бесконечности. Есть ряд требований, норм, жестких правил, которые он должен усвоить, принять и реализовывать в своем поведении и общении.
Невозможно предложить один общий алгоритм решения таких конфликтов. В каждом индивидуальном случае он должен решаться с учетом приоритета внутреннего мира студента и значения некоторой необходимой и достаточной системы предъявляемых ему требований со стороны образовательной и нормативной среды. Гарантом справедливого и продуктивного решения является психолого-педагогическое сопровождение, в процессе которого педагоги, психологи, родители и другие взрослые, окружающие студента, находят наилучшее сочетание приспособления образовательной среды к нему и его к образовательной среде.
В-четвертых, психологическое сопровождение в образовательном учреждении преимущественно осуществляется педагогическими средствами, через педагога и традиционные формы учебного и воспитательного взаимодействия. По крайней мере,
постулируется преимущество таких скрытых форм воздействия по сравнению с непосредственным вмешательством психолога в жизнь студента, его внутрисемейные отношения. Это особым образом задает роль педагога в психологической практике. Он оказывается соратником психолога в разработке стратегии сопровождения каждого студента и основным ее реализатором. Психолог же помогает педагогу «настроить» процесс обучения и общения на конкретных учеников.
Утверждение идеи сопровождения в качестве основы психологической практики в ссуз, постулирование её объекта и предмета в описанной выше форме, имеет ряд важнейших следствий, на которые и опирается вся модель психологической работы в ссуз. Следствия эти касаются целей, задач и направлений этой деятельности, принципов ее организации, содержания работы, профессиональной позиции психолога в отношениях с различными участниками учебно-воспитательного процесса, а также подходов к оценке эффективности его деятельности.
СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТА, КАК СУБЪЕКТА КОРПОРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ВУЗЕ
Н.В. Ибрагимова, аспирант ИПППО РАО г. Казань А.Х. Богданова, ассистент кафедры педагогики и педагогической психологии
АСО (КСЮИ)
Л.Ф. Ханова, директор Наб.-челнинского представительства АСО (КСЮИ)
Целью педагогического процесса является формирование подготовленных к социальному самоопределению личностей. Этому способствует личностно-ориентирован-ное обучение о взгляде на ученика, как на субъекта учебно-воспитательного процесса и корпоративной деятельности. Следовательно, выявлена необходимость раскрыть и проанализировать факторы, влияющие на
становление субъектности студента вуза, как условие становления корпоративной культуры будущего специалиста, как субъекта профессиональной деятельности. Субъектность студента понимается, как приобретенное, интериоризированное личностное образование, которое возникает под влиянием общества и образовательно-воспитательной среды вуза.
Понятие "субъект", при исследовании психики и личности человека, впервые было использовано С.Л.Рубинштейном в 1940-х г. В течение длительного времени понятие "субъект" не привлекало внимания психологов, педагогов. Этот факт объясняется тем, что в центре понятийной системы отечественной психологии и педагогики на протяжении нескольких десятилетий находились категории сознания и деятельности.
К.А.Абульхановой разработана теория личности, как субъекта жизненного пути, согласно которой направление, способ и стратегия жизни определяется субъектом. Категория личности, как субъекта жизни, раскрывает зависимость хода и стратегии жизни от самой личности. Автором выявлено, как и в какой мере личность становится субъектом, разрешая противоречия между системой целей, ценностей, мотивов и системой труда, общения, самой жизни с ее обстоятельствами, ситуациями, порождающими эти противоречия.
Б.Г.Ананьев определил различные критерии для классификации качеств субъекта: для деятельности общение и познание. Однако, для того, чтобы данная классификация качеств субъекта нашла свое отражение в практике, необходимо ввести критерии, согласно которым один способ осуществления деятельности позволяет говорить о ее субъектном характере, а другой - пассивный, исполнительский - нет.
Основная парадигмальная характеристика субъектно-деятельностной теории была разработана С.Л.Рубинштейном, А.В.Бруш-линским и К.А.Абульхановой. Согласно этой теории личность должна использовать все свои психические и личностные особенности, возможности (ум, волю, мотивацию, способности) в качестве ресурсов и средств оптимального решения жизненных и дея-тельностных задач, направленных на реализацию оптимального общения, познания, жизнедеятельности.
Согласно субъектно-деятельностной теории, как считает Ф.Г.Мухаметзянова, основ-
ными параметрами человека, как субъекта жизнедеятельности, являются:
1) рефлексия, как способность и сознания, и самого человека отнестись к жизни, преобразовать ее, выйти за пределы ее "ситуаций";
2) ответственность, как проявление серьезного отношения к жизни;
3) способность построить жизнь в соответствии с принципами человечности, совершенства, красоты;
4) мировоззренческие чувства (трагическое, ироническое, комическое и др.), также возвышающие человека над ходом и непосредственностью жизни, эмоционально и этически обобщающее соотношение в ней добра и зла;
5) этическое отношение к "ближнему" и "дальнему";
6) способность к совершенствованию жизни, людей, самого себя [2].
В качестве субъекта жизни личность обладает тремя основными жизненными способностями: сознанием, активностью, способностью к организации времени жизни (К.А. Абульханова). Сознание, определяемое в психологии, как многоуровневая система, было раскрыто, как идеальное (познание, знание, идеальные объекты), проблемное и субъективное (С.Л. Рубинштейн); как функционирующее на осознаваемом и неосознаваемом уровнях (3. Фрейд, К. Юнг и др.); как структурное образование, включающее единицы смысла и значения, носящие социальный характер (А.Н. Леонтьев); как ценностное, диалогическое (М.М. Бахтин) и т.д. Однако, эти характеристики недостаточны для раскрытия качества личности, как субъекта жизни. Последнее и есть способность личности осуществить себя, как субъекта жизни, поскольку оно интегрирует все познанное, проблемное, ценностное, смысловое в конструктивную программу и концепцию жизни, которая, благодаря именно этой интегрированности, обладает регу-ляторной силой и действенностью. Активность, как жизненная способность личности,
представляет собой интеграл ее притязаний, саморегуляции и удовлетворенности.
Парадигмальность категории субъекта проявляется в том, что она позволяет установить новые связи между понятиями "индивид", "индивидуальность", "личность" в системе психологии и педагогики. На основе категории субъекта деятельности сближаются общепсихологический и профессиональный подходы к деятельности, реализуемые в общей психологии, психологии личности, психологии развития, психологии труда, инженерной психологии и т.д.
Известно, что под субъектом понимается индивид или группа в качестве носителя осознанной активности в познании и преобразовании действительности. С учетом данного определения, категория субъекта фигурирует и во множестве других определений, например, субъект обучения - это преподаватель вместе с учебной группой, субъект преподавания - индивид или группа преподавателей, осуществляющие все или некоторые функции преподавания, субъект учения - индивид, осуществляющий учение.
Следует отметить, что категория субъекта используется и в определении ряда ключевых понятий: образование - усвоенная субъектом учения система элементов объективного опыта человечества, необходимая для успешного осуществления деятельности в избранной сфере общественной практики и признаваемая обществом в качестве определенного уровня развития индивида и его подготовки для деятельности в этой сфере; преподавание - деятельность преподавателя по выбору необходимых субъекту учения элементов объективного опыта человечества и управлению процессом их усвоения субъектами учения в обучении; цель обучения - формирование у субъекта учения определенного вида деятельности [2].
В отечественной психологии и педагогике усиливается интерес к проблематике субъекта и субъектности студента, особенно к рассмотрению его, как субъекта различных форм деятельности и общения. Среди
множества свойств студента, как субъекта деятельности и общения, выделяют такие, как: автономность, деятельность, свобода выбора, системность, целостность, спонтанность, самодеятельность, целеустремленность, гармоничность, духовность, осознанность, креативность, гибкость и др. Мы считаем, что субъектность выступает интегратором всех этих качеств студента вуза. Можно считать, что субъектность студента актуализируется в социальном контексте высшего образовательного учреждения.
В качестве отличительной характеристики самостоятельного субъекта выделяется активность, которая проявляется в двух формах - в деятельности и в общении. Общение он рассматривал, как форму активности, в которой присутствуют субъект-субъектные отношения, способствующие обмену результатами познания, созданию фонда информации на основе подражания, содействия и сопереживания. Благодаря общению осуществляется воздействие и восприятие субъектами друг друга.
В отечественной психологии и педагогике нет однозначного понимания феномена субъектности человека, как носителя определенной культуры. С одной стороны, субъектность рассматривается, как готовность человека быть активным творцом жизнедеятельности. Можно считать, что чем более интеллектуально и личностно развит человек, как представитель определенной общности, тем более стабильно проявляется у него субъектность. В определенной степени субъектность более отчётливо проявляется в критической ситуации, во время кризисов личностного и профессионального развития и в неординарных личностных событиях. Поэтому в онтологическом плане понятия субъект и субъектность отличаются между собой. Если студент, как субъект деятельности или общения - это обобщенная характеристика, то субъектность - характеристика конкретная.
В рамках субъект-субъектной психолого-педагогической парадигмы образование в высшей школе понимается как «специаль-
ная сфера социальной жизни, создающая внешние и внутренние условия для развития индивида в процессе освоения ценностей культуры, в том числе эмоциональной и поведенческой. Образование, по сути, есть синтез обучения и учения, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития, взросления и социализации, самоактуализации. Формирование студента, как субъекта корпоративной культуры, студента, будущего специалиста, - длительный и сложный процесс, который включает в себя интегрирование методов работы и результатов ряда научных и практических дисциплин: «Психология субъекта в образовании», «Проектирование в деятельности педагога-психолога», «Психология лидера», «Психологический тренинг профессионального общения».
Для формирования корпоративной культуры педагога-психолога со студентами проводятся тренинговые программы с использованием деловых и ролевых игр, групповые дискуссии, круглые столы, просмотр художественных видеофрагментов, их анализ, аналитическая работа с разбором ситуаций. Проект формирования корпоративной культуры будущих специалистов, как субъектов профессиональной деятельности, включает следующие вопросы:
Что такое корпоративная культура специалиста?
Какие внешние и внутренние факторы влияют на формирование корпоративной культуры?
Что формирует и как проявляется корпоративная культура студента?
1. Разработка и реализация основных элементов, составляющих корпоративную культуру будущего специалиста (манера поведения, стиль руководства, традиции, ритуалы, «профессиональный язык, речь», имидж, компетентность, харизма).
2. Идеологический уровень корпоративной культуры специалиста (нормы, ценности, убеждения, принципы).
3. Внешняя атрибутика корпоративной культуры (стиль одежды, символика, логотип).
4. Формирование корпоративной культуры специалиста (диагностика, проектирование, пути реализации). [3]
Становление и формирование студента, как субъекта корпоративной деятельности, способствует эффективному обучению и будущей успешной профессиональной деятельности. Студент, как субъект корпоративной деятельности, одновременно является субъектом учебной, воспитательной, профессиональной, научно-исследовательской деятельности. Исходя из вышеизложенного, выявляется необходимость формирования студента, как субъекта корпоративной деятельности в рамках процесса обучения, воспитания, саморазвития и социализации. В процессе становления и развития студента, как субъекта корпоративной деятельности, наблюдается несколько этапов, которые реализуются в ходе учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности сотрудничества преподавателя и студента.
На первом этапе формирования корпоративной культуры студента будущего профессионала, происходит определение основных базовых ценностей будущего педагога-психолога, как субъекта корпоративной деятельности. Компетентность в деятельности, проявляющаяся как в межличностном, так и в межгрупповом общении, которые базируются на корректности, толерантности, искренности, гибкости. Только единые стандарты коммуникации и поведения гарантируют стабильное положение и положительный имидж внутри образовательного учреждения, что приводит к формированию адаптивного и компетентного взаимодействия.
На каждом этапе необходимо учитывать корпоративную культуру подготовки специалистов. Прежде всего, потому что подготовка компетентного специалиста определенной отрасли предполагает формирование у него готовности входить в корпоративную культуру будущей профессиональной деятельности, а также проектировать и формировать ее. Если студент - будущий специалист уже в процессе обучения в вузе
приобщается к профессиональным нормам и ценностям корпоративной культуры (например, для педагога-психолога в качестве профессиональных ценностей могут выступать коммуникативность, терпимость, толерантность, профессиональное творчество), процесс профессиональной адаптации будет проходить намного проще. Кроме того, будущему специалисту станет легче пройти конкурсный отбор при устройстве на работу, так как в процессе такого отбора учитываются ключевые компетентные качества, присущие специалисту. [3]
На втором этапе происходит формирование студента, как субъекта корпоративной деятельности посредством развития гибкости и готовности к инновациям в учебно-профессиональной деятельности. В настоящее время эффективность деятельности специалиста, его конкурентоспособность во многом определяется его умением анализировать ситуацию и готовностью к позитивным изменениям, умение работать в команде и ориентированность на общий и личный результат одновременно. Исходя из базовых ценностей образовательного учреждения, формулируются стандарты поведения субъектов корпоративной деятельности, описываются традиции и символика, отражающие все вышеперечисленное.
Важнейшая задача в профессиональной подготовке студента, как субъекта корпоративной деятельности, - это анализ и познание социального пространства, в котором осуществляется корпоративная деятельность. Рассматривая взаимосвязь развития субъекта корпоративной деятельности и среды, можно предположить, что своей активностью субъект изменяет окружающую действительность, воздействует на свое изменение, преобразование и саморазвитие.
На третьем этапе формирования корпоративной культуры студента, будущего профессионала, происходит работа с его имиджем, предполагающая определение мер нейтрализации отрицательных черт и усиления воздействия положительных. На этом этапе составляется программа работы с
имиджем, которая впоследствии и реализуется. Имидж отдельно взятого субъекта профессиональной деятельности является следствием и составляющим звеном имиджа всего образовательного учреждения. Образ вуза появляется в сознании студентов и окружающих под воздействием различных контактов с вузом: как непосредственного общения с профессорско-преподавательским составом, сотрудниками и студентами, так и знакомства с выпускниками вуза, их компетентностью, профессиональной деятельностью, результатов научно-исследовательской деятельности всего вуза (научно-практические конференции, презентации, методологические семинары, круглые столы, организованные вузом).
Отношение к своему вузу у студентов складывается их трех составляющих: 1. гордость за выбор будущей профессии, выбор высшего учебного заведения, рассмотрение его целей и ценностей, как своих собственных и будущих профессиональных; 2. вовлеченность в учебно-воспитательный и научно-исследовательский процесс вуза; 3. готовность всегда отстаивать интересы вуза.
Эти факторы могут проявляться у всех студентов по-разному. Соответственно, необходимо выявлять условия, в наибольшей степени способствующие усилению приверженности к своему вузу и будущей профессии: позитивное отношение к студентам (внимание, поддержка инициативы), психолого-педагогическое сопровождение студентов, наличие прочной связи результатов учебной и научно-исследовательской деятельности студентов и ее поощрение, объективная оценка достижений студента, возможность становления компетентностных качеств будущих специалистов, благоприятный психологический климат в коллективе, гарантии социальной защиты студентов, ощущение значимости, важности выполняемой работы, взаимопонимание с преподавателями.
При этом, следует учитывать, что та приверженность, которую проявляют студенты по отношению к вузу, зависит не столько от
их личных особенностей, сколько от взаимодействий, которые складываются между преподавателями и студентами.
Формирование корпоративной культуры студента, будущего специалиста, - длительный и сложный процесс, который включает в себя интегрирование методов работы и результатов ряда научных и практических дисциплин. Формирование, становление корпоративной культуры студента способствует успешной будущей профессиональной деятельности и становлению студента, как будущего специалиста. Студент, как субъект корпоративной деятельности, одновременно является субъектом учебной, воспитательной, профессиональной, научно-исследовательской деятельности. Корпоративная культура студента, будущего педагога-психолога, имеет несколько уровней.
Первый уровень - корпоративная культура студенческого сообщества. Ее выражением служат реализуемые большинством студентов ценности и нормы, а также тип мышления, стандарты общения и поведения, обусловленные особенностями определенного вуза. Проявление находит отражение в увлеченности студентов всей группы или факультета определенной идеей или проектом, активном отношении к исследовательской, воспитательной или общественной работе.
Второй уровень - корпоративная культура студента, как будущего специалиста, которая проявляется в готовности входить в корпоративную культуру своей будущей профессии, а также проектировать и формировать ее. Студент уже в процессе обучения в вузе приобщается к нормам и ценностям корпоративной культуры образовательного учреждения, где впоследствии он будет работать, для эффективного прохождения конкурсного отбора, адаптации вхождения в профессиональную деятельность.
Третий уровень - корпоративная культура профессионального сообщества будущих ученых. Например, институт, осуществляя научно-исследовательскую деятельность, приобщает студентов к этому виду деятельности, приучает студентов проводить психо-
лого-педагогические исследования, прогнозировать их востребованность, использовать результаты в будущей профессиональной деятельности, отвечающие современному состоянию науки и нормам научного сообщества.
На наш, взгляд студент, как субъект корпоративной деятельности, в ходе профессиональной подготовки усваивает и использует ее нормы и ценности, технологии деятельности и этику взаимодействия с другими субъектами, использует нормы и правила усвоенной им корпоративной культуры, пользуется языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами, как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и самореализации в данном сообществе. В то же время он является не только носителем данной корпоративной культуры, но и «творцом» ее новых форм. При этом, воспроизводя образцы культуры, стандарты поведения в своей учебно-профессиональной деятельности, субъекты передают информацию о них другим. Культурная преемственность осуществляется путем организации системы воспитания и образования, основанной на научном исследовании форм, методов, направлений и механизмов развития студента, как субъекта корпоративной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Вольдман Л.Ю. Имидж организации и механизм его формирования // Высшее образование сегодня №7.- 2004.- С. 20-28
2. Мухаметзянова Ф.Г. Формирующие силы субъектности студента / Казань: ЮЛАКС, 2007. -169с
3. Тюников Ю., Мазниченко М. Корпоративная культура как фактор конкурентоспособности вуза // Высшее образование в России №10.- 2005.-С. 69-77.