АРХИТЕКТУРА
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР «ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТА И СВЕТА В ГОРОДСКИХ ТЕРРИТОРИЯХ» Белогурова Ю.Ю. Email: Belogurova630@scientifictext.ru
Белогурова Юлия Юрьевна - магистрант, кафедра ландшафтной архитектуры и искусственных лесов, Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск
Аннотация: библиографический обзор в данной работе посвящен анализу различных литературных источников, а также взглядов ученых на цветовое и световое оформление городов. В статье освещены наиболее яркие проявления научной деятельности в этой области. Также рассмотрены проблемы и основные термины, связанные с изучением данной темы. Перечислены основные социально-культурные функции города. Статья подготовлена в рамках научно-исследовательской работы для магистерской диссертации «Особенности цветового воздействия и проблемы цветовой организации среды микрорайона города». Ключевые слова: колористика, цвет, автор, город, научные труды.
BIBLIOGRAPHICAL REVIEW «PROBLEMS OF LIGHT AND COLOUR
IN URBAN AREAS» Belogurova Yu.Yu.
Belogurova Yuliya Yur'evna - Master Student, DEPARTMENT OF LANDSCAPE ARCHITECTURE AND ARTIFICIAL FORESTS,
NORTHERN (ARCTIC) FEDERAL UNIVERSITY NAMED AFTER M.V. LOMONOSOV, ARKHANGELSK
Abstract: bibliographic review in this paper is devoted to the analysis of various literary sources, as well as the views of scientists on color and light decoration of the cities. The article highlights the most striking manifestations of scientific activities in this field. Also me the problems and the basic terms associated with the study of the topic. Lists the main socio-cultural functions of the city. The article was prepared within the framework of research work for the thesis "Peculiarities of color impact and problems of color organization of the environment of the neighborhood of the city." Keywords: coloring, color, author, city, research papers.
УДК 72.017.4
Колористика - эффективное средство достижения композиционной целостности города. Это положение справедливо не только в отношении отдельных архитектурных ансамблей, но и в отношении художественного осмысления «города в целом как ансамбля ансамблей» [1, с. 24].
Социально-культурные функции города реализуются в его пространственной среде, которая обусловливает определенные тенденции архитектурной полихромии, определяет принципы и приемы формирования колористики города. Цвет неразрывно связан пространством. Цветовая культура, в конечном счете, есть культура освоения пространства, поэтому столь необходимо познание феномена цвета. Значение цветового окружения для жизнедеятельности человека в городах возрастает с повышением концентрации городских процессов, интенсификацией использования пространственной среды, ее полифункциональностью.
Архитектурная практика дает нам немало примеров удачной колористической организации архитектурно-художественных ансамблей. Это и восстановление утраченной связи искусственной среды города с его природным окружением, и обращение к традициям цветовой культуры региона, и историческая преемственность в организации цветовой среды исторического города. На сегодняшний день достаточно детально исследованы вопросы колористики на уровне города в целом, полихромии отдельных архитектурных ансамблей [4, с. 88].
В книге А.В. Ефимова (1990) «Колористика городов» на основе отечественного и зарубежного опыта анализируется проблема формирования колористики современного города — крупномасштабной цветовой системы, мощного средства эстетического и функционального совершенствования городской среды. Определены факторы, влияющие на цветовой образ города; природа, климат, объемно-планировочные особенности, колористическая культура, технология. Предложена комплексная методика по проектным разработкам колористики различных городов.
| 103 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(30). Том 2. 2017
Так же данная тема не менее подробно освещена в изданиях вышеупомянутого автора «Цвет в предметной среде» и «Формирование цветовой среды города».
В работах отечественных и зарубежных авторов К. Линча, А. И. Седака, Б. Лассюса, Я. Гинзбурга, В.И. Кравца, С.К. Лемешева, Э.М. Лушеко, А.В.Ефимова, Я.П. Виноградова, В.А. Глинкина, А. Немчича, Н.Е. Трегуб, Т.Ф. Гайдук, Л.Н. Мироновой, В. Тернера, Е.Пономаревой, Н.И. Ивановой, И.В. Мигалиной и др., выявлена важная средообразующая роль цвета. Цвет образует визуальную основу среды, является единственным носителем визуальной информации о среде. Цвет оказывает психофизиологическое воздействие, имеет психотерапевтические свойства. Цвет выступает как композиционное средство, несет в себе образное содержание и реализуется как знак. Цветовые палитры, присущие этнической и национальной предметно-пространственной среде, служат одним из дифференцирующих признаков, определяющих лицо культуры, своеобразие исторических эпох и стилей.
И. Иттен (2000) в книге «Искусство цвета» разбирает закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования. Трудно найти более востребованную художниками, дизайнерами и архитекторами книгу, чем эта [3, с. 4].
Характеристики историко-культурных пластов, в тканях которых формировалась колористика искусственной среды, содержатся в работах А.Дж. Тойнби, Э.Б. Тайлора, И.А. и Н.Н. Чебоксаровых, А.Я. Гуревича, Й. Хейзинги, С.А. Токарева, М. Поповича, В.В. Бычкова, В.Б. Мириманова, В.Н. Лазарева.
Вопрос создания цветовой среды, наполненной духовным содержанием, особенно остро стоит в наши дни, в эпоху роста национального самосознания. Создание модели системы колористики предметно-пространственной среды особенно актуально для сегодняшнего дня, в эпоху самоопределения, когда цвет становится знаком государственности, символом национального возрождения [2, с. 72].
Аспектам современных концепций средообразования посвящены труды Л.П. Скорик, Т.Д. Товстенко, А.Э. Гутнова, А.И. Седака, И.В. Колесникова, С.К. Регаме,
0.И. Генисаретского, К. Линча.
Вопросы исследования цвета, как одной из категорий архитектурной формы и художественно-композиционного средства в архитектуре, а также вопросы применения архитектурной полихромии в масштабе жилых районов и городов освещается в трудах И. Араухо, Т. Беловои, В. Борзот, Н. Велигоцькои, Т. Гайдук, М. Гинзбург, О. Ефимова, В. Кравца, Г. Лашук, Б. Лассюсь, Л. Мироновои, А. Пономарева, О. Седака, Н. Трегуб и др. [1, с. 102].
Проблема колористики как составляющей национального облика предметно-пространственной среды системно не разработана. Отдельные факты и несистематизированные сведения по данной проблеме содержатся в трудах по этнографии, архитектурному формообразованию, искусствоведению, эстетике, философии, иными словами, фрагментарно проблема отражена в различных областях знания. С точки зрения средового подхода эти факты также не изучались и не обобщались. Бессистемность сведений о данной проблеме и не изученность принципов формирования национальной колористики приводит к непрофессиональным решениям в проектировании искусственной среды, нарушает преемственность традиций цветовых культур, препятствует интерпретации характерных черт региональных палитр в колористическом проектировании.
Список литературы / References
1. ЕфимовA.B. Колористика города. М.: Стройиздат, 1990. 272 с.
2. Ильина О.В., Бондарева К.Ю. Цветоведение и колористика: учебное пособие / ГОУ ВПО
СПбГТУРП. СПб., 2008. 120 с.
3. Иттен И. Искусство цвета. Пер. с нем. М.: Изд. Д.Аронов, 2000. 96 с.
4. Цвет в пространстве города: Сборник статей зарубежных авторов / под ред. Ю.А. Грибер.
Смоленск: СмолГУ, 2015. 156 с.
ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 6(30). Том 2. 2017 | 104 |