Щ. Щиторенко
Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов
Двадцатый век был ознаменован бурным развитием информационных компьютерных технологий. Естественно, что такое развитие не могло миновать сложной и разветвленной системы таможенных органов. Их многогранная информационная деятельность позволяла внедрять множество программных комплексов, значительно облегчающих труд работников и позволяющих быстрее и качественнее производить таможенное оформление.
Создание Единой автоматизированной информационной системы таможенной службы началось в конце 80-х гг. Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 г. N 203, которым определялось образование Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) как основной базы для разработки и обеспечения функционирования ЕАИС. За период 1990-1995 гг. усилиями ГНИВЦ ГТК России совместно с региональными таможенными управлениями была обеспечена разработка и эксплуатация 1-й очереди ЕАИС.
В состав 1-й очереди автоматизированных комплексов вошли 123 программных комплекса, отражающих функциональные основные направления деятельности таможенных органов и составляющих содержание функциональных АРМов (автоматизированных рабочих мест), обеспечивающих информационную поддержку практической деятельности сотрудников таможен, региональных таможенных управлений, центрального аппарата и основных подразделений ГТК России. Однако в процессе эксплуатации, в связи с необходимостью адаптации ЕАИС к новым условиям функционирования, возникла необходимость объединения созданных в результате реализации 1-й очереди ЕАИС "островков автоматизации" функциональных АРМов. Оказ алось, что множество недостаточно информационно связ анных между собой и порой просто несовместимых АРМов практически невозможно комплексировать в горизонтально ориентированные подсистемы.1
Учитывая это, с 1992 г. стали разрабатываться автоматизированные системы обработки информации (АСОИ) "горизонтального" характера, автоматизирующие определенный функционально-законченный процесс таможенной деятельности. К числу таких систем можно отнести АСОИ "ПАССАЖИР", АСОИ "Груз", комплекс "АИСТ РТ-21". Системы "горизонтального" характера реализуют, как правило, таможенные технологии определенного уровня: таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления. Структурно АСОИ представляют собой систему
1 Фетисов В. А. Основы информационных таможенных технологий. СПб., 1999.
активно взаимодействующих между собой АРМов, функционирующих, как правило, в единой локальной вычислительной сети (ЛВС).2
Комплекс "АИСТ РТ-21", реализуемый, в частности, в рамках проекта "Российская таможня XXI века" первоначально строился в направлении контроля за прохождением таможенных платежей, однако, при ближайшем рассмотрении оказалось, что основой должно быть именно таможенное оформление, контроль за работой оформительных отделов. Таким образом, в отличие от АРМов, предназначенных для решения конкретных функциональных задач, в "АИСТ РТ-21" сделана попытка автоматизировать контроль и оформление ГТД, включая этапы проведения предварительных операций и основного таможенного оформления и контроля. Взаимодействие участников технологического процесса автоматизированного контроля и оформления ГТД показано на рисунке 1.
Рис. 1. Взаимодействие участников технологического процесса автоматизированного контроля и оформления ГТД
Решение вопроса выбора объекта, на базе которого должно было происходить тестирование комплекса "АИСТ РТ-21", осуществлялось исходя из принципов наибольшей нагрузки, наилучшей оснащенности и экстремальности условий эксплуатации. Так, на основании Приказа СЗТУ России от 20.08.1997 г. N 186 в Санкт-Петербургской, Балтийской, Пулковской, Выборгской таможнях внедрен и работает, а в Кингисеппской таможне внедряется программный комплекс "АИСТ РТ-21". Его цель — сделать более прозрачными технологии таможенного контроля и оформления для участников ВЭД, ускорить прохождение грузов, увеличить товарооборот и исключить влияние "человеческого фактора" на технологию
2 Шамахов В. А. Развитие информационных таможенных технологий в СЗТУ России: достижения и перспективы // Таможенные ведомости. 2000. N 1.
таможенного оформления. Конечным результатом проекта предполагается переход к системе предварительного декларирования товаров, в том числе с использованием международных стандартов передачи информации в электронном виде. В полном варианте эти стандарты уже используются в Выборгской таможне в рамках проекта ТЕБ1М и в Балтийской таможне при оформлении паромных грузов.
За время опытной эксплуатации, "АИСТ РТ-21" был значительно усовершенствован и успел себя зарекомендовать как достаточно надежная и производительная система (на сегодняшний день только в Санкт-Петербургской таможне "АИСТ РТ-21" охватывает свыше 70% оформляемого декларационного массива).3 Однако, к сожалению, система оказалась не лишена некоторых недостатков, связанных, в основном, с воспроизведением ряда функций процесса таможенного оформления.4
Результаты внедрения "АИСТ РТ-21".
Как известно, основной целью автоматизации таможни является со -вершенствование и повышение качества и оперативности таможенных операций за счет:
— обеспечения непосредственной связи, включая обмен данными, между большим количеством участников, включая импортера, экспортера, таможню, банки, брокеров и другие допущенные стороны;
— поддержки разных уровней доступа, определяемых совокупностью функций разных участников таможенного оформления в соответствии с технологическими процессами и их организационной структурой;
— освобождения специалистов от выполнения рутинной работы;
— обеспечения каждого сотрудника доступом к законодательной и нормативно-справочной базе информации;
— снижения трудоемкости и ускорения составления учетно-отчетной документации, с одновременным повышением ее качества;
— ускорения пассажиро-и грузопотока;
— обеспечения строгой отчетности финансовых операций и соответствующего уровня защиты информации;
— автоматизации наиболее трудоемких учетных процессов.
Таможни и таможенные посты предназначены для непосредственной
работы с клиентами и оформления пассажиров и грузов и являются основными технологическими элементами таможенной службы РФ. В этой связи, особенностями технологии непосредственного таможенного оформления грузов в системе "АИСТ РТ-21" являются:
— минимизация физического контакта декларанта и сотрудников таможенных органов в процессе таможенного оформления и контроля;
— оперативный контроль за складами временного хранения;
— сервисная автоматическая проверка электронных копий ГТД и дру-
3 Еременко А. А. АИСТ работает пока вне закона // Таможенная газета. 1999. N 20.
4 Краснова Н. А. Использование АИСТ РТ-21 при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств // Уч. зап. СПб филиала РТА. 2001. N 1. С. 91 -111.
гих документов из офиса декларанта с выдачей протокола проверки;
— оперативное информирование оформляющего инспектора ОТОиТК о платежеспособности клиента, удаленная блокировка и списание средств с лицевого счета клиента;
— оперативная автоматическая проверка участников ВЭД по "черным спискам";
— оперативная передача информации о выпущенных декларациях из отделов таможенного оформления в таможню;
— оперативное обновление и возможность просмотра нормативных актов и пр.
В процессе практической работы таможенного органа происходит накопление значительных объемов оперативной информации (на рис. 2 представлен процесс прохождения информации в системе "АИСТ РТ-21" при проведении таможенного оформления). Доступность этой информации для управляющих уровней является одним из факторов успешного планирования дальнейшей работы. Система "АИСТ РТ-21" организует сбор и передачу оперативной информации, а на основе этого учет и контроль работы нижестоящих органов.
Рис. 2. Процесс прохождения информации в системе "АИСТ РТ-21'' при проведении таможенного оформления
Как видно из рисунка 2, оперативная информация, например, данные о регистрации участников ВЭД, поступает с подчиненного таможенного поста на таможню, где подвергается всестороннему контролю. Затем информация передается в региональное таможенное управление, где служит предметом учета и анализа деятельности поста и таможни. В то же время
подчиненные уровни системы не имеют прямого доступа к оперативной аналитической информации, собранной и структурированной на руководящих уровнях. Весь информационный обмен в рамках одного горизонтального уровня системы производится только через управляющий уровень.
Таким образом, внедрение "АИСТ РТ-21" позволило существенно сократить время проведения операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств за счет сокращения потока бумажной информации. (Возможность перехода к работе с электронными документами была закреплена ранее Приказом СЗТУ РФ от 03.04.1996 г. и реализована в системе "АИСТ РТ-21"). При наличии полного пакета документов, необходимых для таможенных целей, время выпуска товара составляет не более 40 минут. Внедрение системы позволяет осуществлять процесс таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств в реальном масштабе времени; существенно упорядочить и сделать прозрачной процедуру временного хранения товаров и транспортных средств; досмотр и выпуск товаров в заявленном режиме, упростить начисление и уплату платежей.
Однако развитие и внедрение "АИСТ РТ-21" на сегодняшний день становится достаточно проблематичным в силу следующих обстоятельств: разработчиком комплекса "АИСТ РТ-21" является дочерняя фирма Экспортно-импортного банка "Экси-Софт" — коммерческая организация, не являющаяся подконтрольной ГТК РФ. Передача основной части системы в собственность таможенных органов резко сократило возможность инспекторов АСУ гибко реагировать на изменения таможенного законодательства и, как следствие, вносить изменения в действующие блоки про -граммы. Зачастую это обусловлено тем, что нет технической документации на эту программу и в целом сопровождение системы, в смысле обеспечения пользователей, не соответствует желаемому уровню. Помимо того, с выходом приказа ГТК РФ N 166 от 23.03.1998 г. "Об утверждении временной инструкции по организационно-штатной работе в таможенных органах РФ", в которых речь идет о преобразовании отделов АСУ в отделения, резко возрос отток специалистов из таможенных органов, прекрасно знающих предметную область. По некоторым оценкам, в Северо-западном регионе потеряна почти четвертая часть высоко квалифицированных специалистов, занимающихся автоматизацией таможенной деятельности. Это произошло в связи с уменьшением количества должностей и, соответственно, с изменением должностных окладов сотрудников отделений АСУ.
Надежное функционирование автоматизированной системы невозможно без необходимого технического обеспечения ЕАИС. Резко возрастающий объем информации необходимой для хранения в архиве (в т.ч. электронном виде), приводит к постоянному росту ресурсоемкости системы, ее эксплуатация обходится недешево — требуется постоянно обновляющийся парк вычислительной техники. Сегодня в таможнях региона
создана необходимая инфраструктура, задействовано около 3000 ЭВМ, свыше 130 файловых систем. К сожалению, следует заметить, что две трети парка ПЭВМ практически устарело и требует полной замены. А для решения все увеличивающихся и усложняющихся задач дополнительно требуется 1500 компьютеров. Кроме того, все объекты таможенного контроля должны быть связаны между собой дорогостоящими каналами связи.
Требуются современные рабочие места для сотрудников, работающих в системе, а сегодня из-за проблем с финансированием капитального ре -монта зданий, принадлежащих таможне, невозможно в полной мере выполнить это требование.
Что касается перспектив развития системы "АИСТ РТ-21", то работа по ее совершенствованию продолжается и сейчас, после окончания и успешного ее ввода в опытно-промышленную эксплуатацию. Выявились проблемы, решить которые таможня сегодня не в состоянии. Во-первых, необходимо узаконить существование и порядок использования как электронного вида ГТД, так и самой системы "АИСТ РТ-21". Во-вторых, крайне необходимо целевое финансирование модернизации вычислительной техники с целью ускорения реализации проекта "Российская таможня XXI в.", на котором базируется решение коллегии ГТК России от 02.10.1998 г. "О задачах Северо-западного таможенного управления по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля в условиях развития торгово-экономических связей между РФ и Европейским союзом" — ее дальнейшая эксплуатация, при уже существующих перегрузках, может привести к сбоям, а в худшем случае — к потере имеющейся информации.5
После устранения недоработок системы "АИСТ РТ-21" и завершения процесса ее установки существует реальная перспектива значительного сокращения трудозатрат на таможенное оформление и улучшение его качества во всех таможнях Санкт-Петербурга, что, в свою очередь, положительно скажется на внешнеэкономических связях РФ и динамике внешнеторгового оборота.
5 Бушихин И. В., Тимофеева Е. Ю. Перспективы и практические аспекты внедрения и технологии декларирования, и таможенного оформления товаров в электронном виде // Тезисы докладов научно-практической конференции "Таможня и бизнес". 26-27 апреля 2001 г. СПб, 2001 г. С. 18-22.