Научная статья на тему 'Развитие методики оценивания изучения дисциплины «Экономическая теория» в рамках компетентностного подхода'

Развитие методики оценивания изучения дисциплины «Экономическая теория» в рамках компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / КАЧЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлавильчева Н. П.

Предлагается авторская модель структурирования профессиональной компетенции студентов экономических специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE OF ESTIMATION OF STUDYING OF DISCIPLINE «THE ECONOMIC THEORY» WITHIN THE LIMITS OF

The author's model of structurization of the professional competence of students of economic specialities is offered.

Текст научной работы на тему «Развитие методики оценивания изучения дисциплины «Экономическая теория» в рамках компетентностного подхода»

The deductive method in a context of studying of economic disciplines in high school is considered.

Key words: deduction, a deductive method, abstract thinking, the logician, competence.

Получено 12.02.2012 г.

УДК 378.016: 330.01

Н.П. Подлавильчева, ст. преподаватель, 8-920-755-24-33, [email protected] ( Россия, Тула, НОО ВПО НП ТИЭИ)

РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНИВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Предлагается авторская модель структурирования профессиональной компетенции студентов экономических специальностей.

Ключевые слова: компетентность, концептуальное мышление, деловая игра, качественный контроль.

Введение Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования утвердило новый подход к качественным характеристикам образовательного процесса. Следует отметить ряд тенденций, направленных на повышение эффективности образования в высшей школе знаменующих новый этап в развитии высшего образования. Данные тенденции взаимосвязаны и каждое направление является составной частью общего процесса реформирования.

Во-первых, следует отметить происходящие политические и экономические процессы, которые привели к возникновению интернациональной системы образования, а соответственно к сближению качественных характеристик образовательного процесса.

Во-вторых, следует обозначить индивидуализацию образовательного процесса и в связи с этим отметить диверсификацию образования в проявлении новых методов обучения и информатизации.

В-третьих, обозначен компетентностный подход, который заложен в основу образовательного стандарта третьего поколения, достаточно широко раздвигает рамки образовательного процесса и требует разработок теоретических положений личностно-ориентированного обучения.

Компетентностный подход существенно затрагивает все составляющие процесса обучения и требует пересмотра содержания образования, методов обучения и методов контроля. В ФГОСах третьего поколения заложен таксономический ряд «знать-уметь-владеть», направленный на формирование таких навыков специалиста, как умение и

готовность качественно осуществлять определенный вид деятельности. Компетенции, которыми должен обладать выпускник, характеризуют качество обучения и соответственно необходимо выделять существенные признаки проявления компетенций в профессиональной деятельности.

Профессиональная грамотность выпускника является основой для определения профессиональной компетентности и включает в себя выработку профессиональных и общечеловеческих качеств, а также умение мыслить научными категориями.

Рассмотрим применение данного подхода в преподавании курса «Экономическая теория» в вузе.

Дисциплина «Экономическая теория» включает лекционный материал, практические и семинарские занятия, а также самостоятельную работу студента.

Построение лекции курса в рамках компетентностного подхода основано на изменении цели достижения: из процесса передачи материала в лекции приоритетным является усвоение материала. Исходя из намеченной цели качественного усвоения, можно применять следующие этапы структуирования лекции:

• общее ознакомление с тематикой лекции;

• рассмотрение логической связи в последовательности изучения с ранее рассмотренным материалом;

• четко обозначенная конструкция лекции;

• цель достижения лекции в понятийном представлении;

• разбор алгоритмов решений;

• дискуссия;

• метод иллюстраций

Качественное усвоение материала невозможно без практических занятий. Основой занятия является решение задач, рассмотрение экономических ситуаций с позиций теорий, представленных в лекционном материале. Развитию практических навыков и научного мышления способствует решение заданий различной степени сложности.

Самостоятельная работа студента должна быть организована согласно представленным темам курса, каждая тема сопровождаться методическими указаниями и алгоритмами решения ситуационных заданий. По дисциплине «Экономическая теория» в самостоятельной работе студентов можно выделить следующие виды работ:

• представление докладов, рефератов;

• подготовка к тестированию;

• решение контрольной работы;

• анализ конкретной ситуации.

В рамках изучения данной дисциплины предусмотрено выполнение деловых игр. Деловая игра помогает студентам приобрести помимо определенного запаса знаний и умений элементарные навыки принятия обоснованных решений в различных ситуациях. Выполнение деловой игры, где ставятся жизненные задачи, требует одновременного применения теоретических знаний и быстрого выполнения практических действий. Такая игра не обязательно должна быть закреплена за конкретной темой, как правило, игра охватывает несколько теоретических разделов. Хороший результат в игре невозможен без знания теоретических положений, умения правильно применять расчетные формулы, понимания сущности экономических понятий. Заинтересованность студентов в игре можно повысить, засчитывая баллы при аттестации.

Представим авторскую модель структурирования профессиональной компетенции студента, характеризующей способность к пониманию и анализу экономических процессов и явлений на рисунке.

Способность к пониманию и анализу экономических процессов и явлений

____________12___

Концептуальное

мышление

V

Оценка взаимосвязи

явлений

С Способность к объяснению

Способность к поиску решения

_________12______

Инновационное

мышление

________12:_____

Аналитическое

мышление

_Л2

Ж

Приверженность

новому

Поиск альтернативы

Способность создавать новые подходы

Ж

N

Творческое

мышление

У

Умение

анализировать

Умение решать сложные ситуации

Умение делать выводы

Способность к поиску

Восприятие новой информации

Способность к анализу и созиданию

Модель структурирования профессиональной компетенции

342

Данная модель выделяет несколько составляющих в рамках одной рассматриваемой компетенции. Для каждой из них характерны определенные навыки и умения студента. Прежде всего, необходимо выделить совокупность составляющих, по которым будет определяться качество результатов. Предложенное структурирование позволит выстроить контрольный этап оценки знаний и выявить отдельные составляющие компетенции.

На контрольном этапе оценки знаний в рамках компетентностного подхода вводится шкала оценки составляющих компетенции по трехбалльной системе в таблице:

Пример шкалы оценки составляющих компетенции

Концептуальное мышление

Баллы Оценка взаимосвязи явлений Способность к объяснению Способность к поиску решений

1 Формулирует отдельные теоретические аспекты Способен объяснить решение только на конечном этапе Предлагает один способ решения

2 Способен к решению ситуации, основываясь на теоретических законах Способность к полной передаче информации Рассматривает возможность других путей решения

3 Учитывает все факторы, видит суть проблемной ситуации Способность к передаче и одновременному анализу информации Сравнивает варианты и находит оптимальный вариант решения

Предложенная шкала позволит на конечном этапе изучения дисциплины оценить знания обучаемого, рост его индивидуальных достижений на протяжении всего курса.

Многомерность оценки компетенций усложняет работу преподавателя и меняет подход к методическому материалу, сопровождающему изучение дисциплины. В этом случае возникает потребность в работе не одного преподавателя, а группы специалистов, что меняет построение подготовки образовательного процесса.

Контрольный этап может проходить в виде тестирования, где группа заданий позволяет оценить определенную компетенцию по отдельным шкалам и где также учитываются результаты текущего тестирования. При составлении заданий на контрольном этапе учитывается возможность оценки профессиональных качеств, необходимых в будущей работе.

Таким образом, личностно-ориентированное обучение существенно меняет подход к организации процесса образования, повышает требования к методическим материалам и выработке оценочных критериев.

Список литературы

1. Методы обучения и организация учебного процесса в вузе:

сборник тезисов докладов II Всероссийской научно-методической конференции. Рязань, 2011.

2. Звонников В.И., Челышкова М.Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход. 2010.

3. Прогноз развития высшего образования в России: 2009-2011 гг./ под ред. Т.Л. Клячко. М.: МАКС Пресс, 2009.

N.P.Podlavilcheva

DEVELOPMENT OF THE TECHNIQUE OF ESTIMATION OF STUDYING OF DISCIPLINE «THE ECONOMIC THEORY» WITHIN THE LIMITS OF КОМПЕТЕНТНОСТНОГО THE APPROACH

The author's model of structurization of the professional competence of students of economic specialities is offered.

Key words: competence, conceptual thinking, business game, qualitative control.

Получено 12.02.2012 г.

УДК 378.14

В. А. Романов, д-р пед. наук, проф., (4872) 35-20-90, romanov-tula@mail. т (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ КАК АСПЕКТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ ЛИЧНОСТИ

На основе анализа научной литературы рассмотрены вопросы профессиональной ориентации студентов через призму педагогических условий их актуализации, что представляет особую значимость для высшей профессиональнопедагогической школы в период реформирования всей системы образования России и определяет основные направления развития профессионально-ценностных установок будущих учителей и преподавателей вузов.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, педагогическое образование, культура личности, познавательная деятельность.

В современных условиях характерное для человеческой цивилизации усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым соответствующее наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных социально -экономических проблем, для принятия адекватных целям социального развития общества решений на государственном, региональном, муниципальном уровнях [3].

Ситуация, сложившаяся в начале XXI века в российской высшей профессиональной школе, характеризуется преодолением наметившегося социального раскола и ориентацией на поиск путей гуманизации образовательного процесса в сфере педагогического образования. В

344

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.