Научная статья на тему 'Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи на примере движения «Юнармия»'

Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи на примере движения «Юнармия» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1259
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / "ЮНАРМИЯ" / МОЛОДЕЖЬ / STATE EDUCATIONAL POLICY / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / «UNARMIA» / YOUTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гранкин Валерий Егорович

В данной статье рассматриваются основные положения и перспективы современной государственной образовательной политики по вопросам военно-патриотического воспитания молодёжи на примере «ЮНАРМИИ»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF STATE EDUCATIONAL POLICY ON MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH ON THE EXAMPLE MOVEMENT "UNAME"

This article discusses the basic provisions and prospects of modern state educational policy on military-Patriotic education of youth on the example of "UNAME"

Текст научной работы на тему «Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодёжи на примере движения «Юнармия»»

УДК 32.323

Гранкин Валерий Егорович, кандидат педагогических наук, доцент Курского государственного университета

e-mail: grankinve@yandex.ru

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ПО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ МОЛОДЁЖИ НА ПРИМЕРЕ ДВИЖЕНИЯ «ЮНАРМИЯ»

Аннотация: в данной статье рассматриваются основные положения и перспективы современной государственной образовательной политики по вопросам военно-патриотического воспитания молодёжи на примере «ЮНАРМИИ»

Ключевые слова: государственная образовательная политика, военно-патриотическое воспитание, «ЮНАРМИЯ», молодежь

Grankin Valery, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor Kursk state University

e-mail: grankinve@yandex.ru

ANALYSIS OF STATE EDUCATIONAL POLICY ON MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH ON THE EXAMPLE MOVEMENT

"UNAME"

Abstract: this article discusses the basic provisions and prospects of modern state educational policy on military-Patriotic education of youth on the example of "UNAME"

Keywords: state educational policy, military-patriotic education, «UNARMIA», youth

Патриотизм - это понятие,существующее с античных времен во всех странах Мира. На основании определения, данного 1 мая 2016 года, президентом России, патриотизм - это самоотверженная работа на благо Отчизны.

Именно патриоты первыми встают на защиту Родины, в случае необходимости; патриоты, имея различные взгляды на экономическое и политическое развитие государства, всегда ставят во главу угла интересы страны и, в конце концов, патриоты никогда не предают Родину. По мнению большинства ветеранов Великой Отечественной войны, именно благодаря любви к Родине граждан СССР, то есть патриотизму, Советский Союз победил в самой страшной войне в истории человечества, а после Великой Победы, сумел в рекордно сжатые сроки восстановить народное хозяйство и обеспечить технологический прорыв с освоением космического пространства и по другимнаправлениям развития страны.

Таким образом, патриотическое воспитание является важнейшей составляющей в государственной политике любогогосударства Мира. Очевидно, что

патриотическое воспитание - это сложный процесс, в который должны быть вовлечены: семья, деятели и учреждения культуры и искусства, средства массовой информации, общественные организации, но большую часть задач по формированию гражданской позиции молодежи решают образовательные учреждения. Следовательно, военно-патриотическое воспитание является составной частью государственной образовательной политики.

Военно-патриотическое воспитание молодёжи осуществляется в рамках государственной образовательной политики в большинстве стран, например, США, хотя, в этой стране используется иная терминология - формирование морального духа и политическое образование. На крайне высоком уровне была развита система военно-патриотического воспитания в СССР,при этом, необходимо отметить, что военно-патриотическое воспитание в Советском Союзебы-ло построено на основе коммунистической идеологии.В России в период 90-х годов XX века государственная политика в области военно-патриотического воспитания молодёжи полностью отсутствовала, советская система работы, по данному направлению, была ликвидирована. Как следствие, в период 90-х годов ХХвека наблюдался крайне низкий престиж службы в силовых структурах (прежде всего, в вооружённых силах) и, катастрофическая ситуация с призывом в армию. Таким образом, ставились под угрозу государственный суверенитет и целостность страны. В этот период, военно-патриотическое воспитание, осуществлялось по автономной инициативе некоторых образовательных учреждений и ветеранских организаций. Восстановление работы по военно-патриотическому воспитанию в рамках государственной образовательной политики в России произошло в началеХХ1 века.

В конце 2015 г. правительством России была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы». Цель программы: создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.

Наибольший эффект в формировании гражданской позиции может быть обеспечен в том случае, если работа по её формированию начнется с учащимися школ, начиная с младших классов.

Исходя из обозначенных принципов, в соответствии с законом «Об общественных объединениях»[1], 1 сентября 2016, на основании указа президента России, по инициативе Министра обороны РФ, начала работу Всероссийское детско-юношеское военно-патриотического движения «Юнар-мия».Учредителями «Юнармии» стали председатель ДОСААФ России генерал-полковник А. Колмаков, глава Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил России генерал армии В. Ермаков, первая в мире женщина-космонавт генерал-майор В. Терешкова, председатель Союза десантников России генерал-полковник В.Востротин, первый вице-президент РГО А.

Чилингаров, а также двукратная олимпийская чемпионка по спортивной гимнастике С.Хоркина. Возглавил данную организацию олимпийский чемпион по бобслею Д. Труненков.

Движение «Юнармия», на сегодняшний день, представлено в 76 субъектах Российской Федерации, численность организации более 75 тысяч, прогнозируется увеличение численности юнармейце до нескольких сотен тысяч. При создании движения учитывался опыт советской Детско-юношеской добровольной общественной организации «Движение юных патриотов» (ДЮП), созданной в 1990 году на основе интеграции военно-спортивной игры «Зарница», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов. Кроме того, учитывался опыт скаутских движений начала XX века.

Движение было создано в целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, создания благоприятных условий для гармоничного развития личности детей, формирования нравственных ценностей и ориентиров, а также военно-патриотического воспита-ния.Цель движения - вызвать интерес у подрастающего поколения к географии и истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев.

Региональные центры «Юнармии»работают в тесном взаимодействии с воинскими частями, Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ), Центральным спортивным клубом армии, ветеранскими организациями, поисковыми клубами. Вступить в организацию может любой школьник России.

Как показывает анализ планов работы «Юнармейских» организаций на местах (то есть, в образовательных учреждениях), движение в соответствии с поставленной и выше обозначенной целью, решает следующие задачи:

1. Воспитание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства, свободы и независимости, защита Отечества.

2. Допризывная подготовка молодежи к дальнейшему прохождению воинской службы в рядах Российской армии.

3. Повышение престижа военной службы.

4. Пропаганда здорового образа жизни, популяризация прикладных видов спорта.

Аналитическая работа деятельности Юнармиивыявляет, что поставленные задачи решаются такими средствами, как:

1. Организация юнармейских летних военно-спортивных лагерей;

2. Проведение военно-спортивных соревнований;

3. Проведениевахт памяти по поисковой работе в местах боёв Великой Отечественной войны;

4. Организация юнармейских постов у мемориалов Воинской Славы;

5. Организация юнармейской помощи ветеранам;

6. Волонтерская деятельность юнармейцев;

7. Проведение уроков мужества с юнармейцами;

8. Участие юнармейцев в ликвидации чрезвычайных ситуаций;

9. Проведение исторических олимпиад для юнармейцев;

10. Исторические реконструкции с участием юнармейцев.

В программу подготовки юнармейцев, кроме дисциплин, входящих в основную образовательную программу средней школы входят: стрельба из боевого оружия, оказание первой медицинской помощи, ориентирование по карте, углубленное изучение истории и географии, краеведение.

В Курской области, региональное отделение Всероссийского детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия» создано учредительным собранием по совместной инициативе областного военного комиссариата, Администрации Курской области в лице профильных комитетов, «ДОСААФ России» и ветеранских организаций. На сегодняшний день, в организацию вступило 1600 курских школьников.

Некоторые политики и историки проводят параллель между юнармейца-ми и юными защитниками Родины времён Великой Отечественной войны. По данным Межрегионального (Российского) союза юных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 годов[2], порядка 300 тысяч несовершеннолетних ребят добровольно взяли в руки оружие, и ушли на фронт - защищать Родину. Они геройски сражались на всех фронтах, во всех родах войск, награждены большим количеством боевых наград, есть среди них и Герои Советского Союза. В строю сынов и дочерей полков такие наши знаменитые соотечественники, как: писатель исторических романов В. Пикуль (воевал на боевых судах Северного флота), космонавт К. Феоктистов (воевал в разведке), певец И. Суржиков (воевал в пехоте), народная актриса СССР Э. Быстрицкая (воевала в ме-дицинско-санитарном батальоне) и многие другие. Порядка 50 тысяч юных защитников Родины навсегда остались на полях сражений. Безусловно, многие юнармейцы ориентируются на продолжение учёбы в вузах силовых структур после окончания школы, но,обращаясь к юнармейцам Министра обороны РФ С. Шойгу сказал: «Мы хотим, чтобы вы могли гордиться подвигами отцов и дедов, чтобы вы могли быть готовы к свершению больших, серьезных шагов в своей жизни, каковыми являются служение родине. Не обязательно это будет армия, и не обязательно мы предполагаем, подготовить вас к военной службе».

На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что «Юнармия», является одной из базовых составляющих военно-патриотического воспитания в рамках государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи, имеющей большие перспективы в воспитании граждан России с чувством любви к Родине, готовых, в случае необходимости, встать на её защиту.

Список источников:

1. Федеральный закон«Об общественных объединениях» от 19.05.1995 N 82-ФЗ. В

2. Подобед, А.И. Скидок на возраст не было. - М.: ИПО «У Никитских ворот», 2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.