Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 2 _www.kid-journal.ru
Щ Check for updates
Статьи
УДК 37.02
EDN TVDNGN
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-117-126
Педагогический блогинг как средство развития обучающихся: новое прочтение устоявшейся темы
Л. С. Науменко ш
1 Южно-Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 454080, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 69
Аннотация. Ведение блога педагогом, поддержание блога в рабочем состоянии, или педагогический блогинг, являются сегодня мало актуальной деятельностью среди учительского сообщества. Причин этому несколько. Одна из них — смещение акцентов в профессиональной деятельности педагогов, которое не позволяет «освежить» уже существующий, но абсолютно «забытый» блог. Между тем, ввиду возрастающей значимости дистанционного обучения, педагогический блог является эффективным средством развития обучающихся, совершенствования их умений, компетенций, достижения образовательных результатов. В связи с этим автор актуализирует тематику педагогического блогинга и предлагает ее обновленное рассмотрение, в котором высвечивается значимость принципа создания педагогом комфортной, безопасной образовательной среды с аккумулированием долгосрочных материалов для пользования обучающимися с целью формирования навыков и совершенствования умений. Предлагаются примеры таких долгосрочных материалов. Автором статьи делается попытка проследить зависимость между соблюдением вышеназванного принципа с размещением долгосрочных материалов и долголетием блога педагога. Уделяется внимание циклу педагогического блогинга, состоящему из трех этапов: подготовительного (направлен на анализ имеющейся информации и материалов в блоге педагога, планирование деятельности по созданию и размещению материалов), деятельностного (цель которого — реализация методической и технической составляющих ведения блога педагогом, где методическая составляющая направлена на создание актуальных практико-ориентированных материалов долгосрочной направленности, а техническая — на реализацию приемов размещения материалов в блоге) и результативного (оценка педагогом корректного отображения и функционирования размещенных материалов в блоге). В итоге автор дает рекомендации по поддержанию блога педагогом в рабочем состоянии и обеспечению работы в новых условиях. Эти рекомендации являются залогом обращения к блогу пользовательской аудитори, что обеспечивает ее развитие и совершенствование, в том числе самостоятельное.
Сведения об авторе
Людмила Сергеевна Науменко, SPIN-код: 3688-8570, ORCID: 0000-0002-8161-5618, e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Науменко, Л. С. (2024) Педагогический блогинг как средство развития обучающихся: новое прочтение устоявшейся темы. Комплексные исследования детства, т. 6, № 2, с. 117-126. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-117-126 EDN TVDNGN Получена 3 марта 2024; прошла рецензирование 17 апреля 2024; принята 11 мая 2024.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Л. С. Науменко (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Ключевые слова: педагогический блог, педагогический блогинг, средство развития, дидактическое средство обучения, обучающиеся
Teacher blogs as a means of educating students: A new view on a familiar topic
L. S. Naumenko ш
1 South Ural State Humanitarian Pedagogical University, 69 Lenina Ave., Chelyabinsk 454080, Russia
Abstract. Today the teaching community no longer views teacher blogging, or pedagogical blogging, as a relevant activity. One of the reasons is the shift of emphasis in the work of teachers. This shift does not allow to 'refresh' an existing but absolutely 'forgotten' blog. However, due to the increasing importance of distance learning a teacher blog is an effective means of educating students, improving their skills and competencies, and achieving the learning outcomes. The article revisits the topic of teacher blogging and offers an updated view on it. The author highlights how important it is for a teacher to create a comfortable, and safe learning environment which accumulates long-term materials that can be used by students to develop their skills. The author also provides examples of such long-term materials. The author seeks to establish how creating such an environment with an emphasis on long-term materials influences the 'longevity' of a teacher blog. The article also deals with the cycle of teacher blogging and considers its three stages. The first stage is preparatory, when the teacher analyzes the information and materials. The second stage is. The teacher creates and uploads new materials which have long-term orientation. At the third stage called results, the teacher looks through the posted materials to make sure they are displayed and functioning correctly. The author gives recommendations on maintaining a teacher blog in the new conditions to ensure that the blog's content reaches its audience. This determines its development, improving and self-improving.
Keywords: teacher blog, pedagogical blogging, learning materials, teaching aids, school students
Author
Liudmila S. Naumenko, SPIN: 3688-8570, ORCID: 0000-0002-8161-5618, e-mail: [email protected] For citation: Naumenko, L. S. (2024) Teacher blogs as a means of educating students: A new view on a familiar topic. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 2, pp. 117-126. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-117-126 EDN TVDNGN Received 3 March 2024; reviewed 17 April 2024; accepted 11 May 2024. Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © L. S. Naumenko (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0
Введение
Тема педагогических блогов, особенно созданных на платформе Google Blogger, была на пике популярности в период 2011-2015 гг. Руководители образовательных организаций предлагали педагогам пройти краткосрочные курсы в рамках повышения квалификации. Курсы были направлены на обучение учителей созданию и наполнению блога для дальнейшего его использования в профессиональной деятельности.
По окончании курсов педагоги активно вели собственные блоги в период от нескольких месяцев (Лазарева 2024; Физика 2024) до нескольких лет (Усольцева... 2024). Об этом свидетельствует архив сообщений.
Основными направлениями ведения блогов педагоги выбирали: классное руководство (объявления, поздравления, информация и статьи для обучающихся и родителей по вопросам воспитания и взаимодействия и др.) (Классный дневник. 2014; О.Б.эшки... 2024), деятельность по предмету (размещение материалов, заданий, объявлений о предстоящих событиях олимпиад-
ного и экзаменационного характера, ссылки на сайты и др.) (Блог педагога. 2024; Блог учителя истории. 2024; Наталья Ивановна Горбунова. 2024; Физика 2024; Физика вокруг нас 2021), самопрезентацию, или портфолио (размещение статей, сканов последних курсов повышения квалификации, дипломов и благодарностей) (Портфолио Есауленко. 2024). Об этом свидетельствуют названия блогов, страниц и материалов в них.
Часто указанные направления ведения блога реализовывались одновременно (Блог педагога. 2024; Колесникова. 2024; Портфолио Есауленко. 2024).
К сожалению, приходится констатировать, что тема педагогического блогинга в том понимании, которое было раньше (Скрипкина 2011), утратила актуальность. Это в том числе подтверждается отсутствием какой-либо информации о появившихся или уже существующих блогах на сайтах образовательных организаций. Ранее такая информация была размещена. Перейдя по предлагаемым ссылкам, можно было познакомиться с сайтом педагога, узнать акцентные направления его деятельности, изучить
материалы и пр. Более того, о неактуальности педагогического блогинга можно судить по самим блогам, которые остались на просторах Интернета, но не функционируют. Указанное доказывают последние даты публикации сообщений. Это примерно 90 % от всех созданных педагогами в тот период блогов.
Очевидно, что ослабление активности в ведении блога педагогом или ее полное прекращение может объясняться следующим: значительной занятостью педагогических работников, использованием других социальных сетей (Viber, WhatsApp, Telegram, «ВКонтакте») для общения и размещения краткосрочной информации, отсутствием стимулирования данного вида деятельности со стороны руководства и др.
Мы соглашаемся, что наполнение блога и поддержание его в рабочем, актуальном, функционирующем состоянии являются ресурсозатрат-ной, материально не поощряемой деятельностью. Однако мы призываем не отказываться от данного вида деятельности полностью, а предлагаем пересмотреть концепцию ведения блога, сделать этот процесс комфортным прежде всего для самого педагогического работника. Объясним нашу позицию.
Известно, что образовательный блог остается экспериментально подтвержденным средством развития педагога и обучающихся (Науменко 2014; Филатова 2009). Его использование в профессиональной деятельности описано практикующими педагогами (Бозаджиев 2018; Полякова 2018), доказано молодыми учеными (Бекезина, Иванова 2015; Дворовенко 2016; Максимова 2014; Пчелкина 2022; Скрипкина 2011) и известными в этой области докторами наук (Сысоев 2013). Во всех исследованиях показаны положительные стороны педагогического блогинга, возможности и перспективы использования педагогического блога в обучении в целом и в частности для развития конкретных умений и компетенций при изучении предметов различных областей, в том числе для обеспечения дистанционного формата.
В образовательных блогах важны форматы подачи материала, его визуализация, нестандартность самого образовательного контента, а также коммуникации с аудиторией (Скрыпникова, Филипова 2023). Образовательные блогеры демонстрируют разную степень проявления цифровых навыков, в том числе через самопрезентации в социальных сетях. Анализ эмоциональных приемов, средств и приемов обучения, в том числе технических, лингвистических средств, диалогичности коммуникации, оформления фона, выбора одежды и пр. позволил
группе российских исследователей выделить два основных и четыре дополнительных типа самопрезентации образовательных видеобло-геров: «эксперт», «практик», «предприниматель», «творческий тип», «свой парень», «экспериментатор» (Филипова и др. 2023).
Реализация принципа ведения блога педагогом в новых условиях
Чуть раньше мы заявили о необходимости пересмотра концепции ведения блога педагогом в современных реалиях. Реализацию данной концепции мы видим в создании педагогом комфортной, безопасной образовательной среды с аккумуляцией долгосрочных материалов для пользования обучающимися с целью формирования навыков и совершенствования умений.
Предложим обновленные определения педагогического блога и педагогического блогинга, которые вобрали в себя названные выше идеи.
Педагогический блог — это сайт, созданный и реализуемый педагогом самостоятельно в профессиональной деятельности для решения практических задач, наполняемый значимой для блогоаудитории информацией, подобранной (или созданной педагогом самостоятельно) в соответствии с особенностями и потребностями обучающихся, учитывающей уровень их интеллектуального развития.
Педагогический блогинг — это процесс создания и наполнения педагогом собственного блога значимыми для аудитории материалами, обеспечение его функционирования.
Таким образом, из определений становится понятным, что: 1) педагог создает, наполняет, обеспечивает корректное отображение и обновление информации самостоятельно (техническая сторона реализации блогинга); 2) создает самостоятельно и(или) отбирает созданные другими педагогами (практико-ориентирован-ные) материалы или ссылки на них для размещения в блоге (методическая сторона реализации блогинга); 3) предлагаемые педагогом материалы в блоге соответствуют особенностям обучающихся (профессиональная компетенция, реализация деятельности средствами педагогического блога).
Предложим формат материалов для ведения педагогического блога, направленного на создание безопасной, комфортной образовательной среды, аккумулирующей долгосрочные материалы для обучения и развития воспитанников педагога. В описании будем опираться на блог автора статьи (Сайт Л. С. Науменко... 2024).
Наиболее целесообразным является размещение педагогом следующих долгосрочных материалов.
1. Дорожные карты (алгоритмы, инструкции, рекомендации, путеводные листы и пр.), направленные на содействие в освоении и повторении учебных тем обучающимися самостоятельно. Это могут быть материалы для часто болеющих или высокомотивированных обучающихся, для отстающих обучающихся и лиц с ОВЗ, материалы на период дистанционного обучения (карантинных мероприятий, погодных условий, экзаменационного периода и пр.). Рекомендовано размещать дорожные карты подготовки проектов, мероприятий, образовательных событий, сопровождающихся четким описанием и поэтапной реализацией. Указанное позволит обучающимся максимально самостоятельно работать по воплощению проектов, мероприятий, образовательных событий.
2. Ссылки на интересные/обучающие/развивающие/важные тематические материалы аудиовизуального характера для углубления, расширения, уточнения знаний обучающихся по изучаемому разделу, мотивации обучающихся. Причем материалы могут быть созданы педагогом самостоятельно, а могут быть отобраны из всего многообразия существующих материалов в открытом доступе в сети Интернет и размещены как в первозданном виде, так и быть адаптированы к потребностям пользовательской аудитории блога педагога.
Очевидно, что важный принцип деятельности педагога по реализации педагогического блогинга — принцип актуальности размещаемых материалов с ярко выраженной практической направленностью. Актуальность материалов раскрывается в ориентации на возрастные и личностные особенности обучающихся, соответствие изучаемой теме, тогда как практическая направленность материалов ориентирована на формирование конкретных умений, приобретение необходимых навыков, развитие компетенций в рамках изучаемых предметных тем.
Важно, что педагогический блог аккумулирует материалы и становится своеобразным накопителем и хранителем важных, актуальных долгосрочных материалов, в совокупности создающих проверенную педагогом, а значит безопасную образовательную среду.
Далее обратимся к педагогическим блогам, которые продолжают действовать и имеют многолетнюю архивную историю (Блог учителя информатики. 2024; Блог учителя математики.
2024; Блог сурдопедагога. 2024; Персональный блог Чиглинцевой. 2024). Проанализируем их с точки зрения реализации описанного принципа создания педагогом комфортной, безопасной образовательной среды с аккумуляцией долгосрочных материалов для пользования обучающимися с целью формирования навыков и совершенствования умений. Обратим внимание на формат размещаемых материалов.
Проведенный анализ указанных педагогических блогов, страниц и материалов на них позволяет сделать выводы о том, что педагоги обращаются к блогам один-два раза в месяц для обновления информации. Мы подтверждаем, что это оптимальное количество обращений, позволяющее поддерживать блог в функционирующем состоянии без стресса для самого педагога и одновременно с этим не потерять навык осуществления технической составляющей педагогического блогинга, фактического ведения персонального профессионального блога. Напомним, что техническая сторона педагогического блогинга остается трудоемкой частью всего процесса, особенно в случае недостаточности или полного отсутствия опыта ведения блога (Науменко, Яковлева 2017).
Чаще всего информация на страницах персонального блога педагогов представлена обучающими или занимательными видео, презентациями или ссылками на них, в том числе для самостоятельной работы обучающихся, для формирования навыков и развития умений средствами предлагаемого материала.
Мы констатируем, что педагоги отошли от размещения краткосрочных сообщений, быстро теряющих актуальность, но размещают объявления/сообщения, которые имеют долгосрочный характер (например, объявление о предстоящей более чем через месяц олимпиаде, длительность которой — четыре недели; объявление и ссылка на разработанный и размещенный авторский курс по дисциплине; приглашение выполнить занимательные задания, посмотреть новые материалы (статьи, презентации, разработки и пр.), посетить в перспективе курсы, сайты и пр.).
Актуальной считаем идею педагога называть страницы «Блог-урок» и «Дистанционное обучение» (Персональный блог Чиглинцевой. 2024). Это лишь подтверждает существенные возможности использования педагогического блогинга в отсутствие непосредственного взаимодействия с обучающимися.
Таким образом, складывается понимание, что платформа Google Blogger остается актуальной для ведения персонального блога, его
использования в профессиональной деятельности для решения целого ряда практических задач.
Цикл педагогического блогинга
Обратимся к этапам деятельности педагога, реализующего технологию педагогического блогинга. В этой деятельности, названной нами циклом педагогического блогинга, мы выделили несколько этапов: подготовительный, дея-тельностный, результативный. Сначала раскроем содержание каждого этапа, затем представим весь цикл педагогического блогинга наглядно.
Подготовительный этап в цикле педагогического блогинга направлен на анализ педагогом имеющейся информации и материалов в блоге и формулирование ответов на вопросы: «Что в блоге имеется?», «Насколько информация актуальна/удобна в пользовании?», «Что следует убрать со страниц блога?», «Какую информацию и материалы обновить?», «Что отредактировать?», «Какой информации не хватает?», «Какой формат удобен для размещения материалов, работы с ними?», «Где и при каких условиях пользоваться материалами?», «Будут ли обучающиеся использовать материалы сами или это можно сделать в совместной деятельности в классе?». Педагогу целесообразно задать и другие вопросы. Все зависит от целей, которые ставит педагог в профессиональной деятельности с использованием персонального блога.
Результатом данного этапа является четкое понимание педагогом, что нужно и чего еще не хватает для пользования блогом самим педагогом и его аудиторией в системе.
Цель деятельностного этапа — подготовка педагогом материалов для размещения в персональном блоге. Мы указывали ранее, что материалы могут быть созданы педагогом самостоятельно, а могут быть отобраны из всего многообразия существующих материалов в открытом доступе в сети Интернет и размещены как в первозданном виде, так и быть адаптированы к потребностям пользовательской аудитории блога педагога. Очевидно, что следует придерживаться основных принципов в отборе материалов. Это должны быть актуальные, но долгосрочные материалы, представленные в виде дорожных карт, презентаций, видео и ссылок на них, имеющие ярко выраженный практико-ориентированный/обучающий/раз-вивающий характер.
Этот же этап ориентирует педагога на реализацию технической стороны педагогического блогинга. Она заставляет педагога умело
использовать приемы размещения информации, в том числе представленной в различных форматах. Результатом деятельностного этапа должны стать материалы, которые размещены в блоге педагога (материалы появились и отображаются).
Завершающий этап в цикле педагогического блогинга — результативный этап. Основным назначением данного этапа является оценка размещенных материалов, проверка их функционирования. Сюда же можно включить деятельность педагога по привлечению блогоаудитории к использованию материалов: обеспечение автоматической рассылки обучающимся информации об обновлениях, освещение указанного факта в классе, совместная проверка этих материалов, обсуждение и пр.
Ниже представим весь цикл педагогического блогинга наглядно (рис. 1).
Выводы и рекомендации
Делая вывод, замечаем, что мы обратились к проблеме педагогического блогинга. Ввиду потери актуальности данной темы среди педагогического сообщества мы предложили пересмотреть концепцию его ведения и обратиться к наполнению блога долгосрочными материалами, позволяющими не обращаться к систематически частому обновлению этих материалов. К таким материалам мы отнесли дорожные карты освоения предметных тем, подготовки и презентации проектов, образовательных событий, мероприятий. Кроме этого, мы акцентировали внимание на размещении ссылок как на материалы, созданные самим педагогом, так и на используемые педагогом удачные материалы, созданные другими преподавателями и находящиеся в свободном доступе.
Мы посчитали важным уделить внимание циклу педагогического блогинга, состоящему из следующих этапов. Подготовительный этап направлен на анализ имеющейся информации и материалов в блоге педагога (педагог планирует деятельность по созданию и размещению материалов). Деятельностный этап предполагает реализацию методической и технической составляющих ведения блога педагогом, где методическая составляющая направлена на создание актуальных практико-ориентированных материалов долгосрочной направленности, а техническая — на реализацию приемов размещения материалов в блоге. Результативный этап ориентирован на оценку педагогом корректности отображения и функционирования размещенных материалов в блоге.
Рис. 1. Цикл педагогического блогинга
Fig. 1. The cycle of teacher blogging
Следует порекомендовать педагогу соблюдать некоторые правила ведения персонального блога. Нижеприведенные правила лаконично дополнят основной принцип ведения педагогического блога учителем для создания безопасной, комфортной образовательной среды, аккумулирующей долгосрочные материалы для обучения и развития воспитанников педагога.
Педагогу имеет смысл систематически обращать внимание обучающихся на материалы, размещенные в образовательном блоге, кратко освещать содержательное наполнение блога, говорить о наличии дополнительных материалов, размещенных с целью углубления знаний по изучаемой теме.
Педагогу актуально приводить примеры использования педагогического блога для решения обучающимися практико-ориентированных задач, демонстрировать обучающимся случаи использования персонального блога в самостоятельной деятельности.
Педагогу целесообразно интересоваться мнением обучающихся о том, какие материалы в помощь обучающимся следует разместить в блоге. Затем педагогу следует организовывать обсуждение конкретных случаев использования этих материалов. Это должно стать обычной деятельностью для демонстрации ценности размещенных материалов, подтверждения ценности существования педагогического блога и важности его использования обучающимися.
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.
Conflict of Interest
The author declares that there is no conflict of interest, either existing or potential.
Соответствие принципам этики
Автор заявляет о соответствии исследования этическим принципам
Ethics Approval
The author declares that the study complies with all applicable ethical principles.
Благодарности
Благодарность выражается А. Г. Филиповой, д. соц. н., профессору, которая дала толчок для осмысления данной темы в новом ключе, предложила зафиксировать новый ракурс рассмотрения данной темы.
Acknowledgements
The author expresses gratitude to Prof. A. G. Fili-pova, Doctor of Sciences (Sociology), for encouraging the author to view the topic from a new angle and use that angle to write this article.
Источники
Блог педагога. Блог учителя русского языка и литературы Севостьяновой Галины Владимировны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://portfol12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Блог сурдопедагога Панфиловой Екатерины Владимировны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https:// panfilova79.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Блог учителя информатики Меркульевой Ольги Васильевны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https:// mamontovaov.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Блог учителя истории Беловой Ларисы Анатольевны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://belovala12. blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Блог учителя математики Соловьевой Софьи Александровны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https:// solovevasof.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Классный дневник. Блог обучающихся 5Г класса МБОУ г. Иркутска СОШ № 57 и их родителей. (2024) [Электронный ресурс]. URL: http://lachirkova.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Колесникова Лариса Владимировна. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://kolesnikovaschool12.blogspot. com/ (дата обращения 09.02.2024).
Лазарева, И. С. (2024) Для чего нужно изучать химию? (2024) Химия. [Электронный ресурс]. URL: https:// ximiya12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Максимова, Н. А. (2014) Использование педагогических блогов в системе формирования информационно-образовательной среды учебного заведения. Современные проблемы науки и образования, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://s.science-education.ru/pdf/2014/2/140.pdf (дата обращения 09.02.2024).
Наталья Ивановна Горбунова. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://12fizkultura.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
О. Б. эшки. Блог классного руководителя Цукановой Ольги Борисовны, выпускников 2015 года МБОУ г. Иркутска СОШ № 57 и их родителей. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://obklass.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Персональный блог ЧиглинцевойЕлены Сергеевны, учителя ФРС. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https:// russkiiiazikl.blogspot.com/ (дата обращения 25.02.2024).
Портфолио Есауленко Ирины Александровны. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://fol12.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Сайт Л. С. Науменко, преподавателя ЮУрГГПУ. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://institut74.blogspot. com/ (дата обращения 09.02.2024).
Усольцева Анна Алексеевна. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://usoltzevaanna.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Физика. (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://physics12ch.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Физика вокруг нас. (2021) [Электронный ресурс]. URL: https://fizikavokrugnass.blogspot.com/ (дата обращения 09.02.2024).
Литература
Бекезина, К. М., Иванова, Н. А. (2015) Использование блогов в деятельности учителя-предметника. Современные научные исследования и инновации, № 11. [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka. ru/issues/2015/11/58929 (дата обращения 11.02.2024).
Бозаджиев, В. Ю. (2018) Образовательный блог как один из инновационных инструментов педагогической деятельности в школе. Международный школьный научный вестник, № 5 (7), с. 1207-1209. [Электронный ресурс]. URL: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=793 (дата обращения 09.02.2024).
Дворовенко, Н. Н. (2016) Методологические основания организации обучения с использованием блогов. Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество, № 4, с. 60-75.
Науменко, Л. С. (2014) Блог учителя в профессионально-педагогической деятельности. Мир науки, культуры, образования, № 5 (48), с. 61-67.
Науменко, Л. С., Яковлева, Н. О. (2017) Теоретические и практические аспекты работы с персональным блогом. Челябинск: Изд-во Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 146 с.
Полякова, Т. В. (2018) Личный блог как способ самореализации и развития педагога. Профобразование. [Электронный ресурс]. URL: https://ntghip.ru/images/docs/lichnyi-blog-kak-sposob-samorealizacii-i-razvitiya-pedagoga.pdf (дата обращения 09.02.2024).
Пчелкина, Е. Д. (2022) Блог преподавателя в системе обучения иностранному языку. Методика преподавания русского языка и русского языка как иностранного, № 8, с. 141-146.
Скрипкина, Ю. В. (2011) Образовательный потенциал социальных сетей и блогов: развитие коммуникативных компетентностей учащихся. Вестник Института образования человека, № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://xn--h1am1a.xn--p1ai/iournal/2011/Eidos-Vestnik2011-213-Skripkina.pdf (дата обращения 13.02.2024).
Скрыпникова, Е. М., Филипова, А. Г. (2023) Специфика образовательного видеоблогинга как инструмента работы школьного учителя. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, № 7, с. 48-56.
Сысоев, П. В. (2013) Информационные и коммуникационные технологии в лингвистическом образовании. М.: Либроком, 264 с.
Филатова, А. В. (2009) Оптимизация преподавания иностранных языков посредством блог-технологий: для студентов языковых специальностей. Диссертация на соискание степени кандидата педагогических наук. М., Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 197 с.
Филипова, А. Г., Скрыпникова, Е. М., Абросимова, Е. Е. (2023) Особенности и типы самопрезентаций в образовательном видеоблогинге. Социодинамика, № 11, с. 46-62. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.11.69015
Sources
Blog pedagoga. Blog uchitelya russkogo yazyka i literatury Sevost'yanovoj Galiny Vladimirovny [Teacher's blog. Blog of the teacher of Russian language and literature Sevostyanova Galina Vladimirovna]. [Online]. Available at: https://portfol12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Blog surdopedagoga Panfilovoj Ekateriny Vladimirovny [Blog of audiologist Ekaterina Vladimirovna Panfilova]. (2024) [Online]. Available at: https://panfilova79.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian)
Blog uchitelya informatiki Merkul'evoj Ol'gi Vasil'evny [Blog of computer science teacher Olga Vasilyevna Merkulyeva]. (2024) [Online]. Available at: https://mamontovaov.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian)
A. C. HayMeuKO
Bloguchitelya istoriiBelovojLarisy Anatol'evny [Blogof history teacher Larisa Anatolyevna Belova]. (2024) [Online].
Available at: https://belovala12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian) Blog uchitelya matematiki Solov'evoj Sof'i Aleksandrovny [Blog of math teacher Solovyeva Sofya Aleksandrovna].
(2024) [Online]. Available at: https://solovevasof.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian) Fizika[Physics]. (2024) [Online]. Available at: https://physics12ch.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian) Fizika vokrug nas [Physics is all around us]. (2024) [Online]. Available at: https://fizikavokrugnass.blogspot.com/
(accessed 09.02.2024). (In Russian) Klassnyj dnevnik. Blog obuchayushchikhsya 5G klassa MBOUg. Irkutska SOSHNo. 57 i ikh roditelej [Class diary. Blog of 5G class students of Irkutsk Secondary School No. 57 and their parents]. (2024) [Online]. Available at: http://lachirkova.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian) KolesnikovaLarisa Vladimirovna. (2024) [Online]. Available at: https://kolesnikovaschool12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Lazareva, I. S. (2024) Dlya chego nuzhno izuchat' khimiyu? [Why do you need to study chemistry?]. Khimiya
[Chemistry]. [Online]. Available at: https://ximiya12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian) Maksimova, N. A. (2014) Ispol'zovanie pedagogicheskikh blogov v sisteme formirovaniya informatsionno-obrazovatel'noj sredy uchebnogo zavedeniya [The use of pedagogical blogs in the system of forming the information and educational environment of an educational institution]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 2. [Online]. Available at: https://s.science-education.ru/pdf/2014/2/140.pdf (accessed 09.02.2024). (In Russian) Natal'ya Ivanovna Gorbunova [Natalya Ivanovna Gorbunova]. (2024) [Online]. Available at: https://12fizkultura.
blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian) O. B. eshki. Blog klassnogo rukovoditelya Tsukanovoj Ol'gi Borisovny, vypusknikov 2015 goda MBOU g. Irkutska SOSH No. 57 i ikh roditelej [O. B. eshki. Blog of class teacher Olga Borisovna Tsukanova, 2015 graduates of Irkutsk Secondary School No. 57 and their parents]. (2024) [Online]. Available at: https://obklass.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Personal'nyj blog Chiglintsevoj Eleny Sergeevny, uchitelya FRS [Personal blog of Elena Sergeevna Chiglintseva, teacher of speech hearing development]. (2024) [Online]. Available at: https://russkiijazikl.blogspot.com/ (accessed 25.02.2024). (In Russian)
Portfolio Esaulenko Iriny Aleksandrovny [Portfolio of Esaulenko Irina Alexandrovna]. (2024) [Online]. Available at:
https://fol12.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian) Sajt L. S. Naumenko, prepodavatelya YuUrGGPU [Website of L. S. Naumenko, teacher of South Ural State Humanitarian Pedagogical University]. (2024) [Online]. Available at: https://institut74.blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
Usol'tseva Anna Alekseevna [Usoltseva Anna Alekseevna]. (2024) [Online]. Available at: https://usoltzevaanna. blogspot.com/ (accessed 09.02.2024). (In Russian)
References
Bekezina, K. M., Ivanova, N. A. (2015) Ispol'zovaniye blogov v deyatel'nosti uchitelya-predmetnika [Using blogs in the activities of the subject teachers]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii — Modern Scientific Researches and Innovations, no. 11. [Online]. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/58929 (accessed 11.02.2024). (In Russian)
Bozadzhiev, V. Yu. (2018) Obrazovatel'nyj blog kak odin iz innovatsionnykh instrumentov pedagogicheskoj deyatel'nosti v shkole [Educational blog as one of the innovative tools for teaching activities at school]. Mezhdunarodnyj shkol'nyj nauchnyj vestnik, no. 5 (7), pp. 1207-1209. [Online]. Available at: https://school-herald.ru/ru/article/view?id=793 (accessed 09.02.2024). (In Russian) Dvorovenko, N. N. (2016) Metodologicheskie osnovaniya organizatsii obucheniya s ispol'zovaniem blogov [Methodological bases for learning using blogs]. VestnikBuryatskogogosudarstvennogo universiteta. Obrazovanie. Lichnost'. Obshchestvo — The Buryat State University Bulletin. Education. Personality. Society, no. 4, pp. 60-75. (In Russian)
Filatova, A. V. (2009) Optimizatsiya prepodavaniya inostrannykh yazykov posredstvom blog-tekhnologij: dlya studentov yazykovykh spetsial'nostej [Optimization of teaching foreign languages through blog technologies: for students of language specialties]. PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Lomonosov Moscow State University, 197 p. (In Russian)
Filipova, A. G., Skrypnikova, E. M., Abrosimova, E. E. (2023) Osobennosti i tipy samoprezentatsij v obrazovatel'nom videobloginge [Features and types of self-presentations in educational video blogging]. Sotsiodinamika — Sociodynamics, no. 11, pp. 46-62. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2023.11.69015 (In Russian) Naumenko, L. S. (2014) Blog uchitelya v professional'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti [The use of a blog by a teacher in his or her professional life]. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya — The World of Science, Culture and Education, no. 5 (48), pp. 61-67. (In Russian)
Naumenko, L. S., Yakovleva, N. O. (2017) Teoreticheskie i prakticheskie aspekty raboty s personal'nym blogom: uchebno-prakticheskoe posobie [Theoretical and practical aspects of working with a personal blog: Educational and practical guide]. Chelyabinsk: South Ural State Humanitarian Pedagogical University Publ., 146 p. (In Russian)
Pchelkina, E. D. (2022) Blog prepodavatelya v sisteme obucheniya inostrannomu yazyku [Blog of a teacher in the foreign language teaching system]. Metodikaprepodavaniya russkogoyazyka i russkogoyazyka kakinostrannogo — Methods of Teaching the Russian Language and Russian as a Foreign Language, no. 8, pp. 141-146. (In Russian) Polyakova, T. V. (2018) Lichnyj blog kak sposob samorealizatsii i razvitiya pedagoga [Personal blog as a way of self-realization and development of a teacher]. Profobrazovanie. [Online]. Available at: https://ntghip.ru/images/ docs/hchnyi-blog-kak-sposob-samorealizacii-i-razvitiya-pedagoga.pdf (accessed 09.02.2024). (In Russian) Skripkina, Yu. V. (2011) Obrazovatel'nyj potentsial sotsial'nykh setej i blogov: razvitie kommunikativnykh kompetentnostej uchashchikhsya [Educational potential of social networks and blogs: Development of students' communicative competencies]. VestnikInstituta obrazovaniya cheloveka, no. 2. [Online]. Available at: https:// xn--h1am1a.xn--p1ai/iournal/2011/Eidos-Vestnik2011-213-Skripkina.pdf (accessed 13.02.2024). (In Russian) Skrypnikova, E. M., Filipova, A. G. (2023) Spetsifika obrazovatel'nogo videobloginga kak instrumenta raboty shkol'nogo uchitelya [The specificity of the educational video blogging as the tool of the work of the school teacher]. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta — Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, no. 7, pp. 48-56. (In Russian) Sysoev, P. V. (2013) Informatsionnye i kommunikatsionnye tekhnologii v lingvisticheskom obrazovanii: uchebnoe posobie [Information and communication technologies in linguistic education: A textbook]. Moscow: Librokom Publ., 264 p. (In Russian)