ПЕДАГОГИКА
87
УДК 37.02:378.661(571.63)
А.Я. Осин, С.Н. Бениова, Н.Г. Садова
КОНЦЕПЦИЯ И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ДОДИПЛОМНОМ ЭТАПЕ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Владивостокский государственный медицинский университет
Ключевые слова: высшая медицинская школа, учебно-воспитательный процесс.
На рубеже веков высшее образование стало необычайно динамичным, и за короткие сроки в нем произошли кардинальные изменения. Это в полной мере относится и к высшему профессиональному образованию (ВПО). Повышаются требования общества к его качеству, быстро обновляются технологии обучения, изменяются организационные и экономические условия деятельности вузов, усиливается конкуренция на рынке образовательных услуг [11-13]. Государственная политика должна гарантировать условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования [1-2].
Цель настоящей работы состояла в обобщении результатов разработки единой концепции и важнейших стратегий учебно-воспитательного процесса на додипломном этапе высшего медицинского образования (ВМО) в условиях модернизации высшей школы Российской Федерации.
Дальнейшее развитие ВМО на додипломном этапе в ВГМУ может быть эффективным на основе разработанной концепции, сущность которой заключается в комплексном поэтапном формировании и развитии профессиональных знаний, умений, навыков, мышления, качеств и поведения обучающихся. Это возможно на основе личностно-ориен-тированного подхода и использования принципов инновационной образовательной парадигмы в условиях модернизации высшей школы.
Концепция может быть реализована в учебно-воспитательном процессе путем стратегического планирования его развития в области формирования личностно- и профессионально-ориентированных качеств обучающихся (дидактические требования к будущему специалисту), а также в области организации и содержания педагогического процесса в медицинском вузе (дидактические требования к образовательному процессу) и профессионально-педагогической деятельности преподавателя (дидактические требования к современному педагогу ВПО). Причем развитие этих направлений может быть осуществлено эффективно с помощью ряда важнейших стратегий.
1. Осуществление додипломной профессиональной подготовки студентов, обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами (ГОС) ВПО по основным образовательным программам специальностей [4-10].
2. Постепенный переход от традиционного когнитивно-центрированного подхода, основанного на информационных моделях, к инновационному подходу к обучению [3].
3. Организация процесса воспитания на личностно-ориентированном подходе, включающем в себя этапы становления и развития личности, взаимосвязанные воспитательные ситуации и саморазвивающуюся систему. Главная цель этого подхода — личностный рост студентов и преподавателей, определяющая его ценность — личность и личное достоинство каждого, творчество, индивидуальность самопознания и самовыражения, нравственные ценности.
4. Использование принципов и идей гуманистической психологии для обеспечения условий личностного роста (психологического развития), актуализации процесса саморазвития и наступления изменений в зрелости личности.
5. Обеспечение качества ВМО и неуклонный его рост на основе создания и внедрения внутривузов-ской системы управления качеством в соответствии с ГОС ВПО 2-го поколения и частичным ориентиром на требования международных стандартов качества (ИСО серии 9000). Подобные критерии оценки при измерении (квалиметрии) всех составляющих качества образования обеспечивают образовательные услуги высшего качества, повышают конкурентоспособность специалистов на международном рынке.
6. Реализация и дальнейшее развитие национально-регионального (вузовского) компонента в дополнение к федеральным компонентам ГОС ВПО в каждом блоке дисциплин с учетом профиля специальностей вуза, национально-культурной и социально-экономической специфики региона, медицинской ситуации в нем, научно-исследовательских интересов преподавателей и направлений сложившихся научных школ.
7. Усиление гуманитарного компонента ВМО путем расширения основной образовательной программы за счет гуманитарных дисциплин как основы нравственного и духовного воспитания личности будущего специалиста.
8. Овладение всеми компонентами учебной деятельности на основе операциональных моделей обучения через схемы ориентировочной основы действия в соответствии с профессиональными требованиями к специалисту и с основной целью операционального подхода — ускорение процесса обучения и повышение его качества и надежности, обеспечение подготовки студента к выполнению социальной роли врача.
9. Создание мотивации обучения и учения на основе комплекса наиболее действенных мотивов и потребностей высокого уровня, направленных на стимулирование учебной деятельности студентов и развитие
88
ПЕДАГОГИКА
личности, на продуктивность дидактического процесса.
10. Обеспечение достижения триединой цели — обучения, воспитания и развития будущих специалистов как целостного педагогического процесса во взаимосвязи его дидактических элементов (мотивация, содержание, принципы и правила, методы, виды и формы обучения и воспитания) на основе интеграции государственных (типовых) и рабочих (вузовских) образовательных программ по дисциплинам специальностей вуза.
11. Реализация современных принципов и правил педагогического диагностирования подхода к тестированию динамики формирования и развития различных аспектов личности.
12. Оптимизация управляемой самостоятельной деятельности студентов с целью формирования и развития профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН), а также качеств и функциональной деятельности будущих специалистов путем реализации дидактических принципов и правил, методов и форм.
13. Расширение сферы применения технологий интерактивного обучения посредством организации взаимодействий (интеракций) и взаимоотношений между преподавателем и студентом, всеми участниками учебно-воспитательного процесса в субъект-субъектной образовательной парадигме и на основе педагогического сотрудничества, сопряженности, диалогиза-ции (полилогизации), доверия и гармонизации.
14. Предоставление возможностей студентам реализовать их ответственную свободу, потребность в свободных действиях и способность к принятию самостоятельных решений при выборе элективных и факультативных дисциплин и курсов, дополняющих дисциплины в каждом цикле федерального компонента ГОС ВПО, с целью углубления ЗУН и расширения сферы деятельности будущих специалистов.
15. Предание доминирующего и приоритетного положения групповой деятельности студентов в целостном педагогическом процессе с обеспечением ряда преимуществ ее перед индивидуальной деятельностью.
16. Реализация модульно-блочной системы обучения студентов. Эта система представляет собой совокупность логически взаимосвязанных блоков учебного материала, которые интегрированы по целям, содержанию, методам и формам в рамках всей дисциплины или ее разделов. Модульно-блочная система позволяет устранить рассогласованность теоретической и практической подготовки.
17. Приобретение и совершенствование профессиональных умений и навыков в клиническом обучении студентов на основе принципов клинического тренинга — определенного режима тренировок или упражнений в системе самостоятельной работы, в которой преподаватель выполняет функции консультанта, тренера, инструктора, а студент — участника, партнера.
18. Совершенствование профессиональных умений и навыков педагогического воздействия с помощью
технологий информативного (речевого и демонстративного) воздействия, оценки, требования, общения, разрешения конфликта, создания ситуации успеха и благоприятного психологического климата, этической защиты, воспитывающей среды, психотерапевтического воздействия, а также педагогической реакции на поступок с целью перевода воспитанника на позицию субъекта общения и деятельности с новыми качествами личности.
19. Ориентировка на развивающую направленность учебно-воспитательного процесса с использованием различных дидактических методов и форм на основе личностного роста обучаемых посредством самоактуализации. Последняя подразумевает их постоянную вовлеченность в процесс роста и развития способностей до максимально возможного уровня, преодоления препятствий личностному росту и достижения зрелости полноценно функционирующей личности.
20. Широкое применение рейтинговой системы оценки ЗУН у студентов в вузе и комплексного подхода к их оценке. Достижение сравнимости результатов обученности и сопоставимости показателей учебной деятельности студентов, объективизации оценки и ориентации учащихся на самооценку, самоактуализацию и самостоятельную деятельность.
21. Использование результатов научно-исследовательской работы преподавателей вуза в педагогическом процессе с целью расширения объема профессиональных ЗУН обучаемых. Приближение системы вузовского обучения к развиваемым кафедрами научным темам, активизация познавательной деятельности студентов, знакомство их с особенностями региональной патологии.
22. Совершенствование качества разработки, экспертизы и издания учебно-методической литературы и методического обеспечения педагогического процесса для реализации региональной политики в области высшего медицинского образования при координации Дальневосточного регионального учебно-методического центра Минобразования России и государственно-общественных органов управления образованием (Федеральный Совет по разработке ГОС ВПО, УМО и НМС Минобразования России).
23. Широкое использование информационно-технического обучения с помощью многофункциональных технологий предъявления информации, учебно-тренировочной, развивающей и контрольно-коррекци-онной деятельности обучаемых.
24. Методическое, информационно-техническое и научное обеспечение современного педагогического менеджмента, эффективное применение новых методов, форм и технологий в управлении педагогическими системами, моделей специалистов и современных педагогических теорий.
25. Создание модели современного образа педагога и ее реализация в управлении образовательным процессом с широким набором качеств личности, профессиональной и педагогической компетентности,
ПЕДАГОГИКА
I
89
методологической и методической грамотности. Развитие педагогического сознания и мышления, демократический стиль руководства и собственная стратегия общения и поведения для достижения и развития педагогического мастерства в условиях непрерывного педагогического образования сотрудников вуза.
26. Проведение преподавателями вуза разносторонних психолого-педагогических исследований личностных и профессиональных характеристик обучаемых, формирование и развитие студенческих коллективов, а также учебно-воспитательного процесса в условиях инновационной образовательной парадигмы.
27. Формирование личностных качеств будущего специалиста высокой культуры и мировоззрения гражданина демократического общества.
28. Формирование свободного, самостоятельного, сознательного профессионального поведения обучающихся на принципах биомедицинской этики и деонтологии путем преодоления деэтизации и дегуманизации профессионального сознания на основе моральной, нравственной и духовной зрелости личности, воспитания совести и чувства сострадания как ценностных ориентаций и личностных смыслов.
29. Формирование коммуникативного потенциала обучающихся на основе культуры общения и коммуникативных способностей, умений и навыков в сфере профессионального общения, развития речевых коммуникаций и овладения речевым регистром специальности.
30. Формирование умений, навыков и качеств креативной деятельности студентов, развитие первичной (изначально данной) и вторичной (созданной в последующем) креативности путем выполнения индивидуальных и коллективных заданий по учебно-и научно-исследовательской работе.
31. Активизация познавательной деятельности студентов на основе формирования потребностей в постоянной познавательной деятельности и углубленного изучения избранной области познания, готовности и сознательности выполнения учебных заданий, стремлении к самостоятельной продуктивной работе.
32. Формирование культуры умственного труда, умений и навыков учебного труда с целью создания условий для овладения эффективными способами и приемами самостоятельной деятельности.
33. Формирование потребностей обучаемых в здоровом образе жизни: в физкультуре и спорте, двигательной активности и профилактике гиподинамии, борьбе с вредными привычками, безопасности секса и профилактике СПИДа, в систематическом контроле и самоконтроле здоровья студентов и их семей.
34. Формирование профессионального имиджа как части культуры общения, личностной и профессиональной характеристик будущего специалиста.
Таким образом, представленная концепция развития учебно-воспитательного процесса в ВМШ достаточно реалистична, ориентирована на конеч-
ный результат, предполагает возможность изменений, учитывает имеющиеся и потенциальные ресурсы. Стратегии представляют собой соединение новых психолого-педагогических технологий и лучших традиций ВМО и позволят при относительно небольших затратах существенно улучшить качество подготовки специалистов, обеспечить проведение государственной политики в области развития приоритетных направлений образования.
Литература
1. Балобанов А.Е., Клюев А.К.// Университетское управление. Практика и анализ. — 2002.- № 2. — С.19-27.
2. Васильев В.Н., Воронин А.В.// Там же. — С. 44-52.
3. Врач-педагог в изменяющемся мире: Традиции и новации // Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, А.С. Молчанов и др. — М.: ЮУВУНМЦМЗ РФ, 2001.
4. ГОС ВПО: Специальность 040100 — Лечебное дело. — Квалификация — Врач. — М.: МО РФ, МЗ РФ, 2000.
5. ГОС ВПО: Специальность 040200 — Педиатрия. — Квалификация — Врач. — М.: МО РФ, МЗ РФ, 2000.
6. ГОС ВПО: Специальность 040300 — Медико-профилактическое дело. — Квалификация — Врач.- М.: МО РФ, МЗ РФ, 2000.
7. ГОС ВПО: Специальность 040400 — Стоматология. — Квалификация — Врач-стоматолог. — М.: МО РФ, МЗ РФ, 2000.
8. ГОС ВПО: Специальность 040500 — Фармация. — Квалификация — Провизор. — М.: МО РФ, МЗ РФ, 2000.
9. ГОС ВПО: Специальность 040600 — Сестринское дело. — Квалификация — Менеджер. — М.: Минобразования РФ, Министерство здравоохранения РФ, 2000.
10. ГОС ВПО: Специальность 022700 — Клиническая психология. — Квалификация: Психология. Преподаватель психологии. — М.: УМО университетов РФ, УМО по образованию в области психологии, 2000.
11. Григоренко В.Г., Римлянд Е.Ю.// Вестник Дальневосточного регионального учебно-методического центра. — Владивосток, 2003. — № 11. — С. 10-14.
12. Пузанков Д.В., Рябов В.Ф., Мамонтов А.Н.// Университетское управление. Практика и анализ. — 2002. — № 2. — С. 6-15.
13. Шафранов-Куцев Г.Ф., Деревнина А.Ю.// Там же. — С. 28-33.
Поступила в редакцию 12.04.04. CONCEPTION AND DEVELOPMENT STRATEGY OF TEACHING AND EDUCATIONAL PROCESS AT PRE-GRADUATION STAGE IN MEDICAL COLLEGE A.Ya. Osin, S.N. Beniova, N.G. Sadova Vladivostok State Medical University
Summary — The paper provides the results of conception and strategy development aimed at improving the teaching and educational process at the pre-graduation stage of higher medical education. The basis of the conception implies person and vocation-oriented principles of the innovation educational paradigm. The strategies of advanced development are aimed at principal directions of the educational process while modernizing the higher school.
Pacific Medical Journal, 2004, No. 2, p. 87-89.