Межличностное общение: учеб. для вузов. СПб., 2001.
3. Кудрявцев А. П., Степанов А. В. и др. Профессиональное образование: проблемы развития. М., 2002.
4. Мелодинский Д. Л. Архитектурная пропедев-
тика (история, теория, практика). М., 2000.
5. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: учеб. пособие / под ред. Л. К. Гребенкиной, Л. А. Байковой. М., 2000.
6. Рогожин С. В., Рогожина Т. В. Теория организации: учеб. пособие. М., 2004.
L. V. KOTENKO, s. Yu. KOCHETKOVA. INNOVATION PEDAGOGICAL FORMs
and methods of organization of teaching at an architectural university
Considering the ways of lessons organization at an architectural university the authors of the article pay special attention to the organization of students' independent work on the projects. Key words: architectural design, methods of lesson organization, professional education.
т. В. ЛАРИНА
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ: ФУНКЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Рассматривая роль преподавателя в проведении интегративного педагогического контроля, автор статьи выявляет особенности оценивания как целостной системы в процессе обучения. Ключевые слова: интегративный педагогический контроль, деятельность преподавателя, профессиональный авторитет.
Уровень педагогической готовности преподавателя высшего учебного заведения на сегодняшний день связан с решением ряда актуальных вопросов. Какими качествами должен обладать специалист? По каким критериям необходимо оценивать его профессионализм, умение решать задачи взаимодействия со студентами? Основным направлением современной педагогики на сегодняшний день является гуманистическое, ориентирующееся на свободный выбор и учет индивидуально-личностных интересов и возможностей не только в процессе обучения и воспитания, но и при проведении оценочных мероприятий.
В этом смысле интегративный педагогический контроль есть совокупность организационных, методических, научных и других категорий. Его основой должны стать «ориентация на компетентность и творчество учителя, его академическую свободу и профессиональную ответственность, потребность в участии, авторстве, личных достижениях, культ индивидуальности учителя и учащихся, открытость, неформальность в общении, создание команды единомышленников, привлечение к участию в жизни школы "сторонних сил" -компетентных специалистов, ученых, деятелей политики и культуры, изменение статуса, авторитета школы в окружающей среде, обретение ею собственного лица и конкурентоспособности» [1].
Изменение характера проверки знаний подразумевает привлечение - вместо традиционных управленческо-контролирующих - функций координирования и регулирования. Действительно, авторитарность (форма, при которой педагог устанавливал критерии оценки, а ребенок выступал в качестве объекта образовательного процесса) уходит в прошлое. В гуманистическом направлении педагогики школьник, студент рассматривается
как субъект на каждом этапе обучения и, в частности, при проведении контрольных мероприятий. Он участвует в определении целей и задач при получении навыков и умений, составляет правила и планы выполнения действий и следует им. Такой подход предполагает смену средств (а также содержания, способов, форм) взаимодействия преподавателя и студента на более демократичные. Однако фамильярность недопустима: молодые люди должны понимать, что педагог достаточно компетентен и может сориентировать их в потоке информации, направить по нужному пути.
В процессе оценивания качеств преподавателя особую роль играет его профессиональный авторитет, приобретенный благодаря высокому уровню квалификации и компетентности [2]. Когда преподаватель обладает «общепризнанным значением, влиянием» [3], это является главным условием успеха. Выделяют легально-рациональный, традиционный и харизматический авторитет (М. Вебер). Согласно мнению известного западногерманского философа Г. Гадамера, его следует рассматривать не как результат подчинения и слепого повиновения (отречения от собственного мнения), а как итог осознания того, что человек превосходит нас умом и опытом [4].
Авторитет подразумевает рациональное начало [5], равенство, взаимоуважение между людьми, различающимися знаниями и мастерством в той или иной деятельности. Он помогает решать задачи обучения и воспитания, стимулирует самообразование, самовоспитание и развитие молодежи. Именно на такой базе строится гуманистическая педагогика - в противоположность авторитарной, основанной на отсутствии паритета.
Выступая носителем знаний и нравственных ценностей, преподаватель является субъектом пе-
40 "Культурная жизнь Юга России"
№ 5 (43), 2011
дагогического взаимодействия. В его характеристике «всегда соединяются аксиологическая (ценностная) и когнитивная (знаниевая) плоскости» [6]. При этом вторая также включает в себя два плана: общекультурные и предметно-профессиональные знания. «Педагог всегда представляет собой личность во всем многообразии индивидуально-психологических, поведенческих и коммуникативных качеств» [7], в ходе интегративного педагогического контроля он также выполняет разнообразную авторитарно-функциональную деятельность.
Коснемся тех функций, которые направлены на развитие личностных качеств обучающихся, и исследуем их проявление в аксиологической и когнитивной характеристиках преподавателя.
Одной из наиболее важных является компе-тентностная функция - выбор оптимальных современных форм и методов организации контроля, взаимодействия между субъектами, интегратив-ных связей и т. д. В ее основе лежит компетентность, которая включает в себя такие качества, как трудолюбие; дисциплинированность; систематическое планомерное повышение своего профессионального уровня и качества труда; владение методикой преподавания предмета; психологическая подготовка; широкий культурный кругозор; педагогическое мастерство; организаторские умения и навыки; такт; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; креативность.
Коммуникативная функция предполагает умение устанавливать педагогически целесообразные взаимосвязи с обучающимися в зависимости от типа социально-дидактических отношений.
Согласно предложенной современными исследователями типологии форм контроля [8], можно выделить:
- индивидуальную. При ней происходит личный контакт обучающегося с преподавателем, в ходе которого педагог поощряет творческую и самостоятельную деятельность студента;
- групповую (диалогическую). Предполагаются общение студента с сокурсниками, многостороннее переплетение коммуникативных и действенных взаимоотношений с ярко выраженными чертами кооперации;
- дистанционную (компьютер, Интернет, ТСО). Организуется опосредованное общение преподавателя с обучающимися (одним или группой студентов).
Перцептивная функция как понимание духовного мира студентов, объективная оценка их эмоционального состояния, прогнозирование дальнейшего поведения играет особую роль в процессе общения. Она во многом влияет на успех проведения оценочных мероприятий.
Реализация интегративного педагогического контроля зависит от взаимосвязанности функций, направленных на развитие личностных качеств обучающихся. В соответствии с гипотетической моделью, основанной на когнитивной (знаниевой) характеристике педагога, процесс может стать управляемым, если преподаватель и обучающийся
анализируют свою деятельность (рефлексия или обратная связь). Представим эту гипотетическую модель на схеме, где П-О — непосредственная коммуникация между преподавателем и обучаемым, П—Г — между преподавателем и группой, П—К—О - компьютерно опосредованная коммуникация между преподавателем и обучаемыми.
Гипотетическая модель организации интегративного педагогического контроля
Развивающая, воспитывающая, и ориентировочная функции относятся к области аксиологической субъектной характеристики педагога. Под влиянием преподавателя студенты оценивают окружающий мир в плане этических, социальных, идеологических ценностей, отбрасывая все мешающее развитию или находящееся вне законов нравственности.
Развивающая функция предполагает умение намечать пути формирования личности обучающихся в интеллектуальной, сенсорной, эмоциональной сферах; способы расширения познавательных способностей (с учетом выявленных внутренних и внешних возможностей); навыки самостоятельной работы. Эта педагогическая функция позволяет совершенствовать у обучающихся:
- логическое мышление (абстрагирование, конкретизация, сравнение, анализ, обобщение, сопоставление и др.);
- воображение;
- различные виды памяти (слуховая, зрительная, логическая, ассоциативная, эмоциональная и т. д.);
- качества ума (пытливость, гибкость, критичность, креативность, самостоятельность);
- речь (словарный запас, образность, ясность и точность выражения мысли);
- познавательный интерес и познавательные потребности.
Таким образом, обеспечивается развитие интеллекта обучающегося, создаются условия для
постоянного самообразования, осознанного выбора профессии, творческой и разумной организации деятельности.
Воспитывающая функция преподавателя в ин-тегративном педагогическом контроле проявляется в следующих аспектах:
- учебная деятельность осознается и оценивается обучаемыми как социально значимая;
- определяются нравственно-ценностные ориентиры;
- воспитываются нравственные качества личности;
- формируются положительные мотивы к контролю и оценке;
- накапливается опыт общения между педагогом вуза и студентом;
- личность (авторитет) преподавателя воспринимается как пример для подражания.
В плане ориентировочной функции педагог помогает обучающимся не теряться в потоке информации, правильно оценивать ситуацию.
Деятельность преподавателя в процессе интег-
ративного педагогического контроля, направленная на развитие личностных качеств обучающихся, дает возможность рассматривать оценивание знаний как стратегию, построенную на взаимовыгодном сотрудничестве всех субъектов образовательного процесса.
Литература
1. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. М, 1999. С. 160.
2. Социологический словарь. URL: http:// mirslovarei.com
3. Ожегов С. И. Словарь русского языка. Екатеринбург, 1994.С. 19.
4. Гадамер Г. Г. Истина и метод. М., 1988.
5. Фромм Э. Человек для себя. Минск, 1992.
6. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.
7. Там же.
8. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. СПб., 2000.
T. V. LARINA. INTEGRATIVE pEDAGOGIcAL cONTROL: TEAcHER's FuNCTIONs
Considering the role of a teacher in exercising integrative pedagogical control, the author of the article reveals the peculiarities of assessment as a complete system in learning process.
Key words: integrative pedagogical control, teacher's activities, professional authority.