Организация и технология таможенной деятельности
Щ. Л. Разумкова
Автоматизация как путь повышения эффективности работы таможенных органов
На современном этапе одной из основных задач таможенных органов любой страны стало максимально удобное для участников ВЭД быстрое таможенное оформление и контроль перемещаемых товаров, при соблюдении экономических и политических интересов государства.
К сожалению, таможенная технология сложна, часто меняется и содержит много формальностей, и в целом малоэффективна, о чем свидетельствует, например, то, что среднее время оформления одной ГТД в России — 1-1,5 дня, против 15 минут в США. Следовательно, необходимо создание технологии, обеспечивающей сокращение продолжительности таможенного оформления и контроля, при повышении его достоверности.
Мировой опыт показывает, что будущее в этой области за автоматизированным оформлением с четкой, логичной последовательностью операций. Участник ВЭД предъявляет в таможенные органы разрешительные документы и носитель с электронным экземпляром ГТД, товаросопроводительные документы и др. (в дальнейшем возможно получение данных по электронной почте), далее данные обрабатываются и передаются на последующие этапы контроля. Таким образом, общение между инспектором и участником ВЭД перестает быть необходимым, что ведет к исчезновению личностного фактора.
При проверке данных, заявленных декларантом, может быть использована система показателей (страна происхождения, отправления, код ТНВЭД, таможенная стоимость и вес партии, вид перемещающего транспортного средства, наименование получателя, отправителя, срок их работы, количество дел о НТП, заведенных на участника ВЭД и др.), в зависимости от комбинации которых товар будет подвергнут различным степеням таможенного контроля, т.е. к нему применят различное количество процедур, вплоть до выпуска по упрощенной схеме, без досмотра для законопослушных участников ВЭД.
Данные интегрируются в единых базах данных таможенной системы (например, в ГНИВЦ ГТК России), где могут быть подвергнуты систематизации и анализу, а также использованы для проведения контроля за участниками ВЭД. При этом, в зависимости от места в структуре таможенных органов, будет использоваться различный объем информации: в отделе, на посту — оперативная информация, на таможне и в РТУ — обобщенная, необходимая для принятия оперативных решений, в ГТК России — струк-
Ученые записки Санкт-Петербургского филиала
турированная для общего анализа и разработки направлений деятельности по повышению эффективности работы и определения таможенной политики.
Вследствие введения автоматизации, повысится уровень информатизации, как внутренней, так и внешней у участников ВЭД, если им предоставить доступ к некоторым базам, а также усилится информационный обмен между таможенными и другими федеральными органами.
Положительным моментом станет и ускорение документооборота, в результате чего сократятся сроки исполнения документов и принятия решений.
Но для автоматизации необходимо внести значительные изменения в законодательную базу.
Внутри таможенного органа должна быть создана четкая технологическая схема проведения таможенного оформления и контроля, закрепленная в должностных инструкциях. В них будет описан круг обязанностей (с детальным описанием действий лица в различных ситуациях), находящихся в компетенции конкретной должности и не пересекающихся с другими, сроки исполнения и мера ответственности за несоблюдение.
Надо отметить, что процесс таможенного оформления и контроля состоит из стандартных операций в зависимости от режима, вида товара и транспортного средства, перемещающего его. Следовательно, создавая четкие технологические схемы, определяющие производимые сотрудником операции, можно замерить продолжительность каждой стадии процесса (с помощью хронометража рабочего времени, фотографии рабочего дня и т.д.) и, исключая причины возможных простоев сотрудника, разработать нормы времени и трудозатрат на выполнение всех процедур.
Учитывая специфику таможенного поста, таможни и т.д. (то есть количество и качество груза и вида перемещающего его транспорта), применяя разработанные нормы, определяется оптимальная численность, а следовательно и организационно-штатная структура подразделения. Очевидно, что при высоком уровне автоматизации потребуется иной уровень квалификации сотрудников и значительно меньшее их количество. Критериями для продолжения службы станет соответствие менталитета сотрудника требованиям, предъявляемым к должности, позволяющего ему адаптироваться к изменяющимся условиям, способность быстрого обучения но -вым информационным технологиям.
Для уволенных по организационно-штатным мероприятиям сотрудников должна быть предусмотрена социальная защита. Возможно обучение и переквалификация для работы в околотаможенной сфере (развитие института брокерства и др.).
Следовательно, при введении автоматизации, со всеми перечисленными последствиями, изменится и система таможенного администрирования, которая будет направлена на максимально эффективную работу, с применением новых методов управления.
Организация и технология таможенной деятельности
Результатами нововведений станут:
1. Для государства — рост товарооборота, увеличение доходной части бюджета, возможности мониторинга внешней торговли, снижение затрат на содержание таможенных органов, укрепление экономической безопасности.
2. Для общества — некоторое ухудшение социальной обстановки во время увольнения сотрудников; небольшое снижение цен на импортную продукцию; для участников ВЭД — уменьшение затрат на таможенные формальности, ускорение товарооборота.
3. Для таможни — рост эффективности работы, снижение уровня кри-минагенности, повышение таможенной культуры.
А- Традов
Основные субъекты электронного документооборота в таможенной сфере
Перед тем как перейти к описанию существующих систем электронного документооборота (ЭДО), хотелось бы отметить структуру существующей системы документооборота в таможенных органах. Условно данная система состоит из двух взаимосвязанных блоков: общего и специального документооборота. Общий документооборот в свою очередь делится на внутренний и внешний. Внутренний предполагает циркуляцию документов только в пределах таможенной системы, при внешнем, обмен документами происходит с другими государственными органами, физическими и юридическими лицами. Данный вид документооборота присущ практически всем органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям различных видов собственности. Специальный документооборот связан непосредственно с выполнением основ -ной функции таможенных органов, которой является таможенное оформление и таможенный контроль. При переводе в электронную форму этих видов документооборота, т.е. дигитализации, их деление остается прежним.
Возвращаясь, к основным субъектам ЭДО в таможенной сфере хотелось бы отметить следующие органы государственной власти, физических и юридических лиц, тесно взаимодействующих с таможенными органами по роду своей деятельности, использующих или предполагающих использовать систему ЭДО при взаимодействии с таможенными органами. К ним относятся:
1. Непосредственно сами таможенные органы и участники ВЭД (внешнеэкономической деятельности): таможенные брокеры, таможенные перевозчики, физические и юридические лица, имеющие карточку участника ВЭД. В основном все перечисленные субъекты, кроме таможенных органов, не имеют собственной системы ЭДО, а пользуются системой элект-