1УДК 37.01:340 ББК 74.200.50
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
М. М. Симонова, Д. Э. Удалов
Аннотация. В статье приводится анализ правового регулирования патриотического воспитания современной молодежи. Правовое регулирование различных сфер жизни общества необходимо в целях соблюдения прав и свобод субъектов правоотношений. Особенно это актуально в сфере образования, в частности в области патриотического воспитания подрастающего поколения (детей и молодежи), как будущей составляющей гражданского общества России. Патриотическое воспитание необходимо для функционирования институтов гражданского общества, недопущения совершения противоправного поведения, причиняющего вред интересам государства, общества, отдельных личностей, а также для сохранения и преумножения культурного достояния Российской Федерации и бережного отношения к истории своего Отечества.
Ключевые слова: образовательная деятельность, воспитание, гражданственность, патриотизм, патриотическое воспитание, законодательство.
LEGAL BASES OF PATRIOTIC EDUCATION IN THE RUSSIAN FEDERATION
M. M. Simonova, D. E. Udalov
Abstract. The article provides an analysis of the legal regulation of patriotic education of the youth of today. Legal regulation of various spheres of society is necessary in order to comply with the rights and freedoms of legal entities. This is especially true in the field of education, in particular in the field of patriotic education of the younger generation (children and youth), as a future constituent of civil society in Russia. Patriotic education is necessary for the functioning of civil society institutions, to prevent the commission of wrongful conduct, to harm the interests of the state, society and individuals and for preserving and increasing the cultural heritage of the Russian Federation and respect for the history of the homeland.
Keywords: educational activity, education, citizenship, patriotism, patriotic education, legislation.
Существование и развитие государства невозможно без функционирования гражданского общества, основу которого составляет население страны. Важнейшей составляющей гражданского общества является институт образования, осуществляющий воспитание подрастающего поколения (молодежи) на основе принципов уважительного отношения к культуре, истории, законам государства, то есть на основе патриотического отношения к своей стране.
Образование - важнейшая сфера жизни общества, где реализуется политика государства, направленная на удовлетворение образовательных потребностей граждан. При этом закладывается фундамент, позволяющий челове-
ку развивать свой потенциал и реализовывать-ся. Образовательная среда, аккумулируя освоенные и накопленные знания, обеспечивает сохранение и преумножение интеллектуальных ресурсов страны [1, с. 205].
Концепция современного образовательного законодательства подчеркивает, что государственная политика в системе образования должна быть единой. Несмотря на то, что вопросы образования относятся к сфере совместного ведения, где и Федерация, и субъекты РФ могут разрабатывать и развивать свою государственную политику, регламентация данной политики связана с регламентацией конституционных прав граждан, поэтому она должна носить единый для всей страны характер [2, с. 66-67].
Как сказано выше, одна из важнейших функций государства - это образовательная, просветительская деятельность, в частности воспитание патриотизма у населения, реализуемая Правительством РФ, Министерством образования и науки РФ и Министерством культуры РФ, органами государственной власти субъектов РФ; например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О Федеральном агентстве по делам молодежи» к полномочиям Росмолодежи относится: осуществление мер по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи, воспитанию толерантности в молодежной среде; формирование правовых, культурных и нравственных ценностей среди молодежи, а также распространение эффективных форм участия молодежи в общественной жизни.
Закон Московской области «Об образовании», на основании федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», вводит ст. 4 «Воспитательный компонент образовательного процесса»: «Осуществление деятельности в сфере образования строится на основе обязательного включения в образовательный процесс воспитательного компонента. Воспитательный компонент образовательного процесса включает в себя духовное, культурное и физическое развитие обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства и формирование у них патриотизма, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе» [3].
В теории педагогики воспитание как общественное явление означает передачу накопленного опыта от одного поколения к другому, обеспечивая тем самым их преемственность. И воспитание осуществляется только в обществе [4, с. 538]. Содержание воспитания включает в себя систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, которыми должны овладеть обучающиеся в соответствии с поставленными целями и задачами. В первую очередь, это касается воспитания детей. В соот-
ветствии с федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Различные виды воспитания, в общем педагогическом процессе, представляют возможности формирования всесторонне и гармонически развитой личности [5, с. 436-437].
В педагогической литературе существуют различные классификации видов воспитания, так, в словаре по педагогике называются следующие виды воспитания: валеологическое; гражданское; духовное; нравственное; общечеловеческое; поликультурное; политическое; правовое; семейное; трудовое; умственное; физическое; художественное; эстетическое и др. [6, с. 40-43]. Однако патриотическое воспитание включается в другие виды воспитания, чаще всего гражданского, и не выделяется отдельно, например, в учебнике «Педагогика» под редакцией В. А. Сластенина сказано: «Основная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности как инте-гративного качества личности, заключающего в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры межличностного общения» [7, с. 40].
За несколько последних лет (2013-2015) произошло обновление законодательства в области патриотического воспитания на федеральном уровне, приняты различные подзаконные нормативно-правовые акты.
Согласно положениям «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», государством создаются условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.
Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.
Законодательное определение патриотического воспитания и его видов содержится в ряде нормативно-правовых актов, федерального и регионального уровня, так, в разделе I Постановления Правительства РФ «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы"» патриотическое воспитание определяется как «систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины».
Закон Московской области «О патриотическом воспитании в Московской области» включает термин «военно-патриотическое воспитание», которое понимается как «часть патриотического воспитания, направленная на формирование у граждан готовности к государственной военной службе, государственной службе, связанной с правоохранительной деятельностью, и развитие связанных с этим прикладных знаний и навыков».
Например, Законы Московской области «О государственной молодежной политике в Московской области», Москвы «О молодежи», Закон Санкт-Петербурга «О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге» закрепляют и выделяют следующие виды воспитания молодежи: гражданско-патриотическое воспитание - воспитание, направленное на формирование у граждан правовой культуры, социально-ценностного отношения к Родине, своему народу, его культуре, языку, традициям; военно-патриотическое воспитание; духовно-нравственное воспитание -воспитание, направленное на формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нрав-
ственного поведения, моральных норм российского общества.
Все названные нормативно-правовые акты определяют основные принципы, цели и задачи патриотического воспитания в Российской Федерации.
К принципам осуществления государственных полномочий и осуществления институтами гражданского общества деятельности по патриотическому воспитанию можно отнести принципы: законности; равенства участников данных отношений - личности, общества и государства; гласности; обязательности; системности.
Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития РФ, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
В законодательных актах субъектов РФ задачи патриотического воспитания определяются с учетом особенностей социально-экономического и культурно-исторического развития региона.
Важным аспектом патриотического воспитания является также развитие правовой культуры детей и молодежи. Провозглашается, что воспитание граждан должно осуществляться в духе уважения Конституции РФ, как Основного закона страны и, соответственно, основного источника правового регулирования общественных отношений, законности, создания условий для обеспечения реализации конституционных прав и обязанностей.
В практической деятельности по патриотическому воспитанию следует уделять особое значение изучению и разъяснению положений, основополагающих нормативно-правовых актов, ставших основой государственных праздников и памятных дат. Например, 12 июня -День России, 12 декабря - День Конституции РФ (дата проведения всенародного референдума, одобрившего принятие Основного зако-
на РФ), 22 августа - День Государственного флага РФ. И разъяснять правила использования государственных символов РФ на основании федеральных конституционных законов «О Государственном флаге Российской Федерации»; «О Государственном гербе Российской Федерации»; «О Государственном гимне Российской Федерации».
В рамках деятельности по сохранению и приумножению знаний подрастающего поколения в области истории Российского государства следует обратить особое внимание на «памятники российского права»: Русская Правда (в 2016 отмечается 1000-летие принятия первого письменного свода законов), Соборное уложение 1649 г., Судебные уставы 1864 г., законодательные акты, послужившие становлению конституционализма в России.
В заключение можно констатировать, что патриотическое воспитание является важнейшим элементом реализации государственной политики РФ. Так, воспитание является предметом совместного ведения РФ и субъектов РФ, и можно сделать вывод о том, что в законодательстве субъектов РФ вопросы осуществления патриотического воспитания освещены более детально.
В соответствии с положениями «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» следует предпринимать все действия, направленные на повышение качества преподавания гуманитарных учебных предметов, обеспечивающего ориентацию обучающихся в современных общественно-политических процессах, происходящих в России и мире, а также осознанную выработку собственной позиции по отношению к ним на основе знания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны.
Без осуществления деятельности по патриотическому воспитанию граждан страны, а в особенности детей и молодежи, невозможно будет сохранить мир и безопасность как внутри самого государства, так и гарантировать мир и стабильность на международном уровне.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Волкова Н. С. Концепция развития законодательства в сфере образования // Научные
концепции развития российского законода-
тельства: моногр. - 7-е изд., доп. и перераб.
- М.: Юриспруденция, 2015. - 544 с.
2. Андриченко Л. В. Разграничение полномочий между органами публичной власти в сфере образования // Образовательное законодательство России. Новая веха развития: моногр. - М.: Юриспруденция, 2015. - 480 с.
3. Закон Московской области от 27 июля 2013 г. № 94/2013-03 (в ред. от 7 декабря 2015 г.) «Об образовании» (принят постановлением Мособлдумы от 11 июля 2013 г. № 17/59-П) // Ежедневные Новости. Подмосковье. -2013. - № 144.
4. Педагогика и психология: учебник для бакалавров / под ред. П. И. Пидкасистого. -3-е изд. перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012.
- 724 с.
5. Подласый И. П. Педагогика: учебник для бакалавров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 574 с.
6. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М. - Ростов н/Д: МарТ, 2005. - 448 с.
7. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / под ред. В. А. Сластенина. - 10-е изд., перераб. - М.: Академия, 2011. - 608 с.
REFERENCES
1. Volkova N. S. Kontseptsiya razvitiya zakonoda-telstva v sfere obrazovaniya. In: Nauchnye kontseptsii razvitiya rossiyskogo zakonoda-telstva: monogr. Moscow: Yurisprudentsiya, 2015.544 p.
2. Andrichenko L. V. Razgranichenie polnomochiy mezhdu organami publichnoy vlasti v sfere obrazovaniya. In: Obrazovatelnoe zakonodatel-stvo Rossii. Novaya vekha razvitiya: monogr. Moscow: Yurisprudentsiya, 2015. 480 p.
3. Zakon Moskovskoy oblasti ot 27 Jul. 2013 No. 94/2013-0Z (v red. ot 07 Dec. 2015) "Ob obrazovanii" (prinyat postanovleniem Mosobl-dumy ot 11 Jul. 2013 No. 17/59-P). Ezhednevnye Novosti. Podmoskovye. 2013, No. 144.
4. Pidkasistyy P. I. (Ed.) Pedagogika i psikhologiya: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Yurayt, 2012. 724 p.
5. Podlasyy I. P. Pedagogika: uchebnik dlya bakalavrov. Moscow: Yurayt, 2012. 574 p.
6. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Slovar po pedagogike. Moscow - Rostov on Don: MarT, 2005. 448 p.
7. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pe-
dagogika: uchebnik dlya studentov uchrezhdeniy vyssh. prof. obrazovaniya. Moscow: Akademiya, 2011. 608 p.
Симонова Маргарита Михайловна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры «Управление персоналом и психология», Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации e-mail: MMSimonova@fa.ru
Simonova Margarita M., PhD in Social Sciences, Associate Professor, Human Resource Management and Psychology Department, Financial University under the Government of the Russian Federation e-mail: MMSimonova@fa.ru
Удалов Денис Эдуардович, кандидат юридических наук, доцент кафедры менеджмента и социально-экономических дисциплин, Московский Государственный институт индустрии туризма имени Ю. А. Сенкевича e-mail: udallov@yandex.ru
Udalov Denis E., PhD in Jurisprudence, Associate professor, Management and Social and economic disciplines Department, Yu. A Sienkiewicz Moscow State Institute of Tourism Industry e-mail: udallov@yandex.ru