Научная статья на тему 'Художественно-патриотическое воспитание молодёжи: нормативно-правовой аспект'

Художественно-патриотическое воспитание молодёжи: нормативно-правовой аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PATRIOTISM / PATRIOTIC EDUCATION / ARTISTIC-PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Силкина Ольга Сергеевна

В статье даётся анализ современных нормативно-правовых документов патриотического воспитания молодежи на федеральном и региональном уровнях. Выявлены особенности законодательной базы в области патриотического воспитания молодёжи. В аспекте данного вопроса автором рассмотрены различные подходы к пониманию содержания понятия «патриотизм». Исследованы проблемы, связанные с теоретическим обоснованием вопроса патриотического воспитания и его составляющих, на основе научных трудов отечественных и зарубежных авторов: в историческом аспекте с позиций философии, педагогики и психологии. Определяющим моментом воспитания чувства патриотизма является создание оптимальных форм, методов и средств, соответствующих запросам современного поколения. Особое внимание необходимо уделять содержанию учебных дисциплин в учреждениях дополнительного образования, обладающих наибольшими образовательными возможностями в осуществлении художественно-патриотического воспитания молодёжи. Содержание такой подготовки определяется не столько уровнем знаний, умений и компетенций, сколько сформированностью нравственной основы, непосредственно влияющей на развитие патриотической и духовно-ценностной сфер личности. Обосновывается, целесообразность использования на практике многообразных форм художественной деятельности, как одного из стратегически важных компонентов художественно-патриотического воспитания. В качестве рабочего дано определение понятия «художественно-патриотическое воспитание» и рассматривается автором как одно из направлений, которое реализуются на практике в условиях дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE: LEGAL AND REGULATORY ASPECT

The paper examines present day legal documents on patriotic education of young people at the federal and regional levels. The paper characterizes peculiarities of legal framework in the sphere of patriotic education of young people. In the aspect of the question, the author of the article investigates various approaches to the content understanding the “patriotic” concept. The problems related to the theoretical underpinning of patriotic education problem as well as its components, formation and development of the concept environment on the ground of scientific works by foreign and Russian authors: in the historical aspect from the standpoint of philosophy, pedagogy and psychology. The defining moment of patriotic education is creation of optimal forms, methods and instruments, conforming the requirements of current generation. Based on this, special attention should be paid to the content of educational subject in the context of supplementary education, having the greatest opportunity for education in the implementation of artistic and patriotic education of youth. The content of such training is determined not as much by their level of knowledge, skills and competences, as the formation of the value system of personality that directly affect the development of patriotic, moral and spiritual values of personality. The author proves that motivation for the practical use of various forms of artistic activities is one of strategic components of artistic-patriotic education. The operational definition is represented as “artistic-patriotic education” and is described by the author as one of the directions practically realized in supplementary education environment.

Текст научной работы на тему «Художественно-патриотическое воспитание молодёжи: нормативно-правовой аспект»

Разработанная нами концепция формирования здорового образа жизни студентов показала в целом хорошую скоординированность концептуальных положений организации воспитательно-образовательной деятельности и позволила выделить особенности деятельности вуза как пути педагогического сопровождения:

- в воспитательно-образовательном процессе вуза студенты в процессе занятий физической культурой приобретают знания, которые реали-

зуются в виде изменения поступков, привычек и появление навыков вести здоровый образ жизни;

- на занятиях по физической культуре студент осознаёт характер мотивов, наличие интереса к ведению здорового образа жизни и потребности в развитии здоровьесберегающей компетентности;

- у студента формируется установка, что охрана собственного здоровья - это дело самого студента, а не родителей, педагогов, врачей, государства.

Литература

1. Мелешкова Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: моногр. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. - 203 с.

2. Мелешкова Н. А., Унжаков Г. А., Букреева Н. А. Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. - Кемерово: Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования, 2013. - № 13(11). - С. 79-83.

3. Мелешкова Н. А., Григорьева С. А., Мусохранов А. Ю. Ценности физической культуры как фактор формирования общекультурных компетенций // Перспективы науки. - 2014. - № 11 (62). - С. 65-68.

4. Мелешкова Н. А., Григорьева С. А., Букреева Н. А. Физическое воспитание и формирование культуры здоровья, здорового образа жизни студентов вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. -Кемерово: Кузбас. регион. ин-т развития проф. образования, 2016. - № 1(21). - С. 161-164.

References

1. Meleshkova N.A. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni studentov vuza v protsesse fizicheskogo vospitaniya [Forming of a healthy lifestyle of students of higher education institution in the course of physical training]. Kemerovo, Kemerovo institute (branch) of Public Educational Institution of Higher Professional Training RGTEU Publ., 2007. 203 p. (In Russ.).

2. Meleshkova N.A., Unzhakov G.A., Bukreeva N.A. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov vuza [Pedagogical conditions of forming of a healthy lifestyle of students of higher education institution]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. Kemerovo, Kuzbasskiy regional'nyy institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya Publ., 2013, no. 13(11), pp. 79-83. (In Russ.).

3. Meleshkova N.A., Grigorieva S.A., Musohranov A.Yu. Tsennosti fizicheskoy kul'tury kak faktor formirovaniya obshchekul'turnykh kompetentsiy [Values of physical culture as factor of forming of common cultural competences]. Perspektivy nauki [Prospects of science], 2014, no. 11(62), pp. 65-68. (In Russ.).

4. Meleshkova N.A., Grigoryeva S.A., Bukreeva N.A. Fizicheskoe vospitanie i formirovanie kul'tury zdorov'ya, zdorovogo obraza zhizni studentov vuza [Physical training and forming of culture of health, a healthy lifestyle of students of higher education institution]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom [Professional education in Russia and abroad]. Kemerovo, Kuzbasskiy regional'nyy institut razvitiya professional'nogo obrazovaniya Publ., 2016, no. 1(21). (In Russ.).

УДК 371

ХУДОЖЕСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЁЖИ: НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Силкина Ольга Сергеевна, аспирант, кафедра профессионального обучения, педагогики и психологии, Сибирский государственный университет путей сообщения (г. Новосибирск, РФ). E-mail: olg.silckina@yandex.ru

В статье даётся анализ современных нормативно-правовых документов патриотического воспитания молодежи на федеральном и региональном уровнях. Выявлены особенности зако-

нодательной базы в области патриотического воспитания молодёжи. В аспекте данного вопроса автором рассмотрены различные подходы к пониманию содержания понятия «патриотизм». Исследованы проблемы, связанные с теоретическим обоснованием вопроса патриотического воспитания и его составляющих, на основе научных трудов отечественных и зарубежных авторов: в историческом аспекте с позиций философии, педагогики и психологии. Определяющим моментом воспитания чувства патриотизма является создание оптимальных форм, методов и средств, соответствующих запросам современного поколения. Особое внимание необходимо уделять содержанию учебных дисциплин в учреждениях дополнительного образования, обладающих наибольшими образовательными возможностями в осуществлении художественно-патриотического воспитания молодёжи. Содержание такой подготовки определяется не столько уровнем знаний, умений и компетенций, сколько сформированностью нравственной основы, непосредственно влияющей на развитие патриотической и духовно-ценностной сфер личности. Обосновывается, целесообразность использования на практике многообразных форм художественной деятельности, как одного из стратегически важных компонентов художественно-патриотического воспитания. В качестве рабочего дано определение понятия «художественно-патриотическое воспитание» и рассматривается автором как одно из направлений, которое реализуются на практике в условиях дополнительного образования.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, художественно-патриотическое воспитание.

ARTISTIC-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUNG PEOPLE: LEGAL AND REGULATORY ASPECT

Silkina Olga Sergeevna, Postgraduate, Department of Education, Vocational Training and Psychology, Siberian State University of Railway Engineering (Novosibirsk, Russian Federation). E-mail: olg.silckina@ yandex.ru

The paper examines present day legal documents on patriotic education of young people at the federal and regional levels. The paper characterizes peculiarities of legal framework in the sphere of patriotic education of young people. In the aspect of the question, the author of the article investigates various approaches to the content understanding the "patriotic" concept. The problems related to the theoretical underpinning of patriotic education problem as well as its components, formation and development of the concept environment on the ground of scientific works by foreign and Russian authors: in the historical aspect from the standpoint of philosophy, pedagogy and psychology. The defining moment of patriotic education is creation of optimal forms, methods and instruments, conforming the requirements of current generation. Based on this, special attention should be paid to the content of educational subject in the context of supplementary education, having the greatest opportunity for education in the implementation of artistic and patriotic education of youth. The content of such training is determined not as much by their level of knowledge, skills and competences, as the formation of the value system of personality that directly affect the development of patriotic, moral and spiritual values of personality. The author proves that motivation for the practical use of various forms of artistic activities is one of strategic components of artistic-patriotic education. The operational definition is represented as "artistic-patriotic education" and is described by the author as one of the directions practically realized in supplementary education environment.

Keywords: patriotism, patriotic education, artistic-patriotic education.

На протяжении последнего десятилетия одним из важнейших вопросов в общественно-социальной жизни России стала тема патриотизма и проблемы его возрождения. По мнению ряда историков, философов и публицистов, это

объективно закономерное завершение периода исторического «безвременья» жизни российского общества с начала 90-х годов прошлого века, когда смена парадигмы общественного развития в условиях отсутствия общенациональной идеи

привела к девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей, резкому снижению воспитательного воздействия искусства, культуры, образования и утрате, особенно среди молодого поколения, российского патриотического сознания.

В этот период современная либеральная идеология активно продвигала образ нового социального типа личности, ориентированной на приоритет индивидуалистической этики и материальных интересов над нравственными ценностями. Система общего образования, ранее обладавшая существенным влиянием на процесс становления школьника как патриота и гражданина, в значительной мере утратила свой воспитательный потенциал. На фоне альтернативности содержания школьных программ по отечественной истории и литературе - самым важным предметам, формирующим любовь к Отечеству, средствами массовой информации пропагандируются стандарты потребительского общества и мультикультурализ-ма, создается антипатриотическая среда [21].

Система ложных ценностей способствует формированию в молодежной субкультуре культа силы, эгоизма, утилитарного отношения к государству и социальным институтам. Традиционные основы воспитания и образования подменяются «более современными»: христианские добродетели - общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда - развитием творческой эгоистической личности; нравственность, воздержание, самоограничение - вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование - западной психологией самоутверждения [20].

В общественном сознании, особенно в молодежной среде, понятия «гражданственность», «патриотизм», «долг перед отечеством» приобрели неоднозначную интерпретацию, а героические события отечественной истории, образы выдающихся деятелей утратили силу нравственного идеала как основы воспитания. Об этом свидетельствуют, в частности, исследования по сформированной патриотизма у молодежи в возрасте 18-23 лет, проводившиеся в 2006-2009 годах на базе Российского нового университета [2].

Результаты исследования позволили определить категориальные характеристики патриотизма как содержательного компонента личности

с помощью рейтинговых оценок. У 87 % респондентов приоритетными были такие характеристики, как «умение зарабатывать большие деньги», «умение наслаждаться жизнью», «знания, учеба», «умение превзойти других, быть первым во всем». Характеристики, отражающие категорию патриотизма, у подавляющего большинства респондентов были отнесены на последние места (табл. 1).

Таблица 1

Рейтинговая оценка категориальных характеристик патриотизма у молодых людей

Ценности Средний коэффициент

Любовь к Родине На 13 месте (из 26)

Знание и соблюдение народных традиций На 17 месте (из 26)

Гордость за свою страну На 18 месте (из 26)

Готовность к защите Отечества На 24 месте (из 26)

Сегодня в общественно-политических кругах и научно-образовательной среде созрело и укрепилось понимание роли и значения системы патриотического воспитания в развитии и защите национальных интересов российского государства в новых социально-экономических и геополитических условиях. Стало очевидным, что попытки осуществить какие-либо преобразования, реформы в социально-экономической, политической и любой другой сфере без опоры на фундаментальные духовно-нравственные ценности заведомо обречены на провал. Отсутствие в общественном сознании высших социально значимых ценностей, мотивов, принципов невозможно заменить никакими материальными инвестициями. Как отмечает академик Л. Абалкин, начало нового века ознаменовалось для российского общества историческим вызовом: либо перестать быть Россией, либо возродиться как великая держава, в сочетании критериев экономической целесообразности и духовности [1].

В российскую общественную жизнь, социальную практику возвращается понятие «патриотизм», в гуманитарной сфере актуализировалась проблема воспитания у подрастающего поколения высших духовных и социально-значимых ценностей, значимость которых неоднократно

подчёркивалась в Посланиях Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию РФ.

В 1998 году утверждена Концепция «Военно-патриотическое воспитание молодёжи», разработчиками и исполнителями которой стали Минобороны России, Минобрнауки России, Минкультуры России и МВД России. В настоящее время нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя некоторые положения Конституции Российской Федерации и Федеральные законы: от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», от 28.12.2010 № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации», от 22.03.2001 № З-ФКЗ «О Государственном гимне Российской Федерации, от 13.03.1995 № 32-Ф3 «О днях воинской славы и памятных датах России», от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», от 05.04.2013 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 30.12.2012 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 10.01.2003 № 15-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», от 9.05.2006 № 68-ФЗ «О почетном звании Российской Федерации "Город воинской славы"», от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Вышел ряд Указов Президента Российской Федерации: от 16.05.1996 № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи», от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания» (с изменениями на 25 июля 2014 года), от 19.12.2012 № 1666 «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», от 24.12.2014 № 808 «Основы государственной культурной политики», от 31.12.2015 № 683 «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

Приняты постановления Правительства Российской Федерации: от 24.06.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», от 11.06.2005 № 422 «О государственной программе "Патриотическое воспита-

ние граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы"», от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы"» (в редакции постановления Правительства России от 07.10.2013 № 889), от 29.05.2015 № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы"».

Приняты ведомственные документы: приказы Минобрнауки России от 13.01.2010 № 18 (ред. от 31.05.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040700 «Организация работы с молодежью» (квалификация (степень) «магистр»), от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» [5].

Во многих субъектах Российской Федерации меры по патриотическому воспитанию закреплены на законодательном уровне и реализуются через региональные программы (Алтайский край, Астраханская, Брянская, Воронежская, Свердловская, Новосибирская области и др.) [6].

Анализ нормативно-правовой базы в области патриотического воспитания молодёжи показывает, что преобладают программы, мероприятия которых имеют историко-патриотический и военно-патриотический аспекты, направлены на формирование положительной мотивации у молодёжи к прохождению военной и правоохранительной службы. Вопросы организации и научно-методологического обеспечения духовно-нравственного воспитания и формирования на их основе интегративных качеств патриотического сознания наименее программно проработаны.

Так, например, в законе «О патриотическом воспитании в Воронежской области» разграничиваются понятия «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое воспитание». Патриотическое воспитание в упомянутом выше законе рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, связанная с реализацией мероприятий, направленных на развитие и формирование у граждан высокого патриотического сознания,

готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества; военно-патриотическое воспитание - часть патриотического воспитания, направленного на формирование у граждан готовности к военной службе и развитие связанных с этим прикладных знаний и навыков. Очевидно, что существенных отличий в этих определениях нет и военно-патриотический аспект доминирует [8].

Вместе с тем, как отмечает ряд авторов, «ставка сугубо на военно-патриотические методы воспитания... и ограниченное тематически осмысление прошлого нашей страны обречена на провал. Очевидный пробел призвано заместить граж-данско-патриотическое воспитание» [11, с. 48].

Такой устоявшийся вид гражданско-патрио-тического воспитания, как приобщение к великим деяниям предков через произведения художественного искусства имеет неоценимое значение для формирования целостной личности.

Минобрнауки России приводит следующие наиболее характерные формы и методы патриотического воспитания, использующиеся в образовательных учреждениях Москвы (табл. 2).

Таблица 2

Частотное ранжированное распределение мероприятий, проводимых в школах в целях патриотического воспитания

Отмечается, что чаще других мероприятий с целью патриотического воспитания в школьных коллективах проводятся празднование памятных дат, дней военной славы и вахты памяти - 54,7 %. Также достаточно широко распространены работа и встречи с ветеранами и героями войны - 37,7 %. В то же время лишь 31 % респондентов непосредственно вовлечены в мероприятия по патриотическому воспитанию, а 69 % из числа ответивших на этот вопрос не участвуют в ней [14].

Это может свидетельствовать о том, что патриотическое воспитание нередко носит формальный характер и его методы, вероятно, не соответствуют требованиям времени и не вызывают активного отклика у учащихся. К сожалению, современная школа оказалась практически лишенной такого эффективного метода патриотического воспитания школьников, как воздействие через молодежные организации.

В целом состояние работы по патриотическому воспитанию Минобрнауки России оценивается неудовлетворительно. Несмотря на все попытки сделать патриотизм частью государственной идеологии, реальный результат по-прежнему не соответствует желаемому. Система патриотического воспитания в программах не рассматривается как часть системы воспитания вообще, а на государственном уровне отмечается снижение качества знаний выпускников школ не только по истории отечества, но и по русскому языку и русской литературе, собственно представляющих и формирующих духовность, гражданственность и патриотизм [14].

Молодежь не знает классиков литературы, музыки, театра, выдающихся ученых России. Причины этого следует искать в недостаточной степени исследования проблем патриотического воспитания на социально-педагогическом уровне применительно к современным условиям.

Для понимания проблем и дополнительных возможностей развития патриотического воспитания важно исследовать научно-теоретические основы российского патриотизма.

Если обратиться к истории вопроса, то тема патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и в политике, культуре и экономике. Уже в «Повести временных лет» и в проповедях Сергия Радонежского она отчетливо выражена в императиве

Формы мероприятий Удельный вес в общем кол-ве мероприятий в %

Чествование памятных дат, дней военной славы и вахты памяти 54,7

Работа и встречи с ветеранами и героями войны 37,7

Создание школьных музеев боевой и трудовой славы 28,3

Работа военно-патриотических кружков, клубов и т. д. 13,2

Создание школьных музеев боевой и трудовой славы 28,3

Другое 9,4

Деятельность поисковых отрядов по розыску погибших участников войны 3,8

объединения русских земель как форме проявления государственного патриотизма.

Существует целый ряд трактовок понятия «патриотизм». Само слово «патриотизм» происходит от греч. patriotes - соотечественник и patris - родина, отечество. Понятие «патриотизм» появилось во времена Французской революции и было заимствовано в Петровскую эпоху из французского языка. В разные эпохи в понятие «патриотизм» вкладывалось различное содержание в зависимости от исторических этапов развития общества [16].

В. И. Даль рассматривает патриотизм через толкование термина патриот: «Патриот -любитель Отечества, ревнитель о благе его, от-чизнолюб, отечественник или отчизник. Патриотизм - любовь к Отчизне» [7]. В Словаре русского языка С. И. Ожегова «патриотизм» - это любовь к своему Отечеству, своему народу, преданность им (см. [14]).

На наш взгляд, наиболее точным и важным для определения предлагаемого нами подхода к исследованию понятия «художественно-патриотическое воспитание» является определение, данное философом Н. М. Ильичевым: «Патриотизм - это исторически сложившаяся и диалектически развивающаяся прежде всего на основе материального производства категория социальной философии, в которой отражено положительное отношение людей к своей Родине, включающая патриотическое сознание, деятельность, отношения, организацию и реализующая мировоззренческую, методологическую, коммуникативную, ценностную и другие функции» [9, с. 87].

Из данного определения следует, что патриотизм - это многогранное и многоаспектное явление, представляющее сложный комплекс свойств и характеристик, по-разному проявляющихся на различных уровнях социальной системы и несущее определенный ряд функций. По нашему мнению, в явлении патриотизма довольно близки и взаимообусловлены мировоззренческая и ценностная функции, поскольку мировоззрение представляет собой систему наиболее общих взглядов человека на мир, определяемых именно совокупностью ценностей, выраженных нравственными идеалами, морально-этическими нормами, эстетическими критериями. Таким образом, на уровне субъекта патриотизм может быть рассмо-

трен как один из компонентов структуры его личности и отнесен к области нравственных чувств и соответствующей ценностной ориентации, что позволяет исследовать это явление на основе аксиологического подхода.

Аксиологический подход предполагает рассмотрение понятия «патриотизм» с точки зрения категории «ценности», поскольку патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, духовно-нравственные, культурные и политические компоненты и представляет собой одну из наиболее значимых ценностей в обществах, исторически сформировавшихся, по выражению В. Ульянова - Ленина, в виде «обособленных отечеств» (см. [3]).

Далее, как важнейшая ценностная составляющая духовного богатства личности патриотизм характеризует уровень ее социализации, что является существенным моментом в процессе воспитания патриотического сознания.

В контексте данной статьи мы рассматриваем содержание понятия «ценности» как общепринятый эталон, как выработанные общественным сознанием и содержащиеся в нем абстрактные представления об атрибутах должного в различных сферах социума.

Патриотизм как ценность в разные периоды русской истории рассматривали В. Г. Белинский, А. И. Герцен, С. И. Гессен, Ф. М. Достоевский, Н. А. Добролюбов, Н. Е. Данилевский, И. А. Ильин, Н. М. Карамзин, И. В. Кириевский, А. С. Пушкин, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский, Н. В. Шелгунов и др. Значимый вклад в патриотическое воспитание внесли педагоги, стоящие на позициях национального воспитания, считающие основой воспитания любовь к отечеству: А. А. Мусин-Пушкин, который отразил самобытное русское понимание идеи народности просвещения; В. Н. Сорока-Росинский, рассматривавший возможность патриотического воспитания через национальный фольклор (см. [12]).

Здесь уместно привести слова выдающегося философа И. А. Ильина о том, что истинный патриотизм рождается из духовной природы человека как чувство, уходящее корнями в глубину человеческого бессознательного, любовь к родине должна быть осмыслена как творческий акт духовного самоопределения, «патриотизм всегда инстинктивен... Родина воспринимается именно

живым и непосредственным духовным опытом; человек, совсем лишённый его, будет лишён и патриотизма» [10, с. 228].

Собственно категория «ценности» вошла в терминологию гуманитарных наук начиная с 60-х годов XIX столетия, когда возросло внимание общества к проблемам нравственности и гуманизма, к субъективному фактору в целом. Аксиологический подход применительно к педагогике развивался в работах О. Г. Дробницкого, М. С. Кагана, А. М. Коршунова, В. П. Тугаринова. Поскольку многие авторы рассматривают патриотизм через ценностные ориентации (В. Г. Алексеева, Л. В. Ва-силега, С. Ю. Иванова, Н. А. Левина, В. Н. Мя-сищев, В. А. Сухомлинский и др.), это позволяет нам сделать вывод о включенности патриотизма в ценностно-смысловую сферу личности.

Так, выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «.исключительно важно то, чтобы с детства у человека была духовная жизнь в мире нравственных ценностей - святынь нашей идеологии, нашего отечества, нашей истории, нашего народа. тот, кто живет в мире нравственных ценностей, с малых лет чувствует себя сыном Отечества» [19, с. 119].

Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом формирующейся личности, определяют нравственные качества, чувства и в значительной степени уровень социализации и патриотического сознания человека. В этом контексте важнейшая роль отводится школе и образовательным учреждениям дополнительного образования, где идет формирование духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, мышления, начинается процесс национально-культурной самоидентификации.

Разделяя взгляды основоположников отечественной педагогики в том, что патриотизм воспитывается и выступает в единстве духовно-нравственной и историко-культурной компоненты личности, считаем необходимым обращение к традициям художественно-патриотического воспитания в новых и эффективных формах и методах, соответствующих запросам современной молодежи.

Вопросы, посвящённые роли искусства как средства воспитания и формирования ценностных ориентаций личности, рассматривали А. К. Бруд-нов, И. М. Власова, И. Н. Ерошенков, И. Кулка,

Т. Я. Шпикалова, Б. П. Юсов и др. Общим выводом в исследованиях вышеперечисленных авторов является то, что в сфере художественного воспитания осуществляется приобщение и сохранение народных традиций и культурно-исторического наследия как основы патриотического воспитания [17; 18].

Как утверждает Н. В. Рождественская, художник является носителем национального сознания, этим его творчество и значимо для других эпох и народов. Художник в еще большей степени, чем любой другой человек, несет ответственность за свою судьбу. Стремление, порожденное смыслом, в отличие от активности, возникшей в связи с потребностями, отдает предпочтение творчеству, то есть такому труду, который предполагает вклад в жизнь общества [15].

Художественно-патриотическое воспитание, опирающееся на богатейший потенциал русской культуры и искусства, характерно сильнейшим психоэмоциональным и интеллектуальным воздействием. Рассмотрим эти моменты подробнее.

Важно отметить, что художественное образование помимо деятельностного аспекта, направленного на раскрытие творческих возможностей учащихся в процессе художественной деятельности, имеет выраженный эмоционально-ценностный аспект, связанный с восприятием картины, сценического действия, литературного произведения. Произведения искусства, вобравшие в себя опыт предшествующих и современных цивилизаций, являются могучим источником развития эмоций и чувств человека. «Искусство -совокупность эстетических знаков, направленных к тому, чтобы возбудить в людях эмоции», -отмечал Л. С. Выготский [4].

Изучение условий, влияющих на эмоциональное восприятие художественных произведений, особенно важно в педагогике тем, что учащиеся познают мир в форме эмоционально-чувственных и понятийно-образных представлений о нем. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сказать, что наиболее «отзывчивым» периодом в развитии личности к восприятию эмоциональной сферы и нравственных качеств личности является подростковый (отроческий возраст).

Вопросам патриотического воспитания школьников средствами искусства в системе

художественного образования посвящены диссертационные исследования Э. Р. Багдасарова и И. М. Власовой. Отмечается, что психолого-педагогические аспекты развития художественного образования личности в современных условиях наряду с нравственным, эстетическим воспитанием расширяются за счет включения в него патриотического воспитания.

Резервы художественно-патриотического воспитания заключаются в самой сути художественных явлений. По мнению М. К. Мамардашвили, в отличие от логических форм передачи информации, прямо тяготеющих к ясности и конкретизации, художественная образность содержания и формы искусства придает ему почти неисчерпаемый характер. В силу этого нет, и не может быть, однозначного восприятия художественного произведения различными людьми [13].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что средства эмоционального переживания и

ценностного отношения могут быть основными опорными компонентами патриотического воспитания личности в процессе художественного образования. Воспитание патриотизма в процессе художественного образования выступает как формирование системы ценностей, отвечающих требованиям общества, достигнутого человечеством уровня культуры и индивидуального развития личности.

На основе анализа философской, социальной, педагогической литературы в качестве рабочего мы предлагаем следующее содержание понятия «художественно-патриотическое воспитание» - целенаправленное, систематическое и организованное педагогическое воздействие средствами изобразительного искусства, ориентированное на формирование личности, результаты деятельности которой будут выражаться в усвоении духовно-нравственных и базовых национальных ценностей.

Литература

1. Абалкин Л. Россия: поиск самоопределения: очерки. - М.: Наука, 2005. - 2-е изд., доп. - 464 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Андреева Л. Возможности технологий социально-культурной анимации в формировании патриотических качеств молодёжи (Результаты опытно-экспериментальной работы) // Вестн. Томск. гос. ун-та. - 2009. -№ 3(71). - С. 75-80.

3. Власова И. М. Художественное образование как фактор воспитания патриотизма в старшем юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2005. - 27 с.

4. Выготский Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1986. - 3-е изд., - 344 с.

5. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» [Электронный ресурс]. - URL: http://gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 15.10.2016).

6. Гукова И. Н. Политико-правовые аспекты гражданско-патриотического воспитания молодёжи: региональный опыт // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 880.

7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля [Электронный ресурс]: подгот. по 2-му печ. изд. 1880-1882 годов. - М.: ACT и др.: 1998. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

8. Ерошенков И. Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков: учеб. пособ. - М.: ВЛАДОС, 2004. -221 с.

9. Ильичёв И. М. О сущности, содержании и значении патриотизма // Вестн. Рос. филос. об-ва. - 2002. - № 3. -С. 84-92.

10. Ильин И. А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - 368 с.

11. Иноземцев И. В. Путинские наказы как основа патриотического воспитания студентов вузов // Патриотическое воспитание студентов в технических вузах: мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Воронеж, 26 октября 2012 года). - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т инженер. технологий, 2012. - C. 48-51.

12. История педагогики в России: хрестоматия / под общ. ред. С. Ф. Егорова. - М.: Просвещение, 1986. - 432 с.

13. Мамардашвили М. Как я понимаю философию. - М.: Прогресс, 1992. - 368 с.

14. Петрова О. Г. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы - М.: АС. Траст, 2009. -240 с.

15. Рождественская Н. В. Психология художественного творчества. - СПб.: Языковой центр, 1995. - 270 с.

16. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. - М.: Большая российская энцикл., 1998. - Т. 2: М - Я. - 672 с.

17. Силкина О. С. Дополнительное образование школьников как условие формирования и развития способностей личности // Наука и молодежь XXI века: мат-лы XIV науч.-техн. конф. студентов и аспирантов. Ч. II. Гуманитарные и социально-экономические науки, Новосибирск, 12-13 ноября 2015 года. - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2016. - С. 189-190.

18. Силкина Н. В. Модель воспитательной деятельности в организациях // Молодежь на пороге XXI века (г. Новосибирск, 30 марта 2000 года). - Новосибирск: Изд-во СГУПСа, 2000. - С. 27-29.

19. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека. - М.: Педагогика 1990. - 288 с.

20. Шалаева С. Л., Шалаев В. П. Либеральный фактор глобального капитализма и западофикации мира // Конфликтология. - 2016. - № 1. - С. 27-52.

21. Шевцова М. М. Содержание учебных дисциплин в патриотическом воспитании обучающихся: образовательные возможности // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2016. - № 35. - С. 221-226.

References

1. Abalkin L. Rossiya: poisk samoopredeleniya: ocherki [Russia: search for identity: essays on]. Moscow, Nauka Publ., 2005. 464 p. (In Russ.).

2. Andreeva L. Vozmozhnosti tekhnologiy sotsial'no-kul'turnoy animatsii v formirovanii patrioticheskikh kachestv molodezhi (Rezul'taty opytno-eksperimental'noy raboty) [The enabling technologies of socio-cultural animation in the formation of Patriotic qualities of youth (Results of experimental work)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk state university], 2009, no. 3, pp. 75-80. (In Russ.).

3. Vlasova I.M. Khudozhestvennoe obrazovanie kak faktor vospitaniya patriotizma v starshem yunosheskom vozraste. Avtoref. diss. kand. ped. nauk [Artistic education as a factor of patriotic education in early adulthood. Author's abstract of diss. PhD in pedagogy]. Rostov-na-Donu, 2005. 27 p. (In Russ.).

4. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of art]. Moscow, Pedagogika Publ., 1986. 344 p. (In Russ.).

5. Gosudarstvennaya programma "Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossiyskoy Federatsii na 2016-2020 gody" [The state program "Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation for 2016-2020"]. (In Russ.). Available at: http://gospatriotprogramma.ru/programma%202016-2020/proekt/proekt.php (accessed 15.10.2016).

6. Gukova I.N. Politiko-pravovye aspekty grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi: regional'nyy opyt [Political and legal aspects of civil-patriotic education of young: regional experience]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 2-2, p. 880. (In Russ.).

7. Dal' V.I. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka Vladimira Dalya [Explanatory dictionary of the living great Russian language by Vladimir Dal]. (In Russ.). Available at: http:Wwww.V-dal.ru/ (accessed 17.12.2016).

8. Eroshenkov I.N. Kul'turno-vospitatel'naya deyatel'nost' sredi detey i podrostkov: uchebnoe posobie [Cultural and educational activity among children and young adults: teaching guide]. Мoscow, VLADOS Publ., 2004. 221 p. (In Russ.).

9. Il'ichev I.M. O sushchnosti, soderzhanii i znachenii patriotizma [On the essence, content and value of patriotism]. Vestnik Rossiyskogo filosofskogo obshchestva [Bulletin of Russian philosophical society], 2002, no. 3, pp. 84-92. (In Russ.).

10. Il'in I.A. Put'k ochevidnosti [Thepath to the evidence]. Moscow, Respublika Publ., 1993. 368 p. (In Russ.).

11. Inozemtsev I.V. Putinskie nakazy kak osnova patrioticheskogo vospitaniya studentov vuzov [Putin's orders as the basis of Patriotic education of University students]. Patrioticheskoe vospitanie studentov v tekhnicheskikh vuzakh: Materialy III mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Voronezh, 26 oktyabrya 2012 goda) [Patriotic education of students in technical universities: proceedings of the III international scientific-practical conference]. Voronezh, 2012, pp. 48-51. (In Russ.).

12. Istoriya pedagogiki v Rossii: khrestomatiya [History of pedagogy in Russia. Reader]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1986. 432 p. (In Russ.).

13. Mamardashvili M. Kak ya ponimayu filosofiyu [As I understand the philosophy]. Мoscow, Progress Publ., 1992. 368 p. (In Russ.).

14. Petrova O.G. Patrioticheskoe vospitanie segodnya. Analiz, problemy, perspektivy [Patriotic education today. The analysis, problems, a prospect]. Moscow, AS. Trast Publ., 2009. 240 p. (In Russ.).

15. Rozhdestvenskaya N.V. Psikhologiya khudozhestvennogo tvorchestva [Psychology of artistic creativity]. St. Petersburg, Yazykovoy tsentr Publ., 1995. 270 p. (In Russ.).

16. Rossiyskaya pedagogicheskaya entsiklopediya: v 2 tomah [Russian pedagogic encyclopedia: in 2 volumes]. Ed. V.V. Davydov. Мoscow, Bol'shaya Rossiyskaya Entsiklopediya Publ., 1998, vol. 2: M-Ya. 672 p. (In Russ.).

17. Silkina O.S. Dopolnitel'noe obrazovanie shkol'nikov, kak uslovie formirovaniya i razvitiya sposobnostey lichnosti [Supplementary education of schoolers as condition for formation and development of individual creative abilities].

Nauka i molodezh'XXI veka. Materialy XIV mezhdunarodnoy nauchno-tekhnicheskoy konferentsii studentov i aspi-rantov. Ch. II. Gumanitarnye i sotsial'no-ekonomicheskie nauki, Novosibirsk, 12-13 noyabrya 2015 goda [Science and youth of the XXI century. Proceedings of XIV scientific-technical conference undergraduate and graduate students Part II. humanitarian and socio-economic Sciences, Novosibirsk, November 12-13, 2015]. Novosibirsk, Siberian State University of Railway Engineering Publ., 2015, pp. 189-190. (In Russ.).

18. Silkina N.V. Model' vospitatel'noy deyatel'nosti v organizatsiyakh [Model of educational activity in organizations]. Molodezh' na poroge XXI veka [Young people on the threshold of the XXI century]. Novosibirsk, SGUPSa Publ., 2000, pp. 27-29. (In Russ.).

19. Sukhomlinskiy V.A. Kak vospitat' nastoyashchego cheloveka [How to educate a real human being]. Moscow, Pedagogy Publ., 1990. 288 p. (In Russ.).

20. Shalaeva S.L., Shalaev V.P. Liberal'nyy faktor global'nogo kapitalizma i zapadofikatsii mira [Liberal factor of global capitalism and zapadofikation of the world]. Konfliktologiya [Konfliktologija], 2016, no. 1, pp. 27-52. (In Russ.).

21. Shevtsova M.M. Soderzhanie uchebnykh distsiplin v patrioticheskom vospitanii obuchayushchikhsya: obrazovatel'nye vozmozhnosti [Content of education disciplines in patriotic education of students: education opportunities]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo state university of culture and arts], 2016, no. 35, pp. 221-226. (In Russ.).

УДК 378.14

ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА-ХОРЕОГРАФА К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Палилей Александр Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: palileyav@mail.ru

Бондаренко Анастасия Александровна, старший преподаватель, кафедра народного танца, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: reingardtvi@mail.ru

Существующая система подготовки педагогических кадров в области хореографического искусства, отвечающая стратегическим перспективам отечественного образования, в настоящее время требует определённой модернизации. Проблема модернизации образовательной системы заключается в повышение ее качества, интеграции образовательной, научной и практической деятельности, что является одним из приоритетных направлений. Проектирование профессиональной деятельности, умение ориентироваться в нестандартных ситуациях, предвидение последствия ее преобразований для выпускника-хореографа вуза культуры, молодого специалиста, становится важным. Для будущего педагога-хореографа проектирование профессиональной деятельности актуализируется еще и потому, что он должен сформировать это умение у своих обучающихся. Поэтому подготовка педагогов-хореографов должна осуществляться с учетом компетентностного подхода на основе тесной взаимосвязи содержания дисциплин педагогического и профессионального циклов. В будущей профессиональной деятельности способность к самореализации личности поможет студентам успешно решать возникающие профессиональные противоречия и задачи.

Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности требует решения профессионального развития педагогов-хореографов системы дополнительного образования, подготовки магистров хореографического профиля на основе преемственности образовательных ступеней.

Ключевые слова: педагог-хореограф, модернизация, профессиональная деятельность, умения, навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.