реальные деньги
экономические механизмы стимулирования
развития производственных инвестиций банков
Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с приоритетами экономической политики предполагает изменение форм и методов воздействия на банковскую систему, ее реструктурирование с учетом задач реализации инвестиционных функций банков в экономике. В отечественной практике, по существу, отсутствуют механизмы, стимулирующие развитие производственных инвестиций коммерческих банков.
При несформированности экономических условий, позволяющих привлечь к участию в инвестиционном процессе основную массу банков, лишь некоторые из них осуществляют производственные инвестиции. Однако их совокупные объемы не сопоставимы не только с потребностями экономики, но и с наличным инвестиционным потенциалом банковской системы. Реализации мер по стимулированию долгосрочного кредитования расширенного воспроизводства основных производственных фондов должна предшествовать разработка целостной концепции инвестиционного процесса с целью использования громадных внутренних ресурсов национальной экономики.
В связи с этим важно усовершенствовать систему льгот по налогообложению реинвестируемой прибыли и обеспечить ее целевое использование. Одновременно с освобождением реинвестируемой прибыли от налогов целесообразно использовать метод резервирования этих средств на специальных счетах банков, обеспечивая предприятиям возможность накапливать средства на инвестиционные цели, а банкам - вовлекать дополнительные ресурсы для кредитования инвестиций.
Карпова С.Б.
преподаватель Казанской банковской школы Центрального банка РФ, аспирантка Академии управления «ТИСБИ», г. Казань
_в отечественной практике, в соответствии с предлага-
__емой схемой банки будут
_по существу, отсутствуют кредитовать предприятия в
__рамках конкретных инвес-
механизмы, стимулирующие тиционных программ на
__протяжении всего пери-
развитие производственных ода их осуществления по
__мере накопления средств.
_инвестиций коммерческих Одновременно они смогут
__осуществлять контроль за
__банков целевым использованием
__средств с этих счетов. Такой
порядок достаточно привлекателен для бан-
_ ков. Ввиду того, что предприятия не могут
_ финансировать проект за счет реинвестируемой прибыли, полученной по итогам одного года, они будут вынуждены накапливать ее в течение ряда лет. Таким образом, до начала осуществления проекта эти средства будут находиться в обороте банков, обеспечивая им _____дополнительный доход и расширяя их инвестиционные возможности.
________Если банки уже осуществляют долгосроч-
_ ____ ное кредитование, то им целесообразно дать
_ право выбора одного из вариантов предоставления льгот:
______ 1) дифференциацию экономических нормативов в зависимости от доли их инвестиций в
еальный сектор экономики; 2) льготное налогообложение. Дифференциацию нормативов в зависимости от доли инвестиций в реальный сектор экономики целесообразно производить путем снижения пропорционально размерам авансированных средств резервных требований. В настоящее время экономические нормативы деятельности банков и доля их инвестиций в реальный сектор не увязаны между собой. Между тем, в интересах экономики следовало установить механизм, который, дифференцируя величину нормативов в зависимости от направления использования активов банка, стимулировал бы использование средств для производственного инвестирования. Льготное налогообложение можно осуществлять уменьшением налогооблагаемой
/I У
ти
н р)
прибыли на ту ее часть, которая получена в результате долгосрочного кредитного инвестирования в реальный сектор экономики, либо взиманием налогов с подобных доходов по пониженным ставкам. Оптимальный подход к решению данной проблемы предполагает, с одной стороны, невысокие потери для бюджета, с другой стороны - стимулирование банков к направлению ресурсов в производственный сектор по доступным процентным ставкам.
В зависимости от степени приоритетности отраслей, кредитуемых банками на долгосрочной основе, диапазон варьирования размеров предоставляемых льгот может быть достаточно широким, но должен устанавливаться до начала осуществления проекта и не меняться в процессе его реализации. В том случае, если банк свыше 50% своих активов направляет на долгосрочные кредиты и подобная деятельность является для него преобладающей, вся его прибыль на средний период их обращения может полностью освобождаться от налогов. Большое значение в повышении инвестиционной активности банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий. Инвестиционная поддержка отраслей и предприятий из бюджета пока практически не стимулирует долгосрочную кредитную деятельность банков. Изменению сложившейся ситуации могло бы способствовать упорядочение системы долевого финансирования инвестиционных проектов за счет бюджетных средств и средств независимых инвесторов, включая банки.
в настоящее время
экономические нормативы деятельности банков и доля
их инвестиций в реальный сектор не увязаны между собой
Не менее важное условие в банковской практике кредитования предприятий реального сектора - залоговое обеспечение. В российских условиях залоги и иные формы обеспечения не дают банкам гарантий полного возврата средств при неудаче инвестиционных проектов заемщиков. Даже выигранный арбитражный процесс не означает возврата долга. Это связано с проблемой отсутствия системы защиты прав кредиторов: банки по-прежнему одни из последних в очереди на удовлетворение требований. Возможности повышения инвестиционной активности коммерческих банков во многом обусловлены состоянием их ресурсной базы. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, наметившиеся в деятельности банков (в I полугодии 2006 г. средства населения в банках выросли на 13,6% до 3200,3 млрд. рублей !) и внедрение системы, обеспечивающей предоставление гарантий от возможных рисков, остается нерешенной проблема «фактического отсутствия срочности срочных вкладов». Не решаясь подвергать собственную надежность испытанию непрогнозируемыми рисками, банки вынуждены считать все вклады физических лиц вкладами до востребования, суммами которых не могут пополняться кре-ые ресурсы. Это заставляет их размещать еченные от граждан средства в наиболее ликвидной форме и, значит, в наименее доходных активах, что не позволяет выплачивать вкладчикам проценты, достаточ-инвестиционная ные для защиты сбережений от
инфляционного обесценения. В
а
ф
н ф
поддержка отраслей и результате несут материальные
потери сами граждане и реаль-
предприятий из бюджета ная экономика.
__Таким образом, для повышения
пока практически инвестиционной активности
хозяйствующих субъектов и бан-
не стимулирует ков требуется решение большо-
долгосрочную кредитную
1 Вкладчик поверил банкам.// деятельность банков Российская бизнес-газета. 26.09.2006.
собственную
го количества проблем, среди не решаясь подвергать которых следует выделить:
- поиск новых форм взаимодействия между коммерческими банками и предприяти- надежность испытанию
ями; _
- решение вопросов платеж- непрогнозируемыми рисками, ной дисциплины;
- предоставление опреде- банки вынуждены считать ленных льгот коммерческим банкам, инвестирующим все вклады физических лиц средства в реальный сектор экономики.
Решение поставленных проблем будет способствовать нормализации финансового положения предприятий, развитию их инвестиционной деятельности и росту общественного производства.
вкладами до востребования
Литература
1. Гусева К.Н. Долгосрочное кредитование как метод интеграции банковского и промышленного капиталов.//Деньги и кредит. - 2000. - № 7. - С. 21-22.
2. Игонина Л.Л. Новые тенденции в финансировании инвестиционной активности.// Финансы. - 2001. - № 9. - С. 64-65.
3. Черепанов А. Правовая провокация.// Ведомости. - 30.11.2005.
рп
S. B. Karpova,
teacher, Kazan Banking School, RF Central Bank, postgraduate student, Academy of Management TISBI, Kazan
Economic mechanisms to encourage industrial lending by banks
The paper reviews problems involved in encouraging loans to manufacturers. It is proposed to improve the system of benefits for businesses and banks. The author highlights the need to improve the arrangements for collateralization and to boost the performance of the banking system in accumulating household savings and lending activities.