком станке, изготовить простую посуду на гончарном круге, вылепить и расписать глиняное изделие, заняться плетением из бересты или бисера и т. п.
Авторы определяют цель проекта как обеспечение оптимизации процессов реализации и последующего наращивания историко-культурного потенциала декоративно-прикладного творчества в качестве ресурса развития туристской отрасли, включая развитие системы партнерских связей между различными государственными и коммерческими организациями, работающими в социально-культурной сфере. Значимой задачей комплекса «ремесленных изб» становится необходимость позиционирования традиционных видов декоративно-прикладного творчества Новгорода на рынке туристских услуг.
В последние годы были открыты этнодерев-ни в Эртиле (Воронежская область), в Троицке (Республика Коми), в г. Гусь-Хрустальном, созданы этнокультурный центр северных народов «Хаски Лэнд» в п. Орловское и этнопарк «Кочевник» - культурно-образовательный центр, позволяющий познакомиться с традициями кочевых народов п. Хотьково. В 2008 г. в Калужской области появился музей под открытым небом «Этномир» (деревня) как уникальный проект, на территории которого воссоздается уменьшенная модель 52 этнодворов12.
Активно создаются новые творческие пространства, такие как туристско-рекреационный кластер «Палех» в Ивановской области, который вошел в топ-10 реестра инвестиционных проектов субъектов РФ, включенных в перечень мероприятий ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации, 2011-2018 гг.». В рамках инвестиционного проекта «Палех - родина Жар-птицы» предполагается строительство комплекса выставочных зданий в историческом центре поселка, недалеко от музейного комплекса и Крестовоздвижен-ского храма. Их выстроят, используя в декоре стилистические элементы палехской лаковой
миниатюры и витражной техники. Кроме того, в состав данного кластера войдут деревня «Экологическая долина», частный музей палехских художников, воссозданные иконописные мастерские, гостевая деревня, торгово-развлека-тельный центр и зона летнего отдыха13.
В рамках проекта «Мастерская Радуги», посвященная народным художественным промыслам Нижегородской области - «100 лиц народных художественных промыслов», идет разработка сайта Виртуальная энциклопедия нижегородских творческих ремесел, нижегородских мастеров и предприятий14. В 2003 г. в Павловском Посаде по инициативе местного жителя В. Ф. Шишенина открылся уникальный Музей истории русского платка и шали, где инициировали проведение Праздника платка. Основой фондов музея стала собранная им коллекция платков, шалей, женских головных уборов и предметов быта XVIII-XX вв. В 2010 г. музей провел научно-практическую конференцию «Платок в российской культуре: вчера, сегодня, завтра» и опубликовал сборник докладов ее участников. В 2011 г. проект музея «Приручение набойки: метод огурца» стал победителем восьмого грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Образовательные программы». В ходе проекта была разработана и апробирована образовательная программа по набойке текстиля для учащихся художественных школ. В результате реализации проекта создана детская дизайн-студия по декорированию текстиля15.
К группе социально-культурных технологий, способствующих вовлечению значительного количества участников - представителей различных социальных групп в процесс развития интереса к традиционным промыслам, следует отнести крупные международные, общероссийские и региональные фестивали, ярмарки, которые являются эффективными формами демонстрации творческих возможностей и достижений мастеров центров народных промыслов. Так, наиболее значимые фестивали проводятся в г. Гусь-Хрустальном, в том числе, фестиваль «Золотое кольцо», ежегодный фестиваль «Folk Summer Fest» и ярмарка «День Никиты-Гусятника»; в п. Мстера уже несколько лет успешно функционирует фестиваль народного творчества и древних промыслов «Мстерский базар»; в п. Богородском следует выделить фестиваль традиционны народных промыслов.
Значимым представляется фестивальное движение, которое включает Крестовоздвижен-скую ярмарку-фестиваль «Палех - город мастеров» (п. Палех, проводится с 2004 г. ежегодно в
канун престольного праздника Воздвиженья Креста Господня) и Всероссийский фестиваль «Лоскутная мозаика России». В Екатеринбурге значительное количество мастеров и посетителей принимает участие в Международном фольклорном фестивале-ярмарке народных ремесел «Малахитовая шкатулка», этнофестивале «Энергия жизни» и др. Особое место в системе сохранения и актуализации национально-культурного наследия занимает международный фестиваль кружева «Vita Lace» в Вологде, на который съезжаются мастера кружевоплетения из Бельгии, Испании Франции, а также международный театральный фестиваль «Голоса истории»16.
Особый интерес представляет, к сожалению, незначительная группа социально-культурных мероприятий, ориентированных на детей, семьи и людей с ограниченными возможностями, например конкурс детского рисунка «Мой Палех», проводимый в Ивановской области в п. Палех, в Екатеринбурге - Всероссийский детский фестиваль-конкурс народных промыслов и ремесел «Данилушка», областной детский фестиваль традиционных уральских ремесел «Городок мастеровой», Детский минералогический фестиваль, который поддерживает детские коллективы, развивает у детей стремление к познанию наук о Земле и родном крае, способствует развитию индивидуальных способностей детей к творческой и исследовательской деятельности. В 2014 г. Фестиваль был посвящен творчеству П. П. Бажова.
В Анапе значительное количество участников собирает Фестиваль семейных ремесел17. В Екатеринбурге в Центре традиционной культуры Среднего Урала прошла выставка декоративно-прикладного и народного искусства «Почувствуй ремесло руками» для людей с ограниченными возможностями по зрению. В Музее изобразительных искусств в рамках мастер-классов регулярно проводятся занятия арт-терапии с пациентами психиатрических клиник. Галерея «Краски души» организует выставки, мастер-классы, содействуя профилактике психического здоровья людей, работает со студентами психологических и социологических специальностей18.
Определенная часть мероприятий ориентирует посетителей на знакомство с историей промыслов от их зарождения до наших дней. В Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проводится Международный фестиваль декоративного искусства «Древо жизни» - ежегодный просветительский проект, цель которого популяризировать традиционное искусство, предлагать новые взгляды на старинные традиции и обычаи, пока-
зывать богатство и уникальность традиционной культуры. В Мстерском художественном музее представлена выставка «Искусство Мстеры», в ретроспективе повествующая о развитии традиционных промыслов Мстеры19.
Отдельное направление составляют мероприятия, организуемые Домами ремесел, Методическими центрами культуры и творчества. Так, в п. Шуя проводится постоянно действующая выставка-продажа изделий предприятий народных художественных промыслов и народных умельцев Ивановской области, а также областная выставка-конкурс изделий мастеров домов ремесел «Мастер - золотые руки», выставка «Народные традиции в творчестве молодых», выставка «Кружевная лоза мастера В. М. Козлова», на которой представлены работы одного из лучших лозоплетельщиков России В. М. Козлова.
В современной социокультурной практике появились мероприятия, целью которых является пропаганда искусства центров народных промыслов, развитие интереса к традиционным техникам, воспитание гордости за свою историю и подготовка новых кадров, когда организаторам выступают специализированные художественные училища. Значимое место в этой практике занимает конкурс профессионального художественного мастерства, проводимый в Екатеринбурге среди учащихся художественно-творческих отделений. Главная цель конкурса - пропаганда традиций уральского ювелирного и камнерезного искусства, развитие творческих способностей юных мастеров. Задачами этого соревнования стали поддержка детских, молодежных творческих коллективов, представителей кружков юных камнерезов и ювелиров, учащихся профильных колледжей и училищ, студентов профильных кафедр вузов Уральского региона. Такие конкурсы являются связующим звеном между поколениями мастеров, призванным продемонстрировать преемственность в творческом развитии уральских школ камнерезного и ювелирного дела20.
Уже выросло не одно поколение коллекционеров произведений центров народных промыслов. Для них проводятся выставки, аукционы, антикварные салоны, также привлекая интерес широко публики. В Городеце проводится аукцион антиквариата «Городецкая живопись», в п. Мстера - аукцион «Мстера „Меркурьев"», в п. Палех - антикварный аукцион «Палех и лаковая миниатюра», где представляются работы, созданные и в первые 25 лет существования лакового искусства в Центральном доме художника п. Палех21.
Следует отметить, что праздники и фестивали, посвященные народному художественно-
му искусству, проводятся не только в крупных городах и известных творческих центрах, но и в сельских населенных пунктах. На региональном уровне интерес представляют областной детский фольклорный фестиваль «Хохловские игрища», а также областной фестиваль народного костюма «Традиционный костюм через века»; в д. Пожарище Нюксенского района Вологодской области организуется областной фольклорный праздник, в деревне Панкратово хорошо известен межрегиональный праздник вепсской национальной культуры «Древо жизни».
Часто социокультурные формы дополняют друг друга: за последние годы были разработаны экскурсионные маршруты, интерактивные программы, практикумы, а также мастер-классы. Например, неизменно востребована экскурсия в мастерскую традиционной мстерской вышивки «Волшебница игла» Мстерского художественного музея; в г. Гусь-Хрустальном проводится экскурсия по городу, которая обязательно заканчивается посещением стекольного завода. Туристская фирма «Вокруг света» предлагает цикл экскурсионных туров «Земля мастеров» в центры народных промыслов: п. Мстера, п. Палех и др. Любой желающий может участвовать в экскурсионных турах, знакомящих с художественными промыслами Урала, например «Уральские изумрудные копи». Форму мастер-классов активно используют в г. Полхов-Майдан. Участников обучают росписи браслета в технике хохломской росписи, декоративной доски, браслета в технике северодвинской росписи, шкатулки-яблока. В Вологде наиболее известны мастер-классы по резьбе и росписи по дереву, изготовлению традиционных кукол, керамике, вышивке, по проектированию сколков, изготовлению игровой междуреченской куклы по лоскутному шитью.
Разработаны циклы семинаров-практикумов из цикла «Мастерская Мастера» в Центре традиционной культуры Среднего Урала, которые проводятся по направлениям: кружево-плетение, счетная вышивка, лаковая роспись по металлу, пуховязание, плетение поясов, ручная набойка ткани и пр. В п. Мстера в Мстерском художественном музее желающих приглашают на мастер-классы по лаковой миниатюре «Сам себе художник»22.
Для удовлетворения более глубоких познавательных потребностей в сфере изучения традиций народного декоративно-прикладного творчества в систему непрерывного историко-культурного просвещения включаются циклы лекций, открытые теоретические занятия, авторские семинары, консультации со специалистами-исследователями. Например, в Вологде лекции
проводятся Н. А. Кутекиной - хранителем коллекции кружева и тканей Вологодского государственного музея-заповедника. Исследователем искусства кружевоплетения Л. И. Богдановой организованы лекционные циклы «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок», «Святочные вечера», «Древние верования славян в народных верованиях Вологодчины», «Фольклор и традиционный орнамент в русской культуре».
Мастера декоративно-прикладного искусства принимают самое активное участие в выставочной деятельности и в конкурсах профессионального мастерства. Особого внимания заслуживают ретроспективные выставки «Искусство холуйской лаковой миниатюры» и «Создание и развитие лаковой миниатюры Палеха и Холуя», «Иконы палехских писем XVII-XX вв.», юбилейная выставка «90 лет искусству Палеха», представляющая работы выпускников и преподавателей Палехского художественного училища. В п. Шуя создано выставочное пространство, где постоянно действует выставка-продажа изделий предприятий народных художественных промыслов и народных умельцев Ивановской области. Молодые мастера принимают участие в выставке «Народные традиции в творчестве молодых». В Москве во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства проводится крупнейшая выставка-конкурс декоративно-прикладного творчества молодежи «Городские мотивы».
В настоящее время обнаруживается тенденция к проведению мероприятий на межрегиональном, общероссийском международном уровнях, где создаются условия для взаимодействия представителей разных центров народных промыслов. В г. Полхов-Майдан в этнографическом музее «Русская изба» открыты периодические выставки: «Сине-голубое чудо», «К нам приехала сама золотая хохлома», «Славный город Городец», «Куклы - забавы, куклы - обереги», «Мы из Полхов-Майдана», «Семеновская матрешка», «Пелагеино рукоделие»23. В Городец проходит Областной фестиваль народных промыслов «Мастеров народных братство», куда привозят продукцию предприятия народных художественных промыслов нижегородского края: ЗАО «Юнона» (Нижний Новгород), ООО «Городецкая золотная вышивка», ЗАО фабрика «Городецкая роспись», ОАО «Тканые узоры» (г. Шаху-нья), ЗАО «Гипюр» (г. Чкаловск), ЗАО «Хохломская роспись» (г. Семенов), ОАО «Хохломской художник» (Ковернинский район), ООО «Торговый Дом Семеновская роспись» (г. Семенов) и десятки мастеров из Нижегородской области и других регионов России24.
В 2011 г. во Франции в г. Ле Пюи-ан-Вел мэрия этого города и Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия Вологодской области, Музей кружева и Французская ассоциация кружева и вышивки открыли выставку «Вологодское кружево - царское кружево». ЗАО «Гжельский фарфоровый завод» стал официальным лицензиатом XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в Сочи в категории «Народные промыслы», выпустив специальные коллекции. Лучшие мастера создали серию уникальных авторских талисманов «Сочи 2014»25. В 2014 г. вологодское кружево показали на международной выставке «Живое наследие» в Париже в Лувре26. В Великобритании (Лондон) в феврале ежегодно проводится мероприятие Русская масленица, в программу которого входят выступления профессиональных и самодеятельных коллективов, открываются базары товаров русского народного промысла27.
В фестивалях, праздниках, ярмарках, мастер-классах, аукционах, конкурсах, выставках участники погружаются в процесс познания и освоения как информационно-образных, так и структурно-композиционных элементов творчества, транслируемых и актуализируемых мастерами, сохраняющими и передающими традиции прошлого, чья самодеятельная и профессиональная художественная деятельность, а также ее продукты стимулируют приобретение опыта творческой активности, полихудожественной компетентности различных социальных групп: детей, учащихся, людей третьего возраста и др. Центры народных промыслов, по сути, являются образовательно-творческим пространством для идентификации национально-регионального компонента культуры в целом и декоративно-прикладного искусства в частности, способствуют развитию социально-культурной сферы и экономики регионов России. Кроме того, следует констатировать, что технологии социально-культурной деятельности выступают важнейшим инструментом становления историко-культурной общероссийской идентичности различных социальных субъектов. Использование социально-культурных технологий как активного ресурса сохранения традиционного искусства в центрах народных промыслов предполагает определение стратегического и тактических направлений формирования художественно-творческих потребностей, эстетического отношения к миру через освоение в индивидуальных, групповых, массовых формах художественного воспроизводства, обеспечение преемственности развития творческих способностей.
Примечания
1 Актуализация потенциала социокультурной сферы: монография / Е. А. Шмелева, О. С. Кудинова, М. С. Лебедев, Е. А. Ващинская; Шуйский гос. пед. ун-т; Социогуманитар. науч.-образоват. центр. Шуя: Изд-во ШГПУ, 2012. С. 109.
2 Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в современной России: коллектив. моногр. / Н. Н. Ярошенко, Н. В. Шарковская,
B. З. Дуликов и др.; науч. ред. Н. Н. Ярошенко. М.: МГУКИ, 2012. С. 77.
3 Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. 2-е изд. М.: МГУКИ, 2003. С. 132.
4 URL: http: // nkhp. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
5 Василенко В. М. Русское народное искусство: содержание, стиль, развитие. М.: Рос. гос. гуманитар. ун-т, 2011. С. 77.
6 Евтушенко С. В. Народное художественное творчество: проблематика, ретроспекция научного осмысления, концептуальные основы: автореф. дис. ... д-ра филос. наук: 09. 00. 04 / Харьков. нац. ун-т им. В. Н. Каразина. Харьков, 2004. С. 9.
7 Касьянова А. В. Идентичность сквозь призму фило-софско-культурологического знания // Социально-культурная деятельность как феномен педагогики: материалы междунар. науч.-практ. конф. / Челябин. гос. акад. культуры и искусств; сост. С. В. Богдан; редкол.: Н. В. Погорелова, Т. П. Степанова. Челябинск, 2012. С. 22.
8 Шарковская Н. В., Лопатин А. В. Социально-культурная деятельность в контексте системного подхода // Там же. С. 97.
9 Актуализация потенциала социокультурной сферы.
C. 52.
10 Социально-культурная деятельность в регионах России: моск. форум культуры «Культура как стратеги-
ческий ресурс России в XXI в.: Региональная культурная политика», Москва, 20-21 июня 2013 г.: сб. ст. / МГУКИ; науч. ред. А. Д. Жарков. М., 2014. С. 95.
11 Шарковская Н. В., Лопатин А. В. Указ. соч. С. 88.
12 URL: http: // visit-kaluga. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
13 URL: http: // chastnik. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
14 URL: http: // master-raduga. nnov. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
15 URL: http: // muzeyplatka. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
16 URL: http: // news. 29 ru. net (дата обращения: 27. 03. 2015).
17 URL: http: // novopages. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
18 URL: http: // kulturmultur. com (дата обращения: 27. 03. 2015).
19 URL: http: // mstera-adm. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
20 URL: http: // nashural. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
21 URL: http: // muzei-paleh. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
22 URL: http: // dst. ivanovoobl. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
23 URL: http: // ds-420. nios. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
24 URL: http: // promisly. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
25 URL: http: // efarfor. ru (дата обращения: 27. 03. 2015).
26 URL: http: // news. 29 ru. net (дата обращения: 27. 03. 2015).
27 URL: http: // maslenitsa. com (дата обращения: 27. 03. 2015).