ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
5. Фазлеев, Н. Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту / Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физ. культуры. — 2007. — №12. — С. 16.
6. Гогунов, Е. Н. Содержание психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта / Е. Н. Гогунов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 6. - С. 15-20.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 12.
8. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода: дайджест / В. Байденко // Психология обучения. — 2005. — № 10. — С. 5 — 7.
РАЯНОВА Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2009 г.
© Ю. Ю. Раянова
УДК 796 : 37. 02 и. А. КУТЬМИНА
Лицей № 66, г. Омск
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ МЕТОДИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
В статье обосновывается преимущество блочно-модульной методики, её обусловленность требованиями, предъявляемыми государством и обществом к физкультурному образованию на современном этапе его модернизации.
Блочно-модульная методика формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7-9 классов может быть использована в образовательных учреждениях разного типа и вида, а также для повышения уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры.
Ключевые слова: современная школа, физическая культура, блочно-модульная методика, обучающиеся, инновационные технологии, ценности и смыслы.
Одним из основных направлений развития общего образования России на современном этапе его модернизации является формирование мотивации здорового образа жизни школьников. Показателем личного успеха каждого из них можно рассматривать здоровье [1, 2].
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья обучающегося, является поддержание его оптимальной физической активности в течение всей жизни. Основной упор направлен на формирование у обучающегося ценностей и смыслов физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для привлечения обучающегося к физической культуре и спорту, а также осуществлению физкультурных мероприятий во время учебных занятий и во внеурочное время. Когда у обучающегося появится привычка к занятиям физической культурой и спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что обучающиеся проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги [2, 3].
Основными задачами физкультурного образования школьников являются:
— найти возможность раскрыть способности каждого обучающегося, подготовиться к жизни;
— сформировать профессиональную и социальнокомпетентную личность, имеющую устойчивые интересы и положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурному образованию [4];
— сформировать готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в сфере физической культуры, опираясь на собственный опыт;
— формировать у обучающихся ценности и смыслы в области физической культуры к собственному здоровью и физической подготовленности.
Решение этих задач возможно за счет новых подходов в системе физкультурного образования. В настоящий момент нет современного метода, который позволит решить эти задачи.
Несмотря на предъявляемые требования современной российской образовательной системы в сфере физической культуры, механизмы реализации требований государства в данном аспекте пока не разработаны.
На наш взгляд, отсутствие инновационных технологий формирования ценностей и смыслов физической культуры у обучающихся в школе, вызваны следующими причинами:
— консервативными взглядами большинства учителей физической культуры на образовательный
процесс в соответствии с потребностями личности, общества и государства;
— неумением и нежеланием применять инновационные и компьютерные технологии при совершенствовании профессиональной компетентности учителя в области физической культуры;
— применением традиционных средств и методов обучения без применения компетентностного подхода в области физкультурного образования;
— точным копированием уроков физической культуры в каждом классе без учета индивидуальных особенностей, эмоционального состояния и физического развития обучающегося, работа «по шаблону»;
— отсутствием у обучающихся мотивации к восприятию теоретической информации в урочной деятельности по физической культуре;
— некомпетентностью учителя физической культуры в формировании ценностей и смыслов физической культуры у школьников в процессе учебной деятельности;
— отсутствием методики формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7 — 9 классов.
Именно этот возрастной период является наиболее значимым для формирования личностных качеств обучающихся. Происходит кардинальная перестройка отношения подростка к себе, к своему внутреннему миру и одним из главных результатом такой перестройки является формирование у подростка чувства взрослости. Внутри каждого подростка происходит усвоение тех или иных норм, ценностей, общих требований, способов поведения и становление личных ценностей, которые определяют направление и содержание деятельности, критерии оценок и самооценки [5]. Ориентация на здоровый образ жизни во многом определяет содержание формирующихся жизненных ценностей и смыслов в формировании личности подростка. Поэтому при наполнении физкультурной деятельности школьника личностными смыслами, здоровье становится его важнейшей ценностью.
Таким образом, выявлено противоречие между необходимостью формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся и неразработанностью соответствующих методик формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7 — 9 классов.
С педагогических позиций проблему ценностей рассматривали Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондарев-ская, О. С. Газман, Б. С. Гершунский, Н. И. Дерекле-ева, И. А. Зимняя, Н. Д. Никандров, В. В. Сериков, Е. Н.Степанов, М. А. Чошанов, Н. Е. Щуркова и др. [6, 7, 8].
Проблема ценностных ориентаций и смыслов получила отражение в работах И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. Маслоу, А. В. Петровского, К. Роджерса, С. Л. Рубинштейна и др. В работах И. Г. Афанасьевой, О. Г. Дробницкого, А. Г. Здравомыслова, В. Л. Ос-совского, В. П. Тугаринова и др. исследованы теоретические основы формирования ценностных ориентаций личности. В теории обучения и частных методиках проблема ценностей и смыслов рассмотрена
Н. И. Дереклеевой, И. А. Колесниковой, Б. С. Кругловым, Д. А. Леонтьевым, К. К. Платоновым, Н. Е. Щур-ковой и др.
Взяв за основу рекомендации М. А. Чошанова по становлению компетентностного подхода, мы наполняем физическую культуру содержанием так, чтобы обучающийся, занимаясь физическими упражнениями, формировал свои ценности и смыслы таким образом, чтобы физическая культура стала его це-
лью [9]. Чтобы он понимал, что без занятий физическими упражнениями он не сможет стать здоровым, полноценным гражданином. При традиционном подходе школьники в процессе занятий физическими упражнениями развивают свои кондиционные способности и физические качества. В современном образовательном процессе они вовлекаются в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Реализация физкультурного образования в условиях формирования современной модели инновационного развития, предполагает обновление учебных программ и методов обучения с использованием модульных технологий [10, 11]. При этом обучение будет строиться как возможность построения обучающимся индивидуальной траектории, где акцент делается не на запоминание энциклопедического набора знаний из разных областей, а на овладение умениями анализа, понимания, принятия решений. Свободное от уроков время обучающегося станет ценнейшим ресурсом самообразования и дополнительного образования с учетом здоровьесбережения школьников.
Важными моментами, связанными с разработкой и реализацией инновационного подхода при создании блочно-модульной методики формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7—9 классов, являются следующие:
1. Обосновывается преимущество данной методики и её обусловленность требованиями, предъявляемыми к системе современного образования.
2. Данный подход находится в русле концепции обучения в течение всей жизни с целью совершенствования знаний, умений и компетенций в интересах профессионального и личностного развития обучающегося. Такой подход к обучению позволит создавать ситуацию успешности каждому обучающемуся, формировать ответственность за собственное обучение, а в дальнейшем — за собственный профессиональный рост и карьеру.
3. Гибкость блочно-модульной методики формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7 — 9 классов позволяет:
— оперативно обновлять или заменять конкретные модули при изменении требований к обучающемуся, в результате изменений условий и организации труда, обеспечивая качественную подготовку выпускника;
— индивидуализировать обучение для каждого обучающегося исходя из его уровня физической подготовленности, знаний и умений по физической культуре с учетом предыдущего опыта путем комбинирования необходимых модулей;
— применять одни и те же модули в нескольких учебных блоках.
4. Преимущество данного инновационного подхода перед традиционным состоит в том, что:
— при изменении требований в определенном виде деятельности в модули оперативно могут быть внесены необходимые изменения;
— на основе различных комбинаций модулей можно формировать самые различные элективные курсы, тренировочные самостоятельные занятия в зависимости от уровня подготовленности и потребности обучающихся.
5. Блочно-модульная методика формирования ценностей и смыслов физической культуры обучаю-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
Цель: формирование ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7-9 классов
Компоненты
ценностно-смысловой компетентности обучающихся
Знаниевый
- знания
- умения
Мотивационный
— мотивация
— установка
Деятельностный
— физическая подготовленность
— опыт
Оценочный
- рефлексия
- самооценка
- оценка
Рис. 1. Структурно-функциональная модель формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся
щихся 7 — 9 классов может быть использована в образовательных учреждениях разного типа и вида.
Разработка блочно-модульной методики формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7 — 9 классов начинается с построения структурно-функциональной модели формирования ценностей и смыслов физической культуры (рис. 1).
Модель формирования ценностей и смыслов физической культуры состоит из следующих элементов:
— основной цели, которая описывает результат того, что должно быть достигнуто обучающимися средствами физической культуры;
— основных компонентов, представляющих ценности и смыслы физической культуры обучающихся, позволяющих достичь основной цели обучения в данной области [9, 10]. Каждый компонент содержит набор компетенций к осуществляемым действиям;
— функциональных модулей, определяющих конкретные значимые действия в рамках основных функций, составляющих конкретную компетенцию.
В процессе физкультурного образования для выявления реальных и перспективных требований, соответствующих инновационному образованию необходимо также анализировать потребности в умениях обучающихся.
Виды функциональных модулей:
— ключевой модуль представляет базовые умения и является неотъемлемой частью обучения в течение всей жизни.
Ключевой (базовый) модуль состоит из блоков — учебного материала по классам основной школы и является инвариантной частью программного материала по предмету «Физическая культура»;
— вспомогательный модуль необходим в тех случаях, когда для формирования ценностей и смыслов
физической культуры у обучающихся требуются специальные знания или умения;
— технический модуль предполагает применение технических средств обучения, знание инструкций по технике безопасности, санитарно-гигиенических норм на занятиях физической культурой;
— сквозной модуль эффективно взаимодействует во всех видах внеурочной деятельности по физической культуре: внеклассной, физкультурнооздоровительной и спортивно-массовой работе.
Вспомогательный, технический и сквозной модули представляют вариативную часть программного материала по физической культуре и могут дифференцироваться и применяться в любом блоке ключевого (базового) модуля. В эти модули входят компетенции, которые обучающиеся освоят в ходе обучения.
Реализация блочно-модульной методики формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7—9 классов требует иного подхода и к оцениванию обучающихся. Обучение, основанное на формировании ценностей и смыслов физической культуры, ориентировано на активность школьника, который сам осваивает знания и умения в их целостности, при этом оценка предполагает индивидуальный подход к его подготовленности по критериям соответствия задаче модуля и освоенным компетенциям.
В результате соблюдения этих критериев оценка становится и естественным, и конструктивным компонентом учебного процесса. Оценка выступает фактором повышения мотивации и поощрения за достигнутые результаты, содействует развитию способности к рефлексии, что повышает осознанный характер обучения. Текущая оценка позволяет школьнику осмыслить свои достижения и неудачи, спланировать совместно с учителем физической культуры оптимальный способ продолжения обучения [12].
К основным методам оценки, используемым при формировании ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7—9 классов, относятся:
— «Портфолио» обучающегося [12];
— «Карта наблюдений формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся» [13];
— экзамен, как средство оценки обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условий;
— индивидуальные или групповые проекты, презентации, представляющие собой исследования по заданной теме;
— практические задания по демонстрации умений — оценка освоения указанных вспомогательных, сквозных, ключевых (базовых) компетенций.
Таким образом, реализация блочно-модульной методики формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7—9 классов позволит:
1) обучающимся:
— наполнять ценностями и смыслами физической культуры свою урочную и внеурочную деятельность;
— сформировать готовность к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию, самоопределению, творческому отношению к физкультурной деятельности;
— использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач в сфере физической культуры;
— управлять осознанно и активно своей образовательной деятельностью в рамках образовательного процесса и самообразования средствами физической культуры;
— овладеть умениями коммуникации, анализа, понимания и принятия решений в процессе занятий физическими упражнениями;
— повысить мотивацию к обучению и здоровому образу жизни;
— сформировать «Портфолио» обучающегося, демонстрирующее освоение требуемых компетенций средствами физической культуры на уроках и во внеурочное время;
2) учителю:
— совершенствовать уровень своей профессиональной компетентности в сфере физкультурного образования [4];
— использовать в своей физкультурной деятельности инновационные технологии;
— стать организатором и консультантом процесса обучения для обучающихся 7 — 9 классов в физкультурной деятельности;
— создать свой «Кейс» с инновационными разработками в области физической культуры;
— разработать и внедрить новые инновационные технологии, реализующие компетентностный подход в сфере физкультурного образования;
3) школе:
— показать преимущество и превосходство физкультурной образовательной среды, своих возможностей адекватно учитывать потребности обучающихся и их родителей;
— создать ощущение успешности у каждого обучающегося средствами физической культуры;
— индивидуализировать обучение для каждого обучающегося, исходя из его уровня знаний и умений, предыдущего опыта, а также путем комбинирования необходимых модулей;
— формировать новую систему непрерывного образования, обучение в течение всей жизни, а также творческую компетентность и готовность к переобучению в процессе физкультурного образования;
— предоставлять возможность обучающимся осваивать программы профессиональной подготовки — построение и реализацию гибких образовательных программ средствами физической культуры [1,3, 4].
Блочно-модульная методика формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7 — 9 классов может быть использована в образовательных учреждениях разного типа и вида, а также для повышения уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры.
Библиографический список
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. // Модернизация российского образования. Документы и материалы. — М. : ВШЭ, 2002. — С. 263 — 282.
2. Послание Федеральному собранию Российской Федерации. — Москва. Большой Кремлевский дворец. 2009.12.11. — Режим доступа : http: // news, Kremlin.ru
3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Национальная инициатива. — 2009. — №3. — С. 5 — 10.
4. Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» : справочник учителя физической культуры / П. А. Киселев. — Волгоград : Учитель, 2008. — 240 с.
5. Психология : учеб. для студ. вузов / под ред. Б. А. Соснов-ского. — М. : Юрайт, 2005. — 660 с.
6. Бондаревская, Е. В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. — 2001. - №1. - С. 14-19.
7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 2004. — 382 с.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
8. Иванов, Д. А. О ключевых компетенциях и компетентност-ном подходе в образовании / Д. А. Иванов // Школьные технологии. — 2007. — № 5. — С. 51—62.
9. Чошанов, М. А. Технология модульного обучения / М. А. Чошанов, П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский // Энциклопедия образовательных технологий. — 2006. — С. 442—447.
10. Муравьева, А. А. Организация модульного обучения, основанного на компетенциях : пособие для преподавателей / Ю. Н. Кузнецова, Т. Н. Червякова. — М. : Альфа, 2005. — 96 с.
11. Реморенко, И. М. Модель для инновационной экономики: Российское образование — 2020 / И. М. Реморенко // Совет ректоров. — 2008. — № 9. — 120 с.
12. Живая оценка: Программа «Портфолио в школе» / Е. В. Меттус. — Волгоград : Панорама, 2009. — 272 с.
13. Кутьмина, И. А. Карта наблюдений как средство формирования компетенций у школьников по предмету «Физическая
культура» / И. А. Кутьмина, Т. В. Головина // Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч.-практ. конф. молодых ученых. — Омск: СибГУФК, 2006. — С. 155 — 158.
КУТЬМИНА Ирина Александровна, учитель физической культуры высшей категории Муниципального образовательного учреждения «Лицей № 66» города Омска, аспирантка кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 10.12.2009 г.
© И. А. Кутьмина
УДК 614:612+616-053.7+796/ 799:378.4
И. П. ФЛЯНКУ А. А. ФОМЕНКО А. Н. ПРИЕШКИНА Ф. И. РАЗГОНОВ
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК 1-го КУРСА СИБГУФК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ И НЕ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТОМ
Представлена оценка показателей и уровня физического здоровья, функционального состояния, адаптационных возможностей организма, а также структура и уровень заболеваемости юношей и девушек 1 -го курса СибГУФК.
Ключевые слова: студенты, физическое здоровье, заболеваемость.
На фоне ухудшающихся показателей здоровья населения актуальной проблемой является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения [1].
Состояние здоровья учащейся молодежи в процессе обучения во многом определяется их адаптационными резервами. Даже незначительные отклонения в адаптивном потенциале человека могут вызывать сдвиги в состоянии здоровья (Косолапов А.Б., 2003). Учащиеся физкультурных высших учебных заведений, помимо того, что находятся в периоде формирования социальной и физической зрелости, выполняют большие объемы тренировочной нагрузки, следовательно, подвержены высокому риску нарушений в состоянии здоровья.
За последние десятилетия произошли значительные сдвиги в состоянии здоровья подростков, характеризующиеся ростом функциональных рас-
стройств и хронических болезней, изменением структуры выявляемых нарушений здоровья, ухудшением показателей физического развития и физической подготовленности [2].
В связи с этим изучение состояния здоровья студентов в современных условиях является актуальным.
Цель исследования состоит в оценке состояния отдельных систем организма, уровня здоровья, заболеваемости у юношей и девушек 1 -го курса СибГУФК, занимающихся и не занимающихся спортом.
Задачи исследования заключались в изучении и оценке уровня физического здоровья, функционального состояния, риска заболеваний, уровня и структуры общей заболеваемости у юношей и девушек 1го курса СибГУФК.
Исследование проводилось на базе кафедры спортивной медицины и гигиены СибГУФК. В исследовании приняли участие студенты 1-го курса фа-