ул. Буденного, дом 161, г. Краснодар, Россия, 350015
E-mail: kzm diss(a)mail.ru E-mail: [email protected]
Аннотация: Изучая курс «Биомеханика двигательной деятельности», студенты сталкиваются с необходимостью понимания биомеханических характеристик в различных траекториях движений. Педагогически целесообразно рассматривать в предметных технологиях профильного цикла биомеханические движения в различных видах игр, так как в игре естественным образом отображается система движений человеческого тела. Материал. Изучение движений в игре привело к развитию научно-исследовательского направления «Биомеханика движений в игре», которое позволяет увидеть многие аспекты техники игры во взаимодействии с биомеханическими характеристиками. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, педагогический эксперимент, лабораторный анализ, методы биомеханики. Результат. Будущие специалисты в области адаптивной физической культуры изучили технику броска и установили, что игра поможет детям ощущать расстояние (близко-далеко), способствует развитию крупной и мелкой моторики. Дартс является не только интересной и полезной игрой многих поколений, но и международным видом спорта, который способен научить человека управлять движениями своего тела. Представленный автором материал используется как методический материал на занятиях, при выполнении лабораторных работ, а также для выполнения индивидуальных заданий с использованием метода проектных технологий. Заключение. Игра в дартс имеет специальные компоненты выстраивания движения и траектории броска, поэтому полезна для детей, имеющих особенности развития и двигательной деятельности - детский церебральный паралич (ДЦП) и синдром Дауна. Игра в дартс имеет огромное социальное значение: она безопасна, атрибуты игры доступны для детей и взрослых. Ключевые слова: учебный курс; биомеханика двигательной деятельности; биомеханика движений в игре; дартс; техника броска; биомеханические характеристики положения ног; туловища; рук, головы.
BIOMECHANICS OF MOVEMENTS IN THE MAIN PHASES OF A MOTIONAL
ACTION
(by the example of darts)
Zinaida M. Kuznetsova - doctor of pedagogics, professor Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, 28, Nizametdinova str., Naberezhnye Chelny, 423806, Russia Yriy D. Ovchinnikov - candidate of technical sciences, associate professor, Nadezhda A. Nazarenko - student Kuban State University of Physical Culture, Sport and Tourism, 161, Budenny str., Krasnodar, 350015, Russia
E-mail: kzm dissfamail.m E-mail: [email protected]
Annotacion. Studying the course "Biomechanics of motor activities", students are faced with the need to understand the biomechanical characteristics of the different trajectories of the movements. Pedagogically expedient to consider the subject technology profile cycle of biomechanical movements in various types of games, as the game naturally appears a system of movements of the hitman body. Materials. The study of the movements of the game led to the development of the
research direction "Biomechanics of movements in the game", which allows you to see many aspects of playing technique in interaction with the biomechanical characteristics. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, laboratory analysis methods of biomechanics. Results. Future specialists in the field of adaptive physical culture have studied the technique of throwing andfound that the game will help the children feel the distance (near - far), contributes to the development of large and fine motor skills. Darts is not only interesting and useful game for many generations, but is also an international sport that can teach a person to control the movements of your body. The material is used as teaching material in the classroom, in the laboratory work, and to perform individual tasks using the design technologies. Conclusion. Darts has special ingredients of building a movement and trajectory of the throw, and therefore useful for children with developmental and motor activities - cerebral palsy (CP) and down syndrome. Darts has a huge social value: it is safe, attributes of the games are available for children and adults. Keywords: training: biomechanics of motor activities: biomechanics of movements in the game: Darts: throw technique: biomechanical characteristics of the feet: torso: arms, head.
Введение. Возникла необходимость рассмотреть биомеханику движений в игре с учетом тактических и технических особенностей различных видов игр. Направление «Биомеханика в игре» [3,4] показало свою педагогическую целесообразность, так как студенты изучают не только особенности движений в игре взрослых и детей, собирают информацию об игре, но и пропагандируют массовый спорт и популяризируют забытые игры или некультивируемые виды спорта. Индивидуальные задания превращаются в индивидуальные проекты информационной или учебной направленности. Осмысление выполненного задания приводит к развитию научно-исследовательской
деятельности в предмете. Результатом исследовательской деятельности студентов в предмете является общественное признание, а именно, публикация научных работ в различных изданиях [5, 7]. Следует заметить, что с введением новой группы профессиональных компетенций возникла необходимость сочетания педагогических принципов, методических особенностей, практической реальности. Изучение биомеханических движений при игре в дартс расширяет методическую базу выполнения лабораторных работ и является педагогической основой изучения особенностей движений для специалистов в области адаптивной физической культуры [6]. Игра в дартс имеет специальные компоненты выстраивания движения и
траектории броска, поэтому она полезна для детей, имеющих особенности развития и двигательной деятельности - детский церебральный паралич (ДЦП) и синдром Дауна.
Игра в дартс имеет глубокие исторические корни, популярна во все времена и является международным видом спорта [5].
Дартс имеет свои правила, в нем, так же, как и в боулинге, важна техника броска, которая состоит из нескольких элементов [8].
Постановка проблемы.
Биомеханические характеристики дартс недостаточно исследованы и представлены в научной литературе. Научное исследование В. М. Ляпина, О. Б. Немцева (2009) посвящено формированию точности метательных движений (на примере дартс). В нем рассматриваются кинематические характеристики броска в дартс (определённые по движению снаряда), выполняемого в различных условиях, и приведено несколько позиций выполнения стандартных бросков [2].
Методы исследования. При проведении сравнительного анализа схожести техники броска и кинематики движения метательного средства в других видах спорта мы установили схожесть с метанием ножей [7]. Техника игры в дартс дает возможность рассматривать статичность позы спортсмена с учетом особенностей биомеханики движений.
Цель работы: выстраивание структурно-методических аспектов при изучении особенностей биомеханики движений в игре в дартс; изучение возможностей управления человеческим телом через моделирование различных движений.
Задача: изучить биомеханические движения при игре в дартс можно только при разборе этапов и положений броска и нахождении в нем частей тела. При изучении студентами техники броска было выделено семь основных параметров, позволяющих понять биомеханические характеристики броска в дартс. Такой научный подход позволяет не только расширить методические основы изучения курса «Биомеханика двигательной деятельности» в разделе «Кинематика» [6], но и создать новую лабораторную работу прикладного характера с дальнейшим выходом на проведение
экспериментальных научных исследований с участием группы студентов разных специальностей [6]. Таким образом, можно будет комплексно изучить особенности движений при игре в дартс, учитывая возрастные особенности и
противопоказания при медицинских заболеваниях.
Результаты исследований.
На начальном этапе прикладных исследований (к ним относятся учебные экспериментальные исследования)
студенты изучают структуру движения. Выделим структурно-методические
аспекты при изучении особенностей биомеханики движений в игре в дартс.
1. Определение положения ног в
игре.
Спортсмен становится к мишени в боковой позе (справа) [3, с. 34-36]. Опорной точкой выступают прямые ноги. Стопы ног выставляются на расстоянии, равном ширине плеч, и выбирается опорная точка. Выстраивается схема опорной точки, так как она постоянна от броска к броску. Одна нога ставится у линии броска и опирается полностью на ступню, в другой ноге точкой опоры служит носок. Биомеханические
движения в дартс определяются тремя основными позами тела спортсмена перед совершением броска: боковое, основное и фронтальное. Спортсмен самостоятельно выбирает удобную для него позу. Специалисты-практики считают, что правильно выбранная поза делает бросок более техничным, т. е. безошибочно достигаемым цели. С точки зрения биомеханики позы различаются по положению туловища относительно плоскости мишени, которые напрямую зависят от положения стоп ног.
Рассмотрим боковое положение перед совершением броска и его биомеханические характеристики. В боковом положении используется наибольший угол разворота туловища (90°) относительно плоскости мишени. Правая стопа располагается параллельно плоскости мишени на линии броска, левая отведена назад на расстояние, примерно равное ширине плеч, и опирается на носок. Управление частями тела происходит по следующей траектории биомеханики движения: ноги, таз и плечи находятся в одной плоскости; туловище и голова наклонены в сторону мишени, общий центр масс смещен вперед к опорной ноге. Правая рука находится на линии плеч, угол между ней и линией плеч составляет примерно 180°, левая рука опущена. Проанализируем особенности поз тела спортсмена. Основная поза тела отличается от боковой позы уменьшением угла разворота (45-60°). Правая нога находится на линии броска, стопа развернута носком вперед в сторону мишени под углом примерно 45° с наклоном туловища в сторону мишени, общий центр масс смещен вперед к опорной ноге. Угол, образованный рукой, выполняющей бросок, и линией плеч, равен 100-120°. Спортсмену важно сильно не наклоняться, для того чтобы не потерять равновесие. Положение головы вполоборота с ориентацией на мишень и наклоном к ведущей руке. При фронтальном начальном положении тела угол разворота практически отсутствует. При фронтальной позе стопы ног
параллельны друг другу и разведены в сторону мишени. При этом необходимо отметить, что при совершении броска общий центр масс смещается вперед и в сторону руки. Голова наклонена в сторону мишени, спортсмен видит перед собой мишень, мышцы напряжены.
2. Биомеханические
характеристики положения туловища.
спортсмена небольшим
Положение туловища расположено вертикально, с наклоном вперед и созданием неизменной опорной точки в течение определенного времени совершения броска. Мышцы туловища находятся в определенном фиксированном положении при наблюдении за тренировочным процессом спортсменов.
Рисунок 1 - Поза движения показывает направление головы и мышц шеи
Рисунок 2 - При таком наклоне отсутствует точка опоры необходимая для броска
3. Биомеханика движений головы важна для качественного прицеливания.
Мышцы шеи, удерживающие голову в вертикальном положении и участвующие в повороте головы в сторону мишени, не должны быть напряжены, иначе спортсмен потеряет равновесие. Как показывает проведенное исследование, снять напряжение не всегда удается, спортсмен должен внутренне настроиться.
4. Биомеханические характеристики положения рук.
Моделирование движений руки в броске (Изотов Е. А)[1]. Поднятая рука направлена для выполнения броска в сторону мишени, образуя угол между туловищем и плечом 70°, в изгибе. Плечо ведущей руки находится в стадии фиксации в плечевом суставе за счет напряжения соответствующих мышц. Изменение положения кисти в броске дает разный угол (от 10 до 160°). Если угол в локтевом
суставе колеблется от 10 до 90°, то кисть отклонена назад к предплечью, если же угол больше 90°, то кисть наклонена вперед. Плечо, предплечье, кисть должны находиться в одной плоскости - ПЛОСКОСТИ броска. Рассмотрим положение неведущей руки. Оно отличается от положения ведущей руки. Неведущая рука располагается вдоль тела спортсмена и выполняет функцию, вспомогательную для удержания дротиков. Напряжение пальцев кисти не должно быть чрезмерным, так как может способствовать общему
напряжению мышц тела. Спортсмену важно тренировать пальцы рук, чтобы ощущать свои пальцы и уметь вовремя снять напряжение. Более того, надо уметь пальцами ощутить дротик.
Рисунки 5,6,7 - Положения дротика
в руке
Рисунок 4 для броска
- Напряженность глазной мышцы. Определение оптимального расстояния
Заключение. Впервые были проведены прикладные научные исследования со студентами факультета АОФК в лабораторной работе по предмету «Биомеханика двигательной деятельности» [7]. Сделано более ста снимков различных биомеханических движений. Надежда Назаренко профессионально занимается метанием ножей (чемпионка мира в этом виде спорта) [15,16]. Спортсменка показала возможности управления человеческим телом при игре в дартс. Игра развивает координацию движений, ориентацию в пространстве, при этом работает глазная мышца (расстояние близко-далеко). Студенты-реабилитологи получили первый опыт развития крупной и мелкой моторики у детей с особенностями движений.
Литература
1. Изотов, Е. А. Идеомоторная тренировка в игре дартс в контексте взаимосвязи качества представлений с эффективностью овладения техникой броска дротика / Е. А. Изотов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 16-19.
2. Ляпин, В. М. Формирование точности метательных движений (на примере дартса) / В. М. Ляпин, О. Б. Немцев // Физическое воспитание студентов. - № 2. - 2009. - С. 64-73.
3. Овчинников, Ю. Д. Биомеханика для развития моторики детей / Ю. Д. Овчинников // Физическая культура - наука и практика. — 2013. — № 2. - С. 4-7.
4. Овчинников Ю. Д. Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей / Ю. Д. Овчинников // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4. - С. 49.
5. Овчинников, Ю. Д. Дартс - полезная игра и международный вид спорта / Ю. Д. Овчинников, В. А. Скворцова // Молодой ученый. - 2015. - № 8.
6.Овчинников, Ю. Д., Лызарь О.Г. Исследовательские функции компетенций / Ю. Д. Овчинников, О. Г. Лызарь // Профессиональное образование в современном мире. - 2016. - Т. 6. -№2.-С. 310-316.
7.Овчинников, Ю. Д., О биомеханике движений при метании ножей / Ю. Д. Овчинников, Н. А. Назаренко // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. -2016.-Т. 18. - № 1. - С. 42-46.
8.Техника броска в дартсе. [Режим доступа] http://dartsdoncck.ucoz.ua/publ/tckhnika_broska_v_dar ts/l-1-О-ЦДата обращения 24.04.2015). List of rcfcrcnccs:
dartsdoncck. ueoz. ua/p ubl/tckhnika_broska_v_darts/1 -1-0-1 (Date of the address 24.04.2015).
9. Кузнецова 3.M., Дайрсон M. Спортивные столкновения цивилизаций или мосты через культурные различия? Олимпийские игры как наследие и наследие олимпийских игр. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2013. -
Том 8. - №1. - С. 108-116. Режим доступа: http://www.iournal-scicncc.org/rn/magazinc/19.html.
10. Кузнецов С.А., Кузнецова З.М. История развития параолимпийского спорта в мире. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2014. Том 9,-№2. - С. 46-53. Режим доступа: http://www.iournal-scicncc.org/ru/articlc/61.html. DOI: 10.14526/00 1111 06.
11. Margaret Whitehead, Andy Pennington, Lois Orton, Shilpa Nayak, Mark Petticrew, Amanda Sowden, Martin White. How could differences in 'control over destiny' lead to socio-economic inequalities in health? A synthesis of theories and pathways in the living environment. Health and Place. Health & Place. Vol. 39, pp. 51-61. DOI http://doi.Org/10.1016/j.hcalthplace.2016.02.002 (Скопус)
12. Elizabeth A. Gage-Bouchard. Culture, Styles of Institutional Interactions, and inequalities in Healthcare Experiences. The Journal of Health and Social Behavior. February 1, 2017. DOI: 10.1177/0022146517693051 (Скопус)
References
1. Izotov E. A. Idioterna training in darts game in the context of representations quality interrelation with efficiency of mastering the dart throw equipment. Teoriya I praktika fizicheskoj kul'tuiy [The Theory and practice of physical culture], 2014, no 2, pp. 16-19. (in Russian).
2. Lyapin V. M., Nemtsev О. B. Forming of throwing movements accuracy (on the example of darts). Fizicheskaya trenirovka studentov [Physical training of students], 2009, no 2, pp. 64-73. (in Russian).
3. Ovchinnikov Yu. D. Biomechanics for development of children motility. Fizicheskaya kid 'turn
- панка 1 praktika [Physical culture - science and practice], 2013, no 2, pp. 4-7. (In Russian).
4. Ovchinnikov Yu. D. Biomechanics of movements. Development in a game of children athletic ability. Doshkol'noe obrazovanie [Preschool education]. 2014, no 4, pp. 49. (in Russian).
5. Ovchinnikov Yu. D., Skvortsova V. A. Darts
- a useful game and the international sport. Unnyj uchenyj [The Young scientist]. 2015, no 8. (in Russin).
Подано: 05.04.2017 Принято: 08.04.2017
6. Ovchinnikov Yu. D., Lyzar O. G. Research functions of competences. Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world], 2016, vol. 6, no 2, pp. 310-316. (in Russian).
7. Ovchinnikov Yu. D., Nazarenko N. A. To the biomechanics of movements in case of knife throwing. Tematicheskie vypuski fizicheskoj kiil'tury I sporta [Topical issues of physical culture and sport], 2016, vol. 18, no 1, pp. 42-46. (in Russian).
8.
http://dartsdoneck.ucoz.ua/publ/tekhnika_broska_v_dar ts/1-1-0-1 (Date of the address 24.04.2015).
9. Kouznetsova Z.M., Dyrson M. Sports clash of civilizations or bridges over cultural differences? The Olympics as a legacy and the legacy of the Olympic games. Pedagogiko-psyhologicheskie 1 mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kiil'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2013, vol. 8, no 1, pp. 108-116._Available at: http://www.iournal-science, org/ru/tnagaz ine/19.htrol.
10. Kouznetsov S.A., Kouznetsova Z.M. The history of the development of Paralympic sport in the world. Pedagogiko-psyhologicheskie I mediko-biologicheskie problem fizicheskoj kiil'tury I sporta [Pedagogico-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports], 2014, vol. 9, no 2, pp. 46-53. Available at: http://www. journal -science.org/ru/article/61 .html. DOI: 10.14526/00 1111 06.
11. Margaret Whitehead, Andy Pennington, Lois Orton, Shilpa Nayak, Mark Petticrew, Amanda Sowden, Martin White. How could differences in 'control over destiny' lead to socio-economic inequalities in health? A synthesis of theories and pathways in the living environment. Zdorov'e I mesto. [Health and Place]. Vol. 39, pp. 51-61. DOI http://d0i.0rg/l 0.1016/j.healthplace.2016.02.002 (Scopus)
12. Elizabeth A. Gage-Bouchard. Culture, Styles of Institutional Interactions, and inequalities in Healthcare Experiences. Zhurnal zdorov'ya I social 'nogo povedeniya [The Journal of Health and Social Behavior]. February 1,2017. DOI: 10.1177/0022146517693051 (Scopus)
Кузнецова Зинаида Михайловна - доктор педагогических наук, профессор, ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», ул. Низаметдинова, дом 28 г. Набережные Челны, Россия, 423806, E-mail: kzm [email protected] Овчинников Юрий Дмитриевич - кандидат технических наук, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, ул. Буденного, дом 161, г. Краснодар, Россия, 350015
Назаренко Надежда Анатольевна - студентка, ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, ул. Буденного, дом 161, г. Краснодар, Россия, 350015
Для цитирования: Овчинников Ю.Д., Назаренко H.A., Кузнецова З.М. Биомеханика движений в основных фазах двигательного действия (на примере игры в дартс) // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2017. -Т. 12.-№2.-С. 58-67.
DOI 10.14526/01 2017 206 УДК 797.2 П 12
РЕЗУЛЬТАТЫ АВТОЭКСПЕРИМЕНТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОМПЛЕКСНОГО МЕТОДА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА В ПОДГОТОВКЕ СПОРТСМЕНКИ К ЧЕМПИОНАТУ РОССИИ ПО ПЛАВАНИЮ СРЕДИ
ВЕТЕРАНОВ
Т.Н. Павлова - кандидат педагогических наук, доцент С.Е. Павлов - кандидат медицинских наук, A.C. Павлов - кандидат педагогических наук, преподаватель ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта,
молодежи и туризма (ГЦОЛИФК')», Сиреневый бульвар, 4, Москва, Россия, 105122
E-mail: dr pav(ä),mail.ru
Аннотация. Анализ литературных источников позволяет обнаружить достаточное число свидетельств о низкой эффективности традиционно используемого в подготовке пловцов периодизационного метода построения тренировочного процесса. В связи с этим актуален поиск более эффективных методов построения тренировочного процесса в спортивном плавании. Материалы. Апробация комплексного метода построения тренировочного процесса в цикпе подготовки спортсменки (возраст 56 лет) к Чемпионату России по плаванию среди ветеранов. Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы, метод лазерной стимуляции спортивной работоспособности, эксперимент. Результат. В статье представлены результаты индивидуального опыта по использованию комплексного метода построения тренировочного процесса в подготовке спортсменки к Чемпионату России по плаванию среди ветеранов. Сообщается об эффективности применения в подготовке спортсменки-ветерана комплекса дыхательных упражнений, выполняемых по методике А. В. Сидерского, а также об эффективности курсового приема общеукрепляющего тибетского травного сбора, приготовленного по рецептуре Н. А. Бадмаева и об использовании в предстартовой подготовке спортсменки метода лазерной стимуляции спортивной работоспособности. Заключение. Использование законов системной физиологии в планировании и построении тренировочного процесса, целенаправленность и оптимальность тренировочных нагрузок в совокупности с полноценностью восстановления атлета между тренировочными занятиями гарантируют его эффективность.