УДК 796.012
МОДЕЛИРОВАНИЕ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ ИГРЕ В ДАРТС
Ю. Д. Овчинников, кандидат технических наук, доцент кафедры биохимии, биомеханики и естественнонаучных дисциплин,
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161, е-mail: [email protected]
Изучая курс «Биомеханика двигательной деятельности», студенты сталкиваются с необходимостью понимания биомеханических характеристик в различных траекториях движений. Педагогически целесообразным рассматривать в предметных технологиях профильного цикла биомеханические движения в различных видах игр, так как в игре естественным образом отображается система движений человеческого тела. Изучение движений в игре привело к развитию научно-исследовательского направления «Биомеханика движений в игре», которая позволяет увидеть многие аспекты техники игры во взаимодействии с биомеханическими характеристиками. Представленный автором материал используется как методический на занятиях, при выполнении лабораторных работ, а также при выполнении индивидуальных заданий с применением метода проектных технологий. Игра в дартс имеет огромное социальное значение: она безопасна, атрибуты игры доступны для детей и взрослых. Игра в дартс имеет специальные компоненты выстраивания движения и траектории броска, поэтому полезна для детей с особенностями развития и двигательной деятельности - детский церебральный паралич (ДЦП) и синдром Дауна. Будущие специалисты в области адаптивной физической культуры изучили технику броска и установили, что игра помогает детям ощущать расстояние (близко - далеко), способствует развитию крупной и мелкой моторики. Дартс не только интересная и полезная игра многих поколений, но также является международным видом спорта.
Ключевые слова: учебный курс; биомеханика двигательной деятельности; биомеханика движений в
ристики положения ног, туловища, рук, головы.
Введение. Возникла необходимость рассмотреть биомеханику движений в игре с учетом тактических и технических особенностей различных видов игр. Направление «Биомеханика в игре» [8, 9] показало свою педагогическую целесообразность, так как студенты изучают не только особенности движений в игре взрослых и детей, но и собирают информацию об игре и тем самым пропагандируют массовый спорт и популяризируют забытые игры или непопулярные виды спорта. Индивидуальные задания превращаются в индивидуальные проекты информационной или учебной направленности. Осмысление выполненного задания приводит к развитию научно-исследовательской деятельности в предмете [7]. Результатом исследовательской деятельности студентов в предмете является общественное признание, а именно, публикация научных работ в различных изданиях [16]. Следует заметить, что при введении новой группы профессиональных компетенций необходимо сочетание педагогических принципов, методических особенностей, практической реальности. Изучение биомеханических движений при игре в дартс расширяет методическую базу выполнения лабораторных работ и является педагогической основой изучения особенностей движений для специалистов в области адаптивной физической культуры [14, 15]. Игра в дартс имеет специальные компоненты выстраивания движения и траектории броска, поэтому она полезна для детей с особенностями развития и двигательной деятельности - детский церебральный паралич (ДЦП) и синдром Дауна.
Игра в дартс имеет глубокие исторические корни, популярна и, более того, является международным ви-
игре; дартс; техника броска; биомеханические характе- дом спорта [12].
Дартс имеет свои правила, в нем, так же как и в боулинге, важна техника броска, которая состоит из нескольких элементов [11].
Постановка проблемы. Биомеханические характеристики дартса недостаточно исследованы и представлены в научной литературе. Научное исследование (В. М. Ляпин, О. Б. Немцев, 2009) посвящено формированию точности метательных движений (на примере дартса). В нем рассматриваются кинематические характеристики броска в дартсе (определённые по движению снаряда), выполняемого в различных условиях, и приведено несколько позиций выполнения стандартных бросков [2].
Студенты, увидев знакомую мишень, даже не задумывались, что в дартсе прослеживается весь комплекс биомеханических движений в игре [8, 9]. Техника броска в дартсе связывается с биомеханическими движениями: начальное положение, хват, прицеливание, бросок, выпуск, управление дыханием. Необходимо отметить, что проблема управления своим телом в биомеханике недостаточно изучена и исследована, требует использования многофакторного анализа. Характеристика положения тела перед броском у дартистов называется изготовка. В этом начальном положении спортсмен выбирает рациональное расположение своего тела. Но по мере совершенствования техники выполнения броска спортсмен постоянно вносит определённые изменения в начальное положение. Дартс является как любимой игрой детства, так и международным видом спорта со своими правилами игры, поэтому необходимо рассмотреть статичность позы спортсмена [12, 17].
Методы исследования. При проведении сравнительного анализа схожести техники броска и кинематики движения метательного средства в других видах спорта мы установили схожесть с метанием ножей [13]. Техника игры в дартс дает возможность рассматривать статичность позы спортсмена с учетом особенностей биомеханики движений [5, 6].
Цель работы: выстраивание структурно-методических аспектов при изучении особенностей биомеханики движений в игре в дартс.
Возникают споры о том, считать дартс игрой или международным видом спорта. Дартс как спорт требует от спортсмена достижения не просто результативности, а высших достижений международного уровня, т. е. точности метательных действий и техничных бросков в соответствии с международными правилами и стандартами, принятыми в дартсе, а также определения кинематики движения снаряда в определенном временном промежутке.
Игра в дартс показывает способность игрока выстраивать модели метательных действий с разных позиций ног, туловища, головы и видеть собственный результат. Игрок точно не знает правила и международные стандарты, но получает удовольствие от необычных двигательных действий с метательным орудием в виде дротика (рис. 1). Игрока привлекают специализированные термины: дротик, хвостовик, из-
готовка, лэг, сэт, яблочко мишени, а также возможность с помощью игры обрести команду единомышленников в различных общественных местах. Главное в дартсе - не давать своему сопернику навязать собственную игру и предложить ему свой вариант.
Рис. 1. Дротики для игры в дартс (классические). С помощью данного вида дротиков проводилось исследование.
Задача: изучить биомеханические движения при игре в дартс можно только при разборе этапов и положений броска и нахождении в нем частей тела. При изучении студентами техники броска было выделено семь основных параметров, позволяющих понять биомеханические характеристики броска в дартс. Такой научный подход позволяет не только расширить методические основы изучения курса «Биомеханика двигательной деятельности» в разделе «Кинематика» [10, с.149], но создать новую лабораторную работу прикладного характера с дальнейшим выходом на проведение экспериментальных научных исследований с участием группы студентов разных специальностей [7, 14, 15]. Таким образом, можно будет комплексно изучить особенности движений при игре в дартс, учитывая возрастные особенности и противопоказания при различных заболеваниях.
Результаты исследований. Проведенные учебные экспериментальные исследования позволили выявить следующие проблемы:
1. Студенты не представляют структуры движений дартистов.
2. Не все готовы выполнить броски с фиксированным результатом, необходима подготовка в технике броска.
3. Проблема управления человеческим телом требует использования многофакторного анализа и поэтапной методики исследований.
4. Лабораторные работы по предмету «Биомеханика двигательной деятельности» позволяют проводить учебные эксперименты с участием студентов в несколько этапов. Данное исследование также предполагает проведение экспериментов в несколько этапов с целью получения научных результатов практико-ориентированных для различных видов деятельности.
Данная статья представляет начальный этап исследований - научно-методический - с целью демонстрации студентам методики биомеханики движений в определенном виде спорта.
На начальном этапе прикладных исследований (к ним относятся учебные экспериментальные исследования) студенты изучают структуру движения. Выделим структурно-методические аспекты при изучении особенностей биомеханики движений в игре в дартс.
Спортсмен не может в течение времени, необходимого для совершения броска, обеспечить абсолютную неподвижность и статичность избранной позы, происходят некоторые естественные и постоянные изменения положения практически всех частей его тела, в связи с этим возникают сложности при выборе перво-статичной позы для совершения броска.
Начальное положение спортсмена для броска определяется положением ног, туловища, рук и головы (рис. 2).
Рис. 2. Начальное положение спортсмена
На рисунке 2 показывается правильная установка мишени, от которой зависит точность броска. Мишень имеет стандартные размеры [3]. В эксперименте использовалась и нестандартная мишень с целью изучения двигательных возможностей и ориентации человека в пространстве.
1. Определение положения ног в игре.
Спортсмен становится к мишени в боковой позе (справа) [3, с. 34-36]. Опорной точкой являются прямые ноги. Стопы ног выставляются на расстоянии, равном ширине плеч, и выбирается опорная точка. Выстраивается схема опорной точки, так как она постоянна от броска к броску. Одна нога ставится у линии броска и опирается полностью на ступню, в другой ноге точкой опоры служит носок. Биомеханические движения в дартсе определяются тремя основными позами тела
спортсмена перед совершением броска: боковое, основное и фронтальное. Спортсмен самостоятельно выбирает удобную для него позу. Специалисты-практики считают, что правильно выбранная поза делает бросок более техничным, т. е. безошибочно достигаемым цели. С точки зрения биомеханики позы различаются по положению туловища относительно плоскости мишени, которые напрямую зависят от положения стоп ног.
Рассмотрим боковое положение перед совершением броска и его биомеханические характеристики. В боковом положении используется наибольший угол разворота туловища (90°) относительно плоскости мишени. Правая стопа располагается параллельно плоскости мишени на линии броска, левая отведена назад на расстояние, примерно равное ширине плеч, и опирается на носок. Управление частями тела происходит по следующей траектории биомеханики движения: ноги, таз и плечи находятся в одной плоскости; туловище и голова наклонены в сторону мишени, общий центр масс смещен вперед к опорной ноге. Правая рука находится на линии плеч, угол между ней и линией плеч составляет примерно 180°, левая рука опущена. Проанализируем особенности поз тела спортсмена.
Основная поза тела отличается от боковой позы уменьшением угла разворота (45-60°). Правая нога находится на линии броска, стопа развернута носком вперед в сторону мишени под углом примерно 45° с наклоном туловища в сторону мишени, общий центр масс смещен вперед к опорной ноге. Угол, образованный рукой, выполняющей бросок, и линией плеч, равен 100-120°. Спортсмену важно сильно не наклоняться для того, чтобы не потерять равновесие. Положение головы вполоборота с ориентацией на мишень и наклоном к ведущей руке. При фронтальном начальном положении тела угол разворота практически отсутствует. При фронтальной позе стопы ног параллельны друг другу и разведены в сторону мишени. При этом необходимо отметить, что при совершении броска общий центр масс смещается вперед и в сторону руки. Голова наклонена в сторону мишени, спортсмен видит перед собой мишень, мышцы напряжены.
2. Биомеханические характеристики положения туловища.
Положение туловища спортсмена расположено вертикально, с небольшим наклоном вперед и созданием неизменной опорной точки в течение определенного времени совершения броска. Мышцы туловища находятся в определенном фиксированном положении при наблюдении за тренировочным процессом спортсменов.
3. Биомеханика движений головы важна для качественного прицеливания.
Мышцы шеи, удерживающие голову в вертикальном положении и участвующие в повороте головы в сторону мишени, не должны быть напряжены, иначе спортсмен потеряет равновесие. Как показывает проведенное исследование, снять напряжение не всегда удается, спортсмен должен внутренне настроиться.
При игре в дартс излишнее напряжение мышц в течение определенного времени приводит к быстрому развитию утомления, снижению работоспособности спортсмена, снижению уровня концентрации внимания, возникновению других негативных последствий [1, 4]. Положение головы должно быть постоянным и не меняться в процессе выполнения броска, иначе это может негативно отразиться на качестве прицеливания. Напряжение глазной мышцы (прищуривание) не дает возможности сделать качественный бросок и вызывает заторможенность в действиях спортсмена.
4. Биомеханические характеристики положения рук.
Моделирование движений руки в броске. Поднятая рука направлена для выполнения броска в сторону мишени, образуя угол между туловищем и плечом 70°, в изгибе. Плечо ведущей руки находится в стадии фиксации в плечевом суставе за счет напряжения соответствующих мышц. Изменение положения кисти в броске дает разный угол (от 10 до 160°). Если угол в локтевом суставе колеблется от 10 до 90°, то кисть отклонена назад к предплечью, если же угол больше 90°, то кисть наклонена вперед. Плечо, предплечье, кисть должны находиться в одной плоскости - плоскости броска. Рассмотрим положение неведущей руки. Оно отличается от положения ведущей руки. Неведущая рука располагается вдоль тела спортсмена и выполняет функцию, вспомогательную для удержания дротиков. Напряжение пальцев кисти не должно быть чрезмерным, так как может способствовать общему напряжению мышц тела. Спортсмену важно тренировать пальцы рук, чтобы их ощущать и уметь вовремя снять напряжение. Более того, надо уметь пальцами ощутить дротик.
5. хват и его роль при совершении броска.
Хват должен обеспечивать надежное удержание
дротика и контроль над его положением во время всех фаз броска. Он обеспечивает такое положение дротику, которое бы позволило ему продолжить свое движение по заданной траектории в направлении выбранной цели на мишени. Спортсмены используют несколько способов удержания дротика: тремя, четырьмя, пятью и, в редких случаях, двумя пальцами (рис. 3). Выбор хвата зависит от анатомического строения кисти, размера и формы дротика. При хвате тремя пальцами дротик удерживается подушечками среднего, указательного и большого пальца. Средний и указательный палец находятся с одной стороны дротика, а большой располагается с противоположной стороны между ними. Такой вариант удержания дротика считается не самым практичным.
Модели различных положений хвата позволяют проследить работу пальцев и кисти игрока. Данный вид моторных движений важен не только для спортсменов, но и для детей, имеющих заболевания центральной нервной системы, нуждающихся в развитии мелкой моторики пальцев рук.
Модель удержания дротика большим пальцем: большой палец прижимает его к двум фалангам ука-
зательного пальца, средний палец ногтевой фалангой поддерживает дротик снизу.
Рис. 3. Модели хвата
Модель хвата четырьмя пальцами предусматривает нахождение большого пальца с противоположной стороны от среднего, указательного и безымянного, прижимает к ним дротик. Положение безымянного пальца может быть переменным как на корпусе дротика, так и
на игле. Данную модель хвата применяют для цилиндрических дротиков, которые имеют одинаковый диаметр по всей длине.
При модели хвата пятью пальцами расположение пальцев следующее: указательный палец располагается на конце дротика у начала хвостовика, средний и безымянный - на корпусе дротика, а мизинец находится на игле. Такая модель хвата является наиболее надежной для удержания дротика и ощущения его по всей длине.
Если у спортсмена длинные гибкие пальцы, тогда он может удерживать дротик без напряжения.
6. Прицеливание как естественное действие спортсмена без использования технических устройств.
Суть техники прицеливания состоит в выполнении следующего действия: совмещении окончания дротика, расположенного в плоскости броска, с точкой прицеливания.
Для эффективного прицеливания необходимо выбрать устойчивое положение, при котором учитывается временной фактор и умение управлять телом в пространстве по отношению к положению дротика. Спортсмен готовится к прицеливанию и видит хвостовик дротика, совмещенный с точкой прицеливания, в связи с этим мишень видна менее четко, так как все внимание глаза направлено на точку прицеливания. Глаз выстраивает своеобразную линию прицеливания.
7. Метательное действие основывается на использовании мускульной силы человека, силы тяжести для метания дротика.
Прицельным броском спортсмен определяет для себя точку прицеливания для развития необходимой скорости движения дротика в нужном направлении и обеспечения рациональной траектории его полета.
Моделирование игроком прицельного броска позволяет:
- обеспечить дротику максимально возможную скорость движения в момент вылета без нарушения координации движений;
- сконцентрировать движения пальцев ведущей руки в центр тяжести дротика в плоскости броска;
- обеспечить угол вылета дротика по заданной траектории.
Специалисты с технической точки зрения бросок условно разделяют на три фазы: начальная (отведение), средняя (основная), заключительная [17].
Моделирование начальной фазы броска: во время разгибания ведущей руки в локтевом суставе развивается максимальная скорость движения предплечья, кисти и соответственно дротика в избранном направлении. При выполнении начальной фазы (отведения) происходит сгибание ведущей руки в локтевом суставе и разгибание в лучезапястном суставе, движения плавные, с фиксацией плеча в плечевом суставе. Ведущая рука находится в вертикальной плоскости, без горизонтальных смещений в локтевом суставе.
Моделирование средней фазы броска: придание дротику максимальной скорости вылета в выбранном направлении. Во время этой фазы броска происходит разгибание ведущей руки в локтевом суставе и соответственно движение предплечья, кисти и дротика в направлении точки прицеливания, происходит ускорение движения и переход плавных движений в кисти. Поступательное движение предплечья начинается с выполнения плавного быстрого сгибания кисти в луче-запястном суставе в плоскости броска.
Заключительная фаза состоит в передаче энергии, накопленной в процессе разгибания руки под определенным углом, в центр тяжести дротика в плоскости броска с выстраиванием новой траектории движения. В заключительной фазе броска увеличивается скорость движения предплечья и кисти, удерживающей дротик. Спортсмен может потерять равновесие, так как сложно удержать опорную точку. Скорость вылета дротика определяет высоту траектории и точность попадания в цель. Точность в движениях дает высокий результат в попаданиях. Величина скорости может быть оптимальной с учетом уровня подготовки спортсмена.
Основное усилие в момент отделения дротика от пальцев в процессе освобождения от захвата приложено в центр тяжести дротика под определенным углом в плоскости выполняемого броска и образует оптимальный угол вылета. В заключительной фазе спортсмен выполняет биомеханическое движение - выпуск дротика из хвата пальцев. Неправильное выполнение этого движения снижает качество броска. Основная задача при выполнении выпуска заключается в расслаблении одновременно всех пальцев, удерживающих дротик, которое должно быть согласовано с положением кисти ведущей руки. Дротик высвобождается из пальцев произвольно и совершает траекторию полета под определенным углом. Для того чтобы избежать угловых смещений в горизонтальной плоскости, движения должны выполняться в плоскости броска [4, 17].
Важной проблемой для начинающих игроков является проблема управления дыханием во время совершения броска.
Заключение. Студенты в большей степени представляли дартс как хобби, игра детства, однако дартс является международным видом спорта с определенной техникой выполнения бросков. Техничность броска определяет его точность. Техничность броска во многом зависит от того как спортсмен использует в соревновательно-подготовительных этапах биомеханические характеристики. Для этого необходимо использовать многофакторный анализ при проведении фундаментальных исследований. При проведении учебных экспериментальных исследований, которые имеют прикладное значение, важно показать научно-методические аспекты. В процессе начального этапа исследований выделены структурно-методические аспекты при изучении особенностей биомеханики движений в игре в дартс.
Биомеханика движений при игре в дартс под-
тверждает полезность и необходимость применения игровых движений детям и взрослым. Специалисты в области адаптивной физической культуры должны видеть в этой игре элемент социальной адаптации детей и взрослых с особенностями движения. Оздоровительный эффект заключается в развитии крупной и мелкой моторики, ощущении пространства, тренировке глазомера и приобретении навыков управления дыханием. Представленный материал является методической базой для выполнения лабораторных работ по учебному курсу «Биомеханика двигательной деятельности» и развития научно-исследовательского направления «Биомеханика движений в игре». Рассмотрение различных видов игр с основными биомеханическими характеристиками педагогически целесообразно для вузов педагогической направленности, которые готовят специалистов для образовательных и оздоровительных учреждений.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Изотов Е. А. Идеомоторная тренировка в игре дартс в контексте взаимосвязи качества представлений с эффективностью овладения техникой броска дротика / Е. А. Изотов // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 16-19.
2. Ляпин В. М. Формирование точности метательных движений (на примере дартса) / В. М. Ляпин, О. Б. Немцев // Физическое воспитание студентов. - № 2.
- 2009. - С. 64-73.
3. Назаренко Н. А. Стандарты изготовления мишени для игры в дартс / Н. А. Назаренко // Актуальные научные исследования в условиях вызовов XXI века: материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация» (31 марта 2016 г.) / ред. кол.: М. Л. Нюшенкова, А. А. Бель-цер, Ю. А. Кузнецова, О. А. Подкопаев. - Самара: ООО «Офорт», 2016. - 350 с.
4. Новиков Е. А. Повышение уровня сенсорной аффе-рентации и координации двигательной активности игроков в дартс / Е. А. Новиков, В. И. Понкратов, П. В. Кривоносов // Современные наукоемкие технологии.
- 2014. - № 6. - С. 94.
5. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности: учебное пособие / Ю. Д. Овчинников. -Краснодар: КГУФКСТ, 2014. - 265 с.
6. Овчинников Ю. Д. Биомеханика двигательной деятельности: лабораторный практикум: учебное пособие // Palmarium Academic Publishing Saarbrücken. Германия, 2014. - 77 с.
7. Овчинников Ю. Д. Логико-компетентностный подход в изучении предметов спортивного профиля / Ю. Д. Овчинников // Высшее образование в России. - 2014.
- № 1. - С. 159-160.
8. Овчинников Ю. Д. Биомеханика для развития моторики детей / Ю. Д. Овчинников // Физическая культура - наука и практика. - 2013. - № 2. - С. 4-7.
9. Овчинников Ю. Д. Биомеханика движений. Развитие в игре двигательных возможностей детей / Ю. Д. Овчинников // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 4.
- С. 49.
10. Овчинников Ю. Д. Оптимизация учебной программы профильного цикла / Ю. Д. Овчинников // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2015.
- № 2 (18). - С. 148-153.
11. Овчинников Ю. Д. Биомеханические движения и техника броска при игре в боулинг / Ю. Д. Овчинников // Физическая культура, спорт - наука и практика. -
2015. - № 3. - С. 49-54.
12. Овчинников Ю. Д. Дартс — полезная игра и международный вид спорта / Ю. Д. Овчинников, В. А. Скворцо-ва // Молодой ученый. — 2015. - № 8.
13. Овчинников Ю. Д. Кинематика и динамика вращательного движения тела (на примере метания ножей) / Ю. Д. Овчинников, Н. А. Назаренко // Бакалавр. -
2016. - № 1-2 (14-15). - С. 7-11.
14. Овчинников Ю. Д. Компетенции как исследовательские лаборатории для студентов / Ю. Д. Овчинников // Инновации в образовании. - 2016. - № 5. - С. 31-41.
15. Овчинников Ю. Д. Профессия - специалист по адаптивной физической культуре / Ю. Д. Овчинников, О. Г. Лызарь// Профессиональное образование и занятость молодежи: XXI век. Проблема опережающей подготовки кадров для российской экономики (региональный аспект): мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Кемерово, 17 марта 2016 г.): в 2 ч. - Ч. 2 / Департамент образования и науки Кемеровской области, ГБУ ДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», Академия педагогических наук Казахстана, ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет». - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. - 200 с.
16. Овчинников Ю. Д. Научная работа студентов как фактор общественного признания / Ю. Д. Овчинников // Молодой ученый. - 2016. - №1. - С. 1-5.
17. Техника броска в дартсе. [Режим доступа] http:// dartsdoneck.ucoz.ua/publ/tekhnika_broska_v_darts/1-1-0-1(Дата обращения 24.04.2015).
Профессиональное образование
BIOMECHANICAL MODELING OF MOTOR ACTIONS IN DARTS
Y. Ovchinnikov, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor of the Biochemistry, Biomechanics and Natural Sciences Department,
Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar.
Contact information for correspondence: 350015, Russia, Krasnodar, Budennogo str., 161;
е-mail: [email protected]
Studying the course "Biomechanics of motor activity", students are faced with the need to understand the biomechanical characteristics in different paths of movement. It is pedagogically appropriate to see in the subject technology of the profile cycle biomechanical movements at different types of games, as during the game the human body movement system is displayed in a natural way. The study of the movements during the game led to the development of the research direction "Biomechanics of the movements at the game", which allows to see many aspects of the playing technique in conjunction with the mechanical characteristics. Presented by the author material is used as a teaching material at the lessons, laboratory work, as well as individual tasks using the method of design technology. Darts is of great social importance: it is safe, game attributes are available for children and adults. Darts has special components for movement and throw trajectory building, so it is useful for children with disabilities and motor activity - cerebral palsy (CP) and Down's syndrome. Future specialists in adaptive physical training studied the throw technique and established, the game helps children to feel distance (close - far), promotes the development of gross and fine motor skills. Darts not only interesting and useful game of many generations, but it is also an international sport.
Keywords: training course; biomechanics of locomotor activity; movement biomechanics during the game; darts; throwing technique; biomechanical characteristics of the feet position, body, hands, head.
References:
1. Izotov E. A. Ideomotornaya a training in darts game in the context of interrelation of quality of representations with efficiency of mastering the dart throw equipment. Teoriia ipraktika fizicheskoi kul'tury [Theory and practice of physical culture], 2014, no. 2, pp. 16-19. (in Russian).
2. Lyapin V. M., Nemtsev O. B. Forming of accuracy of throwing movements (on the example of darts). Fiziches-koe vospitanie studentov [Physical training of students], 2009, no. 2, pp. 64-73. (in Russian).
3. Nazarenko N. A. Standards of production of a target for a game in darts. Aktual'nye nauchnye issledovaniia v usloviiakh vyzovov XXIveka: materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii NITs «Povolzhskaia nauchnaia korporatsiia» (31 marta 2016g.) [Urgent scientific research in the conditions of Xxiveka challenges: materials of the International scientific and practical conference of Research Center Volga Region Scientific
Corporation (on March 31, 2016)], Samara, LLC Ofort, 2016, 350 p. (in Russian).
4. Novikov E. A., Ponkratov V. I., Krivonosov P. V. Increase in level of a touch afferentation and coordination of physical activity of players in darts. Sovremennye naukoemkie tekhnoiogii [Modern high technologies], 2014, no. 6, pp. 94. (in Russian).
5. Ovchinnikov Yu. D. Biomekhanika dvigatei'noi deiatei'nosti: uchebnoeposobie [Biomechanics of motive activities: education guidance]. Krasnodar, KGUFKST, 2014, 265 p. (in Russian).
6. Ovchinnikov Yu. D. Biomekhanika dvigatei'noi deiatei'nosti: iaboratornyi praktikum: uchebnoe posobie [Biomechanics of motive activities: Laboratory practical work: Education guidance], Germany, Palmarium Academic Publishing Saarbrücken, 2014, 77 p.
7. Ovchinnikov Yu. D. Logiko-kompetentnostny approach in studying of objects of a sports profile. Vysshee obra-zovanie vRossii [Higher education in Russia], 2014, no. 1, pp. 159-160. (in Russian).
8. Ovchinnikov Yu. D. Biomechanics for development of motility of children. Fizicheskaia kui'tura, sport - nauka ipraktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2013, no. 2, pp. 4-7. (in Russian).
9. Ovchinnikov Yu. D. Biomechanics of movements. Development in a game of an athletic ability of children. Doshkoi'noe vospitanie [Preschool education], 2014, no. 4, pp. 49. (in Russian).
10. Ovchinnikov Yu. D. Optimization of the training program of a profile cycle. Professionai'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad], 2015, no. 2 (18), pp. 148-153. (in Russian).
11. Ovchinnikov Yu. D. Biomekhanicheskiye of movement and the equipment is bright in case of playing bowling. Fizicheskaia kui'tura, sport - nauka i praktika [Physical Education, Sport -Science and Practice], 2015, no. 3, pp. 49-54. (in Russian).
12. Ovchinnikov Yu. D., Skvortsova V. A. Darts — a useful game and the international sport. Moiodoi uchenyi [Young scientist], 2015, no. 8. (in Russian).
13. Ovchinnikov Yu. D., Nazarenko N. A. Kinematics and dynamics of rotary motion of a body (on the example of knife throwing). Bakaiavr [Bachelor], 2016, no. 1-2 (1415), pp. 7-11. (in Russian).
14. Ovchinnikov Yu. D. Competences as research laboratories for students. Innovatsii v obrazovanii [Innovations in education], 2016, no. 5, pp. 31-41. (in Russian).
15. Ovchinnikov Yu. D., Lyzar O. G.A profession - the specialist in adaptive physical culture. Professionai'noe obrazovanie i zaniatost' moiodezhi: XXI vek. Probiema operezhaiushchei podgotovki kadrov diia rossiiskoi eko-nomiki (regionai'nyi aspekt) [Professional education and
employment of youth: 21st century. A problem of the advancing training for the Russian economy (regional aspect))], Kemerovo, State Budgetary Institution DPO KRIRPO, 2016, vol. 2, 200 p. (in Russian).
16. Ovchinnikov Yu. D. Scientific work of students as factor of public recognition. Molodoi uchenyi [Young scientist], 2016, no. 1, pp. 1-5. (in Russian).
17. Tekhnika broska v Dartse [The equipment is bright in Darts]. Available at: http://dartsdoneck.ucoz.ua/publ/ tekhnika_broska_v_darts/1-1-0-1 (Date of the address 24.04.2015).