Комплексные исследования детства, 2024, т. 6, № 2 Comprehensive Child Studies, 2024, vol. 6, no. 2 _www.kid-journal.ru
Щ Check for updates
Новости научной жизни
УДК 001.92 EDN ZQDVJH
https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-155-161
Круглый стол «Учителя-блогеры: pro et contra»
С. В. Емельянова 1, Е. В. Лопаткина 2, Е. М. Павлуш 3, П. Н. Раевская 4, А. Г. Филипова Н5' 6, Л. В. Шишкина 7
1 Студия изучения английского языка ЯзыкОп, 690035, Россия, г. Владивосток, Интернациональная ул., д. 51 2 Филиал нахимовского военно-морского ордена Почета (Владивостокское президентское кадетское училище), 690062, Россия, г. Владивосток, Камский пер., д. 6 3 Средняя общеобразовательная школа № 58, 690022, Россия, г. Владивосток, ул. Чкалова, д. 15 4 Вторая Санкт-Петербургская гимназия, 190000, Россия, г. Санкт-Петербург, Казанская ул., д. 27 5 Лаборатория комплексных исследований детства Владивостокского государственного университета,
690014, Россия, г. Владивосток, ул. Гоголя, д. 41 6 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 7 Средняя общеобразовательная школа № 92, 630136, Россия, г. Новосибирск, Киевская ул., д. 7
Сведения об авторах
Светлана Васильевна Емельянова, e-mail: Yazyk [email protected] Екатерина Викторовна Лопаткина, e-mail: [email protected] Елена Михайловна Павлуш, e-mail: [email protected] Полина Николаевна Раевская, e-mail: raevskaya [email protected]
Александра Геннадьевна Филипова, SPIN-код: 7231-0990, Scopus AuthorID: 57190731212, ORCID: 0000-0002-7475-1961, e-mail: [email protected]
Любовь Васильевна Шишкина, e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Емельянова, С. В., Лопаткина, Е. В., Павлуш, Е. М., Раевская, П. Н., Филипова, А. Г., Шишкина, Л. В. (2024) Круглый стол «Учителя-блогеры: pro et contra». Комплексные исследования детства, т. 6, № 2, с. 155-161. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-155-161 EDN ZQDVJH
Получена 14 апреля 2024; принята 10 июня 2024.
Финансирование: Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01276, https://rscf.ru/ project/23-28-01276/
Аннотация. Круглый стол «Учителя-блогеры: pro et contra» состоялся в онлайн-формате 20 апреля 2023 г. после образовательного интенсива «Большая IT-учительская», организованного специалистам IT-колледжа Владивостокого государственного университета. В круглом столе приняли участие учителя-блогеры из образовательных учреждений Владивостока, Новосибирска и Санкт-Петербурга. На обсуждение были вынесены три подхода к изучению образовательных блогов: блоги как технология обучения, как средство коммуникации и как способ продвижения имиджа педагога.
Ключевые слова: образовательный видеоблогинг, образовательные технологии, коммуникации, имидж педагога, мотивация
Права: © С. В. Емельянова, Е. В. Лопаткина, Е. М. Павлуш, П. Н. Раевская, А. Г. Филипова, Л. В. Шишкина (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Round table 'Teachers-bloggers: Pro et contra'
S. V. Emelyanova 1, E. V. Lopatkina 2, E. M. Pavlush 3, P. N. Raevskaya 4, A. G. Filipova H5> 6, L. V. Shishkina 7
1 English language school YazykOn, 51 Internatsionalnaya St., Vladivostok 690035, Russia
2 Branch of the Nakhimov Naval Order of Honor (Vladivostok Presidential Cadet School),
6 Kamsky Lane, Vladivostok 690062, Russia
3 MBOU 'Secondary comprehensive school No. 58, 15 Chkalova Str., Vladivostok 690022, Russia 4 State budgetary educational institution 'Second St Petersburg Gymnasium, 27 Kazanskaya Str., Saint Petersburg 190000, Russia 5 Laboratory of Comprehensive Studies of Childhood, Vladivostok State University, 41 Gogolya Str., Vladivostok 690014, Russia 6 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia 7 MBOU 'Secondary comprehensive school No. 92, MBOU 'Secondary school No. 92,
7 Kiyevskaya Str., Novosibirsk 630136, Russia
Abstract. The round table 'Teachers-bloggers: Pro et contra' was held online on April 20, 2023 after the intensive 'Big IT-teacher' course on education, organized for specialists of the IT College of Vladivostok State University. The round table was attended by teachers-bloggers from educational institutions across Vladivostok, Novosibirsk and Saint Petersburg. Discussions revolved around three approaches to the study of educational blogs: as a teaching technology, as a means of communication and as a way to promote the image of a teacher.
Keywords: educational video blogging, educational technologies, communications, teacher image, motivation
Authors
Svetlana V. Emelyanova, e-mail: Yazyk [email protected] Ekaterina V. Lopatkina, e-mail: [email protected] Elena M. Pavlush, e-mail: [email protected]
Polina N. Raevskaya,
e-mail: raevskaya [email protected]
Alexandra G. Filipova, SPIN: 7231-0990, Scopus AuthorlD: 57190731212, ORCID: 0000-00027475-1961, e-mail: [email protected]
Lyubov V. Shishkina, e-mail: [email protected]
For citation: Emelyanova, S. V., Lopatkina, E. V., Pavlush, E. M., Raevskaya, P. N., Filipova, A. G., Shishkina, L. V. (2024) Round table 'Teachers-bloggers: Pro et contra'. Comprehensive Child Studies, vol. 6, no. 2, pp. 155-161. https://doi. org/10.33910/2687-0223-2024-6-2-155-161 EDN ZQDVJH Received 14 April 2024; accepted 10 June 2024.
Funding: The study was supported by the Russian Science Foundation grant No. 23-28-01276, https://rscf. ru/project/23-28-01276/ Copyright: © S. V. Emelyanova, E. V. Lopatkina, E. M. Pavlush, P. N. Raevskaya, A. G. Filipova, L. V. Shishkina (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0
Александра Филипова: Добрый день, дорогие коллеги! Рада всех приветствовать на нашем круглом столе «Учителя-блогеры: pro et contra» и приглашаю всех активно высказываться, делиться удачными кейсами. Для начала предлагаю немного рассказать о себе: кто вы, чем занимаетесь, как давно ведете блог, о чем он, какая целевая аудитория?
Светлана Емельянова: Здравствуйте, коллеги! Я социальный предприниматель, руководитель студии английского языка «Языкон». На данный момент у меня три блога. Если говорить о рабочих блогах, то они больше ориентированы на взрослых людей. В Telegram целевая аудитория от 25 лет до 35 лет — те, кто только хочет начать изучать английский язык, и те, кто уже изучает. Любознательные люди, которые любят путешествовать, учиться и готовы заниматься.
Полина Раевская: Я учитель истории из Новосибирска. Веду блог, который называется «Учитель нашего времени». Это личный блог, который посвящен мотивации педагогов. Этот блог демонстрирует успешные практики работы педагога с детьми. Целевая аудитория бло-га — молодые педагоги и педагоги в возрасте, которые хотят найти вдохновение для своей деятельности.
Любовь Шишкина: Я тоже из Новосибирска, являюсь педагогом, организатором и руководителем «Музея истории школы». За время своей педагогической деятельности вела несколько блогов. Наиболее интересный, мне кажется, блог для руководителей школьных музеев города, в котором мне удалось реализовать онлайн-игру по вовлечению музейных активов в информационное сообщество и обучению работе с соц-сетями. Мне очень нравится опыт работы с бло-гом «Делай смело» на платформе «ВКонтакте». Это сообщество разновозрастных людей, которые увлечены самым разным творчеством. Изначально там были люди из школы, где я работаю, но дальше стали присоединяться партнеры. Основная моя работа связана с долгоиграющим блогом школы. Причем это не официальная страница, это отражение нашего событийного подхода, через который строится вся воспитательная работа, поэтому он называется «Школа 92, события».
Елена Павлуш. Я из Владивостока, учитель математики. Долго сомневалась, блогер ли я, потому что я к своей деятельности относилась по-другому, но вчера прочитала в Интернете, кто такие блогеры, и поняла, что я тоже блогер. Потому что, действительно, у меня есть Telegram-канал. Он называется «Сообщество математиков
Приморья». Я создала его, будучи сама просто учителем математики. Появился он в начале 2020 г., а мы помним, что это был пандемийный год, и поэтому блог был очень актуален на тот момент. Он позволил мне собрать учителей математики Приморского края на одной площадке: это Telegram-канал, к которому подключена группа для обсуждения и комментариев. На сегодняшний день на него подписано почти 800 человек. По статистике, 95 % из них действительно учителя математики Приморского края. Веду я его очень активно. Дело в том, что я сейчас не только учитель математики, но и региональный методист-математик, городской методист, районный методист, эксперт ЕГЭ и ОГЭ.
Екатерина Лопаткина: Добрый день! Я являюсь преподавателем филиала Нахимовского военно-морского училища во Владивостоке. В этом году, в год педагога и наставника, я стала финалистом всероссийского проекта «Классная тема». Также стала призером армейского конкурса «Педагог года». Как участник конкурса Росмолодежи я реализовала проект для образовательных организаций со всей страны, в котором приняло участие более 8000 школьников. Сейчас веду блог во «ВКонтакте». Рассказываю о различных конференциях, форумах, которые проводятся для педагогов, делюсь опытом, вместе с подписчиками рассматриваю какие-то сложности, проблемы.
Александра: Отлично, коллеги, благодарю вас. В общем, у нас получилась очень разнообразная аудитория. Я думала, что у нас будет больше учителей-блогеров, чьи блоги рассчитаны на детей, а оказалось, что нет. У нас есть и такие люди, которые ориентированы на поддержку молодых педагогов, на развитие профессионального сообщества. Это очень здорово, потому что у нас будут разнообразные вопросы.
В нашем исследовательском проекте образовательные блоги рассматриваются с трех позиций. Первая позиция — это использование блогов как образовательных технологий, их помощь в процессе обучения. Вторая — это помощь блогов в разных видах коммуникации, в том числе «учитель — ученик». И третье — это помощь блогов в продвижении педагогической профессии, формирование образа учителя. И мы сейчас будем продвигаться по этим трем блокам. Предлагаю начать с обсуждения блогов как средства обучения. В ходе фокус-групп участники в основном говорили, что они обращаются к образовательным блогам, когда не понимают школьную тему, а также когда готовятся к экзаменам. Что вы могли бы рассказать
об использовании образовательных блогов как средства обучения?
Полина: Я раньше очень часто показывала презентацию к уроку, который планирую поводить. Не обучаясь в школе, мои подписчики активно реагируют на выкладываемый контент, голосуют, предлагают идеи. Обучение становится шире, оно не зацикливается на 30 учениках, сидящих в кабинете. Молодежь и люди в возрасте получают новые знания, даже не задумываясь об этом.
Любовь: У меня есть пример, как соцсети, особенно если это не личный блог, а блоги, действующие от организации, могут быть своеобразным полигоном социальной или даже пред-профессиональной практики. В группе «Школа 92, события», я ввела опцию: раз в полгода выставляются вакансии, и дети могут переходить от роли пассивного читателя или активного комментатора к роли создателя контента и его наполнения. Фотограф, дизайнер и автор интерактива (мы называем его игротехником) — это люди, которые довольно легко находятся и часто обновляются. Ну и у дизайнера есть отдельная функция — создание школьного мерча, которым наполняем соцсети. То есть у нас есть айденти-ка, узнаваемый визуал. Мне кажется это очень важным. Еще я хотела бы сказать о возможности коллаборации. Читая блог своего учителя, ученик может вдохновиться учительским опытом, присоединиться к его увлечению и попробовать сделать, как у нас говорит одна учительница в начальных классах, «так же хорошо, как я, или даже лучше». Могу из своего опыта сказать, что во время ковида стала записывать подкасты с участниками школьного сообщества. Начала с выпускников, потом перешла к родителям и только потом к детям из числа активистов и значимых людей. В этом году один из моих учеников записал два своих подкаста, переняв опыт и интерпретировав его в проекте «Больше, чем путешествие». Мы, учителя, взяли за практику на личных и общих страницах рассказывать о своих интересных поездках, всегда делая акцент на профессиональной составляющей. Например, поехали в командировку, и вот такую культурную программу мы себе придумали. Со скрипом идут лайфхаки, потому что математику и физику легко перенести в какой-то короткий лайфхак, а вот с гуманитарными предметами мы сталкиваемся с трудностью при создании сюжетов и роликов. Тут, конечно, требуется больше усилий.
Александра: Спасибо, коллеги! Давайте перейдем к блогу как способу коммуникации учителя и учащегося и не только. Как вы прово-
дите границу между личным и профессиональным контентом, решаете, что вот это буду показывать и об этом буду говорить, а вот это — нет?
Любовь: С моей точки зрения, запреты точно излишни. Это как будто делать добро против воли человека. Не знаю, как во Владивостоке, в Новосибирске профсоюз очень активно в свое время поддержал акцию в соцсетях «Учитель — тоже человек». Я наблюдаю за статистикой школьного блога и всегда подмечаю, насколько популярными становятся посты, где учителя участвуют, например, в спортивных профсоюзных соревнованиях. Понятно, что я пойду туда не в деловом костюме, а, если понадобится, — в купальнике, в лосинах, в шортах и так далее. И в этом я не буду себя ограничивать. Надеюсь, что прямой запрет на это введен не будет. Личного на моей странице, порой, бывает больше, чем профессионального, потому что на каникулах хостинг не прекращается. Это я тоже считаю нормальным, жизнь школой не ограничивается. Более того, я думаю, что школьные соцсети и личные блоги учителей ломают стереотип о том, что учитель тащит работу домой. Знаете, вот этот образ возрастной учительницы, которая несет домой два мешка тетрадок. Я предпочитаю идти другим путем, нести свои увлечения, свое творчество и вдохновение в школу. И вот это считаю вполне достойным отдельных публикаций, может быть, даже постоянных рубрик. Когда я только начинала вести социальные сети, я думала над спорными, с моей точки зрения, постами таким образом: если это увидит моя мама, моя очень маленькая племянница и мой любимый преподаватель из института, то сойдутся ли они во мнении, что это хорошо? Если где-то были сомнения, я сама для себя корректировала. Но со стороны это отрегулировать, на мой взгляд, весьма проблематично и, наверное, не нужно.
Александра: Как вы считаете, способствует ли ведение видеоблога коммуникации с детьми?
Светлана: Да, если говорить про личный блог. Я веду личный блог уже три или четыре года. За это время я меняла даже сферу деятельности, и у меня некоторые ученики переходили из одной сферы в другую. Дальше я пришла в свою нынешнюю деятельность — английский. Некоторые ученики, которые были подписаны на меня еще с тех времен, перешли со мной совсем в другую деятельность. Мне кажется, это можно привести как хороший пример. У нас были близкие отношения с детьми, которые на меня подписаны, потому что они видели, что происходит вне учебной деятельности. Несколько моих учениц так вдохновились, что готовятся
стать преподавателями английского языка. В то время, когда я увлекалась рисованием, одна девочка тоже заметила, что у нее есть такие способности. И вот сейчас она собирается пойти именно в этом направлении. Интересно, потому что мы все очень близко на уроках общались, у нас такая есть традиция — общаться о личном: и дети у нас, у преподавателей, спрашивают, как мы думаем, и мы их спрашиваем. За счет блога все это переплетается. Вместо того, чтобы держать дистанцию с детьми, у нас получается, можно сказать, уже дружба, и дети растут прямо на глазах. Мне кажется, это хорошо для детей. Они видят, что можно рассказывать о своих чувствах, делиться своими победами и неудачами. И это также помогает сблизиться.
Екатерина: Конечно, ученикам хочется немножко заглянуть за кулисы и увидеть актуальный образ современного учителя. Во Владивостоке по поручению мэра города сейчас реализуется интересный проект. Он называется «Классный подкаст». Может быть, коллеги из Владивостока знают. В группе во «ВКонтак-те», в Telegram публикуются видеозаписи интервью педагогов. Это один вариант видео. А второй вариант — один день из жизни учителя. Краткая видеозарисовка — как устроен день, буквально с утра и до вечера.
Я думаю, это прекрасная возможность для учеников и родителей, посмотреть, как устроен рабочий день учителя, понять, что на самом деле день наполнен разнообразными событиями. Это не только школа, но и общественная деятельность, и отдых, и прогулки. Все, о чем вы говорили. Когда есть еще поддержка со стороны города, администрации, мне кажется, это вообще отлично. Кстати, есть видеозаписи и о директорах школ, и о старшеклассниках, которые активны — есть возможность посмотреть на широкий спектр педагогов.
И мы, преподаватели, можем посмотреть на своих коллег и на ребят с другой стороны. Когда узнаешь о человеке больше, конечно, впечатление меняется и чему-то учишься сам.
Александра: Ребята на фокус-группах много говорили про хейт, в частности, что хейт может перенестись из школьного класса в онлайн-про-странство. В том числе и в отношении учителя.
Что вы по этому поводу можете сказать? Сталкивались ли вы с такими ситуациями? Как вы их разрешали?
Любовь: Мы сталкивались больше с позитивными проявлениями. Вспоминаю, когда дети совершенно случайно узнали, что учитель физики завела себе канал и даже успела выложить несколько видео, она была самым популярным
человеком почти месяц. Она не могла пройти по коридору, чтобы кто-то из детей, не обучающихся у нее, не спросил, когда же физика начнется у них. К ней записывались на дополнительные занятия ребята, в чьих классах она вела. Это потом, конечно, пошло на спад, но позитивный эффект сохранился: спал ажиотаж, но интерес к ней и доверие к ее экспертности, совершенно точно, повысились. Также помню случай — после того, как мы делали серию эфи-ров с учителями для блога «Делай смело»: учителя рассказывали и показывали свои неожиданные увлечения — тоже был большой всплеск доверия к этим учителям.
А так, чтобы хейт... ну, есть, конечно, пара случаев, которые вспоминаются. Дети брали фотографии учителя, причем из официальных источников и фотошопили на них всяческое. Но это очень быстро сходило на нет. Это было сиюминутное — сегодня поставили двойку, поругали. Двойка исправлена — пойдем извиняться.
Алесандра: Вы как-то подключали своих учеников к ведению блога? Помогали ли они вам в создании контента? В чем-то была возможность проявиться их экспертности? Были ли у вас такие случаи, которыми вы можете сейчас поделиться?
Полина: Я заметила такую тенденцию: дети хотят попасть ко мне в блог. Я фотографирую и снимаю на видео их действия на уроках (у нас есть разрешение от родителей) и слышу вопрос: «А вы отметите меня в публикации?». Их энергия и желание поражают! Но не все так радужно. При таком взаимодействии стирается граница в отношениях учителя и ученика. Это касается и времени написания сообщения, и его лексики (отсутствие слова «Здравствуйте!», например). Но эта граница начала размываться еще раньше, в период пандемии. Онлайн-уроки создали для школьника иллюзорное восприятие процесса обучения. Отсутствие формальных рамок при беседе с учителем за компьютером, к сожалению, перенеслось и на очные уроки по окончании пандемии.
Любовь: Я бы хотела двумя приемами поделиться. У наших детей очень трепетное отношение к теме авторства и соавторства. Поэтому если ребенок каким-то образом причастен к событию, о котором рассказывается в блоге, если он внес какой-то вклад, то обязательно его нужно отметить: через упоминания, через @. Дальше идут репосты мамы, репосты друзей. Мы стараемся обязательно отмечать вклад, даже если он небольшой. Это очень сильно мотивирует. Второй прием — лучше сделать больше
постов, чтобы каждый увидел себя, чем множество фотографий или все-все-все загнать в один лонгрид, в котором теряешься. Например, на 1 сентября не ленимся, про каждый класс, приславший хотя бы одну фотографию с этого знаменательного дня, оформляем отдельный пост с коротким, но сюрпризным для них текстом. И это очень здорово работает на то, чтобы они и дальше делились своим контентом. Ну а вообще и во «Вконтакте», и в развивающемся Telegram, мы закладываем три уровня активности подписчиков: 1) уровень информации, где мы просто получаем друг от друга сведения, 2) публикации детей с указанием авторства (нам очень помогает ресурс «Главред», чтобы дети не боялись писать тексты и делиться ими) и 3) генерация, когда дети сами могут предлагать тематику будущих постов, запускать какие-то челенджи. Допустим, перед Новым годом именно через школьные соцсети ребята инициировали проведение ранее не планируемого конкурса «Мистер пятерка», для сохранения мотивации учиться на отлично после зимних каникул.
Елена: В моем основном блоге дети точно не участвовали. Ничего не скажу по этому поводу. Пока коллег слушала, вспомнила, что мы ситуативно создаем группы к мероприятиям, в том же Telegram. Недавно мы провели конкурс, посвященный дню Пи. Это уже второй конкурс. День теоремы Пифагора проходил, неделя математики. К каждому такому мероприятию я создаю отдельную группу. У меня даже есть канал, называется проект «вне ГИА», куда прикрепляю все, что присылают дети. Там много видеоконтента, в том числе конкурсы видеороликов. Мы запускаем все, мы выкладываем на эти каналы, если они ситуативные или вне ГИА, выкладываем и обязательно запускаем приз зрительских симпатий. В этот момент обязательно, конечно же, возрастает активность, возрастает количество подписчиков. Это от случая к случаю. Есть какое-то событие — запустили, есть активность детей, и там, безусловно, детский контент тоже. Все, что есть в конкурсной программе, мы выставляем на общее обозрение. Я считаю, что это тоже образовательный элемент.
Александра: Коллеги, упрощает ли коммуникацию взаимодействие через блог?
Любовь: Для меня это вопрос не количественных, а качественных показателей. Не больше — меньше, лучше — хуже, а по-другому. То же самое, что мы бы сейчас с вами перешли на китайский, а потом, например, на русский жестовый. Если мы это умеем, значит, нам не страшны перебои связи, и это расширяет спектр наших возмож-
ностей коммуникаций. Если мы этого не умеем, то нам ничего не мешает продолжать говорить дальше по-русски. Это просто будет по-другому, в другом качестве. Поэтому, мне кажется, если учитель может и офлайн, и онлайн, и в разных соцсетях, понимает их стилистику, владеет информацией, в какой соцсети в большей степени находятся его дети, способен заполнить свой профиль так, чтобы это соответствовало контексту. И, конечно же, ведет на постоянной основе. Это просто еще один язык, которым он владеет. Будет ли он делать это хорошо? Вопрос качества. Я думаю, что стоит в этом направлении развиваться. Мне однозначно помогает.
Александра: Хорошо, коллеги, есть еще мысли по этому поводу?
Екатерина: Хотелось бы дополнить. Да, у нас специфика учреждения, у нас нахимовцы: у них нет смартфонов, и между собой они активно общаются практически 24 часа, поскольку живут в ротах. Но, что касается общения с коллегами, мне кажется, социальные сети позволяют расширить круг общения и независимо от города продолжать взаимодействие.
Я рассматриваю свой блог именно с точки зрения образовательного сообщества педагогов, не детей. Хотя у меня был такой случай в период дистанционного обучения, когда все обменивались адресами электронной почты. В названии моей почты было название блога для молодых родителей, который я вела, еще будучи в декретном отпуске. Ко мне на переменке подошел ученик и говорит: «Я нашел вот тот ваш блог, вы видео записывали про творчество с детьми, а давайте продолжать. У меня есть младший брат, мы готовы записывать». А это было уже давно. У меня дочка — школьница. Все равно ребята как-то цепляются за информацию.
И если она полезна, в ней есть еще образовательный потенциал, то, конечно, это только в плюс.
Александра: Завершая нашу сегодняшнюю встречу, давайте поговорим о блоге как инструменте формирования образа учителя. Помогают ли блоги формировать, менять образ учителя? И вообще, как вы считаете, изменился ли образ учителя с активным развитием медийного пространства, с появлением Интернета и соцсетей?
Любовь: Чтобы увидеть это влияние, мне кажется, достаточно открыть хештег «проект Топ-блог». «Топ-блог» провел уже два сезона, сейчас третий сезон в стадии активной регистрации. Если посмотреть по хештегам первого сезона, то там не было специальной номинации, а учителя включились в том числе
с продвижением личных блогов. Это было очень сумбурно, очень ситуативно, хотя, конечно, уже были видны настоящие бриллианты.
Во втором сезоне целенаправленно была выделена номинация. И сейчас тоже будут поддерживать именно развитие школьных пабликов. Качество возросло, количество людей, готовых в этом участвовать, возросло. Наличие колла-борации тоже бросается в глаза. Мне кажется, это очень показательно и очень полезно для тех, кто только начинает этот путь, потому что можно ориентироваться на примеры успешных коллег и тренировать свою насмотренность.
Для меня, благодаря развитию соцсетей, к образу учителя добавилась такая характеристика, как смелость. Дети с уважением относятся, когда учитель не в позиции: «Вот я сейчас от тебя потребую, а потом тебя оценю», а когда он готов развиваться сам, когда видно, что это не всегда легкий процесс и когда учитель, иногда преодолевая сложности, стереотипы, боязни и так далее, достойно выходит в новое для него пространство.
Для меня во время ковида стало, с одной стороны, шоком, а с другой — профессиональным и личностным прорывом, когда мы решили делать эфир. Это было очень волнительно и тревожно. Но этот опыт позволил сделать огромный скачок в дальнейшем развитии. Вот такого рода смелость в образе учителя, мне кажется, хорошо работает на наш совместный имидж.
Екатерина: Сегодня очень много есть возможностей для ведения блога, если вдруг его замечают. У меня так вышло с «ВКонтакте». Девочка два года назад написала, и мы теперь плотно сотрудничаем. Она увидела мой блог, и я ей помогла в поиске информации о тогда еще развивающейся платформе «Сферум». Также со мной связалось российское общество «Знание», которое популяризирует науку, развивает медиаграмотность педагогов. И это тоже серьезный карьерный старт для учителей. Второй момент про образ учителя — это такой становится человек с не застегнутыми на все пуговицы, вот такой советской закалки, к которому очень сложно и трудно подойти. Это человек, который помимо того, что обладает какими-то ораторскими способностями и может организовать урок, может еще, как сказала Любовь, правильно сформировать запрос детей о ведении социальных сетей, красиво оформить визуал, разместить какую-то изюминку из своей истории, чтобы можно было ею заинтересовать человека, показать свою подготовку к занятиям и привлечь на будущее.
Полина: У нас тоже. Я года три назад, наверное, даже до пандемии, решила поставить телефон на шкаф и снять урок для себя (готовилась к педагогическому конкурсу). Потом, когда я отсматривала этот урок, нашла прикольный момент, где дети активно реагируют или еще что-то. И вот сейчас я периодически снимаю и понимаю, что есть темы, очень бурно обсуждаемые. Это тоже по-другому воспринимается, потому что все учителя в школе разные. Вроде ты много работаешь и думаешь — да у меня как у всех, у меня ничего нового не происходит, но учителя потом тебе пишут, как-то по-другому это и как дети активно работают. В итоге это невероятно заряжает и ты видишь результат, видишь отдачу, и видишь реакцию. Это очень круто, и понимаешь, что ты не зря учился в педагогическом вузе и не зря работаешь.
Елена: Вы знаете, вопрос очень непростой. Как математик я пришла к такому выводу. Многие из нас ведут личные странички, но не все личные странички превращаются в блоги. Если личная страничка превратилась в блог, значит, человек интересен.
Учитель может выкладывать все, что угодно, на своей личной странице, потому что он человек. Но если это интересно большинству, и как Любовь правильно сказала, если ты учитель, ты пропускаешь через сито свою информацию. Но если после того, как ты пропустил ее через сито, это стало интересно большому количеству людей, значит, ты состоявшийся блогер. Вот это мое внутреннее ощущение. И у учителя появилась возможность делиться своими талантами, своей нестандартной личностью не только с ближним окружением, но и со многими другими.
Я считаю, это большой подарок, если появился интересный учитель-блогер. Их пока немного. Но то, что они есть, — это прекрасно, и пускай они продолжают. Мне кажется, здесь первично то, какая личность этот учитель. Он будет популярен, если он интересен как личность.
Светлана: Я задумываюсь о том, что мне бы хотелось самой влиять на образ учителя, чтобы меня видели не как учителя, который уходит с работы уставший, с кучей тетрадок и так далее.
Я всеми способами показываю, что учитель — это кто-то другой. Это совсем не то, что людям кажется, то, что мы представляем. Наша профессия креативная, интересная. Надеюсь, у меня это получается, если дети реагируют и сами уже хотят стать преподавателями.
Александра: Дорогие коллеги, благодарю всех за интересную и продуктивную дискуссию!