Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 2 _www.kid-journal.ru
Щ Check for updates
УДК 001.92
Новости научной жизни
EDN QRZXBM
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-151-154
Блогинг как инструмент популяризации науки
Е. С. Костенко 2, М. А. Литра 1
1 Онлайн-проект «Популяризация науки среди школьников», Россия 2Кубанский государственный аграрный университет, 350044, Россия, г. Краснодар, ул. Калинина, д. 13
Сведения об авторах
Екатерина Сергеевна Костенко, SPIN-код: 2191-6503, e-mail: kosten [email protected] Мария Александровна Литра, e-mail: [email protected]
Для цитирования: Костенко, Е. С., Литра, М. А. (2024) Блогинг как инструмент популяризации науки. Комплексные исследования детства, т. 6, № 2, с. 151-154. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-151-154 EDN QRZXBM Получена 18 апреля 2024; принята 3 июня 2024.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Е. С. Костенко, М. А. Литра (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Аннотация. В статье представлен обзор II Международной онлайн-конференции «Популяризация науки среди школьников» на тему «Блогинг как инструмент популяризации науки». Мероприятие было организовано активными участниками сетевого профессионального сообщества «Клуб любителей химии».
Цель конференции — обмен опытом использования социальных сетей как эффективного средства популяризации науки среди школьников. С докладами выступили известные блогеры из России и Казахстана, которые активно работают в сфере образования.
В конце конференции участники отметили важность создания цифровой среды обучения с помощью научно-образовательных блогов, поскольку они могут пробудить у обучающихся интерес к дальнейшему изучению выбранных дисциплин.
Ключевые слова: популяризация науки, школьное образование, блогинг, социальные сети, медиаграмотность, онлайн-обучение
Blogging as a tool to popularize science
E. S. Kostenko 2, M. A. Litra 1
1 Online project "Popularization of science among schoolchildren', Russia 2Kuban State Agrarian University, 13 Kalinina Str., Krasnodar 350044, Russia
Abstract. This review is dedicated to the Second International Online Conference 'Popularization of science among schoolchildren, which centred on the theme of 'Blogging as an effective tool for popularizing science. The event was organized by active members of the Club of Chemistry Lovers, a professional online community.
The aim of the conference was to share the experience of using social media as an effective means to popularize science among schoolchildren. The reports were presented by well-known bloggers from Russia and Kazakhstan who are active members of the education community.
At the end of the conference, participants noted the importance of creating a stimulating digital learning environment with the help of blogs, since popular science blogs can prompt students to continue the study of the disciplines they are interested in.
Keywords: popularization of science, school education, blogging, social networks, media literacy, online learning
Authors
Ekaterina S. Kostenko, SPIN: 21916503, e-mail: kosten [email protected] Mariya A. Litra, e-mail: [email protected]
For citation: Kostenko, E. S., Litra, M. A. (2024) Blogging as a tool to popularize science. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 2, pp. 151154. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-151-154 EDN QRZXBM
Received 18 April 2024; accepted 3 June 2024.
Funding: The study did not receive any external funding.
Copyright: © E. S. Kostenko, M. A. Litra (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0
7 апреля 2024 г. в онлайн-формате прошла II Международная конференция «Популяризация науки среди школьников», посвященная теме «Блогинг как инструмент популяризации науки». Конференция организована членами сетевого педагогического сообщества «Клуб любителей химии» — Екатериной Костенко и Марией Литра.
Целью конференции стало создание условий для диссеминации педагогического опыта в области популяризации науки среди школьников посредством социальных сетей. Спикерами конференции выступили ведущие блогеры России и Казахстана, работающие в сфере образования: учителя школ, репетиторы и преподаватели вузов.
Открывая конференцию, Екатерина Костенко отметила, что этот пленум продолжает ряд мероприятий, направленных на обмен педагогическим опытом в неформальной обстановке и создание среды для формирования педагогических коллабораций. Мария Литра подчеркнула важность темы блогинга в связи с ростом влияния социальных сетей на школьников и педагогов и упомянула о возможности использования этого инструмента для привлечения внимания учеников к науке.
Специальный гость конференции — Улан Усенов — учитель химии из Казахстана, автор блога 'аппаВеТеасЬег, в своем выступлении
«Нескучная химия» рассказал о том, что записывать первые ролики стал во время пандемии 2020 г., чтобы стать ближе к своим ученикам и вовлечь их в обучение. Улан создает короткометражные развлекательные образовательные ролики на тему химии в формате песен или юмористических зарисовок из жизни учителя. Благодаря своей деятельности в Т1кТок (аккаунт более 1,5 млн подписчиков) ему удалось не только привлечь внимание к своему предмету, но и привести школьников к более глубокому изучению химии вместе с ним на открытых учебных вебинарах. Все эти виды взаимодействия с учащимися через блог помогли создать ролевую модель успешного и востребованного педагога.
Далее исследователи образовательного бло-гинга Александра Филипова (доктор социологических наук, заведующая лабораторией комплексных исследований детства ВВГУ , старший научный сотрудник института детства РГПУ им. А. И. Герцена) и Екатерина Скрыпникова (кандидат педагогических наук, младший научный сотрудник лаборатории комплексных исследований детства Владивостокского государственного университета, доцент кафедры педагогики и психологии ИИГСО Новосибирского государственного педагогического университета), представили доклад на тему «В поисках знаний: как образовательные видеоблоги
Е. С. Костенко, М. А. Литра
привлекают обучающихся». Проведя интервью и анкетирование учителей и обучающихся школ Владивостока и Новосибирска, исследователи пришли к выводам, что образовательный блогинг — важная часть учебного процесса. При этом для учеников познавательная функция контента важнее коммуникативной, а для учителей важны такие аспекты, как коммуникация и профессионализм блогера.
Евгения Белякова — автор канала «Методология будущего» — рассказала о том, какие существуют возможности горизонтального роста педагога через блог. Спикер отметила, что каждый преподаватель может развиваться в индивидуальном формате, делая акцент на своих сильных профессиональных качествах, а ведение блога позволяет педагогу реализовать себя в разных направлениях.
Конференцию продолжил Александр Вотяков — автор YouTube-блога «Вот Вотяков» с аудиторией 26 тыс. подписчиков. В своем выступлении «Как совместить темы мышления, математики и саморазвития на YouTube » Александр рассказал о том, что в настоящий момент развивает свою онлайн-школу, и отметил важность роли блога в привлечении новых клиентов. По его мнению, создание широкой линейки образовательных и мотивирующих видеороликов о математике, экономике, программировании, мышлении и саморазвитии увеличивает возможности взаимодействия с аудиторией и проводит к росту числа подписчиков. Александр отметил важность создания устойчивой экосистемы блога, базирующейся на качественном продуманном контенте, освещающем все темы, которые интересны педагогу, и характеризующего его как разностороннюю личность.
Продолжила тему раскрытия потенциала личного бренда педагога и продвижения его проектов Ирсон Лазарева (ландшафтный дизайнер, руководитель регионального отделения Союза пиарщиков России в Рязанской области, амбас-садор Международной Премии #МЫВМЕСТЕ). Ирсон Лазарева выступила с докладом «Новый взгляд на продвижение проектов с помощью пиар-стратегии». Имея опыт проведения детских мастер-классов, являясь организатором конференции «Время пускать корни» и одновременно членом Союза пиарщиков России, Ирсон осветила возможные способы привлечения внимания к педагогу как к личности и профессионалу путем выстраивания грамотной пиар-стратегии и отметила важность формирования репутации специалиста. Ирсон указала, что можно заявить о себе, участвуя в конференциях, федеральных и региональных проектах, а также в премиях,
при этом освещать участие в значащих проектах в своих социальных сетях. Ирсон подробно рассказала о Международной Премии #МЫВМЕСТЕ и проекте «Мама-Предприниматель», участие в которых является мощным толчком для дальнейшего развития проекта и освещения его в СМИ.
Выступление автора проекта «Влюбить детей в учебу» Валентины Третьяковой (учителя географии и биологии, сертифицированного 1В МУР педагога) «Роль блога для родителей в формировании интереса к учебе и науке» прекрасно дополнило выступления спикеров конференции. Целевая аудиторию блога Валентины — родители школьников. Общаясь с подписчиками, Валентина выявляет проблемы в школьном образовании и дает рекомендации в блоге по нескольким направлениям:
• просвещение родителей;
• формирование авторитета образовательной организации или конкретного педагога;
• практические инструменты для создания стимулирующей среды для обучения.
Валентина рассказала, какова роль родителей в обучении и какими знаниями они должны обладать для создания максимального образовательного эффекта. По ее мнению, блог является удобным инструментом для общения с родителями школьников и может быть использован не только педагогом, но и школой с целью оказания поддержки родителям обучающихся. При этом создаются устойчивые партнерские отношения в паре «родитель-школа», что, в свою очередь, повышает целостность учебного процесса, а мотивация детей к учебе и науке возрастает. Кроме того, Валентина создала еще один канал — «Портал в мозг», который посвящен изучению географии и предназначен для детей.
Юлия Захаркина (заместитель директора школы «Феникс» в Москве, участник Всероссийского сообщества наставников-просветителей, автор блога о воспитании в школе) в докладе «Медиаграмотность для школьников» выделила признаки медиаграмотного человека:
• свободно пользуется различными медиа и понимает, как они устроены;
• критически оценивает сообщения из разных источников;
• может самостоятельно передавать эти сообщения другим людям.
Юлия отметила, что потребление контента должно быть осознанным и ограниченным по времени. Воспринимаемая информация влияет на формирование образа мышления и принятие
Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2
153
решений, поэтому крайне важно мыслить критически. Каждому пользователю сети Интернет следует помнить о возможной утечке информации, поэтому важно заботиться о своем «цифровом следе». Педагогам следует особенно щепетильно относиться к информации, которую они выкладывают в сеть. Юлия также рассказала о том, что, несмотря на явные минусы, у процесса цифровизации есть и плюсы, которые можно использовать для создания положительного образа личности.
Ангелина Михайлова (онлайн-репетитор, спикер курса по физике) ведет блог для школьников «Физица Ангелина» на YouTube. В выступлении «Как мотивировать детей изучать науку в 2024?» она проанализировала основные причины отсутствия мотивации учеников и предложила пути преодоления этой проблемы. С целью повышения заинтересованности школьников Ангелина предлагает создавать короткие видео о применении знаний для изготовления полезных продуктов и организации собственного бизнеса. Ангелина рассказывает подписчикам о своем опыте участия в конкурсе стар-тапов, своей повседневной жизни, где она также применяет свои знания. Мотивация учеников значительно повышается при поддерживающем, доброжелательном общении со стороны как учителей, так и родителей. Педагогам следует рассказывать о программах поддержки школьников: «УМНИК», «СТАРТ», Стартап-завтраки, хакатоны. Завершая выступление, Ангелина отметила, что ученики положительно реагируют на личные истории и вовлекаются в обучение, когда узнают, что их учитель ведет блог.
Мария Литра (онлайн-репетитор по химии, эксперт по цифровым инструментам, автор онлайн-марафонов и курсов для педагогов
по онлайн-обучению) рассказала, как с помощью мессенджера Telegram можно облегчить и модернизировать систему коммуникации с учениками и родителями для учителя, как в одном месте систематизировать большое количество информации. Мария продемонстрировала варианты использования социальной сети Telegram как инструмента для популяризации науки среди школьников: разные виды каналов и тематических групп. Она также предложила способы использования автоматических ботов-помощников для индивидуализации и гейми-фикации обучения школьников, а также автоматизации работы учителя.
Подводя итоги конференции, спикеры и организаторы встречи отметили, что образовательные блоги повышают мотивацию школьников к учебе в целом и к науке в частности. Блоги, направленные на работу с родителями, создают стимулирующую среду, в которой обучение проходит эффективнее. Организаторы пригласили участников конференции к сотрудничеству и обмену опытом в рамках сообщества «Популяризация науки среди школьников» (https://t.me/popularization_of_science_steam).
Запись конференции доступна по ссылке через QR-код.