Научная статья на тему 'Формирование корпоративной культуры студентов высшей школы'

Формирование корпоративной культуры студентов высшей школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МОДЕЛЬ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ / СТУДЕНТ / CORPORATE CULTURE / CORPORATE IDENTITY / MODEL OF CORPORATE IDENTITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ибрагимова Н. В.

В статье рассмотрен процесс становления корпоративной культуры студентов высшей школы, этапы, уровни данного процесса, выделены теоретические и практико-ориентированные аспекты становления корпоративной идентичности студентов в процессе личностного и профессионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoting to a process of formation of corporate identity of students of the higher school, stages, levels of the given process is considered, the theoretical and practical-focused aspects of formation of corporate identity of students in the course of personal and professional development are allocated.

Текст научной работы на тему «Формирование корпоративной культуры студентов высшей школы»

В ходе социального диалога и партнерской связи колледж убежден, что укрепление и развитие данных отношений во многом способствуют улучшению качества подготовки компетентных специалистов для регионального рынка труда, особенно в условиях экономического кризиса. Несмотря на это, система профессионального образования нуждается в многосторонней модернизации и совершенствовании: активное внедрение инновационных обучающих технологий, повышение компетентности инженерно-педагогического состава и укрепление учебно-лабораторных баз.

Литература:

1. Муратов Р. Ф. Проблемы и интеграционные процессы в системе образова-

ния // Казанский педагогический журнал.

- № 1. - 2009. - С. 3-23.

2. Мухаметзянова Г. В., Корчагин Е. А. Кластерный подход к модернизации профессионального образования // Профессиональное образование// Столица. - № 4. - 2007. - С. 23-24.

3. Апаков Р. У., Щербаков Г. И., Семакова В. В., Алтынбаева Р. А., Фадеева Л. Ю. Опыт организации многоуровневого интегрированного образования в структуре комплекса «колледж - вуз

- базовое предприятие» //Вестник КГТУ им. А. Н. Туполева. - № 3. - 2007. - С. 113-116.

4. Яруллина Л. Ф., Алеева Л. В. На пути развития социального партнерства. Подготовка компетентного специалиста в условиях образовательного кластера: модели, технологии, качество// Материалы Международной научно-практической конференции (г. Казань, 16 апреля 2009 года /Под общей ред. Е. А. Корчагина, Р. С. Сафина.- Казань: РИЦ «Школа», 2009. - С.323-324.

ФОРМИРОВАНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Ибрагимова Н. В.

В статье рассмотрен процесс становления корпоративной культуры студентов высшей школы, этапы, уровни данного процесса, выделены теоретические и практико-ориентированные аспекты становления корпоративной идентичности студентов в процессе личностного и профессионального развития.

Ключевые слова: корпоративная культура, корпоративная идентичность, модель идентичности студентов, студент

The article is devoting to a process offormation of corporate identity of students of the higher school, stages, levels of the given process is considered, the theoretical and practical-focused aspects of formation of corporate identity of students in the course ofpersonal and professional development are allocated.

Key words: corporate culture, corporate identity, model of corporate identity, student

В настоящее время наблюдается разнообразие подходов к исследованию корпоративной культуры. С точки зрения социальной психологии, культура - это понятия, установки, обычаи и особенности поведения, общие для большой группы людей и передающиеся от поколения к поколению [3]. Когда же речь заходит о культуре учреждения или организации, то принято употреблять термин «корпоративная культура». Некоторые авторы придерживаются мнения, что корпоративная культура является объединяющей силой внутри вуза и имеет свое реальное материальное выражение, а руководство вуза может идентифицировать ее и управлять ею для достижения лучших результатов в работе учреждения [2]. В данной статье корпоративную культуру будем рассматривать как совокупность норм, ценностей, идеалов, установок, существующих в вузе и передающихся от «поколения к поколению», единую тактику поведения в конфликтной или стрессовой ситуации, авторитарно-демократический стиль взаимодействия и степень сплоченности между субъектами корпоративной культуры. Анализ психологической литературы по проблеме исследования, опыт практической работы в высшей школе позволяют выделить типы корпоративной культуры в вузе. За основу классификации были взяты следующие условия: используемые стратегии поведения в конфликтной ситуации студентами; предпочитаемый стиль руководства; степень сплоченности студенческой группы [6].

В соответствии с тремя признаками были выделены следующие типы корпоративной культуры вуза.

1. Низший тип корпоративной культуры. Характеризуется либерально-демократическим способом взаимодействия профессорско-преподавательский состав (ППС) и студентов. Ценности культуры данного учреждения передаются стихийно, по мере самостоятельного или случайного ознакомления студентов с ними. Перед студентами не ставится цель развития и передачи данных ценностей, идей и норм культуры за ее пределы. Развитие корпоративной идентичности полностью направлено на ознакомление студентов лишь с внешней символикой данного учебного заведения. В соответствии с этим у представителей других корпоративных культур представление о корпоративной культуре данного учебного заведения стихийно, системно, не организованно, размыто.

2. Промежуточный тип корпоративной культуры. У субъектов данной корпоративной культуры отмечаются демократические взаимоотношения между собой. При взаимодействии ППС со студентами применяются элементы активного обучения, с ориентацией на практику и на примеры данного учебного заведения, частично передаются легенды, мифы данного учреждения, пересказываются рассказы о героях. Студенты в полной мере ознакамливаются с внешней атрибутикой корпоративной культуры данного учреждения, с нормами и правилами поведения, а также ориентируются на строгое их соблюдение и репрезентацию за пределами данного учебного заведения. Субъекты данной корпоративной культуры не бывают заинтересованы в передаче негативного

опыта корпоративной культуры своего учебного заведения (за исключением случаев «черного PR»). Развитие корпоративной идентичности студентов и приобщение новых субъектов к корпоративной культуре данного учебного заведения происходит посредством специально организованной воспитательной и учебной деятельности.

3. Высший тип корпоративной культуры учебного заведения характеризуется тем, что взаимодействие ППС и студентов данного учебного заведения строится на авторитарно-демократической основе, как в учебно-воспитательной деятельности, так и за ее пределами. Демократический способ взаимодействия ориентирован на формирование и развитие субъект-субъектного взаимодействия между ППС и студентами, что способствует наиболее полному раскрытию и развитию личности и субъектности студентов, а также и самих преподавателей, т.к. данный процесс является взаимо-детерминированным. Нотки авторитарного общения способствуют сохранению иерархии взаимодействия, без которой невозможен адекватный процесс воспитания и обучения студентов. Ознакомление студентов, как субъектов корпоративной культуры данного учебного заведения, направлено не на внешний уровень, который усваивается непосредственно сам собой в процессе обучения и воспитания студентов, а на внутренний, который ориентирован на передачу правил поведения и взаимодействия в данном учреждении, а также на передачу студентам ценностей, идеалов вуза. Перед студентами как субъектами корпора-

тивной культуры данного учреждения ставится цель ознакомления, сохранения, развития и репрезентирования данной корпоративной культуры перед субъектами других корпоративных культур. Само же учебное заведение в лице деканов, заведующих кафедр и всего ППС заинтересовано в развитии корпоративной идентичности у каждого студента как субъекта корпоративной культуры. Развитие корпоративной идентичности происходит в процессе учебной деятельности посредством активных методов социально-психологического обучения и ориентации на субъект-субъектное взаимодействие и диалог в процессе обучения. Развитие корпоративной идентичности студентов при данном типе культуры происходит посредством специально организованной воспитательной и учебной деятельности, научно-исследовательской работе, в ходе которых происходит становление, развитие и совершенствование ценностного уровня студентов, как на личностном, так и на социальном уровнях идентичности. Учебно-образовательный процесс направлен на развитие у студентов высокого уровня самоактуализации как субъектов корпоративной культуры, что является основным условием развития корпоративной идентичности студентов. Студенты как субъекты данной корпоративной культуры «в лицо» знают своих «героев», ознакомлены с легендами и мифами данного вуза, факультета, кафедры, учебной группы и ориентированы на развитие корпоративной культуры. Корпоративная идентичность студентов является процессом и результатом данного типа корпоративной культуры.

Три вышеперечисленных типа корпоративной культуры должны являться этапами развития высшего типа корпоративной культуры и корпоративной идентичности студентов.

Корпоративная идентичность - проявление, осознание и активное использование корпоративной культуры учреждения на личностном уровне субъектами корпоративного учреждения, выражающиеся на внутреннем, субъектном принятии корпоративных правил, норм и ценностей вуза, факультета, кафедры, учебной группы, а также в активном процессе их развития и репрезентации [1]. Развитие корпоративной идентичности является разновидностью процесса становления социальной идентичности. Корпоративную идентичность можно определить как социальную идентичность индивида, вытекающую из восприятия им себя в качестве члена организации, учреждения и разделения им ценностей, установок и правил данного учреждения, активное участие в деятельности данного учреждения. Под корпоративной идентичностью следует понимать результат когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем некой учебной группы (вуза), определенную степень отождествления себя с ней (ним) и с ее (его) внутренней культурой [2].

Теоретический обзор литературы и опыт практической работы в высшей школе позволяет выделять в структуре корпоративной идентичности студентов высшей школы следующие компоненты [4].

Первый компонент - ценностно-мотивационный - определяет направ-

ленность личности и тенденцию ее поведения. Корпоративность студента высшей школы основывается на направленности, ориентирующей личность на взаимодействие и общение, совместную деятельность и социальное одобрение. Как считает Р. Х. Шакуров, познание ценностей происходит особым образом - в результате ценностного контакта с объектом. Если нет специфического контакта с ценностью, ее познать невозможно. Невозможно объяснить людям, что такое любовь, если их никогда не любили и они сами не любили никого.

Второй компонент - познавательно-операционный - включает условия успешной реализации корпоративной культуры. Познавательно-операционный компонент корпоративной идентичности предполагает наличие качеств личности, навыков, знаний и умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие, общение и взаимопонимание.

Третий компонент - эмоционально-волевой - включает эмоционально-волевую регуляции личности в ситуации общения, взаимодействия с целью достижения взаимопонимания, согласия и сотрудничества.

Четвертый компонент - рефлексивно - оценочный - содержит самооценку личности на основе самосознания и рефлексии в ситуации взаимодействия и общения.

Пятый компонент - конативный - является результатом интернализа-ции ценностей, правил и норм поведения, принятых в вузе, на факультете, кафедре, в учебной группе, в мотива-ционную структуру индивида. Вы-

сокая степень развития конативного компонента проявляется в том, что студент строит свою деятельность, осознанно опираясь на принципы и нормы, принятые в вузе, на факультете, кафедре, в учебной группе.

Шестой компонент - коммуникативный - предполагает наличие качеств, знаний, навыков и умений, способствующих успешному установлению межличностного контакта и поддержанию его в ситуации необходимости. Данный компонент может быть представлен следующими подструктурами. Интеллектуальная коммуникативность - это «процесс межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахождения общего языка. Коммуникативность реализуется в способности группы создавать оптимальные пути взаимоинформации в определении общих позиций, суждений, принятии групповых решений. Идеальным эквивалентом интеллектуальной коммуникативности является способность субъектов группы понимать друг друга с полуслова. Эмоциональная коммуникативность - это межличностные связи эмоционального характера, динамический процесс преобладающего эмоционального настроя группы, ее эмоциональные потенциалы. Эмоциональная коммуникативность проявляется в реализации народной мудрости: «Разделенная радость - две радости, разделенное горе - полгоря». Волевая коммуникативность - это способность группы противостоять трудностям и препятствиям, ее своеобразная стрес-соустойчивость, надежность в экстремальных ситуациях.

Седьмой компонент - деятельнос-тный. Деятельностный компонент предполагает наличие у студентов активной, целенаправленной, личностной, субъектной позиции, способствующей удовлетворению потребностей студента в позитивно направленной деятельности, ориентированной на благо самого себя и той группы, в которой на данный момент студент, как субъект группового взаимодействия, осуществляет деятельность.

Восьмой компонент - адаптационный - помогает субъекту деятельности и отношений наиболее быстро и наименее безболезненно для себя включаться в новое общество, группу и в новую деятельность. Данный компонент предполагает наличие у человека таких способностей, как гибкость, приспособляемость, твердая внутренняя позиция, отсутствие ригидности.

Таким образом, целью развития корпоративной идентичности студентов высшей школы является развитие у студентов социальной направленности личности, способности к конструктивному общению и взаимодействию, эмоционально-волевой саморегуляции на основе адекватной самооценки [5].

Результаты экспериментального изучения процесса развития корпоративной идентичности студентов высшей школы выявили позитивную динамику в становлении данного субъектного новообразования в структуре личности студентов. Исследование проводилось на студентах специальности «педагогика и психология» в количестве 60 человек, из них 30 студентов 2 курса, 30 студентов IV курса.

В исследовании принимали участие студенты в возрасте от 18 до 23 лет. Соотношение респондентов мужского и женского пола в выборках одинаково. Исследование проводилось с использованием разработанной нами тест-анкеты по выявлению корпоративной

У студентов выявлена положительная динамика развития ценностно-мо-тивационной сферы, что подтверждается полученным значением 1-критерия Стьюдента: у = 2,55 (р < 0,05). У студентов старшего курса преобладает мотивация достижения успеха, студенты осознают себя субъектами своей группы и вуза, признавая ценности группы и вуза, как свои собственные. Студенты отмечают, что группа помогает им реализовываться в профессиональном развитии, у них развивается способность к эффективному взаимодейс-64

идентичности студентов. Динамика развития корпоративной идентичности отслеживалась на протяжении 3 лет по мере учебного и профессионального взросления студентов. Результаты «входной» и исходной диагностики представлены в таблице.

твию с другими людьми, также студенты признают значимость и ценность, получаемых ЗУН и их значение для дальнейшей жизнедеятельности студентов. Результаты исследования эмоционально-волевого компонента студентов педагогов-психологов показали, что студенты к старшему курсу становятся эмоционально-устойчивыми, не отступают от намеченных целей при возникновении трудностей, а также у студентов формируется устойчивое позитивное отношение и к своей группе, и к своему вузу, наблюдается позитив-

Таблица 1

Результаты исследования корпоративной идентичности студентов педагогов-психологов II и IV курсов (п = 30)

Название компонентов

цен- позна- эмоци- реф- кона- комму- де- адап-

ност- ватель- ональ- лексив- тив- ника- ятель- тив-

но-мо- но-опе- но-во- но-оце- ныи тивныи ност- ныи

тива- раци- левои ночныи ныи

цион- ональ-

ныи ныи

Средние арифметические значения

Студ. 2 к. 1,91 3,83 1,79 2,024 1,78 2,59 2,03 2,084

Студ. 4 к. 4,39 4,54 4,41 4,31 4,22 4,55 4,39 4,216

Значения

1-критерия 2,55 2,06 2,49 2,28 2,57 2,31 2,11 2,17

Стьюдента

Вероятность допустимой ошибки 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05 0,05

ная динамика в развитии способности к рефлексии и саморефлексии (1 = 2,06; р < 0,05). К старшему курсу студенты не только соблюдают нормы и правила, но и осознают ценность и значимость такого поведения, студенты становятся заинтересованными не только в сохранении ценностей и установок группы, вуза, но и в их развитии и распространении. Исследования коммуникативной компоненты студентов педагогов-психологов показывают, что к старшему курсу студенты становятся более коммуникабельными, для них не является сложным установить контакт с новыми людьми, «выйти» на группу и преодолеть чувство страха и неуверенности, выступая перед большой аудиторией людей (1 = 2,49; р < 0,05). Также большинство студентов старшего курса отмечают, что у них много друзей среди студентов их группы. Необходимо отметить, что многие студенты отмечают у себя наличие задатков к развитию коммуникативных способностей, которые в процессе обучения развиваются, благодаря использованию специальных методов, методик и программ, направленных на развитие коммуникабельности студентов. Студенты становятся более активными, инициативными, деятельными, в выполняемой деятельности становятся ориентированными и на процесс деятельности, и на ее результат, развиваются и повышаются адаптивность, гибкость поведения и деятельности, повышается групповая адаптивность и позитивная направленность на восприятие изменений, привносимых в группу извне.

Результаты исследования корпоративной идентичности студентов

педагогов-психологов показали позитивную динамику развития корпоративной идентичности по всем компонентам, достоверность результатов исследования подтверждается значениями ^критерия Стьюдента, отображенного в таблице 1. Необходимо отметить, что у студентов педагогов-психологов первоначально высоко развит познавательно-операциональный компонент и коммуникативный компонент. Наибольшего же развития получили конативный, ценностно-мотивационный и эмоционально-волевой компоненты. Результаты отображены ниже в виде рисунка.

Особенностями корпоративной идентичности студентов педагогов-психологов к старшему курсу является: повышение значимости ко-нативного компонента в структуре личности; повышение коммуникативных способностей студентов; увеличение эмоциональной устойчивости, способности и склонности к рефлексии и саморефлексии; а также появление деятельностной направленности, которая отвечает требованиям и запросам как самих студентов, так и их учебной группы и будущей профессиональной деятельности.

Результаты проведенного нами исследования показывают и подтверждают, что корпоративная идентичность, как субъектное образование в структуре личности студентов, является динамичным образованием. Соответственно приоритетными направлениями работы в данной области исследования должны стать разработки по выявлению механизмов и способов развития корпоратив-

показатели изучаемых пара метро в

□ Студенты 2 курса ■ Студенты 4 курса

компоненты

Рис.1. Результаты исследования корпоративной идентичности студентов педагогов-психологов 2 и 4 курсов Примечание: 1 - ценностно-мотивационный компонент, 2 - познавательно-операциональный компонент, 3 - эмоционально-волевой компонент, 4 - рефлексивно-оценочный компонент, 5 - конативный компонент, 6 - коммуникативный компонент, 7 - деятельностный компонент, 8 - адаптивный компонент.

ной идентичности студентов высшей школы, чтобы этот процесс носил не стихийный характер, а был включен в специально организованную деятельность, направленную на развитие корпоративной идентичности студентов. Развитию всех вышеперечисленных компонентов корпоративной идентичности студентов высшей школы должен способствовать учебно-образовательный и воспитательный процесс, сущность которого в том, что он должен быть основан на субъект-субъектном взаимодействии, с ориентацией на принципы личнос-тно ориентированного образования. Целью учебного процесса должно быть - развитие коммуникативных навыков студентов, их способности к рефлексии, деятельностной, субъектной тактике поведения. Становление

корпоративной идентичности студентов в рамках учебно-образовательного и воспитательного процесса происходит с использованием следующих форм и методов: субъект-субъектное взаимодействие ППС и студентов; ориентация на личность студентов и ее развитие; диалоговая форма преподнесения материала с опорой на практику; применение активных методов воздействия (дискуссии, круглые столы, конференции, тренинги, «мозговые штурмы», выступления на семинарских занятиях, доклады, курсовые и дипломные проекты, выпуск стенгазет, волонтерские движения, решение практических ситуаций), развитие у студентов самореализационной, самоактуализационной направленности и предоставление условий для реализации субъектности и идентичности студентов.

Литература:

1. Дагаева Е. Имидж вуза и корпоративная идентичность // Высшее образование в России, 2008. - № 11. - С.89-94.

2. Кайбияйнен А. Корпоративная культура вуза и профессиональный имидж его выпускника // Высшее образование в России. - 2007. - № 9. - С.71-78.

3. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер Пресс. - 1997. - 688 с.

4. Масленникова В. Ш. Психолого-педагогическая модель социально-ориентированной личности студента // Казанский педагогический журнал. - 2004. - №5. - С.10-18.

5. Мухаметзянова Ф. Г. Формирующие силы субъектности студента. - Казань: ЮЛАКС. - 2007. - 156с.

6. Хает Г. Л. Корпоративная культура и ценности человека. - Краматорск: ДГМА. - 2001. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.