Научная статья на тему 'Дедуктивный подход в изучении дисциплины «Экономическая теория»'

Дедуктивный подход в изучении дисциплины «Экономическая теория» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
903
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕДУКЦИЯ / ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД / АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ЛОГИКА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлавильчева Н. П.

Рассматривается дедуктивный метод в контексте изучения экономических дисциплин в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEDUCTIVE APPROACH IN DISCIPLINE STUDYING «THE ECONOMIC THEORY»

The deductive method in a context of studying of economic disciplines in high school is considered.

Текст научной работы на тему «Дедуктивный подход в изучении дисциплины «Экономическая теория»»

Список литературы

1. Гумбольт В. О различии организмов человеческого языка и о

влиянии этого различия на умственное развитие человеческого рода. Учебное пособие по теории языка и словесности ввоенно-учебных заведениях. Перевод П. Билярского. С.-Петербург: Типография

Императорской Академии Наук,1859. C. 366.

2. Яковлева Е.С. Фрагменты русской языковой картины мира (модели пространства, времени и восприятия). М.: Гнозис, 1994. С. 342.

3. Серебренников Б. А. Роль человеческого фактора в языке. Язык и мышление. М.: Наука, 1988. С. 244.

4. Вежбицка А. Язык. Культура. Познание. М.: Русские словари. 1996. С. 416.

5. Колшанский Г.В. Текст как единица коммуникации// Проблемы общего и германского языкознания. М. 1978. С. 99.

A.A. Podosinnikova

ABOUT THE PROBLEM OF TEACHING FOREIGH PHILOLOGIST TO STILISTICS OF RUSSIAN COLLOGUIE SPEECH

The article is devoted to the development scientific based and experimentally checked methodological system of professional and communicative teaching foreign studets to produce Russian colloguel speech.

Key words: speech activity, text, folklore national culture, language competence.

Получено 12.02 2012 г.

УДК 378.016:330.01

Н.П. Подлавильчева, ст. преподаватель, 8-920-755-24-33, [email protected] ( Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ)

ДЕДУКТИВНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»

Рассматривается дедуктивный метод в контексте изучения экономических дисциплин

в вузе.

Ключевые слова: дедукция, дедуктивный метод, абстрактное мышление, логика, компетентность.

В настоящее время в России происходят серьезные изменения всей системы образования. Одним из факторов, определивших направления изменений вузовской (в частности) модели образования являются процессы глобализации и информатизации современного общества. Система высшего образования в условиях рыночных отношений на первое место при подготовке квалифицированных кадров ставит интересы

обучаемого. В этой связи перед преподавателями российских вузов стоит задача выработки и внедрения таких приемов и методов обучения, которые бы были нацелены на активацию творческого потенциала студента, его желания обучаться.

Формирование содержания экономического образования имеет трехуровневую структуру целей. К целям первого уровня относятся: совершенствование содержания обучения, его структуры и организации процесса, что достигается непосредственно в результате процесса формирования. Цель второго уровня - развитие студентов в когнитивной, интеллектуально-креативной, нравственно-этической сферах,

формирование профессионально значимых качеств (компетенций). Цель третьего уровня — становление человека как личности и профессионала. Одна из важнейших проблем в данной связи - проблема методов обучения остается актуальной как в теоретическом, так и в практическом плане.

Теоретик дидактики Ю.К. Бабанский выделил 7 шагов оптимального выбора методов обучения.

1. Решение о том, будет ли материал изучаться самостоятельно или с преподавателем. Если студент при оптимальных усилиях может самостоятельно освоить материал, помощь преподавателя не нужна. В противном случае в той или иной форме она необходима.

2. Определение соотношения репродуктивных и продуктивных методов. Если есть возможность, упор нужно сделать на продуктивные методы.

3. Определение соотношения индуктивной и дедуктивной логики, аналитического и синтетического путей познания. Дедуктивные и синтетические методы вполне по силам студентов при наличии определённой теоретической базы. Они, конечно, предпочтительнее как более строгие, экономные, близкие к научному изложению.

4. Методы и способы сочетания словесных, наглядных, практических методов.

5. Решение о необходимости введения методов стимулирования деятельности студентов.

6. Определение «контрольных точек», методов контроля и самоконтроля.

7. Продумывание запасных вариантов на случай отклонения реального процесса обучения от запланированного.

В процессе преподавательской деятельности раскрытие учебного материала происходит по определенно выстроенной логической схеме: выстроенной индуктивным или дедуктивным образом. В зависимости от цели, поставленной преподавателем, на отдельных этапах обучения может применяется как дедуктивный, так и индуктивный подход в подаче материала.

В рамках данной статьи предлагается рассмотреть дедуктивный подход, который, по мнению автора, способствует более быстрому усвоению материала и развитию абстрактного мышления студента в изучении экономических дисциплин, в частности дисциплины «Экономическая теория». Дисциплина является обязательной к изучению и входит в систему экономического образования подготовки специалистов и бакалавров. Важность изучения дисциплины определяется тем, что знание экономических законов развития рынка, производства, умение разбираться в сущности происходящих микро- и макроэкономических процессов в индустриальных странах и в трансформационных экономиках позволяет глубже осмыслить значимость деятельности человека в современном мире.

Проблемы, вызванные введением сокращенных и дистанционных форм обучения, не позволяют в полной мере сохранить прежнюю методику изучения курса. В рамках сокращенных учебных часов достаточно сложно организовать углубленную подачу материала, что снижает качество учебного процесса. Для эффективного обучения следует применять несколько иные походы и развивать мыслительные процессы студента. Дедуктивный подход к познанию наиболее близок к естественным процессам познания человека и помогает увеличить границы интеллектуального пространства. Наше мышление гораздо быстрее проходит путь познания от выделения типичного, целого к конкретному примеру.

Свойства дедукции - это, по сути дела, свойства отношения выводимости. Поэтому и раскрывались они преимущественно в ходе построения конкретных логических формальных систем и общей теории таких систем. Большой вклад в это изучение внесли: создатель формальной логики Аристотель и др. античные учёные; выдвинувший идею формального логического исчисления Г.В. Лейбниц; создатели первых алгебрологических систем Дж. Буль, У. Джевонс, П.С. Порецкий, Ч. Пирс; создатели первых логико-математических аксиоматических систем Дж. Пеано, Г. Фреге, Б. Рассел; наконец, идущая от дедукции Гильберта школа современных исследователей, включая создателей теории: дедукция в виде так называемых исчислений естественного вывода немецкого логика Г. Генцена, польского логика С. Яськовского и нидерландского логика Э. Бета. Теория дедукции активно разрабатывается в настоящее время, также в свое время она разрабатывалась и в СССР (П.С. Новиков, А.А. Марков,

Н.А. Шанин, А.С. Есенин-Вольпин и др.).

В процессе обучения активно применяется помимо дедуктивного и индуктивный подход в передаче материала. В то же время при изучении экономических дисциплин индуктивный подход нарушает целостность восприятия, так как дает неопределенность в понимании объекта.

Как три слепца,

Желающие знать слона,

Трогали хобот, хвост и ногу.

Между собой судили понемногу По ощущениям, что в осязании у них,

И прав был каждый из троих,

Что слон - змея, веревка, столб,

Но целое представить смог лишь тот,

Кто мог увидеть полный экземпляр Но надо, чтобы зрячим стал.

(автор статьи)

Развивая абстрактное мышление студента, преподаватель тем самым способствует развитию его интеллектуального потенциала и формирует представление о процессах как некой целостности.

Интеллектуальные способности можно оценить, выделяя следующие уровни развития:

• информированность;

• субъективизм;

• грамотность;

• компетентность

Информированность характеризует способность работы с информацией и способность ориентироваться в информационном пространстве.

Субъективизм характеризует способность к составлению собственного мнения, анализу своих действий.

Грамотность рассматривается с позиции способности синтезировать, анализировать, сравнивать.

Компетентность характеризует способность применять полученные знания в решении различных ситуаций.

Дедуктивный подход в подаче материала задействует следующие процессы мышления:

• познание;

• умозаключение;

• доказательство;

• изложение;

• усвоение.

Каждый из этих процессов выражается в проявлении определенных качеств в процессе работы на занятиях. Для познания характерны проявления творчества и интуиции, для умозаключения - умение оперировать абстрактными понятиями, для доказательного процесса мышления - умение рассуждать и делать выводы, для изложения -

грамотная речь и умение слушать, усвоение проявляется через конкретизацию понятий.

Для усвоения экономических понятий необходимо проследить происхождение частных ситуаций, исходя из всеобщего представления. Развивающее обучение, прежде всего, состоит в том, чтобы из теоретического осмысления и обобщения вывести основы заложения системы. Дедуктивный подход рассчитан на опережающее обучение, и, имея представление о целом, можно рассуждать о происходящих явлениях и взаимосвязи этих явлений. Благодаря изучению законов взаимосвязи студенты получают представление о процессах, которые не могли быть изучены как отдельный элемент, и понимания процесса или явления просто не было, а следование выявленным формулам не приводит к дальнейшему усвоению материала.

Рассмотрим структуру построения лекционного материала с позиции дедуктивного подхода на рисунке.

Общие фундаменталь : теоретические положения

Теории, обобщающие знания

Рассмотрение категорий и понятий

Явления, п обл темные ситуации

Факты

Дедуктивное структуирование лекции по экономической теории.

Рассмотрим содержание темы «Проблемы макроэкономической нестабильности» в рамках дедуктивного подхода. В процессе изучения последовательно рассматриваются следующие вопросы:

1. Характерные черты макроэкономической нестабильности.

2. Концепции экономических циклов.

3. Показатели макроэкономической нестабильности.

4. Безработица и инфляция.

5. Закон Оукена и кривая Филлипса, взаимосвязь инфляции и безработицы.

6. Экономические потери и социальные последствия.

Для сравнения приведем примерные структуры данной темы в рамках учебников.

1-й учебник:

1. Экономические циклы.

2. Безработица и ее социально-экономические последствия.

3. Инфляция: сущность, причины, последствия.

2-й учебник:

1. Экономический цикл и динамика основных макроэкономических показателей.

2. Формы безработицы. Закон Оукена.

3. Уровень инфляции. Ожидаемая и неожидаемая инфляция.

4. Взаимосвязь инфляции и безработицы.

Таким образом, дедуктивный подход позволяет дать фундаментальные понятия, определить методы и средства обучения, ускорить мыслительные процессы поиска решений. Построение лекции с помощью дедуктивного подхода помогает студентам мыслить более сложными категориями, вырабатывает критериально-понятийный аппарат, видеть причинно-следственную связь, что помогает в освоении решений достаточно сложных экономических задач.

Список литературы

1. Гусев Д.А. Логика: учебное пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ecollege.ru/xbooks/xbook005/book/index/index.html?* http://www.niv.ru/doc/logic/ivin/index. htm -

2. Ивнин А. А. Логика: учебное пособие.

3. Балашов Л.Е. Философия: учебник.

4. Лавриненко В.Н. Философия: учебник.

5. http://problema-talanta.ru/page/logika_cheloveka_indukciya_dedukciya - статья из Интернета.

6. Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в научнотеоретическом мышлении. М., 2007.

7. Ильин В.В. Теория познания. Введение. Общие проблемы. М.,

2004.

8. Каратини Р. Введение в философию. М.: Изд-во Эксмо, 2003.

9. Мамардашвили М.К. Процессы анализа и синтеза. // Вопросы философии. 1958. № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Печенкин А.А., Обоснование научной теории. Классика и современность. М., Наука, 1991.

11. Философия: учебник /под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2003.

12. Материалы Международной заочной научно-практической конференции 28 февраля 2011 г. Чебоксары.

N.P.Podlavilcheva

THE DEDUCTIVE APPROACH IN DISCIPLINE STUDYING «THE ECONOMIC THEORY»

The deductive method in a context of studying of economic disciplines in high school is considered.

Key words: deduction, a deductive method, abstract thinking, the logician, competence.

Получено 12.02.2012 г.

УДК 378.016: 330.01

Н.П. Подлавильчева, ст. преподаватель, 8-920-755-24-33, [email protected] ( Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ)

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Предлагается авторская модель структурирования профессиональной компетенции студентов экономических специальностей.

Ключевые слова: компетентность, концептуальное мышление, деловая игра, качественный контроль.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвердило новый подход к качественным характеристикам образовательного процесса. Следует отметить ряд тенденций, направленных на повышение эффективности образования в высшей школе знаменующих новый этап в развитии высшего образования. Данные тенденции взаимосвязаны и каждое направление является составной частью общего процесса реформирования.

Во-первых, следует отметить происходящие политические и экономические процессы, которые привели к возникновению интернациональной системы образования, а соответственно к сближению качественных характеристик образовательного процесса.

Во-вторых, следует обозначить индивидуализацию образовательного процесса и в связи с этим отметить диверсификацию образования в проявлении новых методов обучения и информатизации.

В-третьих, обозначен компетентностный подход, который заложен в основу образовательного стандарта третьего поколения, достаточно широко раздвигает рамки образовательного процесса и требует разработок теоретических положений личностно-ориентированного обучения.

Компетентностный подход существенно затрагивает все составляющие процесса обучения и требует пересмотра содержания образования, методов обучения и методов контроля. В ФГОСах третьего поколения заложен таксономический ряд «знать-уметь-владеть», направленный на формирование таких навыков специалиста, как умение и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.