Научная статья на тему 'Борьба с сознанием в «Символе и сознании» М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского'

Борьба с сознанием в «Символе и сознании» М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY-NC-ND
499
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЗНАНИЕ / CONSCIOUSNESS / БОРЬБА С СОЗНАНИЕМ / STRUGGLE AGAINST CONSCIOUSNESS / TWO CONSCIOUSNESS' MODI / КУЛЬТУРА / CULTURE / A-CULTURE / ДВА МОДУСА СОЗНАНИЯ / А-КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Плютто Петр Александрович

В статье представлена попытка критического исследования темы борьбы с сознанием, заявленной М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорским в их совместной книге «Символ и сознание». Борьба с сознанием интерпретируется как борьба сознания с самим собой. Речь идет о борьбе одного модуса сознания а-культурного «сознания как такового» с другим инкультурированным модусом того же единого сознания. Несмотря на привычное понимание сознания как целостности, в предлагаемой интерпретации оно является целостным только в своем первичном, а-культурном, модусе, в то время как знакомое нам в культуре сознание понимается как двойственное единство, таящее соответствующую возможность своего расщепления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Struggle Against Consciousness on the Pages of Symbol and Consciousness by M.C. Mamardashvily and A.M. Piatigorsckiy

This article is an attempt of critical research of the theme of struggle against consciousness that has been introduced by M.C. Mamardashvily and A.M. Piatigorsckiy in their book "Symbol and consciousness". The theme of struggle against consciousness is interpreted as the theme of consciousness' struggle against itself. An a-cultural consciousness' modus is engaged in the struggle with an inculturised consciousness' modus of the united consciousness. In this paper in spite of usual understanding of the consciousness as the wholeness it is being interpreted as the wholeness only in its initial a-cultural modus. The consciousness that is familiar to us in the culture is being realizised as dually united that hides possibility of splitting itself.

Текст научной работы на тему «Борьба с сознанием в «Символе и сознании» М. К. Мамардашвили и А. М. Пятигорского»

БОРЬБА С СОЗНАНИЕМ В «СИМВОЛЕ И СОЗНАНИИ» М.К. МАМАРДАШВИЛИ И А.М. ПЯТИГОРСКОГО

Философия культуры. Философия религии

П.А. Плютто

В статье представлена попытка критического исследования темы борьбы с сознанием, заявленной М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорским в их совместной книге «Символ и сознание». Борьба с сознанием интерпретируется как борьба сознания с самим собой. Речь идет о борьбе одного модуса сознания - а-культурного «сознания как такового» - с другим -инкультурированным - модусом того же единого сознания. Несмотря на привычное понимание сознания как целостности, в предлагаемой интерпретации оно является целостным только в своем первичном, а-культур-ном, модусе, в то время как знакомое нам в культуре сознание понимается как двойственное единство, таящее соответствующую возможность своего расщепления.

Ключевые слова: сознание, борьба с сознанием, два модуса сознания, культура, а-культура.

М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорский писали: «Борьба с сознанием вытекает из самого способа существования отдельного человека как сознательного существа и является проявлением этого способа, и в этом смысле это прагматическая проблема, потому что человек наталкивается на нее, какой бы деятельностью он ни занимался. Человек решает эту проблему как проблему своего способа существования»1. По отношению к самим авторам «Символа и сознания» эти строки означают, что их «метафизические рассуждения о сознании» являются их способом борьбы с сознанием. Здесь, однако, необходимо пояснить, о каком именно сознании идет речь.

© Плютто П.А., 2009

В своей совместной книге «Символ и сознание»

Основная - метафизически-радикальная - установка «Символа и сознания» представляет собой установку на исследование некоего предела сознания, который Мамардашвили и Пятигорский назвали «сознанием как таковым», и который, соответственно, можно назвать также предельным сознанием как таковым.

Мы думаем, - писали авторы «Символа и сознания», - что понимание сознания, работа с сознанием, борьба с сознанием <...> вызваны нашим желанием дойти до какого-то доступного нам сейчас предела, причем предела не в чистом умозрении, не в поисках какого-то абстрактного категориального сознания, а предела в поисках основы своего сознательного существования. Конечно, мы могли бы <...> перефразируя Фрейда, сказать, что эти попытки необходимы для того, чтобы нам или другому (больному?) было лучше, но, очевидно, эта необходимость другого порядка. Здесь не стоит вопрос о «лучше» или «хуже», - здесь просто возникает внутренняя необходимость дойти до предела в субъективном сознательном существовании, независимо от того, чего это может нам стоить2.

В нашей работе мы, в свою очередь, утверждаем, что стремление дойти до предела в субъективном сознательном существовании независимо от того, чего это может стоить, то есть стремление (по-греч. (pilo-) дойти до предела в борьбе с сознанием есть философский ответ на зов а-культуры, содержащейся в культуре. Это требует пояснений.

Наша интерпретация, построенная на соответствующих намеках и «наметках», которыми «прошит» весь текст «Символа и сознания», состоит в следующем: предельное сознание как таковое представляет собой тот спонтанный и самодействующий а-культурный модус единого сознания человека, с которым борется (в культуре) инкультурированный модус этого же сознания, стремясь сделать первый предсказуемым и подконтрольным. «Борьба с сознанием, - писали Мамардашвили и Пятигорский, -происходит от стремления человека к тому, чтобы сознание перестало быть чем-то спонтанным и самодействующим. Сознание становится познанием, и на это время (слово "время" здесь не имеет физического смысла) перестает быть сознанием»3. Речь у Мамардашвили и Пятигорского идет, как видим, о борьбе с предельным сознанием с помощью самого сознания, но сознания инкультурированного, маркируемого ими как (культурное) познание сознания (как такового). Авторы «Символа и сознания» ставят перед собой задачу «раскрыть эту борьбу с (предельным) сознанием как являющуюся саму по себе источником (культурного) познания»4.

Тонкость здесь заключается в том, что Мамардашвили и Пятигорский нигде эксплицитно различие между двумя указанными видами (модусами) сознания (и, соответственно, между культурой и а-культурой как таковой) не проводят, пользуясь этим различием на протяжении всех своих «метафизических рассуждений» неосознанно. Борьбу с сознанием, рассматриваемую в качестве источника познания сознания - в том числе познания сознания самих авторов «Символа и сознания», - можно для наглядности сравнить с борьбой с какой-либо болезнью, если она (борьба с болезнью) рассматривается как источник познания этой болезни в смысле обретения некоторых навыков и умений справляться с ней. Но любые человеческие навыки и умения - и навыки борьбы с сознанием прежде всего - обязательно являются в той или иной степени неосознанными.

Итак, приступая к исследованию темы борьбы с сознанием в «Символе и сознании», мы хотим обратить внимание на следующее само собой разумеющееся и потому трудноуловимое обстоятельство: сами авторы этого текста пользовались теми - давно уже наработанными в культуре(-ой) - метафизическими навыками борьбы с сознанием, определенная область которых заведомо оставалась вне их сознания.

* * *

Начнем с главного. Как видно из вышесказанного, мы предполагаем, что сознание - двойной агент. Из обыденной жизни каждого из нас известно, что сознание возникает сначала как некое неопределенное (в культуре), непосредственное (неопосредованное культурой), «биологическое» чувство. Определение «биологическое» мы берем здесь в кавычки, чтобы подчеркнуть, что никакой биологии в а-культурной природе-самой-по-себе - в природе как таковой, к которой принадлежит и а-культурное предельное сознание как таковое, - нет. Биология - биологические эмпирические и фактографические данные, биологические теории и таксономии, биологические понятия и термины (включая сам термин «биология») и т. д. - является частью культуры, но совсем не природой как таковой, которую биология описывает и исследует. Даже простым пониманием природы, пониманием, производимым нами всегда изнутри культуры, мы ее - природу как таковую - уже инкульту-рируем. Но природа-сама-по-себе по определению, находится вне культуры: изначальная а-культурная природа не совпадает с тем, что описывает и исследует естествознание, использующее всегда ограниченные - исторически и культурно обусловленные - ресурсы и способы ее описания.

Представление об а-культурной природе как таковой в повседневной жизни человека никогда, конечно, не востребуется. Однако в отношении к рассматриваемой нами проблеме сознания данное представление может оказаться весьма полезным: оно означает, что понятие сознания как такового должно иметь статус не биологического, но именно а-культурного модуса сознания. Для нас это уточнение является важным, поскольку, благодаря ему, становится понятна и «оборотная сторона медали»: разговор об инкультурации а-культурного сознания как такового на вторичном уровне (единого) сознания, - на уровне инкультурированного сознания-как-рефлексии.

Таким образом, модус а-культурного предельного сознания как такового мы противопоставляем модусу инкультурированного сознания не механически. Но мы говорим о «единстве и борьбе» этих двух модусов сознания (диалектика, на наш взгляд, - один из способов описания работы единого в своей двухмодусности сознания, «схваченной в философской мысли»). Тезис Мамардашвили и Пятигорского о необходимости «раскрыть борьбу с сознанием как являющуюся саму по себе источником познания» можно интерпретировать так: в своем стремлении к а-культуре культура никогда последней не достигает, но лишь создает «по пути» новую культуру/новое культурное (по)знание. Получается, что в акте собственного самосознания-как-рефлексии (например, в инкульту-рирующем сознание как таковое акте «cogito ergo sum») сознание как таковое удостоверяет существование самого себя в культуре. Парадокс заключается в том, что в своем модусе а-культурного предельного сознания как такового (то есть без всякого удостоверения в культуре, уже подразумевающего существование предшествующего культурного сомнения) сознание существует наиболее несомненным, наиболее непреложным образом: оно существует, не зная само себя, не зная о своем собственном существовании. Однако именно так и существует вся а-культурная природа как таковая.

Первый промежуточный итог нашего исследования можно сформулировать следующим образом. Тему борьбы с сознанием, предложенную Мамардашвили и Пятигорским, необходимо понимать двояко: с одной стороны, речь идет о борьбе с инкульту-рированным сознанием с помощью... самого сознания, но сознания а-культурно-предельного, а с другой стороны, можно говорить о борьбе, которую ведет само инкультурированное сознание с предельным сознанием как таковым. Соответствующее этому утверждение о том, что борьба с сознанием представляет собой борьбу культуры с а-культурой, и наоборот, является, на наш взгляд, абсолютно верным предельно масштабным обобщением.

Однако масштабность имеет и свои «минусы». В масштабности данного утверждения теряется одна немаловажная «деталь»: в самой а-культуре (в а-культурной природе как таковой) сознания как такового нет.

Сознание как таковое представляет собой «разрыв», который наносит культуре а-культура. При этом сущность а-культурной природы как таковой, с одной стороны, и а-культурного модуса сознания как такового - с другой, оказывается одной. Она может быть понята как абсолютное а-культурное тождество мышления и бытия, которое в самой а-культурной природе предстает как континуальность5, а в а-культурном «разрыве» культуры - в сознании как таковом - как дискретность. Дискретную природу сознания нужно понимать верно: а-культурное сознание в культуре всегда является вдруг, здесь-и-теперь, что не отменяет, а лишь подтверждает его соприродность а-культурной природе как таковой.

Несмотря на привычное понимание сознания как целостности, в предлагаемой нами интерпретации оно является целостным только в своем первичном, а-культурном, модусе, в то время как знакомое нам в культуре сознание должно трактоваться уже как двойственное единство, таящее, соответственно, ту или иную (религиозную, метафизическую, патологическую и т. д.) возможность своего расщепления. Итак, повторим еще раз: лишь попытки а-культурной природы «прорваться» в культуру ведут к возникновению известного нам (в культуре) сознания, но его самого в а-культурной природе нет. Отсюда следует, что вопрос: «Откуда вдруг возникает сознание в культуре, если не из а-культуры?» -просто неверно сформулирован, поскольку не учитывает двойственную природу сознания. Тем не менее даже этот вопрос способен навести нас на мысль о том, что сознание представляет собой двуединство культуры и а-культуры6.

Инкультурированный модус сознания Мамардашвили и Пятигорский именуют иногда (инкультурированной) рефлексией, а иногда - формализацией сознания (в культуре). Эти определения мы понимаем следующим образом. Без прохождения предельным сознанием как таковым формализации в инкультурированном модусе сознания, т. е. без самосознания сознания как такового, сознание еще не является двойным агентом: сознание еще не является тем сознанием, к которому мы привыкли в культуре. Только при переходе от а-культурного модуса сознания как такового к инкультурированному модусу с сознанием происходят принципиальные изменения: оно становится двойным. Конкретно речь здесь может идти о вербализации в культуре определенного изначального а-культурного чувства.

Постараемся пояснить характер тех изменений, которые происходят с сознанием при его переходе от одного модуса к другому, содержательно. Прежде всего обратим внимание на то, что а-культурное чувство в культуре не только вербализуется: известно, что а-культурное (культурно-слепое) чувство пытается передать себя в культуре, например с помощью красок и линий или с помощью музыкальных звуков и других средств эстетики. Разные исследователи области эстетики по разным поводам приходили к одному выводу: «Индивидууму в созерцании эстетического непосредственно открывается то, чего он не может достигнуть путем мышления и поведения» (курсив наш. - П. П.)7. Вполне понятно, что эстетика является определенной частью культуры. Это означает, что в случае эстетики мы всегда-уже находимся на уровне сознания-как-эстетической рефлексии. Тем не менее отмеченное противостояние эстетического созерцания остальному культурному мышлению и поведению кажется нам симптоматичным. Попробуем пояснить эту симптоматику с помощью исследования языка.

Заметим, прежде всего, что эстетика с первого своего терминологического - само-о-пределяющего - шага несет в себе смысл отождествления чувствования и понимания: «aïoOroiç - ощущение, чувствование, чувство; в переносном значении (введем здесь кан-товский оператор как если бы. - П. П.) - замечание, понимание, познание; aïoôroiç laßeiv - заметить, почувствовать; aioGavopm -чувствовать, воспринимать чувствами, особенно слышать, видеть (иногда обонять: tr oopf); в переносном значении (как если бы. -П. П.) - чувствовать, понимать. <...> foöet fSiKrmévr - заметила (почувствовала. - П. П.), что она обижена; о aio0avo|mevoç - понимающий; о metpiraç aioôavomevoç - человек обыкновенного ума (человек отмеренных чувств. - П. П.)» и т. д. (курсив наш. - П. П.)8.

Дело, однако, не сводится к особенностям греческого языка, из которого заимствован термин «эстетика». По-украински, например в «Тарасе Бульбе» у Гоголя, можно спросить: «Чуешь, сынку?», чувствовать здесь тоже означает понимать. По-русски можно сказать, обращаясь к собеседнику: «Пойми, почувствуй, что это за человек». Эти и другие примеры (их можно множить9) ведут к одному: наше чувство/понимание - наше сознание как таковое - есть определенная природная «метка» в нас, а-культурная «метка» в нашем едином сознании10.

Оттолкнувшись от этих данных лексикографии, вернемся в область философии. В своих лекциях «Введение в философию» М.К. Мамардашвили говорил: «Чтобы мы раз навсегда знали бы, как правильно поступать, чтобы каждый раз наш поступок был вы-

водим из каких-то правил и был бы, так сказать, конечным звеном дедукции из этих правил - не выйдет. Нет правил на все случаи жизни. Каждый раз мы полагаемся на что? - На интуицию. <...> Если я есть полностью, то пойму, как мне поступить. Почувствую, что правильно, а что неправильно. Что нравственно, а что безнравственно. Это - вечно. В том смысле, что это - все время решается и делается заново» (курсив мой. - П. П.)11.

Конкретные истолкования сознания как такового, предлагаемые в культуре сознанием-как-рефлексией (речь, напомним, идет о едином сознании, толкующем само себя) зависят, конечно, от той или иной конкретной культуры, (в) которой производится данное толкование: одни и те же а-культурные «метки» сознания как такового в разных культурах могут трактоваться различным образом. Более того, их различное толкование сплошь и рядом можно обнаружить не только в одной и той же культуре, но даже у одного и то же автора. Так, Мамардашвили, например, в цитированных выше лекциях назвал а-культурное сознательное чувство, как мы видели, интуицией, а в «Символе и сознании» - уже сознанием как таковым. В качестве а-культурной природной «метки» в нас сознание как таковое (чувство, интуиция, мышление телом и т. д.) может стать привычным нам (в культуре) сознанием, но может и не стать.

Все мы знаем, что в нашу эпоху фигура эта (двойного агента) неизменно оказывает завораживающее воздействие. Агент, которому одного этого мало. <...> Настоящий двойной агент - это агент, полагающий, что то, что в сети не попадает, тоже необходимо прибрать к рукам. Потому что если это что-то оказывается истинным, настоящим, то настоящей становится и его деятельность, более того - первоначальная его деятельность, которая была, конечно же, чистой воды надувательством, становится настоящей сама12.

Привычное нам сознание (инкультурированное чувство-как-понимание в его отличии от а-культурного чувства/понимания) может появиться только в культуре. «Чистая» интуиция, «чистое» а-культурное сознательное чувство есть «конечно же, чистой воды надувательство» в том смысле, что в разных культурных обстоятельствах она/оно может эксплицироваться разным (вплоть до прямо противоположного) образом.

Маркером перехода от одного модуса сознания (чувство) к другому (понимание) здесь, как мы видим, является союз как: речь идет о пере-носе а-культуры в культуру. Это означает, что те качественные изменения, которые происходят с сознанием при его переходе от а-культурного модуса к инкультуриванному, можно прямо

назвать метафоризацией. У нее есть свой маркер: кантовское как если бы, als ob.

В целом, таким образом, итог движения нашего понимания можно сформулировать так: только при переходе от а-культурного модуса сознания как такового к инкультурированному модусу со-знания-как-рефлексии, сознание, обретая два модуса, становится известным нам в культуре единым сознанием так, что каждый из его модусов является представителем - агентом - другого. Два модуса сознания представительствуют (таково значение слова агент) друг друга, отсутствующе присутствуя один в другом. «Именно это, наверное, руководило человеком, который взял на себя, неизвестно почему, функции эталонного агента <...> Человек этот, носящий вызывающее ассоциации с Хайдеггером имя Зорге, ухитрился внедриться в нацистскую агентуру и стать двойным агентом - в пользу кого, как думаете? В пользу Отца Народов.» (курсив наш. - П. П.)13. Но, на наш взгляд, человек не может изобрести ничего такого, что бы сознание не «проделало» предварительно с самим собой. Это не отменяет, а скорее предусматривает то, что человек может просто не видеть, что именно «проделывает» его собственное сознание. Здесь мы возвращаемся к сознанию

авторов «Символа и сознания».

* * *

На наш взгляд, многие места в «Символе и сознании» представляются читателю трудными для понимания именно потому, что авторы «метафизических рассуждений о сознании» не уделили должного внимания тому, что сознанием как таковым не является. Речь идет о культуре: оператор культура/а-культура выпал из их метафизического сознания, что не помешало активно пользоваться им неосознанно.

Возможность понять размышление о том, что сознанием не является в качестве способа помыслить само сознание (сама эта мысль вполне отчетливо сформулирована в «Символе и сознании»), представляет собой хорошее пояснение необходимости обратиться к а-культурной природе для того, чтобы понять культуру. Без этого двусмысленного обращения к проблеме культуры сознание не раскрывается как двойной агент. Это означает, например, что без двойного оператора культура/а-культура не будет до конца понятна так называемая «философия подозрения»: философия Ницше, Маркса и Фрейда, к которой не раз обращался М.К. Мамардашвили (особенно это касается, конечно, творчества двух последних). В конечном итоге оказывается, что в их философии сознание подозревает само себя. Сознание, подобно извест-

ным сыщикам, которые даже самих себя подозревали в преступных намерениях, подозревает себя в том, что оно - не то, за что оно себя выдает в культуре. В связи с этим можно предположить, что инициативные интенции борьбы с сознанием содержатся в самом сознании.

Одно из открытий психоанализа гласит: «То, от чего защищаются, со временем обязательно внедряется в само средство защиты»14. Как справедливо заметили авторы «Символа и сознания», все мы время от времени чувствуем, что сознание «нужно прекратить»: мы нуждаемся в отдыхе от того сознания, каким мы знаем/застаем его (оно застает нас?) в культуре. Но само это чувство - чувство того, что сознание «нужно прекратить», - уже есть а-культурный модус сознания, «внедрившийся» в борьбу с известным нам (инкультурированным) сознанием. С другой стороны, борьба с а-культурным модусом сознания протекает, соответственно, как возникновение его инкультурированного модуса. Непознанное в культуре сознательное чувство оказывается мучительным, требуя своей инкультурации: своей интерпретации в культуре. Именно в этом смысле - в смысле мучительности для человека культуры присутствия а-культурной природы (сознания как такового) - а-культурный модус сознания уже содержит в себе потенциально свою собственную инкультурацию. С ее помощью сознание борется с собой - защищает себя от самого себя.

Примечания

1 Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. 2-е изд. М.: Языки русской культуры, 1997. С. 28.

2 Там же. С. 30-31.

3 Там же. С. 28.

4 Там же.

5 Это означает, что речь идет даже не о тождестве, но об изначальном единстве мышления и бытия.

6 Приведем сугубо философский пример понимания двойственности единого сознания. На наш взгляд, размышления рационалистов Нового времени о включенности человеческого конечного интеллекта в бесконечный, Божественный, можно понять как специфическую философскую интерпретацию положения о соприродности а-культурного дискретного модуса сознания как такового и континуальной - сплошной в своей а-культурности - природы как таковой. То, что а-культурная природа предельного сознания находится вне культуры означает, что для этого модуса сознания не существует времени.

В этом смысле конечное человеческое сознание одним своим (а-культурным) «концом» действительно оказывается включено в бесконечное - сплошное -Божественное мышление, изначально единое с бытием: изначально единое с бытием а-культурной природы.

7 Кон И. Общая эстетика. М., 1921. С. 149-150, 227. Цит. по: Николаев НИ. К вопросам методологии эстетики словесного творчества. Комментарии // Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 1: Философская эстетика 1920-х гг. М.: Русские словари - Языки славянской культуры, 2003. С. 810.

8 Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. 5-е изд. СПб., 1899. Репринтное изд.: М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. Стлб. 34.

9 Саму философию называют иногда «всемирным чувствилищем». Судьей здесь может служить «языковое чувствилище» - поэзия. В одном из стихотворений И. Бродского очень точно, на наш взгляд, подмечено: «Не поймешь (в культуре. - П. П.), но почувствуешь сразу» (Бродский И. Ни тоски, ни любви, ни печали... // Бродский И. Соч. Т. 1: Стихотворения 1957-1963 гг. 2-е изд. СПб.: Пушкинский фонд, 1998. С. 169).

10 Заметим, что мы не употребляем термины «биологическая» или, тем более, «животная» («метка»), нагруженные (особенно в русской культуре) отрицательными оценочными смыслами в их приложении к «божественному дару» -к сознанию, отнюдь не из «деликатности», а из принципиальных соображений, изложенных выше.

11 Мамардашвили М.К. Введение в философию // Мамардашвили М.К. Необходимость себя. Лекции. Статьи. Философские заметки. М.: Лабиринт, 1996. С. 50. В этих же лекциях содержится интересное описание «принципа понятности мира»: «Этот принцип - самостоятельный предмет философии. Он предполагает следующее: чтобы мы могли понимать мир, в нем должны выполняться предпосылки самого существования человека, понимающего этот мир. То есть научное высказывание предполагает некоторое исходное или первичное сращение человека с миром» (курсив наш. - П. П.) (там же, с. 75). Речь здесь, на наш взгляд, идет об а-культурном модусе сознания как такового, -«точки сращения» понимающего человека с понимаемым миром.

12 Лакан Ж. Семинары. Книга 17. Изнанка психоанализа (1969-1970 гг.). В ред. Ж.-А .Миллера. Пер. с франц. А. Черноглазова. М.: Гнозис-Логос, 2008. С. 159.

13 Там же.

14 Фрейд З. Собр. соч.: В 26 т. Т. 4: Навязчивые состояния. Человек-крыса. Человек-волк. Пер. с нем. С. Панкова. СПб.: Восточноевропейский институт психоанализа, 2007. С. 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.