Педагогика и психология профессионального образования
ном пятом курсе, в ходе которой студенты, продолжая обучение, одновременно работают по своей специальности в образовательных учреждениях столицы. С учетом перехода на подготовку бакалавров эта практика (в виде педагогической интернатуры) требует законодательного закрепления и соответствующего экономического обеспечения.
Продолжая разговор о профессиональном стандарте, можно предположить, что учителем основной школы должен стать выпускник магистратуры или бакалавриата - предметник, подготовленный в педагогическом университете; на педагогическом факультете классического университета или другом факультете классического университета (физическом, математическом, историческом и так далее). При Этом выпускники-бакалавры непедагогических факультетов классического университета должны пройти психолого-педагогическую подготовку в магистратуре или годичной интернатуре,
К работе в старшей школе, наряду с выпускниками магистратуры педагогических университетов, должны быть привлечены магистры из других университетов, в том числе классических, прошедшие годичную
подготовку в педагогической интернатуре.
Массовая подготовка бакалавров и магистров начнется в российских вузах с 2010 года, после принятия федерального образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения. А сегодня на территории Российской Федерации работает более 60 тыс. школ, две трети из которых - сельские школы. В этой связи особого внимания заслуживает проблема переподготовки педагогических кадров, которая должна стать обязательной для каждого учителя один раз в пять лет и содержать педагогическую и психологическую составляющие. При этом учитель должен иметь возможность самостоятельного выбора места прохождения переподготовки - педагогический или классический университет, институт повышения квалификации или академический институт. Информация о прохождении переподготовки должна стать одним из основных критериев при аттестации педагогических кадров, а самой аттестации следует придать общественно-государственный характер, привлечь к ее проведению профессиональные ассоциации, педагогическую общественность, представителей объединений работодателей.
СТАНОВЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
И. В. Варганова, проректор по воспитательной работе Снежинской государственной физико-технической академии (СГФТАД г, Снежинск Челябинской области
В философии под субъектом понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей человек, противостоящий внешнему
миру как объекту познания. Субъект не нечто пассивное, только воспринимающее воздействия извне и перерабатывающее их способом, производ-
Казанский педагогический журнал
ным от его «природы», а носитель активности. С момента обоснования Протагором того, что «человек есть мера всех вещей», изменяется взгляд на человека, все более приоритетным становится его самосовершенствование, возрастание его субъектности в образовательном процессе все чаще признается основным результатом. Современная педагогика рассматривает субъектные свойства, определяющие меру свободы личности, ее гуманности, духовности, жизнетворче-ства, как ядро культуры человека[1].
Анализ литературы по вопросу, касающемуся субъектности, показал, что в психологии, философии, педагогике различают человека как субъекта жизнедеятельности и его же как субъекта внутреннего, психического мира. Человек КЭ.К субъект жизнедеятельности ~ это субъект изменений и развития основных условий своего бытия: природы, общества, культуры, своих способов действия. В то же время человек, как субъект, представляет собой целостность душевной жизни, интеграцию психических процессов, состояний, свойств; содержанием субъектного способа бытия является социальная жизнь человека. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, обеспечивающие возможность человеку быть субъектом собственной жизнедеятельности: побуждения, ориентации, планирование, организацию, направленность деятель носги. механизмы ее регуляции и способы осуществления.
Говоря о позиции субъекта, мы, прежде всего, имеем в виду мировоззренческие установки и нравственные качества человека, определяющие его
1212006
мотивационное ядро и в конечном счете мировоззренческую, профессиональную и познавательную направленность. Поиск смысла жизни как позиции определяет существование субъекта, его поведение и деятельность.
Позиция есть наиболее целостная, интегративная характеристика всего образа жизни человека, ставшего в подлинном смысле слова субъектом собственной жизнедеятельности. Позиция - это способ реализации базовых ценностей субъекта в его взаимоотношениях с другими, единство сознания и деятельности. В этой связи обретение позиции - не одноразовое событие, а непрерывный процесс ее становления в деятельности человека.
Сегодня предприятия России предъявляют высокие требования к своим сотрудникам, к качеству подготовки специалистов, что диктуется новыми рыночными условиями. В этой связи одним из наиболее актуальных является вопрос подхода к системе оценки профессиональных качеств будущего специалиста промышленности, его компетентности. Молодой специалист XXI века - это разносторонне образованный, нестандартно мыслящий, обладающий широким кругозором профессионал, граждански активный, духовно, нравственно, профессионально подготовленный к работе по избранной специальности. Эти сотрудники должны знать нё только технологию производства, но и уметь управлять коллективом; они должны обладать хорошим здоровьем и высокой культурой, коммуникативностью, умением строить организационное общение, а также им должно быть свойственно умение вла-
Педагогика и психология профессионального образования
деть собой. Кроме того, предъявляются определенные требования к их физическому, психическому и социальному благополучию. Подобные качества не даны человеку с рождения, они могут и должны быть развиты в процессе образования и воспитания. Начальное становление личности современного инженера заключается в том, что потребности студента в приобретении профессии и получении диплома о высшем образовании должны совпадать с его психофизическими возможностями в получении знаний и способностями использовать их в будущей деятельности. Именно совокупность этих факторов может гарантировать эффективность в подготовке специалиста. Следовательно, задача состоит в более углубленном анализе и выявлении тех специфических особенностей, которыми должен обладать специалист. Студент должен обладать умением сомневаться, логически мыслить, иметь развитое абстрактное и образное мышление, а вся система высшего образования - способствовать выработке качеств, открывающих возможности студенту стать личностью, а впоследствии высококвалифицированным специалистом.
Таким образом, в нашем представлении субъектная позиция будущего инженера - это свойство личности, которое раскрывает сущность человеческого способа бытия, заключающегося в осознанном и деятельном отношении к миру и себе в нем, и способности производить взаимообусловленные изменения в мире и в человеке. В основе этого свойства лежит отношение человека к себе как к деятелю. Субъектность является интегратором профессиональных спо-
собностей человека и обеспечивает возможность выполнения им профессиональных требований на высоком уровне качества. В данном контексте нами рассматривается субъектная позиция в деятельности студента в двух аспектах: 1) овладение профессионально-ориентированной деятельностью и ее преобразование; 2) изменение (преобразование) самой личности. В определении субъектной позиции нам представляется важным отметить наличие стремления, внутренних ресурсов, способов, позволяющих личности успешно разрешать возникающие при этом противоречия, использовать их для своего профессионально-личностного развития.
Анализ сущностных характеристик субъектной позиции и ее Значения в индивидуально-личностном становлении будущего инженера позволяет в качестве основных выделить функции самопонимания - гуманитарная; самореализации, самоутверждения-идентификации; саморазвития и самооценки ~ социально-адаптивная.
Анализ функций помогает выявить не только содержание, но и структуру субъектной позиции студента.
Эмоционально-смысловая составляющая, обеспечивающая функции самопонимания и саморазвития, является основанием субъектности позиции. Деятельно-ценностная составляющая, «отвечающая» за функции самооценки и саморазвития, раскрывает механизм Становления и развития субъектной позиции студента. А поведенчески-нормативная составляющая, благодаря которой происходит самореализация и самоутверждение студента в учебной и учебно-производственной деятель-
Казанский педагогический журнал
пост, раскрывает интенции процесса становления позиции, ее результативный аспект.
Выделенные функции субъектной полиции как цели профессионального воспитания студентов технического вуза позволяют определиться в понимании ее содержания и внутренней структуры. Реализовать перечисленные функции позволяют следующие компоненты, выявленные нами в структуре субъектности: когнитивно-ценностный, интегративный, мотива-ционно-потребностный.
Когнитивно-ценностный компонент выполняет миссию содействия формированию личностно-значимой системы ценностных ориентации, характеризует качество мировосприятия и мироотношения профессионала-инженера. В системе компонентов играет ведущую роль. Интегративный компонент обеспечивает признание значимости и самоценности как группы, так и индивида, характеризует направленность специалиста на отношение к профессиональной идентификации объективному процессу. Назначение мотивационно-потребностного компонента состоит в формировании нравственного критерия субъектности с целью оптимизации профессиональной и социальной адаптации будущего инженера.
Теоретическое осмысление особенностей; становления субъектной позиции, критериев оценки ее сформиро-ванности позволило выявить логику становления исследуемого качества. На основании исследовательской процедуры Г.И. Школьника [2] были выявлены три стадии субъектной позиции: информационная, интерактивная, мировоззренческая. В ходе
Ю
1212006
аналитической работы возникла необходимость выделения особой стадии, предшествующей трем вышеназванным и качественно отличающейся от них - индифферентно-деструктивной.
Для выявления факторов и условий становления субъектной позиции в инженерной деятельности использовалась система трех групп диагностических методик, направленных:
- на выявление ведущих компонентов субъектной позиции;
- на выявление уровней сформиро-ванности субъектной позиции;
- на выявление оптимальных дидактических условий, стимулирующих становление субъектной позиции у студентов в процессе изучения обще-профессиональных дисциплин.
Теоретическое и эмпирическое обобщение проблематики данного исследования позволило разработать модель процесса становления субъектной позиции специалиста и выделить в ней главные структурные компоненты. Сущность динамической модели состоит в установлении взаимосвязей между целями становления каждого из компонентов модели в конкретный момент времени и фиксации определенной последовательности новообразований и изменений в них. Такая модель призвана ориентировать процесс, определить его конкретные цели и пути их достижения.
С позиции целостного подхода к педагогическому процессу мы рассматриваем движение процесса становления субъектной позиции в структуре профессиональной позиции инженера как преобразование ее функциональных состояний, переход от одного функционального состояния к другому,
Педагогика и психология профессионального образования
Структура разработанной модели включает цель, ориентированную на становление субъектной позиции студентов технического вуза, содержание, представленное когнитивно-ценностным, интегративным, мотивационно-потребностным компонентами, формами и методами становления субъектной позиции. Данное становление осуществляется в процессе вхождения студентов в сферу профессионального инженерного общения. В модели выделяются следующие составляющие: эмоционально-смысловые отношения, деятельно-ценностные отношения, поведенчески-нормативные отношения. Ведущими факторами становления субъектной позиции в процессе подготовки будущего специалиста являются:
- противоречие между стремлением к самоактуализации и несфор-мированностью рефлексивных оценок, самооценки;
- осознанность профессионального выбора;
- принятие и присвоение обще-Человеческих ценностей;
- поиски смысла обретения самосуществования в профессии;
- стремление к творческой реализации в профессионально ориентированной деятельности; творческое мышление;
- знания о сущности и содержании профессиональной деятельности ни-
уКбНбрЭ.,
- активность как диалектическое единство инициативности и ответственности;
- самостоятельность в постановке целей, в организации деятельности, проверке ее результатов; рефлексия, самоуправл ение.
Определяющим критерием процесса становления субъектной позиции является ценностно-смысловое отношение к профессиональной инженерной деятельности.
Адаптированная нами в образовательном процессе Снежинской государственной физико-технической академии данная модель характеризуется основными параметрами: стадийностью, креативностью, центрирующей все компоненты, формируемой готовностью, целостностью, динамичностью и уровневостью, где описывается деятельность студентов на четырех уровнях: индифферентно-деструктив-ной, информационной субъектности, интерактивной субъектности, мировоззренческой субъектности, каждый из которых взаимодействует как с предыдущим, так и с последующим, являясь либо его условием, либо результатом.
Результаты проведенного теоретического анализа привели нас к необходимости выделения комплекса педагогических условий, способствующих эффективному функционированию разработанной модели который включает в себя:
а) ориентацию содержания образования с учетом профессиональной направленности, предшествующего и настоящего субъектного опыта и актуальных познавательных потребностей студентов;
б) использование системы ведущих средств на каждом этапе от диалога с элементами дискуссии, преобладающего на первом этапе, через дискуссию, имитационные упражнения -на втором, на третьем этапе ~ тренин-говые коммуникативные упражнения, этюды, бенефисы, профессионально
Казанский педагогический журнал
педагогические ситуации, на четвертом - деловые игры.
Большое количество педагогических средств сделало необходимым выбор той оптимальной системы средств, которая базировалась бы на Системе принципов:
- открытой ПОЗИЦИИ;, которая означает готовность всех участников процесса к восприятию равнозначности участников межсубъектного взаимодействия;
- системного плюрализма, который создает предпосылки для постижения целостного предмета познания в его многомерности;
- со-трансформации, которая содействует реализации партнерского, взаимопреобразующего общения.
Таким образом, субъектная позиция является интегратором профессиональных способностей человека и обеспечивает возможность выпол-
122006
нения им профессиональных требований на высоком уровне качества. Поскольку всякая позиция реализуется в соответствующей деятельности, то, определи в в качестве цели профессионального образования становление субъектной позиции студента, мы получаем возможность направить образовательный процесс на подготовку человека-творца, активного участника социального прогресса, профессионала-гражданина.
Литература:
1. Борытько Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания: Монография // Н.М. Борытько,- ВолгограД( 2001 - С. 214.
2. Школьник Г. И. Процесс формирования коммунистических убеждений у школьника: учеб. пособие к спецкурсу // Г.И. Школьник,- М., 1982,- С. 80.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗА
О.Н. Казакова, НАНОО «Институт бизнеса и политики Оренбургский филиал
Педагогическое сопровождение понимается в современной педагогике как специальным образом организованный комплекс взаимодействий субъектов образовательного процесса, направленный на реализацию основных функций образования как источника, хранителя и транслятора культурного наследия человечества. В зависимости от уровня и вида образования (начальное, среднее, высшее, дополнительное, повышение квалификации, переобучение и т.п.)
данный комплекс будет иметь разное наполнение [3;5].
Процесс, в ходе которого происходит переоценка прежних стереотипов и формирование новых, а также вхождение в новую социальную роль студента, в психолого-педагогической литературе называется процессом адаптации. Под адаптацией студентов понимается «процесс приведения основных параметров его социальной и личностной характеристик в соответствие, в состояние динамического
12