_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 332
А.А.Ушенко
студентка 4 курса экономического факультета ЮЗГУ
г.Курск,РФ
БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Аннотация
Необходимость в устойчивом социально-экономическом развитии Российской Федерации потребовала коренной переоценки сложившихся взглядов и подходов к использованию различных форм и методов государственного регулирования территориальных воспроизводственных процессов.В числе которых бюджет является важнейшим и универсальным регулирующим инструментом. Формирование эффективного механизма бюджетного регулирования экономики позволит не только сгладить отрицательные последствия перехода на рыночные отношения, но и способствовать нормализации и развитию финансово-хозяйственных, перераспределительных отношений на макро- и микроуровне, выравниванию территориальных социально-экономических диспропорций.
Ключевые слова
Бюджет, бюджетное регулирование, экономика, экономическое развитие, сельское хозяйство, доходы,расходы.
В условиях перехода к рынку роль бюджета значительно повышается, он является не только единственным плановым документом, утверждаемым как закон, но и основой, вокруг которой становится возможным организовать финансово-экономическое хозяйство в целом. Выполняя активную роль в рыночном механизме, бюджет служит одним из важнейших экономических рычагов в деле стабилизации и развития корпоративных финансов, а также экономики регионов. С помощью бюджета государственные и муниципальные органы власти, осуществляя перераспределение части ВВП (ВРП), изменяют структуру общественного воспроизводства, влияют на результаты хозяйствования, поддерживают макроэкономическое равновесие, осуществляют социальные преобразования [1,с.35] .Организационной формой функционирования бюджета любой страны является бюджетная система. Наличие в ней регионального и местного уровней, как неотъемлемых элементов существования федеративного государства, отражает потребность регулирования социально-экономических процессов в масштабах отдельных территорий и муниципальных образований.[2,с.77].
В бюджетном регулировании экономики регионов одинаково важны как платежи (налоговые и неналоговые) в бюджет, так и бюджетное финансирование. Однако это не означает, что они выполняют одинаковую функцию. Налоговые и другие платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной финансовой базы субъектов хозяйствования за счёт использования различных налоговых регуляторов (ставок, льгот, сроков платежа, санкций и т. д.), и, следовательно, влияют лишь на уровень финансовых ресурсов, остающихся в их распоряжении [3,с.183]. Расходы бюджета выполняют иную функцию, - увеличивают финансовые возможности юридических и физических лиц, а также региональных и местных органов власти и управления (при выделении финансовой помощи из федерального бюджета). Они могут способствовать избирательному развитию отстающих отраслей экономики, регионов РФ, убыточных предприятий, создавать предпосылки для появления современных высокотехнологичных, импортозамещающих производств и товаров, ликвидировать социальную напряжённость в обществе, снизить уровень безработицы, расширить спрос и предложение, а значит и доходную базу бюджета.
Следует отметить, что в России в настоящее время не существует общепринятой методологии исчисления налоговой нагрузки. Поэтому отсутствует официальная статистика этого показателя, имеются лишь разрозненные измерители, которые в косвенной форме могут давать представление о налоговом бремени [4,с.43] В этой связи автор предлагает использовать наряду с ВРП фонд оплаты труда в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на микроуровне. Достоинства данной методологии заключаются в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
том, что она позволяет определить налоговую нагрузку конкретных предприятий и индивидуально подходить при проведении налоговой политики регулирования роста производства н расходов на оплату труда. От снижения доли налогов в ФОТ зависит благополучие как самого предприятия, так и его работников; повысится производительность труда, спрос на товары и услуги. Кроме того, предложенная методология достаточна удобна и проста, позволяет осуществить расчёт налоговой нагрузки на макро- и микроуровне.
Одним из важнейших секторов региональной экономики Курской области является сельское хозяйство, которое, в силу наличия ряда специфических особенностей, нуждается в постоянной государственной поддержке и регулировании. Однако из-за отсутствия в России и в области в достаточной мере регулируемой государством бюджетной и налоговой политики в сельскохозяйственном производстве сложилась плачевная ситуация. Кроме того, по оценкам многих специалистов, экономический спад в
России в значительной мере вызван разорением сельского хозяйства. Основная причина такого положения заключается, естественно, не в отсутствии у России необходимых природных, материальных и людских ресурсов, а в отсутствии эффективной государственной политики регулирования и стимулирования агропромышленного комплекса, в резком снижении бюджетных инвестиций в сельское хозяйство.
Как нам представляется, для развития сельского хозяйства необходимо в первую очередь упорядочить и поставить на объективную основу субсидирование сельскохозяйственных предприятий за счёт средств федерального, регионального (областного) и местного бюджетов. Субсидии должны выплачиваться, прежде всего, таким хозяйствам АПК, где наиболее высока их отдача. Критериями эффективности селективной бюджетной поддержки являются уровень рентабельности и использования ресурсного потенциала. Механизм выделения субсидий должен быть основан на системе прогрессивных возрастающих ставок (объёмов) в зависимости от итогов предыдущего года по объёму реализации продукции и эффективных порогов продуктивности (рентабельности) скота и птицы [5, с.125].
Кроме того, считаем целесообразным использовать систему показателей, характеризующих степень бюджетного воздействия государства и местных органов самоуправления на сельское хозяйство.
Использование предложенных показателей при проведении бюджетного и экономического анализа позволит получить всестороннюю, объективную картину о степени участия государства в финансировании производителей сельскохозяйственной продукции и, на этой основе, выработать долгосрочный курс правительства по регулированию и стимулированию развития сельского хозяйства, более эффективному использованию бюджета как активного инструмента экономической политики. Через возрождения сельского хозяйства откроются новые импульсы для развития экономики региона, улучшения социальной сферы. Таким образом, эффективное бюджетное регулирование способствует экономическому развитию региона.
Список использованной литературы:
1.Годин А.М. Бюджетная система РФ / Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. -М.: Дашков и Ко, 2006.
2. Игудин А.Г. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации / Игудин А.Г. - М.: НФПК МФ РФ, 2008.
3. Емельянова О.В. Условия развития инновационной деятельности в регионе// в сборнике: Институты и механизмы инновационного развития :мировой опыт и российская практика сборник научных статей 5-й Международной научно-практической конференции.Ответсвенный редактор :Горохов А.А..2015.С.180-184.
4.Асеев О.В.,Железняков С.С. Основные направления и механизмы реализации финансовой политики Российской Федерации// Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики.2015.№1.С.40-45.
5. Концептуальные основы управления: учебное пособие для самостоятельной работы по подготовке к итоговой государственной аттестации по специальности "Менеджмент организации"/Е.В. Харченко, О.В. Согачева, Т.М. Дидковская, В.В. Трубникова, С.С. Железняков, Н.Е. Цуканова, Л.В. Бычкова, М.А. Венделева, О.В. Кудина, Е.С. Симоненко, О.Н. Марганова, О.А. Морозова. -Курск, 2008.
© Ушенко А.А.,2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 04-1/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 332.1
Елена Павловна Ченцова
канд. экон. наук, доцент СТИ НИТУ «МИСиС»,
г. Старый Оскол, РФ E-mail: [email protected] Ксения Игоревна Ряполова студент СТИ НИТУ «МИСиС», г. Старый Оскол, РФ
ОЦЕНКА СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
С УЧЕТОМ ИННОВАЦИОННОСТИ
Аннотация
В данной статье представлены актуальные вопросы, касающиеся аналитической оценки стратегии инновационного развития города. Проведена оценка стратегии развития города с учетом инновационности. Сделаны выводы о соответствии стратегии свойствам синергичности и синкретичности.
Ключевые слова
Город; стратегия города; инновационное развитие; аналитическая оценка стратегии; инновационность.
По оценкам экспертов, на сегодняшний день в России возникает всё больше предпосылок, которые обуславливают необходимость применения стратегического подхода при составлении стратегий инновационного развития городов. Среди ключевых факторов выделяют следующие: изменения в принципах, целях развития городов, а также в философии развития в целом [1]; перераспределение сфер ответственности местного самоуправления; возрастающая конкуренция городов друг с другом и с пригородами; вовлечение населения города в систему планирования.
Стратегия развития города представляет собой результат выбора целей и путей развития, в соответствии с которыми город должен развиваться, причем выбирать следует взяв во внимание принципы, составляющие базу для принятия управленческих решений [1]. Интересной представляется аналитическая оценка В. Н. Блинова, проводимая на основе «Методики экспресс-оценки программ социально-экономического развития (ПСЭР) муниципальных образований» [2]. При разработке критериев оценки автор опирался на императив мирового и национального развития - основную «проактивную» ценность -инновационность. Согласно методике, необходимые свойства и критерии оценки стратегий можно классифицировать по двум группам: «синергики» и «синкретики» [2]. Результаты проведенного нами анализа Стратегии развития Владивостока до 2020 г. с учетом методики оценки В. Н. Блинова представлены в таблице 1 (шкала оценок, в баллах: 2 - полное соответствие; 1 - неполное соответствие; 0 - полное несоответствие)[3].
Таблица 1
Оценка соответствия Стратегии города [Составлено по 2;3]
Свойство стратегии Оценка Свойство стратегии Оценка
Синергичность программы (по свойствам 1 -7), всего Синкретичность программы (по свойствам 8-15), всего
баллов - 13 баллов - 15
«Клиентность» 2 «Унифицированность» 1
«Проактивность» 2 «Вертикальная интегрированность» 2
«Актуальность» 1 «Целостность» 2
«Прогностическая ценность» 2 «Рациональность» 2
«Синергичность» 2 «Реалистичность» 2
«Научно-методический уровень» 2 «Оцениваемость» 2
«Гибкость» 2 «Контролируемость» 2
«Чувствительность к сбоям» 2
Стратегия Владивостока была оценена нами в 28 баллов. Анализируя вышеизложенное, можно