Научная статья на тему 'Авторитет преподавателя как основа формирования педагогически целесообразных взаимоотношений участников образовательного процесса'

Авторитет преподавателя как основа формирования педагогически целесообразных взаимоотношений участников образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
727
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И КУРСАНТАМИ / АВТОРИТЕТ ПЕДАГОГА / КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АВТОРИТЕТА / ФАКТОРЫ / ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО АВТОРИТЕТА / PEDAGOGICALLY EFFICIENT RELATIONSHIP BETWEEN TEACHERS AND CADETS / TEACHER''S AUTHORITY / CLASSIFICATION OF PEDAGOGICAL AUTHORITY TYPES / FACTORS AFFECTING FORMATION OF TEACHER''S AUTHORITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пырский Андрей Михайлович, Петренко Анатолий Васильевич

В статье рассматриваются сущность авторитета преподавателя, классификация типов педагогического авторитета. Проводится анализ факторов, влияющих на формирование авторитета преподавателя, таких как: уровень сформированности определенных личностных качеств (педагогический такт, требовательность, чувство справедливости), выраженность социальной (как гражданина) и профессиональной (как профессионала) позиций, индивидуальный стиль педагогического управления, использование личного примера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher''s authority as a basis of development of pedagogically efficient relations between participants of educational process

The article discusses the essence of teacher's authority, the classification of the types of pedagogical authority. The author analyses the factors affecting formation of the teacher's authority, such as: level of development of particular personal qualities (pedagogical tact, exactingness, sense of justice), definiteness of social (as a citizen) and professional (as a specialist) attitude, individual style of pedagogical management, use of personal example.

Текст научной работы на тему «Авторитет преподавателя как основа формирования педагогически целесообразных взаимоотношений участников образовательного процесса»

УДК 378

Пырский Андрей Михайлович

доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры тактики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России

Петренко Анатолий Васильевич

кандидат педагогических наук, начальник кафедры тактики Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России

АВТОРИТЕТ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИ ЦЕЛЕСООБРАЗНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Pyrsky Andrey Mikhailovich

D.Phil. in Education Science, Professor, Tactics Department, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops under the Ministry of Internal Affairs of Russia

Petrenko Anatoliy Vasilievich

PhD in Education Science, Head of Tactics Department, St. Petersburg Military Institute of Internal Troops under the Ministry of Internal Affairs of Russia

TEACHER'S AUTHORITY AS A BASIS OF DEVELOPMENT OF PEDAGOGICALLY EFFICIENT RELATIONS BETWEEN PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL PROCESS

Аннотация:

В статье рассматриваются сущность авторитета преподавателя, классификация типов педагогического авторитета. Проводится анализ факторов, влияющих на формирование авторитета преподавателя, таких как: уровень сформирован-ности определенных личностных качеств (педагогический такт, требовательность, чувство справедливости), выраженность социальной (как гражданина) и профессиональной (как профессионала) позиций, индивидуальный стиль педагогического управления, использование личного примера.

Ключевые слова:

педагогически целесообразные взаимоотношения между преподавателями и курсантами, авторитет педагога, классификация типов педагогического авторитета, факторы, влияющие на формирование педагогического авторитета.

Summary:

The article discusses the essence of teacher's authority, the classification of the types of pedagogical authority. The author analyses the factors affecting formation of the teacher's authority, such as: level of development of particular personal qualities (pedagogical tact, exactingness, sense of justice), definiteness of social (as a citizen) and professional (as a specialist) attitude, individual style of pedagogical management, use of personal example.

Keywords:

pedagogically efficient relationship between teachers and cadets, teacher's authority, classification of pedagogical authority types, factors affecting formation of teacher's authority.

Одним из направлений развития отечественного военного образования сегодня является эффективное введение в образовательный процесс вариативных традиционных и инновационных педагогических технологий, которое предполагает создание и реализацию педагогически целесообразных взаимодействий, взаимоотношений между преподавателями и курсантами для повышения эффективности педагогического процесса и достижения положительных результатов в обучении. Эти взаимоотношения подчинены достижению воспитательного результата и основаны на добровольном признании учащимися авторитета, прав, знаний и опыта педагога и его лидерства, что проявляется в стремлении учащихся учиться у учителя, общаться с ним и подражать ему [1].

По мнению А.М. Новикова, «говоря о взаимодействии педагога и обучающегося, о единстве преподавания и учения, нужно иметь в виду, что при этом руководящей и управляющей стороной является педагог» [2, с. 127]. А.С. Макаренко еще в прошлом веке отмечал, что «основным фактором установления педагогически целесообразных взаимоотношений является личность педагога и его авторитет» [3, с. 85].

Авторитет (лат. аи^огИаэ - 'власть, влияние') - в общем смысле: значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в узком - влияние умственное, побуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Кроме того, это влияние индивида, основанное на занимаемом им положении, должности, статусе и т. д. [4].

Многолетний педагогический опыт авторов свидетельствует, что процесс завоевания авторитета у курсантов занимает у педагога достаточно длительное время, а лишиться его можно довольно быстро. Сила авторитета или его отсутствие зависят как от профессиональных, так и

от личностных качеств педагога. Практика показывает, что суждения авторитетного преподавателя (даже если они не совсем верные) не вызывают у обучаемых сомнений. Преподаватель, пользующийся у курсантов авторитетом, управляет их учебно-познавательной деятельностью спокойно, требовательно и явно не показывая свою власть. Курсанты в ходе организованных педагогически целесообразных взаимоотношений и взаимодействий безоговорочно выполняют педагогические требования авторитетного преподавателя.

Выполненный анализ психолого-педагогической литературы, особенно по педагогической и социальной психологии, и проведенные нами исследования позволили сделать вывод, что имеется взаимосвязь между методами обучения (педагогическими технологиями), которые предпочитает конкретный преподаватель, и типом авторитета, которым он пользуется у курсантов. Нами выделено три типа педагогического авторитета: авторитет профессионализма, личностно-служебный авторитет и авторитет педагогического мастерства.

Рассмотрим авторитет профессионализма, т. е. авторитет обладания педагогом знаниями, умениями и навыками в преподаваемой и смежных учебных дисциплинах. Исследования показывают, что формированию и совершенствованию профессиональных компетенций курсантов по учебной дисциплине способствуют качественные знания педагога по своему предмету, наличие у него определенного опыта практической предметной деятельности или непосредственного опыта исследований в изучаемой области, т. е. наличие личного профессионального опыта в преподаваемой дисциплине. Имея такой опыт, преподаватель может обоснованно высказывать свои мнения и оценки по образовательным и профессиональным проблемам, представлять личный взгляд на передаваемые курсантам знания по дисциплине, что в ходе взаимодействия и поможет ему сформировать свой авторитет профессионала - знатока учебной дисциплины.

Можно с уверенностью сказать, что курсанты хотели бы, чтобы преподаватель обладал профессиональной компетентностью, а также теоретической и практической готовностью к деятельности в изучаемой области и являлся профессионалом, экспертом в области той дисциплины, которую он преподает, стремился к постоянному совершенствованию своих специфических профессиональных умений, опыта или знаний.

Исследования показывают, что при наличии у педагога профессиональной компетентности (квалификации) в предметной области учебно-познавательная деятельность курсантов организуется и реализуется на высоком уровне.

Проанализируем личностно-служебный авторитет педагога, который позволяет преподавателю планомерно, продуктивно, конкретно и без затруднений управлять учебно-познавательной деятельностью курсантов и поддерживать порядок и дисциплину в учебной группе. По нашему мнению, личностно-служебный авторитет может быть харизматическим, рациональным и авторитетом положения, а также включать сочетания этих видов авторитета в разных пропорциях.

Харизматический авторитет неразрывно связан с понятием харизмы. Харизма (от др.-греч. харю^а - 'милость, дар') - особая одаренность, сила характера, исключительность личности в интеллектуальном, духовном или каком-нибудь другом отношении [5, с. 817]. В основе харизматического авторитета (харизмы) лежат определенные сильно выраженные личностные качества педагога. Однако данный вид личностно-служебного авторитета по ряду объективных и субъективных причин в современных образовательных организациях встречается редко.

Рациональный авторитет преподавателя возникает у курсантов с опытом обучения в вузе в связи с необходимостью в конце семестра или учебного года сдавать курсовую работу, зачет или экзамен конкретному преподавателю и нежеланием портить с ним отношения до конца сессии. Между преподавателем и курсантами складываются рациональные целесообразные педагогические отношения сотрудничества, имеющие общую мотивационную направленность: качественно изучить предлагаемый педагогом учебный материал и показать хороший уровень его усвоения в ходе контроля. Согласно нашим исследованиям, учебно-познавательная деятельность определенной части курсантов учебной группы, демонстрирующих высокую мотивацию к учебе, в данном случае организуется и реализуется преподавателем, имеющим только такой авторитет, на достаточно высоком уровне.

Авторитет положения (формальный авторитет) детерминируется служебным статусом, должностным положением, учеными степенями и званиями педагога и в меньшей степени зависит от его личностных или профессиональных качеств. Неверно было бы предполагать, что авторитет положения, определяемый статусом, ролью или положением педагога, стоит ниже других видов личностно-служебного авторитета. Этот вид авторитета дает возможность особенно «молодым», начинающим преподавателям выстраивать управленческую иерархию педагогически целесообразных взаимоотношений в учебном классе, которая им часто необходима, чтобы более продуктивно решать стоящие перед ними педагогические задачи. Проведенные исследования показывают, что учебно-познавательная деятельность курсантов организуется и, что главное, реализуется преподавателем, имеющим только такой авторитет, достаточно формально, без проектной или исследовательской активности обучаемых, «без вдохновения».

Наконец, третьим типом авторитета, который был определен в наших исследованиях, является авторитет педагогического мастерства, который детерминируется высоким уровнем сформированности у преподавателя педагогических компетенций. В научной литературе отмечается, что даже если изучаемая учебная дисциплина скучна и не интересна курсантам, то мастерство преподавания повышает мотивацию к ее изучению и активизирует учебно-познавательную деятельность обучаемых. Мастерство преподавателя проявляется именно в умениях мотивировать, обучать курсантов, управлять их учебной и учебно-профессиональной деятельностью, использовать вариативные традиционные и инновационные педагогические технологии и добиваться от курсантов прочного усвоения материала учебной дисциплины.

Авторитет военного педагога-мастера предполагает, на наш взгляд, наличие у него следующих педагогических компетенций:

- формировать у курсантов в ходе процесса обучения положительную мотивацию к учебе и будущей профессиональной деятельности;

- управлять учебно-воспитательной деятельностью обучаемых, развивать их способности, самостоятельность;

- формировать высокую морально-психологическую устойчивость, любовь к профессии;

- осуществлять индивидуальный подход к обучаемым.

Деятельность преподавателя, обладающего авторитетом педагогического мастерства, предполагает вариативность использования традиционных и инновационных технологий обучения, достаточный уровень владения педагогической техникой, обоснованность применения в учебном процессе технических средств обучения и информационных технологий, реализацию всего инструментария дидактических средств, позволяющих достичь заранее диагностично определенных учебных целей. Проведенные исследования показывают, что учебно-познавательная деятельность курсантов организуется и, что главное, реализуется преподавателем, имеющим такой тип авторитета, на достаточно высоком уровне, результаты обучения хорошие.

Проведя краткий анализ типов и видов педагогического авторитета преподавателя и их влияния на учебно-познавательную деятельность обучаемых, рассмотрим факторы, воздействующие положительно или отрицательно на формирование педагогического авторитета педагогов у курсантов.

Прежде всего фактором, влияющим на завоевание авторитета педагогом, является уровень сформированности у него таких личностных качеств, как педагогический такт, требовательность и чувство справедливости.

В Педагогическом энциклопедическом словаре педагогический такт определяется «как соблюдение педагогического принципа меры в общении с курсантами в самых разнообразных сферах деятельности, как умение выбрать правильный подход к обучаемым, исходя из их личностных особенностей и отношений с ними» [6, с. 423].

Педагогический такт во многом зависит от опыта, уровня культуры и личностных качеств педагога и педагогического мастерства. Педагогический такт прежде всего проявляется в умении найти эффективные приемы обучающего воздействия при проведении любых видов занятий. Выраженность у педагога этого качества в большой степени поднимает его авторитет.

Следующее личностное качество - педагогическая требовательность - значительно влияет на регуляцию взаимоотношений педагогов и курсантов, усиливает их взаимопонимание и сотрудничество, уменьшает нежелательные явления в коллективе. Это качество, на наш взгляд, является основой решения проблемы формирования у обучаемых учебной мотивации, большой вклад в разработку которой внес А.С. Макаренко. Он отмечал, что если «вы прямо, по-товарищески, открыто будете требовать, то ученик будет знать, что вы относитесь к нему, как к человеку» [7, с. 162]. Основанная на уважении личности курсанта педагогическая требовательность является важным условием формирования авторитета педагога, поддержания педагогически целесообразных отношений.

Также на завоевание авторитета педагогом влияет наличие у него чувства справедливости, которое позволяет корректно дифференцировать отношение педагога как к учебным группам разных факультетов и курсов, так и к каждому курсанту в отдельности без попустительства и снижения требовательности. Анализ результатов проведенных исследований показывает, что должностное положение, возраст и педагогический стаж преподавателей сами по себе не имеют значения для курсантов. Наибольшим авторитетом у них пользуются педагоги, умеющие интересно и занимательно изложить новый материал, активные и настойчивые, но тактичные и справедливые, предъявляющие к учебе курсантов строгие требования, способные держать учебную группу в рабочем напряжении от первой до последней минуты занятия.

Следующим фактором, воздействующим на авторитет педагога, является определенность его социальной (как гражданина) и профессиональной (как профессионала) позиций,

которые он как субъект педагогической деятельности должен постоянно презентовать в ходе педагогического общения с курсантами.

В представлении этих двух позиций педагога курсанты познают его мировоззрение, ценностные ориентации, мотивы и направленность деятельности, личностные качества. В связи с тем, что векторы этих позиций различны, каждая из них может способствовать или препятствовать завоеванию педагогом авторитета у обучаемых. Необходимо отметить, что снижение авторитета педагогу обеспечено, если он пытается скрыть свои социальную и профессиональную позиции, не демонстрировать их курсантам, а также если имеют место факты подавления инициативы курсанта, проявления несправедливости и произвола, неуважения к личности обучаемого.

В исследованиях, посвященных изучению взаимоотношений участников педагогического процесса [8], отмечается, что для завоевания авторитета преподаватель должен обладать определенными личностными качествами и организовывать педагогически целесообразные взаимоотношения определенным образом. Из тысяч ежегодно опрашиваемых студентов-первокурсников примерно 85 % стабильно отдают первое место такому качеству, как справедливость. Требовательность занимает второе место, знание предмета - только третье. Места в первой десятке занимают нравственные качества педагога: доверие к обучаемым, вежливость, скромность, простота, чуткость, организованность.

Третьим важным фактором, оказывающим большое влияние на уровень авторитета педагога, является выбор индивидуального стиля педагогического управления, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися. Общеизвестной классификацией стилей педагогического управления является их деление на авторитарный, либерально-попустительский и демократический [9].

Функционируя в авторитарном стиле, преподаватель единолично решает все вопросы, касающиеся как руководства учебно-познавательной деятельностью каждого курсанта, так и управления учебной группой в целом, проводит целеполагание индивидуального или группового взаимодействия, на основе личных субъективных суждений оценивает результаты деятельности курсантов. Преподавательская деятельность таких педагогов внешне успешна, но они редко пользуются большим авторитетом у обучаемых.

Во втором случае, реализуя либерально-попустительский стиль управления, преподаватель минимизирует включение в деятельность по управлению учебно-познавательной деятельностью каждого курсанта, не чувствует ответственность за ее результаты, свои функциональные обязанности выполняет формально, лишь ретранслируя учебный материал, проводит поведенческую тактику невмешательства, демонстрирует равнодушие и незаинтересованность проблемами как курсантов, так и военного вуза в целом. Как правило, такие педагоги не пользуются авторитетом у будущих офицеров.

Более эффективным стилем управления, в соответствии с общепринятыми в педагогической литературе взглядами, считается стиль сотрудничества участников педагогического взаимодействия, также называемый демократическим. Он ориентирован на организацию целесообразного взаимодействия педагога с обучающимися, усиление субъектной роли курсанта, формирование у каждого курсанта стремления к высоким индивидуальным результатам. По количественным показателям своей деятельности педагоги демократического стиля управления уступают своим авторитарным коллегам, но по компетентностным превосходят их и потому намного чаще завоевывают авторитет у обучаемых.

На наш взгляд, наиболее эффективным стилем педагогического управления для формирования авторитета преподавателя у курсантов является комбинированный (или смешанный). Этот стиль управления характеризуется тем, что при его реализации педагог в зависимости от педагогической задачи и педагогической ситуации может обосновать и вариативно использовать различные приемы и демократического, и либерального, и авторитарного стилей управления. Как результат, он реализует максимально эффективную стратегию педагогического взаимодействия при достижении заранее спроектированных абсолютно обоснованных целей обучения.

И наконец, одним из факторов, влияющих на уровень авторитета преподавателя, является его личный пример. Обучаемые постоянно оценивают тех, кто их учит, очень внимательно наблюдают за всеми промахами, ошибками и неудачами педагога. Если слова преподавателя не совпадают с его делами, он ведет себя некорректно, недостаточно знает свою и смежные учебные дисциплины, рассчитывать на завоевание авторитета у курсантов и установление педагогически целесообразных взаимоотношений с ними не приходится.

В заключение необходимо отметить, что авторитет преподавателя детерминирует педагогически целесообразные взаимоотношения участников образовательного процесса. При этом профессионально-педагогический авторитет является наиболее продуктивным типом авторитета военного педагога.

Авторитетный преподаватель оптимально влияет на продуктивность и качество личностно-профессионального развития курсантов в ходе обучения в вузе в том случае, если в своей педагогической деятельности использует смешанный (комбинированный) стиль педагогического управления учебно-познавательной деятельностью обучающихся.

Ссылки:

1. Понятие педагогически целесообразных отношений [Электронный ресурс]. URL: http://www.pedpro.ru/technol-ogy/23/479.htm (дата обращения: 22.10.2016).

2. Новиков А.М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики. М., 2010. 208 с.

3. Макаренко А.С. Педагогические сочинения : в 8 т. Т. 4. М., 1984. 246 с.

4. Авторитет [Электронный ресурс] : материал из Википедии - свободной энциклопедии. URL: https://ru.wikipe-dia.org/wiki/авторитет (дата обращения: 22.10.2016).

5. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2003. 869 с.

6. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад ; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М., 2002. 740 с.

7. Макаренко А.С. Указ. соч. С. 162.

8. Салтыкова М. Ученики требуют от учителей понимания, а не технологий [Электронный ресурс]. URL: http://www.mn.ru/society_edu/20131105/361757818.html (дата обращения: 22.10.2016) ; Тарасов С.В. Развитие профессионально важных качеств педагогов-психологов в процессе обучения в вузе : дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2004. 211 с.

9. Стили педагогической деятельности: доминирование, равноправие и безразличие [Электронный ресурс]. URL: http://igiuv.ru/obrazovanie/473-stili-pedagogicheskoj-deyatelnosti-dominirovanie-ravnopravie-i-bezrazlichie.html (дата обращения: 22.10.2016).

References:

Bim-Bad, BM (ed.) 2002, Teaching encyclopaedic dictionary, Moscow, 740 p., in Russian). Krysin, LP 2003, Explanatory Dictionary of foreign words, Moscow, 869 p., in Russian). Makarenko, AS 1984, Pedagogical works: in 8 vols, vol. 4, Moscow, 246 p., in Russian).

Novikov, AM 2010, Pedagogy Grounds: A guide for authors of textbooks and pedagogy teachers, Moscow, 208 p., in Russian).

Saltykova, M 2013, Students require an understanding of teachers, rather than technology, viewed 22 October 2016, <http://www.mn.ru/society_edu/20131105/361757818.html>, in Russian).

Styles pedagogical activity: domination, equality and indifference 2016, viewed 22 October 2016, <http://igiuv.ru/obra-zovanie/473-stili-pedagogicheskoj-deyatelnosti-dominirovanie-ravnopravie-i-bezrazlichie.html>, in Russian).

Tarasov, SV 2004, Development of professionally important qualities of educational psychologists in the educational process in high school, Samara, 211 p., in Russian).

'The authority' 2016, Wikipedia, the free encyclopedia, viewed 22 October 2016, <https://ru.wikipedia.org/wiki/авторитет>, in Russian).

The concept of a pedagogically appropriate relations 2016, viewed 22 October 2016, <http://www.pedpro.ru/technol-ogy/23/479.htm>, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.