Научная статья на тему 'Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов'

Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
130
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов»

Щ. Щиторенко

Информационные технологии как основа реализации базовых функций таможенных органов

Двадцатый век был ознаменован бурным развитием информационных компьютерных технологий. Естественно, что такое развитие не могло миновать сложной и разветвленной системы таможенных органов. Их многогранная информационная деятельность позволяла внедрять множество программных комплексов, значительно облегчающих труд работников и позволяющих быстрее и качественнее производить таможенное оформление.

Создание Единой автоматизированной информационной системы таможенной службы началось в конце 80-х гг. Отправным моментом этого процесса явилось Постановление Совета Министров СССР от 15.10.1988 г. N 203, которым определялось образование Главного научно-информационного вычислительного центра (ГНИВЦ) как основной базы для разработки и обеспечения функционирования ЕАИС. За период 1990-1995 гг. усилиями ГНИВЦ ГТК России совместно с региональными таможенными управлениями была обеспечена разработка и эксплуатация 1-й очереди ЕАИС.

В состав 1-й очереди автоматизированных комплексов вошли 123 программных комплекса, отражающих функциональные основные направления деятельности таможенных органов и составляющих содержание функциональных АРМов (автоматизированных рабочих мест), обеспечивающих информационную поддержку практической деятельности сотрудников таможен, региональных таможенных управлений, центрального аппарата и основных подразделений ГТК России. Однако в процессе эксплуатации, в связи с необходимостью адаптации ЕАИС к новым условиям функционирования, возникла необходимость объединения созданных в результате реализации 1-й очереди ЕАИС "островков автоматизации" функциональных АРМов. Оказ алось, что множество недостаточно информационно связ анных между собой и порой просто несовместимых АРМов практически невозможно комплексировать в горизонтально ориентированные подсистемы.1

Учитывая это, с 1992 г. стали разрабатываться автоматизированные системы обработки информации (АСОИ) "горизонтального" характера, автоматизирующие определенный функционально-законченный процесс таможенной деятельности. К числу таких систем можно отнести АСОИ "ПАССАЖИР", АСОИ "Груз", комплекс "АИСТ РТ-21". Системы "горизонтального" характера реализуют, как правило, таможенные технологии определенного уровня: таможенного поста, таможни, регионального таможенного управления. Структурно АСОИ представляют собой систему

1 Фетисов В. А. Основы информационных таможенных технологий. СПб., 1999.

активно взаимодействующих между собой АРМов, функционирующих, как правило, в единой локальной вычислительной сети (ЛВС).2

Комплекс "АИСТ РТ-21", реализуемый, в частности, в рамках проекта "Российская таможня XXI века" первоначально строился в направлении контроля за прохождением таможенных платежей, однако, при ближайшем рассмотрении оказалось, что основой должно быть именно таможенное оформление, контроль за работой оформительных отделов. Таким образом, в отличие от АРМов, предназначенных для решения конкретных функциональных задач, в "АИСТ РТ-21" сделана попытка автоматизировать контроль и оформление ГТД, включая этапы проведения предварительных операций и основного таможенного оформления и контроля. Взаимодействие участников технологического процесса автоматизированного контроля и оформления ГТД показано на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимодействие участников технологического процесса автоматизированного контроля и оформления ГТД

Решение вопроса выбора объекта, на базе которого должно было происходить тестирование комплекса "АИСТ РТ-21", осуществлялось исходя из принципов наибольшей нагрузки, наилучшей оснащенности и экстремальности условий эксплуатации. Так, на основании Приказа СЗТУ России от 20.08.1997 г. N 186 в Санкт-Петербургской, Балтийской, Пулковской, Выборгской таможнях внедрен и работает, а в Кингисеппской таможне внедряется программный комплекс "АИСТ РТ-21". Его цель — сделать более прозрачными технологии таможенного контроля и оформления для участников ВЭД, ускорить прохождение грузов, увеличить товарооборот и исключить влияние "человеческого фактора" на технологию

2 Шамахов В. А. Развитие информационных таможенных технологий в СЗТУ России: достижения и перспективы // Таможенные ведомости. 2000. N 1.

таможенного оформления. Конечным результатом проекта предполагается переход к системе предварительного декларирования товаров, в том числе с использованием международных стандартов передачи информации в электронном виде. В полном варианте эти стандарты уже используются в Выборгской таможне в рамках проекта ТЕБ1М и в Балтийской таможне при оформлении паромных грузов.

За время опытной эксплуатации, "АИСТ РТ-21" был значительно усовершенствован и успел себя зарекомендовать как достаточно надежная и производительная система (на сегодняшний день только в Санкт-Петербургской таможне "АИСТ РТ-21" охватывает свыше 70% оформляемого декларационного массива).3 Однако, к сожалению, система оказалась не лишена некоторых недостатков, связанных, в основном, с воспроизведением ряда функций процесса таможенного оформления.4

Результаты внедрения "АИСТ РТ-21".

Как известно, основной целью автоматизации таможни является со -вершенствование и повышение качества и оперативности таможенных операций за счет:

— обеспечения непосредственной связи, включая обмен данными, между большим количеством участников, включая импортера, экспортера, таможню, банки, брокеров и другие допущенные стороны;

— поддержки разных уровней доступа, определяемых совокупностью функций разных участников таможенного оформления в соответствии с технологическими процессами и их организационной структурой;

— освобождения специалистов от выполнения рутинной работы;

— обеспечения каждого сотрудника доступом к законодательной и нормативно-справочной базе информации;

— снижения трудоемкости и ускорения составления учетно-отчетной документации, с одновременным повышением ее качества;

— ускорения пассажиро-и грузопотока;

— обеспечения строгой отчетности финансовых операций и соответствующего уровня защиты информации;

— автоматизации наиболее трудоемких учетных процессов.

Таможни и таможенные посты предназначены для непосредственной

работы с клиентами и оформления пассажиров и грузов и являются основными технологическими элементами таможенной службы РФ. В этой связи, особенностями технологии непосредственного таможенного оформления грузов в системе "АИСТ РТ-21" являются:

— минимизация физического контакта декларанта и сотрудников таможенных органов в процессе таможенного оформления и контроля;

— оперативный контроль за складами временного хранения;

— сервисная автоматическая проверка электронных копий ГТД и дру-

3 Еременко А. А. АИСТ работает пока вне закона // Таможенная газета. 1999. N 20.

4 Краснова Н. А. Использование АИСТ РТ-21 при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров и транспортных средств // Уч. зап. СПб филиала РТА. 2001. N 1. С. 91 -111.

гих документов из офиса декларанта с выдачей протокола проверки;

— оперативное информирование оформляющего инспектора ОТОиТК о платежеспособности клиента, удаленная блокировка и списание средств с лицевого счета клиента;

— оперативная автоматическая проверка участников ВЭД по "черным спискам";

— оперативная передача информации о выпущенных декларациях из отделов таможенного оформления в таможню;

— оперативное обновление и возможность просмотра нормативных актов и пр.

В процессе практической работы таможенного органа происходит накопление значительных объемов оперативной информации (на рис. 2 представлен процесс прохождения информации в системе "АИСТ РТ-21" при проведении таможенного оформления). Доступность этой информации для управляющих уровней является одним из факторов успешного планирования дальнейшей работы. Система "АИСТ РТ-21" организует сбор и передачу оперативной информации, а на основе этого учет и контроль работы нижестоящих органов.

Рис. 2. Процесс прохождения информации в системе "АИСТ РТ-21'' при проведении таможенного оформления

Как видно из рисунка 2, оперативная информация, например, данные о регистрации участников ВЭД, поступает с подчиненного таможенного поста на таможню, где подвергается всестороннему контролю. Затем информация передается в региональное таможенное управление, где служит предметом учета и анализа деятельности поста и таможни. В то же время

подчиненные уровни системы не имеют прямого доступа к оперативной аналитической информации, собранной и структурированной на руководящих уровнях. Весь информационный обмен в рамках одного горизонтального уровня системы производится только через управляющий уровень.

Таким образом, внедрение "АИСТ РТ-21" позволило существенно сократить время проведения операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств за счет сокращения потока бумажной информации. (Возможность перехода к работе с электронными документами была закреплена ранее Приказом СЗТУ РФ от 03.04.1996 г. и реализована в системе "АИСТ РТ-21"). При наличии полного пакета документов, необходимых для таможенных целей, время выпуска товара составляет не более 40 минут. Внедрение системы позволяет осуществлять процесс таможенного оформления и контроля товаров и транспортных средств в реальном масштабе времени; существенно упорядочить и сделать прозрачной процедуру временного хранения товаров и транспортных средств; досмотр и выпуск товаров в заявленном режиме, упростить начисление и уплату платежей.

Однако развитие и внедрение "АИСТ РТ-21" на сегодняшний день становится достаточно проблематичным в силу следующих обстоятельств: разработчиком комплекса "АИСТ РТ-21" является дочерняя фирма Экспортно-импортного банка "Экси-Софт" — коммерческая организация, не являющаяся подконтрольной ГТК РФ. Передача основной части системы в собственность таможенных органов резко сократило возможность инспекторов АСУ гибко реагировать на изменения таможенного законодательства и, как следствие, вносить изменения в действующие блоки про -граммы. Зачастую это обусловлено тем, что нет технической документации на эту программу и в целом сопровождение системы, в смысле обеспечения пользователей, не соответствует желаемому уровню. Помимо того, с выходом приказа ГТК РФ N 166 от 23.03.1998 г. "Об утверждении временной инструкции по организационно-штатной работе в таможенных органах РФ", в которых речь идет о преобразовании отделов АСУ в отделения, резко возрос отток специалистов из таможенных органов, прекрасно знающих предметную область. По некоторым оценкам, в Северо-западном регионе потеряна почти четвертая часть высоко квалифицированных специалистов, занимающихся автоматизацией таможенной деятельности. Это произошло в связи с уменьшением количества должностей и, соответственно, с изменением должностных окладов сотрудников отделений АСУ.

Надежное функционирование автоматизированной системы невозможно без необходимого технического обеспечения ЕАИС. Резко возрастающий объем информации необходимой для хранения в архиве (в т.ч. электронном виде), приводит к постоянному росту ресурсоемкости системы, ее эксплуатация обходится недешево — требуется постоянно обновляющийся парк вычислительной техники. Сегодня в таможнях региона

создана необходимая инфраструктура, задействовано около 3000 ЭВМ, свыше 130 файловых систем. К сожалению, следует заметить, что две трети парка ПЭВМ практически устарело и требует полной замены. А для решения все увеличивающихся и усложняющихся задач дополнительно требуется 1500 компьютеров. Кроме того, все объекты таможенного контроля должны быть связаны между собой дорогостоящими каналами связи.

Требуются современные рабочие места для сотрудников, работающих в системе, а сегодня из-за проблем с финансированием капитального ре -монта зданий, принадлежащих таможне, невозможно в полной мере выполнить это требование.

Что касается перспектив развития системы "АИСТ РТ-21", то работа по ее совершенствованию продолжается и сейчас, после окончания и успешного ее ввода в опытно-промышленную эксплуатацию. Выявились проблемы, решить которые таможня сегодня не в состоянии. Во-первых, необходимо узаконить существование и порядок использования как электронного вида ГТД, так и самой системы "АИСТ РТ-21". Во-вторых, крайне необходимо целевое финансирование модернизации вычислительной техники с целью ускорения реализации проекта "Российская таможня XXI в.", на котором базируется решение коллегии ГТК России от 02.10.1998 г. "О задачах Северо-западного таможенного управления по совершенствованию таможенного оформления и таможенного контроля в условиях развития торгово-экономических связей между РФ и Европейским союзом" — ее дальнейшая эксплуатация, при уже существующих перегрузках, может привести к сбоям, а в худшем случае — к потере имеющейся информации.5

После устранения недоработок системы "АИСТ РТ-21" и завершения процесса ее установки существует реальная перспектива значительного сокращения трудозатрат на таможенное оформление и улучшение его качества во всех таможнях Санкт-Петербурга, что, в свою очередь, положительно скажется на внешнеэкономических связях РФ и динамике внешнеторгового оборота.

5 Бушихин И. В., Тимофеева Е. Ю. Перспективы и практические аспекты внедрения и технологии декларирования, и таможенного оформления товаров в электронном виде // Тезисы докладов научно-практической конференции "Таможня и бизнес". 26-27 апреля 2001 г. СПб, 2001 г. С. 18-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.