ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
спортсменов игровых видов спорта (баскетбол, футбол, волейбол, хоккей, ручной мяч и др.).
Библиографический список
1. Гирьятович, Е. Г. Формирование основ тактического мышления у баскетболисток 11 — 13 лет на этапе начальной специализации : дис. ... канд. пед. наук / Е. Г. Гирьятович. — Омск, 2007. — 158 с.
2. Девяткина, Е. Ю. Комплектование игрового состава команды высококвалифицированных баскетболисток с учетом психологической совместимости и срабатываемости : дис. ... канд. пед. наук / Е. Ю. Девяткина. — Омск, 2005. — 130 с.
3. Корягин, В. М. Структура и содержание современной тренировки баскетболистов : дис. . д-ра пед. наук в виде научного доклада / В. М. Корягин. — М., 1994. — 102 с.
4. Родионов, А. В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности оперативной деятельности в спорте : дис. . д-ра пед. наук / А. В. Родионов. — М. : ГЦОЛИФК, 1990. — 337 с.
5. Красникова, О. С. Формирование игровой коммуникации в условиях неопределенности ситуаций у юных баскетболисток : дис. .канд. пед. наук / О. С.Красникова. — Сургут, 2005. — 166 с.
6. Бабушкин, Г. Д. Проявление рефлексии в спортивноигровом взаимодействии и противоборстве / Г. Д. Бабушкин,
Р. Э. Салахов // Материалы 3-й Межрегион. науч. конф. по футболу. — Омск : СибГУФК, 2008. — С. 99— 104.
7. Науменко, Е. А. Ориентиры интуитивности / Е. А. Науменко. — Тюмень : Изд-во «Вектор Бук», 2000. — 184 с.
8. Большая книга тестов / Состав. С. А. Касьянов. — М. : Олма-Пресс, 2000. — 510 с.
9. Методики психодиагностики в спорте / В. Л. Марищук [и др.]. — М. : Просвещение, 1984. — 190 с.
БАБУШКИН Геннадий Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры психологии Сибирского государственного университета физической культуры и спорта.
CАЛАХОВ Радик Эльмасович, тренер ДЮСШ, аспирант кафедры «Теория физического воспитания» Тобольской государственной социально-педагогической академии.
Адрес для переписки: 644009, г. Омск, ул. Масленникова, 144.
Статья поступила в редакцию 24.12.2009 г.
© Г. Д. Бабушкин, Р. Э. Салахов
УДК 37.02+796.01 Ю. Ю. РАЯНОВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск
ФОРМИРОВАНИЕ
ГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ СТУДЕНТОВ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА
В статье раскрывается актуальность формирования гностической компетентности, указывается на значимость когнитивных стилей в процессе профессиональной подготовки студентов физкультурного вуза. Материал данной работы может использоваться в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в физкультурных вузах. Ключевые слова: гностическая компетентность, когнитивные стили, студенты физкультурного вуза.
Модернизация системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами. Современный педагог характеризуется способностью выйти за пределы повседневной педагогической практики, осознанием своего участия и ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками. Педагог должен способствовать или противодействовать внешним обстоятельствам, планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменять ради их достижения самого себя. Все это говорит о необходимости реформирования процесса профессиональной подготовки специалистов.
Согласно Концепции модернизации российского образования, основным направлением современной образовательной парадигмы, в том числе в сфере физической культуры и спорта, является подготовка
компетентного специалиста, способного эффективно решать профессиональные задачи [1, 2].
Смена образовательных приоритетов и современные требования к профессионально-педагогическому образованию обязывают рассматривать гностическую компетентность специалиста сферы физической культуры и спорта как базовую компетентность в педагогической деятельности, которая обеспечивает высокую осознанность выполняемой деятельности и самостоятельное овладение профессиональным мастерством [3, 4, 5].
Состояние проблемы указывает на недостаточность научных разработок, касающихся определения понятия, содержания и методики формирования гностической компетентности студентов физкультурного вуза.
Объект исследования: процесс профессиональной подготовки в физкультурном вузе.
Результаты диагностики когнитивных стилей
Г руппы Э кспериментальная Контрольная Р<0,05
Уровни
Полизависимый 71% 74% 0, 23
Полинезависимый 29% 26%
Предмет исследования: формирование гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.
Цель исследования — разработать и обосновать методику формирования гностической компетентности студентов физкультурного вуза с учетом индивидуального когнитивного стиля и профессионально-личностных особенностей.
Гипотеза исследования. Предполагаем, что выявление компонентов гностической компетентности студентов физкультурного вуза позволит разработать методику ее формирования на основе когнитивных стилей, что обеспечит повышение уровня профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть состояние проблемы формирования гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.
2. Определить понятие и компоненты гностической компетентности специалиста сферы физической культуры и спорта.
3. Выявить сформированность когнитивных стилей как основу гностической компетентности у студентов физкультурного вуза.
Методы исследования: теоретический анализ литературы; психологическое тестирование; методы математической обработки результатов.
Организация исследования.
Для целенаправленного формирования гностической компетентности были изучены профессионально-личностные свойства, такие как профессионально-педагогическая и учебная мотивация, адаптивность, нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, моральная нормативность, креативность, ригидность [6, 7, 8].
Обследовано 96 студентов 3-го курса разной спортивной специализации Сибирского государственного университета физической культуры. Диагностический блок представлен следующими психодиагностическими методиками: оценки когнитивных стилей — «Фигуры Готтшальдта», исследования ригидности (А. В. Батаршев), адаптивности, созданную А. Г. Маклаковым и С. В.Чермяниным, самооценки профессионально-педагогической мотивации (адаптирована Н. П.Фетискиным), социальной креативности личности (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов).
Результаты исследования.
В процессе исследования были выявлены когнитивные стили. Данные показывают, что у 71 % студентов экспериментальной группы и 74 % студентов контрольной группы преобладает полизависимый когнитивный стиль. Студенты данного стиля принимают решения с ориентацией на внешние ориентиры, их восприятие синтетично, т.е. качества объекта воспринимают одновременно с ним, а не самостоятельно. Всего у 29 % студентов экспериментальной группы и
26 % — контрольной был выявлен полинезависимый когнитивный стиль. Студенты данного стиля принимают решения, опираясь на собственный опыт и знания, их восприятие качеств объекта самостоятельно. Как показывают данные таблицы, различий в когнитивных стилях в экспериментальной и контрольных группах, не проявилось (табл. 1).
Сопоставление когнитивных стилей с профессионально-личностными особенностями свидетельствуют о том, что у студентов с полинезависимым когнитивным стилем ярко выражены коммуникативные способности и высокий уровень проявления адаптивности в процессе взаимодействия, высокий уровень креативности.
Студенты данного стиля менее ригидны, психически устойчивы, с высокими профессиональными потребностями. Также у них выявлен высокий уровень развития когнитивных умений: анализировать, выделять содержание, видеть противоречия и проблемы. Наряду с этим выявились определенные проблемы по таким профессионально и личностно значимым параметрам, как ориентация на соблюдение общепринятых норм поведения и средний функциональный интерес.
У студентов с полизависимым когнитивным стилем выявлены более низкие показатели по креативности, адаптивным способностям, профессиональной потребности и функциональному интересу. Среди когнитивных умений наиболее выраженными являются умение слушать и получать удовлетворение от познания, наименее выражены — умение ставить и разрешать познавательные задачи, способность к анализу.
Таким образом, знание когнитивных стилей и профессионально-личностных особенностей студентов физкультурного вуза позволило разработать методику формирования гностической компетентности.
Библиографический список
1. Лубышева, Л. И. Концепция модернизации процесса профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту / Л. И. Лубышева, В. А. Магин // Теория и практика физ. культуры. — 2003. — № 12. — С. 22.
2. Бальсевич, В. К. Непрерывное физкультурное образование / В. К Бальсевич, И. И Попов, Н.И Санникова // Теория и практика физической культуры. — 2004. — №12. — С. 10—13.
3. Магин, В. А. Модель системы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту на основе инновационных технологий / В. А. Магин // Теория и практика физ. культуры. — 2006. — №4. — С. 15.
4. Лобачев, В. В. Формирование деятельностных компетенций будущего учителя физической культуры в контексте квази-профессиональной технологии обучения / В. В. Лобачев / / Теория и практика физ. культуры. — 2007. — №6. — С. 15.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (88) 2010
5. Фазлеев, Н. Ш. Профессиональное образование по физической культуре и спорту / Н. Ш. Фазлеев // Теория и практика физ. культуры. — 2007. — №12. — С. 16.
6. Гогунов, Е. Н. Содержание психологической подготовки специалистов физической культуры и спорта / Е. Н. Гогунов // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2005. — № 6. - С. 15-20.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. — 2003. — № 5. — С. 12.
8. Байденко, В. Компетенции в профессиональном образовании. К освоению компетентностного подхода: дайджест / В. Байденко // Психология обучения. — 2005. — № 10. — С. 5 — 7.
РАЯНОВА Юлия Юрьевна, старший преподаватель кафедры педагогики.
Адрес для переписки: e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.12.2009 г.
© Ю. Ю. Раянова
УДК 796 : 37. 02 и. А. КУТЬМИНА
Лицей № 66, г. Омск
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ МЕТОДИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТЕЙ И СМЫСЛОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ
В статье обосновывается преимущество блочно-модульной методики, её обусловленность требованиями, предъявляемыми государством и обществом к физкультурному образованию на современном этапе его модернизации.
Блочно-модульная методика формирования ценностей и смыслов физической культуры обучающихся 7-9 классов может быть использована в образовательных учреждениях разного типа и вида, а также для повышения уровня профессиональной компетентности учителей физической культуры.
Ключевые слова: современная школа, физическая культура, блочно-модульная методика, обучающиеся, инновационные технологии, ценности и смыслы.
Одним из основных направлений развития общего образования России на современном этапе его модернизации является формирование мотивации здорового образа жизни школьников. Показателем личного успеха каждого из них можно рассматривать здоровье [1, 2].
Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья обучающегося, является поддержание его оптимальной физической активности в течение всей жизни. Основной упор направлен на формирование у обучающегося ценностей и смыслов физической культуры с учетом индивидуальных способностей и состояния здоровья, создание условий для привлечения обучающегося к физической культуре и спорту, а также осуществлению физкультурных мероприятий во время учебных занятий и во внеурочное время. Когда у обучающегося появится привычка к занятиям физической культурой и спортом, то будут решены и такие острые проблемы, как наркомания, алкоголизм, детская безнадзорность. Многое здесь зависит от семейного воспитания, но, учитывая, что обучающиеся проводят в школе значительную часть дня, заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги [2, 3].
Основными задачами физкультурного образования школьников являются:
— найти возможность раскрыть способности каждого обучающегося, подготовиться к жизни;
— сформировать профессиональную и социальнокомпетентную личность, имеющую устойчивые интересы и положительное эмоционально-ценностное отношение к физкультурному образованию [4];
— сформировать готовность обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки, а также способы деятельности в сфере физической культуры, опираясь на собственный опыт;
— формировать у обучающихся ценности и смыслы в области физической культуры к собственному здоровью и физической подготовленности.
Решение этих задач возможно за счет новых подходов в системе физкультурного образования. В настоящий момент нет современного метода, который позволит решить эти задачи.
Несмотря на предъявляемые требования современной российской образовательной системы в сфере физической культуры, механизмы реализации требований государства в данном аспекте пока не разработаны.
На наш взгляд, отсутствие инновационных технологий формирования ценностей и смыслов физической культуры у обучающихся в школе, вызваны следующими причинами:
— консервативными взглядами большинства учителей физической культуры на образовательный