Научная статья на тему 'Подходы к систематизации информации в процессе обучения в вузе'

Подходы к систематизации информации в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
812
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ДЕДУКЦИЯ / ДЕДУКТИВНОЕОЕ ВЫШЛЕНИЕ / ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / METHOD OF TRAINING / INFORMATION / THINKING / DEDUCTIVE METHOD OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлавильчева Надежда Петровна

Рассматриваются классификация методов обучения, эффективность освоения больших объемов информации, дедуктивный метод в обучении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYSTEMATIZATION OF THE INFORMATION IN THE LEARNING PROCESS

The classification of methods of training, efficiency of development of large volumes of information, the deductive method learning.

Текст научной работы на тему «Подходы к систематизации информации в процессе обучения в вузе»

7. Шушарджан С.В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998.

Петухова М.И., канд. пед. наук, доц., [email protected], Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого

MUSIC THERAPY AS A METHOD OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION OF

THE YOUNGER SCHOOLBOY

M.I.Petuhova

The problems of adaptation in the study of domestic and foreign psychologists, especially younger students adapt to the conditions of schooling. Presents the advantages of using the method of music therapy in the social and psychological adjustment of pupils of primary school age. In the method is based on the author's system of musical and audio technologies.

Key words: social and psychological adaptation, art therapy, music therapy.

M.I. Petuhova, Ph.D., docent of chair of practical psychology and pedagogy, [email protected], Russia, Tula, Tomsk State Pedagogical University named. Tolstoy

УДК 378.016: 330.01

ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Н.П. Подлавильчева

Рассматриваются классификация методов обучения, эффективность освоения больших объемов информации, дедуктивный метод в обучении.

Ключевые слова: метод обучения, информация, дедукция, дедуктивноеое вышление, дедуктивный метод обучения.

В процессе обучения информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты - деятельность учителя и деятельность ученика. В данном случае именно способ передачи и восприятия учебного материала служит основанием для классификации методов обучения. Источник информации изначально несет первичную информацию, потребитель информации в силу надобности перерабатывает ее. Выделяются основные источники информации в учебном процессе: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе.

Согласно общепринятой классификации методов обучения рассматриваются следующие признаки и соответственно методы обучения (таблица):

- По признаку уровня активности познавательной деятельности. Выделяются объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, метод проблемного изложения материала, частично-поисковый и исследовательский методы обучения.

- Если признаком являются функции обучения, то выделяют методы устного изложения материала и активизацию познавательной деятельности

учащихся, методы закрепления изучаемого материала, методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала, методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков, методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся.

Классификация методов по характеру (степени самостоятельности и творчества) деятельности обучаемых [5]:

- Если признаком является источник познания, то выявляются методы: словесные, практические, наглядные.

- По признаку основы структуры личности выделяют методы формирования познания, методы формирования поведения, методы формирования чувств.

В современных исследованиях встречается различный подход к выделению признаков-классификаторов.

Выделение нескольких признаков для определения характера деятельности обучаемых создает достаточно сложную структуру в построении учебного процесса. Классификация по множественным признакам нарушает саму логическую последовательность организации учебного процесса. В то же время современные методы обучения позволяют все более широко использовать усовершенствованные технологии подачи материала, и в связи с этим наиболее оптимальным является классификации по одному признаку.

Современное образование позволяет осваивать всё большие потоки информации, идет расширение объемов знаний, но результативность обучения, как показывает опыт, зависит не от расширения объема знаний, а от их систематизации. Давая общее представление о рассматриваемом процессе, преподаватель раскрывает сущность данного явления через изучение взаимосвязей. В связи с этим актуальным становится дедуктивный метод обучения, который показывает свою эффективность при изучении экономических дисциплин. Экономические процессы рассматриваются через взаимосвязи явлений и составляющих процессов.

В данном случае задействован ещё один источник информации -наше мозговое восприятие. Источником информации, как правило, является реальный объект нашего мира, от которого мы получаем информацию с помощью органов чувств посредством взаимодействия; потребитель информации благодаря своему сознанию перерабатывает ее и осмысливает, образуется вторичная информация.

Вторичная информация в силу свойств человеческого сознания несет черты субъективизма. В учебном процессе для обучаемого процесс познания несет в себе черты первичной информации, которая, в свою очередь, отличается субъективизмом обучающего, выстраивающего систему в подаче знаний.

Классификация^ методов обучения

Количество признаков Характер определения деятельности Автор Методы

Один Источник знаний Верзилин Н.М.[3] Наглядные, словесные практические

Дидактические цели Данилов М.А.[4], Левина М.М.[6] В зависимости от характера обучения

Уровень самостоятельной активности обучающихся Лернер И.Я.[7] Исследовательский, эвристический, проблемный, репродуктивный, объяснительно- иллюстративный

Структура учебной деятельности Бабанский Ю.К.[1] Методы стимулирования и мотивации обучения. Методы организации учебных действий. Методы контроля и самоконтроля

Два 1.Характер восприятия. 2.Направленность логического процесса Райков Б.Е.[8] 1.Словесные, наглядные, моторные. 2.Иллюстративные исследовательские

1.Логический путь. 2.Уровень познавательной активности Саранцев Г.И.[9] 1.Индуктивный, дедуктивный. 2. Репродуктивный, эвристический, исследовательский

Три 1.Источник информации. 2. Логический путь. 3.Уровень проблемности Паламарчук В.Ф. 1. Методы обучения. 2.Методы познания. 3.Технологии обучения

Четыре 1.Логико-содержательные. 2.Источниковые. 3.Процессуальные. 4.Операционно-управленческие Шаповаленко С.Г. 1. Методы обучения. 2.Методы познания. 3.Процессуальные технологии. 4.Организационно-управленческие технологии

Сам И.Я. Лернер [7] констатировал: "... три группы - словесные, наглядные и практические ... четко отражают представление о том, что процесс обучения веками якобы не изменялся, ибо всегда слуховое, зрительное и тактильное восприятие обслуживало учение". В то же время следует добавить, что, помимо этого, на основе

еречисленных восприятий всегда задействуется мыслительный процесс, который рассматривается как четвертый источник познания. Тут мы подошли к одному, достаточно важному факту обработки информации. Человеческий мозг обрабатывает все большее количество информации; выстраивается сложная картина взаимосвязей человеческого окружения. Следует отметить, что одна и та же информация в силу понимания ее потребителем может нести разные объемы и разную степень определенности. Так, например, информация о климатических изменениях будет интересна ученым различных наук и областей деятельности, но для каждого пользователя информации будет интересен именно тот объем информации и ее содержание, которые непосредственно связаны с деятельностью пользователя. «Таким образом, разные носители информации будут разными кодовыми воплощениями одной и той же информации» [2] .

Мыслительный процесс воспринимается как естественная данность, которую человек использует на протяжении всего периода жизни, совершенно не задумываясь о том, откуда возникают мысли и ответы на определенные вопросы. Поэтому искусство мыслить неотъемлемо от существования человека, искусство правильно мыслить выработалось в процессе эволюции и естественного отбора. Основная функция логического мышления, независимо от периода развития человечества, оставалась неизменной: исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие.

Ограниченность применимости дедукции в познании связана главным образом с тем, что она предполагает неизменность предмета рассуждения и, следовательно, исключает представление о предмете как развивающемся; дедуктивные системы не могут включать противоречия и потому все противоречивые отношения действительности в дедуктивном представлении разрываются, теряя целостность; в выводах дедуктивной системы не может содержаться ничего, что не содержалось бы в посылках (аксиомах, принципах и т. п.).

Дедукция имеет свою определенную область применения, в частности, в разработке научных теорий, позволяя развить теорию до получения всех возможных, необходимо обоснованных выводов и следствий, могущих быть проверенными на практике. По отношению к процессу познания в целом дедукция обеспечивает строгость и доказательность рассуждения при условии непротиворечивости исходной системы понятий. Однако она не может обосновать саму эту исходную систему. Поскольку дедукция широко используется в научном познании, она важна также и при обучении наукам. Дедуктивный метод обучения позволяет вместо рассмотрения множества единичных случаев усвоить общие принципы, что происходит, например, при изучении геометрии.

Особую роль дедукция призвана играть в формировании логического мышления обучающихся.

Дедукция (в сравнении с индукцией) обладает меньшей эвристической силой. Однако отождествлять дедуктивные доказательства с догматической формой изложения все же не следует. Дедуктивное доказательство объясняет изучаемый факт; в педагогических целях оно может быть дополнено элементами разъяснений, мотивировок, указаний на общее направление рассуждения, краткой аргументацией выбора и т.д.

Особое развитие дедукция получила в виде теории доказательства в математической логике.

Дедуктивное рассуждение (умозаключение) отличается от индуктивного или рассуждения по аналогии достоверностью заключения, т. е. в дедуктивном рассуждении заключение истинно, по крайней мере, когда истинны все посылки. В отличие от индукции (неполной) и аналогии в дедуктивном рассуждении нельзя получить ложное заключение из истинных посылок. Именно поэтому дедуктивные рассуждения используются в математических доказательствах (доказательствах математических предложений).

В целом следует отметить, что дедуктивное приращение знания происходит в случае представления этих знаний в форме множества высказываний, к которым, в свою очередь, добавляются знания, основанные на новых высказываниях.

В настоящее время дедуктивное мышление, в силу получения знаний чаще теоретическим, а не эмпирическим путем познания позволяет воспринимать картину окружающего мира в целостности.

Таким образом, дедуктивный метод обучения помогает самому обучаемому при предварительной подаче обобщающего изложения материала выискивать взаимосвязи между сложными социальными и экономическими процессами, строить прогнозные сценарии, основываясь на теоретических моделях.

Список литературы

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1985. 208 с.

2. Вартанов А.В. Информация, мозг, сознание. // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». Dubna , \vw\v. psyanima. т (дата обращения: 22.11.2012).

3. Верзилин Н.М. Методы преподавания биологии // О методах обучения в школе. М.: Изд-во НИИ школ министерства просвещения РСФСР, 1977. С.15-28.

4. Данилов М.А. К вопросу о методах обучения в советской школе // Советская педагогика. 1956. № 10. С. 87-101.

5. Змеев С.И. Технология обучения взрослых. Андрогогика как наука об обучении взрослых. М., 2007. С. 31-65.

6. Левина М.М. О сущности методов обучения // Советская педагогика. 1970. № 2. С. 106-115.

7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186 с.

8. Райков Б.Е. Общая методика естествознания. Руководство для высших педагогических учебных заведений. М.: Учпедгиз, 1947. 297 с.

9. Саранцев Г.И. Метод обучения как категория методики преподавания // Педагогика. 1998. № 1. С. 28-34.

Подлавильчева Надежда Петровна, ст. преподаватель, [email protected], Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ

SYSTEMATIZATION OF THE INFORMATION IN THE LEARNING PROCESS

N. P.Podlavilcheva

The classification of methods of training, efficiency of development of large volumes of information, the deductive method learning.

Key words: method of training, information, thinking, deductive method of teaching.

УДК 378.14

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ

ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ТУРИЗМА

В.Н. Правдюк, Л.И. Губарева

Рассматривается подготовка бакалавров, специалистов и магистров туризма и сервиса. Значительную роль в решении этой социально значимой задачи призвана сыграть реализация инновационного компетентностно-ориентированного подхода к организации подготовки бакалавров туризма. Современной основой процесса подготовки бакалавра являются внедрение информационных и компьютерных технологий, а соответственно и формирование компетенций.

Ключевые слова: бакалавр туризма, профессиональная деятельность,

компетентностный подход, информационные и компьютерные технологии.

Современная подготовка бакалавра туризма, являясь составной частью системы образования России, решает актуальную задачу обеспечения кадрами, которые должны быть готовы к следующим видам профессиональной деятельности: сервисная; производственно -

технологическая; организационная. Условия образовательной среды вуза, обновление содержания образования, инновационные формы и методы обучения, все возрастающее требования к качеству знаний, к организации занятий - все это требует повышения профессиональной компетентности и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.