УДК 378.124:378.635МВД(470) Л. Ф. БУЛГАКОВА, ученый секретарь
начальник адъюнктуры Уфимского юридического института МВД России, кандидат педагогических наук (г. Уфа)
L. F. BULGAKOVA, Scientific Secretary - Head of Postgraduate Department, Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Pedagogical Sciences (Ufa)
К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ АВТОРИТЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ У КУРСАНТОВ
ON THE EFFECT OF TEACHER'S AUTHORITY AT EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA ON FORMATION OF MORAL AND PROFESSIONAL ORIENTATION OF CADETS
Аннотация. Статья посвящена вопросам влияния авторитета преподавателя образовательного учреждения МВД России на формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов.
Ключевые слова и словосочетания: формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов, авторитет преподавателя образовательного учреждения МВД России.
<ч а а
и и
4
1 а
5
I
а
S
s а
о
^
0 «
У
а -с а
1
о
^
0 «
1
£ «
а s S
u w
eq
Annotation. The article is devoted to the influence of the teacher's authority at the educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia on the formation of moral and professional orientation of cadets.
Keywords and phrases: formation of moral and professional orientation of cadets, teacher's authority at the educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Воспитатель, не имеющий авторитета,
не может быть воспитателем.
Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов представляет собой часть общей проблемы руководства преподавателем их нравственно-профессиональным становлением и всесторонним развитием. Нравственно-профессиональная ориентация личности выступает основой профессионализма, при этом она не ограничивается отдельными качествами, характеризующими специфику профессиональной деятельности, но охватывает нравственные, мировоззренческие, моральные и другие качества. Под понятием «формирование
А. С. Макаренко
нравственно-профессиональной ориентации у курсантов» мы понимаем сложный, целенаправленный социально и психолого-педагогический процесс трансформации профессиональных качеств и обусловленных ими принципов поведения и организационных форм и методов, направленных на усвоение курсантами нравственно-
профессиональных качеств [1, с. 9-10].
Главная задача преподавателя образовательного учреждения МВД России, подготовить такого специалиста, который бы отвечал требованиям современного общества, был высоко-
культурной, активной, творческой личностью, обладающей нравственными, профессиональными качествами, умеющей принимать самостоятельные решения, владеющей культурой профессионального общения.
Поскольку наука составляет стержень современной культуры, то преподаватель одновременно - человек высокого уровня воспитанности и как таковой обладает основными свойствами современного человека: гражданственностью, гуманистичностью, демократичностью, трудолюбием, толерантностью. Как ученый-мыслитель он является профессионалом своего дела, специалистом, который пользуется авторитетом у обучаемых.
Авторитет педагога - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к преподавателю. Обратимся к трактовке данного понятия в современных справочных изданиях.
Советский энциклопедический словарь предлагает такое толкование слова «авторитет»: авторитет (нем. Autorität, от лат. Auctoritas - власть, влияние) - общепризнанное влияние лица, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте [2, с. 17].
Большой толковый социологический словарь терминов дает более широкую трактовку данного понятия: «Авторитет - общепризнанное значение, влияние или «вес», которым пользуется человек, группа, общественная организация, социальный институт; система взглядов благодаря определенным своим качествам, достоинствам, заслугам. Авторитет - комплексное интегральное качество его субъекта (носителя авторитета), которое складывается из многих свойств, получивших широкое признание. Авторитет выражает особого рода общественные отношения между людьми и их общностями, которые основаны прежде всего на глубоком доверии к качествам и достоинствам его носителя»
В словаре русских синонимов и сходных по смыслу выражений приводится такой синонимический ряд к слову «авторитет»: значение, сила, вес, компетентность, компетенция, престиж; знаток, что исторически обоснованно, поскольку происхождение термина «авторитет» связано с историей и политическим становлением Древнего Рима, где авторитетом называлась власть сената в отличие от власти других органов управления [4, 5].
В начале профессиональной педагогической деятельности каждый молодой (начинающий) преподаватель остро ощущает недостаток опыта, «веса», компетентности, знаний, то есть недостаток авторитета. Отсутствие авторитета порождает профессиональную неудовлетворенность и служит стимулом для профессионального роста. Переживание удовлетворенности-неудовлетворенности профессиональной деятельностью возникает не только под влиянием объективных факторов (отсутствие опыта, профессионального «веса», характер взаимоотношений в «-> коллективе и т. д.), но и субъективных ® (степень осмысленности жизни, особен- а ности мотивации, самооценка, характер & субъективного контроля, направлен- ^ ность личности, особенности ценност- ¡^
ных ориентаций и др.). Осознавать себя ^
а
личностью, пользующейся авторитетом, §
преподавателю необходимо, так как без Ц
а
этого невозможна высокая самооценка, § являющаяся стержнем личности. «
Именно авторитет преподавате- ф
ля, являясь результатом его взаимоот- §
и
ношений с курсантами, становится за- ^
тем значимым фактором, который влия- ^
ет не только на эффективность педаго- Ц
гических воздействий, но и на форми- 0
рование нравственно-профессиональной §
ориентации у курсантов. Чтобы мнение а
а
преподавателя, его научная точка зрения имела вес среди обучаемых, активно влияла на формирование нравствен- Ц но-профессиональной ориентации у § курсантов, особо важно для каждого пе- 05
щ
"о
<ч а а
и и
и «
а
о
^
0 «
и
¥ а -с а
1
о
^
0 «
и
1 £
а «
и
дагога стремиться заработать авторитет, а не популярность среди курсантов, служить для них источником идей, пользоваться их признанием и уважением. Только такой преподаватель сможет обеспечить в полном объеме передачу, сохранение и приумножение культурного наследия общества и цивилизации; социализацию личности на важнейшем этапе ее формирования, связанном с получением профессиональной подготовки [6, с. 77].
Исследователи Л. Л. Товажнян-ский, О. Г. Романовский, В. В. Бонда-ренко, О. С. Пономарев отмечают, что по результатам многочисленных исследований и опросов обучаемых, основными показателями авторитетной личности преподавателя можно считать:
- соотношение личной самооценки преподавателя с оценкой его личности обучаемыми и коллегами;
- умение воспринимать и перерабатывать противоречивую и сложную информацию, находить достойный выход из трудных проблемных ситуаций, которыми изобилует жизнь и педагогическая деятельность;
- наличие четкой жизненной позиции, нравственных принципов и убеждений и неукоснительное следование им;
- уважение к личности каждого обучаемого, к его праву на собственные взгляды, на жизненные цели и идеалы и тактичное, без нажима и авторитаризма, отношение в выборе и осуществлении воспитательных воздействий [7].
Отношение курсантов к авторитетному преподавателю положительно эмоционально окрашено. Чем выше этот авторитет, тем справедливее считаются его требования, замечания, тем весомее его мнение, каждое слово. Обычно курсанты прежде всего ценят в преподавателе его личностные качества и отношение к ним, а уже потом - ин-
теллектуальные качества: кругозор и живость ума, находчивость и знание учебной дисциплины. В этой связи важными личностными качествами преподавателя являются:
- уровень его эмпатии, способность сопереживать, мысленно ставить себя на место другого человека;
- способность быстро понимать цели, намерения и помыслы обучаемых, их интересы и настроение;
- умение разбираться во взаимоотношениях людей;
- внимательность, добросовестность, выдержка, самокритичность;
- гуманность, доброта и доброжелательность, искренность и отзывчивость;
- порядочность и справедливость, общительность, тактичность и чуткость;
- чувство нового и умение развивать инновационное мышление у обучаемых;
- эмоциональность и другие [7].
Таким образом, авторитет преподавателя основывается на многих составляющих, среди которых высокие личные качества, четкая жизненная позиция, нравственные принципы, знания, опыт, ум, педагогические умения и навыки, справедливость к курсантам, требовательность к ним и др. Только такой преподаватель, по нашему мнению, наделенный отмеченными качествами, соизмеряющий свою деятельность с уровнем развития науки и культуры, совершенствующийся вместе с духовным ростом современных курсантов образовательных учреждений МВД России может соответствовать всем требованиям современности, пользоваться заслуженным авторитетом у обучаемых и существенно влиять на формирование у них нравственно-профессиональной ориентации.
:: :: ::
ЛИТЕРАТУРА
1. Торопова Л. Ф. Формирование нравственно-профессиональной ориентации у курсантов в процессе обучения в вузе МВД России: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2001.
2. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. М.: Советская энциклопедия, 1983.
С. 17.
3. Большой толковый социологический словарь терминов онлайн http://www.onlinedics.ru/slovar/soc/a/avtoritet.html (дата обращения 30 сентября 2015 г.).
4. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / под ред. Н. Абрамова. М.: Русские словари, 1999 [Электронный ресурс] http://enc-dic.com/synonym/Avtoritet-1069.html (дата обращения: 1 октября 2015 г.).
5. Напр., в трудах Цицерона неоднократно упоминается об «auctoritas senates». Также мысли об авторитете встречаются в учениях Платона, Аристотеля, Демокрита и других.
6. Сафронова Л. В. Профессиональное образование и качество подготовки педагогических кадров // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2001. № 2. С. 77.
7. Основы педагогики высшей школы. Харюв: НТУ «ХП1», 2005. [Электронный ресурс] http://buklib.net/books/36648/ (дата обращения: 29 сентября 2015 г.).
© Булгакова Л. Ф.
УДК 37 А. ШАГИМУРАТОВ, главный специалист -
помощник начальника Уфимского юридического института МВД России по работе с ветеранами
(г. Уфа) ^
A. N. SHAGIMURATOV, main specialist assistant to the head of the Ufa law Institute of MIA of
a
Russia for work with veterans (Ufa) ^
I
О ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ^
СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ |
ABOUT PATRIOTIC EDUCATION I
OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES I
S
Аннотация. В настоящей статье рассматриваются основы патриотического а
воспитания граждан Российской Федерации в современных условиях, дается определе- |
ние основных категорий, связанных с патриотическим воспитанием. На примере |
Уфимского юридического института МВД России раскрывается практика работы по g
патриотическому воспитанию сотрудников органов внутренних дел. Ц
Ключевые слова: Отечество, государство, общество, патриотизм, воспита- 2
ние, институт. |
Abstract. This article covers the basics of Patriotic education of citizens of the Russian a
Federation in modern conditions, given the definition of major categories related to Patriotic ^
education. On the example of Ufa juridical Institute of the MIA of Russia revealed the prac- ^
tice of work on Patriotic education of employees of internal Affairs bodies. | Keywords: Fatherland, the state, society, patriotism, patriotical education, Institute.